Olympus. Снимаем портрет на беззеркалку

Театральный роман с OLYMPUS

Начало моей фотографической карьеры ознаменовано «театральным периодом», когда мне довелось одновременно работать штатным фотографом легендарного театра «Школа драматического искусства» и фотокором молодежной редакции не менее легендарного журнала «Театральная жизнь». Километры фотопленки были отсняты мною тогда на театральных подмостках. Прекрасное было время, полное романтики и приключений.

С тех пор минуло четверть века, информационная эпоха сменила эпоху индустриальную, выросло целое поколение фотографов, для которых «тёмная комната» является экзотикой, а мастера фотографии, не переставая ностальгировать о прелестях аналоговой фотографии, вынужденно обзавелись цифровой техникой, следуя требованиям рынка.

Говорят, жизнь развивается по спирали. Друг предложил поснимать его премьерный спектакль. Снова театр! Предложение совпало с моим желанием приобрести новый фотоаппарат. Учитывая стремительное устаревание цифровой техники, хотелось подобрать камеру, которая не утратит своей актуальности в ближайшие два-три года.

ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Мои требования к фотоаппарату не оригинальны – качественная картинка, удобство использования, компактность, сменная светосильная оптика и быстрый точный автофокус. Предстоящая съемка в театре добавила еще пару критериев – адекватное качество изображения на высоких значениях ISO и мягкий звук затвора, который не мешал бы зрителям. Последний критерий сразу убирает из рассмотрения «зеркалки», а они еще и тяжелые. Во время спектакля приходится подолгу «ловить момент» удерживая камеру на весу, поэтому тяжелая камера не годится. Остаются «беззеркалки». Тогда добавляется еще одно требование – обязательно нужен встроенный видоискатель, чтобы не ослеплять зрителей постоянно светящимся дисплеем.

НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ

Я присматривался к двум камерам Fujifilm X-T1 и Sony a7II – читал обзоры, расспрашивал владельцев. Обе камеры нравились. Fujifilm X-T1 – за механические диски управления основными параметрами съемки, удобство которых трудно переоценить и за знаменитую матрицу с нерегулярной структурой расположения пикселей. Sony A7II – за полноразмерную матрицу.

Sony A7II оказалась для меня слишком дорогой и тяжелой. С зумом Vario-Sonnar T* 24–70 mm F2.8 ZA SSM II камера весит 1,5 кг и стоит 228 000 руб. (105 000 руб. – камера и 114 000 руб. – зум). Понятно, что с таким весом о преимуществах компактности можно забыть. Кроме того A7II очень громко клацает затвором, который, кстати, невозможно переключить в бесшумный режим, как у любой нормальной беззеркалки. Для справедливости замечу, что эта камера выдает изумительного качества картинку.

Fujifilm X-T1 оказалась легче и демократичнее по цене. С зумом FUJINON XF 16-55mm F2.8 R WR камера весит 1100 г при цене 130 000 руб (60 000 руб. – камера и 60 000 руб. – зум). Взял у товарища Fujifilm X-T1, поснимал на репетиции и остался весьма доволен результатом. Камера удобная, легкая, классная оптика, превосходное качество снимков вплоть до 6400 ISO – решил купить.

Однако жизнь любит преподносить сюрпризы – любопытство привело меня на презентацию Olympus OM-D E-M5 Mark II. Ретро дизайн камеры сразу подкупил своим сходством с культовой пленочной зеркалкой Olympus OM1, которая когда-то у меня была, а руки с радостью ощутили комфортность не тяжелого, но и не пластмассово-лёгкого, корпуса.

А когда я услышал нежный шелестящий звук затвора, будто птичка чистит пёрышки, то сразу понял – хочу с этой камерой познакомиться поближе и напросился на тестовое испытание, пообещав, если камера мне понравится, написать о ней. Выполняю обещание.

ЗНАКОМСТВО

Для испытаний мне был предоставлен комплект, состоящий из Olympus E-M5 II, двух профессиональных зумов с постоянной светосилой – M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO и M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:2.8 PRO, стандартного широкоугольника M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8, батарейной рукоятки и маленькой вспышки, по умолчанию прилагающейся к камере.

Примечательно что комплект Olympus E-M5 II с зумом ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, аналогичный упомянутым выше Sony и Fujifilm, весит 850 г и стоит 108 000 руб. (63 000 руб. – камера и 45 000 руб. – зум). Уже теплее:-)

Параметры камеры

Класс

беззеркальная камера со сменной оптикой

Матрица

CMOS (17,3×13 мм) 16,1 Мп, кроп-фактор 2.0

Байонет/объектив

сменнный, байонет Micro Four Thirds

Формат снимков

RAW, JPEG (4608×3456), 40 Мп (композитный режим)

Формат видео

H.264/MPEG4 (1920×1080, 60 fps) 77 мбит/с

Диапазон светочувствительности

Диапазон выдержек

Экран

LCD, диагональ – 3″, разрешение — 1 047 000 точек, наклонно-поворотная конструкция

Видоискатель

электронный, разрешение – 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение –1,48х

Вспышка

встроенная отсутствует + внешняя вспышка в комплекте

Wi-Fi

Память

карты SD/SDHC/SDXC (до 128 ГБ)

Интерфейсы

Аккумулятор

BLN1, литий-ионный, 1220 мАч

Габариты и вес

124x85x45 мм, 469 г

С полной спецификацией можно ознакомиться на официальном сайте OLYMPUS.
Лучший обзор на английском языке на сайте DP Review.
Лучший обзор на русском языке на сайте Onfoto.ru.

Для исследования всех обширных возможностей камеры требуется глубокое погружение в Руководство по эксплуатации на 150 страниц.

Дизайн и эргономика

Чистота и изысканность линий корпуса, совершенство пропорций, качественная сборка «комар носа не подточит». Корпус имеет всепогодное исполнение, пыле- и влагозащиту.

Компактная по природе, камера превращается в навороченного профессионального «монстра», если её снабдить батарейной рукояткой, которая, помимо увеличения срока автономной работы камеры, надежно усиливает хват при съемке с достаточно массивным теле-зумом ED 40‑150mm. Такая модульность конструкции позволяет обустроить камеру под любой тип съемки.

Размещение элементов управления продумано до мелочей. Пять функциональных кнопок на верхней крышке корпуса, кнопку репетитора диафрагмы и два диска управления под большим и указательным пальцами, можно перепрограммировать под себя, «навесив» на них любые функции.

Отдельного упоминания заслуживает двухпозиционный селектор на задней панели корпуса, превращающий два диска управления, расположенных под большим и указательным пальцами, в четыре – в верхнем положении селектора передний диск управляет числом диафрагмы, а задний экспокоррекцией, в нижнем положении – передний диск отвечает за выбор чувствительности, а задний – за баланс белого. Очень удобно!

Электронный видоискатель

Электронный видоискатель, снабженный коррекцией диоптрий, показывает картинку, как если бы мы смотрели в оптический видоискатель зеркальной камеры – так же чётко и плавно. Заостряю внимание на «плавно» потому что мне встречались «беззеркалки» других фирм с заметными «лагами» видоискателя, что неприятно раздражает. Что же выгодно отличает электронный видоискатель Olympus E-M5 II от оптического, так это то, что через него я вижу картинку в режиме Live View с учетом всех настроек и поправок и это несомненное достоинство от которого уже сложно отказаться.

ЖК-дисплей

На тыльной панели корпуса расположен роскошный 3-дюймовый поворотный ЖК-дисплей с сенсорной поверхностью. Боковой шарнир позволяет поворачивать экран в вертикальной и горизонтальной плоскостях, особенно полезных любителям макросъемки и архитектуры, к коим я причисляю и себя. На сенсорной поверхности легким прикосновением пальца можно оперативно выбрать нужную опцию в быстром меню или задать точку фокусировки.

Ценным расширением дисплея (и видоискателя) оказался для меня виртуальный горизонт, отражающий горизонтальное и вертикальное отклонение фотоаппарата. Кроме виртуального горизонта на экран можно вывести гистограмму, сетку, а такж все параметры съемки. Когда экран не нужен, то его можно спрятать, сложив лицевой стороной к задней стенке корпуса, предохранив тем самым от случайных повреждений и гарантировать соседей по зрительному залу от раздражающего ослепления при его нечаянном включении, как это бывает с камерами, экраны которых спрятать невозможно.

Фокусировка

Чувствительная и очень быстрая 81-зонная система автофокусировки камеры с автоматическим или ручным выбором работает в покадровом, непрерывном и следящем режимах. Размером зон фокусировки можно управлять в определенных пределах. В режиме ручной фокусировки для удобства наводки на резкость можно включить функцию выделения контуров красным, зелёным или белым цветом для подсветки резких участков сцены. Очень нужная опция. Впрочем, благодаря качеству видоискателя с высоким разрешением, легко навестить вручную и без помощи этой функции.

ФИШКИ

Затвор

В моем случае затвор оказался главной фишкой. Его мягкий, чуть слышный звук склонил чашу весов в процессе выбора камеры в пользу Olympus E-M5 II. Выдержки 1/8000–60 с в механическом режиме до 1/16 000 с – в электронном.

Мне могут возразить, что, мол, звук затвора можно отключить практически у любой беззеркалки. Я знаю, и это здорово. Хотя, например, у Sony Alfa II, этого сделать нельзя. Однако есть один малоизвестный нюанс – если вы снимаете в бесшумном режиме сцену, освещенную светодиодными театральными прожекторами, то выдержка при съемке не может быть короче 1/60. На более коротких выдержках, например, 1/125 и короче, все кадры будут изуродованы артефактами из продольных темных полос, возникающих из-за наложения равномерно покрывающих поверхность снимка сверху донизу. Отретушировать такие снимки нереально. Я работаю как раз в таком театре. А театральная экспрессия требует более коротких выдержек, чем 1/60.

5-осевая система стабилизации

Помимо изысканного дизайна у камеры есть несколько уникальных особенностей. Пожалуй главная из них – это 5-осевая система стабилизации матрицы, благодаря которой можно получить резкие снимки «с рук» на длинных выдержках. Важным отличием этой системы от стабилизаторов, встроенных непосредственно в объективы, является её универсальность.

Я не снимаю видео, но знатоки уверяют, что патентованная 5-осевая стабилизация OLYMPUS заменяет дорогой и тяжелый Steadicam, используемый профессиональными видео операторами для стабилизации камеры при съемке с рук, или с плеча. Не знаю, не разбираюсь в этом. Но буду иметь в виду, если что.

Супер разрешение

Другая замечательная особенность E-M5 II – возможность получения 40-мегапиксельного снимка благодаря все той же 5-осевой системе стабилизации. В процессе съемки камера делает 8 снимков, последовательно смещая матрицу относительно исходного положения. Затем снимки сливаются в один 40-мегапиксельный кадр.

Особенности технологии не позволяют снимать движение, а камеру требуется установить на штатив, зато качество неподвижных сцен вдохновляет. Предвкушаю радость моих друзей-художиков когда они получат 40-мегапиксельные репродукции своих картин.

Ходят слухи, что в следующих прошивках такой снимок можно будет получить без штатива.

Читайте также:  Manfrotto Virtual Reality. Оборудование для съемки VR и сферических панорам

Оптика

Неоспоримым достоинством всех камер OLYMPUS стандарта Микро 4:3 является огромный парк объективов (более 50), выпускаемых для этого стандарта самим OLYMPUS, а так же Panasonic, Sigma, Samyang, Voigtlander и другими.

Те два профессиональных зума – широкоугольный и длиннофокусный, полученные мною для испытаний, оказались идеальным решением для театральной съемки. Широкоугольный M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO захватывает всю сцену и средние планы, а длиннофокусный M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:2.8 PRO – средние и крупные планы. Таким образом театральный фотограф оказывается во всеоружии всего с двумя объективами.

Зумы не зря имеют статус PRO в названии – постоянная светосила 1:2,8 пылевлагозащищенный корпус, безукоризненная сборка всех элементов, мотор молниеносного автофокуса с ультразвуковым волновым механизмом, идеальная резкость по всему полю кадра даже на полностью открытой диафрагме.

ДЬЯВОЛ СКРЫВАЕТСЯ В МЕЛОЧАХ

Кроме бесшумного затвора и встроенного стабилизатора, есть еще несколько причин, почему в выборе между FUJIFILM X-T1 и Olympus E-M5 II, я отдал предпочтение второму.

Как ни странно, одной из причин является наличие выпуклой красной метки на корпусе профессиональных зумов OLYMPUS, которая помогает на ощупь правильно сориентировать объектив в процессе его установки на камеру. В сумраке театрального зала, когда нужно быстро поменять объективы, эта метка очень помогает. К сожалению у объективов FUJIFILM ничего подобного нет и поменять объектив в темноте весьма затруднительно, приходится, теряя драгоценное время, крутить его туда-сюда, пока не нащупаешь правильное положение. Наверное можно как-то приспособиться, но у меня не получилось.

Другая ценная мелочь – невероятно удобный механизм переключения в режим ручного фокуса у профессиональных зумов OLYMPUS – просто сдвигаете кольцо фокусировки назад. Сдвиг кольца вперед возвращает автофокус. Не нужно отрывать руку от объектива, отыскивая на корпусе переключатель режимов, как у FUJIFILM X-T1. Такая смена режимов фокусировки очень удобна в театральной съемке, когда в темных сценах отказывает автофокус, что случается и у обеих сравниваемых камер.

Мне нравится, что камеры с матрицей Микро 4:3 обладают большей глубиной резкости, нежели камеры с матрицей APS-C. Я не являюсь фанатом размытого заднего плана.

И по моему субъективному мнению, профессиональные зумы OLYMPUS резче, чем фикс-объективы FUJIFILM.

Для сравнения я снял один и тот же сюжет тремя фиксами FUJINON – XF23mmF1.4 R, XF35mmF1.4 R, XF56mmF1.2 R и зумом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, устанавливая на нем фокусные расстояния, эквивалентные фокусным расстояниям фиксов. Диафрагма во всех случаях была 1:5,6. Результаты ниже. RAW-файлы были проявлены в программе Capture One 8 в автоматическом режиме.

Примеры расположены блоками – уменьшенная версия снимка, сделанная M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm, под ним 100% фрагмент этого снимака, далее этот же сюжет, снятый фикс-объективом FUJINON. Под каждым примером есть ссылка для скачивания полноразмерной версии в формате JPG 100% качества.

M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO. Параметры съемки: 17 mm; ISO 200; 0,1 s; f/5,6

FUJINON XF23mmF1.4 R. Параметры съемки: ISO 200; 1/8 s; f/5,6

Осваиваем беззеркалку: как снимать так, чтобы захватывало дух?

Производители беззеркалок вполне логично предполагают, что покупатель не имеет опыта общения с профессиональными камерами. Поэтому интерфейс в основном заимствуют из компактных камер. Взяв в руки, скажем, Panasonic G10, сразу узнаешь все фирменные элементы управления и возникает ощущение, что все здесь устроено так же, как, например, на качественной мыльнице LX3. Действительно, чтобы сделать первые снимки, не нужна никакая премудрость: изображение кадрируется по экрану, режим съемки полностью выбирает автоматика, владельцу достаточно нажать кнопку затвора. Вуаля – готова фотография!

Хотя использовать подобный режим никто не возбраняет, это не позволит в полной мере раскрыть потенциал камеры. Конечно, снимки будут более качественными и детальными, лучше получится съемка в темноте и других сложных условиях, но при беглом взгляде отличия от кадров, сделанных мыльницей, можно и не увидеть. Чтобы на ваших кадрах чувствовалась «рука мастера», надо освоить ряд небольших премудростей.

Объектив – залог успеха

Главное отличие беззеркалок от мыльниц – это даже не большая матрица и мощная электроника, а именно сменная оптика. Благодаря ей каждую фотографию можно снять тем объективом, который идеально приспособлен к сюжету съемки. К сожалению, чтобы прочувствовать важность этого момента, придется приобрести дополнительные объективы самостоятельно – в комплекте поставки беззеркалок Olympus, Panasonic и Samsung обычно имеется лишь универсальный вариообъектив либо компактный объектив с фиксированным фокусом – так называемый «блинчик». Приятным исключением здесь будет Sony, которая планирует продавать камеры NEX в разной комплектации, включая версии с двумя и даже тремя объективами.

Итак, наиболее универсальным объективом для повседневной съемки является вариообъектив. Он позволяет зумировать изображение в 3 раза (фокусное расстояние 28-84 мм в эквиваленте 35-мм пленки), максимальная апертура при этом варьируется от F3,5 до F5,6. У объектива относительно широкий угол обзора, он приемлем для съемки пейзажей, небольших групп людей, при необходимости портретов. В темноте снимки не блещут из-за относительно низкой светосилы объектива.

Недостатки зум-объектива удачно компенсирует «блинчик» – благодаря большой светосиле (типично F2,6, а у Раnasопiс – спасибо за это – аж F1,7) он прекрасно снимает в сумраке, а при широком раскрытии затвора позволяет снимать классические зеркальные портреты с сильно размытым задним планом. У Sony «блинчик» не светосильный. но широкоугольный – им неплохо получаются панорамы. Очевидным недостатком фиксированного фокуса (типично 28 мм) является невозможность зума – приблизить отдаленные объекты не удастся. Также у многих производителей «блинчики» имеют технологические недостатки – медленнее фокусируются, шумно снимают. Приятным исключением здесь является опять же Раnasonic.

О съемке видео. Ключевым преимуществом беззеркалок является простота съемки видео. Мощный процессор позволяет вести HD-видеосъемку, корректно отрабатывать динамический автофокус и экспозицию. Главная проблема здесь – победить «шевеленку», поэтому качественная видеосъемка требует штатива.

Для съемки очень отдаленных объектов потребуется телеобъектив (90 – 400 мм). Переводя его параметры в систему мыльниц, получается, что у него минимальный зум 3х, а максимальный – 14х. Он очень пригодится, например, когда нужно фотографировать животных на воле. Интересные фото получаются при съемке телеобъективом с высотных точек. Ну и просто возможность приблизить во-о-он ту птичку на колокольне, несомненно, будет востребована. Телеобъектив имеет относительно низкую светосилу, поэтому плохо приспособлен для съемок в помещениях, да и в сумерках над хорошим снимком придется попотеть.

О вспышке. Вспышка является весьма эффективным, но опасным орудием в руках фотографа. Она незаменима в полной темноте и, как ни странно, на ярком солнце. Если вы делаете репортажное фото, снимаете портрет, а прямо позади объекта съемки светит солнце, вытащить его лицо из глубокой тени или убрать какие-либо боковые тени с лица поможет только вспышка, включенная в принудительном режиме. Однако надо знать, что от встроенной фотовспышки на лицо и на отражающие поверхности позади портретируемого могут лечь неприятные резкие блики. У беззеркалок с их небольшим корпусом встречается еще одна забавная проблема – длинный объектив сам по себе дает тень, поскольку вспышка слишком приближена к корпусу камеры. Выходом является приобретение внешней вспышки и отражателя к ней. Камера станет больше и тяжелее, но свет на объект съемки будет падать более мягко и равномерно.

Широкоугольный объектив позволяет получать захватывающие дух панорамы, особенно при съемке с высотной точки. На одном снимке буквально помещается полгорода! Правда, хороший «ширик», может стоить скромное состояние – так, объектив производства Lеiса для камер Panasonic Lumix имеет впечатляющие параметры 14-28 мм (в эквиваленте 35-мм пленки) F4 и не менее впечатляющую цену в 46 тыс. руб. Большинство других объективов укладываются в рамки 9-19 тысяч.

Автомат автомату рознь

Как уже говорилось, автоматические режимы позволяют получить среднестатистический хороший снимок. Чтобы подчеркнуть особенности конкретного кадра, настройки лучше выбирать вручную. Самый необременительный вариант – использование режима Р («Программный» режим). С одной стороны, он автоматически выбирает выдержку и апертуру, с другой, фотограф может влиять на снимок, задавая экспокоррекцию, ISO-чувствительность, режим цветопередачи. Например, камеры Lumix имеют тенденцию делать JPEG немного блеклым. При съемке в RAW проблемы не возникает, но для тех, кто не любит вручную конвертировать кадры, отличным выходом станет установка цветопередачи Dynamic.

Наиболее значимое и видимое отличие зеркальных фотографий от обычных кадров с мыльницы – четко видимая граница глубины резкости. У зеркалки и беззеркалки всегда акцентирован тот план кадра, на котором сфокусировалась камера. Поэтому данный момент нужно контролировать и по возможности творчески использовать. В этом смысле удобен сенсорный экран Panasonic G62 – ткнул пальцем в нужный объект, и все: камера навелась, сфокусировалась, засняла кадр. Наиболее очевидное применение – красивые натюрморты и портреты, где размытый задний план подчеркивает значимость основного объекта съемки. Чтобы усилить размытие заднего плана, потребуется режим А (ручное управление апертурой). Как описано во врезке «Микрооурок оптики», чтобы размыть фон, потребуется апертура 1,5-2,2. На худой конец 2,8.

Микроурок оптики. Чтобы правильно настраивать фотоаппарат, нужно выучить значение слов «выдержка», «апертура» и «экспозиция». Это несложно. Цифровое фото фиксируется светочувствительной матрицей, а свет на нее собирает объектив. Чтобы изображение было резким, четким, не слишком ярким или темным, нужно управлять количеством света, падающего на матрицу. Это делается затвором, который установлен в объективе. Во время съемки он кратковременно открывается на определенный диаметр, пропуская нужное количество света. Время открытия затвора называет выдержкой, а размер отверстия характеризуется апертурой. Комбинация этих двух параметров называется экспозицией. Если снимок недоэкспонирован, он будет слишком темным, если переэкспонирован – чрезмерно ярким.

Выдержка измеряется в долях секунды. Апертура выражается числом, которое, грубо говоря, является отношением диаметра отверстия в затворе к диаметру объектива. То есть апертура F2 или F/2, или 1:2 – это одно и то же – раскрытие затвора на половину диаметра объектива, большая апертура. F10 – маленькая апертура, отверстие в одну десятую диаметра объектива. Выдержка должна быть относительно большой (типично от 0,1 до 3 с) при съемках в темноте, для создания эффекта размытия движущихся объектов, а также иногда при пейзажной съемке. Репортажные снимки делают со средней выдержкой 0,01-0,1 c. Спортивная съемка требует очень маленькой выдержки – 0,001-0,01, чтобы снимок был четким, неразмытым. Делая фото на малой выдержке, приходится компенсировать недостаток света более широким раскрытием затвора, увеличивать апертуру. Однако здесь вступает в дело другой важный фактор – чем больше апертура, тем меньше у снимка глубина резкости, задний план будет размыт. Этот эффект специально используют при портретной съемке – тогда портрет снимают с очень большой апертурой (F1,7-2,2).

Один из классических сложных для съемки сюжетов – съемка сцен с высокими перепадами освещенности. Портрет против солнца, изображение стены, на которой есть окно (а за окном погожий летний денек), вот ситуации, в которых автоматическая экспозиция не позволит получить красивый кадр – ли6о будет пересвечен фон, либо чрезмерно затенен основной объект съемки. При съемке портретов можно выкрутиться, «выстрелив» в лицо вспышкой, но кадр утратит глу6ину и будет немного странноват в плане цветопередачи. Поэтому можно сделать иначе – снять 2-3 снимка с различной экспозицией. Для этого используется автобрекетинг. Далее снимки можно объединить в одно красивое фото на компьютере. Владельцам камер Sony можно и не возиться – у них есть встроенный режим Auto-HDR, который делает все это прямо в фотоаппарате. Правда, картинки, хоть и правильно экспонированные, получаются при этом блеклыми, не очень выразительными. Ручная работа дает лучший результат.

Читайте также:  Как выбрать беззеркальный фотоаппарат? Камеры Sony
Об аксессуарах. Кроме различных объективов любая камера потребует приобретения таких аксессуаров, как карандаш для очистки оптики и сумка для переноски фототехники. Крайне желательно купить большую вспышку и штатив – хотя бы монопод. По желанию – видоискатель, стереомикрофон и светофильтры.

При съемках детей и динамичных сюжетов (спорт, гонки и т.п.) три главных правила – кратчайшая выдержка, серийная съемка и близость к эпицентру событий. Последнее достижимо при помощи телеобъектива, если просто подойти к месту действия невозможно. Выдержку надо выставить вручную при помощи режима S. Ну а серийная съемка позволит зафиксировать событие не на одном, а на 5, 10, 20 снимках, сделанных подряд, по 3-7 кадров в секунду. Из этой серии потом можно выбрать наиболее удачные кадры, а остальные стереть. Риск испортить единичный кадр очень высок.

По материалам: Mobile Digital

Olympus. Снимаем портрет на беззеркалку

За последние несколько десятков лет зеркальная камера стала синонимом профессиональной фотографии. Большая чёрная зеркалка внушает благоговейный трепет заказчику. Но является ли она на самом деле залогом успеха? Вовсе нет! В XXI веке появились другие, во многом более совершенные инструменты получения изображения. В этой статье мы поговорим о практических аспектах съёмки портрета на беззеркальные камеры Olympus. Кстати, все снимки в этой статье сделаны на беззеркальные фотоаппараты Olympus.

Размер имеет значение

Огромные полнокадровые зеркалки выглядят солидно… Но вес камеры со светосильным объективом может достигать двух килограммов. А если хочется взять с собой пару объективов? А ещё хорошо бы бутылку минералки, планшет… С такими темпами вес багажа вместе с рюкзаком легко перевалит за пять килограммов, причём большая доля веса придётся именно на фототехнику.

Фото: Станислав Пучковский
«В беззеркалках Olympus я ценю компактность, хорошие портретные объективы, откидной поворотный экран, тёплые цвета и мягкую картинку».

Стоит ли говорить, что это обстоятельство полностью исключает «случайные фотосессии», когда вы делаете ряд удачных кадров друзей не прогулке, поймав уникальный свет, настроение или оказавшись в интересном месте? Съёмку с таким оборудованием нужно планировать заранее, а ряд интересных кадров так и останется неснятым, поскольку тяжёлая камера была оставлена дома.

Фото: Дарья Булавина

Беззеркалки в этом плане куда более демократичны. Из-за малого веса и размера их всегда можно всегда брать с собой. А лучшая камера та, которая оказалась у вас под рукой в нужное время и в нужном месте!

Фото: Дарья Булавина
«Система Olympus нравится мне своей миниатюрностью и широким выбором чрезвычайно компактной и резкой оптики, достаточным разрешением для печати на большой формат и продвинутой системой стабилизации. Последняя позволяет фотографировать людей в сложных условиях, когда на классических камерах пришлось бы задирать светочувствительность. Благодаря этому на Olympus можно избегать высоких ISO и сильных шумов при вечерней и ночной съёмке. На PEN-F мне нравится отличная система креативной работы с цветом. Благодаря ей даже без дополнительной цветокоррекции можно отправлять снимки в Instagram и соцсети».

Мифы о матрице

Некоторые фотографы относятся скептически к матрицам формата 4/3″, считая, что их площади недостаточно для получения объёмной картинки, эффектного размытия фона. Действительно, если вы работаете с несветосильной оптикой (например, с «китовым» объективом), то степень размытия заднего плана будет существенно ниже, чем у полнокадровых фотоаппаратов. Но ведь прекрасные портреты с волшебным боке на «кит» не снимают. Даже на полнокадровых фотоаппаратах чаще всего используется светосильная оптика, специально созданная для подобных съёмок.

Фото: Дарья Булавина

Естественно, есть такая оптика и в модельном ряду Olympus. Например, M.ZUIKO DIGITAL ED 75mm 1:1.8 стал стандартом де-факто для портретных фотосессий у любителей системы Micro 4/3. Этот резкий с открытой диафрагмы объектив позволяет сильно, а главное, красиво размывать фон снимков, получать эффектное боке, развенчивая миф о невозможности создания объёмной картинки на матрице 4/3″.

Фото: Илья Варивченко
«Наличие M.ZUIKO DIGITAL 75mm 1:1.8 в системе само по себе делает Olympus одним из лучших портретных инструментов».

Отличным бюджетным решением можно назвать объектив M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8. Он чуть слабее размывает фон, но всё равно позволяет получать объёмные портреты. За счёт меньшего фокусного расстояния он более универсален. Одними портретами его сфера применения не ограничивается. Он будет хорош и для жанровой съёмки, и для предметных фотографий с размытым фоном, и даже для репортажных кадров при недостаточном освещении.

Фото: Станислав Пучковский
Объектив M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Новые возможности

Основные же преимущества беззеркалок удаётся попробовать лишь начав снимать на них. Десяток «мелочей» позволяет построить работу фотографа по-новому, более технологично.

Фото: Станислав Пучковский

За примерами далеко ходить не нужно. Начнём с визирования. Работая с зеркалкой, фотограф практически всегда должен использовать оптический видоискатель. Конечно, можно включить режим Live View и использовать дисплей, но скорость работы зеркалки в этом режиме далеко не всегда достаточна для портретной съёмки.

Фото: Дарья Булавина

Первое преимущество беззеркальной камеры очевидно: Live View работает существенно быстрее. Причём кадр можно строить как по электронному видоискателю, так и по наклонному дисплею, используя нестандартные точки, острые ракурсы. Всё это расширяет творческие возможности фотографа.

Фото: Дарья Булавина
Съёмка с нижней точки

Фото: Дарья Булавина
Съёмка с верхней точки

Строя кадр в режиме Live View, фотограф ещё до съёмки может оценить верность настройки изображения. Конечно, портрет — это тот жанр, в котором допустима весьма серьёзная обработка снимка. Но получить качественный результат сразу на этапе съёмки всё равно важно.

Фото: Дарья Булавина

Так, фотограф может снимать в более сложных световых условиях (например, с контровым светом). Ведь в видоискателе сразу видно, приемлем ли перепад яркостей в кадре или нужно поискать менее контрастную сцену. Результат введения экспокоррекции также можно оценить сразу. А функция определения лиц в кадре позволяет отдать приоритет при определении экспозиции именно лицу модели. В любом случае правильность установки экспозиции отслеживается по живой гистограмме ещё до съёмки: её график не должен вплотную прижиматься к левому или правому краю.

Гистограмма — график в нижней части изображения. Красная полоска справа говорит о том, что часть снимка может быть пересвечена. Однако большая часть деталей будет проэкспонирована верно. На это указывает расположение основной части гистограммы в центре графика, а не с краю.

Есть у беззеркалок и неочевидные преимущества. Вы же помните, что большинство портретов снимаются со светосильными объективами и малой глубиной резкости? Точность фокусировки здесь выходит на первый план. Беззеркалки впереди по целому ряду параметров.

Во-первых, гибридная или контрастная фокусировка, применяемые в беззеркалках, намного точнее, поскольку наведение на резкость осуществляется по матрице, по будущему кадру. Проблемы фронт- или бэк-фокуса (систематические промахи автофокуса) нет как таковой.

Фото: Дарья Булавина

Во-вторых, автофокусировка может быть осуществлена по любой области кадра. В зеркалках же фотографов ограничивает расположение датчиков фазового автофокуса в видоискателе. Они покрывают лишь центральную часть кадра. Стоит сдвинуть лицо модели в кадре чуть в сторону, и подходящего датчика автофокуса уже не подобрать. Приходится снимать с перекадрированием после фокусировки, теряя точность наведения на резкость.

В-третьих, современные беззеркалки Olympus могут сами находить лица в кадре и фокусироваться по ним. Это существенно повышает оперативность съёмки, позволяя не менять точку автофокуса вручную каждый раз. Более того, в ряде моделей реализована фокусировка по глазам модели. При этом фотограф может сам выбрать, на каком глазу фокусироваться: на левом, правом или на ближнем к камере. Последняя настройка является универсальной.

Автофокусировка с приоритетом правого глаза модели

Автофокусировка с приоритетом левого глаза модели

Автофокусировка с приоритетом ближнего к камере глаза модели

Простые советы

Внушительный внешний вид фотоаппарата в самой меньшей степени влияет на результат съёмки, и беззеркалки это доказывают! Но помните, что хороший кадр зависит от выбранной техники лишь на одну треть. Не меньшее влияние оказывает выбранный сюжет, освещение, модель.

Старайтесь снимать с мягким закатным светом или в не очень солнечную погоду. В солнечный день тени на лице будут не так красивы, и фото в целом будет смотреться довольно плоско.

Фото: Илья Варивченко
«Olympus нравится мне корректным цветоделением. Это облегчает работу с цветом и даёт натуральный оттенок кожи ».

Позаботьтесь об эффектном фоне. На нём не должно быть ничего лишнего. Заранее осмотрите фон через видоискатель, чтобы понять границы будущего кадра.

Фото: Дарья Булавина

Если вы хотите получить эффектное боке, то располагайте модель в нескольких метрах от фона. Интересные блики в зоне размытия обеспечивает подсвеченная солнцем листва, а также бликующие предметы.

Фото: Дарья Булавина

Отправляясь на съёмку, продумайте образ модели и соберите весь необходимый реквизит. Помните простую хитрость: если ваша модель имеет не слишком большой опыт позирования, фотографу придётся позаботиться о том, чтобы она смотрелась в кадре естественно. Например, типичную проблему неестественного расположения рук легко решить, дав модели какой-то реквизит. Это может быть любой предмет, гармонирующий с её образом и окружающей обстановкой.

Фото: Илья Варивченко

Смело экспериментируйте с композицией. Портрет — это не фото на паспорт, а жизнь и эмоции. Снимайте по-своему, без оглядки на других фотографов!

Портретная съемка, настройки фотоаппарата для лучших результатов

В этом уроке по фотографии мы поделимся с вами лучшими настройки камеры для портретной фотографии. Эти настройки подобраны для фотосъемки в естественном освещении и для съемки со вспышкой. Независимо от того, являетесь ли вы новичком в портретной фотографии или уже опытный фотограф, эти совету будут полезны для вас.

Читайте также:  Лучшие фотоаппараты до 100000 рублей 2019 года

# 1 Лучшие настройки камеры для портретной фотографии

Съемка портретных фотографий при естественном свете, то есть на улице в светлое время суток, является наиболее распространенной, поэтому мы начнем с настроек для неё.

Я предлагаю вам перейти в ручной режим М и настроить камеру в нем. В таком случае у вас будет более творческий контроль над экспозицией вашего снимка. Конечно, для съемки в режиме М потребуется чуть больше времени, так как здесь мы настраиваем все три параметра (выдержка, диафрагма, ISO) сами, но и конечный результат будет лучше.

Какое ISO установить

Сначала установите значение ISO, нам нужно самое низкое и это как правило ISO 100 на большинстве камер. Некоторые камеры Nikon имеют более низкое минимальное значение ISO и позволяют выбрать ISO 64. В любом случае установите ISO как можно ниже, чтобы избежать шумов.

Какую диафрагму установить

Шаг второй, выберите, какую диафрагму вы хотели бы использовать. Для размытого заднего плана используйте диафрагму f / 1.4. Если вы хотите, чтобы задний план был более в фокусе, и вам нужно чтобы сам портрет получился более резким. Используйте диафрагму, которая на 2-3 ступени уже относительно ее максимального открытия (светосилы). Если вы не в курсе что такое стопы (ступени) экспозиции, то вкратце вот: Изменение экспозиции на стоп (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив

Например, объектив со светосилой f/2.8 (максимально открытой диафрагмой в f/2.8), будет иметь самую резкую картинку на диафрагмах около f/5.6 до f/8.

Как выбрать выдержку

После того, как вы установили ISO и определили свою диафрагму, следующим шагом нужно выдержку. Ее придется настроить опытным путем. Начинайте танцевать от 1/100 и в зависимости от условий освещения либо уменьшать, либо увеличивать. Сделайте пробный снимок и проконтролируйте по гистограмме на ЖК экране.

Удостоверьтесь, что пик графика смещен к правой стороне, и детали на фото. Примерно, как на фото ниже.

Главное правило заключается в том, чтобы установить выдержку в два раза короче фокусного расстояния объектива. Например, если вы используете 100-миллиметровый объектив, вы должны установить минимальную выдержку 1/200 секунды, чтобы избежать дрожания камеры и размытия изображения.

Существуют исключения из этого правила. Если вы используете штатив или у вас есть стабилизация в камере, как у некоторых зеркальных и беззеркальных камер, или вы используете объектив со встроенной стабилизацией изображения, тогда вы можете фотографировать на более длинных выдержках.

# 2 Лучшие настройки камеры для портретной фотографии с использованием вспышки

Когда дело доходит до использования вспышки, есть несколько различных типов вспышек, которые сегодня широко используются. Есть небольшие вспышки, которые подходят для крепления на камере, и есть большие студийные вспышки – стробы.

Все они функционируют по-разному. Некоторые не позволяют снимать с выдержкой короче, чем 1/200 сек (это скорость синхронизации камеры). Другие же позволят вам использовать то, что называется режим высокоскоростной синхронизации, съемка при выдержки 1/8000 сек.

Для такой съемки подойдет и самая дешевая ручная китайская вспышка с выдержкой синхронизации 1/200 сек. Если ваша вспышка не позволяет делать снимки на выдержках короче 1/200, вы можете использовать затеняющий фильтр нейтральной плотности, например ND-8, он затеняет изображение на 3 ступени экспозиции и позволит вам снимать с выдержкой 1/200 сек, и диафрагме на 3 стопа больше, чем вы могли бы без нее.

Например, с 3-стоповым ND-8 фильтром вы можете снимать с диафрагмой f/2.8 вместо f/8 для одной и той же экспозиции. Плюс такой техники в том, что вы можете получить нормально проэкспонированный кадр при малой глубине резкости, а не пересвеченный, как если бы снимали без фильтра.

Еще одна важная вещь, которую следует иметь в виду, если вы фотографируете на открытом воздухе, – это то, что вы получите лучшие результаты, если будете снимать ближе к восходу или закату, когда солнце будет менее резким.

Изображение выше было сделано за один час до захода солнца в тени и обеспечило приятный ровный свет на лице модели. Если вы хотите более мягкий свет, то избегайте съемки в середине дня или переходите работать в тень, если у вас нет возможности вести съемку перед закатом солнца.

#3 Используйте на практике эти советы и повысьте свою креативность.

Один из последних советов, которым я хотел бы поделиться с вами – установите уровень яркости на ЖК-дисплее камеры на 4 или 5 и оставить его там. Убедитесь, что яркость вашего ЖК-дисплея не установлена ​​на авто. Это связано с тем, что вам будет трудно оценить уровень экспозиции, если яркость ЖК-дисплея постоянно меняется в зависимости от освещения.

Проверьте настройки камеры и установите уровень яркости ЖК-экрана вручную и сохраните его в для будущих фотосессий.

Вывод

Если вы еще новичок в съемке в ручном режиме, то сначала съемка в нем может показаться немного сложной. Но с небольшой практикой вы будете снимать в нем, как профессионал.

Если вам интересна съемка портретов с вспышкой, то для вас подготовлен отличный видеотренинг, который научит вас делать профессиональные портретные фото при помощи недорогих вспышек, а также покажет, как организовать прибыльную мобильную-домашнюю фотостудию. Чтобы ознакомиться с описанием курса и сделать заказ, кликните по картинке ниже.

Возможности Olympus OM-D E-M5
глазами фотографа-портретиста

Нашу серию интервью с фотографами, тестировавшими камеру Olympus OM-D E-M5, продолжает Дмитрий Олейниченко, работающий в жанре фотопортрета.

  • Дмитрий, здравствуйте! Итак, для начала: каковы ваши первые впечатления от техники Olympus? Какая мысль мелькнула при первом взгляде на нее?
  • Долгое время я относился к беззеркальным камерам с недоверием, и честно говоря, взял Olympus в руки с некой предвзятостью. Но надо сказать, что даже первое впечатление оказалось достаточно приятным. Естественно, привлекает и внешний вид камеры, который копирует старые модели Olympus пленочной эпохи, а это сейчас очень модно. Стоит отметить, что фотоаппарат удобно лежит в руке, достаточно увесист, да и материалы, из которого он изготовлен, приятны на ощупь и на глаз.
  • Доводилось ли вам раньше работать с Olympus и системными камерами?
  • До этого я держал в руках беззеркалки буквально несколько раз, и возможности опробовать их толком у меня не было. А вот Olympus — это моя первая цифровая мыльница. С зеркалками Olympus я знаком совсем немного. В свое время это был отличный выбор для тех, кто хочет приобрести хорошее качество по приемлемой цене, и чтобы в дальнейшем не заморачиваться с покупкой дополнительных аксессуаров и объективов. А в воспоминаниях осталась прекрасная цветопередача этих фотоаппаратов.

  • Насколько быстро вам удалось понять камеру? Насколько на первых порах с ней было комфортно на интуитивном уровне?
  • Для съемки мне не требуется множество настроек и расширенных функций. Чаще всего я снимаю с приоритетом диафрагмы. Единственное, что вызвало первоначальный дискомфорт, — это настройка фокусировки. В целом же камера проста в управлении, думаю, даже начинающим не составит труда разобраться в ней.
  • С какого по счету дубля получился кадр, после которого ваше представление об Olympus сложилось полностью?
  • Я бы сказал, после первой полноценной съемки, потому что несколько прогулок с фотоаппаратом я воспринял как баловство; к тому же такой маленькой камеры у меня давно уже не было. Пришлось еще привыкать к Live View и специфическому видоискателю.

  • Какие технические параметры — скорость работы автофокуса, серийная съемка и тому подобное — наиболее важны при съемке портретов? Удовлетворили ли вас показателиOlympus?
  • При портретной съемке важно, чтобы камерой было удобно пользоваться, а всё остальное можно оперативно подогнать. В Olympus настройки меняются быстро и удобно, и это самое главное.

  • Насколько вам понравилась цветопередача?
  • На мой взгляд, это один из главных плюсов фотоаппарата, к тому же очень порадовал алгоритм сохранения в JPEG. Цвета яркие и сочные, хотя иногда насыщенность чрезмерная. Но цветопередачу я в любом случае отношу к плюсам этой камеры.
  • Какие из выданных вам объективов произвели на вас наилучшее впечатление?
  • Оптика меня, честно говоря, удивила: в компактном корпусе специалисты Olympus умудрились собрать действительно хорошие линзы. Несколько недель — это малый срок для того, чтобы выбрать любимый объектив, но могу сказать, что я бы остановился на 25, 45 или 75 мм. чудесный объектив, но при условии матрицы он превращается в а в закрытых пространствах это уже становится проблемой.
  • Что скажете о рисунке объективов?
  • Очень понравились их резкость и приятное боке.
  • Как по-вашему, насколько кадры нуждаются в постобработке?
  • Кадры всегда нуждаются в обработке. Камера дает сырой результат, который удовлетворяет фотографа в разной степени. Обычно есть мелочи, которые нужно подправить. Если говорить о портретах, то, возможно, тут ретушь требуется в большей степени, чем, например, в пейзажной фотографии. Есть множество моментов, которые исправляются и не зависят от камеры.

  • Можете ли вы выделить несколько характеристик камерыOlympus, принципиально важных для портретного фотографа?
  • Отличная оптика и удобство управления.
  • Пользовались ли вы программой для обработки фотографий Olympus? Удобной ли она оказалась?
  • Возможно, это главный минус данной системы. Программа оказалась очень неудобной: интерфейс такой же запутанный, как и инструменты редактирования.

  • Как вы думаете, насколько быстро может освоитьOlympus новичок-любитель?
  • Камера дружелюбна к пользователю, думаю, потребуется буквально несколько дней, чтобы полностью подогнать ее под себя.
  • Можете ли вы выделить технические параметры камеры, которые, на ваш взгляд, нуждаются в доработке производителем?
  • Очень хотелось бы поменять кнопку Play, которая находится в ужасно неудобном месте, да и сама по себе выполнена весьма спорно.
  • Подводя итог, что вы можете сказать о беззеркальных камерах в целом? Придут ли они на смену громоздкой тяжелой технике? Вы бы хотели перейти на компактные беззеркальные камеры?
  • Я владелец громоздкого и очень громоздкого фотоаппаратов. Мне кажется, беззеркалка — это отличное дополнение к парку имеющейся техники. Часто компактность является огромным плюсом, притом что качество исполнения камеры находится на высоте. Не думаю, что беззеркалки заменят профессиональные полнокадровые и среднеформатные фотоаппараты, но практически уверен, что они потеснят сегмент кропнутых зеркальных камер начального и среднего уровня.

Оцените статью
Добавить комментарий