Зачем фотоаппарату зеркало?

Содержание статьи

Про Фото

Обзоры и тесты, просто о сложном

Зачем покупают зеркалки

У большинства энтузиастов возникает потребительский зуд, и они бегут покупать зеркальную камеру, чтобы наконец-то погрузиться в удивительный мир фотографии. На самом деле, чтобы заниматься фотографией, зеркалка не нужна. И уж тем более не стоит вникать в технические параметры, в которых вы пока не разбираетесь и не можете воспользоваться ими на практике.

Костя уже писал о том, что не важно, на что вы фотографируете. Действительно, многие любители превращают фотографию в гонку вооружений, скупая самую современную технику на последние деньги, совершенно не понимая, что они делают, а самое главное – зачем, превращаясь в коллекционеров.

Некоторые мучают себя вопросом, стоит ли купить камеру сейчас или подождать пару месяцев и купить новую модель, которая только анонсирована. Это нелепо, хотя бы потому, что цифровые камеры устаревают уже через год, уступая место более совершенным моделям. Просто подумайте, стоило бы пять лет назад потерять месяц драгоценного времени, не фотографируя, чтобы потом стать счастливым обладателем уже безнадёжно устаревшей к сегодняшнему дню камеры? Стоило ли переплачивать лишние $200, чтобы в вашей камере было побольше мегапикселей?

Все современные камеры, даже мыльницы, вполне способны удовлетворить нужды любителей. Качество изображения примерно у всех одинаково, сравнивать картинки по пикселям глупо и непрактично. Наши внимательные читатели наверняка давно заметили, что мы рекомендуем камеры безотносительно качества картинки, ссылаясь только на вес, габариты, удобство управления и прочее, совершенно не связанное с фотографией.

Так зачем вообще нужны эти зеркалки? Для чего мы тратим на них деньги?

Фотографы, не коллекционеры, работают не столько с техникой, сколько со светом. Некоторые за светом буквально охотятся, не признавая искусственного освещения. Другие возят с собой десяток-другой чемоданов с осветительным оборудованием. Сколько бы эти ребята не рассказывали вам про преимущества новейших камер, все они работали с первыми цифровыми камерами, которые коллекционеры сейчас сочтут антиквариатом, однако, их работы появлялись в лучших журналах и галереях.

Зеркалки желанны прежде всего из-за гибкости настройки и удобства. На них обычно много всяких кнопочек и рычажков, которые в умелых руках превращают камеру в серьёзный инструмент. Тут ключевое слово – “умелых”. Это означает, что своей камерой надо владеть в совершенстве. Для этого нужна практика. Много практики. Я не советую бежать со свежекупленной камерой фотографировать концерт или ехать в отпуск, вы всё испортите, и вас ждёт разочарование. Сложное управление становится преимуществом, когда оно перестаёт мешать фотографировать.

Для этого потребуются репетиции.

Все эти кнопочки и пипочки очень полезны в том смысле, что заставляют вникать в суть происходящего. Это научит вас получать хорошие кадры даже в сложных условиях.

Именно для сложных условий зеркалки и нужны. Например, в условиях недостаточной освещённости. Понятно, что при плохом свете хороший кадр вы не сделаете, но если важно зафиксировать факт, например как для репортёра, то скорость и светочувствительность зеркалки будут большим преимуществом.

Зеркалка вас так же спасёт при фотографировании динамических сцен, где важна скорость и точность фокусировки.

Помимо этого, благодаря физическим свойствам, на зеркалке легко добиться малой глубины резкости, если вы захотите сделать портрет:

Кроме того, для зеркальных камер существует огромное количество всевозможных аксессуаров и объективов, если вы любите экспериментировать.

Ещё на продвинутых камерах встречается FP-синхронизация и возможность управления несколькими вспышками для реализации ваших художественных замыслов:

Зеркалки так же неплохи в случае, когда важна правильная цветопередача. Зеркало на цветопередачу никак не влияет, но обычно производители уделяют этому достаточно внимания в связи с тем, что техника недешёвая. По крайней мере, перекосы цвета на зеркалках встречаются гораздо реже, чем на мыльницах.

Как видно, всё это довольно специфические вещи, требующие определённых навыков и знаний. Это означает, что нет никакого смысла начинать с навороченной камеры. Пока вы разберётесь с управлением и с теорией, выйдет новая модель. Поэтому не надо гнаться за самой современной и дорогой камерой, это не поможет вам делать шедевры.

Лично мне вообще всё равно, на что я фотографирую. Самая лучшая камера – это та, которая с вами. Кстати, в последнее время даже смартфоны подтянулись по качеству картинки и составляют конкуренцию мыльницам и некоторым зеркалкам. Этого с лихвой хватит для семейного фотоальбома. По крайней мере, я не испытывал никаких неудобств, когда фотографировал для своего удовольствия в горах на Samsung Galaxy Note:

Но если вы твёрдо уверены, что зеркалка вам всё-таки нужна, то можете пользоваться нашими рекомендациями.

Кстати, заглавное фото сделано на древний телефон HTC Hero.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект “Про Фото”, это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

профессиональная фотостудия в Санкт-Петербурге Калинка-Малинка

Новые статьи

Популярное

фотоателье – фотостудия – фотосалон – фотограф

Зачем “зеркалке” зеркало

Зачем в зеркальном фотоаппарате зеркало

В данной статье речь пойдёт только о цифровых фотоаппаратах. Будем считать “войну” плёнка-цифра оконченной в пользу цифры. Итак, начнём.

Все фотоаппараты делятся на две категории: “зеркалка” и “мыльница”. Отличие их в наличии/отсутствии зеркала соответственно. Причём априори зеркалки считаются “крутыми” фотоаппаратами, а мыльницы “так себе”. Почему же такое деление? Сначала надо разобраться для чего вообще нужно зеркало в фотоаппарате. Для объяснения воспользуемся картинкой, взятой из интернета:

На картинке: слева “зеркалка”, справа “мыльница”. Красной стрелкой показано как движется изображение внутри фотоаппарата. Явно видно, что в видоискатель изображение попадает через объектив, отражается от зеркала, дальше преломляется через пентапризму, которая переворачивает изображение (чтобы люди были не вверх ногами в видоискателе) и “удлиняет” путь изображения с целью уменьшения размера изображения до размеров видоискателя (чтобы видно было всё, что будет в конце концов на фотографии). С мыльницей всё гораздо проще – нет видоискателя, поэтому не надо никакого зеркала.

Теперь попробуем разобраться зачем же нужно зеркало и почему “зеркалки” по умолчанию считаются “профессиональными” фотоаппаратами:

1. Отсутствие зеркала НИКАК не сказывается на качестве работы фотоаппарата. То есть для самого процесса работы фотоаппарата (чтобы фотоаппарат сделал снимок) зеркало вообще не нужно! Да, это так: если взять и убрать зеркало из зеркального фотоаппарата, то фотографировать фотоаппарат от этого хуже не станет.

2. Жидкокристаллические экраны ещё не достигли достаточного технического совершенства, для того чтобы заменить видоискатель: яркость (особенно в солнечный день на улице), зернистость (оценить резкость картинки на маленьком экранчике невозможно).

3. Производители на данный момент хорошие матрицы (большого размера) ставят только в зеркальные фотоаппараты и “мыльницу” со сменной оптикой найти крайне сложно (кажется всего пара моделей таких). Таким образом сейчас профессиональных фотоаппаратов типа “мыльтица” нет.

Подведём итог. Обычные люди (не фотографы), как правило, имеют слабое представление о композиции и золотом сечении, часто даже не знают что такое экспозиция и диафрагма, при фотографировании пользуются автоматическим режимом съёмки и полностью доверяются электронике фотоаппарата, то есть видоискатель обычному пользователю совсем не нужен, многие его считают атавизмом. Профессиональному фотографу важно контролировать будущий кадр заранее, ещё до нажатия на кнопку. На текущий момент контролировать будущий кадр возможно исключительно через видоискатель, а полноценный видоискатель (при имеющемся уровне развития техники) возможно реализовать только с помощью линз и зеркал (жк-экраны для этой цели пока не годятся). При всём при этом, для работы самого фотоаппарата, зеркало не нужно, так как технически зеркало НИКАК на качество снимка не влияет. То есть зеркало в зеркалке нужно исключительно ради видоискателя. Как только разовьётся жк-технология или появится другая (что вероятнее), которая сможет заменить оптический видоискатель электронным, так сразу исчезнут “зеркалки”.

Читайте также:  Китовый объектив: что это и как им снимать

Зачем цифровому фотоаппарату зеркало?

Все вопросы начинающих фотографов

Появление в продаже беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой и матрицей большого размера таких как Sony NEX, Nikon J1, Olympus Pen E-PL3, Panasonic Lumix DMC-GF3, Samsung NX200, Pentax Q, Pentax K-01 и.т.п, наводит на мысль, что эти камеры по своим характеристикам не уступают зеркальным камерам, в тоже время имеют более простую конструкцию и постепенно вытесняют зеркальные фотоаппараты, которые уходят в прошлое. Так ли это на самом деле и в чём преимущества (недостатки) зеркальных фотоаппаратов?

Что лучше: беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом
и большой матрицей или зеркальный фотоаппарат?

Беззеркальный фотоаппарат со сменным объективом и большой матрицей вплотную подошёл к самому продвинутому классу цифровых фотоаппаратов – однообъективным зеркалкам. В этой связи, возникает совершенно справедливый вопрос: зачем в современном цифровом фотоаппарате нужен зеркальный видоискатель с хлопающим зеркалом – этот чисто механический анахронизм прошлого века?

Давйте не забывать, что беззеркальные фотоаппараты со сменным объетивом и большой матрицей по сути своей являются всего лишь продвинутыми компактами, хотя, многие из них уже трудно назвать компактными – по габаритам они практически сравнялись с зеркальными фотоаппаратами начального уровня. Но, кроме возможности менять объективы и наличия матрицы большого размера – эти камеры унаследовали от компактов принцип работы.

Фокусировка и замер экспозиции у этих камер производится точно так же как на обычных компактных “мыльницах” – по матрице. В беззеркальных фотоаппаратах применяется не очень быстрый, по современным меркам, способ фокусировки по контрасту.

Суть фокусировки по контрасту заключается в том, что изначально процессор фотокамеры “не знает” насколько резкое изображение на матрице и “считает” картинку нерезкой. Поэтому процессор, командует немного переместить объектив и проверяет наличие изменения контраста в сторону увеличения. Если контраст не достигается в прямом направления перемещения линз объектива, то процессор меняет направление перемещения и оптика сдвигается в обратную сторону. До тех пор, пока процессор не вычислил максимум контраста и не перешел его, оптические элементы объектива будут перемещаться. Когда максимальный контраст пройден, то выполняется шаг назад и автофокусировка прекращается.

Матрица фотоаппарата продолжает работать всё время процесса фокусировки по методу сравнения контраста, т.е. она нагреваться, что приводит к некоторому повышению шумности фотоснимка.

Наличие зеркала перед матрицей позволяет применить более быстрый метод фокусировки – фaзовый.

Основным элементом фазового метода фокусировки являются специальные датчuкu, число которых в дорогих моделях зеркальных фотоаппаратов может достигать нескольких десятков. Дaтчики фокусировки в зеркальном фотоаппарате получают фрагменты светового потока от разных точек кадра с помощью специальных мини зеркал, обычно расположенных под основным зеркалом. В случае точной наводки на резкость два световых потока будут находиться друг от друга на определённом расстоянии, заданном конструкцией датчика. В случае нерезкой картинки это расстояние будет больше или меньше заданного. Процессор фотоаппарата, измерив это расстояние, выдаёт сигнал, показывающий, в какую сторону и на сколько надо сдвинуть линзы объектива, чтобы выполнить наводку на резкость.

Поскольку при фазовом методе работы автофокуса процессор фотоаппарата “знает” насколько и в какую сторону нужно переместить оптическую систему объектива, чтобы картинка стала резкой, значительно сокращается количесвто перемещений оптики, в результате чего время фокусировки резко уменьшается. Быстродействие такой системы ограничивается в основном быстродействием механики объектива. В случае применения объективов с очень быстрым ультразвуковым мотором автофокуса (USM) фокусировка происходит практически мгновенно.

Фaзовый метод фокусировкиКонтрастный метод фокусировки

Замер экспозиции в зеркальном фотоаппарате, в отличие от беззеркального, осуществляется тоже по другому. Дaтчики замера экспозиции, как правило находятся в видоискателе и измеряют освещенность фокусировочного экрана. При этом, весь процесс настройки камеры происходит при выключенной матрице, которая работает только в момент экспонирования, т.е. после нажатия кнопки спуска затвора, что не приводит к увеличению шумов. Именно поэтому, цифровой зеркальный фотоаппарат при таком же физическом размере матрицы имеет меньше шумов.

Справедливости ради следует сказать, что существуют компактные камеры, которые реализуют оба метода автоматической наводки на резкость. Например, компактная камера Fuji FinePix Z800EXR оснащена системой фокусировки Hybrid Auto Focus. Однако, широкого распространения эта система по ряду технических причин пока не получила. В тоже время, современные зеркальные фотоаппараты, имеющие функцию LiveView работают в этом режиме по тем же принципам, что и беззеркальный фотоаппарат.

Однако, из-за наличия зеркала зеркальный фотоаппарат имеет ряд недостатков. Так, точность фокусировки по фазoвому методу зависит от качества юстировки оптической системы объектив-зеркало-дaтчик фокусировки. При работе автофокуса по методу контраста юстировка вообще не нужна, поскольку резкость наводится по матрице. Кроме того, при фазoвoм методе фокусировки не работают такие автоматические функции как определение лица и улыбки в кадре :о)

Кроме того, зеркало, хлопающее пред экспонированием кадра, может привести к незначительным вибрациям фотоаппарата, которые в при длинной выдержке могут привести к шевелёнке, даже если фотоаппарат установлен на штатив.

Чтобы избежать этого, рекомендуется при съёмке зеркальным фотоаппаратом со штатива устанавливать задержку срабатывания затвора, даже если вы спускаете затвор дистанционным пультом управления камерой. В этом случае при спуске затвора, сначала поднимается зеркало и, только через 1-2 секунды (когда вибрации вызванные подъёмом зеркала утихли), срабатывает затвор. Однако, при некоторых видах съёмки такая задержка неприемлема.

На подъём зеркала требуется какое-то время, поэтому “скорострельность” (возможность делать несколько кадров подряд с очень большой скоростью) зеркального фотоаппарата имеет предел. Но и в беззеркальных камерах после нажатия кнопки спуска затвора необходимо время для подготовки экспонирования матрицы. Так, что по этой характеристике оба типа камер очень близки.

Таким образом на современном уровне развития фототехники, обе системы и зеркальная и беззеркальная, имеют свои недостатки и преимущества. И, несмотря на появление в широкой продаже беззеркальных фотоаппаратов со сменным объективом и большой матрицей, отправлять зеркалку на “заслуженный отдых” пока ещё рановато :о) Впрочем, время покажет.

5 причин превосходства зеркалок над всеми остальными камерами

Давайте сразу проясним: наличие зеркала в конструкции фотоаппарата никоим образом не влияет на качество получаемой картинки. Беззеркальные камеры давно сравнялись с зеркалками по этому показателю, а некоторые (скажем, Sony A7s II) и вовсе опережают их. Однако DSLR-камеры по-прежнему имеют преимущества, которые невозможно реализовать в беззеркальных или компактных камерах. Многие книги и фотошколы отмечают, что каждый, кто хочет стать профессионалом, в фотографии, просто обязан перейти с «зеркалом» на «ты» — просто потому, что это позволит понять основные принципы и законы. Но сейчас речь не о философии, а сугубо о технике.

1. Удобная и проверенная конструкция

У любой цифровой зеркалки есть ярко выраженная рукоятка. Во времена пленочной фотографии многие камеры обходились без нее, но в цифровую эпоху этот элемент стал обязательным. Это не прихоть дизайнера и не заговор производителей – такая конструкция обусловлена строением кисти. Попытки изобрести велосипед в этой области обречены на провал. И это четко прослеживается на примере беззеркальных камер – все более-менее серьезные устройства не пытаются быть предельно компактными, а наоборот – стремительно приближаются по габаритам к зеркалкам и копируют их формы.

Читайте также:  Лучшие объективы для Nikon

Очертания корпуса зеркалки Nikon D7200 и беззеркалки Panasonic Lumix GH4

Аналогии можно проводить бесконечно. Удобно ли вам было бы пользоваться треугольным рулем в машине? А круглым, но втрое меньшим по размерам? Понравилось бы стрелять из пистолета без рукоятки? Работать с мышкой кубической формы? Разумеется, нет. Это противоестественно. Как и форма камеры без рукоятки.

Камера без рукоятки — это противоестественно

Следующий момент – управление. Изменение ключевых параметров съемки должно производиться минимальным количеством действий. Поэтому на корпусе должно быть достаточно кнопок, скроллеров и прочих переключателей. Более того, все эти элементы должны быть определенным образом разнесены и иметь подходящую форму. Опять же, все эти факторы лучше всего учитываются производителями зеркальных камер.

2. Оптический видоискатель

Электронный видоискатель – невероятно жалкая попытка перенести ощущения от использования зеркальной камер в класс компактов или беззеркалок. Все преимущества оптического видоискателя преподносятся маркетологами как недостатки. Главный аргумент – возможность отображения картинки в таком же виде, в котором она будет сохранена на карту памяти. То есть камера учитывает текущие настройки экспозиции, баланса белого, чувствительности и прочего. Иначе говоря, в этом плане визирование по видоискателю ничем не отличается от построения кадра по экрану. В чем же подвох?

Глазок видоискателя и пентапризма, лежащая в его основе

Главный подвох состоит в медленной работе. Перед наведением на резкость картинка заметно лагает (что особенно напрягает в режиме следящей фокусировки). Кроме того, все попытки съемки через видоискатель в условиях плохой освещенности обречены на провал. Во-первых, при недостатке освещенности отображение будет тормозить еще сильнее. Во-вторых глаз будет резать чрезмерный шум. И в-третьих, вы рискуете вообще ничего не увидеть. В оптическом видоискателе лага нет вообще, а чувствительность человеческого глаза позволяет видеть там, где электроника пасует. Скажем так, плохое качество картинки на выходе не станет препятствием для получения этой самой картинки.

Электронный видоискатель — это медленно. Всегда.

Камера с электронным видоискателем

Ну и, конечно, если вам в самом деле нужно будет при визировании видеть тот же результат, который вы получите после съемки – вы всегда можете воспользоваться функцией Live View, которая есть практически во всех зеркальных камерах.

3. Точно заявленный ресурс

Зеркальная камера содержит кучу подвижных элементов. И они подвержены износу. А самый чувствительный элемент – механический затвор. Но, покупая зеркалку (за исключением самых доступных моделей), вы всегда точно знаете, сколько она вам прослужит. Конкретное значение зависит от класса камеры. Скажем, топовые модели (вроде Nikon D4s) могут похвастаться ресурсом 400.000 срабатываний. Этот момент является принципиальным для профессиональных фотографов, особенно работающих в жанре репортажа.

Фотограф с зеркалкой всегда знает, сколько ещё проработает его камера

Механический затвор зеркального фотоаппарата

У многих беззеркальных камер затвор может быть трех типов: электронный, механический или электронно-механический — а точный ресурс обычно не заявляется, что затрудняет планирование (в том числе финансовое).

4. Скорость и время работы

Экран и электронный видоискатель – самые «прожорливые» элементы. Поэтому время автономной работы средней беззеркалки как минимум вдвое меньше, чем у средней зеркальной камеры. 1000 кадров на одном заряде – абсолютно заурядный показатель для DSLR и совершенно немыслимое достижение для камеры без зеркала.

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

0 – среднее число фоторепортеров с беззеркальными камерами, работающих на спортивных мероприятиях

Еще один важный момент – скорость работы. Долгое время зеркалки располагали неоспоримым преимуществом в виде фазовой системы автофокуса, но теперь и беззеркалки фокусируются не хуже. А вот по времени включения, выхода из режима ожидания и лага затвора они по-прежнему вне конкуренции.

5. Парк оптики

Система Micro Four Thirds от Panasonic предложит вам 30 объективов. Почти столько же доступно и под маркой Olympus. Около 20 моделей выпущено для камер Fujifilm. Плюс несколько объективов от сторонних производителей. Это считается большим выбором. Разработка, производство и выпуск оптики на рынок – процесс долгий, дорогой и сложный.

У зеркалок есть огромное преимущество: оптика для них производится дольше, поэтому для Canon и Nikon число совместимых объективов исчисляется сотнями.

Неполный парк оптики Canon EOS

У Nikon никогда не менялся байонет с самого момента появления зеркалок, поэтому новые камеры механически совместимы с объективами 20- и 30-летней давности. Многие из них всё ещё в продаже и находятся вне конкуренции по соотношению цены и качества картинки. У Canon байонет менялся (FD и EOS), однако это произошло еще в 1980-х, так что этот факт и вовсе можно не принимать во внимание.

Справедливости ради стоит отметить, что темпы развития беззеркальных камер очень высоки и широкий парк оптики – это лишь вопрос времени. Уже лет через 7–8 они смогут сравниться в этом отношении с зеркальными камерами.

Нет, я ни в коем случае не призываю отказаться от беззеркальных камер. Они имеют и свои преимущества, продаются по адекватным ценам и заслуженно пользуются популярностью, однако их продвижение зачастую слишком агрессивно. Это может сбивать с толку. В мире уже полно людей, которые воспринимают интернет только с экрана смартфона и планшета. Их восприятие виртуального пространства отличается о того, как воспринимают Сеть поколения постарше. Вскоре та же участь постигнет и камеры – людей, не заставших на своем веку зеркальные камеры станет слишком много. И восприятие самого процесса съемки будет принципиально иным. Впрочем, зеркальные камеры с огромной вероятностью не исчезнут с рынка, но им придется слегка изменить курс развития. О том, что DSLR-камерам стоит позаимствовать у беззеркалок и компактов, мы поговорим в следующий раз.

Зачем фотоаппарату зеркало?

Беззеркалки… На сегодняшний день — это самый молодой класс фотоаппаратов. Но что уж скрывать, он не только самый молодой, но и самый загадочный для большинства фотографов. В статье мы постараемся расставить все точки над i в вопросах, связанных с беззеркальными камерами.

В чем плюсы и минусы их конструкции? Может ли сегодня беззеркалка конкурировать с зеркалкой? Для кого идеально подойдет такой фотоаппарат?

Для начала давайте совершим экскурс в историю фототехники. Какими были самые первые камеры? Их конструкция отличалась простотой: ящик, с одной стороны которого установлен объектив, а с другой — пазы, в которые вставляется либо матовое стекло, либо кассета с фотопластиной. Перед съемкой фотограф выстраивает композицию и наводит резкость по изображению, проецируемому на матовое стекло объективом. Все предельно просто и эффективно. Далее матовое стекло заменяется фотоматериалом (и это самый сложный момент, потому что для установки фотопластины необходима полная темнота), и делается снимок!

Современная форматная камера, по своей конструкции точно повторяющая фотоаппараты XIX века

Объектив формирует изображение на матовом стекле. Перед съемкой стекло заменяется фотопластиной

Все дальнейшее развитие фотоаппаратов шло по пути усложнения конструкции. Довольно скоро появились камеры, использующие вместо фотопластин пленку (скажем спасибо за это Джорджу Истману, предопределившему вектор развития фотографии на ближайшие сто лет). Вместе с этим у фотографа исчезла возможность смотреть через объектив на мир: для выстраивания композиции стали применяться отдельные видоискатели. Это могла быть простая металлическая рамка или сложный дальномер, отвечающий также и за наведение на резкость (именно такая конструкция характерна, например, для легендарных камер Leica, отечественных ФЭД и Киев). Существовали даже двуглазые фотоаппараты, один объектив которых отвечал за формирование изображения на пленке, а второй использовался для визирования по матовому стеклу. И именно в таких камерах впервые появилось зеркало, которое служило лишь для переотражения света под углом 90 градусов в шахтный видоискатель. Не правда ли, звучит как-то… несолидно? Но во всех современных зеркальных фотоаппаратах зеркало выполняет примерно те же функции: лишь переотражает прошедший через объектив свет или его часть в видоискатель.

Читайте также:  Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane — Что такое официальный споттинг, или Как снимать в аэропорту

Старый советский дальномерный фотоаппарат Киев-4, копия более ранней модели Contax

В 1950 годах компанией Asahi (впоследствии переименованной в Pentax) была разработана конструкция фотоаппарата, которой суждено было господствовать на рынке более полувека. Это был классический зеркальный фотоаппарат, в видоискателе которого фотограф мог видеть ровно то же, что видит объектив, благодаря переотражению света зеркалом в пентапризменный видоискатель. Успех такой камере был гарантирован, ведь она позволяла использовать сменную оптику, точно и быстро наводиться на резкость, оперативно реагировать на происходящее перед объективом. А зеркало? Оно все так же убиралось с пути света в момент нажатия кнопки спуска, являясь важным вспомогательным элементом в процессе создания фотографии, но никак не влияя на само качество получаемых снимков.

Первоначально зеркало использовалось лишь для переотражения света в видоискатель

С развитием электроники зеркальные фотоаппараты научились сами перематывать пленку и измерять экспозицию, а в 1985 году компания Minolta выпустила первые серийные автофокусные фотоаппараты. Да, это тоже были зеркалки! Именно тогда, с модели α7000, началась история современной сначала зеркальной, а теперь и беззеркальной серии Alpha.

Для наведения на резкость использовался специальный датчик фазовой детекции. Чтобы свет попал на него, часть основного зеркала фотоаппарат была сделана полупрозрачной, а за ним располагалось вспомогательное второе зеркало, переотражаюшее свет на датчик фокусировки. Слишком сложная конструкция? В 1985 об этом никто не задумывался: это был технологический прорыв, определивший вектор развития на ближайшие два с лишним десятка лет.

В центре зеркало имеет полупрозрачное окно, свет через которое попадает на датчик фазовой фокусировки

К началу двухтысячных, когда пленку в зеркальном фотоаппарате наконец заменили кремниевой матрицей, конструкторы уже научили систему зеркал быстро подниматься и опускаться, обеспечивая высокую скорость серийной съемки, а датчик фокусировки мог состоять из множества точек. Но была и обратная сторона медали: сложность конструкции никуда не делась и порой вызывала и вызывает ряд проблем у фотографов. Например, использование для фокусировки отдельного сенсора обуславливает проблему фронт— и бэк-фокуса (систематический промах автофокуса). Точки фокусировки по-прежнему не могут покрывать всю площадь кадра. А сам фотоаппарат, несмотря на все усилия инженеров, просто не способен скинуть лишние граммы и сантиметры: из-за громоздкого механизма зеркала и видоискателя он обречен быть относительно большим и тяжелым.

ВСЕ НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ. БЕЗЗЕРКАЛКИ

Альтернативные пути развития фотоаппаратов существовали всегда. Та же Leica и по сей день делает отличные дальномерные камеры. А еще в конце 1990-х появились первые цифровые компакты, которые подобно самым первым фотоаппаратам могли показывать на экране, как на матовом стекле, именно то, что видит объектив. Простота визирования по дисплею подкупала новичков и профессионалов: каких-то десять лет назад «мыльница» была в кармане каждого фотолюбителя. Но несменный объектив таких моделей ограничивал спектр доступных сюжетов съемки, а применяемые в них крохотные матрицы не могли обеспечить высокого качества изображения. Казалось, что альтернативой им могут быть только зеркалки с их большими матрицами и огромным парком сменных объективов, но конструкторы решили вновь обратиться к истокам.

Беззеркальные камеры стали альтернативой зеркалкам, имея при этом значительно меньшие габариты и вес

Оказалось, что в XXI веке вполне можно обойтись без усложнения конструкции фотоаппарата. Как и в XIX веке за основу был взят черный ящик, с одной стороны которого устанавливался сменный объектив, а с другой — светочувствительный элемент — матрица. Оценивать будущий кадр фотограф мог уже не по матовому стеклу, а по жидкокристаллическому дисплею, изображение на который в режиме реального времени передавалось с матрицы. Как видите, зеркалу в таких фотоаппаратах места не нашлось. Инженеры его просто выкинули за ненадобностью, уменьшив размер и вес фотоаппарата, а также затраты на производство. Так появились беззеркалки, позволяющие подобно своим зеркальным собратьям использовать сменную оптику и обладающие большими матрицами для обеспечения высокого качества изображения.

Примечательно, что наряду с названием «беззеркалки» сегодня используется термин «компактные системные камеры», по своей сути более точный.

Георгий Полицарнов: «Беззеркальные фотокамеры также еще называют Компактными Системными Камерами. Я слышал, что в компании Sony вы отказались от использования этих названий? Это правда? Почему? Как же вы тогда называете эту категорию?»

Андрей Курганов: «Я помню, когда мы только запускали наши первые беззеркальные камеры NEX-5 и NEX-3 в 2010 году, мы обсуждали с нашими коллегами из многих других стран, что название беззеркальные (или mirrorless по-английски), которое активно использовалось на тот момент – не самое лучшее. С одной стороны, оно действительно подчеркивает разницу между зеркальными камерами, и теми, в которых этого зеркала нет. С другой стороны, название категории должно нести более емкую смысловую нагрузку, а не обозначать отсутствие какого-то конструктивно неважного элемента. Это, как, например, автомобили с автоматическими коробками называть «безмеханиками».

И тогда мы все, маркетологи компании Sony, решили предложить в режиме мозгового штурма несколько вариантов новых названий, а затем проголосовать за наилучший вариант на взгляд большинства. Так мы пришли к названию Компактные Системные Камеры (или CSC – Compact System Cameras) и поддержали его. Тем более что название это было не ново, и уже некоторое время, пусть неактивно, использовалось на рынке. Я сам тогда участвовал в этом голосовании, предлагал вариант CSC и голосовал за него.

Что это название означает? Самое важное слово в этом сочетании – это Системные. Система означает, что вокруг фотокамеры может быть выстроена экосистема совместимых аксессуаров – объективов, вспышек, вертикальных рукояток, батарей, микрофонов, кофров. Все то, что по совокупной стоимости порой в разы превышает стоимость самой камеры. И то, что держит фотографа в рамках «Системы» одного бренда. В будущем, по мере устаревания фотокамеры, фотограф просто меняет фотоаппарат на новый, оставляя при этом саму систему. Правда, это описание больше всего подходит для зеркальных камер? Так оно и есть! Зеркальные камеры и есть системные. Только они некомпактные, большие и тяжелые. И вот для того чтобы показать отличие новой категории от зеркальных камер – в название было добавлено слово «компактные». То есть то же самое, что зеркальные, но меньше по габаритам и весу.

К сожалению, время показало, что это название тоже не самое лучшее. Фотографы в первую очередь читают слово «компактные» – и сразу же записывают камеры, к ним относящиеся, в «мыльницы». Это происходит на подсознательном уровне. Мы проводили много исследований. Многие фотографы даже не смотрят на характеристики камеры и, услышав слово «компактная», сразу относятся к камере, как к несерьезной.

Поэтому нами в компании Sony было принято решение переименовать полностью эту категорию и вынести в название самое главное. Так появились наши ILC – Interchangeable Lens Cameras – камеры со сменной оптикой. Именно сменная оптика – главное, что есть и в зеркальных и в беззеркальных камерах. Как же мы отличаем классические зеркалки от беззеркалок?

Очень просто – они отличаются байонетом, т. е. способом крепления объектива к камере. ILC-E – камеры со сменной оптикой, байонет Е. Это все те камеры, которые ранее назывались NEX. ILC-A – камеры со сменной оптикой, байонет А. Это те камеры, которые ранее назывались SLT или DSLR. Таким образом, как нам кажется, смысловой акцент в названии становится более правильным.

Я также помню, даже обсуждалась активно используемая на тот момент в среде фотографов аббревиатура EVIL – Electronic Viewfinder Interchangeable Lens, которую мы тоже рассматривали. В переводе означает «Сменная оптика и электронный видоискатель». В противовес зеркалкам – камерам со сменной оптикой, но оптическим видоискателем. Данное название даже тогда выглядело очень правильно. Но было отвергнуто из-за того, что больше походило на злую шутку, нежели на рабочий вариант. Слово EVIL в английском означает – ЗЛО. Я думаю, и в русском языке знатоки придумали бы, как его расшифровать.»

Оцените статью
Добавить комментарий