Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Невозможное станет возможным, или Как фотографировать самолеты?

Авиашоу воплощает детские фантазии о великолепных полетах самолетов и желание быть непобедимым в реальность. Наверное, поэтому на этих «крылатых» представлениях можно увидеть все поколения семей — от дедов и мальчишек до молодых людей, которые не просто любуются аэросалоном, но и замирают с камерой в руках, глядя в небо, пытаясь вернуть свои детские ощущения и воспоминания.

Итак! Как фотографировать авиашоу?

Как и для любого фотографического жанра, фотокамер, которыми можно снимать авиашоу, превеликое множество. Выбрать можно любую — начиная от самых дорогих и заканчивая бюджетными вариантами. Просто всегда помните, что основную работу выполняет не камера, а пространство между ушами, от работы которого зависит будут ли ваши фотографии лучше, чем у других или нет.

Несколько советов для получения лучших снимков!

Снаряжение
Камера: DSLR, штатив или монопод для устранения шевеленки.

Объективы: желательно телевик 50-200 мм F2.8-3.5 для тех самолетов, что летают на уровне зрителей; 2x телеконвертер, чтобы увеличить фокусное расстояние и что-то для широкого угла, чтобы попробовать получить фотографии с драматической перспективой.

Память и аккумуляторы: не забывайте о запасных батареях. В любой момент времени в вашем кофре должны быть запасные батареи. Всякий раз, готовясь к съемке, убедитесь в том, что у вас достаточно питания для камеры и его хватит на несколько часов интенсивной съемки. Нет, пожалуй, ничего более раздражающего, чем в отличный съемочный день неожиданно обнаружить, что из-за серийной съемки у вас осталось места на карте памяти буквально для пары кадров. Чтобы судорожно не стирать «лишнее», руководствуясь только небольшим изображением на дисплее фотокамеры, закиньте в кармашек сумки или жилета парочку дополнительных карточек. Кстати, об одежде!

Одежда
Носите шляпу или бейсболку! Не стоит перегревать голову. Держите столь тонкий в настройке инструмент подальше от солнечных лучей. Наденьте брюки-карго и фотожилет. На некоторых авиасалонах вам не позволят пройти на территорию, увешанному сумками и кофрами, поэтому множество карманов и кармашков вам очень могут пригодиться. На всякий случай все самое ценное спрячьте в зиплок-пакеты, чтобы сохранить в безопасности.

Аксессуары

Солнцезащитный крем, беруши, удобная обувь и вода.

1. Если у вас есть практика съемки других быстродвижущихся объектов, она вам пригодится и на авиашоу.

2. Универсальное правило заключается в следующем: «Не снимайте с выдержкой в два раза меньшей, чем ваше фокусное на длинном конце». Другими словами, если вы используете 100-400 мм объектив, скорость затвора должна быть не ниже 1/800.

Есть исключение из правила. Для самолетов с пропеллером, т.е. поршневых, нельзя использовать короткую выдержку. Она «заморозит» движение пропеллера в воздухе и самолеты будут выглядеть неестественно. Профессионалам и сведущим людям, которые потом будут смотреть на ваши фотографии, может показаться, что машина сейчас упадет, потому что находится в нерабочем состоянии. Используйте чуть большую выдержку, чтобы захватить все едва уловимые движения и слегка размыть изображение пропеллера.

Подобное может быть достигнуто, если вы снимаете с выдержкой где-то от 1/125 до 1/180. Съемка в непрерывном режиме повысит вероятность получения хороших кадров.

3. Используйте в камере режим приоритета выдержки. Установите значение порядка 1/1000. Это поможет устранить шевеленку, вызванную дрожанием рук. Для среднестатистического фотографа данный метод прекрасно работает. Тем не менее, при прочих равных, в режиме приоритета выдержки, камера регулирует раскрытие диафрагмы, что в свою очередь приводит к размытостям другого порядка — из-за уменьшения глубины резкости. Именно поэтому увеличение скорости затвора не является идеальным решением.

4. Для тех, кому нравятся фотографии летающих объектов, когда они сняты на короткой выдержке, следует переводить камеру в мануальный режим съемки, устанавливать диафрагму на средних числах (от f5.6 до f11 в зависимости от яркости освещения) и пробовать выдержку около 1/800. Опять же, в зависимости от яркости дня.

5. После того, как у вас дойдет дело до снимков зрителей или фотографирования стационарных самолетов, переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Большинство шоу проходят в хорошую погоду, поэтому можно не особо беспокоиться по поводу количества света. Делайте снимки так, как для вас комфортно. Попробуйте, например, съемку с диафрагмой f9.0 или даже f2.8, если увидите что-то для макро-изображений.

6. Отправляйтесь на авиашоу пораньше. Время вам необходимо для того, чтобы осмотреться и пристреляться. Как выбрать лучшее место? Лучшее место там, где вы увидите фотографов с большими линзами. Не позволяйте им себя запугать. Тихонечко пристройтесь рядом и помните про совет номер один — качество фотографий напрямую зависит от того, что находится между ушами фотографа.

7. Будьте готовы к некоторым разочарованиям! Вы обязательно пропустите время и у вас окажется целая куча кадров с половиной самолета или размытые снимки, включающие чью-то голову. Не удаляйте ничего, пока не посмотрите все изображения на большом мониторе компьютера. Пока вы будете очищать свою карту памяти — пропустите что-нибудь важное, что в тот момент будет происходить в воздухе.

Самое главное

Авиашоу — это очень весело. Не погружайтесь в процесс съемки так глубоко, чтобы забыть, что пришлю на аэросалон для того, чтобы хорошо провести время с семьей. Безусловно круто дополнить свое портфолио великолепными кадрами, но куда будет круче, если этот поход останется в памяти вашего ребенка как самое замечательное событие и эпизод детства.

Kevin Pepper, перевод С.Заводова Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты – на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве. Это – мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз – в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая – для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания – все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

Читайте также:  Лучшие объективы для Canon — Объективы для полнокадровых фотоаппаратов

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото – это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет – это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ – вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность – чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки – солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии – это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Уроки фотографии: авиашоу

Авиашоу обычно привлекает большое количество зрителей, которые с замиранием сердца смотрят на дорогущие самолеты, совершающие невероятные трюки в небе. Где же еще у нас появится возможность сфотографировать прекрасные самолеты, которые умело выделывают всевозможные петли и трюки в воздухе. И в отличие от рок-концертов, где в последнее время снимать запрещается, авиашоу – открытое мероприятие для фотографа с необходимыми оборудованием и знаниями.

Каждое лето по всему миру проводятся авиашоу, которые поражают воображение зрителей своими масштабами и зрелищностью. В дополнение к тому, что происходит в воздухе, обычно проводятся и парады, и выставки на земле. Для фотографа здесь открываются почти безграничные возможности. Если вы хоть раз попадали на авиашоу с фотоаппаратом, скорее всего, вы захотите посетить такое мероприятие еще хотя бы раз.

Советы, которые вы найдете в этой статье, основаны на моем опыте съемки авиашоу в Нью-Йорке.

День шоу

Лучше приехать на место проведения авиашоу заранее, хотя бы за час, чтобы спокойно найти место для парковки, если вы на машине, и поискать ракурсы, откуда шоу будет лучше просматриваться. На шоу может собраться очень много людей (до десятков тысяч). И если вы приедете за 5 минут до начала шоу, есть вероятность, что вам уже будет проблематично установить оборудование среди толпы. Хорошее место обзора – чуть ли не самое важное в такой съемке, т.к. оно подразумевает, что вы успеваете сфокусироваться на объекте и проследить его движение. Если есть возможность, я устанавливаю технику в тени, но и учитываю, что мне необходим полный обзор шоу, и желательно, по центру. Однако, в аэропортах или на военных базах деревьев не найти, чтобы встать в тенек. Поэтому не забудьте взять с собой фильтр, который защитит камеру от прямых солнечных лучей (поляризационный, например).

Выбор объективов

В первый раз много лет назад я снимал авиашоу на объектив 28-135mm. Однако если самолет не пролетал прямо надо мной, я понимал, что нужна другая техника. Поэтому теперь я фотографирую шоу на 70-200mm объектив, если действие происходит прямо над головой и 400mm для более детальных снимков. У меня не полнокадровая камера, поэтому 400mm на камере с матрицей кроп-фактора 1.6 превращается в отличный объектив 640mm. Не забывайте, что шоу может длиться и несколько часов, поэтому вы можете устать управлять огромным объективом. Тут вам поможет система стабилизации изображения и, конечно же, штатив. И хотя я в основном фотографирую на телеобъективы, на более широкоугольные объективы тоже получаются интересные работы, особенно, когда в небе группа самолетов выполняет пируэты. Используя разные объективы, вы поедете домой с прекрасной коллекцией разнообразных фотографий.

Читайте также:  Жизнь в стиле Canon. Удобная и красивая одежда, рюкзаки и модные аксессуары от фотобренда

Выдержка

Остановить движение машины, которая носится со скоростью 500 миль в час, достаточно сложно. Здесь выдержка должна быть примерно 1/1000. Но как всегда, из любого правила есть исключения. Если в небе старинные самолеты, то на выдержке 1/1000 вы остановите не только движение самого самолета, но и даже его пропеллеров, что будет выглядеть не натурально. Чтобы показать движение пропеллеров, снимайте на 1/90, например, но в зависимости от скорости передвижения самолета, можете изменять этот показатель и до 1/60.

Автоматический замер экспозиции

В некоторых ситуациях автоматический замер экспозиции в современных цифровых зеркальных камерах ошибается. Когда вы фотографируете самолет на фоне чистого синего неба, автоматические настройки камеры приводят к правильно экспонированному небу, а самолета как будто и не было в кадре. Чтобы полностью контролировать эту ситуацию, я снимаю на ручном режиме. Полуавтоматические настройки камеры будут полезны только в том случае, если вы умеете пользоваться гистограммой и, отталкиваясь от ее показателей, вносите изменения в настройки. Я заметил, что чаще всего снимаю на: 1/1000, ISO 400 и f/5.6. Но, конечно, эти показатели зависят от погоды и времени суток.

Фокусировка

Вместо того, чтобы пытаться поймать самолет в идеальной композиции, я предпочитаю делать много кадров одного пролета в режиме серийной съемки. Такая методика помогает сделать больше хороших фотографий. К счастью во многих камерах есть функция следящей фокусировки – AI Servo. Держите центр фокусировки на пролетающем самолете. Вы следите за ним через ваш видоискатель, а камера будет держать фокус на самолете по мере его передвижения. Когда вы готовы сделать кадр, просто нажмите на кнопку спуска затвора. Кроме того, организаторы авиашоу специально просят летчиков замедляться в определенные моменты, чтобы фотографы успели запечатлеть все необходимое. Но не расслабляйтесь, затем самолет снова набирает скорость спустя несколько секунд.

Карты памяти

Как показала практика, место на карте памяти заканчивается достаточно быстро, поэтому я беру с собой внешний жесткий диск, чтобы перекидывать фотографию туда во время съемки. Когда я уверен, что фотографии скинулись на внешний диск, я форматирую карту памяти и продолжаю фотографировать. Я предпочитаю снимать в RAW, однако, если у вас нет внешнего жесткого диска, скорее всего, вам придется снимать в JPEG.

Что фотографировать

Отличное дополнение к самолетам – следы дыма. Эти следы появляются очень быстро – это инверсионный след, возникающий из-за выброса отработанных газов через выхлопную трубу. Этот след от самолета помогает создать более интересную композицию. Также белый дым добавляет разнообразия в контрастную сцену “самолет-небо”. Также я всегда стараюсь сделать фотографии, на которых взаимодействуют 2 (и более) самолета. Когда два пилота пролетают на самолетах мимо друг друга чуть ли не касаясь крыльями, на фотографиях это выглядит не менее великолепно, чем на самом деле.

Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Как снимать самолёты на авиашоу: советы Артёма Каширина

Все представленные выше советы хороши, если Вы будете на официальном споттинге в аэропорту или за его пределами. Но скоро стартует авиасалон МАКС-2017 (18–23 июля), и хотелось бы дать пару советов из личного опыта применительно именно для авиашоу.

1. Начнём с «орудия» для «ловли» самолётов. Важно выбрать правильное техническое оснащение. Пусть это будут фотоаппарат Canon EOS 77D с объективами Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM для ближней «фотоохоты» и Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 L IS USM для дальней и бинокль Canon 12х36 IS III. Варианты возможны, но широкоугольник и телевик вам точно понадобятся, без бинокля наблюдать авиашоу просто неинтересно, а зеркальная камера среднего уровня — идеальный выбор для таких случаев.

2. Перейдём непосредственно к действию. Вы попали на авиасалон, и перед вами — статическая композиция из множества красивых самолётов. Советую снимать каждый из них крупным планом, ведь когда самолёт занимает весь кадр, он смотрится гораздо эффектнее. И от второстепенных и мешающих объектов вы, таким образом, избавитесь. Главным оружием для таких фото должен служить объектив с умеренно широким углом обзора. Снимок получится крупным, резким и качественным.

Canon EOS 70D / EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 5.0 МБ

Если перед вами военный самолёт, продемонстрируйте на фото его основные достоинства: винты, двигатели, ливрею. Или сфотографируйте его целиком, ведь в обычном гражданском аэропорту он вряд ли вам встретится. Постарайтесь сохранить этот уникальный момент с помощью своего фотоаппарата и объектива Canon.

Canon EOS 70D / EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 8.0 МБ

3. После того, как вы обошли всю статическую композицию, выпили кофе и нашли место для наблюдения за лётной программой с помощью бинокля и фотоаппарата Canon, смените свой объектив на телевик и будьте готовы в любую минуту начать съёмку. Как только самолёт начал движение, задержите дыхание, проводите его взлёт, упершись ногами в землю, не двигаясь, а лишь поворачивая туловище, повторяя траекторию движения самолета. Не скупитесь на кадры, снимайте серией. Например, EOS 77D позволяет непрерывно сделать до 27 кадров в RAW.

Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/500 с, 8.0 МБ

4. На авиашоу самолёт, или даже несколько, в небе — явление частое. Тут надо твёрдо стоять на ногах, менять фокусное расстояние, то отдаляя, то приближая объекты в небе — однозначного рецепта нет. Иногда мелкий план оказывается более выигрышным; я же не просто так посоветовал вам телезум.

Следите за каждым движением самолёта, фотографируйте сериями и крепко прижимайте локти к телу, чтобы не допустить смаза. Главное — поймать уникальный момент. Запасной аккумулятор и пара-тройка быстрых флешек — вот ваши надёжные союзники.

Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 11.0 МБ

Двигатели истребителя при форсаже оставляют за собой красивый тепловой след, а сам двигатель выглядит раскалённо-красным. Режим форсажа — идеальный момент для съёмки. Вы его не только увидите, но и, скорее всего, услышите. Постарайтесь перекрыть рёв двигателя щелчками затвора, и эффектные кадры вам гарантированы.

Форсаж — режим работы некоторых реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости.

Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/400 с, 6.0 МБ

5. После того, как гражданский или военный самолёт исполнил свою программу на авиасалоне МАКС-2017, он будет готовится к посадке. Попробуйте запечатлеть этот прекрасный момент соприкосновения шасси самолёта с землёй. Возможно, при касании шасси появится белый дым. По-моему, это самый яркий момент окончания полёта. Будьте готовы и к тому, что военный самолёт может выпустить парашют после посадки. Я не просто так рекомендую камеру уровня EOS 77D. Она позволяет снимать с частотой до 6 кадров/с длинными сериями, почти по три десятка кадров в RAW. Не упускайте уникальные моменты и не забывайте смотреть в небо!

Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/40 с, 6.0 МБ

Красивые фото самолетов: спотинг,
авиашоу, съемка в аэропортах

В этом материале участники Клуба «Российское фото» поделятся опытом съемки самолетов в различных условиях. Вы не только увидите красивые фотографии самолетов, но у узнаете секреты съемки самолетов и другой авиатехники. Кроме этого, мы расскажем вам о споттинге (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — это наблюдение за самолётами и ведение их учёта, которое часто сопровождается съемкой . В узком значении — разведка и выслеживание крупных средств передвижения.​

Начнем с главного события в этой отрасли — Авиасалона МАКС, который ежегодно проходит в конце лета на аэродроме «Жуковский». В 2019 году Международный авиационно-космический салон МАКС стал праздником для 600 тысяч человек (!), только за субботний выходной его посетили более 200 тысяч человек — новый рекорд авиасалона. И было на что посмотреть: «Русские витязи», «Соколы России», «Русь», «петля Нестерова», бочка, встречный роспуск, высший пилотаж — от одних слов захватывает дух. МАКС удался: лётная погода, насыщенная программа и несколько важных для авиации премьер.

В этом же году партнером МАКСа впервые стал Китай: на выставке авиасалона были представлены более 20 китайских компаний. А всего участие в выставке принимали представители 33 стран. Там было всё от лайнеров-тяжеловесов до шустрых и легких одномоторных самолетов и автомобиля AURUS: опытные образцы авиационной техники и боевых комплексов, мощный Airbus A350-900XWB и хищный Embraer E195-E2 с новыми двигателями, швейцарский бизнес-джет Pilatis PC-24 и самолеты времен Великой Отечественной войны, боевые вертолеты и двигатели космических ракет.

Конечно, самое зрелищное и впечатляющее на МАКСе — это авиация в небе, гул истребителей и стрекот лопастей вертолетов. Адреналин от фигур высшего пилотажа чувствовался не только в небе, но и на земле. Он еще усиливался, когда включали онлайн-переговоры пилотов. В такие минуты зрители словно сами попадали в кабину летчика и испытывали перегрузки.

Читайте также:  Лучшие телеобъективы Canon по акции «Навстречу выгоде!»

Гости авиасалона увидели «Пропеллер» — два самолета в нескольких метрах друг от друга параллельно с постоянным углом в 180 градусов вращаются вокруг третьего, «Колокол» — самолет устремляется вертикально вверх, затем гасит скорость и буквально падает вниз, словно язык колокола, «Бочку» — вращение вокруг своей оси на 360 градусов, «Мертвую петлю» — самолет описывает замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Дымовые пропеллеры оставляли в небе после самолетов четкий след — зрители видели все узоры фигур высшего пилотажа и даже послания от летчиков, например, группа «Первый полет» нарисовала в воздухе два сердца. Завершился МАКС-2019 соревнованием в фигурах высшего пилотажа поршневых учебно-тренировочных самолетов.

С каждым годом мероприятие собирает всё больше людей и представляет более зрелищную программу. Здесь удивляет всё: акробатические фигуры в воздухе, сами машины, и те кто, поднимает их в небо.

Ну а теперь немного теории о самой съемке

Споттер должен уметь определить самолет, его бортовой и серийный номера — часто это сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Говорят, что споттинг это фотографирование самолетов, но это не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе, до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Чтобы стать споттером, достаточно посмотреть в небо и наблюдать за пролетающими над головой самолетами. Споттеры — люди совершенно разных возрастов и профессий. Но я хотел бы рассказать об особенностях съемки авиации, а не о наблюдении.

1. Где снимать?

Самолеты можно снимать как на различных авиашоу (МАКС, Red Bull Air Race и др.), параде Победы и репетициях парада, на других шоу, где может участвовать авиация (надо внимательно смотреть программу), под забором аэропортов, в самих аэропортах через окна терминала и при посадке в самолёт, на официальных споттингах от аэропортов, а также можно посетить различные музеи (например, авиамузей в Монино).

Музеи и авиашоу посетить просто — покупаешь билет и едешь. В аэропортах тоже никто не мешает снимать из окна терминала. Под забор аэропорта уже надо на чем-то доехать, тут либо личное авто, либо искать единомышленников с авто, а лучше места для наблюдения легко «гуглятся».

Лучшие места — это под глиссадой или около. Глиссадой называется траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Официальные споттинги необходимо ловить в соцсетях, подписавшись на официальные группы интересных аэропортов. Обычно появляется объявление с условиями записи и у вас от 10 до 30 минут в среднем, чтобы успеть записаться, т.к. желающих много. Лучше заранее изучить информацию на сайте аэропорта и подготовить необходимую информацию для заявки, чтобы в нужный момент быть готовым.

2. Что снимать?

На авиашоу что представлено, то и получится скорее всего сфотографировать, но если ехать на споттинг в аэропорт, то на помощь придет программа для смартфона Flightradar24, которая покажет какие борты взлетают и садятся. Многие споттеры «охотятся» за самолетами с красивыми ливреями. Ливрея — это цветовая схема покраски воздушных судов, которая бывает очень красивая и необычная.

3. На что снимать?

Если самолет стоит на стоянке, то подойдет и смартфон, и камера с широкоугольным объективом. Если же самолет в движении, то, скорее всего, вы будете от него на расстоянии и понадобиться телевик. Для начала может подойти стандартный универсальный объектив типа 18-135м, но если вы войдете во вкус, то понадобится что-то более дальнобойное от 150мм до 600 мм. Цены на подобную оптику уже выше.

Светосила объектива важна, но цены на светосильные телевики стремятся к стоимости поддержанной иномарки (а иногда и новой), поэтому более важным параметром считаю встроенный стабилизатор и быстрый мотор фокусировки. Из личного опыта, не смотря на качество объективов сторонних производителей Tamron и Sigma, предпочтение лучше отдавать объективам родного бренда, т.е. если у вас Nikon — берите телевик от Nikon, если Canon или Sony, то тоже родные объективы этих производителей.

Проблема может возникнуть, когда её не ждешь. Например, во время съемки авиашоу, мой объектив от стороннего производителя перестал фокусироваться, помогло только его отсоединение и присоединение к фотоаппарату заново. Такое нередко бывает с не родной оптикой. А момент бывает упущен!

Камера подойдет любая, но лучше зеркалка/беззеркалка со сменной оптикой. Есть еще ультразумы — это такие камеры с несъемным телевиком. Также желательно, чтобы и камера, и объектив имели пыле-влаго защиту, т.к. погода бывает непредсказуема, а спрятаться от непогоды бывает негде.

4. Как снимать?

Снимать лучше в режимное время! Это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Самый лучший свет! И это относится не только к фотографии самолетов. Попытайтесь встать так, чтобы солнце не светило на вас.
ISO (светочувствительность) — чем выше значение, тем светлее снимок, но шумов на фотографии становится больше. Поэтому при нормальном дневном свете оставляйте это значение минимальным. Поднимайте ISO в последнюю очередь.
Диафрагма — при обычном дневном свете, лучше ставить её на значение f/8 для получения резкой фотографии с чётким задним планом. Если становиться темнее, то лучше открывать диафрагму, чем поднимать ISO!
Выдержка — если самолет в движении, то ставим её значение от 1/250 (но лучше 1/фокусное расстояние объектива, чтобы избежать смаза).

Чтобы сделать фото с «проводкой», когда самолёт чётко виден, а пространство вокруг него размыто (это передает движение самолёта, его скорость) попробуйте сделать следующее: в зависимости от яркости солнечного света зажимаем диафрагму, например, до значения F/13-f/22, выдержку ставим примерно на 1/50 (тут важно попробовать именно с вашим объективом, т.к. чем больше фокусное расстояние, тем короче должным быть выдержи), ISO минимальное. Включаем режим скоростной съёмки, задерживаем дыхание, крепко прижимаем локти к телу и начинаем непрерывно фотографировать самолёт, удерживая его в одном месте в кадре. Какой-нибудь из снимков должен получиться!

Фокусироваться лучше всего по центральной точке, т.к. она наиболее точная. Снимок позже можно кадрировать.

При съемке самолетов на стоянке захватывайте крупные планы, как самолет целиком, так и отдельные части: кабину пилотов или двигатель.
Используйте в кадре окружение: траву, цветы, людей. Используйте нижнюю точку съёмки, отражения в лужах — тут очень кстати будет поворотный дисплей на камере!
Блики на стекле в терминале аэропорта. Необходимо прижать объектив максимально к стеклу, можно прижать с накрученной блендой. Точно также можно снимать через иллюминатор, предварительно протерев его влажной салфеткой и вытерев сухой тканью, но тут бывает еще небольшая вибрация — включите стабилизатор, если он есть, на объективе.

5. Что взять с собой?

Многие рекомендуют брать с собой штатив, но я бы рекомендовал монопод, он более компактен и отслеживать самолет в движении с ним проще. Штатив отлично подходит для самолетов на стоянке.
Летом — обязательно головной убор. В межсезонье — дождевик. Всегда с собой воду/чай/кофе, что-то перекусить. Зимой важно одеться гораздо теплее, ведь придется много стоять.
Если едете на официальный споттинг — не забывайте паспорт!

6. Дополнение от редакции

Ко всему вышесказанному хочется добавить несколько слов о современной камере, которая идеально подходит для съемки движущихся объектов — в т.ч. и самолетов.
Это камера Olympus OM-D E-M1X.

F 7.1, 1/1000 с, ISO 200, 90 мм (ЭФР)

F 5, 1/1000 с, ISO 100, 300 мм (ЭФР)

F 2.8, 1/2500 с, ISO 100, 300 мм (ЭФР)

F 4.5, 1/2000 с, ISO 100, 600 мм (ЭФР)

Почему ее можно назвать идеальным инструментом для споттинга? Все очень просто!

  • Во-первых, у нее есть специальный интеллектуальный режим следящего фокуса, который сам определяет в небе объект (в нашем случае самолет) и дальше непрерывно его ведет, пока фотограф снимает.
  • Во-вторых, скорость съемки при фокусировке по каждому карду составляет 18 кадров в секунду!
  • В-третьи, уникальная пятиосевая система стабилизации, которая в т.ч. синхронно работает с длиннофокусными объективами практически полностью лишает вас возможности получить нерезкие кадры в следствии дрожания рук даже на максимальный фокусных расстояниях.

И последнее, но пожалуй одно из наиболее важных — благодаря матрице размером 4/3, и короткому фокальному отрезку, объективы в разы выигрывают в размерах и весе у полноформатных собратьев. Таким образом, снимая самолеты с рук на объектив 300 мм (600 мм в 35 мм эквиваленте) вы получите результат, который никак не получить без штатива или монопода на полноформатную матрицу.

Оцените статью
Добавить комментарий