Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane — Как снимать самолёты на авиашоу: советы Артёма Каширина

Уроки фотографии: авиашоу

Авиашоу обычно привлекает большое количество зрителей, которые с замиранием сердца смотрят на дорогущие самолеты, совершающие невероятные трюки в небе. Где же еще у нас появится возможность сфотографировать прекрасные самолеты, которые умело выделывают всевозможные петли и трюки в воздухе. И в отличие от рок-концертов, где в последнее время снимать запрещается, авиашоу – открытое мероприятие для фотографа с необходимыми оборудованием и знаниями.

Каждое лето по всему миру проводятся авиашоу, которые поражают воображение зрителей своими масштабами и зрелищностью. В дополнение к тому, что происходит в воздухе, обычно проводятся и парады, и выставки на земле. Для фотографа здесь открываются почти безграничные возможности. Если вы хоть раз попадали на авиашоу с фотоаппаратом, скорее всего, вы захотите посетить такое мероприятие еще хотя бы раз.

Советы, которые вы найдете в этой статье, основаны на моем опыте съемки авиашоу в Нью-Йорке.

День шоу

Лучше приехать на место проведения авиашоу заранее, хотя бы за час, чтобы спокойно найти место для парковки, если вы на машине, и поискать ракурсы, откуда шоу будет лучше просматриваться. На шоу может собраться очень много людей (до десятков тысяч). И если вы приедете за 5 минут до начала шоу, есть вероятность, что вам уже будет проблематично установить оборудование среди толпы. Хорошее место обзора – чуть ли не самое важное в такой съемке, т.к. оно подразумевает, что вы успеваете сфокусироваться на объекте и проследить его движение. Если есть возможность, я устанавливаю технику в тени, но и учитываю, что мне необходим полный обзор шоу, и желательно, по центру. Однако, в аэропортах или на военных базах деревьев не найти, чтобы встать в тенек. Поэтому не забудьте взять с собой фильтр, который защитит камеру от прямых солнечных лучей (поляризационный, например).

Выбор объективов

В первый раз много лет назад я снимал авиашоу на объектив 28-135mm. Однако если самолет не пролетал прямо надо мной, я понимал, что нужна другая техника. Поэтому теперь я фотографирую шоу на 70-200mm объектив, если действие происходит прямо над головой и 400mm для более детальных снимков. У меня не полнокадровая камера, поэтому 400mm на камере с матрицей кроп-фактора 1.6 превращается в отличный объектив 640mm. Не забывайте, что шоу может длиться и несколько часов, поэтому вы можете устать управлять огромным объективом. Тут вам поможет система стабилизации изображения и, конечно же, штатив. И хотя я в основном фотографирую на телеобъективы, на более широкоугольные объективы тоже получаются интересные работы, особенно, когда в небе группа самолетов выполняет пируэты. Используя разные объективы, вы поедете домой с прекрасной коллекцией разнообразных фотографий.

Выдержка

Остановить движение машины, которая носится со скоростью 500 миль в час, достаточно сложно. Здесь выдержка должна быть примерно 1/1000. Но как всегда, из любого правила есть исключения. Если в небе старинные самолеты, то на выдержке 1/1000 вы остановите не только движение самого самолета, но и даже его пропеллеров, что будет выглядеть не натурально. Чтобы показать движение пропеллеров, снимайте на 1/90, например, но в зависимости от скорости передвижения самолета, можете изменять этот показатель и до 1/60.

Автоматический замер экспозиции

В некоторых ситуациях автоматический замер экспозиции в современных цифровых зеркальных камерах ошибается. Когда вы фотографируете самолет на фоне чистого синего неба, автоматические настройки камеры приводят к правильно экспонированному небу, а самолета как будто и не было в кадре. Чтобы полностью контролировать эту ситуацию, я снимаю на ручном режиме. Полуавтоматические настройки камеры будут полезны только в том случае, если вы умеете пользоваться гистограммой и, отталкиваясь от ее показателей, вносите изменения в настройки. Я заметил, что чаще всего снимаю на: 1/1000, ISO 400 и f/5.6. Но, конечно, эти показатели зависят от погоды и времени суток.

Фокусировка

Вместо того, чтобы пытаться поймать самолет в идеальной композиции, я предпочитаю делать много кадров одного пролета в режиме серийной съемки. Такая методика помогает сделать больше хороших фотографий. К счастью во многих камерах есть функция следящей фокусировки – AI Servo. Держите центр фокусировки на пролетающем самолете. Вы следите за ним через ваш видоискатель, а камера будет держать фокус на самолете по мере его передвижения. Когда вы готовы сделать кадр, просто нажмите на кнопку спуска затвора. Кроме того, организаторы авиашоу специально просят летчиков замедляться в определенные моменты, чтобы фотографы успели запечатлеть все необходимое. Но не расслабляйтесь, затем самолет снова набирает скорость спустя несколько секунд.

Карты памяти

Как показала практика, место на карте памяти заканчивается достаточно быстро, поэтому я беру с собой внешний жесткий диск, чтобы перекидывать фотографию туда во время съемки. Когда я уверен, что фотографии скинулись на внешний диск, я форматирую карту памяти и продолжаю фотографировать. Я предпочитаю снимать в RAW, однако, если у вас нет внешнего жесткого диска, скорее всего, вам придется снимать в JPEG.

Что фотографировать

Отличное дополнение к самолетам – следы дыма. Эти следы появляются очень быстро – это инверсионный след, возникающий из-за выброса отработанных газов через выхлопную трубу. Этот след от самолета помогает создать более интересную композицию. Также белый дым добавляет разнообразия в контрастную сцену “самолет-небо”. Также я всегда стараюсь сделать фотографии, на которых взаимодействуют 2 (и более) самолета. Когда два пилота пролетают на самолетах мимо друг друга чуть ли не касаясь крыльями, на фотографиях это выглядит не менее великолепно, чем на самом деле.

Невозможное станет возможным, или Как фотографировать самолеты?

Авиашоу воплощает детские фантазии о великолепных полетах самолетов и желание быть непобедимым в реальность. Наверное, поэтому на этих «крылатых» представлениях можно увидеть все поколения семей — от дедов и мальчишек до молодых людей, которые не просто любуются аэросалоном, но и замирают с камерой в руках, глядя в небо, пытаясь вернуть свои детские ощущения и воспоминания.

Итак! Как фотографировать авиашоу?

Как и для любого фотографического жанра, фотокамер, которыми можно снимать авиашоу, превеликое множество. Выбрать можно любую — начиная от самых дорогих и заканчивая бюджетными вариантами. Просто всегда помните, что основную работу выполняет не камера, а пространство между ушами, от работы которого зависит будут ли ваши фотографии лучше, чем у других или нет.

Несколько советов для получения лучших снимков!

Снаряжение
Камера: DSLR, штатив или монопод для устранения шевеленки.

Объективы: желательно телевик 50-200 мм F2.8-3.5 для тех самолетов, что летают на уровне зрителей; 2x телеконвертер, чтобы увеличить фокусное расстояние и что-то для широкого угла, чтобы попробовать получить фотографии с драматической перспективой.

Память и аккумуляторы: не забывайте о запасных батареях. В любой момент времени в вашем кофре должны быть запасные батареи. Всякий раз, готовясь к съемке, убедитесь в том, что у вас достаточно питания для камеры и его хватит на несколько часов интенсивной съемки. Нет, пожалуй, ничего более раздражающего, чем в отличный съемочный день неожиданно обнаружить, что из-за серийной съемки у вас осталось места на карте памяти буквально для пары кадров. Чтобы судорожно не стирать «лишнее», руководствуясь только небольшим изображением на дисплее фотокамеры, закиньте в кармашек сумки или жилета парочку дополнительных карточек. Кстати, об одежде!

Одежда
Носите шляпу или бейсболку! Не стоит перегревать голову. Держите столь тонкий в настройке инструмент подальше от солнечных лучей. Наденьте брюки-карго и фотожилет. На некоторых авиасалонах вам не позволят пройти на территорию, увешанному сумками и кофрами, поэтому множество карманов и кармашков вам очень могут пригодиться. На всякий случай все самое ценное спрячьте в зиплок-пакеты, чтобы сохранить в безопасности.

Аксессуары

Солнцезащитный крем, беруши, удобная обувь и вода.

1. Если у вас есть практика съемки других быстродвижущихся объектов, она вам пригодится и на авиашоу.

2. Универсальное правило заключается в следующем: «Не снимайте с выдержкой в два раза меньшей, чем ваше фокусное на длинном конце». Другими словами, если вы используете 100-400 мм объектив, скорость затвора должна быть не ниже 1/800.

Есть исключение из правила. Для самолетов с пропеллером, т.е. поршневых, нельзя использовать короткую выдержку. Она «заморозит» движение пропеллера в воздухе и самолеты будут выглядеть неестественно. Профессионалам и сведущим людям, которые потом будут смотреть на ваши фотографии, может показаться, что машина сейчас упадет, потому что находится в нерабочем состоянии. Используйте чуть большую выдержку, чтобы захватить все едва уловимые движения и слегка размыть изображение пропеллера.

Подобное может быть достигнуто, если вы снимаете с выдержкой где-то от 1/125 до 1/180. Съемка в непрерывном режиме повысит вероятность получения хороших кадров.

3. Используйте в камере режим приоритета выдержки. Установите значение порядка 1/1000. Это поможет устранить шевеленку, вызванную дрожанием рук. Для среднестатистического фотографа данный метод прекрасно работает. Тем не менее, при прочих равных, в режиме приоритета выдержки, камера регулирует раскрытие диафрагмы, что в свою очередь приводит к размытостям другого порядка — из-за уменьшения глубины резкости. Именно поэтому увеличение скорости затвора не является идеальным решением.

4. Для тех, кому нравятся фотографии летающих объектов, когда они сняты на короткой выдержке, следует переводить камеру в мануальный режим съемки, устанавливать диафрагму на средних числах (от f5.6 до f11 в зависимости от яркости освещения) и пробовать выдержку около 1/800. Опять же, в зависимости от яркости дня.

Читайте также:  Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры — Как выбрать качественный светофильтр?

5. После того, как у вас дойдет дело до снимков зрителей или фотографирования стационарных самолетов, переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Большинство шоу проходят в хорошую погоду, поэтому можно не особо беспокоиться по поводу количества света. Делайте снимки так, как для вас комфортно. Попробуйте, например, съемку с диафрагмой f9.0 или даже f2.8, если увидите что-то для макро-изображений.

6. Отправляйтесь на авиашоу пораньше. Время вам необходимо для того, чтобы осмотреться и пристреляться. Как выбрать лучшее место? Лучшее место там, где вы увидите фотографов с большими линзами. Не позволяйте им себя запугать. Тихонечко пристройтесь рядом и помните про совет номер один — качество фотографий напрямую зависит от того, что находится между ушами фотографа.

7. Будьте готовы к некоторым разочарованиям! Вы обязательно пропустите время и у вас окажется целая куча кадров с половиной самолета или размытые снимки, включающие чью-то голову. Не удаляйте ничего, пока не посмотрите все изображения на большом мониторе компьютера. Пока вы будете очищать свою карту памяти — пропустите что-нибудь важное, что в тот момент будет происходить в воздухе.

Самое главное

Авиашоу — это очень весело. Не погружайтесь в процесс съемки так глубоко, чтобы забыть, что пришлю на аэросалон для того, чтобы хорошо провести время с семьей. Безусловно круто дополнить свое портфолио великолепными кадрами, но куда будет круче, если этот поход останется в памяти вашего ребенка как самое замечательное событие и эпизод детства.

Kevin Pepper, перевод С.Заводова Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Фотосъемка на авиашоу

Фотосъемка авиашоу – возможно один из самых трудных, но стоящих усилий жанров для любого фотографа-любителя. Волнение от самолетов, просвистывающих мимо на скорости 300 узлов (555 км/ч), гул мотора Аллисон, истерия толпы, создают все условия для прекрасной фотосъемки.

Снаряжение

Как и с любым хобби, фотография в целом может обходиться так дорого, как вы можете себе позволить. И авиационная фотография, конечно, не является исключением. Ваша камера и объективы могут варьироваться от купленных на распродаже в супермаркете, до разорительных монстров, но что бы вы ни выбрали, первое правило – изучите вашу камеру.

Мой собственный комплект для авиашоу состоит из следующего:

Камера

Pentax * IST DL. Хоть он не столь популярен как Canon и Nikon (и это мне приносит довольно много высокомерных взглядов), он маленький и компактный. Его разрешения в 6,1 мегапикселей, более чем достаточно для любых задач, которые я с ним решаю.

Объективы

Pentax 18-55mm. Хороший широкоугольный объектив необходим, особенно чтобы снять Б-17 от кончика до кончика крыла или кабину CH-47. Он также будет на вес золота для съемки перспектив с толпой.

Sigma 70-300mm. Хотя и не самый лучший из объективов, но самый длинный, что у меня есть. Все изображения на этой странице, были сняты на длинном конце его диапазона. Приличный объектив, как этот, и немного внимательного планирования (которое будет обсуждаться позже) могут привести к удивительным снимкам.

Карты памяти и батарейки

Мой Pentax использует карты SD и я беру не менее 1 Гб, каждый раз, когда я выхожу из дома. В идеале я беру столько карт, сколько поместится в карманах, но обычно у меня при себе как минимум шесть штук на день. Если вы снимаете в RAW, как я, берите столько карт, сколько у вас есть. Моя камера работает от двух батареек CR-V3 или от четырех батареек типа “АА”. Лично я предпочитаю NiMH-аккумуляторы и всегда имеют дополнительный комплект при себе

Одежда, головной убор, а также различные безделушки

Головные уборы. Вы хотите, чтобы ваша дыня пылала как пунцовая вишня? Я знаю, что нет. Поэтому лучше использовать этот бугор над плечами, как подставку для шляпы. У меня есть выбор между убитой вусмерть бейсболкой или такой же потрепанной панамой, оставшейся от службы в армии. Выбирая между ними, я беру панаму каждый раз, благодаря её полям.

Разгрузочные брюки / шорты

До последнего времени это было все, в чем, я должен был нести свое снаряжение. Благодаря обычным безумным правилам относительно того, что вы можете и не можете взять на авиашоу здесь, в Штатах, рюкзаки не вариант и большие карманы брюк / шорт значительно упрощают переноску всякой всячины.

Застегивающиеся пакеты

Поскольку рюкзаки – табу на большинстве авиашоу в Штатах, все, что я должен засунуть в карманы, все мои объективы, карты и батареи помещались в эти универсальные прозрачные пластиковые мешки. Это упрощает проход через металлодетекторы, поскольку все что вам нужно сделать – это передать охране прозрачный пластиковый мешок для проверки. Лучше всего мешки размером с галлон (примерно 4 литра). Они особенно пригодятся если начнется дождь и вы захотите, превратить один из них в дождевик для вашей камеры.

Солнцезащитный крем

Помните, пунцово-красную вишню, о которой говорилось выше? Ну, чем выше SPF (солнцезащитный фактор), тем лучше. И не важно, пасмурное небо или нет, нанесите его. Забудьте это раз и вы никогда не забудете это снова.

Беруши

Самолеты громкие. Сейчас правда я не пользуюсь берушами потому что я люблю звук проносящихся самолетов, и я уже «туговат на ухо» благодаря армии, но пара комплектов одноразовых берушей – хорошая идея для более чувствительных среди нас. (Моим детям не разрешается посещать шоу без них.)

Складные стулья

На некоторые авиашоу вам не позволят приносить их в чехлах, в которых они покупались, но хороший складной стул может быть настоящей находкой. У меня есть один такой – вроде складной кушетки, который я купил на выставке три года назад. Он служит мне в качестве основной базы для работы на выставках, а также может быть стулом для двух человек.

Зонт от солнца

Опять же запрещенный на некоторых авиашоу, но как ни странно продающийся на них. У меня есть два, купленных вместе на одном из авиашоу. На зонтах символика пилотажных групп. На одном – «Голубых ангелов», на другом – «Буревестников». Они крепятся к ручке моего стула и облегчают выбор места съемки по цене краковской колбасы или посещения местного туалета.

Гидратор

Этот трехлитровый рюкзак жидкой любви – мой лучший друг. Несмотря на то, что на многих шоу запрещают даже это, полный пузырь высококачественной H2O, привязанный к спине, избавит вас не только от обезвоженности, но и сэкономит ваши деньги от покупки на шоу воды в бутылках. Заполните его предыдущим вечером, бросьте в морозилку и в течение дня вы будете вознаграждены свежей прохладной водой.

Удобная обувь

Это должно быть очевидно, но я включу это ради друзей, которых что я видел в стильных сандалях на авиашоу. Вероятно, вы будете на ногах от начала и до конца шоу, так что избавьте ноги от страданий и наденьте что-нибудь удобное.

Фото-жилет

Я недавно приобрел фото-жилет, который только предстоит взять на авиашоу, но он меня уже покорил. Хороший жилет должен быть удобным и дышащим и по крайней мере на размер больше, чем вы думаете, что вам нужно. Почему? Потому что его можно надеть поверх куртки или пальто. И бонусом будет то, что у охраны не бывает претензий к нему.

Запасная камера

Неплохо взять с собой простую запасную камеру, если она у вас есть. Конечно, это больше, предназначено для людей с зеркалками, но и мыльница будет востребована. Зачем? Для того приятеля, которого вы взяли с собой. Взятый с собой друг, супруг, ребенок и т.д. является одним из лучших так сказать комплектов, который вы можете взять с собой, имея камеру для них (если у них нет своей).

Будет хорошо, если они смогут снимать отличные от ваших ракурсов. И ваш приятель убивает двух зайцев: помимо съемки дополнительных фотографий, он также может отснять то, что вы снимать не успеваете. Окружая себя друзьями, вы тем самым создаете силовое поле, удерживающее детей, которые требуя лучшего обзора, топчутся по вам и вашему оборудованию.

Штативы?

Штативы – плохая идея. Моноподы чуть лучше, но все равно плохо. Оба только мешают и создают трудности. Гораздо лучше, если вы можете это себе позволить – фотоприклад (он в моем списке пожеланий, наряду с телевиком Бигма). Я видел это на шоу до – панорамирование с ним чудесно.

Защита от дождя

Погода на авиашоу как правило хорошая, но иногда это не так. Убедитесь, что вы захватили с собой защиту от дождя, которая у вас есть. Особенно для камеры. Дешевый дождевик или небольшой зонтик могут прослужить долго, и все эти застегивающиеся мешки, которые вы носили с собой, действительно пригодятся, когда начнут падать капли. Я беру свои независимо от прогноза погоды, потому что, увы, синоптики иногда ошибаются, а под крылом Випера смогут пометиться не все желающие.

Приготовьте наличные

Лучшее авиашоу – это бесплатное авиашоу. но не бывает по-настоящему бесплатных авиашоу. Да, конечно, некоторые имеют бесплатный вход, но с платной парковкой. Бывает бесплатная парковка, но еда и напитки на шоу стоят дорого. Некоторые обирают вас всеми силами с самого начала. Возьмите с собой немного наличных, а не только пластиковые карты. Некоторые продавцы во время шоу принимают карточки, но не большинство. Поэтому убедитесь, что у вас достаточно капусты на все мелочи на выставке. И не забудьте сохранить немного на сувениры, футболки, постеры и нашивки.

Советы:

Съемка

Я могу говорить от этом вечно, но чтобы не усложнять вещи, скажу просто. Прежде всего, не снимайте с выдержкой медленнее чем удвоенное фокусное расстояние длинного конца используемого объектива. Иначе говоря, если вы используете объектив 70-300 мм., то выдержка должна быть не короче 1/600.

Читайте также:  Лучшие фотоаппараты Nikon

Существует важное исключение из этого обобщения – съемка самолетов с пропеллером. Проблема съемки пропеллеров в том, что если вы снимете их с короткими выдержками, снимок будет выглядеть неестественно – винт будет неподвижен в полете. Гораздо лучше снимать их с более длинной выдержкой, сохраняя небольшой смаз пропеллера. Смаз происходит, когда выдержка достаточно медленна чтобы запечатлеть хотя бы часть дуги от кончика винта.

Я обычно снимаю это на выдержках от 1/125 до 1/180, но результаты непостоянны, что вынуждает меня работать в режиме серийной съемки. Шансы получения удачного снимка значительно увеличиваются при съемке в скоростном серийном режиме, если вы не забудете оставлять палец на спуске достаточно долго.

Когда доходит до статичных снимков и снимков толпы, я переключаюсь в режим приоритета диафрагмы (Av). Учитывая, что авиашоу как правило проходят в достаточно хорошую погоду, вам не приходится беспокоиться о недостатке света во время съемки. Снимайте как вам удобно.

Место, место, место

Приходите на шоу пораньше, чтобы отыскать лучшее место для съемки. Его можно найти двумя способами. Первый из них – найти место, где уже стоят все люди с дорогими камерами, и второй – это найти центр шоу.

Центр шоу – это где обычно находится ведущий и откуда координируется все действие. Становитесь как можно ближе к центру шоу и выдвигайтесь вперед так далеко как сможете. Если вы окажетесь там достаточно рано, вы будете вознаграждены местом перед ограждением, и избавлены от присмотра за детьми, которые могут оказаться перед вами и испортить вам кадр. Как только вы получите это лучшее место, раскладывайте стул и зонтики и устраивайтесь поудобнее в ожидании начала шоу.

Планируйте день

Авиашоу как правило распланированы таким образом, что самое интересное происходит в конце представления. Согласно плану. Нет ничего более раздражающего, чем обнаружить в конце замечательного съемочного дня, что осталось только 3 кадра на последней карте памяти для съемки истребительной группы «Буревестники». Есть два способа избежать этого.

Первый из них – если это ваше первое шоу и вы снимаете в RAW – я порекомендую Вам попробовать снимать в JPEG. Вы потеряете некоторые возможности легкого исправления своих ошибок, но это увеличит количество возможных кадров в четыре раза (по крайней мере так на моей камере).

Второй способ – снимать только те действия, которые вас интересуют. Это будет сложно сделать, особенно если это ваше первое авиашоу, но после того как у вас будет одно или два шоу за плечами, вы будете лучше чувствовать что интересно, а что нет. (Так например шоу реактивных грузовиков совсем не интересно для меня в отличии от красочного воздушного боя).

Будьте готовы к разочарованию. Упущенное время, размытые снимки, и т.д. Снимая на цифру, не сложно делать удачные снимки, но не увлекайтесь удалением всех этих неидеальных кадров пока не попадете домой. Вы никогда не знаете, что пропустите в небе пока удаляете плохие снимки.

Не забывайте о статичных изображениях

Легко забыть о статичных снимках во всех волнениях дня. Если я могу приходить на шоу в течение нескольких дней, при условии, что нет никаких изменений в программе, я постараюсь провести одну съемку полетов, а затем другую съемку стоящих самолетов и толпы. Трудно снимать это все одним днем, так что если вы можете разделить съемки – будет лучше.

Съемка вертолетов

Вертолеты снимают примерно так же как винтовой самолет. Лопасти вертолета движутся гораздо медленнее пропеллера самолета из-за большего размера, но их смаз на снимке позволяет получить замечательный кадр.

Веселитесь!

Авиашоу – это замечательно. Авиашоу – это весело. Не увлекайтесь слишком сильно съемками, забывая хорошо провести время. Даже после десятков авиашоу на протяжении многих лет и наблюдения за полетом тысяч самолетов, у меня все еще бегут мурашки по коже каждый раз, когда Мустанг проносится со свистом. Я до сих замираю внутри, когда солнце отсвечивает от кончиков крыльев «Голубых ангелов». Но я больше не подпрыгиваю по время исполнения змейки.

Заключение

Есть много ресурсов, посвященных съемке авиашоу, не бойтесь использовать их. Один Flickr изобилует десятками групп по данной теме, но, кроме того, вот некоторые из моих любимых ресурсов (на английском языке):

  • Fence Check Aviation Photography – Наверное, самый лучший ресурс, полный советов, подсказок и множества пользовательских фотографий.
  • Profotos Airshow Tips – простые, честные советы по съемке авиашоу.
  • International Council of Air Shows, Inc – самый полный список авиашоу.Если вы хотите спланировать посещение основных авиашоу – это правильное место.
  • Air and Feel – фотографии Франсуа Гвиле, возможно, самые красивые изображения самолетов, которые вы когда-либо видели и никогда не додумались бы снять.
  • Richard Seaman Photography – там написано не также просто как в моей заметке, безусловно ориентированной на новичков.
  • И, конечно, форум сайта Digital Photography School

Итак, будь то ваше первое авиашоу или двадцатое – направляйтесь туда и получайте удовольствие!

Если вы хотите поделиться своими советами по съемке авиашоу или удачными фотографиями – не стесняйтесь это делать в комментариях ниже или на форуме. До встречи в следующих уроках по фотосъемке.

Автор: Даррен Роуз (по материалам Уила Никельсона)

Данное пособие по фотосъемке на авиашоу было написано участником форума сайта Digital Photography School с ником «Gunsotsu». Больше его фотографий можно увидеть на его странице во Фликере.

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Где и как снимать самолеты

Как я писал выше, можно фотографировать за территорией аэропорта на глиссаде. Или сразу рвануть на авиашоу, такое, как вскоре открывающийся авиасалон МАКС-2017. Конечно, на авиашоу вас будут ждать намного более зрелищные моменты. Но авиашоу бывают не каждый день, а аэропорты работают круглосуточно, семь дней в неделю. Поэтому сначала поговорим о «буднях» споттера.

Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/400 с, 5.0 МБ

Первое, с чего стоит начать, — выбор точки. Для этого надо посмотреть Flightradar24, убедиться, что самолёты совершают посадку или взлетают с нужного вам места и отправиться в дорогу. Приехав на место, попытайтесь встать так, чтобы солнце не светило на вас, так как из-за этого снимки получатся не того качества, которого вы ждёте. Контровой свет — не самая простая задача и для техники, и для начинающего фотографа.

Теперь начинаем наблюдение и фотографирование. Тут нам помогут фотоаппарат и бинокль Canon. Последний делает споттинг очень удобным. Одно дело — увидеть приближающийся самолёт на экране смартфона в приложении и совсем другое — своими глазами, с помощью бинокля.

Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 6.0 МБ

Сделайте несколько кадров, чтобы был виден весь самолёт, а потом начинайте творить! Ищите свой ракурс, подбирайте свет и место для съёмки, не бойтесь ошибок — это и есть творчество!

Остановлюсь на трёх важных параметрах, с помощью которых мы получим неплохую фотографию.

Первый из них — это значение ISO. Чем оно выше, тем сильнее светочувствительность сенсора камеры, но шумов на фотографии становится больше. Поэтому при нормальном дневном свете не ставьте это значение больше 200–400 единиц. Этого будет достаточно.

Второй — диафрагма. В нашем случае, при обычном дневном свете, лучше ставить её на значение f/8 для получения резкой фотографии с чётким задним планом. Это магическое значение, при котором почти любой объектив, установленный на вашу зеркалку, обеспечит максимальную резкость, на которую способен.

Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/320 с, 8.0 МБ

Третий — выдержка. Именно она вместе с диафрагмой будут решать, сколько света попадёт в камеру и каким окажется кадр по свету. В нашем случае ставим её значение от 1/250 и меньше (подбираем под освещённость). Чем короче, тем лучше — не будем смаза из-за движения самолёта. Получаются тёмные снимки? Значит, света не хватает, поднимайте ISO. Вуаля!

Поджидаем стальную птицу. Не дышим в момент съёмки, руки должны быть крепкими, прижатыми к бокам, двигаем кольцо зума, чтобы самолёт попал посередине и в полный кадр, щёлкаем много раз и получаем фото.

Результат — ливрея нам видна, как и регистрационный номер самолета. Фото можно выложить в социальную сеть или оставить себе на память.

Почему так важен регистрационный номер? Дело в том, что чётко видная ливрея и регистрационный номер — это визитная карточка любого споттера и классика фотографии в споттинге. Кроме того, важно знать, какой именно самолёт вы фотографировали, в том числе для его описания (модель, регистрационный номер) в социальных сетях. Вам это поначалу может показаться странным, но в сотнях стран живут миллионы таких же споттеров, которые с интересом отслеживают «свои» самолеты на снимках со всего мира.

Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/250 с, 6.0 МБ

На глиссаде, как и на предстоящем МАКС-2017, самолёты взлетают и быстро набирают высоту. Здесь, конечно, желательно иметь при себе объектив с фокусным расстоянием хотя бы 300–400мм и бинокль как минимум с двенадцатикратным увеличением и стабилизацией изображения.

Параметры камеры при нормальной погоде могут быть те же, с незначительными изменениями (лучше ещё сократить выдержку, примерно до 1/400), но требуется хорошая стабилизация объектива и бинокля.

Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 6.0 МБ

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane — Как снимать самолёты на авиашоу: советы Артёма Каширина

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты – на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

Читайте также:  Обзор My Cloud EX2 Ultra от WD — Мобильные приложения

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве. Это – мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз – в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая – для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания – все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото – это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет – это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ – вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность – чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки – солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии – это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Оцените статью
Добавить комментарий