Обзор и тест объектива Fujinon XF 16mm F2.8 R WR — Выводы

Объектив Fujinon XF 16 mm f/ 2.8 R WR

Внешний вид

Графики MTF

Опт. схема

Формат: APS-C (crop)

Тип: Постоянное фокусное расстояние (фикс)

Фокус: Автофокус

Система: FujiFilm XF, FujiFilm XF

Год начала производства: 2019

Оптическая схема: 10 элементов 8 групп (2As)

Средняя цена:

Характеристики:
Фок. раст.Макс. диафр.Мин. диафр.Леп-в диафр.МДФ (м.)Фильтр (мм.)Вес (гр.)Длина (мм.)
16mmf/2.8f/2290.174915545
Дополнительная информация:
  • угол 83,2°
  • максимальное увеличение 0,13х
  • диаметр 60 мм
  • цена 400 $

Fujinon XF 16mm F2.8 R WR Super EBC – сверхширокоугольный объектив с постоянным фокусным расстоянием и защитой от непогоды для цифровых беззеркальных камер FujiFilm X.

Шаговый мотор в приводе автофокуса с возможностью FTM. Защита от пыли и брызг в виде 9 уплотнителей и с возможностью работы до -10°С. Бленда в комплекте.

Ссылки на Web-ресурсы:

  • PressRelease
  • Сайт производителя

Добавил:dvДата публикации: 02.03.2019

Почему Fujifilm 16-55mm f2.8 лучший зум объектив?

50% космоса

Компания Fujifilm владеет ровно половиной доли рынка всех объективов, которые используют спутники на своих орбитах. Это японский производитель, “знает секрет” создания лучших продуктов и удивительно эффективно реализует свою маркетинговую стратегию для потребительского сегмента техники.

После того, как Fujifilm XT-3 стал лучшей гибридной камерой 2018 года, по мнению самых авторитетных блогеров, изданий и по объективным цифрам продаж, пришло время нам ответить на вопрос: “какой объектив лучше для него и чем именно?”. Этим сейчас и займемся.

Красный бейдж = преиумум

Без сомнения, купив любой объектив Фуджифильм, стоит ожидать отменное качество, как фотоснимков, так и сборки самих объективов. Но есть 4 объектива в линейки c “red badge”, которые сами Fujifilm называют премиальными:

  • 8-16mm f2.8
  • 16-55mm f2.8
  • 50-140mm f2.8
  • 100-400mm f4.5-5.6

Значение аббревиатур на объективе

Следующее будет актуально для всех объективов Fujifilm (и с кроп матрицей, и среднего формата тоже):

LM (“linear motor”) – технология линейного двигателя, которая непосредственно перемещает элементы объектива в бесконтактном состоянии, обеспечивает бесшумную работу и превосходную реакцию фокусировки. Объектив XF16-55mm f2.8 R LM WR использует технологию линейного двигателя в блоке фокусировки и блоке стабилизации изображения для достижения высокоскоростной и высокоточной фокусировки, а также улучшенной стабилизации изображения. Благодаря превосходному энергопотреблению технология демонстрирует сильные преимущества при записи видео и других условиях съемки, в которых используются постоянные движения объектива, на котором нужно фокусироваться.

WR (“weather resistant”) – пыле и влагозащита. Чтобы вы имели возможность использовать объектив в тяжелых погодных условиях, было применено герметичное уплотнение в различных частях линз, но герметизация не единственная технология, которая делает линзы «WR» уникальными. Воздушная вентиляция является еще одной технологией, которая играет важную роль в защите объектива. Объем внутреннего цилиндра изменяется для зум объективов, таких как XF16-55mm, которые увеличивают общую длину объектива при приближении / увеличении фокусного расстояния. Это означает, что воздух движется внутри тубуса объектива. Плавное движение воздуха необходимо для плавного масштабирования при записи видео, но для этого не так много места.
Для решения этой проблемы во внутренней части нижней части тубуса объектива установлен вентилятор. Эта система защиты эффективно предотвращает попадание частиц пыли и влаги в линзу, обеспечивая бесперебойную и долгосрочную работу техники. Технология “WR” помогают сделать объектив устойчивым к атмосферным воздействиям.

R (“ring”) – кольцо, которое находится на самом объективе и открывает / закрывает диафрагму. При этом не имеет физической связи, а управление осуществляется через контактную группу на объективе. Дублируется и настройками других элементов управления, но большинство old school предпочитают именно такое управление диафрагмой. Очень удобная опция для каждого объектива Fujifilm.

Nano-GI (“ring”) – использование новой технологии покрытия Nano-GI (Gradient Index), для лучшего поглощения световых потоков, а так же борьбы с нежелательными артефактами.

Обзор Fujinon XF 16-55/2.8 R LM WR

Введение, конструкция, характеристики

На протяжении нескольких лет компания Fujifilm последовательно и продуманно строит компактную систему Fujifilm X, сопровождая выход новых камер выпуском высококачественных объективов. Один из последних объективов, выпущенных в линейке Fujifilm X – светосильный зум Fujinon XF 16-55 mm F/2.8 R LM WR. Заметим, что в системе Fujifilm X уже давно существует штатный зум 18-55/2.8–4, который идет в «китовых» комплектах со многими камерами Fujifilm. Причем, в отличие от китовых объективов многих систем, которые имеют типовую светосилу F/3.5–5.6 и не блещут оптическими свойствами, по сути выполняя роль «стартовых» для новичков, которые впоследствии осознают свои нужды и заменяют китовые штатники на более качественную оптику, объектив Fujinon 18-55/2.8–4, формально «китовый» и «младший», уже очень хорош! Он светосильный, компактный, имеет оптическую стабилизацию и обеспечивает отличную картинку. Однако Fujinon 16-55 – объектив более высокого уровня, и он, конечно, имеет свои преимущества над 18-55. Прежде всего, это наличие в диапазоне зума более широкого угла от 24 экв.мм, существенно расширяющего на практике возможности фотосъемки. Главный же аргумент в пользу Fujinon 16-55 – более качественная картинка, которую способен выдавать этот объектив. Именно качество изображения специалисты Fujifilm ставили во главу угла, когда разрабатывали 16-55.

Fujinon 18-55/2.8-4 (слева) и Fujinon 16-55/2.8 (справа)

Комплект из камеры Fujifilm X-T1 и объектива Fujinon 16-55/2.8 уже не назовешь «компактным» в прямом смысле. Выглядит он весьма солидным и ощущается довольно увесистым. И хотя в руке камера лежит по-прежнему удобно, а вес неплохо сбалансирован, начинаешь все же задумываться о дополнительном хвате, который делает рукоятку более глубокой – благо такой аксессуар у Fujifilm действительно существует, и даже не в одном варианте (MHG-XT или MHG-XT Large, а также батарейный блок VG-XT1).

Корпус объектива выполнен из комбинации металла и высококачественного пластика. Конструкция выглядит прочной и надежной.

Управляющие кольца – фокусировки и трансфокатора – работают мягко и плавно, с оптимальным уровнем сопротивления. Ручная фокусировка буквально доставляет удовольствие.

На кольцо зуммирования нанесены значения фокусного расстояния – 16, 23, 35 и 55. Это абсолютные миллиметры, которые для получения «пленочного» эквивалента нужно умножать на 1.5.

Объектив имеет внутреннюю фокусировку, то есть фокусировка осуществляется перемещением внутренних линз. Передняя линза при этом не вращается, что важно при использовании поляризационных и градиентных светофильтров. Диаметр резьбы под крепление фильтров – 77 мм.

Диафрагменное кольцо поворачивается с легкими, но четкими, щелчками, отмечающими шаги по 1/3 экспоступени. Самое крайне положение кольца (дальше значения F/22) отмечено красной буквой А, означающей включение автоматики камеры для установки диафрагмы. Таким образом в камерах Fujifilm X реализованы режимы приоритета выдержки S и программного автомата P. В последнем случае нужно и диск выдержек на камере установить в положение А[вто].

Положение А на кольце диафрагм включается с заметно большим усилием, чем при обычной установке численных значений. Это исключает случайное включение авторежимов.

Байонет у Fujinon 16-55/2.8, конечно, металлический. Трудно ожидать иного от объектива столь высокого уровня. На разъеме – десять контактных площадок.


ПроизводительFujifilm
МодельFUJINON XF16-55mm F2.8 R LM WR
БайонетFujifilm X
Диапазон фокусных расстояний (зума)16-55 мм
Диапазон в 35-мм эквиваленте24-84 экв. мм
Кратность зума3.5x
Элементов17 элементов в 2 группах, в том числе 3 асферических элемента, 3 низкодисперсных
Угол зрения83.2° – 29°
Лепестков диафрагмы9, скругленных
Максимальная диафрагмаf/2.8
Минимальная диафрагмаf/22
Шаг регулировки диафрагмы1/3 EV (19 положений)
Диафрагменное кольцоЕсть
Шкала расстоянийНет
Управление зумомРучное, вращением кольца
Маркировка шкалы зума16, 23, 35, 55 мм
Минимальное расстояние фокусировки60 см (на всем диапазоне фокусных расстояний) 30–40 см (в режиме Макро при f=16–55 мм соответственно)
Максимальное увеличение0.16x (в телеположении)
Переключение AF/MFПереключением на камере
Диаметр резьбы под фильтры77 мм
ЗащитаЗащита от пыли и брызг, морозостойкость до –10°C
Внутренняя фокусировкаДа
Габариты, диаметр x длина83.3x(106.0–129.5) мм
Вес655 г

Читать обзор полностью на сайте автора (содержание: Введение, конструкция, характеристики; Общее впечатление, хроматические аберрации; Боке, контровый свет, геометрия, автофокус; Резкость и разрешение, тест стабилизатора; Примеры снимков; Выводы)

Обзор объектива FUJINON XF8-16mmF2.8 R LM WR

Более того, Fujifilm смогли сделать светосильный ширик. Много ли вы знаете объективов других производителей, так чтобы на 8mm (ок, 12 в перерасчете на 35mm) снимать с диафрагмой 2.8 и автофокусом? Мне вот в голову ничего не приходит.

Ну и понятно, что подобные характеристики нужны не каждому, да и сам объектив, в силу конструктивных особенностей, не может быть маленьким и легким.

FUJINON XF8-16mmF2.8 R LM WR по размеру примерно такой же как FUJINON XF 16-55 f/2.8 LM WR. Да и по фокусным расстоянием они отлично дополняют друг друга – получается отличная линейка светосильных топовых объективов с пыле и влаго-защитой. И оба они дают бескомпромиссное качество.

Объектив имеет выпуклую переднюю линзу и нестандартную крышку.

Бленда тут встроенная, с одной стороны это хорошо – не надо думать и беспокоиться о бликах, а с другой – крышка объектива не стандартная и стандартные круглые фильтры тоже не подходят.

Но фильтры все равно можно использовать с FUJINON XF8-16mmF2.8 R LM WR, правда, решение будет более громоздким, чем обычно.

Примерно вот так:

Самый первый вопрос, который возникает – “а действительно ли нужны эти 8mm? Может быть хватит и 16?”

Вот так меняется картинка при изменении фокусного расстояния

8mm10mm
12mm16mm

8mm это, действительно, широко и позволяет сильно раздвинуть рамки реальности. Скажу больше, я уже недели 2 снимаю все что происходит вокруг исключительно на FUJINON XF8-16mmF2.8 R LM WR, и почти всегда на 8mm и у меня не возникает особого желания надеть какой-то другой объектив.

Вот еще один пример с разницей между 8mm и 16мм

8mm16mm

Fujifilm X-T2 | XF 8-16 f2.8 |1/100sec | f5,6 | ISO 200

Геометрические искажения

Удивительно, но даже на 8mm вертикали почти ровные и никаких завалов не происходит. Конечно, чтобы этого добиться этого камеру с объективом надо держать горизонтально и не наклонять ни вверх, ни вниз.

Вот очень наглядный пример – стоит только немного наклонить объектив как получаем невероятные спецэффекты, но при горизонтальном положении все выглядит очень ровно и искажений почти нет. И это для такого фокусного расстояния просто отличный результат.

Камера с объективом горизонтальноКамера наклонена вверхКамера наклонена вниз

Fujifilm X-T2 | XF 8-16 f/2.8 | 8mm |1/170sec | f 4,0 | ISO 800

Очень часто широкоугольные объективы “растягивают” пространство по краям кадра. Конечно, и тут без этого не обходится. Здесь на здании справа хорошо заметно, что все растянулось, при этом, по углам появилось размытие. Но по центру все отлично. Ну и про то, что искажений не будет при горизонтальном положении объектива я уже говорила. Здесь же, камера наклонена вниз, поэтому получается интересный “туннельный” эффект.

Fujifilm X-T2 | XF 8-16 f/2.8 | 8mm | 1/17sec | f 2,8 | ISO 3200

На самом деле, в искажениях нет ничего плохого. Главное уметь ими пользоваться в своих целях или, хотя бы, просто знать о них, чтобы они не стали сюрпризом.

Например, именно благодаря широкоугольным искажениям на пейзажных снимках получается акцентировать внимание зрителя на переднем плане, который находится ближе к объективу. Широкоугольник его увеличивает и делает более выраженным и активным.

Вот на этом снимке благодаря широкому углу удалось включить в кадр желтые цветы. Из-за того что они находятся близко к объективу они стали визуально больше и добавили дополнительный план в фотографию.

Fujifilm X-T2 | XF 8-16 f/2.8 | 8mm | 1/15sec | f/2,8 | ISO 3200

Сами же искажения, если о них помнить и грамотно строить композицию при съемке не доставляют никаких проблем, а вот возможность использовать много планов делает объектив очень крутым для архитектурной и пейзажной фотосъемки. Тем более, что искажения можно исправить.

Вот кадр из камеры:

Fujifilm X-T2 | XF 8-16 f/2.8 | 8 mm | 1/75sec | f 2,8 | ISO 3200

Небольшой завал по краям есть, в принципе, на восприятие не особо влияет, но можно и исправить

Детализация и глубина резкости

Для съемки в тесных помещениях чем шире, тем лучше. Вот небольшой храм на балинезийском рынке. Вот так он выглядит снаружи.

Fujifilm X-T2 | XF 8-16 f/2.8 | 8mm | 1/4000sec | f 2,8 | ISO 3200

Естественно, все самое интересное находится внутри. Но там там очень тесно и компактно.

А вот что получается, если встать в ворота. Во, первых благодаря широкому углу удалось построить интересную объемную композицию, которая создает эффект присутствия, ну а во вторых – показать все что находится внутри храма.

Fujinon XF 16mm F2.8 R WR: тест объектива

Качество изображения

Оптическая схема Fujinon XF 16mm F2.8 R WR состоит из 10 элементов в 8 группах. Присутствуют 2 асферические линзы, которые призваны бороться с искажениями и повышать резкость картинки.

Дисторсия и встроенный корректирующий профиль

Начать рассказ о качестве изображения стоит с особенности техники Fujifilm. В камеры этой марки загружены профили, которые программно корректируют снимки, снятые «родными» объективами. Исправлению подвергаются прежде всего дисторсия и хроматические аберрации.

При использовании корректирующего профиля Fujinon XF 16mm F2.8 R WR практически не имеет дисторсии. Геометрия на снимках почти не искажается, прямые линии остаются прямыми. Но это заслуга именно корректирующего профиля. Стоит его отключить, и становится заметна бочкообразная дисторсия.

Кстати, при цифровой коррекции дисторсии обрезается и угол обзора объектива. А ещё такая сильная деформация изображения корректирующим профилем в теории может повлиять и на резкость фото — там, где картинка растягивается, детализация будет падать.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

Снимая в JPEG, пользователь не будет даже догадываться, что его снимки подверглись какой-то дополнительной обработке. А при съёмке в RAW не все RAW-конвертеры позволяют встроенный профиль отключить, чтобы увидеть изображение так, как оно было снято. К примеру, Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw не предусматривают возможности отключения встроенного профиля коррекции.

Применение корректирующего профиля

Без коррекции дисторсии

Ручная коррекция дисторсии в Capture One 12

Многие продвинутые и профессиональные фотографы хотели бы отключить все автоматические коррекции просто для того, чтобы автоматика камеры не слишком вторгалась в их творчество. Не зря даже название формата RAW переводится как «сырой». Да и нам при подготовке обзора объектива важно знать, как же он работает без применения обработки. Возможность отключить встроенный профиль есть в RAW-конвертере Phase One Capture One 12, которым мы и воспользуемся.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

Однако фотолюбителю, снимающему в JPEG, беспокоиться об отключении профиля коррекции смысла нет — он не портит изображение и делает то, что сделал бы сам фотограф при обработке снимка, то есть фактически экономит наше время.

Резкость и хроматические аберрации

Графики MTF обещают отличную резкость и контраст в центре кадра. Проверим это на практике: всегда стоит оценивать оптику не только по сухим схемам, но и на примерах из реальной жизни. Поэтому мы подготовили серию тестовых кадров.

Снимки сконвертированы напрямую из RAW c отключённым профилем коррекции. ISO 160 является минимальным для камеры Fujifilm X-T30, на нём мы и снимали, стремясь получить исходники с минимумом цифрового шума.

На открытой диафрагме Fujinon XF 16mm F2.8 R WR демонстрирует хорошую резкость в центре кадра, здесь мелкие детали и текстура передаются чётко. А вот по краям изображение действительно становится «мягким». На f/2,8–4 присутствует виньетирование, затемнение по краям кадра. Оно сходит на нет к f/5,6. Уровень хроматических аберраций невысок — они проскакивают только вокруг самых контрастных объектов ближе к границам снимка. Чем сильнее прикрываем диафрагму, тем меньше их становится.

Пик детализации Fujinon XF 16mm F2.8 R WR приходится на f/5,6–11. На этих значениях диафрагмы наблюдается максимальная резкость и в центре, и по краям кадра.

Далее на f/16–22 изображение теряет в резкости под действием дифракции, это свойство всех объективов. Впрочем, и на таких значениях относительного отверстия можно снимать, уровень резкости по-прежнему вполне рабочий.

Защита от бликов

Широкоугольным объективом часто снимают в контровом свете: то красивый закат хочется поймать, то городской пейзаж с ночным освещением… В Fujinon XF 16mm F2.8 R WR используется покрытие EBC (Electron Beam Coating), призванное бороться с бликами.

В экстремальных ситуациях (как в нашем тестовом сюжете) Fujinon XF 16mm F2.8 R WR допускает появление в кадре отдельных солнечных зайцев, зато падения контраста нет.

При закрытии диафрагмы примерно до f/8–11 начинает появляться «звезда» с лучиками. А к f/16–22 она разрастается до необычайных масштабов, некоторые её лучи проходят через весь кадр, что не всегда будет желанным эффектом при съёмке.

Вокруг ночных городских огней на закрытых диафрагмах появляются красивые «звёзды» с лучами.

. но иногда проскакивают и отдельные блики от таких огней.

Качество изображения Fujinon XF 16mm F2.8 R WR на современном уровне. А все нюансы, за исключением пойманных бликов при съёмке в контровом освещении, эффективно исправляет встроенный корректирующий профиль, который можно использовать как при съёмке в JPEG, так и при «проявке» RAW. Отдельно хочется упомянуть и живую, сочную цветопередачу. Камеры Fujifilm известны своей качественной работой с цветом, и с Fujinon XF 16mm F2.8 R WR получается отличный тандем!

Читайте также:  Тестовые снимки и примеры фото, снятые на Fujinon XF 14mm F2.8 R
Оцените статью
Добавить комментарий