Дополнительный вопрос к ответу

Дополнительные вопросы на экзамене

Большое значение для нормального хода собеседования имеют дополнительные и уточняющие вопросы. Они возникают на основе тех пометок, которые преподаватель делает в своей тетради во время ответа курсанта. Правда, некоторые преподаватели считают излишним исправлять ошибки в ответах курсантов, в лучшем случае фиксируют их молча, лишь для себя. По нашему мнению, этого делать нельзя. Не опровергнутые ложные убеждения или ошибочные суждения наносят вред как обучающей, так и воспитательной функции экзамена.

Вместе с тем нежелательна и другая крайность, когда экзаменатор много говорит сам, дает подробные пояснения по вопросам, вызвавшим затруднения у курсанта. Уточнение преподавателя должно быть кратким, ясным и корректным. Нельзя устанавливать истину тоном поучения или выговора, затрагивать достоинство человека.

Вряд ли оправдана на экзамене и постановка заведомо неверных, так называемых «провокационных» дополнительных вопросов. Такой подход не воспитывает доверия ни к теории, ни к преподавателю и может стать фактором, парализующим мысль и волю курсанта. Его можно использовать в ходе проведения семинарских занятий, когда возможная ошибка курсанта не ставит под сомнение результаты его работы в целом.

Итак, проблема дополнительных вопросов не так проста, как кажется на первый взгляд. Какие вопросы задавать, как задавать и как вести по ним беседу – все это требует от экзаменатора глубокой теоретической грамотности и педагогического мастерства.

По своему характеру дополнительные вопросы можно разделить на несколько типов:

Ø вопросы на уточнение (задаются они в том случае, если в ответе были допущены неточности или ошибки);

Ø вопросы на дополнение основного ответа (они нужны, если вопрос билета раскрыт неполно, неглубоко);

Ø вопросы, выходящие за пределы проблем, обозначенных в билете (ставятся в том случае, когда возникает необходимость проверить знания курсанта по разделам или всему предмету);

Ø вопросы, касающиеся деталей, тонкостей понимания основной проблемы (их задают лишь тому, кто обнаруживает повышенный интерес к дисциплине).

Практика проведения экзаменов позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций относительно дополнительных вопросов. Во-первых, дополнительные вопросы по объему должны быть уже основных, иметь более частный характер.

Во-вторых, они формулируются четко, ясно и однозначно. Нечеткая, расплывчатая, а иногда и заумная постановка вопроса может лишь сбить курсанта с толку. В-третьих, по своей сложности вопросы должны соответствовать уровню курсантов и требованиям к их подготовке. Нельзя упрощать и нельзя усложнять их. В-четвертых, задав вопрос, не надо торопить слушателя с ответом. Проявление нетерпения со стороны преподавателя не убыстряет мысль, а сбивает ее. В-пятых, вопросов не должно быть слишком много. Если один-два первых остаются без ответа, нужно снизить уровень их сложности до такого, который курсант осилит.

Важнейшим условием, обеспечивающим курсанту возможность полностью проявить свои знания, является соблюдение педагогического такта, установление на экзамене обстановки подлинного демократизма доброжелательности, товарищеского отношения к курсантам. Хорошо, когда взаимопонимание и доверие между преподавателем и курсантами, проявлявшиеся в ходе совместной учебной и общественной деятельности, сохраняются и, более того, развиваются на экзамене.

Проводя экзамен, всегда следует помнить, что курсант испытывает усталость и волнение, чувствует ответственность перед преподавателем и товарищами. Поэтому важно с самого начала установить на экзамене ровный, спокойный и в то же время заинтересованный тон общения. Надо исключить какие-либо восклицания, выражающие удивление или возмущение по поводу плохой подготовки отвечающего. Это может подействовать на него угнетающе. Так же действуют непроницаемый вид преподавателя, отсутствие с его стороны какой-либо реакции. И наоборот, одобрительный кивок может подбодрить человека, придать ему уверенность и спокойствие. Недоуменный взгляд, поднятая бровь дают понять курсанту, что он отклонился от вопроса или допускает неточности в ответе.

Опытный педагог знает, что можно до известной степени управлять ходом мысли своего ученика, не прерывая его ответа. Но реакция экзаменатора на ответ курсанта должна быть умеренной и очевидной для отвечающего. Отрицательно действует на курсанта ситуация, когда во время его ответа преподаватель разговаривает с кем-то из присутствующих. Всегда неприятно, когда тебя не слушают. Кроме того, эти разговоры курсант может принять на свой счет, что будет его смущать и отвлекать.

Особое внимание и такт преподаватель должен проявить к курсантам, у которых есть какие-то затруднения с русским языком. Здесь нужна деликатность, чтобы не задеть национальное чувство.

Не следует забывать и об эстетической стороне экзамена. Это не простая формальность, а праздник, как для курсантов, так и для преподавателя. Поэтому необходимо соблюдать определенные требования, предъявляемые * к оформлению аудитории и т. п. Здесь все имеет значение, в том числе и порядок на рабочем столе преподавателя. На экзаменационном столе должно быть только то, что необходимо для экзамена: зачетные книжки, ведомость, рабочая тетрадь преподавателя, перечень экзаменационных билетов. Сами билеты и бумагу для подготовки курсантов к ответу желательно разместить на отдельном столе.

Читайте также:  Выбор фотокамеры canon: полупрофессиональный

Итак, не только четкая организационная подготовка, но и ряд психологических, этических и эстетических аспектов экзамена способны оказать существенное влияние, как на ход экзамена, так и на его результаты.

Экзамен – завершающий этап, конечная фаза преподавания и изучения дисциплины. Он имеет целью осуществление заключительного контроля самостоятельной работы курсантов по дисциплине, оценку глубины усвоения предмета, уровня знаний и пред­ставлений, навыков и умений в объеме учебной программы, способностей в анализе социальных процессов на основе научной методологии, решении профессиональных задач. Экзамен призван реализовать контрольную, обучающую, воспитательную и организующую функции в учебном процессе. Данные функции реализуются при условии соблюдения таких педагогических требований к проверке знаний и умений как всесторонность, индивидуальность, объективность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предложения со словосочетанием «дополнительные вопросы»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рубцеваться (глагол), рубцуются:

Синонимы к словосочетанию «дополнительные вопросы&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «дополнительные вопросы»

  • Он стал расспрашивать меня о судьбе Ивана Кузмича, которого называл кумом, и часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоучительными замечаниями, которые, если и не обличали в нем человека сведущего в военном искусстве, то по крайней мере обнаруживали сметливость и природный ум.

Значение слова «дополнительный»

ДОПОЛНИ́ТЕЛЬНЫЙ , –ая, –ое. 1. Являющийся дополнением к чему-л.; добавочный. Дополнительный сеанс в кино. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «вопрос»

ВОПРО́С , -а, м. 1. Обращение к кому-л., требующее ответа, разъяснения и т. п. Задать вопрос. Обратиться с вопросом. Ответить на вопрос. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «дополнительный»

ДОПОЛНИ́ТЕЛЬНЫЙ , –ая, –ое. 1. Являющийся дополнением к чему-л.; добавочный. Дополнительный сеанс в кино.

Значение слова «вопрос»

ВОПРО́С , -а, м. 1. Обращение к кому-л., требующее ответа, разъяснения и т. п. Задать вопрос. Обратиться с вопросом. Ответить на вопрос.

Синонимы к словосочетанию «дополнительные вопросы&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

На какие вопросы отвечает дополнение? Теория, примеры

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение. Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже. Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение “с дочкой” распространяет глагол-сказуемое “гуляем”.

Читайте также:  Вспышка A-TTL как ведомая в системе E-TTL2

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, “Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля”. Дополнение “автомобиля” относится к существительному “водитель”.

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом “на соседа” относится к краткому прилагательному “зла”. Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага – прямое, стоит в винительном падеже, а глагол “ненавидеть” переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение “друга” относится к наречию “жаль”, выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный – форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение “елку” – прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение “заварки” – прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения – мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение – взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение – о торжестве).

Дополнительный вопрос к ответу

1. Разновидности дополнительных вопросов

Дополнительные вопросы условно делятся на уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные и неожиданные.

Уточняющие вопросы.
Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например: “Так когда же была основана Москва?” Тут очень сложно что-либо посоветовать, если вы точно не знаете ответ. Заметим лишь, что вместо “не знаю” лучше сказать “не помню”.

Дело в том, что в числе причин, повышающих вероятность получения помощи от другого человека, очень важное значение имеет тот факт, виноват ли в создавшемся положении сам нуждающийся в помощи или нет. В вашем “не знаю” виноваты только вы сами: вы не удосужились “узнать” и поэтому на помощь экзаменатора лучше и не надейтесь. В словах “не помню” доля вашей вины уже не так велика: вы все-таки приложили усилия, но, что поделаешь, “оно не запомнилось”. Вы тут почти ни при чем – это она виновата, память, над которой вы оказались невластны.. .

Кроме того, ответ “не знаю” плох и еще по одной причине. Экзаменатор может подумать (а чаще всего именно так и думает), что вы вообще не имеете представления о дате основания Москвы, и назови он вам VI в. до н.э. или 1778 год – вы и в том, и в другом случае с ним согласитесь. А ведь вы всего-навсего забыли последнюю цифру: то ли 1147, то ли 1148 год. Ну тогда так и скажите: “1147 или 1148”. В крайнем случае назовите век. Покажите, что если у вас нет четких знаний, то вы хотя бы ориентируетесь в вопросе.

Конечно, иногда бывает так, что ваше честное и скорбное “не знаю” может принести вам дополнительные очки. Тут все зависит от того, что предпочитает ваш экзаменатор – трудолюбие и честность или ум и сообразительность.

Авторам пришлось видеть такую картину: студент, который великолепно ответил на первый и второй вопросы билета, вместо ответа на третий громко и уверенно сказал: “Не знаю”. На лице преподавателя, когда он ставил в зачетке тройку, явственно читалось: “Я не виноват. Он сам. ”

Наводящие вопросы
Эти вопросы – почти подсказка, или, если хотите, ваше спасение. Хватайтесь за них, как утопающий за соломинку. Помните: об уровне ваших знаний экзаменатор будет судить по тому, насколько быстро вы сообразите, что от вас хотят услышать.

Альтернативные вопросы
Их экзаменаторы обычно задают в той же ситуации, что и уточняющие вопросы. Но положение здесь не столь критичное:
1) часто один из ответов явно более предпочтителен, и есть вероятность того, что именно он является правильным;
2) даже при полном отсутствии знаний ваши шансы будут составлять не менее 50%.

Читайте также:  Искал компакт себе, набрел на старичка Canon PowerShot Pro1 2005 года? Устарел или нет?

Следует, однако, помнить, что и альтернативные, и уточняющие вопросы экзаменатора свидетельствуют о том, что его начинает раздражать отсутствие четкости в вашем ответе.

Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы.

Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет – абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но все-таки желательно избегать ситуации “не помню, что именно надо вспомнить”. Для этого необходимо твердо усвоить все пункты плана, опираясь на которые можно рассказать о любом явлении, законе или теории.

Что нужно знать о том или ином явлении?
внешние признаки явления;
условия его протекания;
механизм, сущность явления, его определение;
связь с другими явлениями;
когда и кем было впервые описано данное явление;
количественные характеристики явления и то, как оно используется в практической деятельности;
условия управления явлением.

Что нужно знать о законе?
какую связь между явлениями отражает этот закон;
формулировка закона;
его математическое выражение (если имеется);
какими опытами можно подтвердить закон;
когда, кем и при каких обстоятельствах данный закон был открыт;
как учитывается закон на практике;
границы применения закона.

Что нужно знать о теории?
опыты, факты, явления, послужившие основой теории;
основные понятия и положения теории;
используемый для ее описания математический аппарат;
круг явлений, которые объясняются или предсказываются данной теорией.

Неожиданные вопросы
Внимательно слушающий вас экзаменатор неожиданно задает вопрос. Что делать в этой ситуации? Ведь если вы не знаете ответ назубок, то молниеносно переключиться и что- нибудь придумать очень сложно. Самое главное в этом случае – не молчать. Можно задать экзаменатору несколько уточняющих вопросов и таким образом выиграть необходимое для обдумывания ответа время.

2. Когда отвечать на вопросы и замечания

С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно.

С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты:
1)до того, как замечание высказано;
2) сразу после того, как оно сделано;
3) во время замечания, перебив экзаменатора;
4) несколько позднее;
5) никогда.

Отвечать до того, как замечание высказано, следует в случаях, когда вы чувствуете, что экзаменатор рано или поздно сделает определенное замечание. Тем самым у вас появится возможность самим выбрать наиболее подходящий момент для ответа.

Отвечать сразу после высказанного замечания – наиболее принятый метод для ответа, и его нужно использовать во всех нормальных ситуациях.

Отвечать несколько позднее после высказывания замечания необходимо в случае, если вам трудно сразу найти подходящий ответ и вам лучше отложить его на более поздний момент.

Отвечать во время высказывания замечания – вариант, как и предыдущий, не самый удачный.

Не отвечать вообще можно лишь на отдельные виды замечаний (особенно враждебные). Это же относится и к случаям, когда можно без ущерба признать правоту экзаменатора.

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.

9 способов уйти от ответа на неудобный вопрос и не показаться грубияном

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Почему не замужем?», «сколько зарабатываешь?», «за кого будешь голосовать?» — эти и другие подобные бестактные вопросы вызывают содрогание у многих из нас. Что делать, если собеседник задал вопрос, а вы не хотите или просто не можете на него ответить?

AdMe.ru расскажет о 9 способах красиво уйти от ответа. А бонус в конце статьи подскажет, что же делать, если вам попался назойливый собеседник, на которого эти хитрости не действуют.

1. Задавайте уточняющие вопросы

Чтобы выбить почву из-под ног собеседника, задавайте ему уточняющие вопросы, и чем больше их будет, тем лучше. Отвечая на них, он запутается и потеряет нить беседы. Главное, задавайте вопросы с серьезным выражением лица, чтобы собеседник не почувствовал подвоха. Кстати, если вы беседуете с не очень близким человеком, на вопросы о зарплате или в целом о работе можно отказаться отвечать, сославшись на коммерческую тайну.

2. Сделайте комплимент

Проще и естественнее будут выглядеть комплименты, связанные с вопросом, который вам задали. Например, если вас спросили про детей, похвалите ребенка или внука собеседника. И добавьте какой-нибудь общий ответ — «всему свое время», «как только, так сразу», «не от меня зависит» и так далее. Комплименты нравятся людям и вместе с тем немного смущают их. Поэтому собеседник вряд ли будет дальше развивать тему. Главное, чтобы похвала соответствовала истинному положению вещей, иначе ваш комплимент будет воспринят как сарказм.

Оцените статью
Добавить комментарий