Зачем фотоаппарату зеркало? — Вопросы совместимости оптики. Перспективы развития беззеркалок.

Содержание статьи

Зачем цифровому фотоаппарату зеркало?

Все вопросы начинающих фотографов

Появление в продаже беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой и матрицей большого размера таких как Sony NEX, Nikon J1, Olympus Pen E-PL3, Panasonic Lumix DMC-GF3, Samsung NX200, Pentax Q, Pentax K-01 и.т.п, наводит на мысль, что эти камеры по своим характеристикам не уступают зеркальным камерам, в тоже время имеют более простую конструкцию и постепенно вытесняют зеркальные фотоаппараты, которые уходят в прошлое. Так ли это на самом деле и в чём преимущества (недостатки) зеркальных фотоаппаратов?

Что лучше: беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом
и большой матрицей или зеркальный фотоаппарат?

Беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом и большой матрицей вплотную подошёл к самому продвинутому классу цифровых фотоаппаратов – однообъективным зеркалкам. В этой связи, возникает совершенно справедливый вопрос: зачем в современном цифровом фотоаппарате нужен зеркальный видоискатель с хлопающим зеркалом – этот чисто механический анахронизм прошлого века?

Давйте не забывать, что беззеркальные фотоаппараты со сменным объетивом и большой матрицей по сути своей являются всего лишь продвинутыми компактами, хотя, многие из них уже трудно назвать компактными – по габаритам они практически сравнялись с зеркальными фотоаппаратами начального уровня. Но, кроме возможности менять объективы и наличия матрицы большого размера – эти камеры унаследовали от компактов принцип работы.

Фокусировка и замер экспозиции у этих камер производится точно так же как на обычных компактных “мыльницах” – по матрице. В беззеркальных фотоаппаратах применяется не очень быстрый, по современным меркам, способ фокусировки по контрасту.

Суть фокусировки по контрасту заключается в том, что изначально процессор фотокамеры “не знает” насколько резкое изображение на матрице и “считает” картинку нерезкой. Поэтому процессор, командует немного переместить объектив и проверяет наличие изменения контраста в сторону увеличения. Если контраст не достигается в прямом направления перемещения линз объектива, то процессор меняет направление перемещения и оптика сдвигается в обратную сторону. До тех пор, пока процессор не вычислил максимум контраста и не перешел его, оптические элементы объектива будут перемещаться. Когда максимальный контраст пройден, то выполняется шаг назад и автофокусировка прекращается.

Матрица фотоаппарата продолжает работать всё время процесса фокусировки по методу сравнения контраста, т.е. она нагреваться, что приводит к некоторому повышению шумности фотоснимка.

Наличие зеркала перед матрицей позволяет применить более быстрый метод фокусировки – фaзовый.

Основным элементом фазового метода фокусировки являются специальные датчuкu, число которых в дорогих моделях зеркальных фотоаппаратов может достигать нескольких десятков. Дaтчики фокусировки в зеркальном фотоаппарате получают фрагменты светового потока от разных точек кадра с помощью специальных мини зеркал, обычно расположенных под основным зеркалом. В случае точной наводки на резкость два световых потока будут находиться друг от друга на определённом расстоянии, заданном конструкцией датчика. В случае нерезкой картинки это расстояние будет больше или меньше заданного. Процессор фотоаппарата, измерив это расстояние, выдаёт сигнал, показывающий, в какую сторону и на сколько надо сдвинуть линзы объектива, чтобы выполнить наводку на резкость.

Поскольку при фазовом методе работы автофокуса процессор фотоаппарата “знает” насколько и в какую сторону нужно переместить оптическую систему объектива, чтобы картинка стала резкой, значительно сокращается количесвто перемещений оптики, в результате чего время фокусировки резко уменьшается. Быстродействие такой системы ограничивается в основном быстродействием механики объектива. В случае применения объективов с очень быстрым ультразвуковым мотором автофокуса (USM) фокусировка происходит практически мгновенно.

Фaзовый метод фокусировкиКонтрастный метод фокусировки

Замер экспозиции в зеркальном фотоаппарате, в отличие от беззеркального, осуществляется тоже по другому. Дaтчики замера экспозиции, как правило находятся в видоискателе и измеряют освещенность фокусировочного экрана. При этом, весь процесс настройки камеры происходит при выключенной матрице, которая работает только в момент экспонирования, т.е. после нажатия кнопки спуска затвора, что не приводит к увеличению шумов. Именно поэтому, цифровой зеркальный фотоаппарат при таком же физическом размере матрицы имеет меньше шумов.

Справедливости ради следует сказать, что существуют компактные камеры, которые реализуют оба метода автоматической наводки на резкость. Например, компактная камера Fuji FinePix Z800EXR оснащена системой фокусировки Hybrid Auto Focus. Однако, широкого распространения эта система по ряду технических причин пока не получила. В тоже время, современные зеркальные фотоаппараты, имеющие функцию LiveView работают в этом режиме по тем же принципам, что и беззеркальный фотоаппарат.

Однако, из-за наличия зеркала зеркальный фотоаппарат имеет ряд недостатков. Так, точность фокусировки по фазoвому методу зависит от качества юстировки оптической системы объектив-зеркало-дaтчик фокусировки. При работе автофокуса по методу контраста юстировка вообще не нужна, поскольку резкость наводится по матрице. Кроме того, при фазoвoм методе фокусировки не работают такие автоматические функции как определение лица и улыбки в кадре :о)

Кроме того, зеркало, хлопающее пред экспонированием кадра, может привести к незначительным вибрациям фотоаппарата, которые в при длинной выдержке могут привести к шевелёнке, даже если фотоаппарат установлен на штатив.

Чтобы избежать этого, рекомендуется при съёмке зеркальным фотоаппаратом со штатива устанавливать задержку срабатывания затвора, даже если вы спускаете затвор дистанционным пультом управления камерой. В этом случае при спуске затвора, сначала поднимается зеркало и, только через 1-2 секунды (когда вибрации вызванные подъёмом зеркала утихли), срабатывает затвор. Однако, при некоторых видах съёмки такая задержка неприемлема.

На подъём зеркала требуется какое-то время, поэтому “скорострельность” (возможность делать несколько кадров подряд с очень большой скоростью) зеркального фотоаппарата имеет предел. Но и в беззеркальных камерах после нажатия кнопки спуска затвора необходимо время для подготовки экспонирования матрицы. Так, что по этой характеристике оба типа камер очень близки.

Таким образом на современном уровне развития фототехники, обе системы и зеркальная и беззеркальная, имеют свои недостатки и преимущества. И, несмотря на появление в широкой продаже беззеркальных фотоаппаратов со сменным объективом и большой матрицей, отправлять зеркалку на “заслуженный отдых” пока ещё рановато :о) Впрочем, время покажет.

Беззеркальные фотоаппараты — плюсы, минусы, перспективы

Беззеркальные фотоаппараты существуют с позапрошлого века, однако в область цифровой фототехники этот термин вошел совсем недавно с выпуском первых компактов со сменной оптикой, которые и получили название «беззеркальные фотоаппараты». До этого такое словосочетание нигде не использовалось, а все множество цифровых фотокамер делилось на зеркальные и компактные, или, как их еще называют, «мыльницы».

Сегодня понятие беззеркальные фотоаппараты относится к совершенно определенному типу фотографических устройств, которые стремительно развиваются и захватывают все большую долю мирового рынка цифровых фотоаппаратов. И хотя по смыслу к ним можно отнести и компактные цифровые и дальномерные пленочные фотоаппараты и даже экзотические пластиночные, мы будем понимать под этим именно сложившееся на сегодняшний день определение.

Так что же такое беззеркальные фотоаппараты в современном понимании? Это цифровые фотокамеры, с достаточно большой матрицей, не имеющие откидного зеркала, но допускающие при этом использование сменной оптики. В настоящее время это понятие уже практически полностью сформировалось и широко используется как в технической литературе, так и в повседневном сленге.

Читайте также:  Фотобумага CACTUS: разумная альтернатива

Часто можно услышать мнение, что беззеркальные фотоаппараты всего лишь промежуточное звено между компактными мыльницами и зеркалками. Я с этим не могу согласиться. На мой взгляд, это новый этап в развитии цифровой техники, ставший возможным только сегодня благодаря техническому совершенствованию цифровых сенсоров (матриц) и стремительному развитию методов обработки сигналов.

Почему вообще появились зеркалки?

Ведь зеркало это дополнительный, достаточно сложный и дорогостоящий узел, а беззеркальные фотоаппараты проще, дешевле и даже теоретически надежнее (нет движущихся частей). Ответ лежит в истории развития фототехники, в далекой эпохе пленочных фотоаппаратов.

Дело в том, что пленка, в отличие от матрицы, это совершенно пассивный регистратор светового излучения. Она способна только зафиксировать падающий на нее свет, и чисто физически не может иметь быстрой обратной связи ни с узлами фотоаппарата, ни с фотографом. Что получится на пленке, мы узнаем только после ее проявления.

Но поскольку для того, чтобы сделать качественную фотографию, надо установить правильную экспозицию и сфокусироваться на объекте, пришлось изобретать всевозможные технические устройства, такие как механические дальномеры, откидывающееся зеркало, система экспозамера TTL, и многие другие. Среди них идея использовать зеркало для визирования оказалась очень удачной, что и предопределило появление зеркальных фотоаппаратов.

Сейчас все изменилось. Была сконструирована матрица, которая помимо регистрации изображения, может реализовать практически мгновенную обратную связь с электронными системами управления фотоаппаратом. И если бы фотокамеру изобрели сегодня, то, скорее всего это были бы именно беззеркальные фотоаппараты, а до использования зеркала дело возможно вообще бы не дошло.

Но реальность такова, какова она есть. Благодаря вековому развитию, зеркальные фотокамеры почти достигли своего совершенства и завоевали признание не только среди профессионалов фотографии, но и в любительском сегменте. А беззеркальные фотоаппараты пока выступают в качестве догоняющих, правда, очень быстрых, и стремительно приближающихся к лидерам.

Чем же они так хороши, что смогли посягнуть на недосягаемую раньше вершину, на которой с комфортом разместились зеркалки? Рассмотрим по порядку.

Плюсы

Компактность. Благодаря отсутствию зеркала, беззеркальные фотоаппараты могут быть гораздо меньше, чем аналогичные зеркалки. Можно много спорить о том, что маленький корпус неудобно держать в руках, негде расположить кнопки и органы управления, и т. д. Но! Отсутствие зеркала снимает ограничения на габариты, и это самое главное. А конфигурацию корпуса можно сделать любую, было бы желание.

Большая матрица. Радикальное преимущество по сравнению с компактными мыльницами. Чем больше матрица, тем больше света падает на каждый отдельный пиксель, меньше тепловой шум, выше чувствительность, лучше качество изображения и четкость снимка. В этом отношении беззеркальные фотоаппараты равны зеркалкам, в них используются такие же матрицы, как в профессиональной технике.

Использование сменных объективов для различных сюжетов. Снова приравнивает беззеркальные фотоаппараты к зеркалкам. Сменная оптика позволяет воплотить творческие замыслы фотографа в совершенно разнообразных условиях съемки и для совершенно различных сюжетов. В сочетании с большими матрицами сменные объективы безгранично расширяют возможности фототехники.

Произвольный рабочий отрезок. В зеркалках установленный между объективом и матрицей зеркальный блок накладывает ограничение на минимальный рабочий отрезок (расстояние от последней линзы объектива до плоскости матрицы), что ограничивает применимость многих типов объективов. Беззеркальные фотоаппараты такого ограничения не имеют. Используя переходники, к ним можно пристыковать множество разнообразных объективов, в том числе от старых пленочных фотоаппаратов дальномерного типа, т. е. в плане сменной оптики они теоретически даже превосходят зеркальные камеры!

Отсутствие двигающихся механических частей. Нет зеркала, нет и механики. Это позволяет повысить надежность, уменьшить шум при работе фотоаппарата, возникающий от хлопающего зеркала и исключить сотрясение и смазывание изображения при хлопке. Это то, с чем борются в зеркальных фотоаппаратах с помощью предварительного подъема зеркала и режима Live View.

Стоимость. Беззеркальные фотоаппараты дешевле, поскольку в них отсутствует зеркальный узел, агрегат довольно дорогостоящий. В сочетании с тем, что качество изображения соответствует самым высшим стандартам, этот фактор может являться определяющим при выборе фотоаппарата.

Минусы

Отсутствие видоискателя прямого визирования. Поскольку зеркала нет, приходится изощряться. Вся информация проходит через электронный тракт и выводится либо на дисплей, либо на электронный видоискатель, либо на оба одновременно. При этом дисплей трудно использовать для визуальной фокусировки и оценки глубины резкости (из-за его дискретной структуры), возникает некоторая задержка при наблюдении за быстродвижущимися объектами, неудобно снимать при ярком свете.

Меньшее время работы от аккумулятора. Беззеркальные фотоаппараты постоянно потребляют энергию из-за все время функционирующей матрицы и дисплея. В условиях полевой работы это весьма существенный недостаток. Кроме этого, постоянно работающая матрица может нагреваться, что повышает тепловой шум и ухудшает качество изображения.

Ограниченный парк сменных объективов. Так как зеркалки появились очень давно, для них разработано огромное разнообразие сменной оптики. Беззеркальные фотоаппараты здесь сильно отстают, и на сегодня это самый существенный их недостаток.

Система контрастного автофокуса. Существует две технологии автоматической наводки на резкость – контрастная и фазовая. Фазовая гораздо быстрее и точнее, но реализуется она через специальные датчики, свет на которые поступает путем разделения светового потока дополнительным полупрозрачным зеркалом. Это легко делается в зеркалках, имеющих подвижное зеркало, а вот беззеркальные фотоаппараты вынуждены использовать систему контрастного автофокуса, которая принципиально работает намного медленнее, чем фазовая.

Перспективы

Надо честно признать, что все минусы, которые мы рассмотрели, носят чисто технический характер. И как бы я ни любил зеркалки, скорее всего беззеркальные фотоаппараты существенно потеснят их в самое ближайшее время.

Видоискатель и дисплей смогут конкурировать с прямым визированием, когда появятся более современные устройства отображения информации. Принципиальных ограничений здесь нет никаких. То же самое можно сказать и про аккумуляторы. А расширение парка сменной оптики только вопрос времени.

Что касается автофокуса, то уже сейчас Nikon сумел встроить в матрицу датчики фазовой фокусировки и с успехом использует их совместно с контрастной системой в новейшей линейке инновационных фотоаппаратов Nikon-1. Причем датчиков этих аж 73 (!), т. е. больше, чем в топовой зеркальной модели D4 с 51 точкой фокусировки.

Думаю, что беззеркальные фотоаппараты имеют все шансы на успех, хотя и немного жаль привычные, надежные, любимые зеркалки. Скорее всего, они сохранят какую то долю рынка, в основном благодаря огромному арсеналу сменных объективов и множеству дополнительных принадлежностей. Но прогресс не остановить, и как мы когда то оплакивали пленку, такая же участь может ждать и зеркалки. А может, и нет. Время покажет.

Для чего в зеркальном фотоаппарате зеркало?

Есть 3 типа цифровых фотоаппаратов: это обычные мыльницы, а также зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, отличающиеся между собой технологией получения снимка. Зеркальные камеры используют зеркало и пентапризму, что сулит определенные преимущества. Но зачем это нужно? Для этого предстоит разобрать схему работы зеркальной камеры.

Технология получения снимка зеркального фотоаппарата

Ниже простая схема:

На рисунке под цифрой (3) находится пентапризма, в которую направляется свет от зеркала (1). Далее свет отражается в видоискатель (2), благодаря чему пользователь видит будущий кадр. Как только он нажмет на кнопку, происходит спуск затвора и зеркало приподнимается (или опускается), и тогда свет мгновенно направляется на поверхность матрицы фотоаппарата. Ну, а далее происходит стандартное преобразование светового сигнала в цифровой. Под номером (5) располагаются датчики фокусировки оптики.

Вот теперь, собственно, становится понятно, зачем нужно зеркало в цифровом фотоаппарате.

Преимущества использования зеркала с пентапризмой

И снова для наглядности представим схему:

устройство обычного цифрового фотоаппарата

В отличие от зеркального фотоаппарата, схема получения кадра в обычных мыльницах или беззекалках иная. Здесь световой поток СРАЗУ попадает на матрицу (1), затем информация считывается с матрицы процессором (2), обрабатывается и выводится на экран (3), который играет роль цифрового видоискателя.

Все бы ничего, но такая технология обладает некоторыми недостатками. Во-первых, процессору требуется время, чтобы считать изображение с матрицы и произвести его обработку, а иногда фокусировку. Поэтому картинка в видоискателе может отражаться с задержкой. Также поиск кадра требует большего расхода энергии, поэтому батарея в обычных мыльницах и беззеркалках садится очень быстро.

Читайте также:  Вторичный рынок оптики. Всё о покупке и продаже объективов — Секрет повышенного внимания к Sony. Резюме

При использовании зеркала все эти недостатки исключаются. В зеркальный видоискатель пользователь видит без искажений свой будущий кадр, а матрица и процессор включаются только в момент получения снимка. Отсюда и существенная экономия аккумулятора и более точный «прицел».

Разбиваем «зеркальные» мифы

или 10 причин, почему надо выбрать беззеркальную камеру

Годы идут, а споры вокруг беззеркалок не утихают. Пользователи зеркальных камер убеждают всех в том, что эти «компактные аппараты» не являются полноценным фотографическим инструментом, а значит, не могут использоваться серьезными профессионалами. Абсурдность ситуации заключается в том, что ключевыми элементами, которые определяют т.н. профессионализм зеркальными камер, являются: зеркало, пентапризма и матовое стекло. Признаем факт, что у беззеркалок всего этого нет. Как говорится, крыть нечем. Однако не будем погружаться в эмоции и перечислим достоинства беззеркальных камер, которые с лихвой перекрывают эти т.н. преимущества зеркалок.

1. Габариты

Беззеркальные камеры легче и компактнее, поскольку из их конструкции изъяли зеркало, пентапризму и матовое стекло. Это, пожалуй, самый основной и легкий для потребительского восприятия аргумент. Сравнивая для себя зеркальный и беззеркальный комплекты, можно увидеть, что беззеркальная камера меньше и легче, объектив, по сравнению с зеркалкой, перекрывает больший диапазон фокусных расстояний, разрешение у нее выше, а стоимость меньше. Беззеркалку можно положить в карман.

2. Масса

Во времена работы с зеркальной техникой я носил рюкзак массой до 36 кг. Если кому-то эта величина кажется несерьезной, то рекомендую пойти в тренажерный зал и попробовать штангу в 20 кг. Просто в течение часа поносите ее по залу. Фотографы крепкого телосложения скажут, что это посильное занятие. Да, с таким рюкзаком можно отправляться на съемку раз в. 3-4 месяца: Первое сентября, Первое мая, Восьмое марта. Как говорится, в охотку. А вот если это постоянная работа, да на протяжении всей жизни, то начинаешь обращать очень серьезное внимание на то, что ты кладешь в рюкзак и сколько весят эти предметы.

Мой настоящий беззеркальный комплект весит не более 10 кг, весом и габаритами он соответствует параметрам ручной клади. Та, с которой свободно пускают в салон самолета. Согласитесь, это комфортно. На выездной съемке абсолютно не важно, сколько у вас оборудования в студии. Важно лишь, сколько вы сможете взять с собой. Например, мой рюкзак вмещает две камеры с объективы, нодальную головку (!), фильтры с адаптерами. Если бы я использовал зеркальную технику, то для второй камеры места бы точно не нашлось.

Фотографам также нужно понимать, что любое тяжелое оборудование в фоторюкзаке это прямая нагрузка на их позвоночник, что может привести к куче профессиональных заболеваний: кифоз, лордоз, сколиоз, варикоз и проч. Конечно, в 25 лет об этом мало кто задумывается. А зря! Жизнь фотографа в 25 лет, только начинается.

Беззеркальные камеры легкие и компактные

3. Параметры

Только с появлением беззеркальных технологий стало возможным контролировать все съемочные параметры в видоискателе. Подчеркну — не видеть, а контролировать! В реальном времени изменяя параметры съемки, сразу видеть финальный результат. То, что должно получиться после нажатия на спусковую кнопку! В случае с зеркалками просто для того чтобы корректно изменить параметры, нужно смотреть на отдельный ЖК-дисплей! В условиях слабого освещения его подсветка включается отдельной кнопкой. Кстати, во многих топовых зеркалках невозможно изменить положение ЖК-дисплея? Он намертво вмонтирован в заднюю стенку корпуса. Стимулируя фотографа не снимать с нижних или верхних точек?

4. Шум при съемке

Беззеркальные камеры практически бесшумны. По крайне мере, они не издают такого грохота при съемке, как зеркалки, особенно в серийном режиме. Вспомните, какой стрекот стоит на пресс-конференциях, когда репортеры дружно «расстреливают серии». Безусловно, существуют технологии, которые позволяют уменьшить шум от хлопка зеркала. С одной стороны, это полупрозрачная технология, когда зеркало в момент съемки не понимается, но при этом теряется часть проходящего сквозь него света, с другой стороны это механические ухищрения, значительно увеличивающие финальную стоимость коробки. Не проще ли вообще убрать зеркало.

В повседневной жизни беззеркалки практически незаметны

5. Видео

Традиционно считается, что съемку видео следует осуществлять в ручном режиме наводки на резкость. Современные беззеркалки обладают настолько цепким автофокусом, что позволяют применять режим следящего AF в видеорежиме. Чего нельзя сказать про зеркалки. Система автофокуса в беззеркалках может эффективно следить за быстро движущимся на вас объектом даже в режиме телевика, а оператор при этом, может следить за развитием сюжета и получать при этом технически качественные результаты.

6. Питание

Критики беззеркалок заверяют, что эти камеры потребляют много энергии и быстро вырабатывают аккумулятор, поскольку энергоемкость «беззеркального» аккумулятора более чем в 2 раза меньше, чем у источника питания от зеркальной камеры. При этом замалчивается факт, что по габаритам аккумулятор от зеркалки в 5 раз объемнее и в 3 раза тяжелее. Если принимать во внимание чисто весовой параметр, то аккумуляторы того же веса и меньшего объема позволят мне сделать больше снимков, при этом 2 аккумулятора могут заряжаться в тот момент, когда 3-ий находится в работе. USB-порт позволяет заряжать аккумулятор прямо в камере, не останавливая при этом съемку. Если говорить о моем опыте, то на 10-12 часов съемки у меня уходит 3 аккумулятора, которые позволяют сделать при выключенной функции AutoPlay около 3 тыс. фото (в сравнении участвовали аккумуляторы NP-PW50 емкостью 1080 мА и LP-E4 2300 мА).

Откидной ЖК-дисплей позволяет снимать с различных ракурсов. Камера Sony Alpha A7R

7. Пыль на матрице

Существенная проблема цифровых фотокамер это пыль. Она попадает туда в момент смены объектива, а также в момент. движения (поднятия-опускания) зеркала. Зеркало, по сути, выдувает пыль изо всех щелей внутрикамерного пространства. Поскольку в беззеркалке такая деталь, как зеркало, попросту отсутствует, «зеркальной» пыли в них тоже не наблюдается. Лично я провожу тщательную очистку матрицы не чаще, чем раз в полгода. В случае с зеркалкой это нужно делать практически после каждой съемки.

8. Светосила

Еще один миф про зеркальные камеры. Зачем наращивали светосилу оптики? Чтобы снимать спорт? А может быть, для того, чтобы в условиях недостаточной освещенности можно было хоть что-то разглядеть в видоискателе? Картинка в электронном видоискателе беззеркалки выглядит значительно ярче той, которую я могу видеть через видоискатель зеркалки. Возможность наводить резкость по заданному фрагменту снимаемого изображения делает эту процедуру более точной. Другой пример. Некоторые съемочные задачи требуют использования ND-фильтра. В случае если его значение составляет 100х, то это фактически черное стекло. Если такой фильтр установить на объектив зеркалки, то ничего не увидишь, в отличие от беззеркалки.

Удобная эргономика удачно сочетается с компактными габаритами. Камера Sony Alpha A7II

9. Рабочий отрезок

Компактные беззеркальные камеры имеют короткий рабочий отрезок.На практике это означает, что с камерами можно использовать практически любые объективы (конечно же, через переходник), которые своим рабочим отрезком перекрывают рабочий отрезок камеры. Компания Metabones активно выпускает различные адаптеры для фотосистемы Sony E-Mount. Да и сами объективы, разработанные для беззеркальных камер, становятся более компактными. Как пример, можно рассматривать широкоугольные конструкции. В случае с зеркалками пара дорогих задних асферических линз просто отвечают за увеличение рабочего отрезка объектива.

10. Ресурс затвора

Одним из актуальных параметров камеры, особенно профессиональной, является ресурс затвора. В зависимости от класса модели этот ресурс может достигать от 10 до 600 тыс. срабатываний. Для 95% фотолюбителей этот параметр не столь значим. Для профессионалов он очень важен, поскольку используется при расчете «количества сделанных кадров», чтобы после выработки ресурса камеры можно было без труда купить новую. Ресурс электронно-механического затвора беззеркалок значительно выше, чем у зеркалок. Плюс отсутствие механизма подъема зеркала. На практике это может оказаться полезным при организации съемок в интервальном режиме (Time-lapse).

Читайте также:  Объективы Tamron SP — всё о топовой линейке для зеркалок

Уникальная компактность и отличная производительность. Камера Sony Alpha A5000

Заключение

Зеркальные технологии были изобретены во второй половине XIX века. Первая зеркалка появилась на свет в конце первой половины XX века. Первые качественные цифровые беззеркалки появились в конце 2008 года. Прошло всего 8 лет. Для фотоиндустрии в целом это ничтожно малый срок. Фотографы в массе своей отличаются повышенным консерватизмом. Чтобы перейти на новые технологии, им требуется время.

Из истории. Все профессиональные форматные камеры всегда были беззеркалками. Наличие в камере зеркала и пентапризмы, это всего лишь одно из технических решений, помогающее разглядеть кадр до момента съемки. Аргументировать преимущество фотосистемы, опираясь на наличие в ней зеркала, не совсем корректно. Эта деталь не принимает участия в формировании изображения, а лишь используется для визирования. Отчетливо понимая это, каждый фотограф должен решить для себя, готов ли он расстаться с атавизмом или оставить все как есть.

5 причин превосходства зеркалок над всеми остальными камерами

Давайте сразу проясним: наличие зеркала в конструкции фотоаппарата никоим образом не влияет на качество получаемой картинки. Беззеркальные камеры давно сравнялись с зеркалками по этому показателю, а некоторые (скажем, Sony A7s II) и вовсе опережают их. Однако DSLR-камеры по-прежнему имеют преимущества, которые невозможно реализовать в беззеркальных или компактных камерах. Многие книги и фотошколы отмечают, что каждый, кто хочет стать профессионалом, в фотографии, просто обязан перейти с «зеркалом» на «ты» — просто потому, что это позволит понять основные принципы и законы. Но сейчас речь не о философии, а сугубо о технике.

1. Удобная и проверенная конструкция

У любой цифровой зеркалки есть ярко выраженная рукоятка. Во времена пленочной фотографии многие камеры обходились без нее, но в цифровую эпоху этот элемент стал обязательным. Это не прихоть дизайнера и не заговор производителей – такая конструкция обусловлена строением кисти. Попытки изобрести велосипед в этой области обречены на провал. И это четко прослеживается на примере беззеркальных камер – все более-менее серьезные устройства не пытаются быть предельно компактными, а наоборот – стремительно приближаются по габаритам к зеркалкам и копируют их формы.

Очертания корпуса зеркалки Nikon D7200 и беззеркалки Panasonic Lumix GH4

Аналогии можно проводить бесконечно. Удобно ли вам было бы пользоваться треугольным рулем в машине? А круглым, но втрое меньшим по размерам? Понравилось бы стрелять из пистолета без рукоятки? Работать с мышкой кубической формы? Разумеется, нет. Это противоестественно. Как и форма камеры без рукоятки.

Камера без рукоятки — это противоестественно

Следующий момент – управление. Изменение ключевых параметров съемки должно производиться минимальным количеством действий. Поэтому на корпусе должно быть достаточно кнопок, скроллеров и прочих переключателей. Более того, все эти элементы должны быть определенным образом разнесены и иметь подходящую форму. Опять же, все эти факторы лучше всего учитываются производителями зеркальных камер.

2. Оптический видоискатель

Электронный видоискатель – невероятно жалкая попытка перенести ощущения от использования зеркальной камер в класс компактов или беззеркалок. Все преимущества оптического видоискателя преподносятся маркетологами как недостатки. Главный аргумент – возможность отображения картинки в таком же виде, в котором она будет сохранена на карту памяти. То есть камера учитывает текущие настройки экспозиции, баланса белого, чувствительности и прочего. Иначе говоря, в этом плане визирование по видоискателю ничем не отличается от построения кадра по экрану. В чем же подвох?

Глазок видоискателя и пентапризма, лежащая в его основе

Главный подвох состоит в медленной работе. Перед наведением на резкость картинка заметно лагает (что особенно напрягает в режиме следящей фокусировки). Кроме того, все попытки съемки через видоискатель в условиях плохой освещенности обречены на провал. Во-первых, при недостатке освещенности отображение будет тормозить еще сильнее. Во-вторых глаз будет резать чрезмерный шум. И в-третьих, вы рискуете вообще ничего не увидеть. В оптическом видоискателе лага нет вообще, а чувствительность человеческого глаза позволяет видеть там, где электроника пасует. Скажем так, плохое качество картинки на выходе не станет препятствием для получения этой самой картинки.

Электронный видоискатель — это медленно. Всегда.

Камера с электронным видоискателем

Ну и, конечно, если вам в самом деле нужно будет при визировании видеть тот же результат, который вы получите после съемки – вы всегда можете воспользоваться функцией Live View, которая есть практически во всех зеркальных камерах.

3. Точно заявленный ресурс

Зеркальная камера содержит кучу подвижных элементов. И они подвержены износу. А самый чувствительный элемент – механический затвор. Но, покупая зеркалку (за исключением самых доступных моделей), вы всегда точно знаете, сколько она вам прослужит. Конкретное значение зависит от класса камеры. Скажем, топовые модели (вроде Nikon D4s) могут похвастаться ресурсом 400.000 срабатываний. Этот момент является принципиальным для профессиональных фотографов, особенно работающих в жанре репортажа.

Фотограф с зеркалкой всегда знает, сколько ещё проработает его камера

Механический затвор зеркального фотоаппарата

У многих беззеркальных камер затвор может быть трех типов: электронный, механический или электронно-механический — а точный ресурс обычно не заявляется, что затрудняет планирование (в том числе финансовое).

4. Скорость и время работы

Экран и электронный видоискатель – самые «прожорливые» элементы. Поэтому время автономной работы средней беззеркалки как минимум вдвое меньше, чем у средней зеркальной камеры. 1000 кадров на одном заряде – абсолютно заурядный показатель для DSLR и совершенно немыслимое достижение для камеры без зеркала.

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

Еще один важный момент – скорость работы. Долгое время зеркалки располагали неоспоримым преимуществом в виде фазовой системы автофокуса, но теперь и беззеркалки фокусируются не хуже. А вот по времени включения, выхода из режима ожидания и лага затвора они по-прежнему вне конкуренции.

5. Парк оптики

Система Micro Four Thirds от Panasonic предложит вам 30 объективов. Почти столько же доступно и под маркой Olympus. Около 20 моделей выпущено для камер Fujifilm. Плюс несколько объективов от сторонних производителей. Это считается большим выбором. Разработка, производство и выпуск оптики на рынок – процесс долгий, дорогой и сложный.

У зеркалок есть огромное преимущество: оптика для них производится дольше, поэтому для Canon и Nikon число совместимых объективов исчисляется сотнями.

Неполный парк оптики Canon EOS

У Nikon никогда не менялся байонет с самого момента появления зеркалок, поэтому новые камеры механически совместимы с объективами 20- и 30-летней давности. Многие из них всё ещё в продаже и находятся вне конкуренции по соотношению цены и качества картинки. У Canon байонет менялся (FD и EOS), однако это произошло еще в 1980-х, так что этот факт и вовсе можно не принимать во внимание.

Справедливости ради стоит отметить, что темпы развития беззеркальных камер очень высоки и широкий парк оптики – это лишь вопрос времени. Уже лет через 7–8 они смогут сравниться в этом отношении с зеркальными камерами.

Нет, я ни в коем случае не призываю отказаться от беззеркальных камер. Они имеют и свои преимущества, продаются по адекватным ценам и заслуженно пользуются популярностью, однако их продвижение зачастую слишком агрессивно. Это может сбивать с толку. В мире уже полно людей, которые воспринимают интернет только с экрана смартфона и планшета. Их восприятие виртуального пространства отличается о того, как воспринимают Сеть поколения постарше. Вскоре та же участь постигнет и камеры – людей, не заставших на своем веку зеркальные камеры станет слишком много. И восприятие самого процесса съемки будет принципиально иным. Впрочем, зеркальные камеры с огромной вероятностью не исчезнут с рынка, но им придется слегка изменить курс развития. О том, что DSLR-камерам стоит позаимствовать у беззеркалок и компактов, мы поговорим в следующий раз.

Оцените статью
Добавить комментарий