Прерафаэлиты и использование фотографии в живописи

Братство прерафаэлитов: простодушие в живописи

К середине XIX века в классической живописи наметились явственные признаки вырождения. Академическая живопись практически не развивалась; ученики маститых профессоров повторяли одни и те же приёмы, создавая полотна на одни и те же темы. Респектабельная публика покупала ничем не удивляющие, но и ничем не шокирующие, гладко-предсказуемые картины для интерьеров и галерей… А тонко чувствующие люди искусства задыхались в академическом болотце.

В этих условиях и зародилось новое направление, получившее название стиля прерафаэлитов. Основателями нового направления стали Холман Хант, Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Милле – молодые художники, обучающиеся в Королевской академии художеств и испытывающие острое отвращение к царящей там атмосфере. Хант и Россетти знакомятся на одной из выставок в 1848 году и создают Братство прерафаэлитов. Через год к ним присоединяется Милле, чей талант был признан ещё в детстве: он поступил в Академию одиннадцатилетним мальчиком.

Постепенно общество расширилось до семи «братьев»: в него вошли Майкл Россетти (брат Данте Габриэля), Томаса Вулнер, Джеймс Коллинсон, Фредерик Стивенс.

Затем примкнули (некоторые вплотную, некоторые отчасти) к прерафаэлитам художники Мэдокс Браун, Джон Уильям Уотерхаус, Эдвард Бёрн-Джонс, Артур Хьюз, Уильям Моррис, Уолтер Крейн.

Общество прерафаэлитов первоначально задумывалось как секретное. Оно находилось в оппозиции официальным течениям живописи викторианской эпохи. Впервые Братство заявило о себе подписью P. R. B., которая расшифровывается как Pre-Raphaelite Brotherhood, на полотне «Юность Девы Марии», созданном Россетти.

Почему именно прерафаэлиты?

В названии общества зашифрована концепция искусства прерафаэлитов. Они провозглашали родство с живописцами раннего Ренессанса. Прерафаэлиты ориентировались на искусство, предшествующее Рафаэлю и Микеланджело, которых считали основоположниками академизма. Вдохновляли членов Pre-Raphaelite Brotherhood картины Перуджино, Беллини, Фра Анжелико и других видных фигур раннего итальянского Возрождения.

Черпали «братья» вдохновение и в Средневековье, которое во много определяло духовный базис нового течения в живописи. В Средневековье прерафаэлитам нравилась искренность искусства, которую утерял академизм с его условными, образцовыми, официальными сюжетами.

«Дорафаэлевский» эстетический идеал лёг в основу концепции возникшего в середине XIX века направления, которое, по мысли его создателей, должно было вывести британское искусство из академического тупика.

Новаторство прерафаэлитов

Оглядываясь назад в поисках искренности, прерафаэлиты вносили и новаторские идеи в живопись. Так, они стали писать пейзажи на пленэре, отойдя от кабинетного изображения природы – условно-красивой, но безжизненной. Например, создавая «Прощание с Англией», Мэдокс Браун вышел на побережье, чтобы передать на полотне эффект всестороннего освещения, которое наблюдается в пасмурную погоду на море. Сейчас это кажется естественным, но для середины XIX века пленэр был революционен.

Точно так же они изменили подход к выбору моделей и отображению их на полотнах. Вместо идеально-застывших, образцовых академических образов, повторявшихся от картины к картине, прерафаэлиты стали создавать образы, наполненные жизненной силой, списанные с реальных людей. Героев прерафаэлитов часто узнавали знакомые. И новаторов не смущало, что в образе леди из драматического сюжета могли узнать проститутку: настоящая пощёчина викторианскому ханжеству! Главным для прерафаэлитов была правдивая, искренняя передача натуры, и они не боялись низменное превращать в возвышенное.

Чтобы добиться правдоподобия, художники нового направления отказались от пафосных академических поз, отображая естественные жесты. Создавая «Офелию», Милле так долго держал в ванне свою модель, что та простудилась и… выписала живописцу счёт на лечение.

Изысканность, утончённость, таинственность

Картины прерафаэлитов ассоциируются с утончёнными линиями, грациозными женскими образами, яркими красками, высокой детализацией, романтичным изяществом. Несмотря на высокое внимание к натуре, прерафаэлиты были романтиками!

Техника прерафаэлитов заключалась в проработке мельчайших деталей и великолепной колористике, что было характерно для любимой ими эпохи Кватроченто. Они писали поверх белил полупрозрачными красками, что и привело к созданию потрясающего эффекта свежих, ярких оттенков.

Особенно ясно эти принципы воплотились в женских образах на полотнах прерафаэлитов. Именно женская красота стала главным вдохновением для художников этого течения. Они взяли из Средневековья идеалы женственности, которой рыцарски поклоняются мужчины и преломили его сквозь призму романтизма.

Так возник особый тип женской красоты – прерафаэлитский. Вытянутые силуэты, утончённая грациозность делают этот тип красоты легко узнаваемыми. Женские образы на картинах Братства идеальны и таинственны, спокойны и отрешённы, мягки и предельно женственны.

В какой-то степени прерафаэлиты были частью более крупного течения в искусстве – романтизма. Не случайно британский сериал о творчестве этих художников назван Desperate Romantics – «Отчаянные романтики».

Критики и поклонники

Но живопись прерафаэлитов первоначально была воспринята большинством критиков в штыки. Так, полотно Миллеса «Христос в родительском доме» вызвало у критиков просто бурю негодования. Художника обвиняли в натурализме и приземлённости, неподобающих для религиозного сюжета. Скандал разразился столь бурный, что сама королева Виктория велела привезти картину во дворец, дабы узнать – в чём причина таких волнений в британском культурном обществе?

В буквальном смысле слова спас прерафаэлитов Джон Рёскин, авторитетный критик. Хотя Рёскин был ещё молод, его работы об искусстве к тому времени уже получили признание. Всей мощью своего авторитета Рёскин поддержал новаторов. Его статьи в Times привлекли внимание к прерафаэлитам и дали им «зелёный свет». Он же оформил идеи Pre-Raphaelite Brotherhood в логичную концепцию.

Живопись прерафаэлитов входит в моду. Новое течение проникает в поэзию и архитектуру, декоративное искусство и интерьеры.

Принципы этого направления оказали влияние на возникшие позже символизм и модерн (хотя сами прерафаэлиты отказывались признавать родство с модернистами). Тип женской красоты эпохи модерна многое взял из романтизма прерафаэлитов.

Эхо утончённого изящества и возвышенной искренности прерафаэлитов возникает в живописи до сих пор, через полтора с лишним века. Например, в России одним из художников, на творчество которого повлияли принципы Братства, является Василий Афанасьевич Лесков. В его женских образах мелькают тени прерафаэлизма, заметные поклонникам этого прекрасного и романтического течения.

Знакомимся с полотнами Прерафаэлитов

Кто такие прерафаэлиты? Эти ребята были английскими художниками. В 1848 году несколько художников, учившихся в школах Королевской академии художеств, основали «Братство прерафаэлитов», основной обет которого гласил: изображать материальный мир с предельной достоверностью. До них Британская художественная школа, давшая миру множество великих живописцев, пребывала в определённом застое – парадный портретизм, бытовой сентиментализм, неглубокий пейзажизм – вот и всё, чем может похвастаться Англия к середине 19 века. Данте Габриэль Россетти, Уильям Холмэн Хант и Джон Эверетт Милле решили дать миру новое искусство и выступили против казавшихся незыблемыми канонов живописи.

Читайте также:  История развития компании Epson

Уильям Холмен Хант Автопортрет

Данте Габриэль Россетти

Джон Эверетт Милле Автопортрет

Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия. В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам.

Все члены «Братства» обратились к искусству готики, где вместо привычной светотени царила игра цветовых плоскостей. Пользуясь яркими красками, они изображали натуру в реалистичной манере, но без рабского следования правилам классической композиции. Своих натурщиков – обыкновенных людей – они писали со скрупулезной точностью, помещая их в естественный антураж. Чтобы ни на йоту не погрешить против природы, прерафаэлиты добивались абсолютной точности в каждой детали, для чего решили писать натуру только на пленэре, т. е. на открытом воздухе. Уже одно это стало революционным шагом вперед, поскольку до них художники работали только в студии.

Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников.

Джон Эверетт Милле “Офелия” (1851 – 1852)

В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Милле создавал пейзаж у реки проводя у мольберта по 11 часов в день. Такая приверженность работе объясняется взглядами Милле, который ратовал за утверждение принципов прерафаэлитизма в искусстве. Одна из ключевых идей состояла в том, что природа должна изображаться максимально достоверно, поэтому даже цветы на картине выписаны с ботанической точностью. Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, которую Милле заставлял по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Несмотря на то, что ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Сиддал серьёзно простудилась. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счет от докторов.

Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников.

Джон Эверетт Милле “Подружка невесты” (1851 г.)

Джон Эверетт Милле “Марианна” (1851 г.)

Джон Эверетт Милле “Воспоминание о Веласкесе” (1842 г.)

Наиболее тонкое и своеобразное воплощение эти темы получили у Данте Габриэля Россетти (названного в честь Данте Алигьери).

Данте Габриэль Россетти “Возлюбленная” (1865-1866)

Все прерафаэлиты начали писать по белому грунту, получая чистые прозрачные цвета. Этот метод во многом напоминал технику фресковой живописи. Сначала на холст наносилась белая краска и тщательно просушивалась. По ней художник тушью прописывал контуры рисунка. Поверх эскиза наносился тонкий слой белил почти без масла и лишь затем – красочный слой со скрупулезным соблюдением контуров рисунка. Все это требовало необычайной легкости мазка, чтобы краски не смешивались с влажным грунтом. Более того, поверх положенных красок нельзя было наносить новых мазков, не теряя первозданной чистоты тонов (обычно в масляной живописи картина пишется фрагмент за фрагментом, и есть возможность исправить любую ошибку). Этим методом писал Холмэн Хант, часто прибегал к нему и Миллес, однако данная техника требовала такой тщательности в работе, что даже самый прилежный художник не мог создавать больше двух картин в год.

Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Данте Габриэль Россетти “Венера”

Данте Габриэль Россетти “Леди Лилит” (1867)

Данте Габриэль Россетти “Пия из Толомеи” (1868)

Джон Уильям Уотерхаус – английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы.

Уотерхаус “Борей” (1903)

Уотерхаус “Гилас и нимфы” (1869)

Уотерхаус “Леди из Шалот” (1888)

Уотерхаус “Спящая красавица” (1849 – 1917)

Уотерхаус “Офелия” (1910)

Работы единомышленников Братства прерафаэлитов:

Лоуренс Альма-Тадема – был одним из самых богатых художников 19в. Оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа (пышные голливудские постановки режиссёров).

Лоуренс Альма-Тадема “Розы Гелиогабала” (1888)

Лоуренс Альма-Тадема “Весна” (1894)

Лоуренс Альма-Тадема “Каракаллы и Геты” (1909)

В 1853 г. Братство прерафаэлитов распадается. Кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства. Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», — заключает Россетти. Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.

Для тех кто заинтересовался творчеством Прерафаэлитов:

есть художественный телесериал BBC ( “Отчаянные романтики” 2009) в типичном для этого канала жанре “костюмных исторических фильмов”. Звезд в главных ролях здесь нет. Юных бунтарей играют юные актеры, очаровательно выглядящие в сюртуках и с романтическими шевелюрами. Создатели фильма постарались снять не солидную биографию прославленных художников, а историю жизни и любви молодых гениев, проникнутую тем же духом выдумки и творческого вымысла, каким отличалось их собственное искусство. В шесть серий единственного сезона вместили большой кусок их жизни – от встречи Россетти с “идеальной моделью” Элизабет Сиддал до брака Уильяма Морриса с натурщицей Джейн Берден. А также мужскую дружбу, борьбу с реакционным обществом и новые открытия в живописи.

Прерафаэлиты

Прерафаэлиты – направление в культуре, которое возникло в середине XIX века. Основной постулат – отход от классических образцов эпохи Возрождения, обращение к натуральному, естественному порядку отображения мира.

Читайте также:  Как фотографировать в кафе и ресторане

История возникновения

Неудивительно, что сама мысль порвать с академизмом в живописи возникла в студенческой среде, более того – среди учащихся британской Королевской академии художеств. Первоначально обсуждение возникло между тремя студентами: Холманом Хантом, Данте Габриелем Росетти и Джоном Эверттом Милле. Юные и далеко не бесталанные художники размышляли о настоящем и будущем живописи, делились реформаторскими планами и в итоге пришли к созданию секретного «Братства прерафаэлитов». Оно было оппозиционно к официальной линии Академии и провозглашало возврат идеалам эпохи «до Рафаэля». Вскоре тайное общество включало уже семь деятелей искусства.

У «Братства» был собственный журнал «Росток», а Данте Россетти, например, подписывал некоторые картины инициалами P.R.B, отмечая принадлежность к этой группе. В журнале были напечатаны и первые постулаты общества. Со временем идеи «Братства» оформились в единую систему, что помогло развить прерафаэлизм в культуре.

После нескольких лет существования «Братство» распалось, а каждый его участник направился по собственному пути. Но даже после разрушения организации, тезисы и мысли прерафаэлитов будоражили общественность. Их идеи проникли во многие сферы культуры: дизайн, иллюстрацию, декоративное творчество и в литературу.

Положения теории

Изначально прерафаэлиты опубликовали тезисы о реформе в искусстве в собственном журнале. Они призвали вернуть художественное искусство к реальности и естественности, а также возвестили отказ от затёртых до дыр мифологических и исторических сюжетов. Красота не должна быть отвлечённой, чуждой естественности человека.

Логично, что одним из основных постулатов направления стала работа с натуры. Нередко на картинах художников можно найти их родных или друзей. Историки живописи придирчиво осматривают их полотна и находят любопытные параллели и совпадения.

Обратилось «Братство» и к живописной технике. Их задачей стал отход от темных тонов, которые давал использовавшийся в то время художниками битум. Они хотели чистого живописного изображения, высокой точности в детализации и насыщенным оттенкам, характерным для эпохи Кватроченто. Для достижения этого эффекта они наносили на загрунтованный холст слой белил, очищали холст от масла и сверху уже работали полупрозрачными красками. Техника позволила добиться чистоты рисунка и необычайной в то время лёгкости.

Излишняя натуралистичность и новизна подхода вызвала не только интерес, но и неприятие в обществе. Однако живописью прерафаэлитов заинтересовался авторитетный критик Джон Рёскин. Он и оформил постулаты «Братства» в логичную и стройную художественную систему, и явил прерафаэлитов миру, помог разобраться в их мотивах и искусстве.

Рёскин обосновал несколько принципов этого художественного движения и поддержал их материально. Максимальная детализация была обоснована вниманием художников к самой сути вещей, нежеланием довольствоваться общепринятыми представлениями о природе и человеке. Прерафаэлиты настолько внимательно относились к детализации, что в своем стремлении писать с натуры доходили до трепета перед самыми мелочами, проводили невероятное количество времени на свежем воздухе и в работе с натурщицами.

Другой выделенный Рёскином принцип – верность природе, соединённая с верностью духовным началам. В каждой ветке и листочке, в каждой капле воды художники видели создание Бога, а следовательно, относились ко всему с трепетом и почтением. В возвращении к духовности виделось новое рождение и поворот к религиозности раннего Возрождения.

Поддержка критика оказала влияние на положение прерафаэлитов в обществе, они стали более популярны и даже вошли в моду.

Художники и их творения

Джон Эверт Милле, «Офелия»
Милле был одним из основоположников движения. Чрезвычайно талантливый, он стал одним из самых юных абитуриентов в Королевской академии художеств. Картина создана Милле в ходе многочасовых пленэров на свежем воздухе. Художник мог провести за работой до 11 часов в день! Все свое внимание художник направил на создание пейзажа, поэтому фигура девушки была завершающей деталью полотна. Милле был настолько одержим деталями, что заставил модель Элизабет Сиддал по несколько часов проводить в наполненной до краев ванне. Девушка простудилась, а история стала одной из легенд прерафаэлитов.

Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит»
2 года потратил художник на написание первого варианта картины, а позже – переписал лицо девушки уже с новой натурщицей. Картина составляет диптих с работой «Сивилла Палмифера». Что примечательно, на рамы Россетти нанес сонеты собственного сочинения. «Леди Лилит» – это ода красоте. В картине силен дух символизма: белые розы, мак, содержимое туалетного столика. Историки называют эту работу феминистической: в женщине сосредоточена великая сила и красота.

Эвелин де Морган, «Медея»
Художница обращается к древнегреческим мифам и берет один из самых драматических образов в литературе. В центре работы любимая прерафаэлитами рыжеволосая женщина.

Хант Уильям Холман, «Наёмный пастух»Отнюдь не пастораль вышла из-под кисти Холмана. В лучших традициях «Братства» картина просто светится яркими оттенками. Тонко проработаны все планы, работу интересно рассматривать. Историки считают, что в полотно Холман вложил свое недоумение в адрес современной ему религиозной дискуссии и роли священников в ней.

Форд Мэрдок Браун, «Прощание с Англией»
В центре работы абсолютно земная тема – эмиграция, с новой силой прозвучавшая в современной художнику Британии. В центре – семья, которая ищет новый дом. На картине можно найти дочь и жену художника, писал он с натуры, отдавая дань идеям прерафаэлитов. Хоть Браун никогда не состоял в «Братстве», его идеалы он поддерживал, что и отразилось в этой работе.

Британия гордится своим прерафаэлитским движением, ведь это одно из самых ярких художественных направлений, зародившихся в Англии. Несмотря на то, что работы этих художников первое время подвергались критике, они нашли свое место в мировой культуре и радикально повлияли и на современное искусство, и на массовую культуру.

15 самых чувственных картин прерафаэлитов

«Беата Беатрикс», 1864 год.

Прерафаэлиты, так же как и их кумиры, выступали против академизма, условностей, канонов и образцов. Сторонники такого протеста — Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и другие — объединились в «Братство прерафаэлитов» в 1848 году.

«Amaryllis (The Shepherdess)», 1884 год.

Простота, ясность и искренность полотен, предшествующих творчеству мастеров вершины Ренессанса, были для прерафаэлитов способом увести английскую живопись от гибельных традиций. Они пишут картины с натуры, работают на пленэре, не ориентируются на правила.

«Прозерпина», 1874 год.

«Срывайте розы поскорей», 1909 год.

Еще одна заслуга прерафаэлитов — новый взгляд на женскую красоту. Он воплотился в британке Элизабет Сиддал — чувственной, рыжеволосой, бледной, тонкой. С нее Милле писал свою знаменитую «Офелию» — утопленницу, сохранившую прекрасный, неземной облик после смерти.

Читайте также:  Монокль: изготовление и съемка

Сиддал позировала художнику в ванне, воду в которой Милле подогревал лампами, чтобы натурщица не замерзла, потому что они работали над картиной зимой.

Sancta Lilias, 1874 год.

Один раз эти лампы погасли, вода стала холодной, и Элизабет простудила легкие. Здоровье было подорвано и ухудшалось, к чему примешивалась еще и депрессия. В конечном счете муза прерафаэлитов скончалась от передозировки опиума.

«Видение Фьяметты», 1878 год.

Несмотря на успехи работ прерафаэлитов, признание общества, появление на выставках, уже в 1853 году «Братство» распадется. Но шедевры пережили их создателей и продолжают восхищать публику и сегодня.

«Дневные мечты», 1877 год.

Фрагмент картины «Гилас и нимфы», 1896 год.

«Пылающий июнь», 1895 год.

«Зачарованный Мерлин», 1877 год.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Прерафаэлиты – Братство кольца?

Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Прерафаэлиты, кто они? Как нашли друг друга, почему они настолько удивительны. Что принесли в мир и закончилось ли воздействие их культурной интервенции. И не прошло ли их время?

Прерафаэлиты (англ.Pre-Raphaelites) это направление в английской живописи второй половины XIX века образованное в начале 1850-х годов в целях борьбы с условностями викторианской эпохи, традиций академизма и подражания классическим образцам в искустве. Да и само наименование «Прерафаэлиты» должно было обозначить родство с художниками раннего возрождения, то есть «до Рафаэля» и его современников а также последователей. Все ясно. Но только вот вопрос: Зачем? Что объединило Джона Эверетта Миллеса, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона первых семи братьев новоиспеченного братства.

А началось братство со знакомства Холмана Ханта с Данте Габриэль Россетти и идеи обьединившей их, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её, будет возвращение к искренности и наивности раннего итальянского искусства. И с юношеским пылом они решают создать секретное общество названное Братством прерафаэлитов.

В группу с самого начала пригласили Джеймса Коллинсона (студента Академии и жениха Кристины Россетти), скульптора и поэта Томас Вулнера, молодого девятнадцатилетнего художника и впоследствии критика Фредерика Стивенс и младшего брата Россетти Уильяма Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но призвания к искусству не проявлил и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем. А Когда Моррис и будущий художник-прерафаэлит Э. Бёрн-Джонс поступили в 1852 г. в оксфордский Эксетер-колледж, они составили своеобразный манифест консервативной революции, один из первых в мире: они поклялись вести крестовый поход и священную войну против нынешнего века, «безжалостного холода времён»

Но почему, вот так сразу, и секретное общество? Ведь считается, что тайным, братство стало с самого зарождения, поскольку Королевская академия художеств очень ревниво относилась к новшествам ради сохранения традиций академического искусства.

Но при этом, говоря лишь об искусстве, мы напрочь забываем что конец девятнадцатого века насквозь пропитан духом тайных союзов, братств и оккультных обществ, спиритистов и идейных революционеров. Все это на фоне взрывообразно развивающейся индустриализации а так же нового искусства, и способа запечатления реальности, фотографии.

Да, прерафаэлиты активно использовали фотографию в процессе живописи, и даже успели внести немалый личный вклад в развитие фотоискусства. Фотоснимки прерафаэлитов отличаются стремлением к созданию двухмерного пространства и вниманием к деталям, а так же стремлением раскрыть внутренний мир модели и сюжета, что на том этапе развития фотографии далеко не всем удавалось. И неоднократно фотография, а не картина становились конечным результатом. Особенно известны фотографии Джейн Моррис, сделанные Данте Габриэлем Россетти в июле 1865. Стоп, а как же возврат в прошлое, к ранним итальянским мастерам? Талантливые были ребята! И решительно собравшись в прошлое, они рванули в будущее, попутно меняя мир вокруг себя. А что же они читали? Дж. Макдональда Кларендона и Филмора, Джона Ривза, романтиков Колриджа и Коббета и «феодального социалиста» Карлейля.

И что из этого вышло? А то, что революционные идеи в живописи дополнились и литературными произведениями. Чего только стоят литературные труды Морриса, да он писал не только картины. Он написал утопический роман “Вести из ниоткуда”, о стране, в которой все работают только для удовольствия и плоды их трудов бесплатно раздаются ценителям.

И его романы, (до сих пор не переведённые на русский язык) «House of Wolfings», «The Wood beyond the World» и «The Well at the World’s End», написанные в жанре мистического реализма.

Кстати ими зачитывался сам будущий автор «Властелина Колец» Джон Рональд Руэл Толкин, к тому времени он поступил в тот самый Эксетер-колледж (1911) выпускниками которого были многие прерафаэлиты и уже в 1914 г. потратил полученную премию на покупку сочинений Морриса. Его романы «Дом Сынов Волка» и «Корни горы» глубоко потрясли Толкиена.

Да, безусловно уникальный колледж, этот Эксетер. Но дело вероятно в некоторых из его преподавателей, которые знали как, и куда направить мысли и мечты своих учеников. Где то здесь зарыты корни еще одного братства в значительной степени создавшего прочный фундамент целого пласта в современной литературе. А именно, Инклинги (англ. Inklings) неофициальная литературная дискуссионная группа при Оксфордском университете. Инклинги поощряли создание повествовательной литературы, в особенности – в стиле фэнтези. Выглядело это как встреча друзей по вторникам в пабе «The Eagle and Child» («Орёл и дитя»). За кружечкой пива собиралось до двадцати человек во главе с Дж. Р. Р. Толкиеном и К. С. Льюисом, автором таких литературных перлов как «Хроники Нарнии» и «Письма Баламута». Люди просто собирались на дружескую беседу и создавали новую литературу. И не какую то, а весьма созвучную творческим поискам прерафаэлитов. Здесь, та же любовь к преданьям старины глубокой, вылившаяся в очередной литературный прорыв и создание нового направления в литературе. Вот, как-то так, ненавязчиво были придуманы новые миры в различных направлениях Искусств и пахать нам эти поля, не перепахать.

Оцените статью
Добавить комментарий