Фотоаппарат для репортажной съёмки

Содержание статьи

База по фотосъемке репортажей

Введение

Съемка любых мероприятий, торжеств, событий на улицах города или спортивных соревнований относится к фотожурналистике, которая должна сохранять привязку ко времени и иметь хронологическую последовательность. Данное направление фотографии очень сложное, так как при съемке нет возможности настроить свет или сделать еще кадр, если предыдущий не получился. Чаще всего фотографы начинают учиться снимать именно в репортажном стиле. Многие об этом даже не задумываются. Обычно это происходит на различных праздниках, в походах и на вечеринках. Такая съемка тоже относится к репортажной.

Единственное преимущество репортажной съемки – это то, что сюжет для фотосессии не нужно придумывать. События протекают сами по себе. Вам нужно лишь замечать интересные ключевые моменты и вовремя нажимать на кнопку спуска затвора. Естественно, нужно предварительно правильно настроить фотоаппарат и выбрать удачный ракурс, иначе снимок получится неудачным, а переделать его уже не будет возможности.

Спортивная фотография и фотожурналистика – это два очень крупных блока в репортажной фотографии, и их стоит рассматривать каждый в отдельности, поэтому сегодня мы не будем на них концентрироваться. Рассмотрим съемку праздничных мероприятий, концертов, выставок и т.д.

Оборудование для съемки

Если вы собираетесь профессионально заниматься фотографией, то лучше сразу брать полнокадровую камеру, если есть такая возможность. На самом деле, это не обязательное условие. Многие фотографы снимают на камеры с кропнутым сенсором и замечательно себя при этом чувствуют. Не многим заказчикам нужны снимки для фотообоев, так что не стоит гнаться са самыми дорогими и суперсовременными камерами.

Существенный плюс полнокадровых камер заключается в том, что их сенсоры на больших значениях ISO дают очень мало шума, а значит, что в условиях недостаточной освещенности можно делать более качественные кадры. Учитывая то, что в репортажной фотографии нет возможности настроить свет, это очень существенный нюанс.

Гораздо важнее качества вашей камеры качество объектива. Хороший зум объектив – это залог резких и четких фотографий. Для работы кроме телеобъектива понадобится еще и широкоугольный объектив. В репортаже очень важно иметь возможность снимать издалека и захватывать в кадр большие участки, чтобы не упустить важные детали. В крайнем случае, снимки потом можно будет кадрировать.

Есть объективы, которые могут покрыть сразу большой диапазон фокусных расстояний, к примеру 28-300 мм. Это очень удобный диапазон ФР, но качество картинки будет не на высоте. Лучше покрыть тот же диапазон фокусного расстояния двумя объективами. Это будет дороже стоить и в работе будут неудобства, связанные со сменой оптики, но изображения будут получаться гораздо более высокого качества.

Если вы не знаете, какие именно объективы нужны вам для работы, возьмите что-нибудь в прокат и попробуйте разные модели. Наработав некоторый опыт, вы сможете сделать для себя вывод, какая именно оптика вам нужна.

Вспышки всех раздражают, но иногда без них не обойтись. Чаще всего мероприятия проходят вечером или в помещениях, где освещение недостаточно хорошее. В таком случае вспышка необходима. Различные рассеиватели и отражатели помогут сделать свет более мягким. Даже если вы снимаете днем в солнечную погоду, вспышка будет необходима для того, чтобы смягчить тени.

Репортажный фотограф не может себе позволить таскать с собой огромный штатив. Фотограф должен быть подвижен и незаметен. Если вы достигли предела выдержки, ISO и не можете больше открыть диафрагму, то лучше всего воспользоваться моноподом. Он позволит еще немного увеличить выдержку, и он не такой громоздкий и тяжелый, как штатив.

Собираясь на фотосессию стоит продумать, сколько времени она продлиться, и с учетом этого запастись батареями. Также нужно запастись картами памяти, так как на удаление неудачных кадров времени не будет. Для экономии можно часть мероприятия фотографировать в RAW, а какие-то промежуточные моменты снимать в JPEG.

Лишнее оборудование брать с собой не стоит. Оно будет затруднять перемещение, а двигаться придется много.

Фотосумка очень удобна для переноски оборудования, но когда нужно иметь постоянный и очень свободный доступ ко всему, она становится обузой. Лучше карты памяти, батареи и фотофильтры разложить по карманам.

Необходимые навыки

Перед съемкой нужно внимательно изучить место съемки, оценить источники света, поговорить с организаторами, выяснить план проведения мероприятия. Если вы снимаете на заказ, то уточните заранее, какие ключевые моменты важны для заказчика, чтобы не дай Бог не пропустить их.

На самом мероприятии времени на решение организационных вопросов не будет. Нужно будет действовать. Поэтому нужно заранее наблюдать за всем происходящим и делать выводы, с какого ракурса лучше снимать, где лучше освещение, какой объектив использовать. Снимать крупный план или общий, и т.д.

Во время мероприятия события могут происходить очень быстро, поэтому нужно быть готовым к съемке постоянно. События при репортажной съемке происходят один раз. Если вы научитесь ловить ключевые моменты, то сможете получать кадры, которые невозможно будет воспроизвести в постановочной фотографии.

Не смотря на то, что фотограф должен постоянно находиться в движении, нужно еще и находить время для отдыха. Лучшее время для отдыха – это время трапезы. Когда люди садятся поесть, они не хотят, чтобы их фотографировали. С художественной точки зрения, жующие люди – это не самый удачный объект для съемки. Сам фотограф без передышки к концу мероприятия может сильно утомиться и потерять концентрацию.

Репортажный фотограф не должен привлекать к себе внимание. Желательно, чтобы люди не догадывались, что их снимают. Тогда они будут вести себя естественно и непринужденно. Чтобы создавать минимум помех для участников праздника, нужно заранее приметить места съемки, где вы не будете мешать людям, заранее продумывать маршрут движения, чтобы не создавать помех происходящим действиям.

Расчет собственных сил

Перед началом мероприятия очень важно узнать у организаторов, какой масштаб действия намечается. Если праздник будет проходить в зале с количеством мест на 400 персон и гостей будет не меньше, чем 350 человек, только задумайтесь, сможете ли вы один в полной мере заснять все ключевые моменты, запечатлеть всех гостей. Очевидно, что нет. В таком случае стоит задуматься о втором фотографе, а может даже двух. Гораздо лучше отказаться от события или потерять часть денег на найм помощника, чем плохо выполнить свою работу и запомниться заказчику как недобросовестный фотограф, который не качественно выполняет свою работу.

В репортажной фотографии нужно действовать быстро, а это значит, что на поиск оптимальных настроек времени не будет. Нужно действовать быстро, настройки камеры нужно менять моментально, при этом они должны оптимально подходить для данных условий съемки. Вначале будет трудно работать в таком режиме, но со временем придет опыт и такой темп работы станет привычным.

На каждом мероприятии обычно происходит что-то интересное, какие-то необычные события. Главное их поймать. Также не стоит забывать о творческом подходе. Это разнообразит отснятый материал. Лучше всего искать нестандартные моменты на различных народных гуляниях. Раззадоренная толпа способна на подвиги, а вы эти подвиги можете задокументировать.

Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Рекомендации по освоению приемов фотожурналистики от наставника Canon, Брайана Уорли (Brian Worley)

Как правило, фотожурналисты используют разнообразные типы камер для съемки событий — от профессиональных цифровых зеркальных камер Canon до более компактных портативных моделей. Цифровые зеркальные камеры EOS дают больше возможностей и позволяют лучше контролировать процесс съемки, в то же время компактные камеры Canon более удобны в использовании и обеспечивают превосходные результаты без лишних усилий. Какой бы камерой вы ни пользовались, важно помнить, что самые лучшие репортажные фотографии дают нам более глубокий взгляд на проблему и никогда не теряют своей актуальности по сравнению со снимками, которые ежедневно публикуются на новостных сайтах по всему миру.
Помимо приведенных ниже технических советов хочется отметить, что хороший фотожурналист прекрасно владеет навыками взаимодействия с людьми и приемами репортажной съемки. Умение выстраивать выверенную композицию является очень полезным навыком, но не менее важную роль играет способность передавать эмоции, энергетику момента и его уникальность. Ведь некоторые из лучших репортажных фотографий создавались спонтанно, поэтому рекомендуем всегда брать с собой компактную камеру Canon, например IXUS или PowerShot, чтобы всегда быть готовым запечатлеть интересный момент, когда вы окажетесь в нужное время в нужном месте.

Используйте все возможности широкоугольных объективов

Чтобы создать законченную историю в одном кадре, многие фотожурналисты используют широкоугольные объективы, например 35-миллиметровые.

Читайте также:  Какой фотоаапарат лучше выбрать для новичка в пределах 25000?

Вы можете заметить, что часто фотожурналисты снимают на достаточно близком расстоянии от объекта съемки, поэтому не бойтесь подходить ближе к главным героям вашего снимка и даже знакомиться с ними.

Широкоугольные объективы позволяют получить большую глубину резкости, чтобы запечатлеть всю историю целиком и показать обстановку вокруг самого объекта съемки. Например, вы можете передать весь масштаб марша протеста, при этом выбрав одного из участников в центре кадра в качестве главного героя снимка.

Многие камеры Canon EOS оснащены зум-объективами с фокусным расстоянием от 18 мм Попробуйте установить на объективе фокусное расстояние примерно 22 мм и тренируйтесь снимать, не меняя это фокусное расстояние. Вместо использования зума для компоновки кадра вы можете выбрать для себя другую точку съемки или изменить положение камеры. Сначала это может показаться непростой задачей, но вы получите гораздо больше возможностей запечатлеть всю разворачивающуюся перед вами историю. Кроме того, такой стиль ведения съемки помогает оставаться в хорошей физической форме.

Использование автофокусировки для выстраивания композиции

По своей сути настоящая фотожурналистика — это правдивое и точное изложение истории какого-либо события или ситуации в одном кадре. Фактографический снимок не допускает кадрирования или внесения улучшений с помощью программы Photoshop. Поскольку впоследствии у вас не будет возможности внести изменения в полученный снимок, очень важно выстроить композицию максимально точно с помощью видоискателя цифровой зеркальной камеры.

Для этого необходимо выбрать фокусировку с использованием одной точки фокусировки, а не центральной точки автофокусировки. Установите автофокусировку по одной точке, расположенной в левой или правой части кадра, для построения композиции с помощью правила третей (это удобный способ компоновки кадра, который вы мысленно делите на равные трети, чтобы получить хорошо выстроенную композицию). Это позволит создать выразительную и привлекающую внимание фотографию сцены с людьми, например демонстрации, церемонии награждения или фестиваля.

Откройте для себя все возможности вашей камеры и объектива

Для каждого фотожурналиста камера и объектив должны стать инструментами, с помощью которых он сможет запечатлеть на фотографии определенные моменты или сцены без вмешательства в естественный ход событий. Поэтому так важно всегда держать камеру наготове и иметь возможность быстро вносить изменения в настройки, действуя «на ощупь». Прежде чем приступить непосредственно к фотосъемке, потренируйтесь изменять настройки камеры, ориентируясь только на свои ощущения. Например, положите цифровую зеркальную камеру EOS в сумку, чтобы попробовать изменить положение диска выбора режима, не глядя на саму камеру. Достаточно скоро вы научитесь быстро менять настройки и сможете делать фотографии, не упуская ни одного интересного кадра.

Попробуйте использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием и со временем вы научитесь представлять, какой именно получится финальная фотография, даже не глядя в видоискатель.

Черно-белые фотографии

После освоения основных приемов репортажной съемки попробуйте установить монохромный стиль изображения на вашей цифровой зеркальной камере EOS. Изображение на ЖК-экране также станет черно-белым, и вы сможете полностью сосредоточиться на объекте съемки, не отвлекаясь на цвет. При просмотре черно-белых фотографий на ЖК-экране намного легче проверить правильность построения композиции, чем при просмотре цветных изображений. Такой прием помогает выстраивать композицию кадра прямо во время съемки.

Более современные модели цифровых зеркальных камер EOS оснащены функциями обработки изображений в формате RAW непосредственно в камере. Перейдите в меню обработки изображений в формате RAW, затем преобразуйте изображения RAW в монохромные или цветные изображения.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографировать ключевые моменты и сделать насколько это возможно качественные снимки, очень часто в сложных условиях по свету. В этой практике я расскажу на какие моменты нужно обратить внимание при съемке репортажа. Репортаж я снимал на камеру Canon EOS R c объективом Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM. Это отличный универсальный объектив, на который можно снимать, как фотографии, для которых требуется широкий угол, так и фотографии, для которых требуется телеобъектив. Но один из самых любимых объективов репортажных фотографов Объектив Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM. Камера изначально была поставлена в сложные условия. Съемка проводилась на открытом воздухе зимой за полярным кругом в Мурманской области. В декабре в этом регионе полярная ночь, поэтому для получения качественных фотографий света не хватало. Но на мой взгляд, тем и интереснее тест, когда камера проверяется в реальных сложных условиях, но при этом необходимо получить приемлемое качество.

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 500, 1/160

Советы:

1. Репортаж снимают в полуавтоматических режимах, так как обычно нет времени на то, чтобы выставлять все параметры вручную. Обычно используют режим приоритета выдержки или диафрагмы. Значение диафрагмы часто выбирают 5,6, при которой можно получить резкий объекты, на которых фокусируется и размытые детали, которые как правило не нужны. Но это не правило, скорее все зависит от задачи, иногда диафрагму открывают максимально, чтобы размыть сильнее детали и также сократить выдержку при недостатке света. Или наоборот закрывают до значений 8 -13, чтобы получить резкими все планы в фотографии.

Выдержку ставят примерно 1/125, это как стандарт выдержки, при которой можно получить резким движущийся объект. Но для съемки, например спортивных событий используют более короткие выдержки 1/500 или 1/1000, иногда еще короче. Значение ISO можно поставить на auto, так как для репортажа самое важное запечатлеть важные событие, а не наличие или отсутствие шумов. Часть шумов можно будет удалить при обработке. Съемка репортажа производится в режиме серийной съемки, так как ключевые моменты моменты нужно запечатлеть технически качественно.

Съемка на Canon EOS R . И хотя новую камеру нельзя назвать репортажной, скорости 8 кадров в секунду хватает для съемки динамичных сюжетов. Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 200, 1/160

2. При съемке репортажа важно знать расписание мероприятия, чтобы знать когда и где находится в ключевых местах развития событий.

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/125

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 1600, 1/160

3. При съемке репортажа необходимо сделать несколько фотографий о месте события. Это может быть пейзаж или снимок зала, где происходит событие. Обычно такие фотографии делаются на широкоугольный объектив. Также нужно сделать несколько крупных планов, которые будут указывать на мероприятие, например логотипы. Людей нужно фотографировать, создавая отдельные портреты, так и делая общие планы с людьми, очень важно показать эмоции.

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 6400, 1/125

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 2000, 1/160

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/125

4. Для репортажной фотографии работают все подходы композиции, как и в других жанрах.

5. Вспышку нужно использовать при необходимости. Вернее тогда, когда без нее не обойтись. Так как, например, в небольших помещениях свет переотражается и это только портит кадр.

Canon EOS R+ Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 6400, 1/125

Показательная работа автофокуса Canon EOS R. Помещение сделано из снега, в котором один источник тусклого света. При этом фотоаппарат достаточно легко сфокусировался на неконтрастном однотонном объекте.

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/160

6. Штатив в репортаже редко используется, так как он усложняет передвижения и не спасает от маза при съемке динамичных сцен. В некоторых случаях используют монопод.

С Canon EOS R я получил отличное качество, снимая “с рук”. Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/7, ISO 6400, 1/100

7. Для репортажа допустима съемка в JPEG, так как это ускоряет скорость работы. Но все зависит от задачи.

8. Для съемки репортажа нужны карты памяти с хорошей скоростью записи. Также понадобятся запасные аккамуляторы. В условиях зимы и съемке на улице через три 3 часа мне понадобился второй аккамулятор.

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/160

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 640, 1/125

Canon EOS R отлично справился с задачей съемки репортажа. Конечно, нельзя назвать камеру репортажной по скорострельность и по эргономике. В целом скорости 8 кадров в секунду хватает для съемки динамичных сюжетов. Автофокус без всяких сомнений справляется с самыми сложными условиями. Автофокус Dual Pixel CMOS AF работает быстро и чётко обладает очень чувствительностью до -6 EV.

В Canon EOS R. Также в фокусировке помогает следящий режим и фокусировка по лицам и глазам.

Canon EOS R + Canon RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 500, 1/125

Выбор камеры и оптики для репортажной съемки

Одна из моих основных специализаций как фотографа — коммерческая репортажная съемка. Про основы коммерческой репортажной фотографии я уже рассказывал в своих прошлых статьях.

Но меня очень часто спрашивают, какое оборудование стоит взять с собой на репортаж? Какой фотоаппарат выбрать для съемки мероприятий? Какие объективы необходимо иметь репортажному фотографу?

Читайте также:  Nikon D7000, Canon EOS 60D или Sony SLT-A77?

Вот об этом мы и поговорим сегодня — о камере и оптике для репортажной съемки.

Камера

Какой фотоаппарат выбрать репортажному фотографу?

Ответ очень прост и зависит исключительно от вашего бюджета.

Дело в том, что по специализации зеркалки делятся на студийные и репортажные только в профессиональном классе камер: D3s и D3x у Никона и различные студийные и репортажные «Марки» у Кэнона. Если финансы позволяют, то Nikon D3s, Canon 1D Mark IV или 5D Mark II (как многофункционал) — идеальные репортажные камеры.

В профессиональной фотографии есть одно неписанное правило — если оборудование окупает себя за 2-3 месяца съемок, значит, вы работаете на «своем уровне». Конечно, это правило довольно условное, но если тот же Canon 5D Mark II не «отобъется» по деньгам через пару месяцев работы, возможно, вам стоит купить более простую камеру для начала. Те же Canon 7D или Nikon D700 отлично подойдут для съемки репортажа.

Если и 7D/ D700 не вписываются в ваш бюджет — покупайте ту камеру, на которую в данный момент хватает денег, а со временем можно будет и «проапгрейтиться».

Какие характеристики фотоаппарата особенно важны при съемке репортажа?

  • ISO — это самая важная характеристика репортажной камеры. Чем меньше шумов фотоарпарат выдает на высоких ISO, тем больше у вас простора во время съемки мероприятия. В идеале репортажная камера должна спокойно «держать» ISO 1250-2000
  • «Скорострельность». Бывают моменты, когда во время съемки мероприятия нужно «молотить» по 5-8 кадров в секунду. И чем больше кадров в секунду может снять ваша камера ( в RAW формате), тем лучше.
  • Автофокус. От «меткости» автофокуса во многом зависит, успеете ли вы сделать удачный кадр или нет. Так же важная характеристика для репортажной камеры — количество зон фокусировки. Например, на моем Никоне D3 их 51 штука. Чем больше зон фокусировки имеет фотоаппарат, тем более точно и на нужный участок кадра вы сможете сфокусироваться.

Пара слов о полнокадровых (full frame) и «кропнутых» фотоаппаратах.
Для съемки репортажа разница между полным кадром и кропом не столь велика, как, скажем, в художественной фотографии. Но важно помнить, что покупая фул-фрейм камеру, после нескольких лет использования кропнутого фотоаппарата, вам, вероятно, придется обновить и комплект оптики. Многие объективы не работают с полным кадром, а те, что работают, заметно изменятся в фокусном расстоянии. Ничего страшного в этом нет, просто нужно быть к этому готовым, переходя с кропа на фул фрейм.

Оптика

Если с покупкой репортажной камеры все довольно просто и понятно, то с выбором объективов для съемки мероприятий дела обстоят несколько сложнее.

В идеале ваша оптика должна покрывать фокусное расстояние 14-200 мм. Таким образом вы сможете сделать удачный кадр в практически любых съемочных условиях.

Существует два пути этого добиться — купить много «фиксов» или несколько зум-объективов.

Ваш комплект фиксов, условно, может выглядеть так:
14 мм + 24 мм + 35 мм + 50 мм + 85 мм + 135 мм + 200 мм

А набор зум-объективов в идеале состоит из такой линейки объективов:
14-24мм + 24-70 мм + 70-200 мм

Сторонники фиксов апеллируют к тому, что оптика с неизменным фокусным расстоянием выдает более резкую и интересную в художественном плане картинку.

Те, кто работает с зум-объективами, уверены, что скорость «переключения» между фокусными расстояниями во время репортажной съемки — важнейшая вещь для фотографа, ведь секунды промедления, которые уйдут на замену одного фикса другим, могут стоить отличного кадра. Еще один важный момент — скорость фокусировки профессиональных зум-объективов, как правило, заметно выше фиксов.

Что тут можно сказать — они все правы. Но у обоих подходов один общий и значительный недостаток — цена. Стоимость комплекта топовых фиксов или топовых зумов может получиться больше стоимости двух профессиональных зеркалок.

Поэтому я могу предложить вам третий путь — работать и на зумах и на фиксах.

Есть два объектива, которые просто необходимо иметь репортажному фотографу — 35мм (или его эквивалент на кропе) и телевик 70-200 мм.

На репортаже 35 мм объективом снимается большинство кадров, а благодаря качеству оптики фикса, картинка будет звонкая и интересная.

Телевик 70-200 мм необходим для случаев, когда съемка ведется с дальнего расстояния.

А также этот объектив совершенно незаменим для съемки портретов гостей мероприятия.

В идеале еще надо бы иметь более широкоугольную линзу типа 20 мм или 24 мм:

С этими двумя-тремя объективами вы сможете чувствовать себя совершенно комфортно на абсолютном большинстве мероприятий.

Но что делать, если вы снимаете «экшн-мероприятие» и нужен быстрый зум-объектив? Или хочется красоты картинки 135мм на открытой «дырке» ?

Все очень просто — возьмите оптику в прокат! Нужен топовый 14-24мм, который сам по себе стоит как неплохая зеркалка? Прокат. Нужен 400мм «дальнобой»? Прокат!

Этим летом я поводил съемку для РЖД в Сочи и 500 мм линза была просто необходима (с такого дальнего расстояния надо было снимать). Вы думаете, я стал покупать такое стекло за 10 000$? Нет, я просто взял оптику в прокат, а счет за нее оплатил клиент. И все довольны.

Брать оборудование в прокат — это совершенно нормальная (и очень разумная) практика.

Теперь пара слов о светосиле оптики. Светосильная оптика — это, конечно, всегда хорошо. Кроме непосредственно своей светосильности такая оптика в большинстве своем дает очень качественную картинку, но и стоит немалых денег.

На мой взгляд, в сумке репортажного фотографа обязательно светисильным должен быть телевик 70-200 мм, чтобы при съемке портретов гостей мероприятия картинка получалась «глубокой», а боке — красивым. Зум-объективы и просто ширики можно брать и обычные, всё равно большинство репортажных кадров делается на диафрагме 5,6 +/- ступень.

Но если финансы позволяют, светосильная оптика никогда не будет лишней.

Вспышка

С покупкой вспышки для репортажной съемки все намного проще, нежели с выбором оптики или камеры. У каждой компании-производителя линейка вспышек состоит, как правило, из 2-3 моделей — эконом, средний класс и топовая пыха. Соответственно покупайте ту вспышку, на которую хватает денег, но по своему опыту скажу — даже со вспышкой начального уровня можно снимать репортаж. Просто с топовой вспышкой это делать намного комфортнее.

Думаю, с выбором камеры и оптики для репортажа все понятно — фотоаппарат, который «держит» ISO хотя бы 1000-1250 и 35 мм + 70-200 мм объективы — вот и весь стартовый комплект, с которым можно начинать снимать мероприятия.

Но профессиональные репортажные фотографы используют массу дополнительного оборудования — одних только аксессуаров для работы со вспышкой наберется с десяток различных видов. И именно об отражателях, рассеивателях, бустерах, «стробофреймах», а также о всем остальном «снаряжении» репортажного фотографа я расскажу в своей следующей статье.

НЕ рациональные советы по выбору фотоаппарата!

В среднем 1-2 раза в день вы задаёте мне вопросы: какой фотоаппарат выбрать, какой объектив купить, новый или б.у., зеркалка или беззеркалка… И каждый раз я стараюсь вникнуть в вашу проблему выбора и помочь, дать совет, направить. В статье про выбор первой зеркалки есть много технических сравнений, описание отличий разных моделей камер, их преимущества и недостатки, но там нет главного — духовной составляющей.

Задумайтесь, почему вы фотографируете. Возможно, вам нравится процесс, результат, общение с людьми. Отлично. Но как мы пришли к фотографии? Мне кажется, если копнуть поглубже, то выяснится одна удивительная закономерность: интерес к фотографии напрямую зависит от первого знакомства с ней. В моём случае первое знакомство с фотографией происходило в детстве, когда я вертел в руках фотоаппараты «Зенит» — мамин и папин. Серьёзная, тяжёлая, железная, сложная штуковина в прочном кожаном чехле, которые мне в мои 6 лет и открыть-то было трудно. Примерно тогда же мама (кажется, всё-таки мама) объяснила, что чем ярче погода, тем короче нужна выдержка. Разумеется, я ничего тогда не понимал, но мог осознать разницу в звуке щелчка между 1/30 и 1/500. Тогда в голове отложилось чёткое понимание, что в солнечный день нужно ставить одну из крутилок на 500. Про другую крутилку — диафрагму — мама сказала, что на солнце нужно ставить 5.6 (при этом внутри уменьшается дырочка), а в помещении можно поставить 2. Ещё нужно сфокусироваться, чтобы изображение было чётким.

Потом, года через 2, кто-то объяснил ме про стрелочку экспонометра, что нужно настраивать фотоаппарат так, чтобы стрелочка совмещалась с дырочкой. Тогда для меня всё это было филькиной грамотой, я не понимал ни-че-го, но простые правила запомнил как мантру. Оказалось, что со временем из головы ничего не стёрлось, и в 15 лет я, ещё не имея мобильного телефона с фотоаппаратом, достал с антресолей Зенит и стал с ним возиться. Оказалось, что у одного из трёх фотоаппаратов слегка заклинивает какая-то шторка. Я видел, что она при срабатывании долго остаётся в полуоткрытом положении, и догадался, что так быть не должно. К тому же, у этого фотоаппарата оказался неисправен экспонометр, и я взял мамину камеру, Zenit TTL. Подростковый романтизм, желание делать что-нибудь интересное и, возможно, влюблённость дали свои плоды — я взял в руки Зенит и начал пытаться фотографировать.

Читайте также:  Штатив QZSD Q1000

Но произошло это потому что тогда, в 6 лет, мне было очень интересно узнать, как устроена эта штуковина. А потом мне захотелось современный цифровой фотоаппарат, и произошло это потому что у папы был ещё автоматический японский фотоаппарат начала 90-х, с которым приключилась беда, он расплавился на солнце. По крайней мере, так эта информация дошла до меня. Как бы то ни было, в детстве я иногда доставал эту груду пластика и резины, смотрел и убирал обратно, понимая, что отремонтировать его не могу. А потом доставал Зенит, взводил затвор и щёлкал им, наблюдая, как открываются и закрываются шторки.

Так вот, все эти детские воспоминания вылились в будущем в интерес к фототехнике и любовь к фотографии. И сейчас я думаю: а что если бы тогда у папы с мамой не было зенитов? Возможно, у меня бы и не мелькнула тогда мысль, что нужно научиться фотографировать. И воспоминания о том таинстве, которое я испытывал в детстве, изучая крутилки на Зените, помогли мне заинтересоваться крутилками на Никоне.

Это было очень длинное вступление, благодаря которому, теперь можно приступить к сути.

Первый фотоаппарат должен вызывать трепет

Именно так, и никак иначе. Неважно, какой это будет фотоаппарат, зеркальный или мыльница, цифровой или плёночный, а может вовсе средний формат или дальномерка. Неважно! Главное, чтобы камера легла в руку. Это и будет критерием того, насколько охотно вы будете брать её в руки, смотреть на неё, смотреть на мир через неё. Если фотоаппарат вам нравится, то вы будете брать его с собой, несмотря на неудобства в виде большого веса, громоздкого размера, малого заряда аккумулятора. Если фотоаппарат вдохновляет вас, вы решите все эти мелкие проблемы и будете фотографировать больше и больше. Я могу вам посоветовать: берите Nikon. Или Canon. Или Olympus. Или Sony. Но вы не слушайте меня слепо, вы придите в магазин и потрогайте аналогичный фотоаппарат руками. Так же было у меня: я просто увидел Canon и Nikon, и младшая модель кэнона не понравилась, зато младшая модель никона понравилась, отлично легла в руку, и вообще как-то сразу «сложилось» у меня с ним.

Вот так просто выбирал свой первый зеркальный фотоаппарат я. У меня тогда даже регулярного интернета не было, чтобы почитать статьи о выборе первого фотоаппарата. Да что там, и статей таких в интернете толком не было! Были только форумы, на которых сидели фотоонанисты (подробнее о них) и обсуждали какие-то странные штуки типа теплового шума, бочковидной дисторсии, благородного зерна, мыльной картинки… Мне же, простому обывателю, студенту, мечтающему о первой зеркалке все эти слова были так же понятны, как Николаю II инструкция от микроволновки.

И, знаете, я нисколько об этом не пожалел! До сих пор тот первый фотоаппарат отзывается в памяти тёплыми воспоминаниями, до сих пор я не жалею, что он у меня был. Даже иногда появляются мысли, а не найти ли такую б.у. камеру? Просто поностальгировать. Поскольку с никоном тогда всё сложилось, я так и остался «никонистом». Однако, со временем взгляды расширились, и теперь у меня есть ещё и Sony NEX, а невеста фотографирует на Canon 5D mark II. И я чётко понимаю, в чём их сильные и слабые стороны, и почему для меня сейчас Никон — лучший выбор. Потому что он лежит в руке!

Потому что мне очень нравится его кнопочки и диски управления, хват, ощущения при нажатии кнопки спуска, меню, огромное количество кнопок, благодаря которым не нужно лазить в меню. Это только одна из причин, но очень важная. Кому-то больше нравится эргономика Кэнона, и это его выбор.

Ну трепет, и что? Ведь все фотоаппараты — куски пластика.

Так, да не так. Прежде чем покупать технику, попросите её у друзей и знакомых, подержите в руках, пощёлкайте кнопочками. Вы увидите, как сильно отличаются ощущения между разными фирмами. Не ограничивайте себя, сходите в фотомагазин и потрогайте руками современные беззеркальные фотоаппараты, попробуйте сделать несколько кадров. Смотрите Sony, Fujifilm, Olympus, потрогайте лейку и хассельбрад (ну а вдруг). Кому-то из вас придется по душе игрушечность Олимпуса, а кого-то впечатлят отточенные годами черты безликих черных профессиональных зеркальных камер. Кому-то понравится стилизованный под дальномерку Fuji, а кого-то зацепит среднеформатный Pentax. И это нормально!

Ладно-ладно! Сердцем я выберу, но ведь это не единственный критерий?

Действительно, не единственный. Помимо зова сердца, нужно немножко подключить рассудок и подумать, для чего вы всё-таки чаще будете использовать фотоаппарат.

И здесь всплывает ряд ограничений:

  1. Большие зеркальные камеры слабо подходят для стрит-фото, потому что привлекают к себе много внимания. Когда я снимаю на улице на Nikon D600 и объектив 24-70, люди оборачиваются даже с другой стороны дороги. Но стоит взять в руки Sony NEX с 16мм объективом-блинчиком, как я оказываюсь в шапке-невидимке. Меня просто нет! Всем плевать на эту маленькую камеру. К тому же, благодаря откидному экранчику, её не нужно поднимать перед лицом. Можно фотографировать от живота, глядя на экранчик вниз. И такая поза (пока ещё) не привлекает к себе особого внимания.
  2. Если вы состоите в богемной (читать с малороссийским акцентом) тусовке, то зеркальный фотоаппарат может «не зайти», а стильная беззеркалка в кожаном чехле выдаст в вас утончённую личность и ценителя прекрасного. Лёгкая ирония, но и доля правды тут есть.
  3. Если вы собираетесь снимать репортаж (банкеты всякие, корпоративы), не тешьте себя иллюзиями: беззеркалка вам не подойдёт. Вам (по крайней мере, на конец 2016 года) по-прежнему нужна классическая зеркалка с хорошим автофокусом Моя градация от лучшей репортажной камеры к худшей:
    1. Nikon D5,
    2. Nikon D500,
    3. Nikon D4,
    4. Canon 1DX markII,
    5. Canon 1DX,
    6. Nikon D810 (хотя вообще-то он не репортажный, но автофокус хорош),
    7. Canon 5D mark IV
    8. Canon 5D mark III
    9. Nikon D7200
    10. Canon 7D mark II
    11. Nikon D750
    12. Nikon D610.
      Все остальные фотоаппараты на текущий момент для качественного репортажа непригодны. Также в список не вошли камеры, вышедшие из продажи, такие как Nikon D3 и D700. У кэнона из того, что ушло из продажи, ни одной камеры с хорошим автофокусом нет.
  4. Если вы хотите заниматься исключительно творческой фотографией, портреты, студия и всякое такое, то с Никоном будет больше проблем в плане поиска цвета. Хотя плохому танцору… ну вы помните. Но всё равно имейте в виду, что у кэнона лучше обстоят дела с художественными объективами, чем у Никона.
  5. Если вам нужен только репортаж, задумайтесь хорошенько, так ли вам надо полный кадр, когда на рынке есть такие крутейшие кропы, как Nikon D500.
  6. Ну и ещё. Например, вы надумали фотографировать звёздное небо. Значит что? Значит вам не подойдет Олимпус (их матрицы шумят до сих пор дико), значит вам подойдёт Sony A7 и её вариации, ну или Nikon D810A (специальная крутая камера, воспринимающая инфракрасный спектр и здорово фотографирующая туманности). Если остановите выбор на соньках, подходящих для астрофото (серия A6000, A7, топовые NEX), готовьте мешок аккумуляторов: эти троглодиты, хоть и классно снимают звёзды, жрут аккумуляторы как не в себя. Это не относится ко всем сонькам*.
  7. Ещё ситуация. Вы хотите камеру для семьи, фотографироваться в отпуске, снимать ребенка, но вас дико возбуждают большие зеркалки.

    Задушите в себе гигантоманию хотя бы на 10 минут и подумайте хорошенько: часто ли вы таскаете с собой пару килограмм веса? Спокойно ли относитесь к рюкзакам и сумкам через плечо? Готовы ли на море сидеть у воды и сторожить большую чёрную камеру? А может, лучше купить беззеркалочку? Типа того же Олимпуса, с мгновенным автофокусом. Или соньку наподобие А6000. И вы просто будете брать его везде, и всё у вас получится. Не будете бросать дорогую игрушку дома, потому что от неё болит шея, и вообще, «ну нафиг в отпуске техникой рисковать». Нет, я не говорю, что беззеркалки дешёвые. Они в среднем дороже зеркалок. Но они маленькие, их проще спрятать в носок на берегу, и они не так привлекают внимание, как большой фото-кофр — непременный атрибут зеркалочника.* По поводу ёмкости аккумулятора на соньках. Как мне подсказал Владимир в комментариях, не у всех сонек с батарейкой плохо: Псевдозеркалка Sony A58, к примеру, имеет очень неплохой аккумулятор и находится по максимальному числу кадров примерно на уровне с её конкурентами от Никона и Кэнона. Точнее говорить сейчас сложно, попробую разобраться, и тогда внесу сюда корректировки. Так что смотрите количество мА/ч в описании аккумулятора, гуглите число кадров на одном заряде, и думайте 🙂

Потише! А что осталось-то? Ты мне все фотоаппараты исключил!

Так никто и не говорил, что будет легко. И не все исключил. Осталась пара-тройка вариантов, вот из них и выбирайте. Как? Очень просто. Возвращайтесь к пункту 1. Фотоаппарат должен нравиться. И читайте статью о выборе первой зеркалки.

Оцените статью
Добавить комментарий