Ведущий инженер по камере Sony Xperia о развитии мобильной фотографии, технологиях Sony и будущем

Интервью: глава отдела дизайна Sony Mobile о смартфонах Xperia и технологиях будущего

На международной выставке электроники IFA 2018 в Берлине компания Sony представила свой новый флагман Xperia XZ3. Смартфон получил OLED-экран, топовые характеристики, заметно улучшенную камеру и необычную систему управления (обо всем этом мы уже рассказывали в материале с выставки), а в России оформившие предзаказ покупатели получат его в комплекте с PlayStation 4. По случаю запуска нам удалось встретиться с Лижима Йошимун, руководителем подразделение дизайна Sony Mobile и поговорить о продуктах настоящего и трендах ближайшего будущего.

Артур Сотников: В последнее время активно обсуждается жизненный цикл смартфонов и разумная периодичность замены флагманов. От поколения к поколению разница между моделями становится все менее заметна и в плане технических характеристик, и в плане дизайна — устройствам становится все сложнее мотивировать покупателей к частой замене. Видите ли вы в этом проблему и как планируете с этим бороться?

Лижима Йошимун: Действительно, при выпуске новых устройств с периодичностью раз в полгода или раз в год становится все сложнее предлагать покупателям радикальные изменения. Как дизайнеры, мы стараемся всегда привносить в продукты что-то новое. Например, в последнем поколении Xperia XZ3 это увеличение количества плавных изгибов корпуса и новые цвета, которые мы тщательно подбирали.

Артур Сотников: Кстати, мне всегда нравились цветные смартфоны. Расскажите, почему в этом году флагманы именно таких оттенков красного и зеленого? Стоит ли за этим какая-то история или это просто красивые цвета?

Лижима Йошимун: Выбор цветовых решений всегда начинается с маркетинговых исследований того, какие оттенки будут пользоваться популярностью. На основе полученных данных мы подбираем оптимальные варианты, которые пользовались бы спросом и у мужчин, и у женщин. В текущей линейке есть два классических цвета (белый и черный) и два новых цвета — красный и зеленый, которые создают баланс.

Артур Сотников: Расскажите о выборе цветов в целом. На что вы ориентируетесь в работе: может быть отсматриваете цвета года Pantone, следите за трендами модных домов или находите какие-то ещё ориентиры?

Лижима Йошимун: На самом деле мы учитываем все эти тенденции. Кроме Pantone мы получаем данные от исследовательских агентств и институтов, проводим собственные исследования. Все данные мы анализируем и систематизируем данные, потому что всегда есть сложность в восприятии цветовых решений у разных типов продукта. Например, в одежде может быть популярен оранжевый, но это совсем не означает, что покупатель захочет смартфон такого же цвета как вещи из его гардероба.

Артур Сотников: Какой ваш любимый цвет среди всех когда-либо использованных в смартфонах Sony?

Лижима Йошимун: Лично мне всегда нравился насыщенный фиолетовый в Xperia Z.

Артур Сотников: Поскольку мы коснулись темы моды, спрошу насчет коллабораций. Сотрудничество брендов постепенно появляется в IT-продуктах, например, Apple и Hermes, Huawei и Porsches Design, Xiaomi и Phillip Stark. Что об этом думают в Sony? Насколько вам может быть интересно сотрудничество с какими-то известными марками?

Лижима Йошимун: К сожалению, я не могу это комментировать. Сейчас мы находимся на этапе переговоров с известными брендами и не может раскрывать информацию.

Артур Сотников: А если бы лично вам предложили выбрать любой известный бренд или популярного человека для сотрудничества в работе над очередным смартфоном — кто бы это был и почему?

Лижима Йошимун: Это был бы Сид Мид (индустриальный дизайнер и визуальный футурист, известен работами для научно-фантастических фильмов, таких как Бегущий по лезвию и Трон — прим. ред.) Это моя мечта!

Артур Сотников: Давайте вернемся к главному герою нашей беседы. Какую технологию, функцию или особенность Xperia XZ3 вы считаете самой важной — такой, чтобы можно было сказать: «Вот, именно это олицетворяет дух Xperia»?

Лижима Йошимун: Я думаю, это пользовательский опыт в целом. Я бы выделил то, насколько смартфон комфортный в использовании и как сочетает в себе дизайн, размеры, технологии. Мне кажется, он максимально приближен к человеку.

Артур Сотников: Давайте поговорим о пользовательском опыте. Мне нравится дизайн Xperia XZ3 , нравится держать его в руке, но есть один важный нюанс — его невозможно носить в кармане. Когда я в брюках или спортивных штанах, либо в джинсах закидываю ногу смартфон очень часто начинает выскальзывать из-за изгиба стеклянной задней панели. Кстати, эта проблема также касается XZ2 и XZ2 Premium. Что это, осознанный компромисс ради экстерьера и тактильных ощущений или просчет из-за недостаточного тестирования?

Лижима Йошимун: Вы обозначили очень интересную проблему. В первую очередь мы ориентировались на дизайн — то, как смартфон будет ощущаться, выглядеть и какие эмоции сможет вызывать. Бывает трудно найти правильный баланс для всех, кто привык носить смартфон в сумке, в кармане или в руке. В работе над Xperia XZ3 мы сделали ставку на ощущения. Нам очень неудобно, если из-за этого будут происходить какие-то инциденты и мы хотели бы заранее принести извинения. Кроме того, мы обязательно учтем ваши комментарии при работе над смартфоном следующего поколения.

Артур Сотников: Кстати, о следующих поколениях. У Sony в целом есть огромное количество инновационных продуктов, которые больше не делает ни одна компания. Например OLED телевизор Bravia с динамиками в экране, робот Aibo, единственные в своем роде Xperia Ear Duo, Xperia Touch, Xperia Assistant, до недавнего времени не было конкурентов у линейки камер A7. Нет ли у вас ощущения, что на фоне всего этого смартфоны Xperia кажутся консервативными и смотрятся как сильные устройства сегодняшнего дня, но не продукты будущего.

Лижима Йошимун: Если говорить начистоту, сейчас очень многие смартфоны стали похожими друг на друга. Это реальность, с которой сложно бороться. Учитывая то, к чему мы пришли в ходе эволюции этих продуктов остается не так много вещей, которые может менять, и в которых дизайнеры могут выражать свою индивидуальность. В случае с Xperia XZ3 очень многое мы вложили в цвет, чтобы выделить его среди прочих устройств, а функционально — в качество изображения, использовав технологии Bravia.

Артур Сотников: А что вы думаете насчет появления или подготовки к запуску смартфонов с популярными форм-факторами прошлого. Например, Samsung обещает раскладушку с гибким дисплеем, китайские бренды активно экспериментируют с механизмом слайдера в безрамочных смартфонах. Есть ли по вашему мнению в этом смысл и могут ли такие форматы стать распространёнными и востребованными?

Лижима Йошимун: Мы постоянно рассматриваем разные варианты и концепции, в том числе обращаемся к опыту прошлого. Когда появляется какой-то интересный дизайн, мы всегда задаемся вопросом, зачем он необходим и в чем заключается его ценность. В настоящий момент мы считаем правильным развивать направление моноблоков и каких-то радикальных смен концепции не планируем. В то же время мы держим руку на пульсе и готовы к изменениям, если этого потребуют тренды и наши пользователи.

Артур Сотников: Что вы думаете насчет идеи смартфона вообще без разъемов? Многие уже отказались от проводного подключения наушников, используют беспроводную зарядку, а в случае с Sony и Samsung еще и быструю. Нет ли в планах Sony полностью отказаться от разъемов и оставить только скрытый сервисный порт?

Лижима Йошимун: С точки зрения продуктового дизайна отсутствие разъема — идеальный вариант, но мы считаем что говорить об этом пока рано. Пока слишком большой процент людей не готовы к такому радикальному изменению и нам хотелось бы соблюдать баланс между нашими желаниями с точки зрения дизайна и ожиданиями покупателей. Должно пройти еще сколько-то времени, прежде чем пользователи будут готовы к полностью беспроводным устройствам.

Артур Сотников: Представьте себе ситуацию, что руководство Sony решило запустить новый бренд смартфонов. Вам предлагают сделать с чистого листа продукт, у которого не будет наследия прошлых моделей, не будет гайдлайнов, корпоративной стратегии и ожиданий пользователей — абсолютно все в ваших руках. Каким будет этот смартфон?

Лижима Йошимун: Очень интересный вопрос. Наверное, это будет не моноблок. Если представить, что мои возможности не ограниченны, я бы сделал продукт будущего, который мог бы управляться силой мысли и использовал контактные линзы. Скорее всего, я бы создавал не смартфон как таковой, а фундаментально новый способ взаимодействия и передачи информации.

Артур Сотников: Интересная позиция для продуктового дизайнера. Я скорее ждал обращения к прошлому (например, работы Дитера Рамса из Braun), чем настолько радикальный взгляд в будущее. Вам не жалко было бы отказаться от осязаемого дизайна?

Лижима Йошимун: Думаю, нас ждут очень большие изменения и совершенно новые стандарты. Рано или поздно физический продукт перестанет существовать. Мне кажется, нужно быть готовым меняться в этом же направлении, а не держаться только за опыт прошлого.

Новая технология Sony позволяет заметно улучшить камеры смартфонов

Компания Sony является одним из лидеров в направлении мобильных камер. Последняя её разработка позволяет заметно повысить качество съёмки со смартфона. В частности, с новой технологией автофокусировка должна стать гораздо точнее и стабильнее.

В современных мобильных камерах каждый отдельный пиксель на фотоматрице оснащён собственной линзой, через которую проходит свет. Это показано на изображении выше (слева). Sony разработала технологию 2×2 On-Chip Lens (OCL), позволяющую использовать одну линзу сразу на четыре соседних пикселя. Эту разработку можно применять только в новых сенсорах Quad Bayer, в которых четыре соседних пикселя одного цвета могут объединяться для повышения качества съёмки в условиях недостаточного освещения.

Новая технология позволяет значительно улучшить работу автофокусировки, особенно в темноте. При использовании фазового автофокуса часть пикселей служит для фокусировки, и данные с них не участвуют в построении конечного изображения. С технологией 2×2 OCL все пиксели могут использоваться в процессе обнаружения фокуса, решая тем самым проблему низкой детализации и наличия «слепых» зон.

Ниже продемонстрирована работа новой технологии:

Автофокусировка в обычном сенсоре Автофокусировка в сенсоре с технологией 2×2 OCL

Sony не объявила, когда начнёт использовать новую разработку в своих фотомодулях.

65 комментариев

У всех камеры сони, а у самой сони снимает не очень ((

Djkonnov, мобильное и фото подразделения сони почему-то не сотрудничают

anDRoid Fan,
Согласен, а почему не сделают?

Блин, скоро фотоаппараты только в музеях увидим

4stories,
еще у проф.фотографов и блогеров

4stories,
Совсем они не исчезнут, по крайней мере ещё очень долгое время, которое в несколько раз превышает нашу жизнь. Другое дело, что большинству они не нужны. И среди этого большинства есть и довольно большой процент фотографов. И не обязательно любителей. Потому что смартфоны имеют одно преимущество, которое часто перечёркивает все преимущества абсолютно любой профессиональной камеры – его можно положить в карман. Поэтому среди профессионалов уже значимый процент перешёл чисто на мобильную съёмку. Но это относится только к тем фотографам, которые снимают на улице и либо для себя, либо для выставок. В студиях и на мероприятиях, на которые вызывают фотографов, ещё сотни лет никто не будет снимать на смартфоны. Потому что смартфоны уступают не только в качестве съёмки, но и в возможностях. Но главное – качество конечно же. Оно компенсируется постобработкой, что недопустимо, если работает профессионал, который заранее знал, что и в каких оттенках хотел получить. А без этой компенсации жуть как снимают даже флагманы 2019, просто в последнее время в этом деле используются ИНС, которые буквально дорисовывают всё. В профессиональных аппаратах матрица размером с сам мобильник. Конечно, физика не запрещает и чему-то микроскопическому обгонять профессиональные фотоаппараты. Потому что фотон – штука невообразимо маленькая. Но случится уход профессиональных аппаратов с рынка явно позже, чем полный переход на летающий транспорт.

Читайте также:  Как выбрать фотосумку? Самые интересные модели Cullmann

wwwdeveloper,
Тебе вот не в падлу было писать очевидные вещи?

KUDZURI,
некоторые даже такие очевидные вещи не понимают.

wwwdeveloper,
Фотограф и смартфон-разные вещи.Нажимать кнопочку электронного затвора смартфона-не есть быть фотографом.
Если так посудить, то по вашей логике, 10 летняя девочка с Айфон 11 фоткающая себя у зеркала-проф.фотограф.
И да, физику не обманешь.
Смартфоны никогда не догонят ФФ и даже АПС-С фотоаппараты, ибо матрица крохотная, а программный мусор рандомно работает, и у него тоже есть предел

VoD35,
Конечно разные, ведь фотограф – человек, а смартфон – девайс. Да и недостаточно уметь ткнуть пальцем в экран, что бы быть профессиональным фотографом.

GNAILON1,
Профессионал вообще никогда не скажет что смартфон абы как может конкурировать с фотоаппаратом. С мыльницей если только. Но сравнивать с профессиональной техникой – это зашквар

4stories,
Это полная глупость. Профессиональные фотографы на телефон не фотографируют. Я вообще не наблюдаю чтобы на любым мероприятиях или серьезных фирмах делали фото на дорогие телефоны. Это все дурные слухи что телефон скоро вытеснит фототоапараты

Pentin748, спорим, что большая часть, а то и все профессиональные фотографы, делают кучу фоток на смартфоны. Да, они не используют их в студиях и на запланированных фотосетах, но в быту они такие же люди как и все. И да, в сети куча отзывов от профи, которые говорят, что именно на смартфон они пристреливают места для будущих фотосетов.

sansero,
Ну да, все в быту используют то что под рукой,но вот на работе фотографы будут использовать фотоаппараты. Никакой айфон или другой телефон не может дать нужное качество (да и вряд ли дадут в будущем,физику не обманешь).

Djkonnov,
Наверно потому, что один раз сделав хорошую камеру в смартфоне, смысла покупать другие не будет, ибо “прорывы” кончатся. Да они уже кончились на 1020 и 808 нокии, которые едиственное, в чём уступают – накрученный перешарп и насыщенность

Evosp,
Нокиа снимала так себе . С чего такая филия к аппаратам которые не смогли тягаться с рынком?

KUDZURI, как владелец 1020 (хоть он и лежит уже на полке), скажу что снимали они очень даже себе. Даже сейчас, в сравнении с Самсунгом s10, он не выглядит отстающим.
Сравнивал сам. Когда друг притащил свой новенький Самсунг, я достал свою Нокию и надавал ему люлей. Конечно, не при любых условиях. Все же софт и железо уже устаревшие.

KUDZURI,
Для смартфона это не так себе, а очень хорошо. На данный момент ни один аппарат современный в качестве не превзошел 1020 и многие 808. До сих пор. То, что сейчас приучили к кропофильству, перешарпу и т.д. – это не нормально.
Люлей Самсунг может надавать приукрашиванием картинки, а не отображением реальности.

У меня 808 лежит. Беру его, когда нужно качественные фото по работе делать..
Железо старое, но камера отличная. Поищите в форумах сравнения и поймёте, что 80% (если не 90) успешного снимка зависит от рук, а если и камера хорошая – все будет нормально
Иснтаграмовые гламурные фото – это не отражение реальности, а ее приукрашивание.

KUDZURI,
Потому, что эти аппараты создавались учёными и инженерами на благо пользователей, а не маркетологами на благо буржуев.

ieroglif06,
Госпади. откуда вы повылазили. ничего святого в нокии 808 и 1020 не было. Днем снимал хорошо, как и большинство современных телефонов, но там не в матрице дело. Вечером он вообще ничего не снимал, не говоря уже о ночи. Именно поэтому эти аппараты на полках. Плевать что там у самым .

KUDZURI,
просто они живут в своем мирке, где Нокия не ломается, снимает божественно. Такое же мирок есть у всех сект – сяомистов, яблочников. Даже если сравнить кропы на ресурсах типа gsmarena, они все равно будут кричать, что нокия была огого.

anDRoid Fan,
товарищ, видимо, имел в виду смартфоны Xperia. А подразделения очень даже сотрудничают, но у них чаще разные проблемы в силу особенностей смартфонов и камер, а также разных требований к ним.

e-Ch!,
Последние xperia снимают охеренно

mr.raritet,
не интересовался, по моим меркам офигенно снимает Sony A7x/A9x, всё остальное – код с платежки считать.

anDRoid Fan,
мобильного подразделения не существует

anDRoid Fan,
Вроде писали что подразделение которое занимается камерами подтянули к мобилкам.

Djkonnov,
Почему у всех? А как же Samsung ? )))
Вообще поживём увидим, что получится из этой технологии. Пока что только слова

B-777,
Самсунг, хотя бы в своих смартфонах могет, а сони нет

B-777,
У Самса тоже на некоторых моделях сенсора камеры от Sony.

А другим скажу – хватит верить в то “что телефоны Sony снимают хуже”. Сони снимают отлично! Просто фотка от сони идет без искусственной синевы (как у самса) или желтизны ( как у айфона).
То есть другие производители лепят постобработку и часто такая обработка не соответсвует реальности.

Ferrite,
Аи ещё они специально теряют детали и баланс белого, чтобы не как у всех

Ferrite,
Я знаю что у самса на некоторых моделях Соньки камеры стоят, а про качество съёмки камер сони это дело вкуса. Когда я искал себе Samsung Galaxy Note 8 то читал как некоторые специально искали их с камерой сони а кто-то (как я) только самсунг. Как бывший обладатель иксперии зет был очень разочарован их такой расхваленной камерой, ужасная камера, с Самсунгом не сравнить

Djkonnov,
У меня нормально.

И работать эта технология будет у всех производителей, кроме самой Сони, аппараты которой при наличии одних из лучших матриц на рынке снимают так себе.

Сони видимо очень любит своих пользователей, раз упорно из года в год ставит ужасный софт с свои смарты

Alex_Gao,
просто худший софт, реально) Это так удивительно. Но есть решение) Снимаю на Xperia 1 через приложение Filmic Firstlight, выходят очень качественные фото, хотя приложение только в стадии беты)

Roma Koev,
я на своем старичке xz1c гоняю snapcamera с amera2api. Получаются отличные фото! А для видео есть mcpro24fps. Не хуже последних яблок пишет, если грамотно подкрутить.

Примеры поправьте пожалуйста.

Епонцы ! Ваши технологии круты, но перестаньте уже сами писать софт под свои камеры – попросите вот хоть корейцев. А то их средний сегмент по камере делает любой ваш самый навороченный флагман, и всё из-за вашей логики.
Наверное, на неё покемоны так влияют.

Mightymouse,
Так кто-то писал, что пишут на сами японцы, а индусы)

Mightymouse,
корейцы это самсунг? Да упаси боже от их софта.

Mightymouse,
Никаких китайцев! На Sony xz1 и так все идеально! А кому нехватает желтизны – можете докрутить при съемке.

Ferrite,
Китайцы точно пишут софт . Им желтизны не хватает

Скоро в продаже xperia в продаже появятся вот там камеры огонь и аппараты тоже норм Apple курит в сторонке

А теперь появятся смартфоны, которые будут с “суперфокусировкой на 108 МП” пиарится.
Просто уже не знают, чем народ развести

Evosp,
У меня старый виту амолед с 5мп , снимает ладше чем ваша салями на 108мП. Не в пикселях сила, брат.

Бoрис Животное,
В курсе.

Бoрис Животное,
Но про лучше снимает на 5 ма – ты перегнул. Было б 12 – другое дело

Evosp,
Не пиксели и их число влияет. А их размер.

Матрицу нормального размера они наконец-то осилили (спустя 6 лет после Нокии). Теперь нужно, всего лишь, взять последний модуль, и сунуть в него не маркетинговые 108мп, а в 10 раз меньше.

хз в чем прикол. площадь не меняется. взяли “нормальную” матрицу и каждый пиксель разбили на 4, при этом используют 4 как 1

Я как фотограф с десятилетний стажем могу вставить свои пять копеек. У смартфонов я вижу три основных недостатка с точки зрения профессионала.
1. Нет сменной оптики и нормальных решений с переменными фокусными. Тут надо смотреть конечно по жанрам, кому-то диафрагмы 1.2 подавай, а кому то парфокальные зумы. В телефонах такого нет, а если появится, то это уже будет не совсем телефон.
2. Низкий процессинговый потенциал. Так как все смартфоны обрабатывают фото сразу, то необходимо понимать, что так называемая сырая фотка с телефона уже в потолок обработана, в отличие от сырой с фотика. Это очень ощутимо снижает потенциал обработки фото и по дд и по цвету и общей фактуре.
3. Ну и эргономика. И даже не ну. Потому что есть огромная разница между тем, что ты делаешь пару фоток цветочков и своей девушки или ты 9 часов ишачишь на камере без перерыва. В про съемке даже одна неверно расположенная кнопка способна к концу дня измотать в хлам. Работать на смартах без какого-нибудь обвеса просто нереально.
Но я рад за телефоны, как за бытовые фотики. Чем таскать громоздкое барахло с дешевой линзой 18-55 3.5-5.6 . Лучше уж на тел снимать, который всегда с собой. Так что, телефоны несут смерть прежде всего компактам и нижним зеркалкам.

LRanger,
Фикаль матрицы, фикаль оптика. Нет светосилы. Снимают качественно только днём. Солнечным днём.
По размеру матрицы, больше 2-3мп, нельзя. Плюс оптику можно было, как в компактных цифромыльницах прикрутить. И обязательную поддержку рав делать.

Бoрис Животное,
Бoрис Животное,
Пасмурным днем.

В фотоматрицах нет цветных пикселей. Есть светофильтры над пикселями. А точнее сенселями. Что за школьник новость писал??

Ну не знаю, фокусировка какая-то неживая.

Когда говорят что какие то ученые нашли способ улучшить батарейки в смартфонах – я им не верю.
но когда сони , которые делают огромный процент камер в смартфонах всего мира, говорят что нашли способ улучшить- то я им доверяю.

У меня чувство, что у Сони все уже на 5-10 лет вперёд разработано, но выпускать все сразу не выгодно. Поэтому они ждут когда подтянутся конкуренты и только после этого выпускают свои инновационные разработки

Это хорошо, но лучше бы свои камеры в своих смартфонах улучшили.

По факту мобильное фото уперлось в тупик из фундаментальных законов. На матрице размером с ноготь можно нарезать 4, 4к, 4М, пикселей, но поскольку размер матрицы не меняется, пиксели получаются все меньше и меньше. Чем меньше пиксель, тем меньше фотонов на него прилетает и с этим ничего не сделать. Даже супер-мега-просветляющие многослойные покрытия линз не порождают новых фотонов, а лишь уменьшают коэффициент отражения прилетающих. Увеличим выдержку – начнется шевеленка, любители фоткать “навскидку” будут недовольны, а их большинство. Возможности оптической стабилизации ограничены внутренним объемом фотомодуля, а алгоритмы – штука сложная, некоторые вещи вообще невозможно перевести на язык формул. Увеличишь матрицу – придется изыскивать дополнительное место в аппарате, а самое неприятное – придется что-то придумывать с оптическими системами. Там тоже затык, показатели преломления для материалов оптических линз находятся в диапазоне 1,4-2,2, из-за этого трудно создать линзу, способную спроецировать картинку на большую матрицу при недостаточном расстоянии между ними, а с метаматериалами пока только исследовательские работы. В общем, пока пытаются обойти физику алгоритмами, а что дальше будет, то неведомо.

С технологией 2×2 OCL все пиксели могут использоваться в процессе обнаружения фокуса, решая тем самым проблему низкой детализации и наличия «слепых» зон. – это надо было так красиво технологию dual pixel описать)

Эволюция камер в мобильных телефонах: прошлое, настоящее, будущее

Один из самых распространенных стереотипов о телефонах связан с тем, что новые модели мало чем отличаются от прошлогодних, особенно если это касается работы камеры. Складывается ощущение, что прогресс замер на месте и ничего не происходит, а появляющиеся технологии – вовсе и не технологии, а так, маркетинговые уловки. Кажется, что разбить этот стереотип легко, в любом обзоре есть сравнительные фотографии, на которых наглядно видно, как изменилась картинка. Но оказывается, что люди не видят разницы или убеждают себя в этом, отсюда стройный ряд голосов, твердящих, что все осталось ровно таким же, никаких изменений нет. Быть может, они правы? Давайте вместе посмотрим, как изменялись камеры в телефонах и что нас ждет в ближайшие годы.

Читайте также:  Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум

Начнем с того, что появились камеры в телефонах незадолго до взлета смартфонов, и, несмотря на довольно скудное качество фотографий, это был прорыв в новое измерение. Камера, которая всегда с вами, которую можно использовать в любой момент времени. Такая свобода подкупила многих, и сегодня сложно представить, что, как и всегда в истории человечества, нашлось довольно много людей, которые выступали против оснащения камерой мобильных телефонов. Мотивация была простой: такая камера никому не нужна.

Пожалуй, первым серьезным достижением для рынка стал выход Sony Ericsson K750i, телефона, который создавали для того, чтобы он умел хорошо фотографировать. И для 2005 года, когда он поступил в продажу, это был прорыв. Хотите взглянуть на фотографии с него? Давайте посмотрим.

Уровень таких фотографий был типичен для того времени, в камерах не было автофокуса по объекту, софт сам анализировал снимок и замерял освещенность, никаких особых дополнительных возможностей – навел и снял. Посмотрите, как фотографировал первый iPhone, вышедший в 2007 году.

А вот как умеет делать снимки iPhone 8 Plus, между ними разница в 10 лет и пропасть в технологиях.

Черепашьи шаги, которыми эволюционируют технологии камер в мобильных телефонах, незаметны только при близком рассмотрении, но на удалении в десять лет различие в снимках разительное. Но тут кто-то может сказать, что это понятно, а вот пять лет назад качество фотографии если не достигло предела, то стало заметно лучшим, и надо смотреть на такое сравнение. Давайте взглянем на Samsung Galaxy S3, что вышел в продажу в 2012 году, и сравним его с Galaxy S8, что появился в 2017 году.

Еще не убедил? Давайте посмотрим в солнечный день снимки с Note 4 (2014 год) и Note 8 (2017 год).

И тут отличия в снимках, сделанных тогда и сейчас, не просто заметны, они бросаются в глаза со всей очевидностью. За это время в камерах на телефонах изменилось очень многое, и вот неполный список аппаратных и вытекающих из них программных изменений:

  • просветленная оптика, f/1.8 и даже ниже;
  • объективы состоят из нескольких линз;
  • двухматричные конструкции;
  • гибридный автофокус, лазерный автофокус, выбор точки фокусировки;
  • режим серийной съемки, когда можно сделать десятки кадров;
  • замедленная съемка, Time Lapse;
  • 4K видео;
  • расширенный диапазон ISO;
  • оптическая стабилизация;
  • HDR, HDR+.

Кажется, что все, что только можно вообразить в телефонах, уже сделано, но это совсем не так. Обратите внимание на линейку смартфонов Pixel, которая показала одно из направлений развития камер. В Google развивали сервис Picasa, который затем переименовали в «Фото». В рамках этого сервиса компания разработала алгоритмы, умеющие улучшать качество сделанных фотографий, убирать артефакты, снижать шумы. А затем был сделан следующий шаг, эти алгоритмы добавили в линейку Pixel, причем сделали это замысловато – камера делает несколько снимков, и затем софт их склеивает, выбирает из каждого лучший кусочек. Это примерно то же самое, что и HDR, когда склеивается несколько фотографий, сделанных практически моментально, что стало возможным благодаря новым поколениям процессоров, что работают чертовски быстро и позволяют получить несколько снимков за доли секунды. То есть, это момент, когда вы нажали на кнопку, и нет смысла держать камеру ровно, не дрожать и так далее, техника уже выправляет эти недостатки.

Отличие подхода Google не в качестве исходных снимков, оно даже хуже, чем на других матрицах и камерах, тут отличается сам подход. Кто-то из производителей бьется над тем, чтобы картинка с матрицы была лучше, и работает над объективом, самой матрицей и, конечно же, алгоритмами съемки. В Google упор делают на алгоритмы обработки и получают отличный результат, камеры в Pixel одни из лучших на рынке, особенно среди однокамерных решений.

В недалеком будущем именно подход Google позволит совершить следующий рывок в качестве фотографий и вывести их на принципиально новый уровень. Но это уже не будет фотография в привычном для нас понимании и логике работы. Что такое фотография сегодня? Это более-менее реальное отображение окружающего мира. Считать ли режим HDR, что делает мир ярче, реальным отражением того, что мы видим? Мнения тут расходятся, но пользователи с удовольствием приняли этот режим съемки, у многих он стоит по умолчанию. Ровно так же мы в будущем примем то, что на основании реальной фотографии, сделанной нами на телефон, в облаке будет достраиваться картинка, она может стать трехмерной, а может получить не только глубину, но и возможность рассмотреть в мельчайших деталях все, что на ней изображено. «Но как?» – спросите вы.

Ответ лежит на поверхности – софт будет выбирать из библиотек материалов «кирпичики», из которых состоит наш мир, и добавлять в вашу фотографию. Фактически сделанное фото будет первым шагом к созданию улучшенной версии снимка, в котором будет больше деталей, своего рода эскиз. И уверен, что большинство заинтересуется этими возможностями. Посмотрите на фотографию ниже.

Этот снимок сделан на обычную StreetView камеру от Google, и затем специальный алгоритм достроил картинку. Посмотрите еще один пример, в котором показана исходная картинка, в ней взят только один кусочек.

Впечатляет? Пока это только первые, робкие шаги, дальше все станет намного интереснее. Но что случится с камерами помимо алгоритмов? Ближайшее будущее обещает нам подарить камеры со встроенной памятью, что позволит не только получать запись движения в замедленном режиме с очень высокой частотой кадров, но и перейти к записи видео в разрешении 6К или даже выше. Основной тенденцией становится создание двухкамерных модулей камер, на ближайшие десять лет это направление займет умы разработчиков. Уверен, что в последующем мы увидим 4-камерные решения или даже матрицы из камер, так как с ростом AI-алгоритмов такие матрицы получат вторую жизнь. И они будут относительно недорогими для того, чтобы применяться в массовых продуктах. Прелесть такого подхода в том, что каждый отдельный объектив может быть хуже качеством, чем в однокамерных решениях.

Очевидно, что, помимо развития видео, мы увидим улучшение качества ночной съемки. На примерах, которые приведены выше, наглядно видно, что в этом направлении уже сделано многое, но это также только начало пути. В ближайшие годы мы увидим резкое повышение качества фотографий ночью. Нас ждет очень интересное развитие технологий, и те фотографии, что мы считаем отличными сейчас, покажутся совсем неинтересными, старыми через десять лет. Это нормально с учетом того, как развивается рынок.

Небольшое послесловие

Мне нравится фотографировать, и в поездках я всегда с зеркальной камерой, а также с телефоном. Интересные сцены фотографирую и на телефон, и на камеру, хотя в социальных сетях фотографии только с телефона, так проще, удобнее и быстрее. Для многих эта простота стала настолько привычной, что люди отказались от зеркальных камер или тем более цифровых мыльниц, камеры в телефонах сожрали этот сегмент рынка. Любительские фотоаппараты отходят в прошлое, так как они в долгосрочной перспективе не имеют шансов на выживание, рынок будет резко сокращаться. Совсем другое дело – зеркальные камеры, которые уходят в профессиональный сегмент. Еще долгие годы будет сложно победить физику, а именно создать оптические системы в небольшом пространстве телефонов, что смогут заменить полноценные объективы. Поэтому для профессионального использования зеркальные камеры как были, так и останутся, с ними ничего плохого не случится. Возможно, что рынок будет меньше, но он будет стабилен.

Если судить с точки зрения цикла развития устройств, то для камер в телефонах он составляет пять лет. В 2012 году камера в Galaxy S3 была одной из лучших, в 2017 году эти модули устанавливают в смартфоны стоимостью в 100 долларов. И они сильно уступают флагманам в качестве фотосъемки. Но факт в том, что качество фотографий и видео улучшается во всех моделях, от бюджетных до самых дорогих. Это процесс постепенный, медленный и не всегда осознаваемый людьми при прямом сравнении. Например, в Note 8 я могу делать фотографии, которые были невозможны еще пять лет назад. Но сравнивая этот аппарат с Note 5, я не увижу в обычных ситуациях огромной разницы. Зато на Note 8 есть больше возможностей, что и приводит в конечном итоге к росту числа годных фотографий, которые сделаны на него. И это процесс, характерный для всего рынка, с каждым годом фото и видео с телефонов улучшается в качестве, а теоретического предела этого качества не видно даже на горизонте. Так что ближайшие десять лет можно быть спокойным за то, как развивается этот рынок.

Ведущий инженер по камере Sony Xperia о развитии мобильной фотографии, технологиях Sony и будущем

Кенсуке Машита: «Я бы с удовольствием установил однодюймовый сенсор и объектив G Master в смартфон».

С 2015 года редакция Prophotos.ru начала всерьёз говорить о смартфонах, ведь камера в этих гаджетах стала не просто инструментом в руках фотографа. Сегодня можно констатировать, что вчерашние пользователи смартфонов с хорошей камерой постепенно переходят на любительские и профессиональные фотоаппараты.

Компания Sony Mobile предложила нам взять эксклюзивное интервью у Кенсуке Машиты, старшего менеджера из команды Sony Mobile. Машита-сан отвечает за технологии, используемые в блоке камеры смартфонов Sony Xperia.

Мы постарались задать ему самые важные вопросы о камерах Sony Xperia, о камерах смартфонов в целом и о том, куда мобильная фотография будет двигаться дальше.

— Умер ли сегмент компактных фотоаппаратов с ростом продаж смартфонов?

— Рынок компактных цифровых камер падает. Наши коллеги из Sony Digital Imaging сейчас фокусируются на компактных камерах класса High End. С другой стороны, смартфоны занимают позиции компактов низкого и среднего уровня. И я думаю, что эта тенденция сохранится.

— Какие перспективы есть у смартфонов на фоторынке?

— Смартфоны сегодня добились довольно высокого качества изображения, сравнимого с компактными фотоаппаратами, которые выпускались несколько лет назад. Но смартфон представляет собой не только камеру: здесь есть возможности подключения, продвинутая графика и вычислительные мощности, более сильный, чем в камерах, процессор цифровой обработки, большой дисплей и простой интерфейс. Поэтому смартфоны совершенно другие, они дарят нам новый опыт. Например, если бы не развитие этого рынка, не появилось бы селфи. Нам приходится искать и находить новые сценарии, которые доступны не столько камере, сколько смартфону как камере и мобильному устройству с возможностями подключения к мобильным и беспроводным сетям.

— Насколько камера смартфона сегодня является причиной покупки нового устройства или замены старого?

— По нашим исследованиям, на покупку нового смартфона больше всего мотивируют дизайн устройства, камера и время автономной работы. Эти три фактора являются главными для покупателя, и они работают в связке. Российский рынок особенно ориентирован на дизайн смартфона. Это называется show off, когда главной целью является не наслаждение внешностью гаджета, а некое хвастовство. Здесь имеет место самовыражение через дизайн устройства.

Камера является настолько же важной, потому что она позволяет показать себя в лучшем виде, свои достижения и окружение.

— Не секрет, что компания Sony Semiconductors является основным поставщиком сенсоров для мобильных камер. Как Sony Mobile связана с этой компанией?

— Да, все крупные производители используют в своих смартфонах сенсоры Sony. Но каждый из них устанавливает сенсоры с разными характеристиками. Конечно же, в мобильной фотографии сенсор важен, но важна и оптика. Потому что именно её касаются все ограничения, в том числе по толщине смартфона.

У большинства смартфонов Sony камера не выступает из корпуса, а в iPhone и других устройствах камера выступает на миллиметр или больше. Наши дизайнеры борются за то, чтобы ничего не выступало и при этом не страдали функции и возможности смартфона. Для покупателя дизайн крайне важен, и мы стараемся находить баланс. Но, поверьте, это очень сложно.

Читайте также:  Обзор My Cloud EX2 Ultra от WD — Подключение к сети

Я не могу сказать, какой из сенсоров Sony сегодня лучший. Стратегия Sony Mobile ранее была направлена на высокое разрешение в 23 Мп. Но сегодня большинство производителей ставят сенсоры разрешением 12 Мп, в том числе Samsung и Apple. В этом заключается разница подходов, потому что Sony использовала высокое разрешение из-за больших возможностей стабилизации изображения, лучшего качества картинки при её приближении. Безусловно, в таких сценариях наша камера выигрывает у 12-Мп сенсоров. Но с другой стороны, очень важен физический размер пикселя.

С развитием двойных камер в смартфонах появилось много разных решений на рынке. Например, благодаря зум-объективам качество приближения стало на порядок выше. Можно сказать, что наступила новая эра мобильной фотографии, и в следующем поколении мы покажем своё видение. К сожалению, я не могу делиться деталями нашей новой стратегии, но мы кое-что изменим уже в ближайшем будущем.

Взаимоотношения Sony Mobile и Sony Semiconductors традиционно складывались таким образом, что мы получали топовый сенсор на эксклюзивных условиях. IMX300 достался нам, с IMX400 та же ситуация. Это взаимодействие сохранится и в будущем. Мы выступаем в качестве лидера, который обкатывает новые технологии.

— Насколько новые фишки блока камеры Motion Eye (предиктивная съёмка, сверхзамедленная видеосъёмка и следящий автофокус при серийной съёмке), построенного на базе Sony Exmor IMX400, пользуются популярностью у покупателей смартфонов?

— В процессоре Sony Exmor IMX400 установлен сенсор со стековой памятью объёмом 128 мегабайт, и благодаря этому удаётся записывать видео в режиме сверхзамедленной съёмки, осуществлять предиктивную съёмку. С нашей камерой можно увидеть то, что не улавливает человеческий глаз.

К сожалению, прошло не так много времени с момента выпуска первого смартфона с Motion Eye (Sony Xperia XZ Premium — прим. ред.). Пока не собрано достаточно данных. Мы имеем представление, сколько людей снимают на смартфон фотографии, а сколько — видеоролики. Сейчас стараемся узнать, много ли людей используют сверхзамедленную съёмку. Мы выяснили, что в момент знакомства со смартфоном очень многие пробуют оценить запись со скоростью 960 кадров в секунду. Наша цель — сделать интерес к ноу-хау постоянным. Мне кажется, что сверхзамедленная съёмка Sony превосходит ожидания. Кто-то скажет, что это сделано лишь для привлечения внимания покупателей, но мы действительно хотели создать нечто новое.

— Самый частый довод тех, кто не любит Sony Xperia: «У всех смартфонов стоит сенсор Sony (Samsung, Huawei, iPhone и другие), но все они снимают на порядок лучше, чем смартфоны Sony Xperia». Есть ли у Вас понимание, почему так происходит?

— К сожалению, в мобильной фотографии невозможно добиться лучшего качества в разных условиях. Качество может различаться в зависимости от условий съёмки, используемых функций. Камеры с 12-Мп сенсором и бо́льшим размером пикселя лучше себя чувствуют в условиях недостаточной освещённости, но если снимать дневной пейзаж, то благодаря более высокому разрешению сенсора можно добиться большей детализации. По моему мнению, если снимать пейзаж, Sony Xperia выиграет, но в ряде сценариев мы можем проигрывать конкурентам. Тут тоже важен вопрос подхода. На наш смартфон можно сделать хороший снимок в темноте, и разрешение его будет в полтора раза выше. Мы фокусируемся на высоком разрешении, так как благодаря этому обеспечивается лучшая стабилизация изображения.

Если бы мы сделали такую же камеру, как и другие бренды, возможно, появились бы хейтеры другого порядка, которые докопались бы до истины и нашли бы разницу в работе нашей камеры по сравнению с конкурентами.

К сожалению, большинство обращают внимание на «лабораторные» тесты камеры, а лучше смотреть на реальные фотографии. Иногда одно с другим конфликтует. Конечно же, у нас в приоритете пользовательский опыт.

При этом мы прислушиваемся к обратной связи наших пользователей. Например, в Sony IMX400 разрешение было уменьшено с 23 до 19 Мп, тем самым несколько увеличился размер пикселя. Мы постарались найти компромисс и улучшили ситуацию со съёмкой в условиях низкой освещённости. В то же время появились сверхзамедленная съёмка и стековая память. Благодаря последней улучшилась ситуация с записью видео, в том числе с HDR. Это возможно только с памятью. Вскоре у нас будет ещё одно улучшение, которое пока держится в секрете.

Все камеры Sony Xperia тестируются более чем при 100 различных сценариях. Условия освещения в одно и то же время отличаются в разных точках мира. В России световой день стремится к нулю, поэтому качественная съёмка в условиях недостаточной освещённости для нас крайне важна. При этом есть и разные оттенки света: люди хотят выглядеть хорошо на фотографиях, чтобы кожа смотрелась не только натурально, но и красиво. По всей планете аккумулируется подобная обратная связь из региональных офисов Sony Mobile. Это невозможно стандартизировать, но работа ведётся. Камера функционирует по некому усреднённому алгоритму, достигается компромисс.

— Почему Sony Mobile игнорирует оптическую стабилизацию изображения в основной камере и продолжает использовать свою электронную систему SteadyShot?

— Если бы мы установили оптическую стабилизацию в смартфон, появилось бы много фотографий, на которых движущиеся объекты сильно размываются за счёт увеличения выдержки. Со SteadyShot этого не происходит. Да, возможно, это выглядело бы эффектно, но не уверен, что всем понравится. Благодаря SteadyShot у нас появляется возможность снимать на короткой выдержке и избегать большинства смазов. Автоматика сама понимает, что делать: если в кадре динамичный сюжет, то выдержка будет минимальной; если картинка более статичная, выдержка увеличивается. Безусловно, в нормальных условиях и при отсутствии движущихся объектов в кадре, смартфоны с оптической стабилизацией изображения снимают лучше, чем Sony, но тут снова речь о различных сценариях.

— В каких долях и что влияет на мобильную фотографию: сенсор, оптика, алгоритмы постобработки?

— Сенсор — 30%, оптика — 30%, процессор обработки изображения (ISP) — 30% и алгоритмы постобработки — 10%. Всё зависит от типа процессора. Например, в зеркальных камерах постобработки почти нет. В смартфонах есть технические ограничения, поэтому обработка и постобработка очень важны.

Любой модуль, разработанный в Sony Mobile, показывают в подразделении Digital Imaging. Они тестируют наши функции и выдают некий сертификат соответствия.

— Sony Mobile — единственный бренд на рынке, за исключением смартфона Google Pixel 2, который полностью игнорирует тенденцию двойной камеры. Почему это происходит? Когда ждать двойную камеру от Sony?

— Мы отслеживаем различные тенденции. Есть идеи по созданию тройных, четверных камер, сочетаний различных камер. Мы представили миру камеру со стековой памятью. На наш взгляд, она даёт лучший опыт по сравнению с двойной камерой. Технологии в процессорах и графике развиваются, как и камера. В ближайшем будущем настанет время показать и двойную камеру. Возможно, у Sony получится вас удивить.

— Когда приложение «Камера» в устройствах Sony Mobile станет более удобным?

— Мы работаем не только для профессионалов, но и для широкой аудитории, которая не так хорошо разбирается в различных настройках.

Если говорить о ручных настройках, то для большинства пользователей хватает таких параметров, как скорость затвора, светочувствительность, фокусировка, баланс белого и экспозиция. Всё это есть в нашем приложении. Но существуют более продвинутые и требовательные пользователи. Я не могу вдаваться в детали, но в ближайшем будущем в приложении будут изменения.

В этот момент Машита-сан спросил нас о том, что мы бы хотели увидеть в смартфонах Sony. Наш ответ был прост: RAW-формат.

— Хотелось бы узнать ваше отношение к тестированию DxOMark. На данный момент смартфонов Sony нет даже в десятке.

— Мы всегда смотрим на таблицу результатов и обратную связь с этого сайта. Некоторые их замечания очень помогают нам. Но я не уверен, что их тесты могут быть на 100% полезны большинству людей в их сценариях использования. Ваши коллеги из DxOMark давали нам много обратной связи, разрабатывая политику тестирования, и она действительно во многом была полезной. Однако в сентябре бенчмарк изменился, в нём появились оценки для оптического увеличения и размытия заднего плана, и, безусловно, новая система сфокусирована на двойную камеру. Мы всегда всерьёз относились и относимся к этой площадке, но хотим посмотреть на новую методику раздачи оценок, понять логику и тенденции. Должно пройти время.

На самом деле речь идёт не только о DxOMark, но и о других лабораторных тестах и методиках, которые используются на рынке. На мой взгляд, лучше любых тестов показывают работу камеры реальные снимки. Мы продолжим наблюдать методику, смотреть на результаты и, возможно, вновь обратимся к ним за обратной связью.

— Какие сегодня существуют технические ограничения в камерах мобильных телефонов? Возможно ли увидеть какой-то серьёзный прорыв? Например, однодюймовую матрицу (как это сделали в Panasonic CM-1) или настоящий телезум-объектив. Если пофантазировать, что бы Вам хотелось увидеть в мобильной камере? И что реально может появиться?

— По моему мнению, однодюймовый сенсор в камере смартфона — отличное решение. Но наверняка из-за этого увеличатся толщина корпуса и вес гаджета. Оптический телезум-объектив тоже требует больше места. И сегодня рынок предлагает нам решение в виде двойной камеры. Но нам этого недостаточно. Скорее всего, в ближайшее время размеры сенсоров не изменятся. Возможно, проблемы как-то решат двойные, тройные и «умные» камеры с искусственным интеллектом и машинным обучением.

Думаю, что увеличение модуля камеры — это следующий шаг смартфоностроения. Но если пофантазировать, то однодюймовый сенсор это здорово, но его очень трудно вставить в корпус смартфона. Может быть, имеет смысл разделить смартфон и камеру, но это было у Sony в серии QX. Может, что-то изменится в оптике: вместо оптики G Lens будет использоваться G Master. Стоимость такого смартфона будет очень выгодной для нас, но люди, скорее всего, не оценят этого. Технически подобное внедрение возможно.

Всё же ограничений в зеркальных и беззеркальных камерах гораздо меньше, чем в смартфонах. Но вычислительные мощности на стороне смартфонов. У камер свой путь развития, у смартфонов — свой. Фотоаппараты должны быть удобными и эргономичными, и стоят они обычно дороже смартфонов.

Каталог смартфонов Sony

Смартфоны Sony Xperia выпускаются с 2012 года. В настоящее время они представлены линейкой Sony Xperia X, включающей серии XZ и XA, а также семейством Sony Xperia L. Предыдущая линейка смартфонов носила имя Sony Xperia Z. Прежде чем смартфон Sony купить, стоит определиться с его конфигурацией и подобрать наиболее подходящую вам, ведь внутри серий смартфоны Sony представлены моделями с разным оснащением и характеристиками. Так, смартфоны Sony Xperia с приставкой Dual поддерживают работу с двумя SIM-картами. От стандартных модели Sony Xperia Compact отличаются уменьшенным экраном, а Sony Xperia Plus, наоборот, увеличенным. У модели Sony Xperia Ultra экран самой большой в серии. Модели Sony Xperia Premium Ultra обладают какими-то уникальными функциями или характеристиками.

Смартфон со сверхширокоугольной селфи-камерой 8 МП, 5,5-дюймовым дисплеем, емким аккумулятором и сканером отпечатков пальцев для безопасной разблокировки экрана. Xperia L2.

  • Диагональ дисплея (дюймы): 5.5
  • Разрешение камеры, МП: 13
  • Разрешение фронтальной камеры, МП: 8
  • Дата анонса: 08.01.2018
  • Все xарактеристики

Смартфон с двумя отличными селфи-камерами и большим 6-дюймовым дисплеем для комфортного просмотра развлекательного контента. В Xperia XA2 Ultra есть 16-мегапиксельная.

  • Диагональ дисплея (дюймы): 6
  • Разрешение камеры, МП: 23
  • Разрешение фронтальной камеры, МП: 16
  • Дата анонса: 07.01.2018
  • Все xарактеристики

23-мегапиксельная камера использует матрицу Exmor RS™ и поддерживает видеозапись в разрешении 4K. Это обеспечивает исключительное качество изображений даже при съемке.

  • Диагональ дисплея (дюймы): 5.2
  • Разрешение камеры, МП: 23
  • Дата анонса: 07.01.2018
  • Все xарактеристики

Смартфон с двумя отличными селфи-камерами и большим 6-дюймовым дисплеем для комфортного просмотра развлекательного контента. В Xperia XA2 Ultra есть 16-мегапиксельная.

Оцените статью
Добавить комментарий