Репортаж с Olympus

artemspec › Блог › Лучшая камера для автомобильного репортажа? Тест Olympus OM-D E-M1X

Меня часто спрашивают, на что я фотографирую для блога, и все еще иногда удивляются, когда отвечаю, что это беззеркалка. Поэтому в качестве вступления — небольшая история. Пять лет назад в качестве спецкора российского GEO я участвовал в международном пресс-туре, посвященном выходу нового фильма “007: Спектр”. В течение недели в небольшой группе из десятка журналистов со всего света мы на своей шкуре проверяли, как это — быть суперагентом. Мы жили в “бондовских” отелях, бегали по крышам, научились “взбалтывать, но не смешивать”, плавали по секретным подземельям Лондона на каяках, гоняли на всех моделях Aston Martin по заводскому полигону в Оксфордшире. Но поразило меня и то, что из всех журналистов лишь один швед приехал с зеркалкой. Все остальные уже использовали беззеркальные камеры (Sony и Olympus). В это время в России каждый мало-мальски уважающий себя блогер, журналист или фотограф ходил с зеркалкой.

Сейчас ситуация изменилась. Теперь зеркалки в руках блогеров и журналистов — редкость, анахронизм. Я тоже приложил к этому руку. Все, что я опубликовал за последние пять лет — снято на беззеркалки Olympus.
Сегодняшний журналист или, тем более, блогер, должен быть мультимодальным. Нужно быть человеком-оркестром, создавать разнообразный контент. Фотосъемка — это лишь часть процесса, и по этой причине в одном компактном рюкзаке, с которым можно пойти в горы или на вулкан, отправиться кататься на лыжах или сноуборде, должна помещаться не только камера или две камеры с набором линз, но и коптер, и ноутбук, и одежда на несколько дней. С большой зеркалкой это тяжело (в прямом смысле). С компактными беззеркалками это не проблема. С момента появления у меня камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II два года назад, не было ни одной ситуации, когда результат съемки уступал “зеркалочному”, независимо от сюжета. Качество моих снимков с компактной камеры вполне хватало для публикаций в GEO и National Geographics, в том числе, на бумаге, не говоря уже про десятки менее требовательных изданий.

Фактически, последним бастионом традиционных зеркалок осталась профессиональная репортажная съемка. Спортивные мероприятия, например, автогонки, промышленный репортаж. Именно в таких условиях беззеркальные камеры все еще уступали профессиональным репортажным зеркалкам — как минимум, с более цепким следящим автофокусом и хорошо защищенной от внешних факторов конструкцией. Вместе с тем, ахиллесовой пятой профессиональных зеркалок остались вес и размер. В кругу фотографов распространилась практика параллельного использования двух систем — например, Olympus + Canon или Nikon + Fuji, из которых зеркалка предназначена для самого сложного репортажа, а беззеркалка — для всего остального.

Зимой компания Olympus представила новую профессиональную камеру Olympus OMD E-M1X. После теста новинки я могу утверждать — это не только лучшая репортажная “беззеркалка”, но и полноценная замена любой профессиональной зеркалке. По сравнению с ними, а также с E-M1 Mark II, у новинки есть ряд существенных преимуществ для данного типа применения.

Защищенный корпус

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на E-M1X — это размер. Кажется, что он такой же, как у большой зеркалки, но это не так. По размеру E-M1X меньше и намного легче зеркалки, камера почти в точности соответствует E-M1 Mark II с установленной батарейной ручкой. Новая камера лучше лежит в руках, за какую часть ее не бери. Важным для меня моментом стало то, что камера влезла в тот же отсек моего небольшого фоторюкзака Lowepro Photo Sport 200 AW — вместе со второй камерой (EM1 II), тремя линзами, ноутбуком и квадрокоптером (DJI Mavic Pro). Учитывая, что объективы стандарта Микро 4/3” минимум вдвое компактнее и легче аналогов для полнокадровых зеркалок, фирменная компактность никуда не делась.

Неплохая пыле-влагозащита была и у E-M1 Mark II, но тут она заметно усилена. Камеру можно ронять в грязь и песок и так далее, потом достаточно просто помыть ее из крана или продуть сжатым воздухом, как я это делал на карьере, и все с ней будет хорошо.

В отличие от E-M1 Mark II, отсек для SD-карт получил флажковый замок и герметичную конструкцию с резиновым уплотнением (как у подводных камер Olympus). Оба слота умеют работать с быстрыми картами стандарта UHS-II (У E-M1 II — только один “быстрый” слот).

Такой же фиксатор — у батарейного отсека, в котором в удобной кассете размещены две батарейки BLH-1 (1720 мАч) — как у E-M1 II. Заряжать батарейки можно прямо в камере. При подключении зарядки USB PD через провод Type-C, начинается одновременная зарядка обеих батарей, на это нужно чуть полутора часов. На одной батарейке мне удавалось сделать до 1470 кадров формата RAW-F + JPG (на улице, при температуре воздуха +4 градуса).

Отсеки для всех разъемов — пульт ДУ, микрофон, наушники, USB-C и так далее — закрыты резиновыми заглушками. Производитель подчеркивает, что влагозащита сохраняется даже при подключении кабелей в разъемы.

Эргономика камеры немного изменилась в лучшую сторону. С верхней грани вниз переехали управляющие диски, что исключает риск их случайного поворота. Управление камерой можно полностью кастомизировать, создавая собственные пакеты настроек, и назначая кнопкам желаемые функции.

Откидной поворотный экран в камере, которая заявлена как профессиональная — смелое решение, но, как показывает многолетняя практика, сломать этот механизм непросто. Я за 5 лет с Olympus разбил экран лишь однажды. Экран позволяет снимать различные ракурсы, например, я чаще всего использую его для съемки агрегатов днища автомобиля или для фото сверху на вытянутых руках.

Как и у других беззеркалок, видоискатель тут ненастоящий — в нем вы видите уже готовую картинку с экспокоррекцией, в том виде, как она будет записана на карту памяти. Экран был доработан — при сохранении разрешения в 2.38 Мпикс, у него чуть больше увеличение (0,83х вместо 0,74х), увеличена скорость обновления до 120 раз в секунду. Для тех, кто носит очки, сбоку есть колесико диоптрийной коррекции.

Вдвое мощнее и быстрее

Одно из самых главных отличий E-M1X от второй единички — вдвое выросла вычислительная мощность. Если в E-M1 Mark II стоял один восьмиядерный процессор, здесь их уже два. Это позволило увеличить скорость и качество обработки изображений, их записи во внутренний буфер и вывода из него.

Это означает, что при прежних размерах сенсора (17.4х13 мм) и его разрешении (20.4 млн пикселей) картинка получается более качественной на всех режимах работы, и особенно — в темноте и на высоких ISO. Ультразвуковой фильтр, очищающий сенсор от пыли, получил новое покрытие — результат мне удалось оценить после многократной замены оптики в пыльной атмосфере работающего в железорудном карьере дробильно-сортировочного комплекса. По итогу дня — ни пылинки, в то время как на E-M1 Mark II пришлось несколько раз “дунуть” воздухом из резиновой груши, чтобы очистить матрицу от микроскопических частиц горной породы, дающих точки в кадре при съемке сюжетов с закрытой диафрагмой и длинной выдержкой.

Самый быстрый затвор

Скорость механического затвора на E-M1X точно такая же, как на E-M1 Mark II — 15 кадров в секунду в режиме скоростной съемки, 10 кадров в режиме скоростной съемки с предварительной перефокусировкой перед каждым снимком, и 60/18 кадров в секунду соответственно с теми же настройками, но в режиме электронного затвора.Таким образом, E-M1X быстрее профессиональных зеркалок Canon EOS 1DX Mark II (14 к/c) и Nikon D5 (12 к/c). Несмотря на общую скорость с “единичкой”, затвор тут конструктивно другой. Он работает мягче и тише, его ресурс увеличен вдвое — до 400 тысяч кадров в механическом режиме.

В камере появилась новая настройка скоростной съемки — возможность выбора приоритета максимальной скорости съемки или максимальной детализации картинки.
Емкость встроенного буфера также изменилась — при съемке на максимальной скорости, это 103 кадра в RAW вместо 84, при 10 к/c — 287 против 148. В JPG в этом режиме обе камеры могут снимать, пока есть место на карте.

В режиме ProCapure по полунажатию затвора камера циклически записывает картинку в буфер емкостью 35 кадров. Все файлы из буфера сохраняются на SD-карту только после нажатия затвора, то есть в этом режиме у вас всегда есть 35 кадров, сделанных до нажатия кнопки, что позволяет гарантированно не пропустить какой-то важный момент, даже если вы нажали на спуск чуть позже, чем он произошел.

Камеры Olympus славятся своей стабилизацией изображения. Новый пятиосевой стабилизатор оптического сенсора благодаря новым датчикам и алгоритмам позволяет добиться компенсации шевеленки в диапазоне до семи с половиной ступеней, то есть снимать с несколькосекундной выдержкой с рук — обыденная реальность.

Возможности видеосъемки у E-M1X также расширены. Камера теперь снимает в 4К и С4К с полосой пропускания до 237 Мбит (скорость 30 к/с). В 1080 (FullHD) можно снимать на скорости до 120 к/с, при этом в настройках можно сразу указать частоту кадров в полученном видеофайле, чтобы получить замедленное видео.

Режим высокого разрешения

Как и E-M1 Mark II, камера умеет снимать 80-мегапиксельные кадры в режиме “Супер-HD”. Такая возможность достигается за счет склеивания серии из 16 кадров, для каждого из которых сдвигается в нужную сторону матрица (на “олике” она висит в магнитном поле). Но если раньше этот режим работал только со штатива, то теперь появился второй режим — съемки с рук, в котором система для сдвига матрицы использует… дрожание рук фотографа. Разрешение получается поменьше, но даже 60 мегапикселей — это очень много.

Встроенный ND-фильтр

У камеры E-M1X появился новый режим съемки — программная эмуляция нейтрального светофильтра. Такие фильтры используют для усиления эффекта движения, например, струй водопада, в тех условиях, когда длинная выдержка переведет к пересвету, например, в солнечную погоду. Режим Live ND практически полностью заменяет физический фильтр. Его плотность также можно отрегулировать через настройки.

Вообще, говорить о настройках камеры можно бесконечно, в инструкции — почти 700 страниц.

Дополнительные возможности

Камера оснащена GPS, компасом, датчиками давления и температуры. Камерой можно управлять по WiFi со смартфона через приложение Olympus Image Share, передавать файлы на компьютер тоже можно через WiFi с частотой 5 ГГц через программу Olympus Workspace.

Автофокус, распознающий автомобили и не только

Ключевым приобретением новой камеры стал новые алгоритмы и возможности автофокусировки. Помимо еще более гибких настроек вроде выбора формы мишени с заданием степени приоритета у конкретных точек, инженеры Olympus существенно доработали систему следящего фокуса. Автофокус тут по прежнему гибридный, с встроенными в матрицу фазовыми датчиками, и 121 зоной.

Читайте также:  Зачем фотоаппарату зеркало? — Технические особенности зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов

E-M1X умеет автоматически распознавать и вести в кадре движущиеся объекты конкретных типов — на данный момент, это автомобили, мотоциклы, поезда и самолеты. Работает это очень здорово — в видоискателе или на поворотном экране вы видите, как движущийся по сложной траектории трассы автомобиль сопровождается квадратиком, подтверждающим фокусировку. Если автомобиля два — то и квадратиков два, фокусировка при съемке будет на той машине, которую вы выберете джойстиком. Фокус не перескакивает с автомобиля на автомобиль, процент ошибок практически нулевой.

Это очень круто, особенно потому, что я люблю усложнять камере задачу, и снимать автомобильные сюжеты с длинной выдержкой, причем не только в случае, когда автомобиль едет под 90 градусов к оптической оси камеры, а по сложной траектории и с переменной скоростью.

И даже в таких условиях результат на E-M1X получается гарантированно хорошим В этот момент здорово помогает и стабилизатор, по качеству которого Olympus нет равных. В итоге без особых хлопот получается живая, динамичная картинка. Общее количество кадров за съемочный день снижается примерно в полтора раза, что ускоряет разбор и публикацию материала.

[email protected] 2012 – репортаж с выставки

Olympus – интервью

Наше интервью с Франциской Йорке, OLYMPUS (Franziska Jorke, Group Leader Corporate Communications & Events, Corporate Division, Olympus Europa)

Дмитрий Крупский: – В последнее время в прессе много говорилось о проблемах в компании Olympus. Признаться, мне лично не очень интересны всякие финансовые скандалы, но обойти эту тему не удастся.

Повлияли ли финансовые проблемы на разработку новых моделей Olympus? Например, на решение прекратить, или приостановить, разработку новых зеркальных камер линейки Е? Или это решение было чисто техническим и стратегическим.

Франциска Йорке: – Как вы знаете, скандал разгорелся 14 октября прошлого года. До этого лишь несколько человек из числа менеджеров компании знали, что происходит. Подтасовка данных для сокрытия финансовых потерь проводилась больше двадцати лет, поэтому нельзя сказать, что есть какая-то связь с тем, что происходит сейчас. Это не повлияло ни на уровень продаж, ни на качество обслуживания. Мне кажется, сотрудники Olympus делом доказывают, что мы по-прежнему производим отличную технику. У нас очень хорошие показатели за ноябрь и декабрь, так что можно сказать, что объем продаж по-прежнему высок, как и объем производства. Наводнение в Таиланде оказало некое влияние на производство, но Olympus пострадал от этого меньше, чем другие марки. Политическая и финансовая ситуация не повлияли на остановку разработки фотокамер серии E, таких как топовая модель Е-5, ведь об этом было объявлено больше года назад.

Д.К. – Говорят о том, что Olympus может быть продан другим компаниям, называются возможные кандидаты.

Ф.Й. – Olympus не будет никому продан, обсуждается лишь целесообразность выпуска дополнительных акций, чтобы получить деньги и покрыть потери, образовавшиеся после пересчета платежных ведомостей за последние 5 лет. В декабре компания представила откорректированные ведомости, мы увидели, что есть остаточные потери из-за тех махинаций, которые проводила группа менеджеров, это будет еще более очевидно при закрытии делового года в марте. Я думаю, показатели за этот деловой год будут опубликованы в мае. Тогда станет ясно, насколько велики потери, и чтобы избежать влияния этих потерь на наш бизнес, Olympus, возможно – это еще не подтверждено, так что только возможно! – выпустит больше акций для дополнительного финансирования.

Мы рассматриваем несколько возможных вариантов кооперации с другими компаниями. В последнее время в прессе и в интернете хотят слухи о пяти потенциальных партнерах, но в Olympus пока не подтвердили, действительно ли с этими компаниями ведутся переговоры. Я думаю, существует множество вариантов развития Olympus в ближайшем будущем, сейчас стоит просто подождать и посмотреть, что произойдет. В марте или апреле состоится внеочередное собрание акционеров, на котором на утверждение акционеров будет представлен совершенно новый совет директоров компании и после этого будут выработаны дальнейшие стратегии и решения. Пока же ведется работа различных комитетов, которые проверяют работу руководящего звена, в результате выяснилось, что девятнадцать менеджеров Olympus были вовлечены в этот скандал и несут за него определенную ответственность. После экстренного собрания акционеров они покинули компанию.

Д.К. – Финансовые проблемы затронули только фотоподразделение Olympus, или же компанию в целом, в том числе как производителя медицинской техники?

Ф.Й. – Как я уже сказала, финансовые проблемы вообще не повлияли ни на уровень производства и продаж продуктов Olympus, ни на то, какие новые достижения мы вскоре представим. Скандал развернулся вокруг правовой ответственности компании, создан комитет по переформированию, Olympus станет другой, новой компанией, она будет модернизирована в самое короткое время. В другой ситуации это заняло бы 5-10 лет. В такие кризисные моменты шансы стать лучше даже повышаются.

Медицинское подразделение Olympus также готовится запустить новые интересные проекты и представить новую продукцию, в декабре показатели медицинского департамента достигли рекордного уровня, а значит, у всей компании есть деньги на то, чтобы продолжать развиваться и создавать новое. В компании есть стабильность, на которую не повлиял финансовый скандал. Я уверена, что через год мы будем точно знать, что происходит и какое будущее лежит перед Olympus, хотя сейчас это трудно предсказать. Мы стабильны, кризис не оказал влияния на наш бизнес. Встретимся на Photokina и увидим!

Д.К. – Как вы оцениваете успех камер PEN?

Ф.Й. – Беззеркальные камеры (всех марок, не только Olympus) сейчас занимают 45-46% на японском рынке. В Европе их доля гораздо меньше. В целом, по пяти крупнейшим европейским странам – 12.3%. В Великобритании, например, уже 25%, а в Гермении ниже, чем 15% – в зависимости от месяца, в районе 9-14%.

Если оглянуться назад, Россия всегда была одним из самых быстрорастущих для нас рынков. Во многих странах Olympus удвоил свою долю на рынке за последние 8-10 лет – просто потому, что наши изделия лучше. Мы правильно устанавливаем цены, мы отслеживаем результаты тестов. Мы собрали данные по 2000 тестам 16 производителей, и мы идем вторыми (с 69.5%) после Panasonic, у которого 71% (г-жа Йорке показывает нам график; по-видимому, это некий агрегированный показатель положительности результатов тестов; показатели конкурентов, от бренда к бренду, постепенно снижаются – до 61%).

(Далее мы смотрим еще пару графиков, воспроизводить которые нам не разрешили. Исходя их них, доля компактных камер Olympus с 2006 по 2011 год плавно снижалась с 10% до 6%, однако примерно с апреля 2011 года графики оптимистично устремляются вверх, достигая 8.9% на данный момент).

Так что мы идем правильным путем. Качество изделий Olympus существенно улучшилось, и наша доля на рынке растет.

Д.К. – Panasonic и Olympus были первыми на рынке беззеркальных камер. Удалось ли извлечь выгоды из этого потенциального преимущества?

Ф.Й. – На японском рынке Olympus и Panasonic по-настоящему сильны и сохраняют свое лидерство. Это, конечно, хорошо. С другой стороны, нам помогает даже то, что на рынок выходят такие бренды, как Nikon – потому как это подтверждает, что мы находимся на правильном пути.

Д.К. – И как вам понравились беззеркальные камеры Nikon 1?

Ф.Й. – Свое личное отношение я не могу высказывать в этом официальном интервью. Очевидно, что Nikon стремится дифференцировать разные классы своих изделий. Olympus считает, что будущее за беззеркальными камерами (буквально – Future is mirrorless).

Д.К. – Сейчас линейка PEN достаточно широка (от E-PM1 до E-P3). В каком направлении она будет развиваться дальше? Будут ли это беззеркалки профессионального уровня, или наоборот, еще более простые?

Ф.Й. – Когда мы анонсировали три модели прошлым летом, определенно они должны были заменить линейки E-4xx и E-6xx. Конечно, в долгосрочной перспективе мы работаем над заменой всей линейки, но пока нельзя сказать, когда именно это произойдет.

Д.К. – Мне кажется, сейчас критическим компонентом в камерах PEN является матрица. Недавно мы делали сравнительный тест Olympus PEN E-PM1 и Nikon 1 J1, из которого получилось, что на низких ISO качество снимков Olympus, разрешение, существенно выше, однако на высоких ISO это преимущество Olympus’а пропадает. Если бы камерам PEN еще и новую матрицу.

Ф.Й. – Матрица – это важная часть камеры, но из интервью с нашими инженерами вы знаете (см. наше интервью с ведущими разработчиками Olympus, Photokina 2010), что должна работать связка в целом – объективы Olympus, которые превосходны; не знаю, была ли у вас уже возможность потестировать новый MZD 12-50 – а также матрица и процессор обработки. Если вы говорите, что матрица – это критическое место, я уверена, что Olympus улучшит его. Мы не получаем такой обратной связи от рынка.

Вы уже опубликовали на своем сайте недавние пресс-релизы о новых компактных камерах Olympus. Это еще не все модели, в феврале будут и другие. Но и из этих вы уже можете увидеть, что мы, например, начали использовать матрицу BSI CMOS (КМОП с обратной подсветкой). Так что всегда ведутся работы над всеми компонентами. Какие будут матрицы в будущем – я не могу сказать. Но если матрицы – действительно слабое место в камерах PEN, как вы говорите, то я уверена, что решение будет найдено.

Попробуйте посмотреть внимательно на наши новые компакты, в частности Olympus SH-21, и оценить работу новой BSI CMOS матрицы. Необязательно мы будем использовать такую технологию в PEN’ах, но это показывает наличие различных возможностей. Вы ведь знаете, что мы не производим матрицы сами, как Sony или Panasonic, а покупаем их. Обычно у нас хорошая кооперация и сотрудничество с Panasonic, и когда у нас есть с ними соглашение, мы раскрываем информацию о том, что это их матрица, но только если есть соглашение. Технология производства и рынок сенсоров постоянно развиваются. Летом появится больше вариантов, или к выставке Photokina в сентябре 2012, когда мы встретимся снова.

Д.К. – Ходят слухи о разработке новой модели на замену E-5 – что-либо можете сказать об этом?

Ф.Й. – Слухи – это часть медийного пространства. Иногда они нам нравятся, иногда нет, иногда они правдивы, иногда нет. В ближайшем будущем замены Е-5 не будет. Пока нет.

Д.К. – Хорошо, тогда, пожалуйста, прокомментируйте вкратце недавно анонсированные компактные модели.

Ф.Й. – Мне нравится камера Olympus VG-170. Она из категории самых недорогих моделей, менее 150 евро. Этот сегмент рынка показывает умеренный рост. У модели VG-170 очень большая встроенная вспышка, она хорошо смотрится, мне нравится ее ретро-стиль. Другая камера, Olympus VH-210 – это яркие цвета и элегантность.

Еще у нас есть новая модель линейки TOUGH, TG-320 – подводная, ударопрочная. Этот сегмент растет очень быстро. Многие конкуренты вступают на этот рынок. Когда Olympus начал выпускать камеры в сверхпрочном исполнении, у нас была самая большая доля рынка. Постепенно наша доля снижается, потому как мы теперь не одни, но в количественном выражении мы продаем таких камер все больше и больше. Думаю, важная стратегическая задача – развивать этот сегмент, потому как для покупателей он очень интересен. Сейчас мы выпустили TG-320, но будут и другие модели TOUGH в этом году, так что это серьезная тема для Olympus.

Читайте также:  Olympus. Отличия беззеркалок от зеркалок

Про модель Olympus SH-21, в которой использована новая матрица с обратной подсветкой, мы уже говорили, а еще мы анонсировали ультразум-камеру Olympus SP-720UZ. Процессор TruePic V также начинается использоваться в компактных моделях, так что комбинация матриц BSI CMOS, процессора TruePic V и хорошей оптики – будет огромным шагом вперед для компактной линейки.

Сегмент, который мы называем камерами для путешествий – это модели с хорошей кратностью зума, от 10х до 36х – также растет, особенно сегмент суперзумов 30x и выше. Особенно быстрый рост мы наблюдаем в России. У нас есть модель SP-810UZ с кратностью зума 36х, а вот эта новая модель SP-720UZ имеет зум 26х. Людям нравятся такие камеры!

А вот одна из тех камер, что мы анонсируем в феврале, это еще один реальный шаг вперед (показывает; детали мы раскрывать не можем, но действительно, модель интересная – в ней сочетаются несколько новых технологий, которые в камерах Olympus вместе не встречались).

Тема ударопрочных компактов, как я уже сказала, будет более важной по сравнению с прошлыми годами. Мы были одними из первых на этом рынке, и хотим остаться лидерами этой категории, так что новинок будет много.

Д.К. – Что ж, это прекрасно, желаем успеха!

Ф.Й. – Скоро мы пригласим вас на презентацию новой модели Olympus, и вы будете среди первых, кто сможет с ней познакомиться.

Без обработки: Как на самом деле снимает фотокамера Olympus OM-D E-M1

Видишь неправдоподобно красивую картинку в блоге, и в голову сразу лезет мысль: “А не фотошоп ли это?” В этом посте вы не найдете ни одного обработанного в редакторе снимка – только внутрикамерные JPG-файлы без какой либо модификации.

Ретушь и обработка существовала и во времена фотопленки, а с появлением компьютеров мастерская обработка фотографий со временем стала доступна каждому. Это привело к тому, что фотографии стали красивее, насыщеннее, а в некотором смысле даже лживее. Дело в том, что благодаря развитию техники, фотографы стали заходить сильно дальше, чем просто регулировать контраст или сатурацию – менять объекты в кадре и их расположение, убирать ненужное и добавлять то, что соответствует творческому замыслу. “Я так вижу, это мое творчество!” – универсальная отговорка.

Манипуляции с фотографиями уже давно стали головной болью для фото-агентств и конкурсов фотографии. В угоду творческому видению авторов, фотографии стали искажаться, теряя свой первоначальный смысл и в принципе девальвируя понятие фотожурналистики как таковой. 20% фотографий претендующих на призы World Press Photo было отвергнуто после сравнения с оригинальным RAW. По этой же причине крупнейшие мировые фото-агентства (например, Reuters) уже не принимают от фриленсеров фотографии в JPG, сделанные из RAW, и принимают только внутрикамерные JPG с минимальной коррекцией уровней и кривых.

Второй аспект – и элемент обмана – связан уже не с фотоконкурсами или профессиональной журналистикой, а существует на бытовом уровне. При выборе камеры простые фотолюбители (составляющие основную массу покупателей) читают обзоры, смотрят тестовые снимки. И тут они опять сталкиваются с обработанными фотографиями, что реально вводит их в заблуждение. Купив камеру, они и вовсе сталкиваются с разочарованием. Обработанные профессиональными фотографами снимки с камеры совсем не похожи на то, что получается у них на внутрикамерном JPG. Обжегшись с этим, люди начинают настороженно относиться к восторженным постам фотографов. “Фотошоп! Покажите мне внутрикамерный JPG!”, говорят они, и я их понимаю.

Так как подобные вопросы мне с появлением “олика” стали задавать все чаще, в этом посте я собрал большое количество внутрикамерных JPG-файлов, сделанных на камеру Olympus OM-D E-M1. Из послекамерной обработки тут – только ресайз внутрикамерного JPG, выполненный средствами Lightroom – в этой программе я храню все свои каталоги с фото. Конечно, большинство этих фото я бы подверг некоторой обработке перед публикацией в блоге или СМИ, но я полагаю, что это максимально честный способ познакомить вас с тем, как действительно работает эта камера.

Итак, поехали! Перед вами, напоминаю, никак не обработанные джипеги с камеры. Для вашего удобства я привел также данные EXIF каждого снимка, но не забывайте, что чтобы получить эквивалент фокусного расстояния на полнокадровой камере, указанное мною значение надо умножать на два, т.к. матрица E-M1 имеет стандарт “микро три четверти”, т.е. кроп-фактор равен двум.

Российская Неделя Фотографии-2016:
День OLYMPUS. Репортаж

9 июля, в День OLYMPUS, в Галерее Классической фотографии собралось около 700 человек! В минувшую субботу здесь состоялось 4 встречи с известными фотографами нашей страны. О портретной фотографии рассказал Станислав Пучковский, о жанровой — Александр Тягны-Рядно. Дарья Боронина провела мастер-класс по фуд-съемке, а Ирина Козорог поведала о тонкостях макро.

Станислав Пучковский: «Стиль — ваше всё!»

День начался со встречи гостей с известным екатеринбургским портретистом Станиславом Пучковским. Да-да, это тот самый Sean Archer, возглавивший рейтинг популярности фотографов в сообществе 500px.com!

— Стиль — это все. Ваши работы должны быть узнаваемы, — поделился секретом своей популярности Станислав. — Стиль — это 90 процентов успеха в фотографии. Вы должны любить то, что снимаете. Есть те, кто мне подражает. Я отношусь к этому спокойно. На определенном этапе подражать — это нормально. Учитесь на классике, развивайтесь. Запоминайте позы моделей. Именно фотограф должен руководить моделью. Человек, который пришел к вам на фотосессию, должен чувствовать себя комфортно. Не надо стараться сразу делать сложные работы. Учитесь на простом. Мой базовый принцип — снимать просто.

Станислав подчеркнул, что современная техника, в том числе и OLYMPUS, открывает перед фотографом абсолютно новые горизонты.

— Автоматический режим хорошо использовать в сложных случаях, им не стоит пренебрегать. Я часто использую максимально открытую диафрагму. Это выгодно подчеркивает внешность модели, — сказал Станислав.

Александр Тягны-Рядно: «Путешествия — это наркотик»

Тему красоты — в уже другом направлении — в жанре уличной и трэвел-фотографии — продолжил мэтр отечественного фотоискусства Александр Тягны-Рядно.

— Для меня фотография — это красота, — начал свой рассказ Александр. — Благодарю организаторов за приглашение на это замечательное мероприятие. Я всегда за развитие фотографического движения. Это очень важно.

Александр представил зрителям трехтомную монографию и рассказал, как все начиналось. Сложно поверить, но из трех тысяч предварительно отобранных фотоснимков в книгу вошло шестьсот! Как сказал фотограф, большую часть жизни он снимал в чб, а последние семь лет ознаменовались цветом.

— Трэвел-фотография — очень интересный жанр, с которого многие начинают, — поделился своим мнением Александр. — С нее начинал и легендарный Брессон, которой после покупки Leica отправился в Африку. Для меня процесс съемки в путешествиях — как легальный наркотик.

По мнению Тягны-Рядно, качество современной техники освобождает мышление фотографа.

— Современная фотография сильно поменялась по качеству и подходу. Стала очень сильной женская фотография. Если раньше женщин-фотографов практически не было, то сегодня это уже несколько поколений. И фотография от этого только выигрывает.

Демонстрируя свои работы, Александр обращал внимание слушателей на три важнейшие составляющие хорошего кадра: решающее мгновение, решающее местоположение и решающая пластика (игра свет и тени, ритм).

OLYMPUS: не думайте о технике, просто творите

Центральным событием дня стала презентация новинок OLYMPUS. О достижениях компании в сфере медицинского оборудования и фототехники рассказал Павел Гуров. Кстати, увидеть инновационное оборудование компании в сфере эндоскопии и микроскопии можно на первом этаже Галереи вплоть до последнего дня работы выставки, 17 июля. Наибольший интерес собравшихся вызвала «самая экстраординарная» фотокамера OLYMPUS — Pen-F.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У гостей Российской Недели Фотографии есть уникальная возможность протестировать все новинки OLYMPUS самостоятельно! Этим шансом уже воспользовались десятки наших гостей. Эмоции — очевидны!

Дарья Боронина: «Еду надо снимать так, чтобы потом съесть!»

Уже знакомая нашим читателям Дарья Боронина раскрыла перед слушателями самые неожиданные секреты фуд-фотографии!

Например, могли бы вы подумать, что в арсенале фуд-фотографа непременно должны быть ватные палочки, пинцет, глицерин, пульверизатор, собственные деревянные дощечки и даже необычные газетные листы? По мнению Дарьи, реквизит — как раз то, что позволяет сделать фотографию еды интересной.

Рассказав о современных тенденциях отечественной и мировой фуд-фотографии, Дарья Боронина продемонстрировала свои советы на примере съемки аппетитной черешни.

Ирина Козорог: «Договориться с насекомыми легко!»

Последним мастер-классом субботы стало выступление макрофотографа Ирины Козорог, которая познакомила гостей с муравьями, саранчой и богомолом. Угостив насекомых медом, Ирина совершенно волшебным образом сделала так, что маленькие модели с удовольствием позировали в течение почти двух часов!

— Гонорар — главное условие успеха в макросъемке, — сказала Ирина. — Я знаю, чем угощать насекомых, и, поверьте, договориться с ними проще, чем кажется.

Можно ли снимать в дождь? Чем отличается макросъемка в полях от домашней съемки? Как обрабатывать снимки и можно ли заработать на макрофотографии? Вопросов к Ирине было очень много!

Ответив на все по порядку, Ирина рассказала о своем опыте работы с фотобанками и особенностях техники OLYMPUS, незаменимых для всех, кто хочет развиваться в жанре макро.

Театральный роман с OLYMPUS

Начало моей фотографической карьеры ознаменовано «театральным периодом», когда мне довелось одновременно работать штатным фотографом легендарного театра «Школа драматического искусства» и фотокором молодежной редакции не менее легендарного журнала «Театральная жизнь». Километры фотопленки были отсняты мною тогда на театральных подмостках. Прекрасное было время, полное романтики и приключений.

С тех пор минуло четверть века, информационная эпоха сменила эпоху индустриальную, выросло целое поколение фотографов, для которых «тёмная комната» является экзотикой, а мастера фотографии, не переставая ностальгировать о прелестях аналоговой фотографии, вынужденно обзавелись цифровой техникой, следуя требованиям рынка.

Говорят, жизнь развивается по спирали. Друг предложил поснимать его премьерный спектакль. Снова театр! Предложение совпало с моим желанием приобрести новый фотоаппарат. Учитывая стремительное устаревание цифровой техники, хотелось подобрать камеру, которая не утратит своей актуальности в ближайшие два-три года.

ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Мои требования к фотоаппарату не оригинальны – качественная картинка, удобство использования, компактность, сменная светосильная оптика и быстрый точный автофокус. Предстоящая съемка в театре добавила еще пару критериев – адекватное качество изображения на высоких значениях ISO и мягкий звук затвора, который не мешал бы зрителям. Последний критерий сразу убирает из рассмотрения «зеркалки», а они еще и тяжелые. Во время спектакля приходится подолгу «ловить момент» удерживая камеру на весу, поэтому тяжелая камера не годится. Остаются «беззеркалки». Тогда добавляется еще одно требование – обязательно нужен встроенный видоискатель, чтобы не ослеплять зрителей постоянно светящимся дисплеем.

НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ

Я присматривался к двум камерам Fujifilm X-T1 и Sony a7II – читал обзоры, расспрашивал владельцев. Обе камеры нравились. Fujifilm X-T1 – за механические диски управления основными параметрами съемки, удобство которых трудно переоценить и за знаменитую матрицу с нерегулярной структурой расположения пикселей. Sony A7II – за полноразмерную матрицу.

Читайте также:  Обзор My Cloud EX2 Ultra от WD — Подключение к сети

Sony A7II оказалась для меня слишком дорогой и тяжелой. С зумом Vario-Sonnar T* 24–70 mm F2.8 ZA SSM II камера весит 1,5 кг и стоит 228 000 руб. (105 000 руб. – камера и 114 000 руб. – зум). Понятно, что с таким весом о преимуществах компактности можно забыть. Кроме того A7II очень громко клацает затвором, который, кстати, невозможно переключить в бесшумный режим, как у любой нормальной беззеркалки. Для справедливости замечу, что эта камера выдает изумительного качества картинку.

Fujifilm X-T1 оказалась легче и демократичнее по цене. С зумом FUJINON XF 16-55mm F2.8 R WR камера весит 1100 г при цене 130 000 руб (60 000 руб. – камера и 60 000 руб. – зум). Взял у товарища Fujifilm X-T1, поснимал на репетиции и остался весьма доволен результатом. Камера удобная, легкая, классная оптика, превосходное качество снимков вплоть до 6400 ISO – решил купить.

Однако жизнь любит преподносить сюрпризы – любопытство привело меня на презентацию Olympus OM-D E-M5 Mark II. Ретро дизайн камеры сразу подкупил своим сходством с культовой пленочной зеркалкой Olympus OM1, которая когда-то у меня была, а руки с радостью ощутили комфортность не тяжелого, но и не пластмассово-лёгкого, корпуса.

А когда я услышал нежный шелестящий звук затвора, будто птичка чистит пёрышки, то сразу понял – хочу с этой камерой познакомиться поближе и напросился на тестовое испытание, пообещав, если камера мне понравится, написать о ней. Выполняю обещание.

ЗНАКОМСТВО

Для испытаний мне был предоставлен комплект, состоящий из Olympus E-M5 II, двух профессиональных зумов с постоянной светосилой – M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO и M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:2.8 PRO, стандартного широкоугольника M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8, батарейной рукоятки и маленькой вспышки, по умолчанию прилагающейся к камере.

Примечательно что комплект Olympus E-M5 II с зумом ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, аналогичный упомянутым выше Sony и Fujifilm, весит 850 г и стоит 108 000 руб. (63 000 руб. – камера и 45 000 руб. – зум). Уже теплее:-)

Параметры камеры

Класс

беззеркальная камера со сменной оптикой

Матрица

CMOS (17,3×13 мм) 16,1 Мп, кроп-фактор 2.0

Байонет/объектив

сменнный, байонет Micro Four Thirds

Формат снимков

RAW, JPEG (4608×3456), 40 Мп (композитный режим)

Формат видео

H.264/MPEG4 (1920×1080, 60 fps) 77 мбит/с

Диапазон светочувствительности

Диапазон выдержек

Экран

LCD, диагональ – 3″, разрешение — 1 047 000 точек, наклонно-поворотная конструкция

Видоискатель

электронный, разрешение – 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение –1,48х

Вспышка

встроенная отсутствует + внешняя вспышка в комплекте

Wi-Fi

Память

карты SD/SDHC/SDXC (до 128 ГБ)

Интерфейсы

Аккумулятор

BLN1, литий-ионный, 1220 мАч

Габариты и вес

124x85x45 мм, 469 г

С полной спецификацией можно ознакомиться на официальном сайте OLYMPUS.
Лучший обзор на английском языке на сайте DP Review.
Лучший обзор на русском языке на сайте Onfoto.ru.

Для исследования всех обширных возможностей камеры требуется глубокое погружение в Руководство по эксплуатации на 150 страниц.

Дизайн и эргономика

Чистота и изысканность линий корпуса, совершенство пропорций, качественная сборка «комар носа не подточит». Корпус имеет всепогодное исполнение, пыле- и влагозащиту.

Компактная по природе, камера превращается в навороченного профессионального «монстра», если её снабдить батарейной рукояткой, которая, помимо увеличения срока автономной работы камеры, надежно усиливает хват при съемке с достаточно массивным теле-зумом ED 40‑150mm. Такая модульность конструкции позволяет обустроить камеру под любой тип съемки.

Размещение элементов управления продумано до мелочей. Пять функциональных кнопок на верхней крышке корпуса, кнопку репетитора диафрагмы и два диска управления под большим и указательным пальцами, можно перепрограммировать под себя, «навесив» на них любые функции.

Отдельного упоминания заслуживает двухпозиционный селектор на задней панели корпуса, превращающий два диска управления, расположенных под большим и указательным пальцами, в четыре – в верхнем положении селектора передний диск управляет числом диафрагмы, а задний экспокоррекцией, в нижнем положении – передний диск отвечает за выбор чувствительности, а задний – за баланс белого. Очень удобно!

Электронный видоискатель

Электронный видоискатель, снабженный коррекцией диоптрий, показывает картинку, как если бы мы смотрели в оптический видоискатель зеркальной камеры – так же чётко и плавно. Заостряю внимание на «плавно» потому что мне встречались «беззеркалки» других фирм с заметными «лагами» видоискателя, что неприятно раздражает. Что же выгодно отличает электронный видоискатель Olympus E-M5 II от оптического, так это то, что через него я вижу картинку в режиме Live View с учетом всех настроек и поправок и это несомненное достоинство от которого уже сложно отказаться.

ЖК-дисплей

На тыльной панели корпуса расположен роскошный 3-дюймовый поворотный ЖК-дисплей с сенсорной поверхностью. Боковой шарнир позволяет поворачивать экран в вертикальной и горизонтальной плоскостях, особенно полезных любителям макросъемки и архитектуры, к коим я причисляю и себя. На сенсорной поверхности легким прикосновением пальца можно оперативно выбрать нужную опцию в быстром меню или задать точку фокусировки.

Ценным расширением дисплея (и видоискателя) оказался для меня виртуальный горизонт, отражающий горизонтальное и вертикальное отклонение фотоаппарата. Кроме виртуального горизонта на экран можно вывести гистограмму, сетку, а такж все параметры съемки. Когда экран не нужен, то его можно спрятать, сложив лицевой стороной к задней стенке корпуса, предохранив тем самым от случайных повреждений и гарантировать соседей по зрительному залу от раздражающего ослепления при его нечаянном включении, как это бывает с камерами, экраны которых спрятать невозможно.

Фокусировка

Чувствительная и очень быстрая 81-зонная система автофокусировки камеры с автоматическим или ручным выбором работает в покадровом, непрерывном и следящем режимах. Размером зон фокусировки можно управлять в определенных пределах. В режиме ручной фокусировки для удобства наводки на резкость можно включить функцию выделения контуров красным, зелёным или белым цветом для подсветки резких участков сцены. Очень нужная опция. Впрочем, благодаря качеству видоискателя с высоким разрешением, легко навестить вручную и без помощи этой функции.

ФИШКИ

Затвор

В моем случае затвор оказался главной фишкой. Его мягкий, чуть слышный звук склонил чашу весов в процессе выбора камеры в пользу Olympus E-M5 II. Выдержки 1/8000–60 с в механическом режиме до 1/16 000 с – в электронном.

Мне могут возразить, что, мол, звук затвора можно отключить практически у любой беззеркалки. Я знаю, и это здорово. Хотя, например, у Sony Alfa II, этого сделать нельзя. Однако есть один малоизвестный нюанс – если вы снимаете в бесшумном режиме сцену, освещенную светодиодными театральными прожекторами, то выдержка при съемке не может быть короче 1/60. На более коротких выдержках, например, 1/125 и короче, все кадры будут изуродованы артефактами из продольных темных полос, возникающих из-за наложения равномерно покрывающих поверхность снимка сверху донизу. Отретушировать такие снимки нереально. Я работаю как раз в таком театре. А театральная экспрессия требует более коротких выдержек, чем 1/60.

5-осевая система стабилизации

Помимо изысканного дизайна у камеры есть несколько уникальных особенностей. Пожалуй главная из них – это 5-осевая система стабилизации матрицы, благодаря которой можно получить резкие снимки «с рук» на длинных выдержках. Важным отличием этой системы от стабилизаторов, встроенных непосредственно в объективы, является её универсальность.

Я не снимаю видео, но знатоки уверяют, что патентованная 5-осевая стабилизация OLYMPUS заменяет дорогой и тяжелый Steadicam, используемый профессиональными видео операторами для стабилизации камеры при съемке с рук, или с плеча. Не знаю, не разбираюсь в этом. Но буду иметь в виду, если что.

Супер разрешение

Другая замечательная особенность E-M5 II – возможность получения 40-мегапиксельного снимка благодаря все той же 5-осевой системе стабилизации. В процессе съемки камера делает 8 снимков, последовательно смещая матрицу относительно исходного положения. Затем снимки сливаются в один 40-мегапиксельный кадр.

Особенности технологии не позволяют снимать движение, а камеру требуется установить на штатив, зато качество неподвижных сцен вдохновляет. Предвкушаю радость моих друзей-художиков когда они получат 40-мегапиксельные репродукции своих картин.

Ходят слухи, что в следующих прошивках такой снимок можно будет получить без штатива.

Оптика

Неоспоримым достоинством всех камер OLYMPUS стандарта Микро 4:3 является огромный парк объективов (более 50), выпускаемых для этого стандарта самим OLYMPUS, а так же Panasonic, Sigma, Samyang, Voigtlander и другими.

Те два профессиональных зума – широкоугольный и длиннофокусный, полученные мною для испытаний, оказались идеальным решением для театральной съемки. Широкоугольный M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO захватывает всю сцену и средние планы, а длиннофокусный M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:2.8 PRO – средние и крупные планы. Таким образом театральный фотограф оказывается во всеоружии всего с двумя объективами.

Зумы не зря имеют статус PRO в названии – постоянная светосила 1:2,8 пылевлагозащищенный корпус, безукоризненная сборка всех элементов, мотор молниеносного автофокуса с ультразвуковым волновым механизмом, идеальная резкость по всему полю кадра даже на полностью открытой диафрагме.

ДЬЯВОЛ СКРЫВАЕТСЯ В МЕЛОЧАХ

Кроме бесшумного затвора и встроенного стабилизатора, есть еще несколько причин, почему в выборе между FUJIFILM X-T1 и Olympus E-M5 II, я отдал предпочтение второму.

Как ни странно, одной из причин является наличие выпуклой красной метки на корпусе профессиональных зумов OLYMPUS, которая помогает на ощупь правильно сориентировать объектив в процессе его установки на камеру. В сумраке театрального зала, когда нужно быстро поменять объективы, эта метка очень помогает. К сожалению у объективов FUJIFILM ничего подобного нет и поменять объектив в темноте весьма затруднительно, приходится, теряя драгоценное время, крутить его туда-сюда, пока не нащупаешь правильное положение. Наверное можно как-то приспособиться, но у меня не получилось.

Другая ценная мелочь – невероятно удобный механизм переключения в режим ручного фокуса у профессиональных зумов OLYMPUS – просто сдвигаете кольцо фокусировки назад. Сдвиг кольца вперед возвращает автофокус. Не нужно отрывать руку от объектива, отыскивая на корпусе переключатель режимов, как у FUJIFILM X-T1. Такая смена режимов фокусировки очень удобна в театральной съемке, когда в темных сценах отказывает автофокус, что случается и у обеих сравниваемых камер.

Мне нравится, что камеры с матрицей Микро 4:3 обладают большей глубиной резкости, нежели камеры с матрицей APS-C. Я не являюсь фанатом размытого заднего плана.

И по моему субъективному мнению, профессиональные зумы OLYMPUS резче, чем фикс-объективы FUJIFILM.

Для сравнения я снял один и тот же сюжет тремя фиксами FUJINON – XF23mmF1.4 R, XF35mmF1.4 R, XF56mmF1.2 R и зумом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, устанавливая на нем фокусные расстояния, эквивалентные фокусным расстояниям фиксов. Диафрагма во всех случаях была 1:5,6. Результаты ниже. RAW-файлы были проявлены в программе Capture One 8 в автоматическом режиме.

Примеры расположены блоками – уменьшенная версия снимка, сделанная M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm, под ним 100% фрагмент этого снимака, далее этот же сюжет, снятый фикс-объективом FUJINON. Под каждым примером есть ссылка для скачивания полноразмерной версии в формате JPG 100% качества.

M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO. Параметры съемки: 17 mm; ISO 200; 0,1 s; f/5,6

FUJINON XF23mmF1.4 R. Параметры съемки: ISO 200; 1/8 s; f/5,6

Оцените статью
Добавить комментарий