Что такое экспокоррекция в фотоаппарате. Настройка экспокоррекции

Содержание статьи

Как правильно настроить фотоаппарат

Режимы настройки фотоаппарата творческой зоны P, S (T), А (Av) позволяют быстро и оперативно выбрать оптимальные для получения правильной экспозиции параметры съёмки – выдержку и диафрагму. В случае необходимости фотограф всегда может так же быстро изменить чувствительность матрицы фотоаппарата. Однко, вы плоучите оптимальную экспозиция только в тех случаях, когда в кадре находятся стандартные объекты.

Измерение экспозиции и стандартные объекты съёмки

Во всех режимах творческой зоны, так же, как и в автоматических режимах съёмки, встроенный экспонометр фотоаппарата даёт отличные результаты только для стандартных объектов съёмки. Что такое стандартный объект съемки? Большинство объектов в нашей жизни отражают примерно 18% света падающего на него. Такие объекты и называются стандартными.

Однако, если в границах снимаемого кадра находятся крупные объекты отражающие больше или меньше 18% света, то экспонометр вашего фотоаппарата всё равно будет устанавливать экспозицию для стандартного объекта, отражающего ровно 18% падающего света. В результате вы получите снимок с неправильной экспозицией. Например, снег (который отражает гораздо больше 18% света) будет казаться серым. Чёрный рояль с пианистом в чёрном фраке получится на снимке не чёрным, а опять некрасиво серым. Получается, что полуавтоматические режимы творческой зоны не так уж и хороши и фотографу в ряде случаев всё равно придётся подбирать экспозицию в полностью ручном режиме М.

Даже при настройках фотоаппарата в ручном режиме М, встроенный в фотоаппарат
экспонометр будет рассчитывать экспозицию исходя из того,
что перед объективом находится стандартный объект съёмки.

Профессиональные фотографы, давно решили эту проблему – они измеряют не отражённый от объекта свет, а падающий. В этом случае, отражающая способность объекта съёмки никакой роли не играет, но для точного замера экспозиции требуется как минимум два условия – возможность подойти к объекту съёмки вплотную и фотоэкспонометр в виде отдельного (увы, не очень дешёвого) прибора с соответствующей рассеивающей насадкой.

На самом деле, опытные фотографы не так уж часто пользуются полностью ручным режимом настройки фотоаппарата, потому что и в полуавтоматических режимах P, S(T) и A(Av) всё таки можно исправить ошибки встроенного экспонометра фотоаппарата!

Режимы настройки фотоаппарата и коррекция экспозиции

В любом современном цифровом фотоаппарате для съёмки нестандартных объектов есть очень полезная кнопочка – коррекция экспозиции или экспокоррекция. Обозначается она обычно в виде квадрата, разделённого диагональю на две части – в одной части стоит знак минус, а в другой плюс. И действует эта кнопка одинаково во всех настройках творческой зоны, кроме M.

В зеркальных фотоаппаратах начального уровня (с одним управляющим колёсиком) и во многих компактных фотокамерах для установки диафрагмы в ручном режиме М требуется нажать эту кнопку и, не отпуская её, крутить колёсико или же нажимать управляющую кнопку. В более “продвинутых” фотоаппаратах есть два колёсика – одно регулирует выдержку, другое диафрагму. Экспокоррекция в полностью ручном режиме М не работает – да это и не нужно, ведь все настройки фотоаппарата выставляются вручную, независимо от того, что там себе “думает” экспонометр.

Если фотограф нажмёт кнопку экспокоррекции в режиме приоритета выдержки и покрутит управляющее колёсико фотоаппарата, то установленное автоматически значение диафрагмы изменится, а выдержка и ISO при этом останется прежней.

Естественно, индикатор экспозиции вашего фотоаппарата сместится с нулевой отметки и покажет, что кадр будет либо переэкспонирован, либо недоэкспонирован, в зависимости от того, в какую сторону вы крутили управляющее колёсико – в плюс или минус. Но это будет “подсказка” экспонометра фотоаппарата, который на самом деле даже не “догадывается”, что перед объективом находится нестандартный объект съемки!

В результате этих нехитрых действий вы как бы сообщаете автоматике вашего фотоаппарата о том, что перед объективом находится нестандартный объект съёмки, который отражает не 18% серого, а больше или меньше и что стандартная экспозиция для этого объекта не подходит.

Точно так же, в режиме приоритета диафрагмы, при применении экспокоррекции измениться только выдержка, а жёстко заданная фотографом диафрагма (и глубина резкости) останется неизменной!

В программном режиме, фотоаппарат реагирует на коррекцию экспозиции немного по другому – изменяется и выдержка и диафрагма, но результат получается такой же, как и в приоритетных режимах – вы получите смещение индикатора экспозиции в ту или иную сторону, в зависимости от вашего желания.

Приоритет компенсации вспышки над компенсацией камеры

Если вы фотографируете с включенной встроенной фотовспышкой или внешней фотовспышкой в режиме AUTO, то несмотря на введённую поправку экспозиции вы получите такую же экспозицию, как и без экспокоррекции.

Это происходит потому, что современные “умные” фотовспышки компенсируют введённую вами поправку экспозиции соответствующим изменением мощности импульса. Поэтому, при необходимости экспокоррекции при включенной вспышке нужно пользоваться коррекцией мощности фотовспышки. В некоторых камерах коррекция мощности фотовспышки называется приоритетом компенсации вспышки над компенсацией камеры.

На какую величину вводить экспокоррекцию или коррекцию мощности вспышки, зависит от нестандартности снимаемого объекта или сцены и опыта фотографа. Но, если вы, после съёмки каждого снимка будете смотреть на гистограмму яркости полученного снимка, то вы сразу заметите, что установленная фотоаппаратом экспозиция не соответствует требуемой и вовремя сможете ввести соответствующую поправку.

Когда следует пользоваться экспокоррекцией

Для чего нужна экспокоррекция вообще?

Давайте для начала разберем, что такое “экспо” и зачем ему “коррекция”. Даже совсем недавно занимающийся фотографией любитель однозначно сталкивался с пониманием того, что без правильной настройки фотоаппарата хороший кадр не получить. Да, есть конечно режим съемки “Auto”, о чем мы с вами совсем недавно говорили весьма подробно, но мы ведь на сайте ФотоКто, а значит желание знать о фотографии больше вполне закономерно. Итак, все просто: экспозиция – это количество света, которое попадает на матрицу вашего фотоаппарата в момент съемки. Обозначается экспозиция как eV (от англ. Exposure value)

Причем, когда вы после нажатия на кнопку спуска наблюдаете в результате чересчур темный кадр (или вообще черный, убедитесь, кстати, что не забыли снять крышку с объектива), то он будет называться недоэкспонированным. То есть, процесс экспонирования – получения вашим фотоаппаратом света в момент спуска затвора – был недостаточным. И наоборот, если после нажатия на кнопку вы получаете белые пятна вместо неба, то кадр переэкспонирован.

Важно еще понимать как работает автоматика фотокамеры в сочетании со встроенным в нее экспонометром. Но эту тему мы поднимем позже.

Настройка ручной экспокоррекции

Мы подошли вплотную к вопросу коррекции экспозиции.

Читайте также:  Осветительное оборудование для фотостудий

В отличие от ситуаций, когда у вас получился плохой кадр из-за неправильной настройки фотоаппарата, экспокоррекция нужна именно для таких ситуаций, когда вы со своей стороны сделали все верно, но камера все-равно выдает плохую картинку. Например, вы включил режим с приоритетом диафрагмы для того, чтобы снять портрет, поставили нужное значение, но из-за яркого контрового солнечного света камера “захлебнулась” его количеством и решила с лихвой компенсировать его очень короткой выдержкой. Такой короткой, что вместо модели получился один силуэт. Для таких случаев и пригодится экспокоррекция:

Если кадр слишком темный из-за яркого освещения сцены, вам следует ввести коррекцию eV +1..+2, в зависимости от интенсивности света. Можно использовать промежуточные дробные значения eV для более точной настройки экспокоррекции.

Если объект съемки темный или слишком светлый на темном фоне, то поправка экспозиции будет уже eV -1..-2. Не забывайте про дробные значения для корректной настройки.

Пикантный момент: как именно включить экспокоррекцию на своем фотоаппарате? Идеальный вариант – вы должны сразу после покупки камеры изучить ее инструкцию и уже знаете какие кнопки за что отвечают. Но в независимости от модели вашей камеры, кнопка экспокоррекции будет выглядеть примерно таким образом:

И не забудьте обязательно выключить экспокоррекцию (установить eV 0) после съемки, потому что она может испортить вам следующий кадр уже при съемки другого сюжета.

Смотрите также:

Вы можете найти нужную вам информацию в разделе ФотоКто “Блоги” или “Форум”.

Что такое экспокоррекция в фотоаппарате и как с ней правильно работать?

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! На связи, Тимур Мустаев. Один из главных вопросов фотолюбителей: как достичь нужной экспозиции фото при таком многообразии внешних условий? Да, подчас приспособиться непросто.

Возможности конкретной фотокамеры тоже не безграничны. Так что же делать, если потом не хочется возиться с изображением в фотошопе, осветляя его или, наоборот, делая более темным? Самый легкий способ осуществить подобные элементарные манипуляции – это компенсировать экспозицию. И это вы сможете сделать не заходя в меню фотоаппарата!

Что такое экспокоррекция

Давайте отвлечемся от непосредственной темы и для начала определимся, что такое экспозиция, которую мы и собираемся корректировать. Термином обозначают количество света, общую освещенность сцены, воспринимаемую фототехникой.

Зависит она и от размера диафрагмы, насколько она открыта, и величины времени, когда свет воздействует на чувствительный материал камеры. Безусловно, все эти установки мы можем менять. Но даже выставляя не автоматические, а полуавтоматические режимы, где мы имеем возможность регулировать один из показателей, все равно можем столкнуться с проблемой плохого освещения.

Не то чтобы плохого, а скорее не того, какое хотелось бы – в принципе, итог точно не определен. Загвоздка в том, что аппарат склонен усреднять значения и приводить экспозицию к некой норме. Но она не всегда может устроить.

При этом важно, на чем именно вы в процессе фокусируетесь. Из–за этого что-то может быть полностью в тени, когда ваш экспонометр замеряет свет на ярком предмете, что-то невероятно белым, если фокусироваться на темном участке. Ни один из этих вариантов меня бы не устроил.

В любом случае, вы видите сюжет и снимок нужно сделать прямо сейчас, желательно, без многочисленных проб и ошибок. Никто не хочет заполнять флешку неудавшимися кадрами, равно как и позже тратить время на постобработку.

Поэтому нужно как-то сразу исправить настройки. Читатели, вы уже догадались о какой полезной функции идет речь? Да да, она называется экспокоррекция в фотографии. И обозначается буквами EV, или Exposure Value – экспозиционная ступень.
Каковы могут быть ее цели? В первую очередь, добиться приемлемой экспозиции при недостатке или избытке света. То есть сдвинуть освещение вправо (в +) или влево (в -).

Также экспокоррекция помогает реализовать замыслы фотографа. Необычно смотрятся изображения с определенным художественным эффектом, в данном случае я говорю о светлом и темном ключе, где как раз общая освещенность играет главную роль.

Экспокоррекция: как выставить

Выставляется она проще простого. Правда, сразу нужно заметить, что будет работать не во всех режимах – только в полу- и автоматических.

Считается, что в ручном режиме вы и так полностью контролируете все параметры, поэтому можете выстроить по своему желанию, спрогнозировав результат.

В этом случае ориентируйтесь на шкалу экспокоррекции, видимую в видоискателе. При работе с включенной экспокоррекцией датчик оценки экспозиции будет мигать, так что он вам не советчик – опирайтесь на собственный прошлый опыт и знания. Шкала экспокоррекции в ручном режиме меняется и в положительную и отрицательную сторону, вот только результата это не приносит.

Предполагайте, что в сложных условиях с тем же контровым светом поправку придется сделать примерно на +1,5 EV, а, допустим, для снижения яркости очень светлых объектов может потребоваться -2 EV. Будьте внимательны и остерегайтесь чрезмерного пере- или недоэкспонирования кадра.

Осуществляем все на практике

Итак, включаем фотик и выбираем режим (авто или один из творческих приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, программный). С помощью горячих клавиш, о которых подробно можно узнать в вашей инструкции, или в интерфейсе выбираем опцию экспокоррекция в фотоаппарате.

Покрутив колесо, ее можно уменьшить или увеличить. Рядом на дисплее в качестве примера изображается картинка и можно видеть, как на ней изменятся свет — такая наглядность весьма удобна.

В зависимости от техники экспокоррекция может варьироваться. Чаще я встречал значения от -5 до +5, это на современных фотоаппаратах, но вполне вероятно, что не у всех возможности так широки.

Прежде чем выставить определенное число, нужно понять, что требуется – чуть осветлить или затемнить снимок, это, во-первых. А во-вторых, предварительно надо бы изучить, как какая величина скажется на экспозиции фото.

Одно ясно точно: сдвиг на 1 позицию в ту или другую сторону означает изменение количества света в два раза. Приведу пример: если стоят установки f/8 и выдержка 1/200, то выбранная коррекция в +1 превратит параметр диафрагмы в 5,6 (при той же выдержке 200) или время в значение 100 (при неизменном f/8). Это справедливо, соответственно, для приоритета диафрагмы или выдержки.

Как вам статья? Надеюсь вы узнали что-то новое для себя? Хотите еще больше узнать возможности своего зеркального фотоаппарата? Рекомендую вам ознакомиться с видео курсом ниже. Это очень понятный и простой курс, специально для новичков, который поможет понять зеркальную фотокамеру и научит вас делать отличные фотографии.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех у кого зеркалка NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех у кого зеркалка CANON.

До свидания! Это была лишь одна из многих полезных статей в моем фотоблоге, а скоро будут новые, так что рекомендую подписаться!

Как пользоваться экспозицией в фотоаппарате

​При просмотре фотографий встречаются снимки, на которых некоторые участки настолько яркие, что теряются детали изображения. Или, наоборот, на фотографии часть кадра очень темная, скрывающая все подробности изображения. Опытный фотограф сразу скажет, что в обоих случаях неправильно выбраны параметры экспозиции.

Читайте также:  Андре Адольф Эжен Диздери

Что такое экспозиция

Что такое экспозиция в фотоаппарате? Экспозиция – один из краеугольных камней фотографического искусства. Учебники, самоучители, обучающие видео и интернет курсы с первых страниц и с первых минут рассказывают об экспозиции, ее элементах, ее значении для получения хороших фотографий. Затем обстоятельно излагается, как же пользоваться экспозицией в фотоаппарате и как правильно ее выбирать.

Для получения фотографического изображения необходимо, чтобы свет, отразившись от окружающих объектов, через объектив цифрового фотоаппарата попал на светочувствительную матрицу. Экспозицией как раз и называется количество света, попавшее на светочувствительный слой за определенное время.

От нее зависит яркость полученного снимка: недостаточное количество полученного света приводит к затемненному изображению, от его избытка изображение засвечивается.

Для получения идеально яркого фотографического изображения необходимо правильно устанавливать экспозицию, то есть иметь возможность каким-либо способом изменять ее. Для этого, во-первых, можно варьировать количество попадающего на матрицу света, во-вторых, менять чувствительность матрицы.

Технически в фотокамере это достигается изменением диафрагмы, выдержки и светочувствительности.​

Диафрагма

Диафрагма – непрозрачная перегородка в объективе фотоаппарата с отверстием переменного диаметра. При увеличении размера отверстия световой поток, попадающий на матрицу камеры, возрастает, делая изображение более ярким. При уменьшении диаметра отверстия световой поток уменьшается, ослабляя яркость изображения.

Принято, что значение диафрагмы (диафрагменное число) задается отношением фокусного расстояния объектива (f) к диаметру отверстия диафрагмы. Диафрагменные числа образуют следующий ряд: f/1; f/1,4; f/2 и т. д . Часто просто пишут 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32; 45; 64. Способ записи не важен. Главное помнить, что каждому следующему значению диафрагмы соответствует в 2 раза меньшая величина освещенности.

Выдержка

Выдержка – период времени, в течение которого затвор (специальная заслонка в камере), открыт и пропускает световой поток на матрицу. Выдержка в фототехнике измеряется в секундах и их частях: 30; 15; 8; 4; 2; 1; 1/2; 1/4; 1/8; 1/15; 1/30; 1/60; 1/125; 1/250 и т.д . Показатели эти стандартные, составляющие шкалу выдержки, которая используется практически во всех фотоаппаратах.

Светочувствительность

Светочувствительность (ISO) – параметр, характеризующий чувствительность матрицы фотоаппарата к попадающему на нее световому потоку.​ Измеряется в единицах, каждое следующее значение больше предыдущего в 2 раза: 100, 200, 400, 800 и т.д . Чем больше выбранное значение ISO, тем ярче кадр и наоборот.

При выборе больших величин светочувствительности растет уровень цифрового шума, влияющий на качество получаемого изображения.

Фотоэкспозиция измеряется в экспозиционных числах (EV — Exposure Value). Это условная величина, представляющую собой комбинацию показателей диафрагмы, выдержки и светочувствительности, необходимую для фотоизображения нормальной ярости при определенном освещении. Величина экспозиции связана со световым числом (Light Value, LV), характеризующим освещенность какой-либо сцены во время фотосъемки. Считают, что при ISO = 100 единиц EV=LV.

Существуют таблица LV для наиболее характерных фотографических сцен, а также таблица значений EV для различных показателей диафрагмы и выдержки. Таблицы достаточно удобны в применении.

Взаимосвязь параметров

Регулировать количество света, попадающего на матрицу камеры, возможно, изменяя диафрагму и выдержку. Эти два параметра называются экспопарой, что подчеркивает их взаимосвязь при экспонировании. Одинаковое EV в кадре можно получить при различных, но зависящих друг от друга показателях диафрагмы и выдержки.

Например, EV будет равно 7, если выставить следующие величины диафрагмы и выдержки: 2.0 — 1/30; 4.0 — 1/8; 5,6 – 1/4 и т.д.

Это явление — одно из проявлений закона взаимозаместимости (закона Бунзена – Роско). Практическое значение данного закона в следующем. Диафрагма и выдержка применяются не только для экспонирования кадра.

Диафрагма отвечает также за глубину резкости, а правильная выдержка нужна для фотографирования движущегося объекта, чтобы не допустить смазанности изображения. Закон взаимозависимости позволяет правильно проэкспонировать кадр, подбирая значения экспопары, обеспечивающие четкость и резкость снимка.

В приведенном примере экспонирование кадра осуществлялось при ISO, равной 100 единиц. До 90-х годов 20 века (в эпоху пленочных фотоаппаратов) изменение светочувствительности практически не использовалось для фотоэкспозиции. Для этого пришлось бы для каждого кадра менять пленку на другую, имеющую нужную величину ISO, что на практике затруднительно.

Однако с появлением цифровых камер стало возможным экспонировать изображение, меняя светочувствительность матрицы. И хотя фотографы-профессионалы по-прежнему рекомендуют устанавливать минимальные значения ISO и менять их как можно реже, современные камеры позволяют получать снимки хорошего качества при достаточно высоких показателях ISO (до 1600). Таблица экспозиции для различных показателей диафрагмы и выдержки и в этом случае также применяется.

Необходимо только помнить, что при повышении значения ISO в два раза, соответствующее экспозиционное число возрастает на 1 единицу.

Использование гистограммы в оценке экспозиции

Одно из преимуществ цифровой камеры – возможность сразу оценить качество полученного снимка на ЖК экране. В режиме Live view на экране отображается живое изображение объектов, на которые направлена камера. Это дает возможность лучше выстроить кадр, настроить резкость, выставить фокус.

К сожалению, качество изображения и подсветка экрана, искажающая баланс света и тени, не позволяют с его помощью правильно экспонировать снимок.

Однако в современных фотоаппаратах есть функция, позволяющая быстро и достаточно точно это сделать. Это гистограмма, графически показывающая распределение уровней яркости изображения. Появляется возможность сразу оценить уровень экспонирования и внести в настройки необходимые коррективы.

Гистограмму можно вывести на экран после производства снимка. Существуют модели камер, в которых гистограмма строится на стадии настройки перед съемкой. К сожалению, многие фотолюбители, даже зная, что такое гистограмма в фотоаппарате, не используют ее возможности, ссылаясь на сложность и непонятность.

Горизонтальная ось гистограммы показывает значение яркости изображения. Изменение яркости происходит от черного цвета, отмеченного крайней левой точкой, до белого, показанного на графике крайней правой точкой. Вертикальная ось отображает количество пикселей соответствующей яркости. Получаемый график дает наглядное представление об уровне яркости полученного изображения и о возможных ошибках экспонирования.

Чтобы понять, как правильно интерпретировать гистограмму, необходимо мысленно разделить ее горизонтальную ось на три равные части. Если большинство пикселей расположены в левой трети графика, и они упираются в его левую границу, то с большой долей вероятности можно говорить о недоэкспонированности снимка.

Если же пик пикселей упирается в правую границу гистограммы, скорей всего снимок засвечен.

При концентрации пикселей преимущественно в средней части графика выбрана правильная экспозиция.

Данная функция очень наглядно показывает точность экспонирования, что очень удобно, особенно когда съемка проводится в автоматическом режиме. Достаточно часто микропроцессор фотоаппарата ошибается в некоторых сценах, и, если вовремя не проведена корректировка экспозиции, фотосъемка может быть необратимо испорчена. Если знать, как пользоваться гистограммой, этих неприятностей можно избежать.

Шкала экспозиции и прием брекетинга в фотографии

Чтобы полностью раскрыть все возможности, которыми обладает цифровой фотоаппарат, необходимо разбираться в таких понятиях, как шкала экспозиции и прием брекетинга.

Шкала экспозиции

В цифровой фотоаппарат встроен прибор, измеряющий экспозицию — экспонометр. Точнее, экспонометр измеряет не ее, а отражаемый от объекта фотосъёмки свет.

Микропроцессор камеры по заложенным в него алгоритмам затем экспонирует кадр. Показания экспонометра отображается на экране фотоаппарата и в видоискателе в виде шкалы с отрицательными и положительными числами (обычно от -3 до 3). Эти цифры обозначают экспозиционные числа. В автоматических режимах стрелка указывает на нулевое значение, так как в этом случае процессором камеры осуществляется автоэкспозиция кадра. В ручном режиме смещение стрелки индикатора вправо означает, что снимок получится засвеченным. Если же стрелка находится в области отрицательных чисел – кадр будет затемнен.

Читайте также:  Советы как фотографировать свечу

В автоматических режимах стрелка экспонометр всегда показывает 0, показывая, что экспонирование проведено правильно. Но это не всегда так. Экспонометр калибруется по яркости предмета, который обладает 18% отражательной способностью. Условия освещенности при этом: день, небо с небольшой облачностью. Если условия съемки сильно отличается от стандартных, автоматика фотоаппарата достаточно часто выбирает экспозицию неправильно.

С помощью шкалы легко осуществляется ручная экспокоррекция изображения. Например, в фотоаппаратах Canon, достаточно перейти в один из творческих режимов, нажать кнопку +/- и, вращая диск управления и перемещая стрелку индикатора вправо или влево, сделать кадр соответственно светлее или темнее. Необходимые значения диафрагмы, выдержки и светочувствительности камера установит автоматически.

Что такое брекетинг

Что такое брекетинг? Еще один способ получения хороших фотографий в условиях плохого освещения и недостатка времени — брекетинг экспозиции. Прием заключается в производстве серии фотоснимков (от 3 до 5) с разным уровнем экспонирования. Обычно один кадр делается при значении 0 на шкале экспонометра. Затем значение EV увеличивается на 1 шаг и производится снимок. Третья фотография делается после уменьшения EV на 1 шаг. Отбор наиболее удачного снимка проводится позже. Размер шага можно изменять – автоматика допускает его градацию от 1/3 до целого EV.

Профессиональные фотоаппараты оснащаются ручным управлением режима брекетинга. Оно позволяет выбрать множество параметров функции и преследует достижение с помощью этого приема высокохудожественных фоторабот. Именно с использованием брекетинга создаются HDR фотографии, когда несколько последовательных снимков, сделанных с разным уровнем ISO, постобработкой объединяются в один.

Фотоаппараты среднего ценового диапазона снабжены режимом AEB, делающим несколько снимков с заданным шагом изменения экспозиционного числа после однократного нажатия на кнопку затвора.

Механизм замера величины экспозиции

Экспонометр в зависимости от заданного режима осуществляет замер экспозиции и передает полученные данные в процессор камеры. Процессор проводит анализ информации и с помощью программных алгоритмов экспонирует изображение.

Режимы измерения яркости объекта в цифровых камерах выбираются либо фотографом при ручном управлении, либо микропроцессором камеры при автоэкспозиции.

Автоматика обеспечивает в большинстве случаев удовлетворительное качество снимков, однако для получения фотографий высокого художественного уровня необходимо знать и понимать, что такое экспозамер и как использовать его на практике.

Выделяют несколько видов экспозамеров:

  • Точечное измерение — Экспозамер в данном случае проводится на ограниченном участке кадра (1—5% от всего изображения), обычно в центре. Яркость остальных участков в расчет не принимается. Благодаря этому точность измерения на выбранном участке очень высока, что обеспечивает его правильное экспонирование. Обычно применяется для фотографирования одиночного предмета на однородном, затемненном фоне, когда требуется получить его четкое, высококонтрастное изображение. Сложный режим, применяемый профессионалами.
  • Центровзвешенное (усредненное) измерение — Проводится экспозамер в пределах центральной зоны кадра, ограниченной маркерами видоискателя. Площадь измерения составляет в зависимости от модели фотоаппарата от 60%до 80%. Данный режим обеспечивает оптимальное использование наиболее чувствительных участков матрицы, так как ISO фотосканера плавно снижается от центра к краям. Режим идеален для портретной и репортажной съемки.
  • Частичное измерение — Присутствует не у всех фотоаппаратов. Представляет собой режим, при котором площадь кадра, на которой производится замер (10-15%), больше, чем при точечном замере, но меньше, чем при центровзвешенном. Применяется при необходимости сфотографировать объект, игнорируя излишнюю яркость или, наоборот, сильную затененность краев кадра, При таком режиме может сильно страдать детализация снимка (особенно по краям).
  • Матричное (мультизонное) измерение — Самый распространенный способ измерения, который установлен по умолчанию в автоматических режимах большинства фотоаппаратов. Он заключается в том, что кадр делится на несколько зон, в каждой из которых производится замер освещенности. Затем процессор сводит все данные воедино, рассчитывает усредненное значение освещенности и уже на его основании выбирает экспозицию. В большинстве случаев обеспечивает хорошее качество снимков, однако в сложных условиях освещения может приводить к ошибкам экспонирования. Подходит новичкам в начале знакомства с фотографией.

Совет! Выбор режима экспозамера зависит от условий съемки. Если освещенность в кадре относительно равномерная, яркость объектов примерно одного тона, то экспозамер лучше осуществлять с помощью матричного измерения.

Экспокоррекция в фотоаппарате

Вначале давайте разберемся, зачем нужна экспокоррекция. Дело в том, что любой фотоаппарат сильно уступает человеческому глазу по динамическому диапазону. Думаю, с нехваткой динамического диапазона вы все сталкивались на практике. Например, если вы хотите кого-то сфотографировать на фоне заката, то либо лицо человека оказывается сильно проваленным в тень, либо закат получается сильно светлый. Это и есть нехватка динамического диапазона. При этом глазами вы видите сцену абсолютно нормально, вы видите и лицо друга и краски заката на заднем плане.

Фотографам придется смириться с тем, что нельзя на фотографии запечатлеть контрастный сюжет, точно так же как мы видим его глазами. Придется отдавать приоритет или деталям в тенях или светлым участкам. Для этого и нужна экспокоррекция.

Вторым случаем, когда нужно применять экспокоррекцию является съемка изначально или сильно светлых или слишком темных объектов. По умолчанию автоматика камеры измеряет экспозицию следующим образом: усредняется значение освещенности в определенной площади кадра и устанавливаются экспозиционные параметры в соответствии с предположением, что в кадре находится серый объект (отражается 18% света). Серыми с точки зрения экспозиции являются: цвет человеческой кожи, цвет листвы и т.д. Но подобный способ даст ошибку при съемке белого снега, автоматика камеры посчитает снег серым, а не белым. Из-за этого кадр получится более темным. Похожая ошибка может произойти и при съемке ночного пейзажа. Вместо темных участков кадра камера захочет их сделать более светлыми и серыми. Как результат весь кадр будет смотреться намного светлее, чем мы видим его на самом деле.

Для того что бы сообщить камере о своем желании снять посветлее или потемнее как раз и существует такая функция как экспокоррекция. Она есть почти во всех современных камерах. Как правило, обозначается пиктограммой . Экспокоррекция измеряется в ступенях экспозиции.

При положительной экспокоррекции камера сделает более светлые кадры, при отрицательной – более темные. Осуществляется экспокоррекция изменением значения выдержки или диафрагмы.

– используется для того, что бы сделать кадр светлее или темнее;

– плюсовая коррекция приводит к высветлению кадра;

– минусовая коррекция приводит к затемнению кадра;

– экспокоррекция измеряется в ступенях экспозиции.

Введение ручных поправок в экспозиции поможет получить по-настоящему красивые фотографии.

Экспозиция измеряется в логарифмических единицах, которые обозначаются eV (англ. Exposure Value) — экспозиционная ступень. Величина экспокоррекции задается также в этих единицах. Сдвиг экспозиции на 1 eV означает изменение количества света, попавшего на фотоматериал, в 2 раза.

В некоторых случаях установка экспокоррекции может приводить к слишком сильному переэкспонированию светов или недодержке теней снимка, что необходимо учитывать при выборе её величины.

Оцените статью
Добавить комментарий