Гелиос 40-2Н 85mm f

Гелиос 40-2: тест объектива

Особенности рисунка Гелиос 40-2

Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.

В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/4000 с

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 50, f/1,5, 1/400 с

Это он позже будет представлен под именем Гелиос-40 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.

Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Гелиос 40-2 Установки: ISO 320, f/2, 1/2500 с

Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.

Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.

Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:

Формальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 400, f/1,5, 1/160 с

Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/400 с

Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.

Аналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.

Даже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.

А вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.

Во-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке. Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/500 с

Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/125 с

Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/400 с

Особенности конструкции Гелиос 40-2

К нам на тест попал самый современный из Гелиосов. Его серийный номер начинается с цифры 18 — традиционно для продукции Красногорского завода так обозначается год выпуска. Поэтому его конструкция несколько отличается от более старых версий. В ней появился пластик, которым отделано фокусировочное кольцо. Он сразу с завода оснащён хвостовиком под байонет Canon, а в его полном названии присутствует буква «C» — Гелиос 40-2-С. Выпускается также версия под байонет Nikon F. Никаких переходников с М42 больше не требуется.

Читайте также:  Неделя с экспертом с Nikon D850

Однако на этом приспособленность для работы с современными камерами заканчивается. Электроники в объективе нет — только стекло, металл и пластик снаружи. Значение диафрагмы в камеру не передаётся и не записывается в EXIF. Фотоаппарат даже не догадывается о том, что на него установлен объектив. Поэтому с рядом камер подтверждение фокусировки работать не будет.

Ручная фокусировка с Гелиос 40-2 — это вызов себе. Из-за слабого матирования фокусировочных экранов современных зеркальных камер оценить резкость по оптическому видоискателю будет сложно. В выигрышной позиции оказываются те, кто фокусируется в режиме Live View с использованием пикинга или фокусировочной лупы. В любом случае, нужно быть готовым к большому количеству брака по фокусу. И не стоит забывать, что звенящая резкость с мягкорисующей оптикой — это не совсем то, чего стоит ожидать.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/2500 с

Но один совет по фокусировке мы всё же дадим. Лучшие результаты у нас получались при серийной съёмке, когда кольцо фокуса непрерывно вращалось около предполагаемой точки резкости. В серии обязательно оказывались удачные кадры. Ведь ход кольца фокусировки у объектива очень большой и плавный, как и положено подобной оптике. Кстати, это даёт возможность использовать Гелиос 40-2 ещё и для видеосъёмки.

Весьма специфично организовано управление диафрагмой. Здесь за её установку отвечают два кольца — конструкция пришла к нам из тех времен, когда не было не то что электронного управления, но и механизма прыгающей диафрагмы как такового. Сначала нужно выставить желаемое значение диафрагмы промаркированным кольцом со ступенчатым ходом, а потом физически закрыть диафрагму до нужного значения кольцом с плавным ходом. С одной стороны, это позволяет строить кадр через видоискатель с открытой диафрагмой, а перед съёмкой закрывать её, не глядя, до предустановленного значения. С другой — это может запутать новичков. Одно можно сказать точно: возможность плавного и бесступенчатого закрытия диафрагмы оценят видеографы.

Фото: Влад Шутов

ILCE-7RM3 / Гелиос 40-2 Установки: ISO 2000, f/5,6, 1/250 с

Выводы

Гелиос 40-2 — это, прежде всего, творческий объектив, главная ценность которого не в высокой светосиле или звенящей резкости, а в уникальном, неповторимом и самобытном рисунке. Безусловно, это объектив с характером: ручная фокусировка не даст вам расслабиться ни на секунду.

Рисунок может меняться в зависимости от условий съёмки — дистанции фокусировки, освещённости и структуры фона. Получить два одинаковых кадра очень трудно. При этом на снимках может присутствовать софт-эффект, неоднородность заполнения бликов, закрученность боке, в контровом свете падает контраст.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 400, f/1,5, 1/200 с

Но все эти формальные недостатки в рисунке Гелиос 40-2 удивительным образом удачно сочетаются, делая его уникальным портретником. Картинка с него притягивает, завораживает, заставляет разглядывать кадр внимательнее. Он не такой, как другие современные объективы.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/1000 с

Мы рекомендуем Гелиос 40-2 в первую очередь для художественных фотосессий, интересных экспериментов. Он может быть полезен как опытным фотографам, которые хотят освоить творческие приёмы работы с мягкорисующей оптикой, так и новичкам, желающим выделить свои снимки на общем фоне за счёт уникального боке.

Гелиос 40-2: тест объектива

Особенности рисунка Гелиос 40-2

Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.

В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.

Фото: Павел Молчанов

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».

Фото: Павел Молчанов

Это он позже будет представлен под именем Гелиос-40 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.

Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.

Фото: Влад Шутов

Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.

Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.

Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:

Формальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.

Фото: Павел Молчанов

Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.

Фото: Павел Молчанов

Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.

Фото: Павел Молчанов

Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.

Аналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.

Даже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.

А вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.

Читайте также:  Не могу выбрать компактный фотоаппарат

Во-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке. Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!

Фото: Павел Молчанов

Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.

Фото: Павел Молчанов

Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.

Обзор Гелиос 40-2 85mm f/1.5 и Зенит Зенитар 1,4/85

Гелиос 40-2 85mm f/1.5

Объектив Гелиос 40 85мм f/1.5 впервые сошел с конвейера Красногорского завода в 1957. Он представлял собой светосильный телеобъектив с однослойным просветлением для фотоаппаратов с присоединительной резьбой M42.

Оптические схемы первых отечественных планаров, к которым относится данный объектив, были рассчитаны в Государственном Оптическом Институте в 1937. Однако по одной из версий оптическая схема была позаимствована у объектива Carl Zeiss. Таким образом, не до конца ясно, является Гелиос 40 заимствованием или советской разработкой.

В 1970 году на смену Гелиос 40 пришел Гелиос 40-2. Основными новшествами становятся корпус черного цвета (до этого был блестящий металлический), привычный нам диаметр резьбы светофильтра 67 мм (вместо 66 мм), разрешение 36/17 лин./мм (у Гелиос 40 – 32/16 лин./мм) и янтарный цвет просветляющего покрытия (у Гелиос 40 – фиолетовый, что приводит к смещению баланса белого к теплым тонам). В таком виде Гелиос 40-2 выпускался вплоть до начала 90-х.

В 2012 году на фоне бума популярности неожиданно вошедших в моду олдскульных советских объективов выпуск Гелиос 40-2 85мм f/1.5 Красногорским заводом им. С. А. Зверева был возобновлён. В октябре в заводском фирменном магазине «Гелиос» начались продажи небольших партий. Помимо резьбовой версии стали доступны варианты объектива для крепления на байонеты Canon EF и Nikon F, которые получили названия Гелиос 40-2С 85мм f/1.5 и Гелиос 40-2Н 85мм f/1.5 соответственно. В 2015 году объектив был доработан, помимо установки на объектив байонетов, был слегка изменен дизайн корпуса, теперь он выполнен в едином стилевом решении с остальной линейкой объективов Красногорского завода. Кольцо фокусировки стало шире, с более плавным ходом, исчезли характерные выступы, незначительно уменьшился вес.

Объектив имеет превосходные оптические качества и интересный конструктив с двумя кольцами управления диафрагмой, что позволяет держать ее открытой в момент фокусировки и закрыть ее до нужного значения непосредственно перед спуском затвора.

Корпус полностью выполнен из металла, что в сочетании с массивной стеклянной оптикой с одной стороны дает значительную надежность и “неубиваемость”, с другой – немалый вес и шанс намертво примерзнуть к нему на морозе. Единственными пластиковыми элементами являются передняя и задняя крышка объектива.

Фотографии, сделанные на этот объектив, отличает мягкость и даже какая-то нежность картинки, а ставший легендарным закрученный фон, привлекает внимание всех любителей эффектного боке.

Так почему же Гелиос 40-2 85мм f/1.5, мануальный объектив, разработанный для пленочных камер, обрел свою популярность именно во времена расцвета цифровых камер? Во времена пленочных камер каждый кадр в прямом смысле обходился фотографу очень дорого. Поэтому сложность ручной наводки на резкость, заметный софт и большой вес объектива не добавляли популярности Гелиосу. Появление цифровых камер дало возможность делать большое количество повторных дублей для достижения кадров с наибольшей резкостью. Это в сочетании с современными возможностями дальнейшей цифровой обработки фотографий привело к буму необычайной популярности объектива Гелиос 40-2 85мм f/1.5 в наше время. Картинка получается объемная и мягкая, за счет чего сильно отличается от картинки современных объективов.

В связи с отсутствием автофокуса Гелиос 40-2 85мм f/1.5 нельзя рекомендовать для репортажной съемки. Однако, благодаря своим качествам, он отлично подходит для художественной съемки в различных жанрах, но особенно хорош для портретов.

Объектив Гелиос-40-2 85mm f/1.5
c адаптером Canon/M42 (для Canon)

Фотографы хорошо помнят этот объектив. Это был лучший портретный объектив для фотоаппаратов Зенит. Фокусное расстояние 85 мм и светосила 1:1,5 — характеристики, которые сразу заинтересуют портретистов.

Историческая справка

Все началось с объектива Гелиос-40. Согласно официальной версии Красногорского завода им. С.А. Зверева, аналогом оптической схемы (6 элементов в 4 группах, сверх светосильный анастигмат типа «Планар») был объектив немецкой компании Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75 1938 г.

Существует и другая версия, согласно которой объектив был якобы «скопирован» с объектива Leica «Summarex» 1,5/85.

Однако, хотя объектив «Summarex» 1,5/85 действительно имеет некоторое внешнее сходство с объективом «Гелиос-40», его оптическая схема существенно отличается: она состоит из 7 элементов в 5 группах.

Расчёт объектива «Гелиос-40» выполнил Д.С. Волосов в 1950 году. На КМЗ он имел технологическое название «ГК-40» — Гелиос Красногорский.
«Гелиос-40» демонстрировался на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год) в качестве сменного объектива к дальномерной фотокамере «Комета», в варианте с байонетом Leica M и к зеркальной камере «Старт». Производился в качестве сменного для зеркальных камер «Старт» и «Зенит».
Объектив выпускался Красногорским механическим заводом несколькими разновидностями для зеркальных фотоаппаратов с резьбовым присоединением оптики: M39×1/45,2 — Гелиос-40, и вариант с присоединительной резьбой M42×1/45,5 — Гелиос-40-2.

В 2012 году, после возобновления выпуска Гелиоса-40-2, на КМЗ была подготовлена конструкторская документация на байонетные (Nikon и Canon) варианты объектива.

На тестирование был предоставлен объектив в варианте Гелиос-40-2 85mm /1.5 с адаптером Canon/M42 (для Canon). В продаже имеются объективы со встроенным байонетом Canon, которые несколько дешевле.

Технические характеристики

Фокусное расстояние:85 мм (85,18 мм)
Относительное отверстие:1:1,50
Угол поля зрения28°
Размер кадра24×36 мм
Количество линз/групп:6/4
Разрешающая способность по ТУ (центр/край):
Гелиос-4032/16 линий/мм
Гелиос-40-236/17 линий/мм
Дисторсия≈ 0,1%, бочкообразная
Коэффициент светопропускания0,75
Формула цветности10—0—4
Тип просветления:
старых выпусковхимическое, однослойное
выпуска 2012 годамногослойное
Ближний предел фокусировки:
Гелиос-401,15 м
Гелиос-40-21,15 м или 0,8 м (в моем случае 0,8 м)
Пределы шкалы диафрагм
Количество лепестков диафрагмы:10
Соединения объектива с камерой:
Гелиос-40M39×1
Гелиос-40-2M42×1
для ввинчивающихся насадок:
Гелиос-40СпM66×0,75
Гелиос-40-2M67×0,75 (на части объективов встречается M66×0,75)
для надевающихся насадок:
Гелиос-40∅68 мм
Гелиос-40-2∅70 мм
Рабочие отрезки:
Гелиос-4045,2 мм
Гелиос-40-245,5 мм
Гелиос-40-2-C44 мм
Гелиос-40-2-N46,5 мм
Габаритные размеры (с 2012 года):
Гелиос-40-2Ø 82×99 мм (без крышек)
Гелиос-40-2-CØ 82×91 мм (без крышек)
Гелиос-40-2-NØ 82×96 мм (без крышек)
Масса (с 2012 года):
Гелиос-40-2950 г (без крышек)
Гелиос-40-2-C820 г (без крышек)
Гелиос-40-2-N800 г (без крышек)
Год разработки1950 г.
Годы производства (КМЗ):
Гелиос-40с 1956 г.
Гелиос-40-2с (нет точных данных) по 1990 г. Возобновление производства — с августа 2012 г.
Гелиос-40-2-Cс мая 2013 г.
Гелиос-40-2-Nс мая 2013 г.

Объектив был представлен:

  • в которой находился объектив, футляр с Руководством по эксплуатации и двумя крышками,
  • также был представлен адаптер М42-EOS с чипом.

Наличие чипа на адаптере порадовало. Чип, который еще называют «одуванчиком» при съемке облегчит наводку на резкость.

Объектив Гелиос-40-2 85mm /1.5 c адаптером Canon/M42 + Canon 5D Mark II

Мне был представлен объектив Гелиос-40-2, с номером № 130901. Если учитывать, что первые две цифры в номере обычно обозначают год выпуска, то предоставленный Гелиос-40-2 был выпущен в 2013 году. Тестирование проводилось с камерой Canon 5D Mark II.

Читайте также:  CANON EOS 500D 18-135 IS или же CANON EOS 550D 18-55 IS ??

Конструктив (внешний)

Конструктивно объектив Гелиос-40-2 изготовлен из металла и стекла.
Кольцо установки диафрагмы (все устанавливается вручную) расположено на передней части объектива. Вращение происходит с фиксацией на каждой диафрагме. Кроме этого, объектив имеет дополнительное кольцо предварительной установки диафрагмы, установленное посередине объектива. Предварительная установка диафрагмы реализована очень удобно, так как ее кольцо имеет большой хват. Это один из немногих объективов, где реально удобно пользоваться кольцом предварительной установки диафрагмы. Ход кольца предварительной установки диафрагмы плавный.
Кольцо фокусировки имеет гайкообразную форму и плавный ход. В отличие от старых объективов, на Гелиос-40-2 отсутствует хомут гнезда штатива, который раньше имелся на объективе и зачастую мешал проведению наводки на резкость. В таком варианте исполнения помех для вращения кольца фокусировки не было. Главное изначально привыкнуть к расположению всех колец, чтобы не возникало излишней нервозности. Особенно это касается тех, кто привык работать с автофокусными камерами. Автомобилисты меня поймут: тот, кто привык ездить на автомате, не всегда сразу сможет пересесть на механику, а если еще и учился на автомате, то потребуется дополнительная учеба по освоению иного управления. Учитывая старый большой опыт работы с мануальными объективами, съемка с этим объективом у меня не вызвала осложнений.

Оптическая схема и внутренний конструктив

Объектив снабжен ирисовой диафрагмой. Диафрагма имеет 10 лепестков сложной формы, при закрытии принимает форму «циркулярной пилы». Количество лепестков больше среднего, но при ее закрытии образуется отверстие, похожее на циркулярную пилу. Это становится заметным в зоне нерезкости на закрытой диафрагме, когда светящиеся точки превращаются в «циркулярку», что не очень хорошо для портретной съемки. Однако, для портрета данный объектив имеет самую интересную (с художественной точки зрения) картинку на полностью открытой диафрагме F1.5.

Стекла большие и массивные, вследствие чего объектив достаточно тяжел и с легкими аппаратами может возникнуть весовой дисбаланс. Похожая ситуация происходила на Зенитах, из-за чего дополнительно вводился хомут с гнездом штатива. На Canon 5D Mark II проблем с весом у меня не возникло: корпус камеры достаточно тяжел.

Фокусировка и съемка

В целом, фокусировка при наличии чипа на адаптере (одуванчика) не вызывает сложностей. Фокусировочное кольцо следует вращать до появления на экране мигающего сигнала датчика фокусировки аппарата. Без чипа, возможно, были бы затруднения, особенно на полностью открытой диафрагме. Но это — дело привычки. Ведь во времена пленки не было ни автофокуса, ни чипов, а снимали резко.

Снимать, по крайней мере на Canon 5D Mark II, лучше в ручном режиме, установив ISO, выдержку и диафрагму вручную и отслеживая показания экспонометра в поле камеры (поправка +/- 2). Конечно, не следует забывать приводить кольцо предварительной установки диафрагмы в исходное состояние после наводки на резкость и установки параметров съемки. Я думаю, трудностей не будет, учитывая, что после каждой съемки результат сразу же виден на экране.

Лабораторные испытания

Лабораторные испытания доставшегося мне на тестирование объектива я не проводил. Вот что мне удалось найти в интернете. Это проведенные испытания Гелиоса выпускавшегося для фотоаппаратов Зенит (более ранних лет выпуска, чем 2012 год) и цифровой фотокамеры Pentax K10D.

Согласно результатам данных испытаний, на полностью открытой диафрагме объектив резок только в центре. Начиная с диафрагмы 4, резкость по краям становится приемлемой, а на диафрагмах 5,6 и 8 почти выравнивается с центром. Вывод: использование полностью открытой диафрагмы оптимально при съемке портретов. Увлекающиеся художественной фотографией смогут найти множество интересных применений этому эффекту.

Картинка на выходе и примеры съемки

Когда объектив имеет какую-то особенность, с этой особенности и начинают испытания. В нашем случае это диафрагма 1,5. С этой диафрагмы я и начал снимать, и был приятно удивлен: этим объективом можно снимать на полной дыре, при этом резкость, особенно по центру, вполне достаточная даже для печати крупноформатных снимков. Мне даже показалось, что объективы новой серии, запущенные в 2012 году, стали резче по краям на полностью открытой диафрагме. С уменьшением диафрагмы резкость растет и после 5.6 «звенит». Даже в дальнем поле объектив дает весьма детализированное изображение. Резкость даже на полном кадре на краях кадра в поле очень хорошая.

Для чего бы я посоветовал этот объектив? В первую очередь, конечно, для портрета. Хорошим он будет и для съемок пейзажа — как природного, так и городского, особенно с учетом светосилы, ночью. Он хорош везде, где не надо спешить, где можно поэкспериментировать с глубиной резкости и где можно применить его особенность — малую глубину резкости.

Итак, практическая съемка:

Резкость по всему полю кадра на очень высоком уровне, что не согласуется с данными лабораторных испытаний. Потому я и сказал: мне кажется, характеристики новой серии аппаратов улучшились. Можно полагать, что именно с этой матрицей данный объектив ведет себя достаточно хорошо.

Для проверки резкости по полю я провел съемку картины как на полностью открытой диафрагме, так и на диафрагме 2.8.

Снимок сделан с диафрагмой 1.5. На снимке заметно достаточно сильное виньетирование, поэтом при обработке RAW файла я применил профиль объектива Zeiss Planar T* 1.4/85 и получил выровненную картинку, по которой легче провести анализ резкости.

Снимок сделан с диафрагмой 1.5. Анализ снимка по поверхности от центра к краю показывает, что центральная часть достаточно резкая, затем резкость начинает падать, при этом создается ощущения появления кольца падения резкости, потому что к краю она снова начинает расти. В принципе, это согласуется с графиком MTF, который я нашел в интернете.

Снимок сделан с диафрагмой 2.8. Анализ снимка по поверхности от центра к краю показывает, что резкость значительно возросла и выровнялась по полю.

Снимок сделан с диафрагмой 3.2. Резкость по всему полю кадра на очень высоком уровне.

Снимок сделан с диафрагмой 2.0. Рисунок объектива создает атмосферу и кажется, что снимок снят не на цифру, а на пленку.

Снимок сделан с диафрагмой 1.5. Глубина резкости маленькая, фон полностью размыт.

Выводы

Объектив будет интересен всем, кто хочет увидеть мир с особой, художественной точки зрения, кто желает ощутить его специфические художественные возможности. Обрабатывая снимки, я ловил себя на мысли, что работаю со снимками, сделанными на пленочную камеру. Как мне кажется, объектив получит второе рождение и, возможно, превзойдет по результатам тот пленочный вариант. Все-таки сейчас мы имеем куда более развитую систему обработки RAW файлов и не привязаны к жесткой системе пленка — проявитель, когда при печати не всегда можно было справится с мягко мало контрастной и зачастую слабо резкой картинкой. Энтузиасты и те, кто снимал им раньше, этот объектив уже приняли. Теперь, после того, как возобновился его серийный выпуск, да еще под столь популярные камеры как Canon и Nikon, его возможности смогут опробовать и другие любители, которые только слышали об этом объективе из рассказов старых пленочников.

Объектив Гелиос 40-2 1.5 85 мм М42

Скидка при оплате наличными

Этот культовый объектив начал производиться на Красногорском Заводе им. С.А. Зверева десятилетия назад, еще в Советском Союзе. А уже в 1992 году, с концом советской эпохи, объектив перестали выпускать. Однако его популярность не угасла. Объектив по-прежнему пользовался спросом, его покупали с рук и адаптировали под современные фотоаппараты. Так что уже в 2012 году завод перевыпустил культовый объектив «Гелиос 40-2», чтобы удовлетворить растущий спрос.

«Гелиос 40-2» – это «телевик», отлично подходящий для съемки портретов как в помещении, так и на улице. Кроме того, он хорошо справляется со съемкой при недостаточной освещенности. Характерной особенностью является заметное изменение резкости между центром и краями снимка. А светосила 1/1,5 при фокусном расстоянии 85 миллиметров заинтересует даже опытного портретиста.

Выпускается с байонетом под Nikon и Canon, 40-2Н и 40-2C соответственно, либо со стандартной резьбой М42х1 (крепится на байонет К с помощью переходника, который приобретается отдельно).

Примеры фотографий с гелиоса:




Технические параметры телеобъектива Гелиос 40-2:

  • Фокусное расстояние: 85 миллиметров
  • Максимальная диафрагма: F1.50
  • Минимальная диафрагма: F22
  • Коэффициент рассеяния: не более 0,03.
  • Коэффициент пропускания: не менее 0,75.
  • Резьба для светофильтров: M67x0,75.
  • Угол поля зрения: 28°
  • Размеры без крышек: 82 на 99 миллиметров
  • Масса без крышек: 850 грамм (изменятся в модификациях)

Производитель может менять характеристики и комплектацию товара без предупреждения. При необходимости, пожалуйста, уточняйте информацию перед покупкой. Все цены указаны в рублях, носят информационный характер и не являются публичной офертой.

Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

Оцените статью
Добавить комментарий