Canon разрабатывает матрицу размером 20х20 сантиметров

Canon разрабатывает матрицу размером 20х20 сантиметров

Вы посмеиваетесь над «кропнутыми» камерами и думаете, что «полнокадровая» матрица вашей камеры – большая. Тогда посмотрите, как выглядит по-настоящему крупная матрица. Её разрабатывают специалисты Canon, и на иллюстрации она показана в одном масштабе рядом с зеркальной камерой EOS 600D.

Впервые компания Canon рассказала о ведущихся разработках огромной сверхвысокочувствительной К-МОП матрицы ультравысокого разрешения ещё в августе 2010 года. Сейчас к описанию проекта на сайте компании добавились некоторые детали, в том числе рассуждения по поводу возможных применений суперматрицы.

«При съёмке цифровой фото- или видеокамерой необходим определённый уровень освещённости. Без него изображение не может быть получено – из-за недостаточной чувствительности», рассказывает Canon. «В погоне за дальнейшим увеличением чувствительности формирующих изображение элементов мы поставили цель достичь высоких уровней чувствительности и более крупных размеров элементов при сохранении высокой скорости считывания. Мы преуспели в этом, разработав К-МОП матрицу самого большого в мире типа, которая имеет форму квадрата со стороной около 20 сантиметров».

Да-да, размер матрицы – 200х200 мм. Конечно, вы помните, что стандартный «полный кадр» подразумевает размер 36х24 мм, то есть суперматрица Canon примерно в 46 раз больше по площади. Вот так она смотрится рядом с обычной «полнокадровой» матрицей:

Стоит заметить, что компания LargeSense недавно выпустила камеру LS911 с матрицей размера 229х279 мм (то есть, 9”x11”, откуда, очевидно, и цифры в наименовании модели). Разрешение той матрицы – 12 Мп, базовая чувствительность – ISO 2100. Однако она монохромная. Кстати, стоимость камеры LS911 – $106000.

Canon по-прежнему не раскрывает ни разрешение разрабатываемой матрицы, ни её чувствительность в формальных величинах. Говорится лишь, что она позволяет снимать видео с частотой 60 кадров в секунду при освещённости всего 0,3 люкс – примерно так светит полная луна.

«Среди возможных применений К-МОП матрицы ультравысокой чувствительности – видеосъёмка астрономических объектов, ночных животных, полярных сияний. Она также может использоваться в камерах ночного наблюдения», считают специалисты Canon.

Размер кадра. Или о весовых категориях.

Любой выбор – это сравнение, нам всем периодически приходится сравнивать. Дело неблагодарное, а главное – требующее отправных точек: что с чем можно сравнивать, пусть и с натяжкой, а что – и ставить рядом некорректно.

В качестве первого (а зачастую и основного) фактора для цифровых фотоаппаратов можно использовать физический размер светочувствительного датчика (ака “матрицы”). Чтобы сгруппировать все многообразие существующих размеров, предлагаю использовать весовые категории профессионального бокса (английские соответствия от Всемирной Боксерской Организации (World Boxing Association (WBA).

Поначалу хотел ограничиться размерами матриц цифровых фотоаппаратов, но потом решил себя ни в чем не ограничивать и добавил немножко про пленку: нет ничего нового и стандарты не берутся с потолка. Большинство привычных размеров (не учитывая матрицы компактных фотоаппаратов) пришли из пленочных времен, а в отдельных случаях (“Большой формат”) там пока и остаются: я надеюсь, что лет через 5 (если землетрясения, наводнения и цунами не помешают) мы увидим матрицы цифровых фотоаппаратов, по размерам относящиеся к “тяжеловесам” – большому формату. Пока же он – тяжелый и большой – остается уделом очень немногочисленных пленочников. Остальные “привычные” продвинутым фотолюбителям форматы и размеры – так или иначе – соотносятся с размерами пленки. Новые и непривычные (от Nikon 1/ CX и меньше) в пленочные времена отсутствовали и стандартизация еще впереди. Разброд и шатание сойдут на нет: придет время, когда себестоимость матрицы опустится до уровня, когда легче будет соответствовать стандарту, чем пытаться добавить долю миллиметра и выйти в более высокий класс.

Интересна разнонаправленность развития: на заре фотографии (с ростом качества светочувствительного материала) размеры уменьшались, в наш цифровой век наоборот – развитие технологии позволяет увеличивать размер матриц.

Получается следующее (на сегодня, завтра все может измениться):

  • Тяжёлый вес Heavyweight (большой формат)
  • Первый тяжёлый вес Cruiserweight (средний формат)
  • Полутяжёлый вес Light heavyweight (35 мм)
  • Второй средний вес Super middleweight ( APS – H )
  • Средний вес Middleweight (APS-C) + Foveon
  • Первый средний вес Super welterweight ( 4/3 и micro 4/3)
  • Полусредний вес Welterweight ( Nikon 1 / CX)
  • 1й полусредний вес Super lightweight ( 2/3 дюйма)
  • Лёгкий вес Lightweight (1/1,6)
  • 2й полулёгкий вес Super featherweight ( 1/1,7 дюйма)
  • Полулёгкий вес Featherweight ( 1/1,8 дюйма)
  • 2й легчайший вес Super bantamweight ( 1/2 дюйма)
  • Легчайший вес Bantamweight ( 1/2,3 и 1/2,33 дюйма)
  • 2й наилегчайший вес Super flyweight ( 1/2,5 дюйма)
  • Наилегчайший вес Flyweight ( 1/2,7 дюйма)
  • 1й наилегчайший вес Light flyweight ( 1/3 и 1/3,2 дюйма)

Ничто не совершенно и пришлось волюнтаристски объединить некоторые отличающиеся по размерам матриц фотоаппараты: APS – C от Canon , Nikon и фовеоновский APS – C от Sigma .

Подробнее по категориям.

Тяжелый вес.

Царь, просто царь – форматные камеры или большой формат.

Большим форматом называют фотоаппараты, работающие с пленками (или пластинами) размером 9*12 см и более. Исторически вся фотография началась с камер большого формата, а средний формат и плёнка появились позже. Стандартные размеры: 9*12 см, 13*18 см, 18*24 см. В павильонных, репродукционных и других специальных форматных камерах может использоваться плоская листовая фотопленка или стеклянные фотопластинки 10*15 см, 24*30 см, 30*40 сантиметров и более.

Первый тяжелый вес.

Чуть ближе к народу – средний формат.

Среднеформатные фотоаппараты используют фотопленку типов 120 и 220. Размер кадра может варьироваться: 45*60, 60*60, 60*70, 60*80, 60*90 мм и 60*120 мм, важно, что одна из сторон кадра равна 6 см – по ширине пленки. (Фактический размер кадра несколько меньше обозначаемого: например для формата 45*60 размеры поля изображения: 40-42*55,5–57,5 мм; для 60*90 — 55,5–57,5*86–88 мм). Плёнка типа 120 была внедрена фирмой Kodak в 1901. В 1965 году появилась плёнка 220го типа – плёнка типа 120 удвоенной длины.

Сейчас средний формат представлен фотоаппаратами, использующими пленочные или цифровые задники и полностью цифровыми фотоаппаратами с матрицами схожего со средним форматом размера. Наиболее “пленочные” размеры матриц встречаются у Mamiya/Phase One 645 – от 44*33 мм до полноценных 53,9*40,4 мм. Есть матрицы от Kodak размером 48*36 мм. “Народный средний формат” – Pentax 645 D – оборудован матрицей 44*33 мм, “антинародный” Leica S2 – 45*30 мм.

Полутяжелый вес.

Традиционный и всем известный “35 мм”.

Размер кадра составляет 24*36 мм и соответствует традиционному размеру кадра 135 пленки, появившейся в 1934 году. В цифровой фотографии фотоаппараты с матрицей такого размера принято называть полнокадровыми (Nikon D3 и D700, Canon EOS 5D, 1 Ds или Sony A900), а в пленочные времена они именовались “малоформатными” или “узкоплёночными”.

Диагональ кадра – 43,2 мм. Площадь – 864 кв. мм.

В модельном ряду Leica присутствует Leica M9 – единственный на сегодня дальномерный цифровой фотоаппарат с полнокадровой матрицей.

Второй средний вес.

APS-H ( Advanced Photo System-H)

Назван по аналогии с пленочным APS – H кадром (30.2*16.7 мм). “Аналогия”, правда, слабенькая – пленочный кадр имел соотношение сторон 16:9. APS – H – крайне немногочисленный отряд матриц по причине использования только Canon (кроп-фактор 1,3) со слабой поддержкой от дальномерной Leica M 8 с матрицей 18*27 мм (кроп-фактор 1,33).

Размеры 27,9*18,6 мм. Площадь 519 кв. мм. Диагональ 33,5 мм (Canon 1D mark IV)

Размеры 28,7*19.1 мм. Площадь 548 кв . мм . (Canon 1D mark II/mark IIN).

Средний вес .

APS-C (Advanced Photo System-C)

Пленочный APS – C (пленка Kodak типа 240 увидела свет в 1996 году) был призван победить и “убить” 35 мм формат. Размер кадра составлял 16.7*25.1 мм. Площадь 419 кв. мм. Диагональ кадра 30.1 мм, кроп-фактор – 1.4. Победить не удалось, да и вскоре в массы активно двинулась “цифра”. На сегодняшний день – вероятно – самый распространенный размер матриц для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Существует два с половиной варианта:

с кроп-фактором 1,5 ( Nikon , Sony , Pentax ) Размеры Nikon DX 23.6*15,8 мм. Площадь 373 кв. мм. Диагональ 28,4 мм.

с кроп-фактором 1,6 ( Canon EF – S ) Размер 22.3*14,9 мм. Площадь 329 кв. мм. Диагональ 26,7 мм.

и половинка: Foveon Sigma SD : 20,7*13,8 с площадью 286 кв. мм. Кроп-фактор 1,7.

Кроп-фактор вычисляется очень просто: нужно разделить 43,2 мм (диагональ полнокадрового 35 мм) на диагональ матрицы рассматриваемого фотоаппарата.

Кстати, есть еще Leica X 1, оборудованная CMOS матрицей размера APS – C – 23.6*15.8 мм – наверное, самый дорогой компактный цифровой фотоаппарат, и изумительный Fujifilm X 100.

Первый средний вес

4/3 и Micro 4/3.

От Olympus и Panasonic. Размер 17,3*13,0 мм. Площадь 225 кв. мм. Диагональ 21.6 мм. Соотношение сторон: 4:3. Кроп-фактор почти ровно равен 2. Матрица почти в 4 раза меньше полнокадровой матрицы по площади, что позволяет делать компактные по размеру и дружелюбные по весу фотоаппараты.

“Стандарт” был заложен “полукадровыми” фотоаппаратами, использующими обычную 135 пленку, но экспонирующими только половину кадра размером 18*24 мм, ставшие прорывом в продолжающейся в пленочные времена борьбе за компактность и миниатюрность. На стандартную кассету 35 мм пленки влезало в 2 раза больше кадров (72 на 36-кадровой пленке, 48 – на 24). Кадры имели вертикальную (портретную) ориентацию, в отличие от стандартной для 35 мм пейзажной (горизонтальной).

Полусредний вес.

Nikon 1/ CX

Совсем недавно появился Nikon 1/ CX c матрицей размером 13,2*8,8 мм и площадью 116 кв . мм . Кроп – фактор 2, 7 . В принятой для компактных цифровых фотоаппаратов системе названий он стал бы “дюймовым” или 1/1 дюйма.

Первый полусредний вес.

2/3 дюйма.

Размер 8,8*6,6 мм с диагональю 11 мм и площадью 58 кв. мм. Кроп-фактор 3,9. До появления системы Nikon CX считался “топовым” вариантом для компактных цифровых фотоаппаратов. Среди примеров : FujiFilm X10, X-S1, Sony Cyber-shot DSC-F717 и F828, Minolta DiMAGE 7Hi и A1, Nikon Coolpix 5000 .

Легкий вес

1/1,6 дюйма

Размеры 8,08*6 мм или 8,07*5,56 для 1/1,63 дюйма. Диагональ 10,4 мм, площадь 52 кв. мм. Кроп-фактор – 4,2.

Примеры: FujiFilm FinePix F 50 FD , Olympus XZ -1, Leica D – lux 4, Panasonic Lumix DMC Lx -3

Второй полулегкий вес

1/1,7 дюйма

Размер 7,44*5,58 мм . Площадь 41,5 кв . мм , диагональ 9,4 мм . Кроп-фактор 4,6. Сюда же стоит отнести и редкий 1/1,75 дюйма ( Ricoh Caplio GX 100).

Примеры : Canon G11 и G12, PowerShot S90, S95 и S100, Fujifilm Finepix S6000FD, S6500FD и F31FD, Nikon Coolpix P7000.

Полулегкий вес

1/1,8

Размер 7,14*5,36 мм. Площадь 38 кв. мм

Примеры: Nikon Coolpix P5000

Сюда можно отнести и рекордсмена среди матриц “фотоаппаратов в телефоне” – матрица Nokia N 8 имеет размер 1/1,83 дюйма.

Второй легчайший вес

1/2 дюйма

Размер 6,4*4,8 мм. Площадь 30,5 кв. мм.

Легчайший вес

1/2,3 и 1/2,33 дюйма

Размер 6,17*4,55 мм для 1/2,3 и 6,08*4,56 для 1/2,33. Один из самых распространенных размеров матриц для цифровых компактных фотоаппаратов. Площадь 28 кв. мм. Кроп-фактор 5.5.

Примеры : 1/2.3 Kodak Easyshare M530, Canon Powershot SX130 IS, Fuji Finepix Z70, Nikon Coolpix S8100, Leica V-lux 3, Panasonic Lumix DMC-FZ150

1/2.33″ Pentax Optio X90, Olympus SP600UZ, Kodak Z981, Leica V-lux 30 , Pentax Q .

Стоит отметить и присутствие размера 1/2,35 (5,76*4,32 мм), как в Fujifilm FinePix S 8000 FD .

Второй наилегчайший вес

1/2,5 дюйма

Размер 5,75*4,31 мм, диагональ 7,2 мм, площадь 25 кв. мм. Кроп – фактор 6.

Очень распространенный размер еще пару-тройку лет назад. Сейчас практически повсеместно заменяется матрицами “легчайшего веса” и все чаще встречается в телефонных камерах.

Примеры : Panasonic Lumix DMC-FZ18, Canon PowerShot A570 IS, IXUS 860 IS, Canon Powershot SX120IS, Sony Cyber-shot DSC-W80, Canon Powershot S5IS, Sony Cyber-shot DSC-H7, DSC-H9, Casio Exilim EX-V7. Телефоны : Sony Ericsson Satio, Nokia N86.

Наилегчайший вес

1/2,7 дюйма

Размеры 5,31*3,99 мм . Площадь 21 кв . мм . Диагональ 6,6 мм . Кроп – фактор 6,55.

Дела уже давно минувших дней. Пример: Nikon Coolpix 3500.

Первый наилегчайший вес.

1/3,2 и 1/3

Размер 4.54*3,42 мм для 1/3,2 и 4,80*3,60 для 1/3 дюйма. Применялись лет 8 назад. Сейчас чаще всего встречаются во встроенных в телефоны камерах. Пример: Nikon Coolpix 2100 , Sony Ericsson Vivaz .

Минимальный вес

Все, что меньше 1/3,2

Размеры 1/3,6 дюйма (4*3 мм), 1/4 дюйма (3,6*2,7 мм), 1/6 дюйма (2.40*1.80 мм) и меньше.

Укрупненно можно использовать весовые категории любительского бокса:

“Мегапиксельные” разводки

Когда закончится бессмысленная гонка “мегапикселей”

Как-то раз, занимаясь фотографированием уличной сценки, я заметил возле себя гражданина с новомодной фотомыльницей в руках. Он некоторое время с интересом смотрел на мою старенькую зеркалку Canon 20D, а потом задал многозначительный вопрос:
– Сколько мегапикселей в вашей камере?
– Восемь, – ответил я честно.
– А у меня 16, – гордо сообщил гражданин и с видом Наполеона, только что выигравшего битву при Аустерлице, пошел своей дорогой.
Давайте же разберемся, кто и зачем вбил в головы покупателей этот миф о мегапиксельности, как о главном критерий качества фотоаппарата.

Казалось бы, тут все логично. Чем больше мегапикселей в матрице, тем больше мелких деталей фотографируемого объекта мы можем получить на снимке.
Но проблема состоит в том, что результирующее качество снимка зависит не только от количества мегапикселей, но еще и от оптических качеств объектива. От его разрешающей способности. Никакая, даже самая идеальная матрица, не сможет «рассмотреть» детали, которые объектив не смог различить.

Поэтому, сразу возникает вопрос, а какова разрешающая способность современных объективов?
В советские времена существовал ГОСТ, по которому эта разрешающая способность измерялась. Единицей ее измерения была величина: «линии на миллиметр». Она указывалась для каждого производимого в СССР объектива. Например, любимый многими телевик Юпитер-37А 135/3,5 имел разрешение 45 линий/мм по центру кадра. Несмотря на постоянный прогресс, разрешение современных объективов увеличилось не столь значительно, как нам бы этого хотелось.

Если сейчас по советскому ГОСТу протестировать лучшие из них, то мы получим значения разрешения в переделах 60-70 линий на мм.
То есть при размере самой распространенной матрицы для компактной камеры – 1/2.5″ (5.8 x 4.3мм) – мы получим 580 линий по длинной стороне (возьмем разрешение компактного объектива равным 100 лин/мм) и 430 линий по короткой стороне.
Чтобы их различить, матрица должна воспроизводить вдвое большее количество линий. То есть иметь 1160 пикселей по длинной стороне и 860 по короткой.

Получается, что требуемое разрешение матрицы должно составлять примерно 1 мегапиксел.
Реальная зависимость разрешения системы «матрица + объектив» носит более сложный характер. Но можно с уверенностью сказать, что компактная камера с таким размером сенсора, имеющая 2 , максимум 3 мегапиксела, полностью бы исчерпывала возможности объектива.
Дальнейший рост числа мегапикселей приводил бы только к ухудшению качества снимка (падает чувствительность матрицы) и к увеличению затрат по перекачке излишних объемов информации.
Но зачем же тогда выпускать мыльницы с 12 или даже 16 МП?

Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим, как обстоит дело с качеством изображения мыльниц на практике.
Вот два снимка, сделанные в одно и то же время с помощью зеркалки «Canon 20D» (8 мегапикселей) объектив Canon 10 – 22/3,5-4,5 и компактной камеры Panasonic Lumix DMC-FT4 (12,5 мегапикселей).

Canon 20D с объективом Canon 10–22/3,5-4,5Panasonic Lumix DMC-FT4

В мелком масштабе снимки похожи, но вот как выглядит картинка при 100% масштабе изображения.

Canon 20D с объективом Canon 10–22/3,5-4,5Panasonic Lumix DMC-FT4

Такое ощущение, что снимок с мыльницы был подвергнут жестоким пыткам с помощью различных цифровых обработок. Он весь состоит из артефактов, шумов и прочей чертовщины.
Возможно, при печати снимка размером 10 на 15 см этот отвратительный рисунок, полученный мыльницей, заметен не будет, но стоит увеличить размер отпечатка, и вся ущербность маленькой матрицы выйдет наружу. Это при том, что Panasonic имеет в 1,5 раза больше мегапикселей, чем Canon.

Так почему же цифромыльницы, для которых было бы достаточно разрешения в 3 мегапикселя, вдруг доросли до 16 мегапикселей?
Ответ на это прост.
Чтобы увеличивать реальное качество снимка, нужно увеличивать размеры матриц и оптические характеристики объектива, а это дорого.
Куда проще массированной рекламой добиться того, чтобы в головах покупателя установился прочный знак равенства между количеством мегапикселей и качеством изображения, а потом поднимать эту мегапиксельность вплоть до абсурдных значений.

С помощью «Фотошопа» любой из вас может сделать из любой фотографии плакат хоть в 100 мегапикселей. Только качество картинки от этого не улучшается.
Отчего же мы готовы платить деньги за эту бессмысленную надпись «16 МП» на корпусе мыльницы?

Как ни странно, в дурацкую гонку за мегапикселями включились не только начинающие фотолюбители. Даже более искушенные пользователи всерьез обсуждают преимущества новых зеркалок, которые отличаются от своих предшественников по линейке только большим количеством мегапикселей.
Однако вот вам результаты независимого теста на сайте http://www.dxomark.com/ Там по одной и той же методике измеряется разрешение всех фотокамер со всеми объективами, а потому, имеется возможность сравнения.

Выберем новый высококачественный объектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и посмотрим, какое он дает разрешение, будучи установленным на старую камеру Canon 20D с 8 МП и новую Canon 50D с 15МП

На камере Canon 20D он дает – 44 линии на мм (смотри ЗДЕСЬ )

На камере Canon 50D – 46 линий на мм (смотри ЗДЕСЬ )

Получается, что мегапиксельность камеры возросла практически вдвое, а разрешение снимка увеличилось всего на 5% Вот почему я не спешу выбрасывать на помойку свою «двадцатку».

А пока могу посоветовать тем людям, которых интересует качество снимка, обращать больше внимания на физический размер матрицы, а не на количество мегапикселей в ней.

Canon анонсирует полнокадровую матрицу для видеозаписи в темноте

Многие из вас не раз были разочарованы плохим качеством изображения, сделанных с помощью матрицы CMOS архитектуры при слабом освещеннии. Canon только что объявила о новом CMOS- датчике, который вас порадует. Эта новая полноразмерная матрица, была разработана специально для видеосъемки при “исключительно низком освещение.” Canon утверждает, что сенсор может снимать видео высокого качества с высокой чувствительностью, при этом сохраняя очень низкий уровень шума.

Благодаря высокой чувствительности нового сенсора вы сможете зафиксировать такие моменты как – файершоу, тление ароматической палочки, или сюжеты освещенные бледным лунным светом.

Выше показаны одинаковые сцены, которые были сняты с использованием и без использования данной матрицы «Без использования» (слева) и «С использованием» (справа). Сверху вниз, мы видим звездное небо ночью, комнату при свечах, и пейзаж при лунном свете.
Новый датчик CMOS исключительно чувствителен из-за чрезвычайно большого фиксирования света на поверхности. Каждый микрон может поймать в 7,5 раз больше света, чем обычные матрицы Canon.

Кроме того, что матрица фиксирует больше света, чем обычный сенсор, она еще и оснащена специальными технологиями, которые помогают убить шум, который, в свою очередь, создает много проблем для качественного снимка, или видеозаписи.

Все эти возможности позволяют новой матрице делать ясные видео даже в условиях с минимальным освещение 0,03 лк света, что примерно соответствует уровню освещенности при свете полумесяца. На этом уровне освещенности, человеческий глаз практически ничего не видит.

Вот пример видео, показывающие удивительное отличие этого нового датчика, по сравнению с традиционными сенсорами:

Потенциальные области применения новых датчиков могут быть связаны с наблюдением за звездами, природой или в целях безопасности. Canon представит возможности новой матрицы на шоу в Токио, но в настоящее время нет информации о том, когда новая матрица поступит в продажу.

Размер матрицы все, что нужно знать

Раньше было вполне логичным, что покупая компактную камеру, вы получали небольшую матрицу, а если выбирали крупногабаритную зеркалку со сменными объективами, матрица на ней была значительно больше. Это сказывалось на качестве фотографий, поскольку чем больше матрица, тем более детализированы были изображения.

Сейчас это в принципе, тоже в какой-то мере актуально, матрица — это самая дорогая часть камеры в плане производства, и чем больше матрица, тем и камера, соответственно, дороже. Потому на дорогие камеры обычно не устанавливаются матрицы 1/2.3 дюймовые, а на дешевых, соответственно, не найти полнокадровую.

Но надо сказать, что сейчас многие производители стали предлагать компактные камеры с относительно большими матрицами, точно так же как и камеры под сменные объективы с меньшими матрицами. Так что разобраться в ситуации, пожалуй, стало сложнее. Небольшие матрицы способны отлично срабатывать в различных условиях, и даже имеют некоторые преимущества перед большими.

За последние годы и сама технология создания матриц значительно продвинулась вперед, так что сегодня большое количество предлагаемых вариантов может смутить даже опытного пользователя, что уж говорить о тех, кто приобретает первую фотокамеру. А ведь размер матрицы еще и на фокусном расстоянии сказывается, так что учитывать при выборе камеры действительно нужно очень многое.

Итак, мы решили разобраться в различных типах матриц, чтобы расставить все по местам. Но для начала нужно уточнить, как именно размер матрицы влияет на эффективное фокусное расстояние.

Фокусное расстояние

Итак, мы уже выяснили, что размер матрицы связан с фокусным расстоянием, то есть с тем, какой именно объектив подойдет вашей камере. Если вы приобретаете компактный девайс с не съемным объективом, проблема сама собой отпадает, то есть с позиции покупателя это гораздо проще. Но не просто так профессионалы выбирают именно те камеры, где объективы можно менять. Любой объектив должен иметь поле (круг) изображения или диаметр света, который существует в объективе и который покрывает размер матрицы. Есть одно исключение, к которому мы вернемся позже.

Итак, встроенные или нет, объективы всегда помечены реальным фокусным расстоянием, а не эффективным фокусным расстоянием, которое вы получите при использовании на той или иной камере. Но проблема в том, что различные объективы с различной маркировкой могут в итоге обеспечить одно и то же фокусное расстояние для работы. Почему? Потому что они предназначены для разных матриц. Именно поэтому производители помимо маркировки указывают эквивалент, где основным расстоянием считается 35мм или полнокадровая матрица.

Вот — один из примеров: камера с матрицей меньше чем полнокадровая вполне может использоваться с 18-55мм объективом, но на деле фокусное расстояние, которое вы получите будет ближе к 27-82мм. Это все происходит потому, что матрица не достаточно велика, чтобы использовать объектив точно так же как смог бы полнокадровый. Из-за того, что периферическое пространство внутри объектива не принимается в расчет, получается тот же эффект как от использования объектива с большим фокусным расстоянием.

В компактных камерах может был установлен 19мм объектив, но из-за размера матрицы, который меньше фуллфрейма, вы получите в итоге большее фокусное расстояние, около 28мм. Точная длина определяется кроп-фактором, то есть числом, на которое нужно увеличить данное под фуллфрейм фокусное расстояние, чтобы выяснить какое расстояние получится на той или иной камере.

Размеры матриц

1/2.3 дюйма

Размер такой матрицы примерно 6.3 x 4.7 мм. Это — самая маленькая матрица, которую можно найти в современных камерах, и чаще всего — в бюджетных компактных моделях. Разрешение такой матрицы составляет, как правило, 16-20 Мп.

По крайней мере такой расклад был самым популярным какое-то время назад. Сегодня многие производители стали делать больший упор на любительские фотоаппараты с большими матрицами, так что и размер такой не так распространен как ранее.

Однако, преимущество в том, что такой размер позволяет получить компактную камеру и использовать ее с длиннофокусными объективами, например компактными суперзумами. А большая матрица значит, что и объектив понадобится больший.

При хорошем освещении такие камеры могут предоставить неплохой результат, но для более придирчивых фотографов они точно не подойдут, поскольку при низкой освещенности будут зернить.

1/1.7 дюймов

Размер этих матриц 7.6 x 5.7мм. С такой матрицей гораздо проще выделить объект съемки из фона, и соответственно, производительность в плане деталей как в тени, так и на свету. Так что использовать их можно уже в более разнообразных условиях. Раньше такие камеры были самыми распространенными среди любителей, но сейчас их место стремительно занимают дюймовые матрицы, о которых речь и пойдет дальше.

А вот 1/1.7 дюймовые матрицы используются в некоторых относительно устаревших камерах Q-серии Pentax.

Дюймовые матрицы

Размер дюймовой матрицы 13.2мм x 8.8мм. Сегодня такие матрицы очень популярны на различных типах камер, размер позволяет им оставаться легкими и компактными. Логично, что самый популярный способ применения для дюймовой матрицы — это карманные любительские камеры, на которых объектив будет лимитирован 24-70мм или 24-100мм (если брать эквивалент 35мм). Однако, на некоторых суперзум камерах он тоже используется?, примеры — это Sony RX10 III и Panasonic FZ2000.

Гораздо лучше дюймовая матрица нам знакома по камерам Nikon серии 1, например Nikon 1 J5 — отличной и легкой камере, которая способна делать отличные фото и снимать 4К видео. Такую матрицу можно встретить даже среди смартфонов — Panasonic CM1.

Камеры с дюймовой матрицей способны показать результаты, значительно отличные от предыдущих вариантов. Качество их будет высоким, а даже компактные камеры, как правило, имеют широкую максимальную апертуру, так что на матрицу попадает достаточно света, потому и фотографии выходят четкими и резкими.

Частично, это результат технологии, а не только размера матрицы. Матрицы современного производства могут более эффективно захватывать свет.

Микро 4/3

Матрица микро 4/3 имеет физический размер 17.3 x 13мм. Этот формат используется в компактных зеркалках и беззеркалках Olympus и Panasonic. Они ненамного больше по размеру, чем дюймовые матрицы, но меньше чем APS-C, речь о которых пойдет ниже.

По сути, микро 4/3 — это четверть размера полнокадровой матрицы, так что считать для нее активное фокусное расстояние предельно просто: достаточно умножить фокусное расстояние на 2.

Иными словами, 17мм объектив на камере с матрицей микро 4/3 обеспечит фокусное расстояние такое же, как 34мм объектив на полнокадровой матрице. По аналогии, 12-35мм даст 24-70мм и так далее.

На камере Lumix DMC-LX100 используется матрица микро 4/3 разрешением 12.8 Мп. Это — одна из компактных цифровых камер, которые обладают большим количеством функций и небольшим размером. Камера оснащена объективом Leica с фокусным расстоянием 24-75мм.

Средний физический размер такой матрицы 23.5 x 15.6мм. Такая матрица используется на зеркальных камерах для начинающих и любительских камерах, а сейчас и на многих беззеркалках. Матрица APS-C обеспечивает отличный баланс между качеством изображения, размером и вариативностью в плане совместимости с различными объективами.

Не все APS-C матрицы одинаковы по размеру, ведь это зависит от производителя тоже. Например, матрицы APS-C на камерах Canon физически немного меньше чем те, что установлены в Nikon и Sony, таким образом ее кроп-фактор равен 1.6x, а не 1.5x. В любом случае, APS-C — это всегда отличный вариант и профессиональные фотографы нередко предпочитают его для съемок природы и спортивных мероприятий, потому что благодаря кроп-фактору появляется возможность “приблизиться” к объекту съемки имеющимся объективом.

APS-C доступны на некоторых компактных камерах, например Fujifilm X100F, это обеспечивает высокое качество для фотографий на портативных камерах, особенно в комплекте с объективами с постоянным фокусным расстоянием. 23мм объектив на Fujifilm X100F, имеет широкую максимальную апертуру, потому с помощью этой камеры можно без труда добиться узкой глубины резкости.

Размер матриц APS-H как правило равен 26.6 x 17.9мм. Сегодня этот формат практически не встречается, и ассоциируется только с устаревшими моделями Canon EOS-1D (EOS-1D Mark III и Mark IV). Сейчас, правда, в этой серии используются фуллфреймы.

Поскольку APS-H больше чем APS-C, но меньше полнокадровой матрицы, кроп-фактор, соответственно равен 1.3х, потому 24мм объектив обеспечит на такой камере фокусное расстояние приблизительно 31мм.

Одна из последних фотокамер, где можно встретить такую матрицу — это Sigma sd Quattro H. Однако и Canon решили не отказываться от APS-H совсем, и предпочли применить эту матрицу для камер наблюдения, а не для зеркальных фотоаппаратов.

Фуллфрейм

36 x 24мм она же фуллфрейм, она же полнокадровая матрица и она же примерно такая же по размеру как негатив пленочной фотографии. Используются полнокадровые матрицы на любительских и профессиональных камерах и считаются самым удобным вариантом для съемок. Размер такой матрицы позволяет ей принимать на себя больше света, вследствие чего и фото получаются выше по качеству чем с меньшими матрицами. Соответственно, и когда речь идет о количестве пикселей, выбор больше. А разрешение полнокадровых матриц варьируется от 12 до 50Мп.

Кроп-фактор, конечно, в случае с полнокадровой матрицей значения не имеет, так как маркировка объектива будет соответствовать активному фокусному расстоянию. Однако же, некоторые объективы, созданные под APS-C матрицы все равно можно использовать с фуллфреймами, но разрешение будет ограничено (камера обрежет углы, чтобы избежать виньетирования). Но проверять совместимость, разумеется, нужно всегда, иначе есть риск повредить зеркало.

Средняя (медиум) матрица

44мм x 33мм – размер такой матрицы. Это, очевидно, больше фуллфрейма и с момента появления такие матрицы вызвали оживленный интерес и дискуссии. Они использованы в камерах Fujifilm GFX 50S, Hasselblad X1D и Pentax 645Z, последняя немного старше остальных. Применяются они в основном, исключительно профессиональными фотографами в силу цены таких камер и их специфики.

Не факт, что на этом развитие матриц как таковых остановится, но пока что это — все доступные на рынке типы матриц, а какая подойдет для ваших фото интересов, решать только вам.

Читайте также:  Fujifilm X-A10 – любительская системная камера
Оцените статью
Добавить комментарий