Nikon d90 и советская оптика

Какие советские объективы идеально подойдут для фотоаппарата Nikon?

Есть и такие советские объективы, что подходят к камерам Nikon в своём первозданном виде, без дополнительных манипуляций и ухищрений.

Пожалуй, наиболее распространённые на постсоветском пространстве объективы с резьбой М42 (как у советских “Зенитов” и множества зарубежных камер) с Никонами сочетаются плохо. Из-за разницы рабочих отрезков. Поэтому, если взять обыкновенный переходник (металлическое кольцо, внутри у которого резьба М42 для объектива, а другой конец можно воткнуть в байонет Nikon F), присоединить объектив к камере через этот переходник, фокусироваться можно будет только на очень маленьком расстоянии. Хорошо, если максимум этого расстояния окажется в полутора метрах, и можно будет брать лицевые портреты. Чаще же такая система сможет осилить лишь макросъёмку. Если ваша цель – именно макро, этот вариант для вас идеален. Также есть переходники с линзой, позволяющие фокусироваться вдали, на бесконечности. Но эта линза портит качество изображения.

Однако есть несколько советских объективов, подходящих для зеркалок Nikon идеально.

Наверное, самый известный из них – это Гелиос-81Н. Буква “Н” и означает “никон”. Советские объективы с такой маркировкой вместо типичной для советской техники резьбы имеют на хвосте никоновский байонет. И, следовательно, ставятся в камеру без всяких переходников, да ещё и работают как положено, с бесконечностью. И вроде даже передают в камеру значение диафрагмы. Словно родные никоновские объективы AI-S.

Список объективов “Н” выглядит так:

И так далее. Полный список можно найти на сайте Радоживы). Запомните главное: если в маркировке объектива есть буква “Н”, значит, он для Никона.

Также есть несколько советских объективов с маркировкой “А”. Юпитер-37А, Юпитер-11А Таир-11А, Таир-3А, Мир-1А, Пеленг А и другие, полный список по той же ссылке выше. У этих объективов сменный хвостовик. К задней части объектива на трёх болтах крепится тот или иной хвостовик, позволяющий ставить объектив на определённую систему и дающий нужный для этот системы рабочий отрезок. Понятно: достаточно сменить этот хвостовик, и можно будет полноценно использовать этот объектив там, где требуется. Хвостовик для Nikon называется КП-А/Н. Если он у вас есть, ставите его, и у вас появляется полностью работоспособный объектив для никон. Процедура установки хвостовика элементарна для любого человека, овладевшего отвёрткой: открутить три болтика, прикрутить три болтика. Этот КП-А/Н можно приобрести отдельно. Или с рук, или поискать у китайцев. Или найти в интернете спецификацию и пойти к токарю. В этом случае заказывайте штук десять, лишние продадите другим любителям мануальной оптики.

Насчёт размера матрицы беспокоиться не следует. Предыдущий автор в своём ответе написал ерунду.

Плёночные малоформатные объективы расчитаны на плёночный кадр размером 24*36 мм. Это та величина, которую в цифровом фото и называют “полным кадром”. У полнокадровых камер (системы Canon EF и Nikon FX) матрица имеет именно такие размеры. То есть совпадение идеальное. У “кропнутых” камер (Canon EF-S и Nikon DX) матрица меньше, поэтому часть формируемого объективом изображения окажется за её пределами и потеряется. Получится эффект, словно вырезан и использован только центр кадра, будто бы фокусное расстояние объектива больше, и потому он сильнее приближает. А что с потерянной частью? А потеряются края кадра, где любая оптическая система даёт самое худшее качество картинки – от центра кадра к краям снижается разрешение, растут геометрические искажения, появляется виньетирование (затемнение краёв). Ну и чёрт со всем этим безобразием, не жалко! Пускай остаётся самое вкусное! Так что бояться нечего.

Разве что стоит помнить о том самом “увеличении”: чтобы понять, какое поле зрения будет у объектива на кропнутой камере, нужно фокусное расстояние объектива умножить на величину кроп-фактора. У полнокадровых это единица, там фокусное расстояние честное. У кропнутых никонов – 1,5. Допустим, вы взяли Гелиос-81Н и установили на Nikon D5100. Умножаем ФР=50 мм на кФ=1,5, получаем 75 мм. Значит, полтинник будет на никоновской кропнутой камере вести себя как объектив 75 мм. Ничего сложного.

Сообщества › Nikon Club › Форум › Советские объективы на современные зеркалки…

Целесообразно ли использование первых со вторыми?
Они (старые объективы к пленочным камерам) ведь дешевле, но имеют ряд недостатков по сравнению с современными объективами. Кто пользуется на своей зеркалке старым объективом?

Мороки много с переходняками, и однозначно надо забыть об автофокусе. Да и надо признать, что в советских объективах мало что хорошего. Сейчас стёкла намного более технологичны, просветлённые. Я интересовался старыми объективами, правда цейсовскими и лейковским. Очень это хлопотное дело, да и стёкла там очень потрёпанные.

я пользуюсь Гелиосом 44м-7 и Tokina 24мм f2. Гелис штука прикольная) размытие специфическое лает но зависит от конкретного экземпляра — у меня их 3 штуки, а нравится и пользуюсь одним… от Токины в восторге!

а фотки с Tokina 24мм f2 скинешь ?

мне больше Гелиосом 81 м понравился он резче…

пользуюсь обьективом, гелиос 44м =) средств на обьективы пока что нет, так что он вполне бюжетный(сам обьектив 500р +400р за переходник) и рисунок у гелиоса по мне)

раньше был гелиос 44м нравился но позже увидил гелиос 81 М и влюбился в него! он резче!

они вроде тока фокусным расстоянием немного отличаются и все хм.и цена такая же

раньше был гелиос 44м нравился но позже увидил гелиос 81 М и влюбился в него! он резче!

у меня вопрос возник, 81 встает же на никон без переходника?

да переходник не нужен! и вообще 81 очень редкий в это время стал…

а вот юпитер 37а пойдет на никон д3000 ?

да подойдет. с хвостовиком КП-А/Н

если еще купите хвостовик с одуванчиком — то плучите экспозамер и возможность фотографировать в режиме приоритета диафрагмы

28-100 1:3.5-5.6 название f75

такой объектив подойдет на никон д60?

байонет или резьба ?

Если резьба М42 то нужно переходник КП-42/Н с линзой или без. (Линза сохраняет возможность фокусировки на бесконечность, но и вносить корективы в качество фото)

Обективы с байонетом Н (тоесть копия никоновского байонета) ставятся без каких либо переходников. НО будьте осторожны на фотоапаратах д50,д70,д70с, Д80, Д90 эти обективы могут просто не снятся. К ним относятся: Гелиос-81Н, МС Гелиос-123Н, Волна-4, МС Зенитар-Н, МС Зенитар-Н, МС Пеленг, МС Мир-47Н, Мир-20Н, МС Arsat-H, МС Мир-24Н, Калейнар-5Н, Телеар-Н, Гранит-11, МС Гранит-11Н, МС Мир-67Н, МС Яшма-4Н

также есть обективы типа А со сменным хвостовиком КП-А/Н — в этомс случае сохраняется возможность фокусировки на бесконечность, без дополнительных усилий. к ним относятся:
Юпитер-37А, Таир-11А, Мир-10А, Мир-1А, Индустар-61А, Юпитер-11А, Юпитер-21А, Таир-3А, 3М-4А, 3М-5А, 3М-6А, МТО-500А, МТО-11А, МТО-11СА, МТО-1000А и любые другие в конце с буквой А

>28-100 1:3.5-5.6 название f75
а полная назва обектива ?
если он никоновский серий non-AiAi/Ai-S/ посмотрите в руководстве к фотоапарату совместимость с данными типамы обективов

Оптика для Nikon D90

Вопрос что есть хорошо, что есть дешево. Хотите хорошо и бюджетно – смотрите других производителей, хотите дешево – ловите б/ушные стекла на том же ебае. Какая-нибудь Сигма 70-200 F2.8 вполне резка (по отзывам на уровне фиксов), весьма светосильна, может использоваться с конвертером 1.4Х или 2Х (будет 140-400 F5.6). На птичек хватит.

То-же самое можно и у Тамрона посмотреть.

Отличие у них в том, что в дорогом (более дорогом, ибо оба – дешевые) используются стекла из специального стекла, уменьшающие хроматические аберрации (на объективе Сигма пишет АРО). Это хорошо когда объектив хроматит – никакой нормальной картинки у вас не будет.

Ну и оба объектива достаточно темные и мыльные (ибо дешевые). Если вы реально хотите получать хорошие фотографии, если объектив нужен не для затыкания дырки на камере, лучше чуть подкопить и взять что-нибудь типа такого:
http://www.foto.ru/sigma_af_70-200_mm_f_2.8_apo_ex_dg_hsm_macro_ii_dlya_nikon.html?from=club_camera_prod
Или хотя бы первую его версию, которая сейчас на ебае продается за 600-700 баксов.

Читайте также:  Совместимость карты SDHC с fujifilm finepix A900

И они бывают по отдельным странам. Самый большой – в США. При заказе/покупке смотрите чтоб продавец отправлял в ваш адрес, а то не каждый хочет в другую страну посылать.
Вот штатовский
http://shop.ebay.com/?_from=R40&_trks >

Тут начинается для меня терра, мать её, инкогнита, бо у меня Никона отродять не водилось.

Я думаю, Вам пора переселяться на Никон-клуб
http://www.club-nikon.ru/forum/index.php?showtopic=10871
или в раздел никоноводов на фото.ру

(с завистью) потом будете приходить, фотками хвастаться

Я честно не знаю, как он наводится и как им пользоваться, все мои объективы наводятся путем вращения чего-нибудь

Вот темка с фото.ру
http://club.foto.ru/forum/11/477623 как раз обсуждают эти модели. В общем то отзывы ничего так.

До воскресенья еще есть время, почитайте Яндекс на тему покупки объектива и проверок его при покупке. Дальше берете камеру, ноут, встречаетесь с продавцом, цепляете стекло на тушку и фотографируете. Если ляжет в руки – вы сразу это почуствуете. Потом скинуть фотографии на ноут и посмотреть будет ли вас устраивать качество.

И еще 375 баксов это начальная цена и она вырастет (бывает еще бай ит нау – значит цена как в магазине, купил и забрал). Пересылка будет стоить 35-60 баксов. При стоимости покупки более 10000 рублей (таможня пересчитает) придется платить пошлину в размере 30% от превышения. В общем что-то получается выгодно, что-то совсем нет. Да еще как поймаешь. Купите себе то, что вам сейчас больше всего хочется иметь (фикс 50мм, зум или еще чего), остальное – по ходу пьесы можно добрать уже без спешки. По себе скажу – самых ходовым объективом оказался 18-50. Да, без птичек, но зато удобно снимать от пейзажа до почти портрета.

Nikon d90 и советская оптика

Нужно отметить принципиальную разницу между дальномерными фотоаппаратами: Зоркий, ФЭД, Киев (номера 2, 3, 4) и зеркальными: Зенит, Киев (номера 17, 19, 20). Дальномерную оптику можно использовать только на беззеркальных цифровых камерах со сменной оптикой (например, Sony NEX-3 и NEX-5, полнокадровая Альфа). Оптику для зеркальных фотоаппаратов можно использовать, как на беззеркальных цифровых камерах, так и на цифрозеркалках (с некоторыми ограничениями, отмеченными в вопросе № 7). Особняком стоит оптика для зеркальных камер Киев-10 (-15). В маркировке таких объективов есть слово Автомат. Особый байонет не позволит установить такие объективы ни на цифрозеркалки, ни на беззеркалки. Я пока не встречал таких переходников в продаже.

Кстати, если нашли дальномерную камеру с объективами, то попробуйте вкус плёночной фотографии. Возможно, вам понравится. Для плёнко-неофитов я написал статью «Псалтырь правоверного фэдоносца».

Вопрос 2 . Собираюсь переходить с компактов на Nikon D5000 и имею пару старых объективов, в частности Гранит-11Н. Надо ли в данном объективе что-то переделывать?

Есть несколько советских объективов, выпускавшихся для аппаратов Киев (17, 19, 20), с байонетом аналогичным никоновскому байонету F. В маркировке таких объективов, как правило, присутствует литера «Н». Их несколько: Гранит-11Н, Пеленг (8мм), Зенитар (16мм), Мир-47Н, Мир-73Н, Мир-20Н, Мир-24Н, Гелиос-123, Волна-8Н, Волна-4Н, Гелиос-81Н, Калейнар-5Н, Телеар, Яшма-4. Эти объективы, в подавляющем большинстве случаев, без проблем ставятся на цифрозеркалки Никон. Но на средних никоновских тушках (D50, 80, 90) возле байонета есть маленький рычажок, который может упираться в кольцо диафрагмы объектива и мешать его вращению. Надо пробовать. В случае тугого хода кольца, объектив нужно отдать мастеру для спиливания части диафрагменного кольца. На младших никоновских тушках (D40, 60, 3000, 3100, 3200, 5000, 5100) этот рычажок утапливается и не мешает.

Не забудьте перевести младшую тушку в режим “М” – ни в каком другом режиме, с такими объективами, она работать не согласится. Младшие это Nikon Dxx и Dxxxx (кроме D7000, D7100 и D7200– у них будет работать режим “А”).

Не ставьте советские объективы с литерой „Н“ на плёночные тушки F4, FA, F-301 (N2000) и F-501 (N2020).
Объектив может потом не сняться с тушки. В скобках указана альтернативная маркировка камер для рынка USA.

Таблица цифровых камер Nikon.

Вопрос 3. Загорелся купить объектив ЗМ-5А 8/500мм, скажите как он ставится на Nikon, через переходное кольцо?

Есть несколько советских объективов со сменным хвостовиком. В маркировке таких объективов, как правило, присутствует литера «А». Их несколько: Пеленг (17мм), Мир-10А, Мир-1А, Вега-13А, Таир-11А, Юпитер-37А, Юпитер-11А, Таир-56А, Юпитер-21А, Телемар-22А, Таир-3А, Tair-3S, ЗМ-5А, ЗМ-6А, МТО-1000А. Необходимо приобрести хвостовик КП-А/Н, например в „Мастерские РСУ“ и поставить по этой инструкции на объектив.

Вопрос 4. Какой адаптер надо купить для использования оптики с резьбой М42 на Никоне, в частности объектива Гелиос-44М?

При использовании объективов от аппарата Зенит на Никоне, возникают ограничения из-за разницы рабочих отрезков. Поэтому, объективы с резьбой М42 я рекомендую использовать с линзовым переходником М42/Nikon, чтобы можно было сфокусироваться на удалённых объектах. Дополнительная линза ухудшает резкость в углах кадра на открытой диафрагме и уменьшает экспозицию на величину от 0.2 до 0.7 EV (чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше это влияние). Есть два, известных мне, исключения. Мир-1 (-1В, -1Ш) 2.8/37мм на дистанции 2,5м упирается защитным бортиком задней линзы в линзу переходника, а Индустар-50-2 стопорится на 4 метрах из-за утыкания геликоида. Другие объективы будут „дотягиваться“ до бесконечности.

Купить всяческие переходники можно в:
„Фотомастерские РСУ“, „Поиск-Фото“, „М42переходник“ и у Виктора Лушникова.

Вопрос 5. У меня есть безлинзовый переходник М42-Nikon; какова будет максимальная дистанция фокусирования?

Безлинзовый переходник М42/Nikon ограничивает дальность максимальной фокусировки, которая зависит от фокусного расстояния объектива.
Примерные дистанции таковы: 20 мм – не далее 0,4 м; 37 мм – не далее 0,7 м; 58 мм – 1,5 м; 85мм – 3,5 м; 135 мм – 6 м; 200 мм – 15 м

Вопрос 6. Для использования объектива Гелиос 44М-6, по совету продавца, купил переходник М42-Nikon с линзой и обнаружил что снимки получаются размытыми. В чём причина?

Причина в том, что дополнительная линза немного «сбивает с толка» систему подтверждения фокуса в камере. Например, переходник SCOPTIC M42-Nikon даёт бэк-фокус и наиболее резкая картинка будет в том случае, когда точка подтверждения фокуса в видоискателе ещё не загорелась (при вращении кольца фокусировки от минималки в сторону бесконечности). Поэтому, вам придётся делать тестирование каждой связки переходник-объектив, чтобы найти наиболее оптимальный метод фокусирования для каждого объектива. Можно установить вместо штатного, другой фокусировочного экрана с клиньями Додена и кольцом микропризм (например KatzEye). Стоит он дорого, но проблема фокусировки с линзовым адаптером решится.

Вопрос 7. Есть несколько старых отцовских объективов с резьбой М42. Какую цифровую зеркалку мне купить, чтобы пользоваться этими объективами?

Самая доброжелательная к таким объективом система это Pentax. Будет работать экспозамер и подтверждение фокусировки точкой (если точнее, гайкой) в видоискателе. Но! У Пентакса полнокадровая камера K-1 появилась только летом 2016 года. Однако, стоит вдвое дороже (тоже полнокадрового) Canon 6D. Очень мило. Я не рекомендую входить в цифрозеркальный мир с этим брэндом (при всём моём уважении к былым заслугам фирмы).

Лучше всего взять полнокадровый (фулфрэйм, FF) Canon – будет экспозамер, но для подтверждения фокуса надо покупать переходник с чипом („одуванчик“ Виктора Лушникова). Самая неудобная система для использования советской оптики это Nikon. Как никонисту мне неприятно это говорить, но от правды никуда не денешься. Есть подтверждение фокуса, но экспозамер будет только на старших моделях (D2, 3, 200, 300, 600, 700, 7000, 7100, 7200, 600, 800), для младших камер необходим „одуванчик“. Бесконечность будет только с линзовым переходником или придётся серьёзно „перепиливать“ объектив.

Вопрос 8. Какие наиболее достойные советские объективы посоветуете купить; где их искать и с чего начать?

Самые интересные по картинке объективы выпускались в 60-х годах и были в серебристом исполнении оправы (так называемые белые). Они имеют посадочную резьбу М39 и для них понадобится ещё колечко М39/М42. Мне очень нравятся: Мир-1, Гелиос-44 (с 13-ю лепестковой диафрагмой), Юпитер-6, Юпитер-9, Таир-11. Из чёрных надо отметить: Индустар-50-2, Гелиос-40-2, Юпитер-37А, Юпитер-21А, Таир-3А и ЗМ-5А. С байонетом F: Гелиос-81Н, Калейнар-5Н. Из дальномерных очень хороши Юпитер-3 и Юпитер-8.

В Москве объективы можно купить в фотокомиссионных магазинах: «РСУ», «ФотоФрейм», «Экта-Ф», «ФотоФишка», «ФотоЛавка».
Или ищите на виртуальных барахолках: AVITO.ru, OLX.ru, Фотопроект.
Начните с Юпитер-37А – у него самое высокое отношение качество/цена и приятная картинка.

Вопрос 9. Есть среднеформатная камера Pentacon-Six (Киев-6) и несколько объективов для неё; имеет ли смысл использовать такую оптику для Nikon?

Да, смысл есть. Среднеформатная оптика на цифрозеркалках работает только своей центральной, наиболее резкой частью. Поэтому разрешающая способность по кадру почти не меняется. На мой взгляд, целесообразно использовать только объективы с фокусным расстоянием 80 – 150 мм, так как объективы диапазона 30 – 50 мм и 180 – 300 мм слишком громоздки по сравнению с аналогичными объективами для камер 35мм. В качестве портретников можно использоват: Biometar (80, 120 mm), советские Вега-12, Вега-28, Калейнар-3. Для установки среднеформатных объективов на Nikon, понадобится переходник КП-6/Н, который можно купить в „Мастерские РСУ“

Вопрос 10. Как определить год и место изготовления советского объектива по внешнему виду?

Первые две цифры номера (отличные от нулей), указывают на год изготовления. Если впереди стоят два нуля, то определить год изготовления можно лишь приблизительно, исходя из особенностей гравировки знака предприятия, наличия/отсутствия знака качества и красной буквы П. У КМЗ (Красногорский завод им. Зверева) фирменный знак изменился в 1977 году – исчез „наконечник стрелы“ на луче, проходящем сквозь призму Дове). Нумерация объективов Carl Zeiss приведена на этой странице.

Вопрос 11. Я неплохо умею работать напильником; какие интересные объективы можно найти и переделать под цифровую зеркалку?

Из немецких объективов выделяется Biotar-75 с байонетом Exakta; его целесообразно переделать для использования в качестве портретника с характерным „закручиванием“ фона. Но цены на него заоблачные. За небольшие деньги, можно найти киносъёмочные и кинопроекционные объективы для 35мм камер. Из них получаются замечательные портретники. Например, РО2-2М и ОКП1-100-1. Однакою они представляют собой гладкий цилиндр (или „фонарик“) с линзами. Как сделать этим объективам фокусирующую часть – придётся поломать голову или делать заказ на оправу токарю.

Вопрос 12. Чем можно объяснить резкий взлёт цен на советскую оптику в период 2008 – 2013 годы? Старая никоновская оптика, сопоставимого класса, подорожала не так сильно.

Это следствие появления в продаже недорогих любительских цифровых зеркальных и беззеркальных камер со сменной оптикой. Как правило, китовые объективы очень быстро престают соответствовать возрастающим требованиям многих фотолюбителей, которым хочется большей светосилы и длинного фокусного расстояния. Покупка хорошего зума со постоянной светосилой f/2.8, для большинства любителей, нецелесообразна и неподъёмна по цене. Поэтому взгляд обращается в сторону оптики, которая позволит получить желаемое без сильного ущерба для семейного бюджета. Существует постоянный спрос на многие хорошие советские объективы, про которые написано в вопросе № 8. И вполне вероятно, что цены на них вплотную приблизятся к ценам на старую неавтофокусную никоновскую оптику.

Вопрос 13. Меня смутило то, что при вращении кольца диафрагмы Юпитер-9 не слышно щелчков как на Гелиосе-81Н. И значения диафрагмы странные – на 16 открытая дырка, а на 2 она закрыта. Объектив сломан?

Понимаю ваше недоумение. Когда я впервые взял в руки купленный Юпитер-9, то задал продавцу аналогичный вопрос. Тот (или те), кто разрабатывал (/ли) оправу для линейки белых объективов, плохо знали нормальную человеческую психологию. Потому что «девятый вагон это тот, который после восьмого, а не тот, что перед десятым» ©. Кольцо закрывания диафрагмы логически не связано с диафрагменными числами кольца предварительной установки. У «закрывашки» Юпитера-9 только два правильных положения: диафрагма открыта (до упора против часовой (если смотреть со стороны фотоаппарата) и закрыта до значения выставленного кольцом предварительной установки диафрагмы (до упора по часовой). Позже, в чёрной серии (например, на Таир-11А, Юпитер-21А) эта ошибочная концепция была исправлена, хотя работа колец осталась прежней. Просто маркировку нанесли по-иному.

Для предварительной установки диафрагмы необходимо совместить красные точки на установочном и закрывающем кольцах и, вращая установочное кольцо, поставить нужное значение диафрагмы напротив красных точек. Диафрагма при этом останется открытой. После настройки резкости достаточно, не отвлекаясь от видоискателя, повернуть закрывающее кольцо по часовой стрелке (со стороны фотографирующего) и диафрагма будет закрыта до предустановленного значения. Выставлять диафрагму при не совмещённых красных точках не рекомендуется.

У Гелиос-40 и 40-2 работа колец зеркальная – диафрагма закрывается при вращении против часовой стрелки.

Вопрос 14. Почему при использовании „одуванчика“ Лушникова на советских объективах с прыгающей диафрагмой, наблюдается пересвет на прикрытых диафрагмах?

После установки чипа, объектив определяется тушкой как AF-объектив и про кольцо диафрагмы на объективе можно забыть. Его надо закрыть до максимума и управлять диафрагмой будет уже тушка. При срабатывании затвора, толкатель диафрагмы в тушке, опустится на то расстояние, которое необходимо для того, чтобы получилось то отверстие, которое пользователь выставил колесом на тушке. Для этого, все приводы диафрагмы в Ai-S объективах стандартизованы. У них одинаковое смещение поводка на объективе приводит к одинаковому изменению диафрагмы (в стопах).

На советских и никоновских объективах pre-Ai и Ai такой одинаковости не соблюдается. Поэтому, на Калейнаре-5Н, выставленная колесом на тушке, f/22 фактически закрывается до f/8-f/11. А так как тушка ставит выдержку с расчетом на f/22, получается пересвет на несколько стопов. Чтобы заставить диафрагму закрыться до f/22 надо запрограммировать в чипе крайнюю диафрагму как f/64 (или даже больше) и методом тупого перебора, смотря в объектив на длинной выдержке, подобрать значение, которое надо выставить с тушки колесом, чтобы диафрагма закрылась до того положения, до которого она закрывается кольцом на объективе, когда он снят с тушки. Найдя это значение, надо под него посчитать поправку экспокоррекции. И так для каждого нужного значения диафрагмы. Получается целая таблица. Только проделав такую титаническую работу, можно заставить объектив работать так как положено.

Вопрос 15. Какой объектив сильнее всего размывает фон?

Советская оптика на современных фотоаппаратах. Выбор системы

Советская оптика на современных фотоаппаратах. Выбор системы

Как и было обещано, вторая часть материала будет посвящена совместимости современных зеркальных аппаратов различных фирм со старыми советскими объективами. Почти у каждой фотосистемы есть свои особенности в использовании.

Как ни странно, но не флагманы современного рынка Nikon и Canon, а откатившийся в последние десятилетия в аутсайдеры Pentax является самой удобной системой для использования «стекол» с резьбой М42. Доходит до того, что в некоторых магазинах менеджеры выдают М42 за родной байонет Pentax (оно так и было, кстати, но на заре становления Pentax, потом фирма обзавелась собственным байонетом).

Сходства по многим параметрам очень велики. Так, Pentax – единственная система, которая по рабочему отрезку (то есть расстоянию от объектива до светочувствительного элемента аппарата – пленки или матрицы) полностью совпадает с аппаратами «Зенит», под которые в советское время выпускалось подавляющее большинство оптики. Кроме того, все аппараты Pentax поддерживают с такими объективами экспозамер и функцию подтверждения фокусировки, даже встраиваемый в «тушки» Pentax стабилизатор изображения будет работать. Это почти максимум функций, который можно достичь со старыми «стеклами». Увы, но управлять «прыгающей» диафрагмой даже Pentax не может.

Аппараты Pentax лучше всего подходят для работы с М42-оптикой

Впрочем, есть и исключения. Дело в том, что в 80-е годы часть зенитовских объективов была выпущена с. родным байонетом Pentax – K. Вот у них как раз «прыгалка» с камеры работает. Кроме того, для такого объектива не нужен переходник, он и так идеально садится. Проблема в том, что найти подобные объективы сегодня проблема. Выпущены они были малым тиражом, к тому же большая часть отправлялась на экспорт. Но если все-таки удастся такой отыскать, удобство в его использовании будет максимальным.

В качестве бонуса пентаксовская система предлагает почти фантастическое устройство, которое делает часть старого парка объективов автофокусными. Этот с виду обычный телеконвертер имеет подвижную систему линз и может изменять световой поток, уже прошедший через объектив. За счет этого и происходит управляемая камерой фокусировка. Правда, это все-таки телеконвертер. При его использовании фокусное расстояние увеличивается в 1,7 раза, поэтому это устройство наиболее логично использовать с телеобъективами. Кроме того, этот конвертер компания Pentax выпустила для собственных неавтофокусных объективов и поддержку «зенитовской» оптики никто не гарантировал. Вполне возможно, что часть советских объективов не установится на конвертер механически, например, из-за несовпадения выступающих элементов, но с теми, которые удастся установить, будет полноценный автофокус.

Canon

По удобству использования с объективами М42 аппараты этой японской компании идут на втором месте. У них подходящий рабочий отрезок (он меньше, но фокусировке это не мешает), всегда работает экспозамер, много переходников, вот только функция подтверждения фокуса программно отключена. Долго кенонисты мучились, наводясь вручную, пока российский изобретатель Виктор Лушников не придумал устройство, которое в народе получило название «одуванчик».

Суть его проста. К переходнику приклеиваются специально изготовленные контакты, которые полностью повторяют электрические выходы на байонете камеры. При установке объектива контакты соприкасаются, аппарат остается в полной уверенности, что к нему присоединили автофокусный объектив, и начинает информировать фотографа, когда тот попал в фокус.

Переходник М42 – Canon EOS с «одуванчиком»

Для большей точности в «одуванчик» нужно «прошить» фокусное расстояние объектива. В первых версиях устройства это был очень сложный процесс, который мог совершить только автор. Сегодня Лушников уже предлагает «одуванчики», которые могут многократно перепрошиваться, причем даже без снимания с камеры. По примеру кеноновского «одуванчика» были сделаны подобные устройства для других систем.

У «одуванчика» есть только один небольшой минус – он увеличивает стоимость переходника. Если голый адаптер М42 – Canon EOS стоит около 500 рублей, то с контактами – более тысячи. Но это весьма скромная цена за возможность иметь подтверждение фокуса.

Возможности этой системы весьма схожи с кеноновскими. А именно – нормальный рабочий отрезок, экспозамер, появление подтверждения фокусировки при использовании переходников с «одуванчиком». Стоимость переходников аналогична кеноновским, а «прыгалку» аппараты компании также не поддерживают.

Есть только у Sony одно интересное ограничение. В последних камерах компания стала блокировать работу затвора в режиме приоритета диафрагмы, если установлен объектив без контактов (это же относится и к переходнику без «одуванчика»). То есть в таком случае придется либо использовать чипованый переходник, либо снимать только в ручном режиме «М». Самое обидное для фотографа, что экспозамер при этом будет работать, но вот пользы от него немного, потому что в режиме «А» (приоритет диафрагмы) аппарат не даст возможности сделать снимок.

Переходник Sony-Minolta – M42 с чипом

Для «Оли», как ласково называют эту систему поклонники, тоже существует два типа переходников. С «бесконтактным» у камеры будет только экспозамер, с тем, на котором есть контакты, появится еще и подтверждение фокуса. Кроме того, правильно настроенные контакты на переходнике способствуют грамотной работе стабилизатора изображения, который у Olympus встроен в камеру. Работы с «прыгающей» диафрагмой у «Оли» нет, но это не очень большой минус. В целом система хорошо подходит для работы со стеклами М42, но есть один нюанс. Самый большой среди всех зеркалок кроп-фактор (2х) превращает большинство советских «стекол» в телевики. Это радует фотоохотников, но не устраивает пейзажных и портретных фотографов.

Nikon

Использование советских объективов на камерах этой марки настолько необычно, что выделяет ее среди других. Из всех компаний только у Nikon рабочий отрезок больше, чем у «Зенита», что создает проблемы с фокусировкой. Если использовать простой переходник, то сфокусироваться на бесконечность не получится, а это существенно сужает сферу применения объектива. У Nikon, в отличие от других систем, подтверждение фокуса работает без всяких «одуванчиков» на всех аппаратах. С экспозамером сложнее. Специальным чипом, с которым он начинает работать, оборудованы только дорогие модели (D7000, D300, D700 и так далее), в бюджетных же камерах замера не будет. Казалось бы, это ставит крест на перспективе никоновских камер работать с советскими стеклами, но не все так просто.

Дело в том, что именно никоновский байонет в свое время «позаимствовали» работники завода «Арсенал» для аппаратов «Киев-17», «Киев-19» и «Киев-20». Скопировали его настолько точно, что все выпущенные для этих аппаратов «стекла» садятся на Nikon как родные, без всяких переходников. Более того, с ними есть и фокусировка на бесконечность и даже управление прыгающей диафрагмой. Учитывая работающее во всех моделях подтверждение фокуса и экспозамер на продвинутых «тушках», это самое «работоспособное» сочетание аппарат – объектив. «Арсенал» выпустил достаточно много подобных объективов, обычно у них в маркировке присутствует буква «Н», например «Гранит-11Н», «Мир-47Н», «Волна-8Н», «Гелиос-81Н» или «Калейнар-5Н».

«Калейнар-5Н» сидит на Nikon как родной

Выпускались еще объективы со сменными хвостовиками. Заменой задней части объектива его можно было переориентировать на другую систему. Nikon в этом плане наиболее интересен, потому что переделки позволяют части объективов стать для этой системы родными. Это касается «стекол», у которых в маркировке есть буква «А» («Мир-1А», «Вега-13А», «Таир-11А»). После покупки и замены хвостовика КП-А/Н (стоит около 500 рублей) эти объективы также без всяких переходников устанавливаются на Nikon. Бесконечность сохраняется, а вот управление «прыгающей» диафрагмой, увы, нет.

Можно решить проблему и с отсутствием фокусировки на бесконечность в резьбовых объективах для «Зенита». Для Nikon выпущен специальный переходник с линзой, который корректирует световой пучок, возвращая фокусировочный диапазон в стандартное значение. Но этот переходник не очень популярен у фотографов. Во-первых, он почти в два раза дороже безлинзового, во-вторых, ухудшает качество изображения, особенно по краям кадра.

Не так давно Виктор Лушников выпустил версию своего «одуванчика» для Nikon. Казалось бы, зачем он нужен, ведь все аппараты этой системы с завода поддерживают функцию подтверждения фокуса? «Одуванчик» используется пользователями младших «тушек», на которых отсутствует штатный экспозамер. Кроме того, с использованием «одуванчика» функция подтверждения фокуса начинает выдавать звуковой сигнал, тогда как по умолчанию работает только световая точка в видоискателе.

Беззеркалки

Сменность объективов на беззеркальных камерах дает возможность установить на них в том числе и советские «стекла». Для владельцев таких аппаратов это весьма актуально, ведь родной оптики на беззеркалки выпущено пока крайне мало и приходится приспосабливать различные сторонние объективы.

На М42 существуют переходники и для Sony NEX, и для Olympus PEN, и для Samsung NX. На все эти аппараты советские объективы прекрасно становятся, экспозамер работает. А вот с фокусировкой сложнее. В беззеркалках нет зеркального видоискателя, поэтому на резкость нужно наводиться с помощью экранчика. С функцией увеличения области это можно сделать довольно точно, но процесс долгий. Принцип ручной фокусировки на беззеркалках подойдет только для нединамичных сюжетов и флегматичных фотографов, которые не спешат.

Выводы

Использовать советские объективы на современных цифровых аппаратах можно и нужно. Это очень хороший способ для фотографа с небольшим бюджетом обзавестись парком пусть не идеальной, но весьма качественной оптики. Но при этом многим придется жертвовать: удобством съемки, оперативностью, некоторыми функциями камер.

Неавтофокусные объективы не подойдут для оперативной и коммерческой съемки, их удел – неторопливая художественная фотография. Объективы с резьбой М42 можно использовать на аппаратах почти всех фирм. Чтобы получить наибольшую функциональность, лучше использовать более дорогие переходники с «одуванчиками» или микрочипами. Разница в стоимости очень быстро компенсируется удобством съемки и лучшим результатом. Владельцам аппаратов Nikon придется мириться с отсутствием бесконечности, но лучше найти объективы с буквами «Н» или «А» в маркировке. Их меньше, чем резьбовых, но среди них тоже есть весьма достойные экземпляры.

Оцените статью
Добавить комментарий