Какого диаметра выбирать светофильтры? Я не понимаю… Помогите!

Содержание статьи

3 помощника фотографа — UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры..

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Сообщества › Фотография › Блог › Помогите с фильтрами?!

Првиет всем любителям красивых картинок и фото.
Меня заинтересовали фильтра на объектив фотоаппарата CANON 600D. Кто может грамотно объяснить для чего, зачем и куда эти фильтра нужны? Вот задумываюсь приобрести но какой самый необходимый, ведь удовольствие не из дешевых?
Благодарю зарание, за толковый ответы. Всем Мир!

Смотрите также

Метки: фильтр фотоаппарата

Комментарии 60

Не спеши покупать фильтр на все обьективы!
Если у тебя, скажем “пластиковый” обьектив, то так или иначе ты прийдешь к тому что захочешь купить стекло получше, а они как правило в диаметре больше, и тут станет вопрос, что делать с фильтром за несколько десятков баксов который не встает на новый обьектив!

Защитный фильтр на объектив — это обязательно. А остальные — решай сам. Вот статейка по теме, всё подробно расписано, с картинками 🙂 photics.ru/articles/sveto…/kakoi_vybrat_svetofiltr/

Как чайник чайнику. У меня зеркалка такая же как у тебя на картинке. По советам так же купил УФ-фильтр как защитный и полярик. Все марки Tiffen под 58 мм (китовый объектив 18-55). У полярика есть кольцо которое крутя можно с 0 до 100% вывести эффект отражения. Первый раз его испробовал в комнате. У шкафа есть дверца из коричневого стекла. Когда навел на него фотик с поляриком и начал крутить кольцо отражения с дверцы начали исчезать. Т.е. полярик убирает отражения со стекол и т.п.
Интересный сайт с основами фотографии. fototips.ru/teoriya/cveto…v-sovremennoj-fotografii/

И по своему маленькому опыту, хочу сказать следующее. УФ-фильтр защищает в основном не от падений (от падения можно стрясти фотику бошку), а от попадания пыли на стекло объектива. И еще, когда приходится часто в течении дня доставать фотик, то я вообще не одеваю пластиковую крышку.

это хорошо, а если он загрязниться, этот фильтр можно почистить и чем?

Где-то на форумах читал что даже с фэйри моют, но я до такого еще не дошел. Протираю влажными салфетками для жк. Все проще чем чистить объектив.

все коменты не читал, но… фильты берутся не на фотоаппарат, а на объектив ). самый необходимый нейтральный UV ), ибо он ультрафиолетовый и еще стекло объектива от царапин убережет

Если не знаешь какой фильтр брать то бери инфракрасный фильтр.

главное убедись, что фильтр именно для canon 600D, а то вдруг он будет к 1100D, или не дай бог к 40D

бред не неси! фильтр покупается не для фотоаппарата, а для объектива. Фильтр подбирается под диаметр объектива.

я все понял уже рассматриваю вариант Уф и поляризатора на 58мм как написано на обьективе

бред не неси! фильтр покупается не для фотоаппарата, а для объектива. Фильтр подбирается под диаметр объектива.

Читайте также:  Объективы для Pentax K-7

кстати не знаете чем можно качественно почитсить обьектив, саму линзу которая снаружи, а то видны капельки их не возможно стереть, я пытался только ваткой и микрофиброй?

Эээ брат, если они внутри, то худо было с твоим объективом он либо мочился где то либо был во влажной среде(море, баня-сауна и т.д.), тока разбирать, а разбирать я х.з. даже наверно в сервисном не возьмутся.

нет они снаружи

бред не неси! фильтр покупается не для фотоаппарата, а для объектива. Фильтр подбирается под диаметр объектива.

читаем внимательно пост и видим там такую фразу: “Меня заинтересовали фильтра на фотоаппарат CANON 600D”
мой комментарий читаем с иронией

УФ должен быть обязательно. Это из разряда “чехол на фотоаппарат”. Он не даёт никакого эффекта — он защищает объектив. На каждом объективе должен быть свой УФ фильтр. Всё остальное наворачивается уже на него.

Поляризатор, незаменимая вещь для добавления глубины неба, выделения облаков, высвечивания или удаления бликов и просто для придания насыщенности цветов.

Всё остальное чисто персональные предпочтения и изыски. Лучше прочитать про каждый отдельный фильтр, прежде чем покупать.

УФ должен быть обязательно. Это из разряда “чехол на фотоаппарат”. Он не даёт никакого эффекта — он защищает объектив. На каждом объективе должен быть свой УФ фильтр. Всё остальное наворачивается уже на него.

Поляризатор, незаменимая вещь для добавления глубины неба, выделения облаков, высвечивания или удаления бликов и просто для придания насыщенности цветов.

Всё остальное чисто персональные предпочтения и изыски. Лучше прочитать про каждый отдельный фильтр, прежде чем покупать.

ни на одном из моих объективов не было уф фильтра- он не панаце] от всех бед

УФ должен быть обязательно. Это из разряда “чехол на фотоаппарат”. Он не даёт никакого эффекта — он защищает объектив. На каждом объективе должен быть свой УФ фильтр. Всё остальное наворачивается уже на него.

Поляризатор, незаменимая вещь для добавления глубины неба, выделения облаков, высвечивания или удаления бликов и просто для придания насыщенности цветов.

Всё остальное чисто персональные предпочтения и изыски. Лучше прочитать про каждый отдельный фильтр, прежде чем покупать.

egorov

Скромный топ-блогер Эстонии

Надо быть счастливым уже сегодня

Какой ND-фильтр выбрать – моя золотая середина

Я думаю, что самый полезный фильтр для пейзажного фотографа – это ND-фильтр, он же нейтрально-серый фильтр, который ослабляет количество света по всему кадру. Если градиентный фильтр можно с успехом заменить стеком по экспозиции (c HDR или зональным стеком с масками), а поляризационный фильтр в большинстве пейзажных случаев можно заменить обработкой (dehaze, кривые, clarity). То с уменьшением света так не получиться. Если хочется размыть днём водичку в фонтане, реке, море, озере, водопаде – то диафрагмы f/22 и чувствительности ISO 50 в настройках камеры явно не хватает. И чтобы хорошо снимать городские вечерние/ночные/рассветные пейзажи с трассерами (линиями от огней машин через весь кадр) – тоже нужны в подавляющем большинстве случаев ND-фильтры. Ещё интересно дневные облачка снимать на длинную выдержку, когда их размазывает по небушку.
Собственно, ND-фильтры – это единственные фильтры, которые я не выкладываю из фоторюкзака, даже если не беру штатив (ну просто чтобы не забыть их взять). Мой путь к текущему набору ND-фильтров был длиной в несколько лет, вот им и результатом на сегодня хочу поделиться.
Картинки по тему из интернета, а вчера я пост про водопадик с длинной выдержкой выкладывал – http://egorov.livejournal.com/456895.html

С ND-фильтрами я снимаю на камеру Canon 5D Mk II и объектив EF 24-70/2.8 c диаметром резьбы под фильтр 77 мм. Такой же посадочный диаметр под фильтр и у моего телевика 70-200, но за последние три года снял, наверное, всего пару кадров на телевик с ND-фильтров. И сюжетов под это не так много и проблемы с фиксацией камеры – для съёмки на телевик даже очень небольшая дрожь делает картинку смазанной.

Сначала я купил фильтр Hoya Pro-1 ND 64x, именно моя модель снята производства, её аналог сейчас – PROND64. Этот фильтр ослабляет экспозицию на 6 стопов (EV). Благодаря ему у меня стали замечательно получаться выдержки в единицы секунд в пасмурную погоду и при достаточно слабом свете (рассвет/закаты), а также в дремучем лесу даже в солнечный день. Фильтр вообще не вносит никаких ухудшений в картинку – цвета не уходят, резкость не падает, контраст не падает. И этот фильтр ultra wide – тоненький, я его даже вторым сверху своего ultra wide UV фильтра накручиваю – и на 24 мм ничего не виньетит. В видоискателе моего второго пятака всё видно при накрученном фильтре, хотя конечно рекомендую при съёмке с ND-фильтром пользоваться Live View. В общем ND фильтр 64х или минус 6 стопов – для меня самый универсальный и часто применяемый. И конкретно фильтр Hoya – хорош, никаких нареканий у меня нет.

Но минус шесть стопов – это мало в солнечную погоду. И есть реально ситуации, когда хочется минус три или четыре стопа. В общем начал я думать, что дальше покупать из ND-фильтров. И пошёл я неправильным путём. Узнал я про ND-фильтры переменной плотности, которые затемняют плавно, в которые крутятся два полярика, посмотрел, что у той же Hoya они стоят сильно дороже обычных ND-фильтров – 250-300 баксов против 60-100. Идея у меня была такая – купить ultrawide фильтр переменной плотности и накручивать его сверху моего 64x, чтобы повышать затемнение. Искусился я два раза купить китайские ND фильтры, сначала мусорный за 15 баксов от FOTGA, затем за 90 баксов – “Haida PROII-S 77mm Super Wide Angle MC Variable Neutral Density ND ND8-ND1000” – типа хороший китайский бренд, который стёкла делает для B+W. И два раза был жестоко разочарован. После половины диапазона затемнения с моих объективом 24-70 возникали очень хорошо видимые и нередактируемые градиентные звездообразные затемнения по центру. Просто ужас, фильтры не отрабатывали и половины диапазона. Так и валяются дома, не смог пока их продать по объявлениям )))
Я знаю фотографов, которые снимают на брендовые ND фильтры переменной плотности, наверное эти фильтры лучше, они сильно на них не жаловались ))) Но я пока уверен только в классических ND фильтрах.

Но желание иметь фильтр потемней всё же возобладало. Я приглядывался к фильтрам ND400 и ND1000 с остаблением в 9 и 10 стопов. По экономическим соображениям был выбран Hoya PROND1000. Он не ultra wide, чтобы снимать на широкий угол – его надо ставить один на объектив и на 24 мм возникает очень небольшая каёмочка по углам, ну там можно штампом мазнуть или обрезать кадр на 1-2%. Цвет тоже не портиться, контраст не падает. В видоискатель уже очень плохо видать картинку, надо работать только по Live View.

Давайте посчитаем, что даёт минус 10 стопов в солнечный день. Кто снимал на плёнку – помнит Sunny 16 Rule – ставим выдержку равной ISO и в солнечный день зажимаем диафрагму до f/16.
Имеем без фильтра – ISO 100, 1/125 сек, f/16
Делаем минус 10 стопов (ISO на 50 спускать не будем, не во всех камерах это есть) с сохранением диафграгмы f/16 – выходит выдержка 8 секунд. В реальности конечно может быть как чуть больше, так и поменьше, мы же пользуемся умной мультизонной системой экспозамера цифровой камеры.

Читайте также:  Совместимость: EF-S 10-18 mm f

Вообще можно ND64 и ND1000 накрутить друг на друга и получить минус 16 стопов, но тут конечно уже широкий конец объектива в 24 мм будет недоступен, примерно с 28 мм уже виньетирование пропадает. Минус 16 стопов – это реально можно выдержку в минуту сделать в солнечный день, например в городе вообще превратить людей и машины в солнечное марево.

Итого мой джентельменский набор ND фильтров
ND64 минус 6 стопов, взял Hoya за 60 долларов
ND1000 минус 10 стопов, взял Hoya за 90 долларов

Светофильтры для объективов – зачем нужны и как выбрать?

Светофильтр для объектива – это специальное стекло ,которое устанавливается на объективом с помощью резьбового соединения. Назначение светофильтров может быть разным, в зависимости от потребностей фотографа: от простой защиту объектива до спецэффектов. Используя светофильтры для объективов можно достичь необходимых кадров без специальных графических редакторов( таких как Photoshop).

  • Вы можете дальше дочитать статью до конца или Подобрать фильтр для Вашего объектива используя нашКаталог Светофильтров.

Посадочный диаметр светофильтра.

Для того, чтобы подобрать фильтр на объектив, необходимо знать диаметр резьбы на объективе вашего фотоаппарата или видеокамеры. Обычно диаметр написан на самом объективе. Также данную информацию можно узнать в инструкции к фотоаппарату или объективу, либо просто померить диаметр обычной линейкой. Все диаметры стандартизированы производителями и вы вряд ли ошибетесь.

На сегодняшний день используются основные диаметры резьбы на объективах: 30мм, 37мм, 40,5мм, 41,5мм, 43мм, 46мм, 49мм, 52мм, 55мм, 58мм, 62мм, 67мм, 72мм, 77мм, 82мм, 86мм, 95мм, 105мм, 107мм, 127мм.

Типы светофильтров для объективов.

В зависимости от того, какое стекло установлено в оправу светофильтра и соответственно получаемого оптического эффекта светофильтры разделяются на следующие типы.

Защитные светофильтры – используются в основном для защиты линзы объектива от пали, грязи, царапин. Данный тип фильтров можно использовать для постоянного использования, они не влияют характеристики светового потока.

Ультрафиолетовые светофильтры (UV Filter) – уменьшают воздействие ультрафиолета на матрицу фотоаппарата, предохраняя тем самым пиксели от выгорания. Данный тип фильтров рекомендуется использовать также в качестве защитных.

Поляризационные светофильтры (CPL Filter)– убирают блики, которые образуются при отражении света от металлических и стеклянных поверхностей, блики от воды, а также снижают контраст между небом и землей при ярком солнечном свете.

Существует 2 разновидности поляризационных светофильтров: линейные(PL) и циркулярные(C-PL).

Линейные поляризационные светофильтры (в отличии от циркулярных) не могут быть использованы с TTL-экспозамером, который применяется практически во всех современных фотоаппаратах. Поэтому основное применение сейчас имеют циркулярные поляризационные светофильтры(CPL).

Любой поляризационный светофильтр требует предварительной настройки перед фотографированием. Т.к. фильтр для объектива состоит из 2-х частей, то используя вращение одного из его колец , можно получить желаемый результат.(рекомендуется применять на объективах, имеющих внутреннюю фокусировку – это когда внешняя линза не вращается в процессе фокусировки).

Градиентные светофильтры (GND Filter) – обычно одна половина фильтра прозрачная, а другая окрашена в какой либо цвет(серый, оранжевый, голубой, зеленый или др.) часть стекла.

Данные фильтры необходимы для уменьшения динамического диапазона сцены( например ситуация на закате: небо слишком светлое, земля очень темная.)

Лучевые(звездные) светофильтры(Star Filter) – позволяют получить на снимке красивые лучи от источников света.

Данный эффект достигается сеткой из перекрестных линий, нанесенных на поверхность стекла. Данные светофильтры могут быть четырех, шести или восьми лучевые.

Макрофильтры (Macro-Filter) – применяются при фотографировании макрообъектов( например насекомые, ювелирные изделия, монеты. В настоящее время широкое применение нашли в стомотологии).

С помощью данных макролинз можно уменьшить минимальное расстояние фокусировки, тем самым отобразив все мельчайшие детали. Макрофильтры различаются по диоптирям: Clouse UP +1, Clouse UP +2, Clouse UP +3, Clouse UP +4, Clouse UP +10

Нейтрально-серые светофильтры (ND) – позволяют уменьшить яркость светового потока. Данные фильтры выполнены из затемненного стекла и отличаются количеством пропускаемого света.

Этот тип фильтров имеет следующую маркировку: ND2, ND4, ND8, ND16, ND32, ND64, ND400, соответственно увеличение плотности в 2 раза увеличивает экспозицию на 1 ступень.

Также существуют регулируемые нейтрально серые светофильтры (Variable Density ND Filter) в которых при вращении оправы уменьшается световой поток, поступающий на матрицу от 1 до 8 ступеней ( ND2-ND400).

Скайлайт светофильтры (Skylight) – позволяют сделать холодный тон в кадре более “теплым”. Данный эффект достигается использованием стекла с небольшим розовым оттенком.

Смягчающие светофильтры (Soft) – в основном используются при портретной съемке, позволяя смягчить тон кожи.

Warming светофильтр(Warming Filter)– позволяют добавить в кадре желтые тона, получив визуальный эффект теплого солнечного света.

Флюрисцентные светофильтры (FLD Filter)– применяются при съемке в помещении с флуоресцентными лампами дневного света.

Данные светофильтры позволяют снизить зеленоватые оттенки, получаемые от данного вида ламп.

Диффузионные светофильтры (Diffusion Filter)-предназначены для размытия границ фотографируемого объекта, при этом не изменив цветопередачи. Основное применение данные светофильтры нашли в портретной и пейзажной съемке.

Степень просветления светофильтров.

Данный параметр определяет какую часть света будет задерживать фильтр. Чем больше степень просветления светофильтра, тем меньше потери света и меньше посторонних бликов. Просветление фильтра достигают за счет нанесения на его поверхность специальных тонких слоев напыления. Данных слоев может быть несколько, и каждый последующий слой увеличивает степень просветления светофильтра и предотвращает отражение лучей света.

Наличие слоев просветления на светофильтрах имеют свое обозначение:

– светофильтры без просветления( до 92% света) – указывается просто диаметр и производитель фильтра.

– светофильтры с однослойным просветлением (до 95% света) – в названии добавляется обозначение SC, C (single coated, coated).

– светофильтры с трехслойным просветлением (до 99% света) – в названии добавляется обозначение MC (multi-coated). Например UV-MC, MC-CPL и т.д.

светофильтры с шестислойным просветлением (до 99,7% света) – в названии добавляется обозначение SMC, HMC, MRC (super multi-cjated).

Дополнительные свойства светофильтров.

Производители светофильтров постоянно работают над улучшением своей продукции и стараются максимально удовлетворить возникающие потребности любителей и профессионалов.

Так например некоторые производители добавляют влагозащищенное напыление WPC (Waterprof-coated) на поверхности фильтра, которое отталкивает грязь и капли воды от поверхности.

Специально для широкоугольных объективов были разработаны светофильтры в тонкой оправе(slim), которые имеет более тонкую окантовку фильтра, тем самым исключая эффект виньетирования, который может возникнуть при использовании обычного фильтра.

Для экстремальных фотосъемок существуют супер-прочные светофильтры серии HD, стекло которых в несколько раз тверже обычного фильтра.

Производители светофильтров.

В настоящее время существует достаточно много фирм,которые занимаются изготовлением фотоаксессуаров. Наибольшую популярность приобрели японские Marumi, Hoya и Kenko, немецкие B+W Schneider, американские Tiffen.

Многие фирмы производители фототехники, такие как Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Olympus, Pentax, Samsung также выпускают светофильтры под своими брендами, но как показывает практика цены на их продукцию намного выше, при таком же уровне качестве.

При выборе производителя светофильтра следует учитывать тот факт ,что многие из них располагают производство в странах Азии. Поэтому стоит обратить внимание на менее раскрученные бренд, такие как Fujimi, Flama, Polaroid. Качество продукции данных производителей может не уступать более известному бренду, при этом цена будет значительно ниже.

Читайте также:  Pentax K-x или Canon EOS 500D, что выбрать???

Дословно “Бленда” переводится как “заслонять”,”скрывать”.

От чего же нужно скрыть объектив при фотосъемке?

Например от лишнего света в яркий солнечный день, чтобы ваши кадры не получились засвеченными. А если вы фотографируете пасмурную погоду при моросящем дожде, бленда может также защитить переднюю линзу объектива от нежелательных брызг.

Дословно “Бленда” переводится как “заслонять”,”скрывать”.

От чего же нужно скрыть объектив при фотосъемке?

Например от лишнего света в яркий солнечный день, чтобы ваши кадры не получились засвеченными. А если вы фотографируете пасмурную погоду при моросящем дожде, бленда может также защитить переднюю линзу объектива от нежелательных брызг.

Нейтральные фильтры (ND)

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?

Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.

ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?

Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!

Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.

Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.

Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).

В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.

Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.

Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.

Когда использовать нейтральные фильтры?

Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

С нейтральным фильтром.

Без нейтрального фильтра.

Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения – залог отличных снимков!

Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.

Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика – например, короче 1/8000 секунды).

Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика – установить меньшее значение диафрагмы).

Разберёмся с характеристиками ND-фильтров

Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:

Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп»)Плотность (единицы измерения зависят от производителя)Количество пропускаемого света, %
10,3ND250
20,6ND425
30,9ND812,5
41,2ND166,25
51,5ND323,125
61,8ND641,563
72,1ND1280,781
82,4ND2560,391
  • Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры «ND» обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.

На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра

Материалы и покрытия

Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.

Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?

Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель – дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.

Адаптер и понижающие кольца.

Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.

Автор статьи: J. Meyer

Оцените статью
Добавить комментарий