Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

Содержание статьи

3 помощника фотографа — UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры..

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Что такое фильтры для фотоаппарата и зачем они нужны?

Фильтры для фотоаппарата и их разновидности

В наше время наиболее часто фотографы используют защитные фильтры для фотоаппарата (haze/uv) , поляризационные (круговые и линейные), тёплые/холодные, градиентные, нейтральные и иногда цветные. Ниже вы можете увидеть, для чего используется каждый из фильтров:

Поляризационные фильтры для объективов

Эти объективы в народе называют «полярики», так вот они бывают круговые и линейные. Следует сказать, что многие фотографы используют их как защитные, то есть носят на своих линзах постоянно. Хотя поляризационный фильтр и влияет на снимок, причем достаточно сильно, но это никоим образом не вредит фото. Эти объективы обозначаются аббревиатурами PL или C-PL. Работа данных аксессуаров состоит в том, что бы отражать количество отражённого света, который попадает на матрицу фотоаппарата. Чтобы представить себе этот эффект, вспомните качественные поляризующие очки, одев которые вы сразу же замечаете насколько красивый цвет у неба, как просто стало смотреть на это самое небо, а так же появилась возможность немного глядеть сквозь воду. В силу этих характеристик поляризационные фильтры на объектив больше всего используются в ландшафтной и пейзажной съемке.

Эти фильтры сделаны так, что они вращаются вокруг своей оси, тем самым может быть достигнут максимальный эффект поляризации доступный в данных условиях. Заметьте – вращать фильтр более чем на пол-оборота нет никакого смысла, так как эффект будет повторяться. Так же следует знать, что максимальный эффект поляризации достигается при градусах близких к 90о, то есть, когда солнце стоит в зените.

Накрутив поляризационный фильтр для объектива, не забывайте, что он сильно сокращает количество проходящего света. Поэтому если вы снимаете с рук в сумерках, увеличивается количество смазов, что происходит вследствие удлинения выдержки.

Как уже говорилось выше, фильтры для объектива бывают круговыми и линейными. Первые – это обычные фильтры, к которым мы привыкли, они позволяют нормально работать автофокусу и экспозамеру, а вот линейные не дают такой возможности, поэтому их применяют на специальных камерах, они нам не интересны.

Нейтральный фильтр для фотоаппарата

Нейтральный фильтр имеет обозначение ND. Его действие направлено на равномерное уменьшение количества света, который попадает на матрицу фотоаппарата. Эти фильтры используют в тех случаях, когда света слишком много, а выдержка необходима более длинная, при этом нет возможности закрывать диафрагму и уменьшать значение ISO. Разберем подобные ситуации на примерах:

  • возможность использования меньшей ГРИП при очень ярком свете;
  • сглаживание природного движения воды;
  • исключение или размытие движущихся объектов;
  • специальное создание размытия для более качественной передачи движения объектов;
  • уменьшение дифракции (снижение резкости при значениях диафрагмы более f/11).

Ниже приведена сводная таблица, из которой становится ясно, насколько затемняет изображение определенный нейтральный фильтр на объектив той или иной фирмы:

Градиентные нейтральные светофильтры для объективов

Обозначение для этого вида линз следующее: GND. Эти фильтры своей функцией являются точной копией предыдущих, за одним единственным исключением. Градиентный фильтр затемняет кадр не равномерно, но по определенной геометрической схеме, смотри рисунок ниже:

Как показано на рисунке, в верхней части, фильтр «темный». В нижней части он соответственно «светлый» или вообще прозрачный. Теперь следует рациональный вопрос, когда может понадобиться такое приспособление? Все очень просто. Градиентные фильтры для объективов чаще всего используются в пейзажной съемке, когда верхняя часть кадра (небо) намного светлее нижней (земля). Благодаря этому простому приспособлению фотография получается с ровным гармоничным светом и требует меньше и более легкой обработки.

Читайте также:  Объективы Tamron SP — всё о топовой линейке для зеркалок — Фикс-объективы Tamron SP

Несмотря на кажущуюся простоту, градиентные светофильтры для объективов, делятся на несколько типов и характеристик, наиболее важной, из которых есть скорость перехода от свётлого к темному. Эту характеристику называют «жёсткой» или «мягкой» гранью. Эта характеристика, как уже стало ясно, дает понимание, насколько резко изменится освещенность сцены. Соответственно становится ясно, в какой ситуации следует использовать такой фильтр. К примеру, жесткий фильтр используется в классическом пейзаже при переходе от темной земли к светлому небу, то есть их разделяет очень тонкая линия горизонта. В этой ситуации «мягкий» фильтр оставил бы полоску темной земли и еще одну светлого неба, скорее всего светового провала. Так же градиентные фильтры бывают круговыми.

Очень хорошо использовать градиентные световые фильтры со штативом, особенно это касается «жестких».

Второй важнейшей характеристикой таких аксессуаров является разница между количеством пропускаемого света на концах фильтра. К примеру, 0,6 ND обозначает 2 f-ступени экспозиции на концах фильтра.

Противотуманный и ультрафиолетовый светофильтр для объектива

Для современных цифровых камер ультрафиолетовые фильтры (UV) не приносят особого эффекта, поэтому они и используются как защитные. А вот для пленочных камер, эти фильтры убирали дымку и подымали контрастность изображения, минимизируя попадание ультрафиолета на носитель. К счастью матрицы цифровых камер практически не чувствительны к ультрафиолету, так что его просто не нужно убирать.

Стало ясно для чего нужны ультрафиолетовые светофильтры на объектив, но у них есть и негативная сторона. По сути, на цифровой камере, такой объектив не приносит никакой пользы кроме защиты передней линзы, а вот вред принести он способен. Фильтр может создавать дополнительные блики, изменять оттенки снимка, понизить контраст и качество изображения.

Выбирая из двух зол, следует обратить внимание на важнейший фактор – цена техники. Если у вас дешевый, темный объектив, то защищать и затемнять его нет смысла, а если еще упадет и без того низкое качество, то вопрос становится смешным. Другое дело, если у вас дорогая оптика, тогда ее защита становится просто необходимостью, остается только понять каким фильтром ее защитить.

Проблемы при использовании светофильтров

Кроме сказанного выше следует сказать и о том, что какой бы качественный ни был фильтр, он добавляет еще один лишний слой стекла между матрицей и объектом съемки, то есть все равно усложняет ее работу. Это может привести к множественному изменению различных характеристик снимка, поэтому применяйте фильтра только по необходимости.

Световые фильтры для фотоаппарата обладают еще одним негативным качеством. При не правильном подборе диаметра фильтра, он создает искусственное виньетирование на снимках. Этот же эффект могут вызывать даже правильно подобранные фильтры но на широкоугольных линзах.

Выбирая светофильтр, четко ответьте себе на вопрос, для чего мне нужен светофильтр на объектив? Это даст вам реальное понимание и как результат сохранит, или увеличит качество ваших снимков в будущем.

Светофильтры для объективов. Виды и возможности

Достаточно часто нам доводится слышать миф о том, что эра светофильтров прошла. Всемогущий фотошоп позволяет при постобработке менять картинку как угодно. Увы и увы! Это не так. Постредактор не только не защищает линзу вашего фотоаппарата, но и практически бессилен перед пересвеченным небом, которое придется только нарисовать заново, если вы вовремя не применили градиентный фильтр. Разберем же, какие фильтры для чего служат, и как они могут облегчить жизнь фотографа, сводя процент технического брака практически на нет.

Светофильтры ‒ это особые насадки на объектив камеры, которые позволяют добиться определенного эффекта (отсечь лишнее, придать изображению нужный оттенок, смягчить свет и так далее).

Светофильтры дают возможность самостоятельно добиться нужного эффекта, не ограничивая творчество программными возможностями – как бы широки они не были, взгляд фотографа, его вкус и фантазию им не заменить. Навык работы с корректирующими насадками полезен всем, кто хочет добиться по-настоящему художественных, оригинальных кадров. При этом нужно помнить о возможных сложностях.

Используются фильтры строго по необходимости, ведь любой дополнительный предмет между объективом и объектом съемки может снизить качество конечного результата. Неверное или излишнее применение аксессуара уменьшает контраст (локальный или общий), вызывает ненужные блики или физическое виньетирование, когда изображение по краям становится темным, может изменить соотношение цветов в худшую сторону. Фотографу нужно четко представлять себе, какой результат необходимо получить и использовать светофильтры точечно.

Основные типы светофильтров

Даже конструктивно фильтры отличаются друг от друга. Одни устанавливаются в резьбу напрямую, другие через специальный держатель – компендиум. Но по сути – это небольшое стекло с определенным покрытием, которое устанавливается перед объективом. В данной статье мы рассмотрим разницу в назначении и оптических свойствах моделей.

В зависимости от крепления, светофильтры бывают:

  • навинчивающиеся на объектив ‒ размер подбирают по диаметру объектива, но, в принципе, при несовпадении параметров можно воспользоваться переходным кольцом;
  • накладные ‒ более гибкие в эксплуатации, используются практически со всеми моделями объективов, но их приходится удерживать руками.

Если отталкиваться от назначения, то все светофильтры можно разделить на:

  • защитные ‒ они не пропускают пыль, грязь, поток невидимого глазу УФ-излучения, предохраняют линзу от механических повреждений;
  • поляризационные ‒ снижают количество отраженного света, наиболее важные фильтры в пейзажной и ландшафтной фотосъемке;
  • нейтральные (ND), размывающие и градиентные, с переходом по резкости;
  • с конкретным эффектом – коррекционные и смягчающие, макро, контрастные, усиливающие отдельные цвета, инфракрасные, дающие «эффект звездочек» и так далее.

by Pak Chu. Инфракрасный фильтр. NIKON D70s, Nikkor 18-105 mm, 18mm, ƒ/11/1/80s/ISO 200

Защитные светофильтры ‒ сохранность объектива и нормализация цветового баланса

Защитные фильтры, несмотря на название, не только предохраняют переднюю линзу объективов от царапин, пыли и прочих неприятностей. Исключительно эту функцию выполняют clear-модели, изготовленные из прозрачного, осветленного стекла, ‒ недорогие и распространенные. Они, как правило, прикручиваются к объективу и позволяют меньше беспокоиться о сохранности передней линзы в полевых условиях.

Защитные фильтры не только защищают от механических повреждений, но и совмещают в себе защиту от ультрафиолета. Художественный интерес представляют две другие разновидности защитных светофильтров: UV и Skylight. Первый тип ‒ UV-фильтры, обеспечивающие ультрафиолетовую защиту, часто становятся предметом жарких дискуссий. С одной стороны, их использование повышает контрастность и уменьшает дымку, с другой ‒ современные цифровые камеры с успехом справляются с задачей и самостоятельно. Тем не менее, ультрафиолетовые светофильтры нужны, чтобы защитить от повреждений линзу (они почти прозрачные) и одновременно «оптимизировать» изображение, чуть увеличив резкость без изменения цветового соотношения. Выбирать стоит только модели с многослойным покрытием, чтобы избежать нежелательного бликования.

Модели Skylight (светло-розовые) нормализуют цветовой баланс, поглощая избыток спектра в голубой зоне. Они делают оттенок дневного неба чуть более теплым за счет коррекции. Такие фильтры применяются, чтобы придать изображению так называемое настроение, чуть углубить его, сделать контрастнее ‒ буквально несколькими едва заметными «мазками кисти». Фильтры Skylight иногда используют в портретной съемке (смягчая кадр) или в пасмурный день (увеличивая резкость).

Пейзажная съемка с поляризационными фильтрами

Одни из самых дорогих, но, тем не менее, популярных и часто покупаемых светофильтров ‒ полярики. Они существенно понижают количество отраженного света, попадающего на камеру, что помогает уменьшить яркость бликов от воды или солнца и контраст между небом и ландшафтом. Действие их можно сравнить с защитными поляризационными очками. Фильтры маркируются буквами PL (поляризационный фильтр)или C-PL (циркулярный поляризационный фильтр) и обычно могут регулироваться по интенсивности эффекта. Главное достоинство поляризаторов ‒ прибавление цвета, особенно в яркий солнечный день, когда лучи буквально выжигают цветовую насыщенность кадра.

Читайте также:  Как снимать ночью? Фотосъёмка с Olympus

Подобного невозможно добиться с помощью постобработки, поэтому такие фильтры заменить на графический редактор нельзя.

Поляризационные фильтры делятся на:

  • линейные ‒ бюджетный вариант, который не применяют с камерами TTL;
  • круговые, позволяющие проводить автофокусировку и экспозамер, при этом камер работает оптимально.

Поляризационный фильтр сделает цвет неба глубоким и синим, добавит яркость зелени и воде, повысит контрастность. С ним нужно быть осторожным: фильтр сокращает количество попадающего на объектив света, и при невысокой освещенности риск размытия и смазывания кадра повышается. Еще одна ошибка, в основном начинающих фотографов, когда переусердствуют с интенсивностью, и небо приобретает неестественный цвет ‒ фиалковый или ультрамариновый. Но, если стоит задача добиться такого эффекта, нужно поместить камеру как можно более перпендикулярно к солнцу (а лучше, если оно вообще будет в зените). Тогда поляризация будет максимальной.

Также можно воспользоваться широкоугольным объективом ‒ хотя обычно чрезмерное затемнение неба считают недостатком фотографии.

Нейтральные фильтры ‒ мягкое размытие

Многим фотографам удается достичь на длинных выдержках красивого эффекта ‒ мягкости, едва заметной размытости границ объекта, туманной дымки, сглаженности потока воды.

В последнее время стали распространены ND-фильтры переменной плотности, когда можно регулировать количество стопов, на которые надо уменьшить количество света. Эти фильтры представляют из себя два поляризационных фильтра, которые за счет вращения уменьшают количество света от 1 до 8 ступеней (стопов). Но в свою очередь эти фильтры имеют все свойства поляризационных фильтров, а потому и некоторые их недостатки, например, они изменяют цветопередачу получаемой картинки, что может сказаться скорее положительно, но может и вызвать недовольство фотографа.

Не стоит путать фильтры нейтральной плотности с градиентными (ND Grad, GND), которые воздействуют только на часть кадра, затемняя ее. Модели нейтральной плотности (с сероватым оттенком) поглощают световые потоки, проходящие через них, не изменяя цветопередачу. Это позволяет увеличить экспозиционное время и уменьшить дифракцию.

ND-фильтры полезны при съемке в горах, покрытых снегом; у воды, особенно текущей (реки, водопады). Это верные друзья пейзажистов. С их помощью можно получить меньшую глубину резкости, если свет очень яркий, а также, например, эффектно размыть движущийся объект ‒ автомобиль, человека (motion blur). Но ND сильно уменьшают освещенность и иногда немного изменяют цветовой баланс. Они лучше всего себя проявляют в яркий солнечный день ‒ привносят в кадр ощущение движения, позволяют гибко выбирать диафрагму.

Интересных эффектов можно добиться в сумерках, на рассвете ‒ прибой или облака окрасятся живописной дымкой. Градиентные фильтры хорошо применять в сценах с несложной геометрией ‒ они постепенно снижают степень освещенности. Картина приобретает драматичность: например, резкий переход от неба к рельефу, круговое затемнение.

Софт- и специальные эффекты

Существуют фильтры, ориентированные на выполнение узко специфичных задач. К ним относят, в частности, модели с софт-эффектом. Данные фильтры смягчают, «затуманивают» объект, но при этом у изображения остается достаточно высокая четкость. С помощью подобных фильтров можно сгладить недостатки на портретах, убрать некрасивые детали и так далее. Есть несколько разновидностей данных фильтров ‒ теплый, silky, spot, duto ‒ которые придают коже теплый оттенок, уменьшают резкость, размывают края кадра. Художественный эффект вызывают неисправленные сферические аберрации. С помощью таких приспособлений можно сделать изображение мягким без потери четкости ‒ например, снимая на открытой диафрагме с фильтрами duto.

by Danilo Faria

Специальные теплые и холодные модели, изменяющие баланс белого, стали менее популярны из-за того, что с этим хорошо справляется и ПО в цифровых камерах. С другой стороны, они могут добавить цвет облачному дню, создавая «эффект заката»; сделать кадр желтым, синим, зеленым (чтобы не нужна была постобработка); хорошо себя проявляют при работе под водой. Также к творческим фильтрам конкретного назначения можно отнести:

  • лучевые («звездочки», star) ‒ источники точечного света (фонари, окна) становятся похожими на звезды с расходящимися лучами. Эффект вызывает микроскопическая сетка, нанесенная на фильтр. Чтобы получить нужный кадр, стоит поэкспериментировать с диафрагмой и повращать «звездочку» вокруг оси;
  • инфракрасные ‒ пропускают излучение от 700 нм. Позволяют делать необычные фото ‒ голубое небо станет практически черным, а зелень ‒ белой. Облака при этом сохраняют привычный оттенок, контрастность снимка повышается.

Светофильтры софт и «звездочки» можно легко заменить фильтрами в постредакторе, но если вы предпочитаете видеть будущую задуманную картинку сразу, то в вашем рюкзаке должно найтись место и для этих фильтров.

Фильтры для объективов – прекрасный творческих инструмент в руках фотографа. Пользуйтесь этими аксессуарами с умом и в свое удовольствие!

Видеоканал Фотогора


Выбираем поляризационный фильтр для объектива

Наверняка у вас есть своя зеркальная камера и вы слышали о существовании светофильтров. Пришло время получше разобраться в этой теме.

Фильтры для объективов

Начнем с того, что в самом общем смысле светофильтры делятся на защитные и поляризационные. Задача первых – уберечь ваш драгоценный объектив от повреждений. На картинку они никак не влияют. Маркировка у них обычно “protector”. Вторые могут убирать ненужные отражения, снижать яркость, повышать насыщенность и контрастность фотографии, придавать фотографии такие эффекты, которых не достигнешь ни в Фотошопе, ни в Лайтрум. Давайте разберемся детальнее.

Защитные

Их задача – защитить объектив от повреждений, от песка и грязи, от “заляпывания” пальцами, от ударов. Они же способствуют сохранению целостности “бровки”. Плюс – защита от дождь, морских брызгов, грязи. Если у вас дорогой объектив, есть смысл приобрести защитный фильтр, чтобы не получилось, например, вот так:

Поляризационные

Поляризационные (фильтры-поляризаторы) подразделяются на линейные и круговые. Маркировка у них выставляется следующая: PL (C-PL).

По внешнему виду практически не отличается от защитного фильтра, но состоит из двух равновеликих частей – одна передняя, другая – задняя. После того, как вы поставите фильтр на объектив, задняя зафиксируется. Регулировка производится путем вращения передней части, в которой и находится поляризационная часть. Принцип действия: с помощью вращения меняется угол наклона. О творческих возможностях мы расскажем в отдельной части.

Сегодня на рынке фототехники великое множество самых разных фильтров для объектива. Вы уже наверное встречали или еще встретите такие понятия, как “линейный” и “круговой” фильтр. Если посмотреть на различных форумах, можно убедиться, что у некоторых фотографов у самих “каша в голове” по этому поводу.

Линейные доступнее, но у них есть минус: нельзя использовать с камерами, имеющими TTL метод замера экспозиции и автоматической фокусировки.

  • TTL (through-the-lens) – сквозной способ экспозамера и автофокуса.

Важный момент: для элементов с поляризацией нет совершенно никакого различия между такими видами света, как “естественно поляризованным” и светом, где круговая поляризация. Соответственно, с экспозицией никаких трудностей быть не должно. С другой стороны – превращение линейной поляризации в круговую возможно только на определенном моменте длины волн. Видимый диапазон составляет что-то такое, среднем значении равняющееся в среднем 600 нанометра, при максимуму в 750 нанометров и минимуму в 400 нанометров.

С круговым поляризатором автофокус работает лучше. Маркировка у них следующая: CIRCULAR, CIR или C (CIR-PL, C-PL). Все остальное – маркировка линейных. Рассмотрим еще одну разновидность фильтров.

Градиентный фильтр

Представляет собой стекло, равномерно покрытое градиентом. Для фото он выполняет роль плавного перехода от одного цвета – к другому. В данном фильтре получается переход от серого к прозрачному.

Используется для съемки пейзажей. Обычно фотографы сталкиваются с проблемой дисбаланса между ярким небом и неяркой землей.

Специальные цветные фильтры подойдут вам, если у вас есть желание добавить в фото толику необычности и если вы хотите поварьировать цвета.

Читайте также:  SanDisk: как выбрать карту памяти для смартфона

Поварьировав со ступенями экспозиции, вы можете добиться нужного вам эффекта. Бывают двух видов: накручивающиеся (с резьбой) и прямоугольные (вставляются в держатель, размещающийся на объективе).

  • Преимущества круглого состоят в том, что он делается из оптического стекла, на которое наносится многослойное просветление;

Минус его в том, что нельзя сдвинуть точку, где разделяются светлая и темная стороны.

Прямоугольник изготовляют из пластика и в нет просветленных мест. Правда, его нельзя вращать, двигается он только сверху внизу и наоборот, что приверженцев пейзажей – самое то. Чтобы снять пейзаж при помощи градиентного фильтра, нужен штатив, потому что при его использовании снижается резкость и нужно ставить фотоаппарат на длинную выдержку.

UV-фильтры

Их применяют для того, чтобы защитить переднюю линзу объектива. Эти фильтры убирают лишний ультрафиолет, который, рассеиваясь в атмосфере, негативно влияет на экспозицию, уменьшая контраст.

Впрочем, эта проблема была актуальнее для пленочных фотиков, сенсорная часть цифровиков не столько чувствительна к УФ-лучам. Однако такой фильтр поможет вам убрать ненужные блики. Главное держать УФ-фильтр в чистоте и избегать повреждений, потому что любая царапинка выйдет боком и скажется на фотографии.

Баланс белого (ББ) – это соответствие цветовой гаммы объекта съемки цветовой гамме изображения.

Такие фильтры способны исправлять неверное соотношение цветов, а также придавать картинке художественный эффект, добавляя в атмосферу то, чего нет в реальности (тепло в облачный день, прохладцу в знойный и так далее). Впрочем, современные камеры прекрасно справляются с этим и сами. Тем более, если снимать в формате RAW, можно всегда скорректировать ББ в фоторедакторе.

Поляризационные фильтры: инструкция по применению

Есть такое выражение “техника в руках дикаря – груда металлолома”. Оно справедливо и в отношении поляризаторов. Фильтры чрезвычайно облегчают жизнь фотографа, но они же могут оказать “медвежью услугу”.

Широкоугольники

Нет никакого смысла ставить поляризационный фильтр на широкоугольный объектив, потому что эффект зависит от угла. В случае с “шириком” может так получиться, что часть изображения попадет под эффект поляризации, а часть – нет (потому что часть окажется под прямым углом от солнца, а часть будет по направлению к нему). Но опытные фотографы знают, как избежать этого. Можно попробовать расположить эффект ближе к краю снимка. Тогда получится нечто вроде естественного градиента (как бывает, к примеру, в сумерки). Еще один вариант: сделать две фотографии, в первой из которых эффект будет максимальный, а во второй – минимальный. Потом просто совместить их в Фотошопе.

Отражения

Да, фильтры помогают убирать ненужные отражения при съемках сквозь прозрачные поверхности (окна домов, магазинов, транспорта, аквариум, стеклянная упаковка). Но они также могут стать причиной различных нежелательных эффектов: бирефракции (двойного преломления) при съемке из иллюминатора самолета. Также возможен волновой эффект или неестественные разводы на поверхностях, покрытыми краской или другими специальными веществами.

Работа с контрастом

Устранение прямых отражений чревато потерей блеска и констрастности снимка. Это хорошо, когда снимаются сцены с обширным динамическим диапазоном (когда требуется нащупать баланс между яркостью неба и неяркостью земли).

Однако может помешать при творческой съемке, когда контраст следует подчеркнуть. Впрочем, при съемке неба и облаков контраст всегда получается высоким.

Правило 180 градусов

Нет необходимости вращать фильтр более, чем на 180 градусов, так как все возможные варианты после достижения данной цифры, начинают повторяться

Минусы при работе с поляризатором

  • Экспозиция требует в несколько раз больше света (на две-три ступени);

Для получения желаемого эффекта нужно искать определенный угол;

Удлиняется время, необходимое для составления композиции;

Сложнее снимать через видоискатель;

Если фильтр испачкан или поцарапан, качество снимка снижается;

Не очень удобно использовать для съемки панорам;

Если нужно “поймать” радугу, контрастный фильтр только помешает.

Лайфхаки

Хотите понять, как будет выглядеть снимок в данной местности при использовании фильтра? Наденьте поляризационные очки и получите нужный эффект. Тольки снимите свои “полароиды”, когда соберетесь снимать, чтобы не получить неправильное представление через видоискатель.

Полярик может пригодиться, когда нужно сделать больше длительность экспозиции. Это будет кстати при съемке воды и любых природных объектов, где есть вода.

Если при использовании поляризатора наблюдается эффект виньетирования (затемнения краев) и он вам не желателен, нужно поэкспериментировать с фильтрами другой толщины и других марок.

Фоточайник

Поляризационный фильтр и градиентный фильтр нейтральной плотности в пейзажной фотографии

В пейзажной фотографии также как и в портретной , стилистической или предметной фотосъемке , точная передача цвета снимаемого сюжета имеет решающее значение. Эта задача особенно трудно разрешима в ландшафтной фотографии.

Дело в том, что на таких фотоснимках имеются более широкие различия в динамическом диапазоне, не только между передним и задним планом, но в первую очередь между верхней и нижней частями кадра — между небом и землей. Если вы занимаетесь фотосъемкой пейзажей , преодоление этого препятствия потребует наличия в вашем арсенале одного из двух (если не обоих) нижеописанных фильтров, даже если вы не используете фильтры для любых других ваших фотографий.

  • Поляризационный фильтр

Поляризационные фильтры, которые иногда называют секретным оружием профессиональных ландшафтных фотографов, помогают создавать богатые и более яркие цветовые оттенки на фотографии.

Такой фильтр выполняет двойную функцию:

    удаляет блики и отражения с таких ярких поверхностей, как вода или скалы

  • затемняя небо, он добавляет ему яркие оттенки синего цвета, при этом увеличения цветовую и тональную насыщенности по всему кадру.
  • Поляризационные фильтры являются наиболее эффективными при фотосъемке под углом 90 градусов к солнцу. Поэтому такой фильтр будет наименее результативным в моменты, когда солнце будет находиться впереди или позади вас. Поляризационный фильтр также может вам помочь выделить на фотоснимке облака, но нужно быть при этом весьма осторожным с выбором объектива. Так же, как вы можете переусердствовать при постобработке изображения, вполне возможно перестараться и при самой фотосъемке, если вы используете поляризационный фильтр в паре со сверхширокоугольным объективом. Результатом будут неравномерные оттенки синего цвета на перенасыщенном небе.

    Этот снимок сделан без поляризационного фильтра.

    А это та же сцена, снятая с применением поляризационного фильтра.

    • Градиентный фильтр нейтральный плотности

    Градиентный фильтр нейтральной плотности помогает сбалансировать экспозицию между нижней частью сюжета (землей) и его верхней половиной (небом). Это позволяет получить экспозицию фотоснимка в диапазоне, с которым фотокамера не может справиться самостоятельно. Например, если выставить экспозицию фотоснимка ориентируясь по земле, то вы получите белое или серое, безликое и размытое небо. В то же время произведенный экспозамер по таким потрясающе голубым, мягким и волнистым облакам, сделает землю такой темной, что вы потеряете большую часть деталей сюжета, которые намеревались отобразить на фотоснимке в первую очередь.

    На примере этого широкоформатного градиентного фильтра нейтральной плотности вы сможете убедиться, насколько он ценен и незаменим для точной передачи цветовых оттенков в пейзажной фотографии.

    Такой фильтр имеет темное покрытие в верхней части, совершенно прозрачный в нижней части, и покрыт нейтральным оттенком серого цвета между ними. Фильтры доступны в двух вариантах исполнения. Вариант в круговом исполнении крепится к передней части объектива, как и любой другой традиционный фильтр. Другой тип является квадратным или прямоугольным фильтром, который вы держите в руке перед объективом фотокамеры.

    Принцип работы обоих типов одинаков — затемнение неба, чтобы избежать резких контрастов на нем, оставляя при этом нетронутой и не «фильтрованной» землю. В результате получается плавный яркостной переход, который обеспечивает правильную экспозицию по всему кадру. А вы получите яркие, насыщенные, и (самое главное) точные цветовые оттенки на всех ваших пейзажных фотоснимках.

    Оцените статью
    Добавить комментарий