Olympus. Предметная и фуд-фотография

Творческие возможности Olympus OMD EM1 Mll в коммерческой и художественной съёмке

Творческие возможности Olympus OMD EM1 Mll в коммерческой и художественной съёмке

Есть ли у Вас помощники, которым Вы можете доверять больше, чем себе? Я не говорю о съёмке в студии, где с Вами работают ассистенты, дизайнеры и прочие нужные в коммерческих съёмках специалисты. Они помогут быстро снять, обработать и сдать клиенту супер-картинку.

Я говорю о ситуации, когда Вы творите. Камера позволяет творить и получать нужные мне результаты вдали от студии и компьютера.

И Вы правильно догадались – для меня это Olympus OMD EM1 Mll.

Я коммерческий фотограф, который занимается фуд-фотографией, съёмкой натюрмортов, предметной съёмкой – всем, что я называю «недвижимостью». Мои увлечения являются продолжением моего бизнеса (или наоборот), я продолжаю снимать и вне стен студии.

Этот фотоаппарат соединил в себе продвинутую и удобную камеру, а также невиданные ранее возможности внутрикамерной обработки. Эти фантастические возможности привлекли моё внимание даже больше, чем камера, которую все хвалят. Я уверен, что после моего небольшого рассказа Вы найдете в ней всё, о чём мечтали ранее, но не находили в других моделях.

Я остановлюсь лишь на некоторых функциях, которые мне помогают в работе и творчестве.

Live composite – это маленькое чудо режима фотосъёмки. Такого ещё нет ни у кого. Камера запоминает световую схему кадра и позволяет добавлять изменения в тенях при любой длительности экспозиции в этом режиме. Снимая сюжет, Вы сможете дополнять его «мазками» Light Brush при съёмке натюрмортов, фудсъёмке, предметке, интерьерной съёмке и прочем.

M Zuiko 12-40/2.8 f8 Live Composite + Light Brush

Вы можете видеть, как на Ваших глазах изменяется картинка. При этом Вы можете сколь угодно «доводить» сюжет до совершенства. Или начать всё заново, придав сюжету другие акценты. В дополнение к моему описанию Вы можете использовать этот режим для съёмок «Freeze Light», рисуя или «обрисовывая», что угодно. Можно дополнить съёмку со вспышками аккуратной подсветкой или бликами в тёмных местах.

M Zuiko 12-40/2.8 f8 Live Composite + Light Brush и M Zuiko 12-40/2.8 f8 t25мин Live Composite

Ограничением является только Ваша фантазия.

Очень яркой иллюстрацией этого режима съёмки является возможность «собрать» в одном кадре все молнии или весь салют.

BK по фокусу (в камере 5 разных режимом брекетинга) позволяет сделать до 999 дублей (с заданным шагом). Камера очень быстро снимает эти дубли от самого переднего возможного плана до бесконечности. Вы получаете серию (jpeg и Raw), которая после сшивания в программе позволяет получить максимально возможную глубину резкости.

M Zuiko 12-40/2.8 f8 t1/30 и M Zuiko 12-40/2.8 f8 t1/60 шаг3

В этом случае полностью отпадает необходимость в дорогих и имеющих ограниченные возможности Till Shift объективах. Этот режим съёмки находит свое применение не только в съёмке пейзажей, архитектурной и интерьерной съёмке, но и в съёмке ювелирных изделий, фуд-съёмке, предметной съёмке.

И, как естественное продолжение для Olympus, в этом режиме – это «стекинг».

M Zuiko 12-40/2.8 f8 t1/20 шаг3

«Стекинг» – это возможность камеры самостоятельно снимать и сшивать 8 дублей по фокусу и выдавать Вам готовый jpeg. Резкий сюжет по кадру получается за несколько секунд, значительно сокращая время на съёмку и сборку финального изображения.

M Zuiko 12-40/2.8 f6.3 t1/20 шаг3

Коммерческие фотографы, снимающие ювелирку, предметку и прочее, давно оценили эту возможность, которой нет у других производителей камер. Дополню, что этот режим работает как с импульсным светом, так и с постоянными источниками. Скорость съёмки 8 дублей – очень быстрая, что при отличной стабилизации Olympus позволяет снимать даже с рук.

M Zuiko 12-40/2.8 f6.3 t1/80 шаг3 и M Zuiko 12-40/2.8 f8 t1/50 шаг3

Pro Capture. Это режим я использую для съёмок быстротекущих процессов, например, «наливайки». Камера позволяет сделать и поймать лучший кадр, начиная снимать в режиме полунажатия до момента спуска затвора.

Дополнить эти скоростные возможности позволяет съёмка до 60 кадров/cек в Raw.

Не лишним в нашей работе является возможность получить супер – HD файл, в размере 50 Mpx.

M Zuiko 12-40/2.8 f6.3 t1/50 и M Zuiko 12-100/4.0 f8 t1/20​

M Zuiko 12-100/4.0 f6.3 t1/60 и M Zuiko 12-40/2.8 f8 t1/40

Режим LiveTime позволяет Вам контролировать на экране монитора длительность экспозиции.

Вы можете использовать режим HDR c возможностью съёмки 4 снимков с разной экспозицией и автоматическим составлением кадра.

Формат статьи не позволяет нам сегодня поговорить о таких важных функциях камеры как комбинированная фотосъёмка, тачскрин экрана, арт-фильтры.

Подводя промежуточный итог могу сказать одно: камера лично для моих работ превосходная. Я буду рад, если моё восхищение особенностями этой камеры, в которую я влюбился, послужит и Вам для радости творчества и достойного заработка.

Olympus. Предметная и фуд-фотография

Фуд-фотография — чрезвычайно многогранный жанр. Еду (точнее, натюрморты с едой) можно снимать по-разному. Кто-то проводит «аппетитные» съёмки для рекламы и журналов, а кто-то предпочитает просто симпатично сфотографировать кулинарные изыски собственного приготовления. Однако особенность этого жанра в том, что подход к съёмке каждый раз будет одинаковым. Речь идёт именно о постановочной фотографии, где главную роль играет наполнение кадра, композиция и свет.

Дарья Боронина: «В предметной фотографии очень часто сталкиваешься с поверхно-стями, которые бликуют, а выбитые рефлексы в этом жанре недопустимы. Так вот, в камере Olympus в светах достаточно много деталей.»

И всё же есть множество технических аспектов, которые, на первый взгляд, находятся на втором плане. Но каждый из них важен настолько, что может предопределить результат съёмки. Сегодня мы поговорим именно о технике, а именно о фуд-фотографии с приме-нением техники Olympus. Мы рассмотрим ряд уникальных свойств этих камер, которые помогают фотографам получать качественный результат.

Размер и вес

Несмотря на то что постановочная съёмка редко проходит налегке, профессиональные фотографы ценят компактность камер и объективов Olympus. Казалось бы, килограммом оборудования больше или меньше — разницы нет. Но на самом деле фотоаппарат — это финальное звено. И даже если на съёмку привезли грузовик реквизита, весь съёмочный день фотограф будет взаимодействовать именно с камерой. Нужно понимать, что далеко не все съёмки проводятся со штатива.

Дарья Боронина: «У фуд- или предметного фотографа помимо оборудования (камеры, штатива, отражателей, источников света) очень много разного реквизита, который помогает создавать красивую картинку. В такие моменты вес и размер каждого предмета в чемоданчике имеет значение. С камерами Olympus на фотооборудовании можно сэкономить целые килограммы багажа.»

Live View

Название этой функции даже в буквальном, подстрочном переводе — живой взгляд — довольно точно описывает её применение и преимущество. Видя кадр на экране камеры, фотограф может в реальном времени оценить будущий результат: и экспозицию, и цветопередачу. А главное — он получает возможность сразу переложить на плоскость кадра пространство. В предметной и фуд-фотографии это особенно важно. Ведь объекты съёмки смотрятся в жизни порой совсем по-другому, нежели на плоскости снимка.

Фото: Сергей Мельников

Камеры Olympus дарят ещё одно преимущество — поворотный дисплей. С его помощью фотограф может выбирать не только наиболее удобные, но и по-настоящему выгодные точки. Ух, сколько же раз каждый из нас выбирал не самый лучший ракурс лишь потому, что не хотелось садиться или ложиться на грязный пол, мокрую траву. С поворотным дисплеем эта задача решается.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.

Но даже если вы снимаете со штатива, поворотный дисплей оказывается настоящим спасением от уставшей спины и шеи. Фотографу вовсе не обязательно наклоняться над камерой, тянуться к ней. Ведь даже смену настроек можно проводить с помощью дисплея: в современных камерах Olympus он оснащён сенсорным интерфейсом.

Дарья Боронина: «Я очень ценю качественный сенсорный экран с переменным углом, который позволяет снимать с разных труднодоступных ракурсов (например, высоко сверху), а также увеличивать изображение и чётко фокусироваться. Часто важной оказывается возможность управлять камерой с компьютера или телефона.»

Читайте также:  Макрообъективы - объективы для Fujifilm

Фокус-стекинг и фокус-брекетинг

Об этих функциях мы уже рассказывали ранее в уроке про макро. Однако и в предметной фотографии они также актуальны.

Фото: Сергей Мельников

Фокус-брекетинг позволяет сделать серию снимков с заданным сдвигом плоскости фокусировки от кадра к кадру. Зачем это нужно? Решать вам. Можно выбрать просто наибо-лее удачный кадр из серии, где глубина резкости легла идеально. А можно использовать полученные снимки для компьютерной обработки — стекинга, когда из снимков с разным положением плоскости фокусировки склеивается один кадр с увеличенной глубиной резкости.

Выбор количества кадров

Если вы планируете заняться стекингом, то лучше сделать больше снимков. Если брекетинг используется для выбора оп-тимального снимка из серии, то хватит 3–5 кадров.

Для стекинга лучше выбирать минималь-ную разницу фокуса. Для съёмки серии и выбора наиболее удачного кадра разница в фокусе может быть сравнительно большой.

Но в камерах Olympus (например, в OM-D E-M1) есть также автоматическая склейка фо-кус-стекинга. Камера сама сделает серию снимков с заданным сдвигом и объединит их в один кадр с увеличенной глубиной резкости.

Конечно же, для качественной съёмки и в первом, и во втором случае вам потребуется штатив. Однако если число кадров в серии невелико, часто можно обойтись и без него: оснащённые эффективным оптическим стабилизатором камеры Olympus часто способны обеспечить хороший результат при съёмке с рук с фокус-брекетингом или фокус-стекингом, особенно если вы умеете правильно и надёжно удерживать фотоаппарат.

Дарья Боронина: «Камера довольно корректно и детально воспроизводит цветовые нюансы даже в сложных условиях освещения. На мой взгляд, это лучшее цветоразде-ление, особенно красных оттенков.»

Режим 40 мегапикселей

Но на сладкое мы оставили описание функции, которую можно назвать уникальной. Ни один из фотоаппаратов Olympus не имеет разрешения 40 мегапикселей. Однако если речь заходит о предметной съёмке, то получить 40-мегапиксельные кадры с очень высокой детализацией оказывается очень просто! Как? Давайте разбираться.

Фото: Сергей Мельников
Снимок сделан в режиме 40 мегапикселей.
«Режим 40 Мп стал последним решающим аргументом в пользу полного отказа от зеркалки и перехода на беззеркалку Olympus OM-D E-M5 Mark II. Ведь если рассматри-вать зеркальные камеры, которые выдают подобное разрешение, то разница в цене будете в 2, а то и в 3 раза выше по сравнению с беззеркалкой от Olympus. Не говоря уже о размере и весе.»

Сначала немного теории. Все современные модели беззеркалок Olympus оснащены встроенным оптическим стабилизатором на основе сдвига матрицы. Разработчикам уда-лось добиться удивительных результатов в эффективности работы стабилизатора. Речь идёт в том числе и о точности смещения. Отработать сдвиг на величину, равную поло-вине размера пикселя, для системы стабилизации проблемой не является.

А что будет, если сделать серию снимков с микросдвигом всей матрицы, а затем программно объединить их в один кадр? Получится фотография со значительно большей детализацией. Именно так и работает режим «Супер-HD»: 8 кадров со сдвигом на половину пикселя создают один снимок с разрешением 40 мегапикселей. Чтобы это было проще представить, достаточно посмотреть видеоролик:

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

Включение режима «Супер-HD» в основном меню

MARIA ALTYNBAEVA

FOOD PHOTOGRAPHER

ОБЪЕКТИВЫ ДЛЯ ФУД-ФОТОГРАФИИ

Какой объектив подходит для съемки еды?

Это один из первых вопросов новичка в фуд-фотографии.

В этом посте я расскажу, какими объективами пользуюсь в коммерческих и личных съемках и какие у них особенности.

*Я снимаю на Canon, поэтому этот пост про объективы Canon.

У меня два объектива: Canon EF 50mm f/1.4 USM и EF 100mm f/2.8 Macro USM .

Оба объектива с фиксированным фокусным расстоянием, т.е. у них постоянный угол обзора. На них нет кольца зумирования, покрутив которое можно приблизить или удалить объект съемки.

Такие объективы имеют более простую конструкцию, чем зум-объективы, поэтому картинка получается немного качественнее.

На фотоаппаратах с полной матрицей (Full Frame, размер матрицы примерно соответствует размеру пленки 35 мм) и на камерах с уменьшенной матрицей (с кроп-фактором) объективы работают по-разному. На камерах с кропнутой матрицей угол обзора объектива уменьшается. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм будет работать примерно как 85 мм.

У меня камера Canon 6D с полной матрицей, поэтому я расскажу, как объективы работают на ней.

Особенности объективов (на камерах Full Frame)

Canon EF 50mm f/1.4 USM

1. В первую очередь этот объектив используется для съемки еды сверху. Например, если композиция построена на столе, то можно снять ее сверху, просто встав на табурет. Это удобно, потому что не надо очень высоко залезать (как с объективом 100 мм, например).

Еще объектив 50 мм подходит для съемки еды под углом, когда в кадр должна попасть часть интерьера (т.е. не с близкого расстояния).

«Полтинник» не подходит для съемки небольших композиций с близкого расстояния. В такой ситуации он искажает пропорции предметов и их положение в пространстве.

Подходящие для объектива 50 мм композиции, слева — ракурс сверху, справа композиция с интерьером.

2. Объектив 50 мм обладает высокой светосилой, максимальное значение диафрагмы — 1.4. Что это дает? Во-первых, можно сделать снимок, на котором в фокусе будет только маленькая его часть. Иногда это нужно с точки зрения художественной задумки. Во-вторых, можно снимать с рук, когда мало света. Сильно открытая диафрагма позволяет сохранить значение выдержки, нужное для резкости кадра, и не очень высокое значение ISO.

Я смогла снять этот кадр с рук, когда было недостаточно светло. Настройки камеры: диафрагма 3.5, выдержка 1/160, ISO 800.

3. Минимальная выдержка для съемки с рук 1/160. Если выдержка длиннее (например, 1/125, 1/100 и т.п.), страдает резкость (при съемке с естественным светом). Такое значение выдержки в комбинации с высокой светосилой позволяет снимать с рук при плохой освещенности.

4. Дает небольшие искажения при съемке сверху: края изображения закругляются. Это частично можно подкорректировать в Лайтрум с помощью профиля коррекции объектива.

Фото сделано на объектив 50 мм. Гифка показывает, как искажения корректируются в Лайтрум.

Этот объектив — хороший вариант для обладателей камер с уменьшенной матрицей. На такой камере 50 мм будет работать примерно как 85 мм. Снимать сверху будет не так удобно, но при съемке под углом с небольшого расстояния искажения, о которых я писала, значительно уменьшатся. Я сама долго жила с таким вариантом.

Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM

1. Объектив 100 мм нужен для ракурсов под углом, потому что дает минимальные искажения, сохраняет пропорции предметов и их положение в пространстве. Для съемки сверху он не подходит в большинстве случаев. Если композиция состоит не из одной маленькой тарелки, то придется очень высоко залезать. Чаще всего это неудобно.

Объектив 100 мм идеален для таких ракурсов под углом.

2. Это макрообъектив, т.е. еду можно снимать очень крупно. Объектив позволяет сфокусироваться очень близко к объекту съемки (минимальное расстояние фокусировки 31 см).

3. Объектив 100 мм темнее 50 мм. То есть в одинаковых световых условиях, 100 мм требует других настроек (приходится или увеличивать значение ISO, или открывать диафрагму, или делать длиннее выдержку).

4. Минимальная выдержка для съемки с рук 1/200. Если выдержка длиннее (например, 1/160, 1/125 и т.п.), страдает резкость (при съемке с естественным светом). Поэтому с этим объективом чаще приходится работать со штатива.

5. Дает хорошее размытие заднего плана даже при съемке с искусственным светом при достаточно закрытой диафрагме (например, 6.3).

6. Объектив 100 мм дает на снимках небольшую виньетку (затемнение по краям). Ее можно убрать в Лайтрум с помощью профиля коррекции объектива, но в большинстве случаев она мне нравится.

Коррекция виньетки в Лайтрум с помощью профиля коррекции объектива.

7. Неудобен для работы в очень маленьких помещениях. Часто для того, чтобы сделать кадр, нужно отойти на значительное расстояние от объекта съемки.

Объектив 100 мм я не рекомендую покупать для камеры с кропнутой матрицей, только если ты не фанат макросъемки. Для композиций среднего размера вам понадобиться отходить от объекта съемки очень далеко. Немногие помещения это позволяют. Сделать кадр сверху будет нереально без 5-метровой стремянки.

P.S. Несмотря на некоторые недостатки (а у кого их нет?), эти два объектива очень хорошие. С ними можно снять все типовые композиции, которые встречаются при съемке еды.

Читайте также:  Портретные объективы - объективы для Fujifilm

Это технически сложный пост. У тебя может быть много вопросов, поэтому не стесняйся и спрашивай!

Самый вкусный тест-драйв
Olympus OM-D E-M1 Mark II

Один из немногих профессиональных фуд-фотографов Сергей Мартьяхин протестировал новый Olympus OM-D E-M1 Mark II, сделал серию аппетитных снимков и рассказал о своем опыте в нашем новом обзоре.

Есть ли у вас помощники, которым вы можете доверять больше, чем себе (позже вы поймете, о чем я хочу сказать)? Я не говорю о коммерческой съемке в студии, где ассистенты, дизайнеры и прочие нужные специалисты быстро помогут снять, обработать и отдать клиенту суперкартинку. Я говорю о творчестве. Olympus OM-D E-M1 Mark II позволяет мне творить и получать нужные результаты вдали от студии и от компьютера.

Я коммерческий фотограф, который занимается фуд-фотографией, съемкой натюрмортов, предметной съемкой — всем тем, что я называю «недвижимостью». Мои увлечения являются продолжением моего бизнеса (или наоборот), я продолжаю снимать и вне стен студии.

F 9, 1/4 с, ISO 500, 24 мм (35 мм экв.)

F 8, 1/13 с, ISO 250, 46 мм (35 мм экв.)

Olympus OM-D E-M1 Mark II вобрал в себя продвинутую и удобную камеру, а также невиданные ранее, фантастические возможности внутрикамерной обработки. Последние привлекли мое внимание даже больше, чем сама камера, которую все хвалят. Я уверен, что после моего небольшого рассказа вы найдете в Olympus все, о чем мечтали раньше, но не находили в других камерах.

Остановлюсь лишь на некоторых функциях, которые помогают мне в работе и творчестве.

Live composite — это маленькое чудо режима фотосъемки, такого еще нет ни у кого. Камера запоминает световую схему кадра и позволяет добавлять изменения в тенях при любой длительности экспозиции в этом режиме. Вы можете дополнять сюжет «мазками» Light Brush при съемке натюрмортов, фуд-съемке, предметной, интерьерной съемке и прочем; вы можете видеть, как картинка меняется на ваших глазах. При этом вы можете сколь угодно долго доводить сюжет до совершенства или начать все заново, придав сюжету другие акценты. Как дополнение к моему описанию, вы можете использовать этот режим для съемок Freeze Light, рисуя или обрисовывая все что угодно. Можно дополнить съемку со вспышками аккуратной подсветкой или бликами в темных местах. Ограничением является только ваша фантазия.

F 6.3, 2 с, ISO 64, 76 мм (35 мм экв.)

Очень яркой иллюстрацией этого режима съемки является возможность собрать в одном кадре все молнии или весь салют.

BK по фокусу (в камере 5 разных режимов брекетинга) позволяет сделать до 999 дублей с заданным шагом. Камера очень быстро снимает эти дубли от самого возможного переднего плана до бесконечности. Вы получаете серию (JPEG и RAW), которая после сшивания в программе позволяет получить максимально возможную глубину резкости. В этом случае полностью отпадает необходимость в дорогих и при этом ограниченных в возможностях Tilt-Shift-объективах. Этот режим находит свое применение не только в пейзажной, архитектурной и интерьерной съемке, но и в съемке ювелирных изделий, фуд-съемке, предметной съемке.

И как естественное продолжение для Olympus в этом режиме — «стекинг».

«Стекинг» — это возможность камеры самостоятельно снимать и сшивать 8 дублей по фокусу, выдавая вам готовый JPEG. Резкий по кадру сюжет получается за несколько секунд, значительно сокращая время на съемку и сборку финального изображения. Коммерческие фотографы, снимающие ювелирку, предметку и прочее, давно оценили эту возможность, которой нет у других производителей камер. Добавлю, что этот режим работает как с импульсным светом, так и с постоянными источниками. Скорость съемки 8 дублей очень быстрая, что при отличной стабилизации Olympus позволяет фотографировать даже с рук.
Pro Capture. Этот режим я использую для съемок быстротекущих процессов, например «наливайки». Камера позволяет сделать и поймать лучший кадр, начиная снимать в режиме полунажатия до момента спуска затвора.

Дополнить эти скоростные возможности позволяет съемка до 60 кадр/cек в RAW.

Не лишним в нашей съемке является возможность получить суперHD-файл размером 50 Mпк.

F 5, 2.5 с, ISO 320, 24 мм (35 мм экв.)

F 2.8, 1/125 с, ISO 250, 56 мм (35 мм экв.)

Режим LiveTime позволяет контролировать длительность экспозиции на экране монитора.

В своей работе вы можете использовать режим HDR c возможностью съемки 4 кадров с разной экспозицией и автоматическим составлением кадра.
Формат статьи не позволяет поговорить о таких важных функциях камеры, как комбинированная фотосъемка, тачскрин и арт-фильтры, но, подводя промежуточный итог, могу сказать одно: лично для моей работы Olympus OMD EM1 Mark II превосходен, и я буду рад, если мое восхищение особенностями этой камеры, в которую я влюбился, послужит и вам для радости творчества и достойного заработка.

Olympus OM-D E-M5: дваждыкроп и профессиональная предметная фотосъемка. Долгожданный обзор!

И все же как предметчика со стажем меня всегда подсознательно интересовало, насколько купленная мной беззеркалка может заменить «взрослую» полнокадровую камеру именно в предметной съемке.
То, что OM-D дает картинку лучше многих старых кропнутых камер, — это факт. Одна моя хорошая знакомая как-то выпросила у меня олик поснимать недельку, и вернула со словами: «Это во всех отношениях намного лучше, чем мой старый Canon 40D!»
Но меня конкретно интересует, насколько OM-D может составить конкуренцию зеркалкам именно в предметке.

Какие особые требования у предметной съемки к фототехнике?

Сегодня я возьму в качестве примера натюрморт, снятый пару дней назад на даче. Условия съемки просты: веранда, студийная вспышка, Olympus OM-D E-M5, мануальный объектив OM Zuiko 50 1.2, съемка велась на диафрагме f/11 для получения должной ГРИП и для того, чтобы перебить уличное освещение.

Для обработки равов я обычно пользуюсь конвертером RPP, поскольку он дает лучшую детализацию и цвет, о преимуществах его я писал в журнале неоднократно. Но на сей раз я решил, что надо быть ближе к народу, ведь большинство тех, кто снимает предметку, наверняка пользуются Adobe Camera RAW или Lightroom, что ж, почему бы и нам не взять этот инструмент для чистоты эксперимента? Тем более, что если уж мы получим достойный результат с помощью адобовской конвертации, то в RPP – и подавно 🙂
Все кадры в обзоре не подвергались какой-либо обработке после конвертации в ACR.

На мой взгляд, самое важное, где в предметке не может быть компромиссов — это цвет.
Казалось бы, всё можно накрутить в конвертере, но в реальности проблема есть, и решать ее нелегко.
В свое время я сильно намучился в этом плане с кэноном, пока не купил себе колорчекер, но даже это не решило проблемы до конца. Ведь построение профиля не может улучшить цветоразделения соседних цветов, профиль только исправляет те цвета, которые есть на колорчекере и интерполирует все, что лежит между ними. Если камера изначально не смогла захватить разницу между соседними оттенками или цветовую фактуру, то колорчекер этого не может компенсировать.
Что в этом плане имеем на конкретном OM-D E-M5?
Более плотные фильтры на матрице, лучшее цветоразделение, в целом более корректный цвет, в том числе и в сложных условиях освещения. Могу с уверенностью сказать, что никаких проблем с цветом на олимпусе нет, применительно к предметной съемке эта камера вполне детально и корректно воспроизводит все цветовые нюансы. Более того, камера определенно захватывает больше нюансов цвета, чем все зеркалки, которые у меня были (кроме Kodak Pro 14n).
По приведенному примеру очень хорошо видно, насколько легко на OM-D даже при использовании Adobe Camera Raw получить насыщенный и при этом достаточно детализированный как яркостными, так и цветовыми вариациями, красный цвет.
Здесь насыщенность в конвертере выставлена в ноль.
Saturation 0:

Могу сказать, что на Кэноне для меня лично это всегда было проблемой, красные цвета разного оттенка разделялись плохо, красный канал содержал маловато информации.
Для любителей насыщенной картинки олимпус дает прекрасный исходный материал. Можно поднять насыщенность ну например до уровня 50, не теряя цветовых вариаций и фактур. Попробуйте проделать такое с кэноновскими равами.

И здесь, благодаря цветовой детализации, совсем не появляется цифровая “кислотность”, столь характерная для поднятия насыщенности в кадрах с камер с плохим цветоразделением.

Неплохо ведет себя OM-D и при съемке с лампами накаливания. Для этого натюрморта я использовал пилотную лампу на моноблоке, поскольку она давала более точечный свет:

Читайте также:  Видеосъёмка с Olympus

Обычно съемка с лампами накаливания склонна пересвечивать красный канал, причем после установки баланса белого из-за разбаланса каналов выявляются цветовые шумы. У олимпуса с этим никаких особых проблем не выявлено (не смотря даже на +1 Ev в конвертере):

Детализация и ГРИП

Тут мы имеем три связанные стороны вопроса – дифракция, ГРИП и мегапиксели.
Я долгое время снимал предметку на Canon 5D, 12 мгпкс. Заказчикам этого было достаточно, порой даже для широкоформатной печати. Хотя мне лично этого было маловато, приходилось очень плотно кадрировать, зажимать диафрагму для достаточной ГРИП при таком масштабе съемки и потом долго и нудно хитрить с выборочным шарпом. После перехода на вторую пятерку в этом плане стало проще – качество ощутимо улучшилось, появился запас для кропа.

То есть на практике 16 мегапикселей, которыми оснащен OM-D, – достаточно для большинства нужд предметки. При условии, что эти мегапиксели не попорчены дифракцией. А они могут быть попорчены, на дваждыкропе-то ячейки мелкие.
Вот тут у нас очень интересный момент. Давайте возьмем фуллфрейм 21 мгпкс (5D Mk II) и дваждыкроп 16 мгпкс и сравним, на какой из камер можно получить наибольшую ГРИП при диафрагме, соответствующей ее дифракционному пределу.

Идем сюда и смотрим размер пикселя и дифракцию.
Для OM-D дифракционный предел – f/6.3. На практике реальное ухудшение резкости я начинаю замечать на диафрагме f/8.0, но будем теоретически корректны. 6.3 – ок, 6.3.
Для 5D Mk II дифракционный предел – f/10.8. Опять же, практика показывает, что деградация картинки начинается несколько позже.

Теперь давайте возьмем типичный случай для предметки среднего размера – съемку на ЭФР 100 мм с расстояния полтора метра.
Идем вот сюда и используем калькулятор ГРИП. Там только целые ступени диафрагмы, но нас и это в принципе устроит.

Для OM-D при фокусном 50 мм (эквивалентно 100 мм на ФФ) на диафрагме f/5.6 получаем ГРИП 11 см, на f/8.0 – 15 см. То есть дифракционный предел попадает в ГРИП от 11 до 15 см.
Для 5D Mk II при фокусном 100 мм на диафрагме f/10 получаем ГРИП 6 см, на f/11 – 7 см.

Таким образом получается, что при одинаковых эквивалентных фокусных расстояниях и масштабе съемки 16-мегапиксельная камера с дваждыкропнутой матрицей на диафрагме в районе теоретического дифракционного предела обеспечивает ГРИП вдвое больше, чем полнокадровая 21 мгпкс камера.

Если для портретов такая большая ГРИП – скорее недостаток, то для предметки – колоссальное преимущество.

Разумеется, часть детализации съедается за счет меньшего количества мегапикселей. Но частично именно в предметке это компенсируется пропорциями дваждыкропа – 4/3. Такой формат кадра более удобен для предметки, нежели “длинный” 2/3 на полном кадре.
Посмотрите на картинку, которую я уже показывал когда-то:

По сути на формате 4/3 режутся только бока, которые на кропе 1.6 при формате кадра 2/3 все равно обычно в предметке не используются. А по высоте кадры практически не отличаются.
Поэтому при аккуратном кадрировании дваждыкроп даст нам вдвое бОльшую ГРИП при чуть-чуть меньшей детализации за счет меньших мегапикселей.

Давайте посмотрим, насколько хороша детализация и насколько выражена дифракция при съемке на диафрагме вдвое больше дифракционного предела – на f/11. 100%, шарп в ноль:

При неплохой детализации все-таки некоторая мягкость изображения ощущается. Нужно учитывать, что дифракционный предел здесь сильно превышен, максимальная диафрагма, на которой незаметно влияние дифракции для камеры с такой ячейкой – это f/6.3. Вместе с тем, результат, который мы получили на f/11 после добавления небольшого шарпа становится вполне удобоваримым. К сожалению, у меня нет возможность сравнить бок о бок одинаковые кадры с дваждыкропа и фуллфрейма, при равной ГРИП, но если вспоминать аналогичные ситуации на Кэноне при диафрагме f/22, то у Олимпуса всё как минимум не хуже.
При использовании небольшого шарпа резкость визуально вообще полностью приходит в норму:

Возможно, на новом OM-D E-M1 без АА-фильтра результат будет еще резче.
Тем не менее, рекомендую на любой фотокамере по возможности не превышать ее дифракционного предела.

Динамический диапазон, чувствительность и шумы

ДД – это очень важно для предметки. Может быть не так важно, как в пейзаже например, где светом мы управлять вообще никак не можем, но в предметке мы часто сталкиваемся с поверхностями, которые бликуют, а выбитые рефлексы в предметке недопустимы.

По собственному опыту могу сказать, что ДД у OM-D E-M5 неплох, и я при любых съемках не чувствую каких-либо серьезных ограничений в сравнении с 5D Mk II. В принципе это хорошо видно по предыдущему кропу с рюмочкой, где в светах достаточно много деталей. К тому же всегда есть небольшой резерв для использования Recovery, который достает еще немного информации.

С другой стороны, нижний участок динамического диапазона OM-D немного страдает из-за того, что камера более шумная, чем например пятерка Кэнона. Уровень шумов на нижнем ISO 200 у Олимпуса примерно соответствует ISO 400 у Кэнона.

На практике картинка, снятая со студийной вспышкой на ISO 200, выглядит достаточно чистой, особенно если учесть, что экспозиция здесь прибавлена на 1 стоп.
Посмотрите на 100% кроп. Этот участок находится уже немного вне зоны ГРИП, поэтому изображение немного размыто, и это позволяет легче оценить количество шумов:

Снимки с OM-D, как мне кажется, вполне удовлетворительно переносят цифровой пуш даже на 3 ступени:

Хотя шумы, конечно, здесь очень заметны, и проявляется небольшая синева в точке черного, но, что важно, эти шумы более-менее равномерны и поэтому легко поддаются шумодаву. Взгляните на пуш +4 Ev с шумоподавлением средствами ACR:

Вряд ли в реальной жизни кому-то понадобится делать в предметной съемке программный пуш на 4 ступени, однако наличие информации в тенях сильно поможет любителям Fill Light и при постобработке, если вдруг понадобится что-то локально осветлить.

Минимальное ISO 200 налагает определенные ограничения и может создать неудобства. В чем они выражаются?
Если вы снимаете натюрморт как я – при наличии некоторого естественного света, но со вспышкой, то чтобы полностью “забить” естественный уличный свет, придется либо сильно зажимать диафрагму, либо выставлять короткую выдержку, но выдержка синхронизации не может превышать 1/250, иначе часть кадра затемняется.
Поэтому очень надеюсь, что в новой модели олимпуса минимальное ISO будет 100. Хотя, честно сказать, надежда очень слабая.

Работа на длинных выдержках

OM-D E-M5 неплохо переносит длинные выдержки. Никакой принципиальной разницы по количеству шумов между выдержкой длиной в 1 секунду и в 1 минуту я не увидел. Разумеется, горячие пиксели становятся заметны, но не более того.

Другие аспекты удобства студийной съемки

Камера очень удобна в студийной съемке благодаря качественному экранчику, который поворачивается вверх и вниз. Было бы замечательно, если бы он еще и поворачивался вправо-влево, для удобства визирования вертикальных кадров.
При этом экран позволяет увеличивать изображение в 10 раз и четко фокусироваться и видеть зону ГРИП даже при съемке на мануальном объективе на диафрагме f/11!

Есть, однако, и ряд серьезных минусов именно для работы в студии.

Во-первых, у камеры нет гнезда для синхрошнура. Оно будет у нового OM-D E-M1, но на старой камере мне сейчас приходится ставить радиосинхронизатор в горячий башмак, что часто менее удобно и надежно, чем просто воткнуть шнурок.

Во-вторых, OM-D E-M5 не поддерживает управления съемкой с компьютера, то есть нет тетеринга по USB или WiFi. Это значит, что на моем нынешнем месте постоянной работы я не смогу заменить 5D Mk II на E-M5 именно из-за того, что нельзя передавать снимки в компьютер. При работе на потоке это колоссальный недостаток, но его исправят в новой камере E-M1, по крайней мере, тетеринг по WiFi там точно будет.

Главный вопрос сегодняшнего поста – все-таки подходит дваждыкроп и конкретно Olympus OM-D E-M5 для серьезной предметной фотосъемки?

На этот вопрос я могу ответить квалифицированно и однозначно – ДА.

Более того, при использовании вместо ACR и Lightroom более качественного RAW-конвертера (например, RPP) ощутимо повысит все показатели, начиная с цветопередачи и заканчивая детализацией.

Если у вас возникли еще какие-либо сомнения, то я с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.

Оцените статью
Добавить комментарий