3D LUMIX G 12,5mm

Полевые испытания 3D-объектива Panasonic LUMIX G 12,5 мм / F12

Съёмка 3D-фотографий, несмотря на растущую популярность техники для домашнего воспроизведения стереоскопического контента, по-прежнему для многих остаётся занятием экзотическим и малодоступным. Одна из основных причин тому – небольшой выбор подходящих для этих целей фотокамер. Настоящего энтузиаста отсутствие или недоступность «магазинной» 3D-техники, разумеется, не остановит: найдётся способ или объединить две камеры воедино, или снимать стереопару поочерёдно одним объективом. Однако партизанские тропы фанатов – это, мягко говоря, не самые удобные дорожки для любителей комфортной фотосъёмки.

Дефицит недорогих и простых в использовании стереоскопических камер начал понемногу сокращаться в прошлом, 2010 году. Одной из компаний, серьёзно приложивших к этому руку, стала Panasonic, представившая осенью 2010 свой первый 3D-объектив для байонета Micro Four Thirds под названием LUMIX G 12.5mm/F12 (H-FT012E), предназначенный для нового поколения системных камер LUMIX G.

Идея, заложенная в этом решении, очень проста. Вы получаете удовольствие от 2D-фото- и видеосъёмки с помощью своей системной цифровой камеры LUMIX G и имеющегося в наличии соответствующего парка объективов. Когда появляется желание поэкспериментировать с 3D, или на горизонте образовывается сюжет, который, по вашему мнению, получит дополнительную выразительность в объёме, вам нужно всего лишь сменить оптику на компактный 3D-«блинчик».

Установка такого объектива автоматически переключает камеру в режим стереоскопической съёмки, и происходит маленькое чудо: появляется возможность снимать объёмные фотографии аппаратами, изначально для этого не предназначенными.

В начале года компания Panasonic пригласила группу столичных IT-журналистов на легендарную фабрику в городе Гжель Московской области, где на протяжении более шести с половиной веков производят знаменитый на весь мир гжельский фарфор. Именно эта фабрика была выбрана для полевых испытаний возможностей первого 3D-объектива для системных камер LUMIX G. В результате мы смогли составить своё мнение о возможностях трёхмерной съёмки новой техникой, а также побывать в уникальном месте и увезти на память потрясающие снимки и воспоминания.

Вот и всё лирическое вступление, теперь о сути.

⇡#Сменный 3D-объектив LUMIX G 12,5 мм / F12 в теории

Съёмный 3D-объектив LUMIX G 12,5 мм / F12 для цифровых системных камер LUMIX G Micro представляет собой две независимые, соосные и совершенно идентичные оптические системы, вписанные, в свою очередь, в общую оправу с диаметром типичного для системы LUMIX G типоразмера объектива. Одна из токопроводящих площадок контактной группы объектива является своеобразным «3D-флагом», передающим фотокамере сигнал переключения в стереоскопический режим. Стереоизображение, сформированное с помощью двойной оптической системы, поступает на единый сенсор, но далее обрабатывается как стереопара и записывается в файл-контейнер формата MPO (Multi Picture Object) в виде двух отдельных файлов JPEG разрешением 1600х904 пикселей каждый для возможности формирования полноценной 3D-картинки.

Конструкция правого и левого объектива единой системы состоит из четырёх оптических элементов в трёх группах. В результате получилась компактная и чрезвычайно лёгкая 3D-конструкция весом всего 45 грамм.

Ключевые характеристики объектива LUMIX G 12,5 мм / F12 (H-FT012) таковы:

  • Конструкция: 2х4 элемента в 3 группах;
  • Байонет: Micro Four Thirds;
  • Оптический стабилизатор: отсутствует;
  • Фокусное расстояние: f=12,5 мм (65 мм в 35-мм эквиваленте);
  • Апертура: F12 (фиксированная диафрагма);
  • Минимальная дистанция съёмки: 0,6 м;
  • Максимальное увеличение: порядка 0,02x (0,1x в 35-мм эквиваленте);
  • Угол обзора: 37 градусов;
  • Стереобаза: 10 мм;
  • Диаметр объектива: 57,03 мм;
  • Длина объектива: 20,5 мм;
  • Вес: примерно 45 грамм;
  • Аксессуары в комплекте: крышка объектива, задняя крышка, мешочек для хранения.

Перед тем как перейти к обсуждению полевых испытаний объектива, давайте расмотрим его сильные и слабые стороны на основании заявленных характеристик, ведь это позволит правильно сориентироваться с допустимыми условиями съёмки и на основании этого получить заведомо ожидаемые результаты.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на 5,2х кроп-фактор, полученный в результате компоновки такой системы. По сравнению со «штатным» кроп-фактором системы Micro Four Thirds, который и без того равен 2х, можно сказать, что вместе с объективом LUMIX G 12,5 мм / F12 получившаяся конструкция стремительно приближается к возможностям просьюмерских компактных фотокамер, для которых 5-кратный кроп-фактор — типичное явление.

Кроме того, обратите внимание на диафрагму: F12, фиксированная. Даже для малоопытного фотолюбителя очевидно, что если с 5,2-кратным кроп-фактором «вытянуть» качество картинки помогут чувствительный малошумящий сенсор камеры и качественный процессор обработки изображений, то с такой малой апертурой уверенно снимать можно только на ярком солнце или в студии с хорошим светом. Во всех иных ситуациях, включая любые эксперименты в помещении, понадобится либо штатив, либо вспышка.

Наконец, обращает на себя внимание 10-мм стереобаза объектива, что примерно в шесть раз меньше расстояния между глазами человека. Можно смело предположить, что снимки с ярко выраженным стереоэффектом будут получаться с применением этого объектива лишь на расстоянии не более нескольких метров от объекта съёмки.

Теперь о хорошем. Объектив действительно очень компактный и чрезвычайно лёгкий, ничего не стоит забросить его в сумку или карман и воспользоваться возможностью снять 3D-картинку при подходящих условиях. Фиксированная конструкция объектива гарантирует одинаковую освещённость и чёткую синхронизацию правого и левого кадров стереопары. Вполне приемлемый для 65-мм эквивалентного фокусного расстояния угол обзора 37 градусов позволяет уверенно компоновать кадр, а 10-мм стереобаза даёт гарантию того, что даже крупные планы с множеством деталей не вызовут слишком сильного «разноса» стереопары в запрещённые области и, следовательно, не создадут ситуации с чрезмерным напряжением глаз во время просмотра. Разумеется, если не снимать с расстояния меньше минимально рекомендованного, 60 см.

При съёмке в режиме 3D работает контрастный автофокус и отключаются функции управления автоматической/ручной фокусировкой, настройка диафрагмы, трансфокация, запись видео и ряд других настроек камеры. Кроме сохранени 3D-снимков в вышеупомянутом формате MPO, также есть возможность настроить камеру так, чтобы она записывала на флеш-карту дополнительный фотоснимок одного из каналов в формате JPEG.

Несколько слов о камерах, совместимых со сменным 3D-объективом LUMIX G 12,5 мм / F12 (H-FT012). Первой в этой серии стала Panasonic LUMIX DMC-G2. Для поддержки 3D-режима аппарату необходимо обновить внутреннюю прошивку до версии 1.1 и программное обеспечение PHOTOfunSTUDIO 5.0 HD Edition до версии 1.1 по адресу www.panasonic.ru/support/download.

Кроме того, объектив LUMIX G 12.5mm / F12 также по умолчанию поддерживается такими системными камерами как DMC-GF2 и DMC-GH2.

⇡#Сменный 3D-объектив LUMIX G 12,5 мм / F12 на практике

Сразу и с великим сожалением придётся отметить, что единого стандарта для отображения стереоскопических фотографий на просторах Интернета ещё не придумано. Есть различныпе способы анимации снимков с целью придания эффекта псевдообъёма, например:

Однако этот способ вряд ли можно назвать достойно отражающим стереоскопический эффект, к тому же в случае сохранения в формате GIF число цветов падает до 256.

Также в настоящее время отдельными ведущими компаниями индустрии делаются первые шаги по адаптации интернет-браузеров для просмотра 3D-файлов непосредственно в окне браузера. Наилучшим результатом можно назвать реализацию компании NV > 3 DVisionLive . com.

Наконец, существуют различные проекты энтузиастов. Наиболее известным из них и в какой-то степени наиболее успешным является StereoPhoto Maker, предоставляющий не только средства для редактирования и записи 3D-фотографий, но также специальный плагин для просмотра стереоснимков в браузере.

К сожалению, ни один из этих проектов не может в настоящее время претендовать на статус стандарта в области онлайн-показа стереоконтента. А жаль, ибо при наличии подобных возможностей просмотр результатов 3D-съёмки был бы значительно нагляднее.

Читайте также:  Обучающие фотографические туры от Академии Классической Фотографии

Мы представим вашему вниманию 3D-контент по привычной схеме: под JPEG-кадром снимка, уменьшенным до размеров строки, будет располагаться ссылка на исходный стереофайл в формате MPO.

Как было отмечено в самом начале статьи, все снимки в ходе поездки на фабрику по производству гжельского фарфора были сделаны исключительно в помещении при искусственном освещении. Сопоставив это с фиксированной диафрагмой объектива F12, можно сразу предположить, что процент годных несмазанных снимков с нормальным ISO (то есть фактически с приемлемым уровнем шумов) без применения вспышки и штатива был невысоким.

Так оно в целом и получилось. Более того, снимать витрины с многочисленными музейными образцами керамическо-фарфоровых шедевров оказалось сподручнее всё же со вспышкой. Однако кое-что вышло и без неё. Уровень шумов и приемлемые установки экспозиции можете оценить сами.

Как видите, бороться с шумами при ISO800 достаточно проблематично, в то же время диафрагма F/12 другого выбора при такой освещённости не оставляет. Впрочем, на большом экране в стереорежиме даже эта фотография смотрится вполне приемлемо.

Следующая фотография, где видны заготовки миниатюрных гжельских зайцев, сделана уже со вспышкой, но при столь скудном освещении это как раз уместно.

Ещё одна фотография без вспышки: идёт ручной процесс нанесения рисунка на подготовленный и предварительно обожжённый образец.

Эта фотография сделана не 3D-объективом, а обычным штатником, и приведена здесь для иллюстрации технологического процесса: расписанные и покрытые защитной эмалью образцы перед финальным обжигом окунают краями в специальный защитный раствор.

Образцы дореволюционного гжельского фарфора. Вспышка отработала весьма деликатно, кадр получился сочный и хорошими тёмными тонами. Дистанция съёмки близка к тому, что можно было бы назвать “макро”, поэтому стереоэффект на этих снимках выражен наиболее ярко.

Пример снимка с выразительным передним планом, разумеется, со вспышкой. Как видите, стереоэффект получился глубокий, но без выхода за разумные пределы запрещённой зоны, 3D-кадр смотрится комфортно, без напряжения.

Наконец, примеры того, как даже с небольшой 10-мм стереобазой 3D-объектива LUMIX G 12,5 мм / F12 можно делать хорошие снимки с передачей глубокого стереоэффекта на расстоянии нескольких метров от снимаемого объекта.

В завершение – несколько особенно понравившихся снимков:

Итого. При очевидно повышенных требованиях к условиям съёмки с помощью сменного 3D-объектива LUMIX G 12,5 мм / F12 можно получать замечательные результаты даже в, казалось бы, совершенно неподходящем освещении. Надо просто обладать необходимой сноровкой и приложить немного усилий.

И ещё одна мысль. На посошок. Уверен, инженерам Panasonic не составило бы труда сконструировать более светлый 3D-объектив для системных камер LUMIX с байонетом Micro Four Thirds. Например, что-то подобное сменной оптике для 3D-видеокамеры Panasonic SD-T750. Но спросите сами себя, готовы ли вы отправиться на прогулку с удобным компактным фотоаппаратом LUMIX G, и при этом носить с собой съёмную оптику габаритами с полулитровую банку?

Впрочем, если брать в расчёт нас, фанатов 3D-съёмки, многие бы неожиданно ответили на этот вопрос утвердительно. Да, я готов носить с собой крупный 3D-объектив, и пусть он будет хоть с литровую банку, если при этом кроме дополнительной светосилы сможет обеспечить… ещё и 3D-видеосъёмку. Там без светлой оптики уже действительно никуда, и в какой-то степени эту мысль можно считать нашим пожеланием разработчикам системы Panasonic LUMIX G Micro на будущее.

Panasonic Lumix G 3D 12.5mm f/12 Lens Review

Add this lens to your Micro Four Thirds camera and you instantly have a 3D stills camera. Find out how it performs.

The Panasonic Lumix G 3D 12.5mm f/12 lens is the world’s only 3D lens for interchangeable lens cameras, and is available in the Micro Four Thirds mount for both Panasonic and Olympus cameras. It features 2 x 12.5mm lenses with fixed aperture of f/12, as well as fixed focus with a hyperfocal distance of 0.6 metres to infinity.

Panasonic Lumix G 3D 12.5mm f/12 Features:

The lens is made up of 4 elements in 3 groups (x2) and the 12.5mm lenses are the equivalent of 65mm, so give a relatively cropped view with an angle of view of 37 degrees. The focus distance is 0.6m to infinity although subjects closer than 1m may not give a very effective 3D effect according to the manual. The stereo base (distance between the two lenses) is 10mm which isn’t very much compared to your eyes (roughly 65mm), although should be enough to provide 3D images. Unfortunately the lens / cameras do not support 3D video.

The rear of the lens features a metal mount, despite weighing only 45g. The Lumix G 12.5mm f/12 complies with the Micro Four Thirds System standard, which means it will work on recent Micro Four Thirds Panasonic or Olympus camera with 3D shooting mode, which includes Panasonic Lumix G2, GF2 and newer cameras and the Olympus OM-D E-M5.

Panasonic Lumix G 3D 12.5 f/12 Handling:

The lens is extremely compact with just a 20.5 mm length although feels / seems much shorter as it becomes much more compact towards the front which should make it very pocketable. The lens is constructed from high quality plastic, with a metal lens mount with excellent build quality. The lens weighs only 45 grams making it extremely light and compact on Panasonic’s smaller Micro Four Thirds cameras, such as the Panasonic Lumix GF3 and GF5. There is nothing to attach a filter to, and the lens features a rectangular front with a matching lens cap.

Panasonic Lumix G 3D 12.5 f/12 Performance:

The 3D lens takes two photos, one using the left side of the sensor, one using the right side of the sensor and then the images which are saved to the memory card are saved as a JPG 2D image from the left lens, and a 3D MPO file with both the left and right images. On 12 megapixel cameras the 2D image is 1600×1200, the 3D image double this at 3200×1200 and on higher resolution Micro Four Thirds cameras this will increase. When connected to the camera, the lens disables a number of features and options, for example it’s not possible to shoot in RAW mode or record videos.

Panasonic Lumix G 3D 12.5 f/12 Sample Photos

Sample photos: Click “High Res” to view the original 2 megapixel JPEG files, or “RAW” to download the .MPO 3D images for viewing. Viewing the 3D images on a 3DTV, results are quite impressive with good depth to images, although some images work better than others, for example the “Lone tree” image doesn’t work as well as expected. Indoors, or taking portrait photos seemed to show little 3D effect. Flare when shooting into the light doesn’t seem to be a problem despite the lack of hood. 2D images aren’t especially sharp, however do look better with a little sharpening in Photoshop or equivalent application. Chromatic aberration or purple fringing was not noticed and there does not appear to be vignetting.

Value For Money – There are no other 3D lenses available for interchangeable lens cameras, making this solution and lens somewhat unique, and as the lens is available for around £219 this makes it quite good value for money, especially if you already have the camera. The only other alternatives are compact cameras such as the Panasonic Lumix 3D1, available for around £390 and the Fujifilm FinePix Real 3D W3 available for around £200.

Panasonic Lumix G 3D 12.5 f/12 Verdict

This dual lens fixed focus 3D lens with a fixed f/12 aperture is an ultra compact addition to the Micro Four Thirds system, and offers a good value for money entry into the 3D world if you already have a compatible Panasonic or Olympus Micro Four Thirds camera. The view through the lens gives a cropped view equivalent to around 60mm in 35mm terms, which isn’t ideal for some and the low resolution is a little disappointing, however its higher resolution than Full HD TV so should be more than adequete for viewing at home and 3D results can be impressive.

Читайте также:  Объектив FUJINON XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR

Panasonic Lumix G 3D 12.5 f/12 Pros

Extremely compact
Good build quality
Decent value for money
Good 3D results

Panasonic Lumix G 3D 12.5 f/12 Cons

Does not support video
Fixed aperture f/12 needs good light
Low resolution (2 megapixel images)
2D images look quite soft

ru_lens

RU_LENS. Субъективно об объективах

Тесты, обсуждение, барахолка

Недавно у меня была возможность поработать с новым объективом Люмикс для съёмки 3Д. Поделюсь своими впечатлениями. Наверное, интересными окажутся тестовые фотографии, которых пока не так много в Сети.

Объектив прост в использовании, компактен. Всё, что нужно для получения 3Д фотографии: любая камера Люмикс серии G, объектив Lumix G 12,5/f12 . Ещё 3Д телевизор для просмотра.

3Д контент и развлечения набирают обороты. В 2010 году большая часть самых кассовых фильмов была снята по трёхмерной технологии. Основные производители бытовой техники предлагают в ряду телевизоров модели с поддержкой 3Д. Панасоник и Сони создали модели бытовых видеокамер, которые могут снимать в 3Д. Что же с цифровой 3Д фотографией?

Какое бывает 3Д

Первые попытки представить рядовому пользователю цифровое 3Д фото были сделаны компанией Пентакс в 2002 году. Тогда некоторые цифромыльницы поставлялись в комплекте с очками для просмотра отпечатков. Для съёмки 3Д фото нужно было сделать два кадра, немного сдвинув камеру по горизонтали. В аппарате был режим, который помогал совместить границы двух снимков. Ни о каких новых технологиях речи не шло. Пентакс предлагал возможность 3Д в ретро стиле. Снимки нужно было распечатать и смотреть через прилагаемые очки.

Недостаток описанного способа съёмки во временном сдвиге. Между двумя кадрами проходит время. Объекты движутся, освещение меняется. Фотографировать так можно ограниченное число сцен: очень трудно людей, животных невозможно.

Данный метод съёмки предлагается, например, в последних цифровиках Панасоник серии TZ. Идея та же, а просмотр результата на соответствующий телевизорах.

Чтобы получить “правильное” 3Д нужен синхронный захват изображения. Одно из решений, которое есть на рынке – камера Fujifilm FinePix Real 3D W3. У цифровика два объектива, две матрицы. Фуджифильм позволяет видеть 3Д картинку прямо на экране камеры. Файлы MPO можно просматривать на 3Д телевизорах. По отзывам, камера не вполне удачная – не всегда достигается эффект глубины.

Компания Панасоник решила задействовать для 3Д фото стандартную фотосистему Люмикс серии G. Всё, что нужно для 3Д фото – это объектив Lumix G 12,5/f12. Объектив подходит для камер Lumix G2, GH2, GF2. Прошивку нужно обновить до последней – в ней имеется поддержка данного стекла. Съёмка ведётся одновременно в обычный файл и формат MPO. На телевизорах, например, Виера, вставив карточку, можно ощутить глубину и реалистичность кадра.

Как это работает

Объектив состоит из двух оптических систем. В каждой 4 элемента в 3 группах. На матрицу камеры проецируются сразу две картинки. Каждая с небольшим сдвигом. На дисплее видно обычное изображение. Процесс съёмки не отличается от работы с традиционными объективами. Автофокус не требуется. Объектив сфокусирован таким образом, что всё оказывается резким с расстояния 0,6 м.

Для съёмки нужно много света. В помещении выдержка, скорее всего, окажется длинной для фотографирования с рук. Светосила оптики фиксированная f/12. Т.е. необходим штатив или вспышка. В солнечный день света будет достаточно.

Объектив оптимизирован для портретной фотографии (фокусное расстояние около 65 мм). Пейзажи будут плоскими, если нет интересного переднего плана.

На фотокамерах других производителей данный объектив не поддерживается. Люмикс G компактный и лёгкий – 45 г. Фильтры прикрепить нельзя. Средняя цена за новинку 10 тыс. руб.

Изображение

Критерии оценки качества для 3Д фото отличаются от обычных фотографий. Изображение показывается на телевизоре, который не требует высокой “мегапиксельности” камеры. Если снимать на высоких значениях чувствительности матрицы, шум будет виден и негативно влиять на общее впечатление.

Для 3Д фото важен эффект глубины и реалистичность. Чтобы их достичь сцену нужно мысленно разбить на три плана. Предметы и людей расположить во всех трёх планах. Передний план на расстоянии 0,6 м, второй 1–2 м, третий дальше 2 м. В этом случае снимки будут наилучшими.

Panasonic 12.5mm f/12 LUMIX G 3D

Your purchases support this site

Buy the Panasonic 12.5mm f/12 LUMIX G 3D

SLRgear Review
February 7, 2011
by Shawn Barnett

Reviewing a 3D lens naturally requires the hardware–TV and glasses–to view the effect, as the back of the current Panasonic cameras do not serve to show you 3D. So along with the new 12.5mm lens, Panasonic sent us a rather large plasma display, the TC-P50GT25 50-inch TV, and a couple of pairs of TY-EW3D10U battery-operated 3D glasses. Working together, the TV and glasses deliver an alternating 60 frames per second to each eye, which means that the TV puts out 120 frames per second, total. Called Active Shutter, the technology is universal to current 3D televisions, but it seems the brand of glasses needs to be matched to the television.

We shot a number of images of different subjects, including trees, dogs, kids, buildings, and cars. That gave us a pretty good feel for what the Lumix 12.5mm 3D lens could do. Though the active shutter technology built into the TV is optimized to deliver smooth video, according to marketing materials, the Panasonic GF2 does not produce videos with the 12.5mm 3D lens, only stills. The lens is also only compatible with the G2, GH2, and GF2 Micro Four Thirds cameras; currently no Olympus Pen Micro Four Thirds models support the lens. The camera can be set to record just the 3D image in MPO (Multi-Picture Object) format, or else the MPO plus JPEG in fine or compressed formats. Note that the resolution of the JPEG captured is 1.4 megapixels (1,600 x 904), because the lens is just laying down two images side by side on the camera’s sensor. The MPO is essentially the same times two, so don’t be expecting lush 12 or 16-megapixel images; the 3D images from this lens are intended primarily for electronic viewing.

ISO-Standard Dog. Charlotte the dog sat for the rare static photo, but only when she heard it was 3D. She fairly leaps from the screen in this sharp shot.
Download MPO file to play on a 3D television.

While using the lens was fun, we were quickly disappointed with a few aspects. One is that the very small, and fixed aperture of f/12 limits your shooting to bright daylight. The lens is hyperfocal, meaning that you don’t need to focus. Objects from 1.97 feet (60 cm) to infinity should be in focus in all shots; that’s really what you want for 3D, so no foul there. And though it’s a 12.5mm focal length, the angle of view is actually quite a bit narrower than a 12.5mm lens would be with any other MFT lens, again because it’s projecting two images side by side on the sensor (it should be a 25mm equivalent). Panasonic calls it 65mm equivalent at 16:9, and we’d have to agree. That kept us backing up quite a bit to frame images, sometimes quite a distance. So not just bright daylight, but preferably flat, open spaces are necessary to take advantage of this 3D lens.

What’s noteworthy is that Panasonic was able to deliver 3D imaging in such a small lens. 3D as we’re used to seeing it, however, is made with eyes that are separated by about 60-70mm (depending on the person), compared to this lens’s 10mm separation. This explains the lack of depth that we often perceived on the television.

Читайте также:  Анонс разработки EOS-1D X Mark III: революция отменяется!

Vehicles. To my eye, the vehicles are mostly 3D, but without the proper depth. The trees in the background are mostly flat.
Download MPO file to play on a 3D television.

I happened upon a nice day in mid-winter, and took a few shots of the kids outside, then piled them in the van for a trip to the office where we could see the pictures in 3D. I’m blessed with a yard that is big enough to zoom with my feet, and I found myself having to back off as much as 20 or 30 feet to frame images the way I’d normally do with a zoom, just to get two small kids in the frame. I also crouched down much of the time to allow for plenty of background in the pictures. I had the sense that I could see some of the 3D effect on the Panasonic GF2’s screen after capture, almost certainly an illusion, but it wasn’t until we got to the big 50-inch television that the images really popped.

Children. Most shots of the kids were well-defined from the background, but that background tended to curve up rapidly behind them to my perception.
Download MPO file to play on a 3D television.

Some of them, anyway. Whether an image popped really depended on the lighting and the distance between me, the subject, and the background. In fact, it seems that objects about halfway between the camera and the background stood out the most, an observation made by my oldest daughter. All three kids seemed to enjoy seeing themselves at first, and they fought for the two sets of glasses, with me fighting right along with them so I could have a glimpse, too. After about 10 minutes, though, the interest faded, and the younger boys wandered off to explore the office, while my daughter took the glasses off altogether, only putting them back on to see what I was talking about as I continued to rifle through the images. She was getting nauseated, and the glasses hurt her eyes. To be fair, she said she was nauseated before we got there, and it turned out she had a stomach flu after all. But the boys also said the glasses bothered their eyes after a few minutes of viewing, and when their sister freed up her glasses, they were not interested in coming back to see more (my youngest son refuses to watch 3D movies at the theater, so it’s impressive that this Panasonic TV held him as long as it did).

Publisher Dave (who’s notoriously sensitive to motion sickness) also reported some queasiness when viewing 3-D images. He thinks it’s caused by the way the scene position appears to shift when you move your head. If you don’t easily become seasick or just don’t move your head much while viewing, this may not be a problem for you.

Depth. This shot of the small truck should show what I mean with the lack of depth going back when viewed in 3D.
Download MPO file to play on a 3D television.

My eyes were slightly bothered by viewing the images at first, but I think I could get used to the glasses and TV. I was surprised that you could still see 3D fairly well as much as 45 degrees off-axis, unlike the passive 3D glasses I’ve used in the past. Each of the lab viewers experienced more or less 3D effect depending on the person. People with a very dominant eye might see no effect at all. I tended to see more than most, but I noticed a limitation: backgrounds often seemed to wrap back up toward the camera, rather than continuing cleanly back as I knew they should. As a result, you get the effect of paper cutouts against a steeply sloping background, rather than full depth. The 3D experts around me say it’s likely the small 10-millimeter separation between the lenses that causes the perceived compression, not so much the 65mm-equivalent lens. Another flaw in the viewing experience was that dark objects against a light background tended to show ghost images overlaying the dark portions, especially noticeable in people and tree trunks. This is likely the result of the glasses not completely blocking light when in the “off” state: Some of the other eye’s image leaks through, making the ghost images appear where a dark foreground object is next to a light one or vice versa.

The images were realistic enough that I found myself shifting my head to see if I could see more of a scene by moving to peek around a real opening into 3D space. When you do that, though, the 3D background just appears to float, unmoving, behind the foreground objects, an odd, somewhat unsettling phenomenon that caused a couple of viewer’s queasiness.

Lab shot. Here’s a tighter-than-usual shot of the INB indoor test target that should also show some depth.
Download MPO file to play on a 3D television.

Since we had the big, beautiful Panasonic 3D TV in-house, we also viewed a few images from the Sony NEX-3 made with the 3D Sweep Panorama function, as these are also MPO files. Results were good, with perhaps a bit more depth. But because the images are stitched from multiple images, it was really obvious where the stitching errors were made, because things like bunches of trees, which are considerably more difficult to stitch, would stand out as not conforming to the 3D world; one tree even popped out from the background to appear to be in front of the trees it was most certainly behind.

While I enjoyed looking at the 3D images for the novelty, I don’t think it’s something I’d do very often. Given how little time the kids looked at it, I’m sure I won’t be an early adopter of the technology, even though the television Panasonic sent us currently sells for about as much as a 2D 50-inch TV cost last year: around US$1,050 at current street prices. (And the TC-P50GT25 is a very, very good 2D TV as well, with great color, excellent dynamic range, and very fast refresh.) The glasses are about US$100 per pair. Those already invested in 3D, be it for gaming or movie viewing, will likely find the US$250 lens an inexpensive way to enjoy the hardware they already have, provided they also already have a Panasonic G2, GF2, or GH2. (Those same users might also see it as additional reason to buy into the whole Panasonic Micro Four Thirds camera lineup as a whole.)

Still, I’m glad I have some photos of the kids playing in 3D, because someday the technology may be as ubiquitous as the once-futuristic flat panels are today. Indeed, some of what we saw at CES 2011, especially glasses-free 3D, made even the most skeptical 3D doubters among us start to wonder. Perhaps instead of continued confinement to the iconic reels of the 72-year-old Viewmaster stereoscopic viewer, 3D might finally stick around, what with electronic capture and electronic display technology finally becoming the mainstream method of image creation and consumption. Meanwhile, if you want to start capturing 3D now, the Panasonic 3D lens is available for current or future G2, GF2, or GH2 shooters at a reasonable price.

3D LUMIX G 12,5mm

обзор товара Цифровой фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-G85 Body black