Выбор первой зеркалки: чем она лучше после смартфона? — Со смартфона на зеркалку

Содержание статьи

Выбор смартфона для фотосъемки. Мифы и реальность

Артем Кашканов, 2019

Лет 10 назад я в порыве вдохновения написал статью о выборе домашнего компьютера, которая несмотря ни на что до сих пор держится на первых местах в поисковых систем. Чтобы не отступать от традиции я решил написать аналогичную статью про смартфоны.

Смартфон – это устройство, которое фактически стерло грани между реальным и виртуальным миром. Благо это или порабощение? Оставим этот вопрос философам. Признаем лишь тот факт, что информационные технологии значительно упростили нашу жизнь. Взять те же мобильные банки и «Госуслуги» – вместо того, чтобы куда-то идти, толкаться по очередям и заполнять платежные квитанции, сейчас это делается за несколько «тычков» по экрану смартфона.

Учитывая общую фотографическую тематику сайта, основное внимание будет уделено именно фотографическим возможностям смартфонов. В качестве испытуемого будет использоваться не самый дешевый аппарат Xiaomi Mi9T Pro, который долгое время входил в первую десятку рейтинга DXOMark (103 “попугая” – там он под названием Xiaomi Redmi K20 Pro) и беззеркалка Panasonic Lumix GX9 (данных в DXOMark нет, но его младший и старший брат набрали рейтинг 75 и 77 “попугаев” соответственно).

Какой производитель смартфонов самый лучший?

Сейчас производителей смартфонов можно условно разделить на две категории.

Первая категория (А) – это производители первого эшелона, которые уже давно на рынке «умных» мобильных устройств и хорошо себя зарекомендовали. Сразу на ум приходят производители Apple, Samsung, Sony, LG, в последнее время к ним можно смело причислить китайские марки Xiaomi, Huawei (Honor). Также к ним можно с натяжкой отнести фирмы, которые когда-то были круты в производстве обычных телефонов, но в области смартфонов с переменным успехом выступают в роли догоняющих – Nokia, Motorola, Alcatel и т.п. Еще есть бренды ранее известные на ИТ-рынке, например, Asus, Lenovo. Почти у всех производителей категории «А» обширный ассортимент, покрывающий все рыночные сегменты от бюджетного до премиум.

Вторая категория (Б) – относительно малоизвестные марки, ассортимент продукции которых чаще всего не выходит дальше бюджетного сегмента. Подавляющее большинство производителей китайские, хотя есть и российские, сборка у которых производится в том же Китае. По характеристикам на бумаге они выглядят неплохо, раза в полтора превосходя аналогичные по стоимости модели категории «А», но на практике имеет место большой процент брака, «кривое» периодически глючащее программное обеспечение. В предустановленном софте могут также присутствовать уязвимости, из-за которых устройство со временем может начать жить своей жизнью, причем не просто так, а тратя ваши деньги на всевозможные платные подписки (есть горький опыт). Естественно, все это можно вылечить и исправить, но потребуется потратить уйму времени на чтение форумов или привлечение сторонних умельцев. в следствие чего покупка подобного смартфона превращается в лотерею – повезет или не повезет.

В бюджетной ценовой категории (до 10 тысяч рублей) правят бал китайские производители, причем как из категории «А», так и «Б». У первых технические характеристики поскромнее, но это модели проверенных производителей (Xiaomi, Huawei) и они с большой долей вероятности будут служить верой и правдой до того момента как морально устареют (обычно это года три), при этом не хватая звезд с небес в плане производительности. За эту же цену можно купить более технически продвинутый смартфон категории «Б», но как уже было упомянуто выше, это связано с определенными рисками. При этом экономия 2-3 тысячи рублей на мой взгляд выглядит сомнительной.

От 10 до 20 тысяч рублей уже вполне можно позволить себе смартфон категории «А» среднего класса. Если рассматривать китайцев, то ближе к 20 тысячам можно даже купить «флагмана» предыдущего поколения, который еще вполне актуален. В эту же цену вписываются младшие модели iPhone, но если честно, при сравнении предтоповых «Андроидов» и младших «Яблок» за одну цену я в упор не вижу преимуществ последних.

Свыше 20 тысяч рублей тратить на телефон стоит для какой-то конкретной цели. Например, я купил флагманский смартфон Xiaomi из-за хорошей камеры, которая хотя при дневной и ранней вечерней съемке не превратит картинку в кашу из шумов и артефактов. Как приятный бонус к этому шла возможность видеосъемки 4K и замедленная съемка вплоть до 960 fps. То есть, я искал устройство, способное полностью заменить обычную фотокамеру во время всяких прогулок, пикников, посиделок с друзьями. Кому-то нужна производительность для игр. Кому-то нужен имидж и дизайн устройства. Иными словами в ценовой категории от 20 тысяч рублей на выбор влияет либо какая-то конкретная задача, которую не могут выполнить более дешевые устройства, либо банальное чувство «ХОЧУ. », чтобы получить все и сразу.

Правда ли, что современные смартфоны снимают как зеркалки?

Вот мы и подошли к самому интересному! Я думаю, особенно эта информация будет актуальна для тех, кто хочет полностью “слезть” с обычной фотокамеры на “топовый” смартфон – в последнее время находится немало таких желающих. Причиной тому – существование ряда мифов, которые активно поддерживаются рекламщиками и фотолюбителями, всю жизнь снимавшими на смартфоны и мыльницы, ни разу не державшие в руках нормальную фотокамеру.

Отвечая на впрос “Правда ли, что современные смартфоны снимают как зеркалки?”, отвечу сразу – нет, не правда. В битве за покупателя смартфоны практически всухую «вынесли» компактные фотоаппараты-мыльницы, но до уровня зеркалок они не дотянулись и в ближайшее время не дотянутся. По той причине, что в смартфонах и зеркалках (беззеркалках) используются совершенно разные сенсоры и объективы, соответственно у фотографий разный уровень качества. При съемке днем на улице современные смартфоны действительно способны обеспечить очень приличный результат. Но с ухудшением освещения качество быстро снижается. И хотя фотографии со смартфонов и (без)зеркалок чисто технически сравнивать некорректно, но мы все-таки попробуем!

Миф 1. Смартфон хорошо фотографирует ночью

Даже любительская зеркалка (или беззеркалка) в «прямых руках» обеспечивает гарантированно качественные фотографии, пригодные к печати крупным форматом вплоть до А2. «Топовый» смартфон в руках опытного фотографа также способен на многое, но результат хорошо и «дорого» смотрится только в веб-размере. Если посмотреть на фотографию в 100% масштабе, будут видны огрехи – артефакты сжатия, шумы, искажение геометрии, заметное размыливание углов изображения.

Если сравнивать возможности зеркалок и смартфонов в условиях вечернего города (без штатива, освещение от уличных фонарей), зеркалка способна обеспечить качество изображения, достаточное для печати форматом 10*15 см. Размер отпечатка со смартфона в сопоставимом качестве будет примерно со спичечный коробок. Ниже приведен пример, иллюстрирующий фотовозможности флагманского смартфона:

Как фотография выглядит в веб-размере:

. вроде бы неплохо. Давайте посмотрим на нее в 100% масштабе:

Мммда. И сразу для сравнения – фотографии с беззеркалки, сделанные в аналогичных условиях:

Да, у фотокамеры есть и шумы, и артефакты из-за Jpeg сжатия, но детализация на вечерних и ночных снимках на голову выше. Мелкие детали передаются аккуратно, вокруг них нет жирных обводок, для подчеркивания резкости. Плюс ко всему, зеркалки и беззеркалки имеют поддержку RAW (в отличие от смартфонов), из которого можно вытянуть еще более качественную картинку.

Читайте также:  Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane

Еще один пример – фотографии с размытым задним планом.

Миф 2. Смартфон размывает задний план и портретные фотографии выглядят “профессионально”

У современных смартфонов зачастую имеется целая гирлянда из фотокамер, в числе которой есть “камера для портретов” (не путать с камерой для селфи). Она имеет увеличенное фокусное расстояние для комфортной съемки крупных планов. Размытие заднего плана, свойственное классическому портрету, оптически размыть невозможно, поэтому оно обеспечивается за счет интеллектуальных алгоритмов обработки. Надо отдать должное, что при съемке людей на улице результат получается неплохой (в веб-размере):

По своему характеру картинка в веб-размере мало отличима от фотографии на полнокадровую камеру с объективом 50mm 1:1.4! То опять же, если глянуть на нее в масштабе 100%, то реальное качество не такое уж и выдающееся:

Трудно не заметить, что качество проработки мелких деталей не слишком высокое. Конечно лучше, чем на ночной фотографии с электричкой, но “профессиональным качеством” здесь даже не пахнет (а именно его обещают производители смартфонов в рекламе).

Но самая беда с “портретным” режимом у смартфона начинается когда он не может точно идентифицировать контуры объекта и начинает размывать “полезные” детали:

Обратите внимание, что случилось с усами у кота. То есть, алгоритм программного размытия фона на фотографии корректно работает только строго определенных случаях – когда объект похож по форме на человека и когда он не сливается с фоном. В остальных случаях принцип работы – “пальцем в небо”.

Опять же для сравнения – картинка с беззеркалки:

Для чего на самом деле нужна камера в смартфоне?

“Профессионально фотографировать” на смартфон не получится при всем желании. Это связано с техническими ограничениями встроенной фотокамеры, какая бы крутая она не была. Частично ее функции расширяются за счет возможностей программного обеспечения, но как известно “софтовое” решение никогда не может превзойти “аппаратное” (в нашем случае оптическое). Картинка со смартфона, которая хорошо смотрится на его экране, сразу теряет всю “дороговизну”, если ее вывести на большой монитор. Из этого можно сделать вывод, что в отличие от “мыльниц”, зеркалкам и беззеркалкам “свалка истории” пока не грозит.

Другое дело – баланс между качеством и удобством, а также теми целями, которые мы преследуем, когда что-то фотографируем. Для любительской фотосъемки, ведения блога или аккаунта в Инстаграм, в плане удобства смартфон на голову выше обычного фотоаппарата – он всегда с собой, с ним не упустишь интересный момент. При помощи него можно быстро поделиться фотографией на своей страничке в Инстаграм или любой другой социальной сети. Со смартфоном можно не заморачиваться на ручной обработке фотографий – есть набор предустановок практически на любой случай жизни. И как показала моя многолетняя практикаболее-менее активного ведения аккаунта Вконтакте, качество исходников фотографий зрителей не волнует от слова “вообще”. Фотографии со смартфона получают столько же лайков (или даже больше!), чем фотографии с зеркалки, над обработкой которых ты “кипел” несколько часов. Причем, среди “лайкающих” немало других фотографов – подавляющее большинство пользователей сидят в соцсетях через мобильные приложения, в которых визуальной разницы между снимками на зеркалку и на смартфон просто не видно.

Почему смартфон никогда не заменит фотокамеру? 10 доказательств

Фото: © Tатьяна Руденко

Чаще всего мы фотографируем на смартфон. Круто, удобно, качественно — об этом каждый раз нам повествуют в рекламе новых гаджетов. И правда, зачем покупать фотоаппарат, когда есть смартфон? Он всегда с собой, проще в использовании, чем фотоаппарат, а при достойных характеристиках позволяет сделать красивое фото. Тем не менее съёмка на смартфон не заменит фотоаппарат. Ниже несколько доказательств от профессионального фотографа.

Не стоит забывать, что смартфон в первую очередь всего лишь смартфон. Несмотря на то что современные смартфоны уже умеют размывать задний фон, знают, что такое мануальные настройки диафрагмы, выдержка, светосила, но встроенная фотокамера и даже тройная тыловая камера смартфона всё равно не способна конкурировать с фотоаппаратами любительского уровня, что уж говорить о профессиональных.

Предлагаем рассмотреть несколько главных отличий фотокамеры смартфона от фотоаппарата.

Если зеркальные или беззеркальные фотоаппараты напрямую нацелены на фотосъёмку, то процессор смартфона одновременно выполняет множество функций. Создание фотографий не самая главная из них, поэтому, работая в режиме многозадачности, смартфон не всегда справляется с фотосъёмкой.

2. Заряд аккумулятора

К тому же из-за большого количества приложений на смартфоне при частом использовании камеры аккумулятор быстро садится. Тогда приходится выбирать — продолжать фотографировать или закрыть приложение камеры и оставить смартфон только в качестве инструмента связи.

3. Несменные объективы

Как ни крути, но современные производители гаджетов ещё не придумали функцию сменных объективов. Приходится довольствоваться универсальным объективом, ближе к широкоугольному, который к тому же не способен качественно “зумировать”.

Совсем недавно появились смартфоны с двойными и даже тройными камерами, одна из которых — телевик. Но телевиком, то есть объективом, способным снимать на дальние расстояния, его едва ли можно назвать.

Из дополнительных объективов-насадок на смартфоны максимум, что предлагают нам в магазинах, — однотипные примитивные линзы, которые явно не дотягивают до уровня объективов на фотоаппарат. Линзы такого класса априори не способны обеспечить высокое качество изображения.

4. Разрешение изображения

Если фотоаппарат может создавать качественные снимки с высоким разрешением, которое позволяет печатать фотографии, например, на билборды, то смартфон этим похвастаться не в состоянии.

5. Съёмка при низкой освещённости

Смартфоны доступной ценовой категории вряд ли порадуют любителей ночных съёмок. Вместо ночного пейзажа ваша фотография превратится в полотно из шумов.

Если “мыльницы” ещё могут побороться со смартфонами за титул “Неплохая съёмка при низком освещении”, то с фотоаппаратами класса выше не прокатит. Наличие вспышки в смартфоне, скорее, испортит кадр, чем сделает его светлее.

6. Плоское изображение

Чаще всего фотографии со смартфона представляют собой безобъёмный кадр. То есть снимаемый объект и фон находятся почти в одной зоне резкости, что создаёт эффект плоского кадра. За этот критерий отвечают диафрагма, объектив и фокусное расстояние. Исходя из того что ресурс камеры смартфона ограничен, добиться размытия заднего фона не всегда удаётся.

Слева фотография, созданная на iPhone 6s, справа — на Sony A7 Mark III.

Фото: © Tатьяна Руденко

7. Съёмка против солнца

При дневном ярком свете снимать на смартфон крайне неудобно — экраны мобильных устройств часто бликуют, поэтому приходится морщиться и снимать почти вслепую. У фотоаппаратов для таких случаев есть видоискатель.

Куда же без него! Сегодня селфи уже можно смело отнести к отдельному жанру фотографии. Делать селфи на смартфон привычней и удобней, чем на громадину фотоаппарат. Но стоит учитывать, что фронтальная камера смартфона всегда будет уступать тыловой камере по качеству.

Некоторые современные зеркалки уже имеют поворотные дисплеи (например, Canon 750D), с помощью которых можно без проблем сделать качественное селфи или снять себя на видео.

9. Неудобный хват

Фотоаппарат удобней лежит в ладони, им можно без проблем снимать одной рукой, пользоваться плечевым ремнём для безопасности. В то время как со смартфоном такое не удастся. Приходится намертво вцепляться в него и думать ещё и о том, как бы случайно он не выпал из рук.

10. Меньше творческих возможностей

Несмотря на то что смартфон заточен под съёмку в разных режимах, с разными фильтрами и приложениями, творческих возможностей у фотоаппарата куда больше. Тут стоит повторить пункт 3.

Если ваше творчество требует большего, то к фотоаппарату можно прикрепить внешнюю вспышку — тогда возможности съёмки будут ещё шире.

Продвинутые смартфоны с достойными камерами стоят от 50 тысяч и выше. Для начинающего фотографа такое вложение будет нелогичным. За эти деньги можно купить неплохую полупрофессиональную “зеркалку”.

Смартфон против зеркалки: что случится с фотографиями в будущем

С каждым годом продажи смартфонов увеличиваются, а камеры в них становятся все лучше и лучше. На первый взгляд, это серьезный вызов для производителей фототехники. Убьет ли смартфон цифровые фотоаппараты, разбирался «Футурист».

Читайте также:  Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane — Как снимать самолёты на авиашоу: советы Артёма Каширина

Точные системы автофокуса, высокое разрешение, приложения для обработки снимков, съемка в RAW , а главное, возможность моментально поделиться фотографией – все это в одном компактном устройстве. Некоторые смартфоны, такие как iPhone 7 Plus, поставляются с двумя объективами: один стандартный широкоугольный объектив и один телеобъектив для съемки портретов.

Как видно из инфографики, общее количество камер, выпущенных в год, сократилось со 121 млн. в 2010 году до 23 млн. в 2016 году. Это более чем пятикратная разница. Несколько лет назад начинающие фотографы решались на покупку зеркальных камер, теперь же они предпочитают пользоваться смартфоном. Даже те, кто интересуется фотографией всерьез, зачастую удовлетворены качеством фотографий, сделанных с помощью камеры в телефоне. Существует точка зрения, что фотоаппараты скоро станут уделом пожилых людей.

Ранее портал Lensvid предсказывал рост рынка камер в 2016 году. Однако их прогнозы изменились: теперь эксперты предрекают падение рынка камер ниже 20 млн единиц в 2017 году. Компании продолжат сокращать рабочие места и терпеть убытки. Предполагается, что ведущие производители фототехники сосредоточатся на профессиональном сегменте, соответственно, цены на камеры и аксессуары вырастут. Будет выходить меньше новых моделей. Пока производители фотоаппаратов выживают, однако не исключено, что к концу десятилетия рынок потеряет нескольких крупных игроков.

Качество против оперативности

И все же производители камер не спешат бить тревогу. Во время презентации iPhone 7 и iPhone 7 Plus Apple специально отметила, что iPhone не сможет соответствовать качеству DSLR даже при использовании всех причудливых технологий, интегрированных в новую модель, включая сменные объективы.

«Физику невозможно обмануть», – комментирует Джун Кирия, продакт-менеджер фото– и видеотехники Canon. «Например, более крупная матрица, лучшее качество оптики, большое увеличение, стабилизация изображения и использование аксессуаров, таких как вспышка, требуют определенного размера камеры. Множество фотоаппаратов уже оснащено Bluetooth, WiFi и NFC, поэтому преимущество смартфонов невелико».

Основной плюс зеркального фотоаппарата по сравнению со смартфоном – крупная матрица . Это основной элемент любой цифровой камеры. Она состоит из элементов, которые собирают свет, а процессор камеры преобразовывает эти данные в цифровую картинку. Алгоритмы накапливания света и преобразования могут быть разными. Но на любой полезный сигнал всегда накладывается шум, и картинка получается некачественная. Но чем больше света способна принять матрица, тем менее шумным будет фото. На большой матрице можно разместить крупные светочувствительные элементы. Это дает возможность снимать в темноте и получать качественные кадры с помощью различных комбинаций настроек: светочувствительность (ISO), выдержка и диафрагма. В таких условиях картинка на смартфоне будет шумной, смазанной и невнятной.

iPhone 7 vs Nikon D3300 с объективом Nikkor AF-S DX 18-55mm f/3.5-5.6

Еще одна особенность зеркальных камер – глубина резкости. Она, как и светочувствительность, зависит от размера матрицы. Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости – соответственно, больше объектов в кадре будет резкими. Чем больше матрица, тем глубина резкости меньше – соответственно, объект, который вы хотите сфотографировать, будет резким, а все остальное будет размыто. Картинка с красиво размытым фоном (боке) и четким объектом в центре более приятна глазу. Фотографируя на смартфон, очень сложно добиться эффекта боке.

Норико Гунжи, глава сингапурского отделения Canon, уверена, что смартфоны не угрожают спросу на профессиональные камеры, а напротив, способствуют развитию интереса к фотографии у молодежи и формируют поколение потенциальных покупателей зеркальных камер. По ее мнению, часть молодежи, регулярно заливающей фотографии в Instagram, со временем захочет улучшить качество снимков и примкнет к сообществу профессиональных фотографов.

Тем не менее некоторые эксперты уверены, что смартфон может потеснить профессиональные камеры там, где требуется оперативность съемки, а также компактность техники.

«Заменить профессиональные камеры в сегменте студийной (гламурной) съемки смартфоны не смогут, а в сегменте журналистики и жанровой фотографии – вполне возможно! На художественных достоинствах фотографии простота ее создания не сказывается,» – уверен Максим Букин из Союза фотохудожников России.

Будущее рынка

Рынок «мыльниц» терпит убытки. По производству компактных камер в 2016 году ударило землетрясение в Кумамото, которое вывело из строя завод Sony, поставлявший матрицы для многих фотоаппаратов.Люди больше не видят смысла в покупке компактных фотоаппаратов, так как смартфон позволяет добиться такого же качества снимка и моментально «расшарить» его.

«Действительно, традиционные покупатели камер переходят на смартфоны. Мы наблюдаем особенно сильное влияние на категорию компактных камер класса low-end (камеры марки IXUS). К сожалению, мы считаем, что эта тенденция, вероятно, продолжится, поэтому мы соответствующим образом корректировали нашу стратегию продукта. В некоторых странах наблюдается рост спроса на другие категории фотоаппаратов (DSLR, ML , Premium compact и т. д.) Будучи лидерами на рынке камерной индустрии, мы сделаем все возможное, чтобы обратить вспять негативную тенденцию и продолжить рост», – комментирует Джун Кирия.

Драйвером будут инновационные камеры с расширенными возможностями. Кирия отмечает, что необходимо развивать в обществе культуру фотографии/видеографии посредством маркетинговой деятельности. Таким образом, компании фокусируются на категориях, где фотоаппараты оказываются ценнее, чем смартфоны. Конечная цель – сосуществование камеры и смартфона в руках одного пользователя.

Зеркалки находятся в более выгодном положении благодаря качеству снимков и многолетней репутации среди профессиональных фотографов. Но и они, по мнению некоторых экспертов могут умереть – только угрозы стоит ждать не со стороны смартфона, а со стороны беззеркальных камер. Эти фотоаппараты основаны на электронном видоискателе высокого разрешения и поддерживают сменную оптику.

«Любая механика в перспективе уступает. Вместо CD-приводов в компьютеры устанавливают дополнительные жесткие диски (HDD). В зеркале нет смысла, поэтому оно постепенно уйдет. В новых моделях Sony Alpha 7 или 9 зеркала уже нет», – комментирует Максим Букин.

Беззеркальные камеры по габаритам и весу близки к компактным камерам, а качество картинки приближено к качеству зеркалки. Производители научились делать фотоаппараты с быстрым процессором и шустрым автофокусом. Такие камеры пригодятся бывшим владельцам компактных камер или продвинутым пользователям смартфонов, а также хозяевам зеркалок, которым надоело таскать с собой килограммовые «тушки» . Однако цены на качественные беззеркальные камеры пока приблизительно равны ценам на зеркальные фотоаппараты профессионального сегмента.

Смартфоны же будут непрерывно развиваться. Когда-нибудь камеры во всех смартфонах будут вычислительными. Основная идея вычислительной фотографии в том, чтобы фиксировать не само изображение, а визуальные данные, по которым затем восстанавливается картинка с помощью специальных программ. Это означает, что камере больше не будет нужен объектив: визуальные данные можно будет собирать с помощью микроскопической решетки или стеклянной сферы, преломляющей свет. Такие камеры будут реагировать со скоростью человеческого глаза, почти мгновенно фокусироваться, отслеживать объекты и приспосабливаться к различным условиям освещения. Это станет возможным благодаря инновациям, развивавшимся по следам технологии автофокусировки DigitalOptics MEMS , а также технологии Chimera от Nvidia, которая позволяет снимать HDR в реальном времени.

Плюсы и минусы смартфонов и зеркалок

Сегодня (2019 год) все производители представили среди своих моделей смартфонов по несколько аппаратов с двумя или тремя основными камерами. Рассмотрим, чем лучше или хуже камера смартфона от зеркального фотоаппарата (зеркалки).

  1. Телефон всегда с собой, увидел нужный объект или сцену и сфотографировал. Зеркальный фотоаппарат намного больше телефона, а объективы еще больше, к тому же к зеркалке обычно для съемок берут несколько объективов, а это уже специальная сумка.
  2. За компактность и скорость камера смартфона расплачивается качеством снимков. Ни о каких выставках или показов в журналах и речи не идет. С другой стороны большинство фото сделанных на телефон используют в социальных сетях, где супер качество и не надо. К тому же и просматривать твои снимки в сети в основном будут на телефоне. Так что качество снимков со смартфона вполне хорошее.
  3. Но хорошую фотографию при плохой освещенности, в снег, в дождь сможет сделать только хороший фотоаппарат.
  4. На смартфон можно установить различные программы для работы с фото снимками. Наложение фильтров, снижение шумов, обработка фото и для запуска всего этого нажимаешь всего несколько кнопок. Так что снимок сегодня со смартфона может хорошо получиться. Но с другой стороны, хороший снимок на фотоаппарате можно получить и без программных улучшайзеров.
  5. Преимущество фотоаппаратов со сменной оптикой (как зеркальных, так и беззеркальных) очень большое как раз из-за возможности подобрать нужную оптику для каждого сюжета. В смартфоне только один объектив и поменять его не получиться. Недостатком сменной оптики является ее цена. Цена набора объективов для фотоаппарата намного превышает стоимость самого аппарата.
  6. Если очень важны при съемке точные значения зума, светосилы, цветопередачи тогда нужно выбирать фотоаппарат. И для работы с дорогой зеркалкой со всеми ее возможностями нужно учиться и практиковаться использовать ручные режимы. А вот камера смартфона очень хорошо заменила компактные фотоаппараты, которые славились девизом «навел и снял». Именно любители в деле фотосъемки, а не профессионалы, часто задаются вопросом: купить фотоаппарат или использовать смартфон для съемки. И часто телефона вполне достаточно.
  7. Еще одно большое преимущество фотоаппарата — это большие по размерам матрицы. А это и меньше шумов на фото, больший динамический диапазон, выше чувствительность. Но и здесь все упирается в стоимость. Нужны ли эти все преимущества простому путешественнику, делающему фото для альбома, или для Instagram.
  8. Система автофокусировки в фотокамерах лучше. А ручная фокусировка дает еще больше преимуществ фотоаппаратам.
  9. Можно упомянуть еще и видоискатель. Если у фотокамеры это маленький глазок и плюс небольшой дисплей, то у смартфона это целый экран. Какой из них лучше? Если на улице яркий солнечный день, то лучше глазок, где ничего не отражается и не блестит. Если освещенность маленькая, то лучше использовать экран.
  10. По поводу настроек. У смартфона их намного меньше, чем у зеркалки. И это можно посчитать преимуществом. Но для профессионалов лучше изучить все настройки зеркалки и работать с ней.
Читайте также:  Фотопринтер для дома: как выбрать и какой купить для печати фотографий

В итоге можно сказать, что смартфон и зеркалка — это скорее не конкуренты, они просто дополняют друг друга. Нужно художественное качество на снимках, так платите за аппарат и за оптику. Нужны удобство и скорость, так пользуйтесь камерой смартфона.

Фотографическая правда: телефон лучше зеркалки!

Доводилось ли вам наблюдать, как обыватель — в смысле, «человек с улицы», имеющий от слабого до никакого представления об устройстве сложной электроники, — выбирает смартфон? Доводилось наверняка, и рискну предположить, вы чувствовали то же, что и я: жалость. Мне на такие сцены отчего-то особенно везёт – и из раза в раз повторяется одно и то же: покупатель оценивает товар по параметрам, не имеющим к истинной функциональности никакого отношения. Самый частый критерий выбора — «качество» встроенной фотокамеры: на моей памяти никто из тех, кто оценивал варианты у прилавка, не интересовался чем-либо, кроме количества мегапикселей и (иногда) кратности «зума».

Сочувствие в такой ситуации — реакция обоснованная, ведь человека фактически обманули. Однако на днях на глаза попалась заметка, заставившая задуматься о немыслимом: а не поменялось ли что-то с середины «нулевых», не стало ли в обывательском подходе больше правды?

Заметка эта — отчёт о простеньком эксперименте, поставленном профессиональным фотографом. Эксперименте вопиюще некорректном с технической точки зрения, но оттого только более ценном в контексте поднятой нами темы. Суть: некто Алек Вейнштейн решил сравнить качество видеосъёмки, обеспечиваемое дорогущей цифровой зеркальной камерой Canon EOS 5D Mark III и топовым смартфоном Samsung Galaxy Note III.

Зеркалка «писала» видео в разрешении FullHD (1920×1080), после чего оно ещё и подвергалось обработке с целью приблизить картинку по контрастности, насыщенности цвета и чёткости к даваемой смартфоном (впрочем, во второй части ролика видео не обрабатывалось). Смартфон «писал» в разрешении 4K (3840×2160), а постобработка свелась к даунсемплингу до FullHD. Вдобавок съёмка проводилась только ярким солнечным днём, и сцена практически всегда строилась таким образом, чтобы уравнять глубину резкости объективов.

Уверен, после таких вводных у вас чешутся руки написать нецензурное в комментариях, но — прошу, потерпите! Некорректностей там ещё вагон и маленькая тележка, однако в конце концов они обернутся неожиданным профитом.

Результат съёмки Алек выложил на YouTube, и я настоятельно советую вам сейчас оторваться на пять минут от дел и посмотреть ролик целиком лично (скриншоты, разбавляющие этот текст, конечно же, только для красоты). При этом попробуйте угадать, что снято профессиональной зеркалкой, что — смартфоном.

А теперь, после того как посмотрели, признайтесь честно — сколько раз угадали правильно? Готов поспорить, если только вы не занимаетесь фотографией серьёзно, результат был в лучшем случае пятьдесят на пятьдесят. С толку сбивает главное: мы интуитивно ждём от дорогой зеркальной камеры более детальной картинки — но в действительности получаем больше деталей и чёткости от смартфона, работающего во вроде бы «маркетинговом» режиме 4K, где и площадь точки на фотосенсоре ничтожно мала, и объектив с гулькин нос и вряд ли соответствует требованиям оптической системы в целом.

Даже отказ от постобработки ситуацию не спасает: во второй части ролика сопоставлялись «сырые» потоки — и всё равно сравнение было не в пользу зеркалки. Разница особенно заметна, когда задействован «зум» (см. последний скриншот): 5D меняет параметры съёмки, тогда как Note III просто вырезает нужный кусок из 4K-картинки.

Взгляд профессионала и чуть менее чем идеальные условия съёмки, конечно, вскроют истину: у зеркалки иная глубина резко изображаемого пространства, более широкий динамический диапазон, радикально лучшее качество картинки при слабой освещённости. Кроме того, в данном случае объектив для 5D был выбран не самый подходящий. Но, насколько это понимаю я, Алек и не собирался ставить строгий научный опыт. У него в руках оказалась пара устройств из разных категорий, но функционально схожих — и он попробовал применить их так, как мог бы применить типичный обыватель (который, конечно, на 5D вряд ли раскошелится, но тем ценней результат!).

5DMKIII вместе с оптикой стоит примерно $4 000, Note III (грубо) – продукт ценовой категории на один порядок ниже. Результат же типичной съёмки — семья на пляже, цветы в саду — не просто сравним, он лучше у смартфона, без всякой возни с объективами и режимами, без постобработки.

Что определяет качество цифровой фотографии, видеокадра? Физический размер фотосенсора, диаметр объектива, согласованность оптической и электронной частей. Что определяет функциональность камеры? Возможность смены оптики – в первую голову. Так что чисто технически проведённое сравнение, конечно же, некорректно: диапазон возможностей смартфона по-прежнему неизмеримо уже. Но — вернитесь к тому, с чего мы начинали: период истории, в котором «мегапиксели» не могут считаться мерилом качества, получается, пройден. У обывателей теперь своя фотографическая правда. Оценивать камеру по количеству мегапикселей можно. Точка.

Профессионалы могут и будут иметь своё мнение по этому вопросу, но погоды они не делают: их слишком мало! Это стало понятно ещё год назад, когда проявилась тенденция падения продаж фотоаппаратов и камкордеров (см. «Как смартфон с фотоаппаратом расправился»). Свежие цифры свидетельствуют, что тренд продолжается, и даже с усилением: последний финквартал Canon по камерам — минус 22% к прошлому году, последний финансовый год Sony — минус одна треть по всему спектру, от простейших компактных фотоаппаратов до видеокамер и зеркалок, сильно недобирает продаж Nikon. Прогнозы на ближайший год такие же, но как бы не стало и хуже: зачем теперь фотоаппараты, если телефоны снимают не просто так же, а — лучше?

Зеркалки не умрут, но станут реже, а потому дороже. А вот бытовой фотоаппарат как класс, вероятно, исчезнет быстрее, чем предполагалось, — уже в ближайшие несколько лет.

И, положа руку на сердце, будете ли вы по нему скучать?

Оцените статью
Добавить комментарий