Выбор первой зеркалки: чем она лучше после смартфона?

Выбор смартфона для фотосъемки. Мифы и реальность

Артем Кашканов, 2019

Лет 10 назад я в порыве вдохновения написал статью о выборе домашнего компьютера, которая несмотря ни на что до сих пор держится на первых местах в поисковых систем. Чтобы не отступать от традиции я решил написать аналогичную статью про смартфоны.

Смартфон – это устройство, которое фактически стерло грани между реальным и виртуальным миром. Благо это или порабощение? Оставим этот вопрос философам. Признаем лишь тот факт, что информационные технологии значительно упростили нашу жизнь. Взять те же мобильные банки и «Госуслуги» – вместо того, чтобы куда-то идти, толкаться по очередям и заполнять платежные квитанции, сейчас это делается за несколько «тычков» по экрану смартфона.

Учитывая общую фотографическую тематику сайта, основное внимание будет уделено именно фотографическим возможностям смартфонов. В качестве испытуемого будет использоваться не самый дешевый аппарат Xiaomi Mi9T Pro, который долгое время входил в первую десятку рейтинга DXOMark (103 “попугая” – там он под названием Xiaomi Redmi K20 Pro) и беззеркалка Panasonic Lumix GX9 (данных в DXOMark нет, но его младший и старший брат набрали рейтинг 75 и 77 “попугаев” соответственно).

Какой производитель смартфонов самый лучший?

Сейчас производителей смартфонов можно условно разделить на две категории.

Первая категория (А) – это производители первого эшелона, которые уже давно на рынке «умных» мобильных устройств и хорошо себя зарекомендовали. Сразу на ум приходят производители Apple, Samsung, Sony, LG, в последнее время к ним можно смело причислить китайские марки Xiaomi, Huawei (Honor). Также к ним можно с натяжкой отнести фирмы, которые когда-то были круты в производстве обычных телефонов, но в области смартфонов с переменным успехом выступают в роли догоняющих – Nokia, Motorola, Alcatel и т.п. Еще есть бренды ранее известные на ИТ-рынке, например, Asus, Lenovo. Почти у всех производителей категории «А» обширный ассортимент, покрывающий все рыночные сегменты от бюджетного до премиум.

Вторая категория (Б) – относительно малоизвестные марки, ассортимент продукции которых чаще всего не выходит дальше бюджетного сегмента. Подавляющее большинство производителей китайские, хотя есть и российские, сборка у которых производится в том же Китае. По характеристикам на бумаге они выглядят неплохо, раза в полтора превосходя аналогичные по стоимости модели категории «А», но на практике имеет место большой процент брака, «кривое» периодически глючащее программное обеспечение. В предустановленном софте могут также присутствовать уязвимости, из-за которых устройство со временем может начать жить своей жизнью, причем не просто так, а тратя ваши деньги на всевозможные платные подписки (есть горький опыт). Естественно, все это можно вылечить и исправить, но потребуется потратить уйму времени на чтение форумов или привлечение сторонних умельцев. в следствие чего покупка подобного смартфона превращается в лотерею – повезет или не повезет.

В бюджетной ценовой категории (до 10 тысяч рублей) правят бал китайские производители, причем как из категории «А», так и «Б». У первых технические характеристики поскромнее, но это модели проверенных производителей (Xiaomi, Huawei) и они с большой долей вероятности будут служить верой и правдой до того момента как морально устареют (обычно это года три), при этом не хватая звезд с небес в плане производительности. За эту же цену можно купить более технически продвинутый смартфон категории «Б», но как уже было упомянуто выше, это связано с определенными рисками. При этом экономия 2-3 тысячи рублей на мой взгляд выглядит сомнительной.

От 10 до 20 тысяч рублей уже вполне можно позволить себе смартфон категории «А» среднего класса. Если рассматривать китайцев, то ближе к 20 тысячам можно даже купить «флагмана» предыдущего поколения, который еще вполне актуален. В эту же цену вписываются младшие модели iPhone, но если честно, при сравнении предтоповых «Андроидов» и младших «Яблок» за одну цену я в упор не вижу преимуществ последних.

Свыше 20 тысяч рублей тратить на телефон стоит для какой-то конкретной цели. Например, я купил флагманский смартфон Xiaomi из-за хорошей камеры, которая хотя при дневной и ранней вечерней съемке не превратит картинку в кашу из шумов и артефактов. Как приятный бонус к этому шла возможность видеосъемки 4K и замедленная съемка вплоть до 960 fps. То есть, я искал устройство, способное полностью заменить обычную фотокамеру во время всяких прогулок, пикников, посиделок с друзьями. Кому-то нужна производительность для игр. Кому-то нужен имидж и дизайн устройства. Иными словами в ценовой категории от 20 тысяч рублей на выбор влияет либо какая-то конкретная задача, которую не могут выполнить более дешевые устройства, либо банальное чувство «ХОЧУ. », чтобы получить все и сразу.

Правда ли, что современные смартфоны снимают как зеркалки?

Вот мы и подошли к самому интересному! Я думаю, особенно эта информация будет актуальна для тех, кто хочет полностью “слезть” с обычной фотокамеры на “топовый” смартфон – в последнее время находится немало таких желающих. Причиной тому – существование ряда мифов, которые активно поддерживаются рекламщиками и фотолюбителями, всю жизнь снимавшими на смартфоны и мыльницы, ни разу не державшие в руках нормальную фотокамеру.

Отвечая на впрос “Правда ли, что современные смартфоны снимают как зеркалки?”, отвечу сразу – нет, не правда. В битве за покупателя смартфоны практически всухую «вынесли» компактные фотоаппараты-мыльницы, но до уровня зеркалок они не дотянулись и в ближайшее время не дотянутся. По той причине, что в смартфонах и зеркалках (беззеркалках) используются совершенно разные сенсоры и объективы, соответственно у фотографий разный уровень качества. При съемке днем на улице современные смартфоны действительно способны обеспечить очень приличный результат. Но с ухудшением освещения качество быстро снижается. И хотя фотографии со смартфонов и (без)зеркалок чисто технически сравнивать некорректно, но мы все-таки попробуем!

Миф 1. Смартфон хорошо фотографирует ночью

Даже любительская зеркалка (или беззеркалка) в «прямых руках» обеспечивает гарантированно качественные фотографии, пригодные к печати крупным форматом вплоть до А2. «Топовый» смартфон в руках опытного фотографа также способен на многое, но результат хорошо и «дорого» смотрится только в веб-размере. Если посмотреть на фотографию в 100% масштабе, будут видны огрехи – артефакты сжатия, шумы, искажение геометрии, заметное размыливание углов изображения.

Если сравнивать возможности зеркалок и смартфонов в условиях вечернего города (без штатива, освещение от уличных фонарей), зеркалка способна обеспечить качество изображения, достаточное для печати форматом 10*15 см. Размер отпечатка со смартфона в сопоставимом качестве будет примерно со спичечный коробок. Ниже приведен пример, иллюстрирующий фотовозможности флагманского смартфона:

Как фотография выглядит в веб-размере:

. вроде бы неплохо. Давайте посмотрим на нее в 100% масштабе:

Мммда. И сразу для сравнения – фотографии с беззеркалки, сделанные в аналогичных условиях:

Да, у фотокамеры есть и шумы, и артефакты из-за Jpeg сжатия, но детализация на вечерних и ночных снимках на голову выше. Мелкие детали передаются аккуратно, вокруг них нет жирных обводок, для подчеркивания резкости. Плюс ко всему, зеркалки и беззеркалки имеют поддержку RAW (в отличие от смартфонов), из которого можно вытянуть еще более качественную картинку.

Еще один пример – фотографии с размытым задним планом.

Миф 2. Смартфон размывает задний план и портретные фотографии выглядят “профессионально”

У современных смартфонов зачастую имеется целая гирлянда из фотокамер, в числе которой есть “камера для портретов” (не путать с камерой для селфи). Она имеет увеличенное фокусное расстояние для комфортной съемки крупных планов. Размытие заднего плана, свойственное классическому портрету, оптически размыть невозможно, поэтому оно обеспечивается за счет интеллектуальных алгоритмов обработки. Надо отдать должное, что при съемке людей на улице результат получается неплохой (в веб-размере):

По своему характеру картинка в веб-размере мало отличима от фотографии на полнокадровую камеру с объективом 50mm 1:1.4! То опять же, если глянуть на нее в масштабе 100%, то реальное качество не такое уж и выдающееся:

Трудно не заметить, что качество проработки мелких деталей не слишком высокое. Конечно лучше, чем на ночной фотографии с электричкой, но “профессиональным качеством” здесь даже не пахнет (а именно его обещают производители смартфонов в рекламе).

Но самая беда с “портретным” режимом у смартфона начинается когда он не может точно идентифицировать контуры объекта и начинает размывать “полезные” детали:

Обратите внимание, что случилось с усами у кота. То есть, алгоритм программного размытия фона на фотографии корректно работает только строго определенных случаях – когда объект похож по форме на человека и когда он не сливается с фоном. В остальных случаях принцип работы – “пальцем в небо”.

Опять же для сравнения – картинка с беззеркалки:

Для чего на самом деле нужна камера в смартфоне?

“Профессионально фотографировать” на смартфон не получится при всем желании. Это связано с техническими ограничениями встроенной фотокамеры, какая бы крутая она не была. Частично ее функции расширяются за счет возможностей программного обеспечения, но как известно “софтовое” решение никогда не может превзойти “аппаратное” (в нашем случае оптическое). Картинка со смартфона, которая хорошо смотрится на его экране, сразу теряет всю “дороговизну”, если ее вывести на большой монитор. Из этого можно сделать вывод, что в отличие от “мыльниц”, зеркалкам и беззеркалкам “свалка истории” пока не грозит.

Другое дело – баланс между качеством и удобством, а также теми целями, которые мы преследуем, когда что-то фотографируем. Для любительской фотосъемки, ведения блога или аккаунта в Инстаграм, в плане удобства смартфон на голову выше обычного фотоаппарата – он всегда с собой, с ним не упустишь интересный момент. При помощи него можно быстро поделиться фотографией на своей страничке в Инстаграм или любой другой социальной сети. Со смартфоном можно не заморачиваться на ручной обработке фотографий – есть набор предустановок практически на любой случай жизни. И как показала моя многолетняя практикаболее-менее активного ведения аккаунта Вконтакте, качество исходников фотографий зрителей не волнует от слова “вообще”. Фотографии со смартфона получают столько же лайков (или даже больше!), чем фотографии с зеркалки, над обработкой которых ты “кипел” несколько часов. Причем, среди “лайкающих” немало других фотографов – подавляющее большинство пользователей сидят в соцсетях через мобильные приложения, в которых визуальной разницы между снимками на зеркалку и на смартфон просто не видно.

Читайте также:  Ретроспектива iPhone: к анонсу новых смартфонов и десятилетию устройства

Почему снимать на смартфон лучше, чем на беззеркалку

Почему зум в смартфонах – это важно? Потому, что это единственный пункт, по которому они безоговорочно уступали фотоаппаратам.

Впрочем, даже без оптического зума смартфоны убили компактные камеры (“мыльницы”) с рынка практически полностью. Ни один производитель фототехники в здравом уме не будет сегодня вкладываться в раскрутку нового компактного фотоаппарата, если только это не имиджевая модель. Простые и недорогие фотокамеры просто “выбрасываются” на полки магазинов в небольших количествах и по остаточному принципу.

Так что, с компактами смартфоны уже разобрались, это свершившийся факт. И следующие на очереди – беззеркалки.

Просто снимок города за окном. Угадайте, где беззеркалка, а где – смартфон?

Тут можно отметить, что сами по себе беззеркальные фотоаппараты сегодня уже вполне успешно конкурируют с зеркальными – и по качеству, и, уж тем более, по функциональности. На стороне “зеркалок” по-прежнему остаётся время автономной работы, приверженность староверов, обилие аксессуаров и впечатлительность несведущих.

Один мой знакомый фотограф говорил мне, что на какие-нибудь концерты и мероприятия для съёмок он берёт большую зеркалку только по одной причине – с ней тебя могут пропустить вперёд, а с какой-нибудь компактной беззеркалкой, которая даже снимает ничуть не хуже, тебя засмеют, затолкают в самый угол и вообще не будут воспринимать как фотографа. Короче, значение фаллических символов в психологии приматов ещё никто не отменял.

С такой бандурой ты сразу становишься фотографом. Качество твоей работы окружающих волнует меньше, чем величина объектива.

Возьми большой фотоаппарат, приди на мероприятие – и ходи там куда хочешь. В какие-то закрытые помещения не пройдёшь – охрана потребует аккредитацию, но обычные люди будут везде пропускать. Фотограф же идёт! Пустите фотографа!

(Кстати, ответ на загадку выше – смартфон был справа, то есть, вторая фотка).

Тем не менее, у смартфонов свой путь и, помяните моё слово, скоро они подвинут и зеркалки – если останется что подвигать и с этим ранее не справятся беззеркалки. Уже сегодня камеры смартфонов в чём-то лучше тех же беззеркалок. И вот в чём.

Автоматика

Камеры в смартфонах стали настолько “умными”, что порой это даже покрывает их недостатки в светосиле. Безусловно, фотоаппараты тоже развиваются, но таких вычислительных мощностей и такого внимания к авто-режиму, как у смартфонов, у них всё равно нет. Сегодня почти в любом смартфоне есть искусственный интеллект, отвечающий за улучшение фотографии или, как минимум, подборку оптимальных условий съёмки.

Смартфоны постепенно учатся понимтаь сами, что они снимают.

Автоматика мобильных камер сегодня успешно борется с шумами, недостатком детализации, кадрированием при цифровом зуме. Ещё немного (ну лет 5, хотя концепты появляются уже сегодня – например, этот) и изображение будет вообще дорисовываться алгоритмами с минимальным участием оптики.

Дополнительные функции

Фотоаппараты, даже любительские – это весьма “строгий” инструмент. Смартфоны же могут позволить себе многое. От относительно бесполезных масок и стикеров, до весьма эффектных “живых фото”. Последние удобно делать когда для запечатления момента просто фотографии недостаточно, а видео — избыточно. Такие фото прекрасно просматриваются даже на устройствах, которые про них ничего не знают – в крайнем случае, вы увидите просто статичное изображение.

И всяческое “баловство”, наподобие съёмки фото в HDR с дополнительной цветокоррекцией, как это можно делать на Huawei, на большинстве камер сделать автоматически невозможно. А значит невозможно и “вытянуть” хорошую цветопередачу в неблагоприятных условиях под готовый файл JPG.

Видео в 4К

Камеры с возможностью съёмки в 4К сегодня очень дорогие. Смартфон с такой функцией можно купить даже за 20 тысяч рублей. Причём, ещё не факт, что камера будет снимать видео лучше – это тоже сильно зависит и от модели и от производителя. А топовые смартфоны, такие как Samsung Galaxy S10, например, уже снимают 4K-видео со стабилизацией (!), или 1080p видео при 60 кадрах в секунду со стабилизацией (!!). Не говоря уже о 4K HDR-видео, которое выглядит просто восхитительно и доступно нам в смартфоне стоимостью 27-30 тысяч рублей (Sony Xperia XZ2 на сером рынке, например).

Впрочем, тут мы слегка задели ещё и видеосъёмку, но в ней особенно важен и следующий пункт.

Большая ГРИП

Да, с одной стороны, для съёмки тех же портретов нужна, наоборот, малая глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП). И смартфоны тоже пытаются её достичь при сочетании программных и аппаратных методов (в числе аппаратных – вторые камеры, сенсоры глубины и т.п.). Однако за пределами портретов с красивым боке, малая ГРИП – это скорее недостаток. Особенно в предметной съёмке, съёмке мероприятий, презентаций, видеосъёмке – в общем, во всех тех случаях, когда вся картинка должна быть максимально резкой.

Предметная съёмка на зеркальную камеру. Сделать её резкой сложновато – нужно зажимать диафрагму, и как результат – лишиться светосилы.

Единственная причина появления не специально размытых снимков на смартфонах сегодня – это либо фокус не сработал, либо руки фотографа дрожат (а стабилизация не помогла или отсутствует). В остальном же получить чёткий снимок на смартфон сегодня проще, чем на камеру. В том числе, и по следующей причине.

Компактность

Смартфоны маленькие и лёгкие. А потому их удобно держать даже одной рукой, а двумя – и подавно. Чем тяжелее камера – тем сложнее её держать, тем сильнее она будет покачиваться в руках. Да, с одной стороны, её можно прижать к телу или глазу, но ещё лучше – если бы она просто была очень маленькой и лёгкой. Иначе придётся брать с собой ещё и штатив. Тогда как сегодня почти все смартфоны разрабатываются с учётом того, чтобы снимали хорошо в любых условиях без штатива.

Выбираем фотокамеру: зеркалка, беззеркалка, компакт или смартфон?

Поделитесь в соцсетях:

Покупка фотоаппарата не является спонтанной: разнообразие не просто моделей, но и форм-факторов требует взвешенного решения: на что именно потратить свои средства. Это десять лет назад ответ был простым и однозначным. Сегодня ситуация радикально изменилась и маркетинговые мифы, которые со страниц рекламных брошюр просочились на форумы, должны быть развеяны.

Прежде чем приступить к рассмотрению технических деталей, необходимо уточнить классификацию. На самом деле определения «зеркальная», «беззеркальная», «компактная» сейчас не столь важны как, например, десять лет назад, поскольку они уже не характеризуют однозначно набор используемых технологий. Правильнее оперировать двумя глобальными параметрами: размером матрицы и свойствами объектива, а также учитывать механизмы визирования (выбора композиции будущего кадра) и автофокусировки.

С точки зрения эргономики – науки об удобстве использования – необходимо рассмотреть три аспекта: транспортировка, подготовка к съемке и собственно сама съемка.

Понятно, что чем меньше и легче аппарат, тем удобнее его носить, и это особенно заметно в путешествиях, во время длительных пеших прогулок. Тут смартфон вне конкуренции. Компактные камеры и легкие «беззеркалки», особенно с объективами типа «блинчик», находятся в середине, а зеркальные аппараты замыкают список удобных при транспортировке.

Зато когда дело касается съемки, то зеркальные камеры готовы дать фору конкурентам. Их удобнее удерживать, а обилие органов управления позволяет быстро менять настройки. Конечно, пожелание иметь много аппаратных кнопок и разветвленное меню исходит скорее от вдумчивого фотолюбителя, а у снимающего «для дома, для семьи» хватает других забот.

Беззеркальные и компактные аппараты – компромиссный вариант. Зачастую они менее удобны из-за компактных размеров, но тут все зависит от личных предпочтений и размера пальцев.

Кадрировать по тыловому ЖК-экрану, конечно, можно, но при ярком солнце он имеет неприятное свойство «слепнуть», и даже увеличение яркости подсветки не всегда спасает положение. Однако если этот экран не жестко встроен в корпус, а установлен на шарнире (особенно с двумя степенями свободы), то снимать с необычных ракурсов становится намного удобнее.

Как мы тестировали?

Для оценки качества снимков были выбраны четыре представителя от основных классов устройств.

Камеры с APS-C-матрицами могут быть как зеркальными, так и беззеркальными – всем известно, что конструкция, направляющая изображение в видоискатель, никак не влияет на изображение в файле. В данном случае аппарат гибридный: зеркало полупрозрачное, а видоискатель – электронный. Sony α 37 с объективом 18-55/3,5-5,6 стоит примерно $620.

С матрицами меньше чем APS-C выпускаются разные камеры. Вопрос лишь в том, насколько велика эта маленькая матрица. Nikon 1 J3 относится к категории беззеркальных со сменной оптикой, а размеры его матрицы 1″ (13,2 x 8,8 мм). В беззеркальном сегменте это, пожалуй, самый маленький сенсор (не считая «игрушечного» Pentax Q10).

Pentax MX-1 ($550) – представитель категории компактных аппаратов топ-класса. В нем несменный объектив и матрица 1/1,7″, не самая большая в этом сегменте.

За команду смартфонов будет выступать Apple iPod Touch 5Gen с автофокусным пятимегапиксельным фотомодулем. Это некий минимум, ниже которого уже идут аппараты, оснащенные камерой лишь для галочки в описаниях и для введения в заблуждение малограмотных потенциальных покупателей.

При подготовке материала были сделаны две серии снимков. Одна – на улице, при хорошем солнечном освещении, вторая – в студии, где наш натюрморт освещался лампами накаливания. Фокусное расстояние подбиралось таким образом, чтобы заполнение кадра было примерно одинаковым. Поскольку у iPod Touch эквивалентное фокусное расстояние 33 мм, потребовалось расположить его ближе к натюрморту, этим и объясняются заметные искажения геометрии.

Читайте также:  Фиксы и объективы для съемки

Рассматривать снимки в масштабе 100% бессмысленно, поскольку в реальной жизни они уменьшаются для экранного просмотра или печати (автоматически или вручную).

Поэтому в графическом редакторе все кадры были приведены к размеру 768 пикселов по вертикали (самая популярная высота изображения на компьютерных дисплеях) без кадрирования и дополнительной обработки. Хотя все три тестируемых фотоаппарата позволяют записывать RAW-файлы, для чистоты эксперимента использовались JPEG с максимальными настройками качества. Сайт в обычном режиме отображает автоматически уменьшенные копии (до 650 пикселов по горизонтали), значит, если вы хотите увидеть корректное сравнение, смотрите оригинальную версию, которая открывается, если установить курсор на изображение и нажать левую кнопку мыши.

Попробуйте определить, какой из фрагментов сделан какой камерой.

Конечно, это несколько утрированная ситуация, но вы можете загрузить исходные изображения и провести сравнение самостоятельно.

Разница в балансе белого не важна: цифровые камеры позволяют очень тонко настраивать этот параметр, а для теста использовались предварительные установки «Авто» и «Лампы накаливания».

Вывод довольно интересный: для неискушенного потребителя, который только вступает на фотостезю, разница между снимками, сделанными разными по конструкции аппаратами из одной ценовой категории, будет либо незаметной вовсе, либо малозаметной.

Пора дать ответ на предложенную загадку. Порядок фрагментов следующий: Sony α 37, Nikon 1 J3, Pentax MX-1, Apple iPod Touch 5Gen.

Оба тестовых сюжета снимались при минимальных значениях ISO, поэтому разница между камерами не столь бросается в глаза. Что произойдет, если света будет мало и придется увеличивать чувствительность для сохранения возможности фотографировать с рук?

Допустим, что сцена освещена лампами накаливания (типичная ситуация при съемке в домашних условиях или в кафе) и мы хотим сохранить выдержку 1/60. Это довольно длинная выдержка, активные дети при такой уже «размазываются». При диафрагме f/4 потребуется установить ISO 1600. Откуда взялось число 4? В комплекте с зеркальной или беззеркальной камерой шел несветосильный объектив с диафрагмами 3,5-5,6. А если снимать ту же сцену компактной камерой топ-класса, что на сегодняшний день в переводе на фотографический язык означает: оснащенную светосильным объективом? При похожем угле зрения можно установить диафрагму 2 (на две ступени EV больше), понизив при этом чувствительность на те же две ступени: с ISO 1600 до ISO 400. Посмотрите на файлы. Разница в две ступени ISO существенно уменьшает различия между APS-C и 1/1,7-дюймовой матрицей…

На что же влияет размер матрицы? Фактически – на размытие в зоне нерезкости при съемке со светосильными объективами. Формально – и на соотношение сигнал/шум.

Это означает, что при прочих равных условиях объектив с диафрагмой f/1,8 даст лучшее размытие на APS-C, нежели на 1/1,7-дюймовом сенсоре компактной камеры. Подобно углу зрения, существует достаточно четкая зависимость и своего рода «кроп-фактор». Поэтому потенциальным покупателям компактных аппаратов топ-класса не стоит обольщаться. Без дополнительной обработки в графическом редакторе добиться художественного эффекта выделения главного объекта не получится.

С соотношением сигнал-шум не все так очевидно: кроме матрицы, производящей электрические сигналы, над изображением работает другая электроника, в том числе и процессор. А у каждого производителя свои алгоритмы обработки данных и шумоподавления. Так что работает общее правило: больше матрица – меньше шум, но пропорции зависимости варьируются в широких пределах.

На сегодняшний день развитие технологий оцифровки света и внутрикамерной постобработки достигло такого уровня, что при выборе аппарата надо ориентироваться в первую очередь на оптическую составляющую, именно она отвечает за формирование картинки. Выходит, что компактная камера со светосильным объективом оказывается предпочтительнее стандартного «зеркального» комплекта 18-55/3,5-5,6 во многих съемочных ситуациях.

Появление массовых сверхширокоугольных и телеобъективов во второй половине прошлого века существенно расширило арсенал выразительных средств фотографии. И эту универсальность в большей мере унаследовали именно топовые модели компактных камер. Да, потенциальные возможности аппаратов со сменной оптикой куда шире, но эта широта стоит очень дорого – ценник $1000-1500 и даже $2500 не обрадует начинающего фотолюбителя…

Пока по качеству снимков смартфоны уступают «классическим» аппаратам, по крайней мере, их лучшим представителям. Вместе с тем, это уже серьезная фотографическая сила – iPhone спровоцировал такой шквал «мгновенных снимков», который не снился Polaroid в их самые лучшие годы. Примечательный факт: 31 марта на первой полосе газеты The New York Times была опубликована фотография, сделанная на iPhone, причем это не репортажный снимок удачливого папарацци, оказавшегося в нужное время в нужном месте, а портрет.

Плюсы и минусы форм-факторов

ЗаПротив
Оптический видоискатель незаменим, если вы снимаете динамические сюжеты – спорт, танцы, активный отдых.Масса и габариты больше, чем у других форм-факторов.
Сменная оптика способна расширить творческие и технические горизонты фотографа (но стоимость многих объективов может превышать цену камеры в разы).В условиях недостаточной освещенности все преимущества оптического видоискателя улетучиваются и желательно пользоваться Live view.
Ресурса батареи хватает на большее количество снимков.
Во многих случаях удобнее в удержании и управлении.
ЗаПротив
Во многих случаях меньше и легче зеркальных собратьев.Электронный видоискатель имеет видимую задержку, поэтому сложно снимать динамичные сюжеты.
Сменная оптика способна расширить творческие и технические горизонты фотографа (но стоимость многих объективов может превышать цену камеры в разы).Не все модели оснащены электронным видоискателем: выбор композиции и наводка на резкость вручную производятся по ЖК-экрану на тыловой панели, а это неудобно, особенно – при ярком солнечном свете.
Уменьшенный рабочий отрезок (расстояние от последней линзы до матрицы) позволяет производить более легкие и компактные объективы.Ресурс батареи расходуется быстро.

Компактная камера топ-класса:

ЗаПротив
Маленькая и легкая – удобно всегда носить с собой.Маленькая матрица – шумы при равной чувствительности больше.
Светосильная оптика позволяет снимать при меньшей чувствительности (выигрыш 2-3 ступени EV).Немногие модели оснащены оптическим видоискателем, выбор композиции и наводка на резкость вручную производятся по ЖК-экрану на тыловой панели, а это неудобно, особенно – при ярком солнечном свете.
Многие модели имеют 4х-кратный зум-объектив, что больше, чем у «комплектных» объективов зеркальных и беззеркальных камерДаже светосильные объективы не позволяют красиво размыть фон в зоне нерезкости.
Ресурс батареи расходуется быстро.
ЗаПротив
Всегда под рукой.Качество изображения пока хуже, чем у «традиционных» фотокамер.
Позволяет быстро начать съемку, не упустив интересный сюжет.Несменный (широкоугольный) объектив ограничивает творческие возможности.
Мгновенный результат: фото можно показать на достаточно большом экране, поделиться им в социальной сети или отправить по электронной почте.Выбор композиции производится по ЖК-экрану на тыловой панели, а это неудобно, особенно – при ярком солнечном свете.
Широкие возможности для творчества – обилие редакторов, фильтров и пр. непосредственно в смартфоне.Ресурс батареи расходуется быстро.

Уклончивый ответ на главный вопрос

Да, на вопрос «какой форм-фактор камеры мне выбрать» нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от множества факторов. Но есть несколько общих рекомендаций и замечаний.

  • Покупка новичком зеркальной камеры может быть целесообразна лишь в случае реальной потребности в оптическом видоискателе или при очень ограниченном бюджете – и беззеркальные, и компактные аппараты пока стоят недешево.
  • Покупка аппарата со сменной оптикой «впрок» (с надеждой докупить объективы в ближайшие пару-тройку лет) нецелесообразна по причине быстрого морального устаревания матриц/процессоров. Если вы действительно хотите приобрести качественный инструмент, запланируйте в бюджете средства хотя бы на один светосильный объектив. Самый дешевый вариант для зеркальных аппаратов – 50 мм с диафрагмой 1,8.
  • Для начинающего фотолюбителя идеальный выбор – компактный аппарат топ-класса: поснимав им год-другой, можно освоить основные творческие приемы и потом выбирать технику осознанно, ориентируясь на возникшие запросы.

Фотографическая правда: телефон лучше зеркалки!

Доводилось ли вам наблюдать, как обыватель — в смысле, «человек с улицы», имеющий от слабого до никакого представления об устройстве сложной электроники, — выбирает смартфон? Доводилось наверняка, и рискну предположить, вы чувствовали то же, что и я: жалость. Мне на такие сцены отчего-то особенно везёт – и из раза в раз повторяется одно и то же: покупатель оценивает товар по параметрам, не имеющим к истинной функциональности никакого отношения. Самый частый критерий выбора — «качество» встроенной фотокамеры: на моей памяти никто из тех, кто оценивал варианты у прилавка, не интересовался чем-либо, кроме количества мегапикселей и (иногда) кратности «зума».

Сочувствие в такой ситуации — реакция обоснованная, ведь человека фактически обманули. Однако на днях на глаза попалась заметка, заставившая задуматься о немыслимом: а не поменялось ли что-то с середины «нулевых», не стало ли в обывательском подходе больше правды?

Заметка эта — отчёт о простеньком эксперименте, поставленном профессиональным фотографом. Эксперименте вопиюще некорректном с технической точки зрения, но оттого только более ценном в контексте поднятой нами темы. Суть: некто Алек Вейнштейн решил сравнить качество видеосъёмки, обеспечиваемое дорогущей цифровой зеркальной камерой Canon EOS 5D Mark III и топовым смартфоном Samsung Galaxy Note III.

Зеркалка «писала» видео в разрешении FullHD (1920×1080), после чего оно ещё и подвергалось обработке с целью приблизить картинку по контрастности, насыщенности цвета и чёткости к даваемой смартфоном (впрочем, во второй части ролика видео не обрабатывалось). Смартфон «писал» в разрешении 4K (3840×2160), а постобработка свелась к даунсемплингу до FullHD. Вдобавок съёмка проводилась только ярким солнечным днём, и сцена практически всегда строилась таким образом, чтобы уравнять глубину резкости объективов.

Уверен, после таких вводных у вас чешутся руки написать нецензурное в комментариях, но — прошу, потерпите! Некорректностей там ещё вагон и маленькая тележка, однако в конце концов они обернутся неожиданным профитом.

Результат съёмки Алек выложил на YouTube, и я настоятельно советую вам сейчас оторваться на пять минут от дел и посмотреть ролик целиком лично (скриншоты, разбавляющие этот текст, конечно же, только для красоты). При этом попробуйте угадать, что снято профессиональной зеркалкой, что — смартфоном.

А теперь, после того как посмотрели, признайтесь честно — сколько раз угадали правильно? Готов поспорить, если только вы не занимаетесь фотографией серьёзно, результат был в лучшем случае пятьдесят на пятьдесят. С толку сбивает главное: мы интуитивно ждём от дорогой зеркальной камеры более детальной картинки — но в действительности получаем больше деталей и чёткости от смартфона, работающего во вроде бы «маркетинговом» режиме 4K, где и площадь точки на фотосенсоре ничтожно мала, и объектив с гулькин нос и вряд ли соответствует требованиям оптической системы в целом.

Читайте также:  Свадебная фотосъёмка с техникой Sony. Выбираем идеальный комплект

Даже отказ от постобработки ситуацию не спасает: во второй части ролика сопоставлялись «сырые» потоки — и всё равно сравнение было не в пользу зеркалки. Разница особенно заметна, когда задействован «зум» (см. последний скриншот): 5D меняет параметры съёмки, тогда как Note III просто вырезает нужный кусок из 4K-картинки.

Взгляд профессионала и чуть менее чем идеальные условия съёмки, конечно, вскроют истину: у зеркалки иная глубина резко изображаемого пространства, более широкий динамический диапазон, радикально лучшее качество картинки при слабой освещённости. Кроме того, в данном случае объектив для 5D был выбран не самый подходящий. Но, насколько это понимаю я, Алек и не собирался ставить строгий научный опыт. У него в руках оказалась пара устройств из разных категорий, но функционально схожих — и он попробовал применить их так, как мог бы применить типичный обыватель (который, конечно, на 5D вряд ли раскошелится, но тем ценней результат!).

5DMKIII вместе с оптикой стоит примерно $4 000, Note III (грубо) – продукт ценовой категории на один порядок ниже. Результат же типичной съёмки — семья на пляже, цветы в саду — не просто сравним, он лучше у смартфона, без всякой возни с объективами и режимами, без постобработки.

Что определяет качество цифровой фотографии, видеокадра? Физический размер фотосенсора, диаметр объектива, согласованность оптической и электронной частей. Что определяет функциональность камеры? Возможность смены оптики – в первую голову. Так что чисто технически проведённое сравнение, конечно же, некорректно: диапазон возможностей смартфона по-прежнему неизмеримо уже. Но — вернитесь к тому, с чего мы начинали: период истории, в котором «мегапиксели» не могут считаться мерилом качества, получается, пройден. У обывателей теперь своя фотографическая правда. Оценивать камеру по количеству мегапикселей можно. Точка.

Профессионалы могут и будут иметь своё мнение по этому вопросу, но погоды они не делают: их слишком мало! Это стало понятно ещё год назад, когда проявилась тенденция падения продаж фотоаппаратов и камкордеров (см. «Как смартфон с фотоаппаратом расправился»). Свежие цифры свидетельствуют, что тренд продолжается, и даже с усилением: последний финквартал Canon по камерам — минус 22% к прошлому году, последний финансовый год Sony — минус одна треть по всему спектру, от простейших компактных фотоаппаратов до видеокамер и зеркалок, сильно недобирает продаж Nikon. Прогнозы на ближайший год такие же, но как бы не стало и хуже: зачем теперь фотоаппараты, если телефоны снимают не просто так же, а — лучше?

Зеркалки не умрут, но станут реже, а потому дороже. А вот бытовой фотоаппарат как класс, вероятно, исчезнет быстрее, чем предполагалось, — уже в ближайшие несколько лет.

И, положа руку на сердце, будете ли вы по нему скучать?

Смартфон против зеркалки: что случится с фотографиями в будущем

С каждым годом продажи смартфонов увеличиваются, а камеры в них становятся все лучше и лучше. На первый взгляд, это серьезный вызов для производителей фототехники. Убьет ли смартфон цифровые фотоаппараты, разбирался «Футурист».

Точные системы автофокуса, высокое разрешение, приложения для обработки снимков, съемка в RAW , а главное, возможность моментально поделиться фотографией – все это в одном компактном устройстве. Некоторые смартфоны, такие как iPhone 7 Plus, поставляются с двумя объективами: один стандартный широкоугольный объектив и один телеобъектив для съемки портретов.

Как видно из инфографики, общее количество камер, выпущенных в год, сократилось со 121 млн. в 2010 году до 23 млн. в 2016 году. Это более чем пятикратная разница. Несколько лет назад начинающие фотографы решались на покупку зеркальных камер, теперь же они предпочитают пользоваться смартфоном. Даже те, кто интересуется фотографией всерьез, зачастую удовлетворены качеством фотографий, сделанных с помощью камеры в телефоне. Существует точка зрения, что фотоаппараты скоро станут уделом пожилых людей.

Ранее портал Lensvid предсказывал рост рынка камер в 2016 году. Однако их прогнозы изменились: теперь эксперты предрекают падение рынка камер ниже 20 млн единиц в 2017 году. Компании продолжат сокращать рабочие места и терпеть убытки. Предполагается, что ведущие производители фототехники сосредоточатся на профессиональном сегменте, соответственно, цены на камеры и аксессуары вырастут. Будет выходить меньше новых моделей. Пока производители фотоаппаратов выживают, однако не исключено, что к концу десятилетия рынок потеряет нескольких крупных игроков.

Качество против оперативности

И все же производители камер не спешат бить тревогу. Во время презентации iPhone 7 и iPhone 7 Plus Apple специально отметила, что iPhone не сможет соответствовать качеству DSLR даже при использовании всех причудливых технологий, интегрированных в новую модель, включая сменные объективы.

«Физику невозможно обмануть», – комментирует Джун Кирия, продакт-менеджер фото– и видеотехники Canon. «Например, более крупная матрица, лучшее качество оптики, большое увеличение, стабилизация изображения и использование аксессуаров, таких как вспышка, требуют определенного размера камеры. Множество фотоаппаратов уже оснащено Bluetooth, WiFi и NFC, поэтому преимущество смартфонов невелико».

Основной плюс зеркального фотоаппарата по сравнению со смартфоном – крупная матрица . Это основной элемент любой цифровой камеры. Она состоит из элементов, которые собирают свет, а процессор камеры преобразовывает эти данные в цифровую картинку. Алгоритмы накапливания света и преобразования могут быть разными. Но на любой полезный сигнал всегда накладывается шум, и картинка получается некачественная. Но чем больше света способна принять матрица, тем менее шумным будет фото. На большой матрице можно разместить крупные светочувствительные элементы. Это дает возможность снимать в темноте и получать качественные кадры с помощью различных комбинаций настроек: светочувствительность (ISO), выдержка и диафрагма. В таких условиях картинка на смартфоне будет шумной, смазанной и невнятной.

iPhone 7 vs Nikon D3300 с объективом Nikkor AF-S DX 18-55mm f/3.5-5.6

Еще одна особенность зеркальных камер – глубина резкости. Она, как и светочувствительность, зависит от размера матрицы. Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости – соответственно, больше объектов в кадре будет резкими. Чем больше матрица, тем глубина резкости меньше – соответственно, объект, который вы хотите сфотографировать, будет резким, а все остальное будет размыто. Картинка с красиво размытым фоном (боке) и четким объектом в центре более приятна глазу. Фотографируя на смартфон, очень сложно добиться эффекта боке.

Норико Гунжи, глава сингапурского отделения Canon, уверена, что смартфоны не угрожают спросу на профессиональные камеры, а напротив, способствуют развитию интереса к фотографии у молодежи и формируют поколение потенциальных покупателей зеркальных камер. По ее мнению, часть молодежи, регулярно заливающей фотографии в Instagram, со временем захочет улучшить качество снимков и примкнет к сообществу профессиональных фотографов.

Тем не менее некоторые эксперты уверены, что смартфон может потеснить профессиональные камеры там, где требуется оперативность съемки, а также компактность техники.

«Заменить профессиональные камеры в сегменте студийной (гламурной) съемки смартфоны не смогут, а в сегменте журналистики и жанровой фотографии – вполне возможно! На художественных достоинствах фотографии простота ее создания не сказывается,» – уверен Максим Букин из Союза фотохудожников России.

Будущее рынка

Рынок «мыльниц» терпит убытки. По производству компактных камер в 2016 году ударило землетрясение в Кумамото, которое вывело из строя завод Sony, поставлявший матрицы для многих фотоаппаратов.Люди больше не видят смысла в покупке компактных фотоаппаратов, так как смартфон позволяет добиться такого же качества снимка и моментально «расшарить» его.

«Действительно, традиционные покупатели камер переходят на смартфоны. Мы наблюдаем особенно сильное влияние на категорию компактных камер класса low-end (камеры марки IXUS). К сожалению, мы считаем, что эта тенденция, вероятно, продолжится, поэтому мы соответствующим образом корректировали нашу стратегию продукта. В некоторых странах наблюдается рост спроса на другие категории фотоаппаратов (DSLR, ML , Premium compact и т. д.) Будучи лидерами на рынке камерной индустрии, мы сделаем все возможное, чтобы обратить вспять негативную тенденцию и продолжить рост», – комментирует Джун Кирия.

Драйвером будут инновационные камеры с расширенными возможностями. Кирия отмечает, что необходимо развивать в обществе культуру фотографии/видеографии посредством маркетинговой деятельности. Таким образом, компании фокусируются на категориях, где фотоаппараты оказываются ценнее, чем смартфоны. Конечная цель – сосуществование камеры и смартфона в руках одного пользователя.

Зеркалки находятся в более выгодном положении благодаря качеству снимков и многолетней репутации среди профессиональных фотографов. Но и они, по мнению некоторых экспертов могут умереть – только угрозы стоит ждать не со стороны смартфона, а со стороны беззеркальных камер. Эти фотоаппараты основаны на электронном видоискателе высокого разрешения и поддерживают сменную оптику.

«Любая механика в перспективе уступает. Вместо CD-приводов в компьютеры устанавливают дополнительные жесткие диски (HDD). В зеркале нет смысла, поэтому оно постепенно уйдет. В новых моделях Sony Alpha 7 или 9 зеркала уже нет», – комментирует Максим Букин.

Беззеркальные камеры по габаритам и весу близки к компактным камерам, а качество картинки приближено к качеству зеркалки. Производители научились делать фотоаппараты с быстрым процессором и шустрым автофокусом. Такие камеры пригодятся бывшим владельцам компактных камер или продвинутым пользователям смартфонов, а также хозяевам зеркалок, которым надоело таскать с собой килограммовые «тушки» . Однако цены на качественные беззеркальные камеры пока приблизительно равны ценам на зеркальные фотоаппараты профессионального сегмента.

Смартфоны же будут непрерывно развиваться. Когда-нибудь камеры во всех смартфонах будут вычислительными. Основная идея вычислительной фотографии в том, чтобы фиксировать не само изображение, а визуальные данные, по которым затем восстанавливается картинка с помощью специальных программ. Это означает, что камере больше не будет нужен объектив: визуальные данные можно будет собирать с помощью микроскопической решетки или стеклянной сферы, преломляющей свет. Такие камеры будут реагировать со скоростью человеческого глаза, почти мгновенно фокусироваться, отслеживать объекты и приспосабливаться к различным условиям освещения. Это станет возможным благодаря инновациям, развивавшимся по следам технологии автофокусировки DigitalOptics MEMS , а также технологии Chimera от Nvidia, которая позволяет снимать HDR в реальном времени.

Оцените статью
Добавить комментарий