О выборе широкоугольника

Содержание статьи

10 лучших широкоугольных объективов

Характеристика в рейтинге

1Canon EF 17-40mm f/4L USMЛучший по мнению покупателей
2Sigma AF 16mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony EПрочнейшая модель для путешествий
3Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S NikkorЛучшая люксовая модель
4Tamron 17-35mm f/2.8-4 Di OSD (A037) Nikon FЛегкий и очень надежный
5Nikon 10mm f/2.8 Nikkor 1Лучшая компактная модель
6Fujifilm XF 35mm f/2 R WRИдеальное сочетание эргономичности и качества
7Canon EF 28mm f/1.8 USMМировой бестселлер бренда
8Canon EF 11-24mm f/4L USMПрофессиональный объектив с максимумом возможностей
9Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OISСамый мягкий ход, автоматическая и ручная фокусировка
10Panasonic 7-14mm f/4.0 AsphericalВысокая резкость, минимум вибраций

Скорректировать размеры на снимке и придать глубину способны широкоугольные объективы. Они считаются одними из самых мощных, но при этом сложных инструментов в освоении. Объектив называется широкоугольным, если фокусное расстояние превышает 35 мм. Чем ниже этот параметр, тем сильнее видны преимущества устройства. И тем сложнее фотографу справиться с ним.

Каждый, кто рассматривал широкоугольные объективы разных брендов, знает о сильных различиях в цене. Некоторые устройства стоят несколько тысяч, другие переваливают за шестизначное число. Дороговизна во многом влияет на качество и ценность прибора, однако это не значит, что бюджетные варианты всегда хуже остальных. Многие детали внутри объективов похожи, отличаются функции. Мы собрали 10 лучших моделей всех ценовых категорий, разобрали их сильные стороны, учитывая отзывы покупателей.

Топ-10 лучших широкоугольных объективов

10 Panasonic 7-14mm f/4.0 Aspherical

Panasonic 7-14mm f/4.0 Aspherical создан для камер Micro 4/3. Его главными плюсами являются минимальное количество аберраций и лучшая резкость. Сверхширокоугольный объектив подходит для пейзажей, мероприятий, репортажей. Автофокус перестраивается за доли секунды, предметы “схватываются” практически мгновенно. Лучшие результаты получаются с расстояния в 0.25 метра. Покрытие линз снижает количество бликов, позволяет снимать при контровом свете. В комплекте идет бленда.

Профессионалы и любители делятся потрясающими снимками пейзажей, неба, архитектуры. На фото нет бликов, раздвоенных объектов. Panasonic достаточно прост в освоении, подходит новичкам. Его широкое поле зрения и способность преувеличивать перспективу открывают уникальные возможности для творчества. Светосила позволяет с комфортом работать при низком освещении. Она же отвечает за яркость в видоискателе.

9 Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OIS

Сверхширокоугольный объектив Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OIS предназначен для камер Fujifilm X Mount. На всех фокусных расстояниях (15-36 мм) он обеспечивает максимальную диафрагму F/4. Регулировка осуществляется с помощью широкого резинового кольца. У него очень плавный ход, нет ощущения рывка. Во время увеличения оправа остается неподвижной, это обеспечивает бесшумную перестройку прибора. Углубляется центральная часть, все происходит довольно быстро.

У Fujifilm очень мягкое кольцо ручной фокусировки. С ним легко производить мельчайшую настройку. Фокусировка не лагает, работает отзывчиво. На объективе установлен переключатель с красной буквой А. Она обозначает автоматическое определение диафрагмы. В этом случае вращение кольца не изменит настройки. Получается удобно: достаточно однажды выставить характеристики, чтобы потом за одно нажатие кнопки получить идеальный снимок.

8 Canon EF 11-24mm f/4L USM

Самый дорогой объектив рейтинга, одна из лучших моделей в мире Canon EF 11-24mm f/4L USM предлагает полный набор функций для профессионалов. Весь спектр сверхширокоугольных опций в одном устройстве. За такую стоимость пользователи получают идеальные снимки пейзажей, интерьеров, архитектуры. Фокусное расстояние варьируется в пределах 11-24 мм. Ультранизкая дисперсия позволяет достичь максимальной четкости. На объектив нанесены 3 вида покрытий: для устранения бликов, от пыли и влаги.

Профессионалы отмечают возможность варьировать соотношение между задним и передним планами, получать интересные эффекты. Canon регулируется кольцом, действует бесшумно. Настройка производится прямо во время съемки. Объектив фокусируется за доли секунды, обладает высокой светосилой. Весит он довольно солидно: 1.2 кг, при этом в длину занимает всего 132 мм. Путешествовать с прибором неудобно, это его главный минус.

7 Canon EF 28mm f/1.8 USM

Фотографы по всему миру высоко оценивают характеристики Canon EF 28mm f/1.8 USM. Этому объективу отлично удаются снимки местности, панорамные виды, городские пейзажи. Лучшая сторона прибора – автоматическая фокусировка, он сам настраивается на самый резкий предмет. Угол обзора позволяет захватить много пространства, фотографу не требуется отодвигаться. Это спасает в узких помещениях. Максимальной четкости можно достичь на расстоянии в 0.25 м. При такой мощности широкоугольный объектив весит всего 310 грамм.

Фокусировка работает почти бесшумно, помехи не слышны при видеосъемке. Профессионалы в преимущества отнесли компактность, объектив не привлекает внимания во время путешествий. Хвалят возможность снимать фото и видео в помещении. Canon предлагает достойное качество изображений, отличную цветопередачу, контрастность. Резкость уступает люксовым моделям, но ее достаточно для большинства сюжетов.

6 Fujifilm XF 35mm f/2 R WR

За приемлемую стоимость Fujifilm XF 35mm f/2 R WR предлагает неплохие характеристики: угол обзора, сравнимый с человеческим глазом, и диафрагму F2.0. Прибор выдает четкие изображения, позволяет получить красивый эффект боке. Оптическая конструкция отвечает за качество. Производитель смог добиться времени автофокусировки в 0.08 секунды, добавив шаговый мотор. Корпус с защитой от пыли и брызг работает при температурах до минус 10 градусов. Асферические элементы нейтрализуют аберрации.

Управление объективом осуществляется с помощью кольца на корпусе. На нем отмечены значения от f/2.0 до f/16. Пользователь может произвести настройку один раз, прибор все запомнит. Светосильная модель справляется со съемкой в темных помещениях, позволяет делать фото после заката. Судя по отзывам, даже у новичков получаются красивые блики и эффекты боке. По характеристикам модель не уступает более дорогим конкурентам.

5 Nikon 10mm f/2.8 Nikkor 1

Среди компактных моделей по-настоящему высокое качество съемки предлагает Nikon 10mm f/2.8 Nikkor 1. Он создан для путешественников и тех, кто находится в постоянных поисках идеального кадра. Прибор настолько тонкий, что помещается в карман. 10 мм фокусного расстояния делают модель Никон лучшей для фотографирования пейзажей, ограниченного пространства. Главным достоинством является дизайн: металлический корпус с защищенным байонетом. Линзы обеспечивают правильный контраст и резкость.

У объектива Никон на удивление тихий автофокус, присущий более дорогим моделям. С ним удобно записывать видеоролики. Плавная настройка диафрагмы позволяет добиться желаемой резкости. Элементы управления на корпусе помогают за секунды выставить кадр. В комплекте идут защитные крышки, а чехол и дополнительную бленду нужно докупать отдельно. Широкоугольный объектив можно использовать в темных помещениях, хотя качества люксовой модели он не выдаст.

4 Tamron 17-35mm f/2.8-4 Di OSD (A037) Nikon F

Летом 2018 года свет увидел Tamron 17-35mm f/2.8-4 Di OSD (A037) Nikon F, созданный под зеркальные фотоаппараты Никон и Canon. Производитель обновил автофокус. По сравнению с предыдущими моделями, объектив быстро и плавно перестраивается во время фото- и видеосъемки. Передняя линза обработана фтористым покрытием от жира, грязи и влаги. Резиновые уплотнители защищают модель от дождя и снега. Главной фишкой является технология BBAR, которая убирает ореолы и блики. В оптическую конструкцию входят низкодисперсные и асферические элементы.

Широкоугольный объектив совместим с консолью Tamron TAP-in, благодаря чему настройку можно осуществлять через компьютер. Диафрагма раскрывается до F/2.8 – очень достойное значение для этого ценового сегмента. Профессионалы рекомендуют Tamron тем, кто еще не сталкивался с широкоугольными объективами. Прибор мало весит, подходит для путешествий.

3 Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Сверхширокоугольный объектив Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor предлагает лучшее из мира фотографии, однако и стоит соответствующе. Прибор совместим с моделями DX. Он позволяет получить потрясающую четкость и резкость, имеет 5.8-кратное приближение. Бленда обработана нанокристаллическим покрытием. Это убирает блики солнца. Линзы снижают вероятность цветовых искажений. Объектив Никон выстраивает автофокус, не меняя размеров. При этом работает бесшумно.

У модели лучший угол захвата, что позволяет делать фото в 84 градуса. Она отлично справляется со съемкой в темных помещениях. Nikon создан для профессионалов, кто печатает фото в большом размере. Даже при сильном наклоне камеры объектив не погнет горизонт. Однако пользователям предстоит научиться применять перспективные искажения. При правильном подходе модель выдает лучшие снимки пейзажей, архитектуры с выраженным передним планом.

2 Sigma AF 16mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony E

Японская модель 2017 года Sigma AF 16mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony E имеет высочайшее качество сборки, что и принесло ей место среди лучших. Это первый в мире объектив такого уровня для беззеркальных камер Sony E. Он имеет светосилу F1.4 и фокусное расстояние 35 мм. Это вторая модель производителя, она учитывает огрехи первого поколения. Оптическая схема имеет 16 элементов, объектив обладает высоким разрешением. Главной фишкой является плавный фокус во время съемки.

Байонет прорезинен, что обеспечивает повышенную защиту от пыли и влаги. Sigma AF – незаменимый помощник для любителей художественной фотографии. Он максимально облегчает работу человека, достаточно настроить фокусное расстояние. Поэтому его рекомендуют новичкам. Оптическая конструкция позволяет производить видеосъемку в движении. Объектив умеет распознавать лица, автоматически фокусируется на людях.

1 Canon EF 17-40mm f/4L USM

Положительные отзывы покупателей принесли Canon EF 17-40mm f/4L USM первое место. Объектив предлагает максимальную диафрагму и лучшее качество изображения. Мощная начинка скрыта в легком корпусе, с прибором удобно путешествовать. Байонет окружен резиновым кольцом, на резьбе установлены фильтры. Они дают лучшую защиту от пыли и влаги. Бренд Канон обозначил в качестве главного применения съемку пейзажей со штативом. Хотя покупатели успешно используют его для архитектурных и интерьерных фотографий.

Читайте также:  Выбор фотосистемы: Sony или нет?..

На широкоугольный объектив устанавливаются фильтры с резьбой 77 мм. Металлический корпус покрыт приятным на ощупь пластиком. С фокусировочным кольцом удобно работать как голыми руками, так и в перчатках. Детали соединены плотно, но не туго. Прибор не боится сильных морозов и жары, переживает дожди, ветры, снегопады. Для достижения лучших результатов покупатели рекомендуют взять пластинчатые градиентные фильтры.

Съемка широкоугольным объективом: советы и приемы

Основываясь на своем опыте, мы собрали основные советы и рекомендации по съемке широкоугольным объективом, которые позволят сделать ваши фотографии более интересными и узнаваемыми как в композиционном, так и содержательном плане. К слову сказать, во всех смартфонах установлены именно такие объективы, а значит, эти советы будут полезны всем любителям мобильной фотографии.

Пейзаж, архитектура, узкие пространства и улочки старых городков, путешествия, уличная фотография и даже портретная съемка. Применение широкоугольника возможно в любом жанре и направлении. Однако, фотосъемка на «ширик» может стать для вас как кошмаром, так и удовольствием в зависимости от того, научитесь ли вы правильно применять приведенные ниже советы и трюки.

Содержание

Что такое широкоугольный объектив

Прежде всего, в фотографии нет четкого справочного соотношения между категорией объектива и его фокусным расстоянием. Есть некие условные границы, которые каждый фотограф может в некотором роде «подогнать» под себя лично. Если взять небезызвестного Кена Роквела, то он выделяет для себя целых три категории только под широкоугольные объективы:

Категория объективаПолный кадр(FX Nikon, Canon)Кроп 1,5х (APS-C Nikon DX)Кроп 1,6х (APS-C Canon)Кроп 2x (Olympus, Panasonic m4/3)
Ультра-ультра широкие12-16mm7-11mm7-10mm6-8mm
Ультра широкие17-21mm11-14mm11-13mm11-13mm
Широкие24-35mm16-24mm15-21mm15-21mm
Стандартные40-58mm28mm28mm28mm

В данной статье для простоты восприятия предлагаем все упростить и остановиться на следующем: под широким углом будем понимать любой объектив с фокусным меньше 24 мм (в полнокадровом эквиваленте). Когда вы захотите купить себе один из таких объективов, рекомендуем ознакомиться с нашим выбором лучшего широкоугольника для Canon и выбором лучшего широкоугольника для Nikon. В каждой статье мы выбираем основных претендентов в интересующей нас категории, подробно анализируем их слабые и сильные стороны, что позволяет в конечном счете рекомендовать вам определенную модель для покупки.

#1. Выберите интересный передний план

Широкоугольник способен поместить в фотографию значительное расстояние, находящееся перед вами и чтобы зрителю было интересно рассматривать ваше фото, чтобы он не заскучал от огромного пустого пространства – ему нужно что-то показать на переднем плане. Это особенно полезно для пейзажной фотографии.

#2.Снимайте на минимальной дистанции фокусировки

Как правило «ширики» позволяют вам фокусироваться намного ближе, чем стандартные, а тем более телеобъективы. Реально близко! В среднем это 20-24 см и это расстояние считается не от передней линзы, а от матрицы вашего фотоаппарата, т.е. до фотографируемого объекта будет дистанция около 10 см. Получается что-то вроде широкоугольного макро, да еще зачастую с размытием заднего фона.

#3. Используйте искажения в свою пользу

При компоновке кадра во время съемки убедитесь, что искажения, характерные широкоугольным объективам, будут работать в плюс вашей будущей фотографии и вашему замыслу. Чем ближе к краям кадра и ближе к объективу находятся объекты, тем большим искажениям они подвергаются. Сильнее всего это будет бросаться в глаза для человеческих фигур.

Это вовсе не значит, что портрет на широкоугольник невозможен. Как раз наоборот, можно получить очень интересные и эффектные снимки. Если вы захотите сохранить нормальные пропорции фотографируемого, просто поместите человека в центр кадра.

#4. Используйте сходящиеся линии

Сходящиеся линии это очень сильный и часто применяемый композиционный прием. Линии заставляют зрителя переводить взгляд туда, куда нужно именно вам и в итоге оказаться в задуманной точке или на задуманном объекте съемки, который является центральной смысловой точкой вашей фотографии. Очень часто этот прием можно встретить на свадебных фотографиях, снятых внутри помещения или на городских улицах.

Широкоугольный объектив еще больше усиливает перспективу, вытягивает все линии и, немного потренировавшись, вы сможете находить их практически везде. Кстати, линии не обязательно должны быть прямыми, к примеру, тропинка, стволы деревьев, берега реки или ручья так же прекрасно подходят.

#5. Меняйте точку съемки

Этот совет прекрасно сработает и для всех остальных объективов. Меняя точку съемки, у вас есть шанс показать зрителю непривычную ему точку зрения, а это всегда интересно и заставляет остановить взгляд. Попробуйте сделать несколько кадров уровня земли, потом поднимите камеру высоко над головой, еще пару кадров, а затем посмотрите на результат. Обратите внимание, что линии, присутствующие у вас в кадре и о которых мы писали чуть ранее – удлинились еще сильнее.

#6. Следите за экспозицией

Так как в кадр попадает большое пространство, в котором могут быть как темные, так и светлые области, фотоаппарату бывает очень сложно понять, что же является главным объектом съемке. Эта часть полностью ложится на фотографа, у которого не так уж много выходов из этой ситуации.

  1. Внести поправку экспозиции, тем самым пересветитьнедосветить определенный участок на фото и потом попытаться выправить его в редакторе.
  2. Скомпоновать кадр по-другому, исключив из него выбивающийся по экспозиции объект.
  3. Если речь идет про съемку пейзажа, то появляется вариант 3 – необходимо использовать градиентный фильтр, который снизит яркость неба на фотографии. В этом варианте вы еще раз скажите нам спасибо, т.к. в своих статьях при выборе лучшего широкоугольника (для Canon и для Nikon), мы обращаем внимание на объективы, передняя линза которых не вращается при фокусировке.
  4. Снимать в режимное время, сразу после рассвета или незадолго до заката. Кроме того, что вы получите прекрасный слабо-рассеянный свет, который будет отлично смотреться на фото и который все так любят, это еще и приведет к снижению в разнице экспозиции земли и неба.

#7. Солнечных зайчиков заказывали?

Широкоугольники довольно сильно подвержены такого рода засветке, когда вы снимаете против источника света (так называемый контровой свет). В результате чего на вашем фото достаточно легко может появиться солнечный заяц, убрать который при постобработке будет почти нереально.

Если зайцев на своей фотографии вы видеть не желаете, то убирать его нужно в момент съемки и сделать это достаточно просто. Необходимо понемногу изменять угол съемки и он пропадает сам собой. Если источника света в кадре нет, то можно попытаться закрыть от него объектив свободной рукой. Однако помните, что этот прием в виде зайца можно использовать и себе на пользу, все зависит от того, нравится ли вам этот эффект и будет ли он уместен на фото.

#8. Где ваша тень?

Когда вы фотографируете при источнике света у вас за спиной (а это больше половины всех ваших фото), то очень легко не заметить тот факт, что ваша собственная тень будет присутствовать на каждой фотографии. За этим нужно обязательно следить и менять точку съемку при необходимости.

#9. Учитывайте глубину резкости

Еще одна из особенностей широкоугольных объективов это очень большая глубина резкости, т.е. ГРИП – глубина резко-изображаемого пространства. К примеру, возьмем любительские серии камер Nikon или Canon (серии Nikon D3000+, D5000+, D7000+; серии Canon 1000D+, 550D+, 70D+ и так далее), оденем широкоугольник и выставим фокусное расстояние в 16 мм, диафрагму на значение f/5,6 и сфокусируемся на предмет, находящийся от нас на расстоянии в 2,5 метра. Глубина резкости будет начинаться уже с 1,2 метра и доходить до бесконечности! Если хотите поиграться самостоятельно с глубиной резкости – просто напишите в поисковике слова «калькулятор ГРИП», а лучше всего убедиться в этом на настоящем объективе.

Друзья, в заключение хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что все перечисленные выше приемы и советы могут как навредить и испортить фотографию, так и быть использованы для создания атмосферы, эффектности снимков и большего вовлечения зрителя. Результат вашей съемки широкоугольным объективом будет полностью зависеть от вас, от вашего опыта и вашего творческого видения.

Если вы знаете какой-либо полезный прием и мы забыли его упомянуть, вы хотите рассказать и обратить на него внимание – обязательно напишите о нем в комментариях.

У вас есть друг или подруга, которые любят фотографировать? Поделитесь этими советами, используя кнопки шаринга.

5 ошибок новичка с широкоугольным объективом

Казалось бы, с широкоугольниками все просто и понятно – больше предметов в кадре, возможность снимать природу и улицы города, и многое другое. Однако, даже их можно используют не совсем правильно.

Часто новички в фотографии приобретают качественное широкоугольное стекло (чаще всего, по чьему-либо совету), объектив 50мм и зум-объектив в надежде, что с таким ассортиментов объективов они закроют все базы съемки. В принципе, так оно и есть, но всегда стоит учитывать, что даже самая обширная коллекция аксессуаров и камер не гарантирует того, что снимки получатся удачными. Именно поэтому мы и поговорим о том, какие пять самых распространенных ошибок допускают новички, снимая на широкоугольный объектив.

Итак, для начала нужно понять, что именно делает широкоугольник. Основная его функция – расширение пространства в кадре. То есть, он искажает пространство, углубляя тем самым перспективу. То есть то, что находится ближе к камере, будет выглядеть значительно больше, чем то, что расположено дальше, даже если предметы в реальности одного размера.

Еще один результат, который дает использование широкоугольного объектива – это искривление прямых линий. То есть все здания, если их снимать снизу, будут как бы сходиться в круг наверху.

Эти функции в руках хорошего фотографа помогут фото приобрести более глубокий смысл, поскольку широкий угол объектива позволяет создать ощущение погружения – зритель видит себя как бы частью изображения.

Как же правильно использовать широкоугольный объектив?

Главное – знать когда и как применить объектив, чтобы создать привлекательное изображение и вызвать у зрителя восторг. А лучший способ разобраться с тем, как сделать правильно – рассмотреть самые распространенные ошибки.

    Все в изображении находится на одном расстоянии от объектива

Еще раз внимательно перечитайте параграф о том, какие результаты дает широкоугольник. Искажение и растяжение перспективы. Поэтому, чтобы получить требуемый эффект, основной предмет или центр композиции должен находиться ближе к объективу. Намного ближе!

Самые впечатляющие фото, снятые на широкоугольный объектив – это фото, на которых объект съемки находится на расстоянии нескольких дюймов от камеры.

Ниже – два примера фотографий, на которых снят один и тот же объект – велосипед. На фото слева ничего из кадра особенно не выделяется, поэтому смысла фото практически не несет и до конца не понятна суть изображения.

Второе фото – справа, напротив, выделяет велосипед, то есть он находится ближе к камере и съемка ведется от него в перспективу. Появляется и боке, и более выделенное, контрастное пространство.

Конечно, со стороны вы можете выглядеть весьма подозрительно, но анонимность и стелс – скорее враги при съемке на широкоугольный объектив.

Для того, чтобы кадр стал интереснее, ему нужно добавить глубину и перспективу, а для этого нужно подбираться ближе к предмету съемки. То есть, центр композиции должен находиться ближе, второстепенный элемент – чуть поодаль и дальше всего – фон. Благодаря такому подходу создается многослойность картинки, на нее хочется смотреть дольше, рассматривать и исследовать то, что происходит в кадре.

Отсутствие главного действующего лица (или предмета)

Эта ошибка идет рука об руку с предыдущей. Когда все предметы находятся на одинаковом расстоянии от камеры, все выглядит одинаково небольшим и незначительным (или все выглядит одинаково большим, но и это, в свою очередь, аннулирует значимость).

Например, два фото ниже. На первом фото, роль играет только глубина резкости, поэтому снимок строится исключительно на текстуре дерева и металла, находящихся в фокусе. Тем не менее, изображению чего-то не хватает.

А вот так выглядит изображение, если сфокусироваться на листке, который прорастает через доски. На фотографии сразу начинает играть свет, центр композиции смещается на листок, он же выделяется цветом и взаимодействует с солнцем, бликующим сверху.

Здесь стоит еще отметить, что иногда лучше не цепляться за изначальную задумку кадра, а адаптироваться к условиям и прямо на месте, с камерой в руках искать наиболее удачные варианты. Они, как известно, могут появиться в самых неожиданных местах.

Помните о том, что даже профессионалы не снимают шедевров с первого раза.

Наоборот, сначала делается кадр, потом он внимательно оценивается, а после принимается решение, стоит его оставить, или же лучше что-то изменить. Композиция основана не только на строгих правилах, но и на интуиции и инстинктах. С ними и стоит работать.

Попытка вместить в кадр слишком много деталей

Лучше меньше – да лучше, правило, которое отлично срабатывает в фотографии и еще лучше вписывается в съемку на широкоугольный объектив. Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная, ведь она напрямую вытекает из первоочередной функции широкого угла.

Например, в путешествии вы идете по открытому уличному рынку и решаете запечатлеть торговца, перед которым разложены разнообразные фрукты и овощи. Конечно, первое, что нужно сделать – спросить разрешение на съемку. Ну а дальше вся ответственность ложится уже на фотографа. Сразу же стоит вспомнить о тех правилах, что перечислены выше – выбрать один основной объект, второстепенные элементы и фон. Если в кадре происходит слишком много всего – зритель отвлечется от основной идеи.

Поэтому никогда не бойтесь упрощать суть фотографии.

Сказать больше всегда можно меньшим количеством деталей.

Фотографии людей в неудачных ракурсах

Помните торговца, у которого мы только что просили разрешения на съемку? Чего точно не стоит делать, так это совать камеру прямо ему в лицо. Результат определенно никого не порадует.

Очень распространенная ошибка – это съемка портретов на широкоугольный объектив. Поскольку одна из основных функций ширика, как мы уже говорили – это искажение, фотографии людей получаются весьма непривлекательными – длинный и диспропорциональный нос, вытянутая голова, крупные щеки – совсем не то фото, которое вы поставите в рамку. Так что, если хотите снимать лестные портреты – забудьте о широкоугольном объективе и выберите что-нибудь из нашей подборки лучших портретных объективов.

Очень важно помнить, что каждое стекло имеет собственные функции и подходит для определенных жанров. Широкий угол хорош для пейзажей и природы, не для художественных или психологических портретов.

Тем не менее, это не значит, что портретные фотографии совсем нельзя снимать на широкий угол. Если ваша цель – забавный или юмористический кадр, широкий угол может напротив, сыграть на руку. Как на фото ниже:

Иногда широкий угол хорошо срабатывает в репортажной съемке:

Съемки на широкий угол просто ради съемок

Фотография – это, конечно, в первую очередь процесс. Но любой процесс должен служить какой-нибудь цели. Именно поэтому не стоит снимать на широкоугольный объектив просто так. Выбирайте предметы, которые по смыслу и в окружении требуют тех эффектов, которые можно достичь при помощи широкого угла. Подводите зрителя к композиционному центру изображения, намеренно искажайте размер предмета, чтобы обозначить его важность, искривляйте линии, чтобы создать эффект погружения.

Ну а главное – старайтесь не допускать вышеперечисленных ошибок и снимайте, снимайте, снимайте!

О выборе широкоугольника

Войти

Широкоугольные объективы на кроп

Когда-то я был озадачен выбором широкоугольного объектива на кроп. Не смотря на то, что ассортимент широкоугольных объективов весьма велик, по тем или иным причинам я отметал одну модель за другой, в конце концов остановив свой выбор на трех, о которых и напишу далее. Заметка является моим личным мнением без претензий на истину, но, возможно, кому-нибудь поможет определиться с выбором, сэкономив уйму времени, денег и нервов.
[ Нажмите, чтобы прочитать ]

Для меня немаловажным фактором является цена объектива. Фотографией я пока что, увы, не зарабатываю и, если моё хобби не окупает себя, хотелось бы по крайней мере, чтобы семейный бюджет от него не страдал совсем уж катастрофически. Поэтому я сразу исключил отличные, но очень дорогие решения вроде полнокадрового Nikon 14-24 mm f/2.8 G ED AF-S (который, между прочим, весьма посредственно выступает на фокусных 14-16 мм, а именно они мне наиболее интересны).

Также были исключены полнокадровые широкоугольные фиксы 18, 21 и 24 мм, так как на кропе они дали бы слишком узкий угол обзора. Определение удобного фокусного на широком угле – дело сугубо индивидуальное и в этом может помочь просмотр чужих снимков на интересующих фокусных. После продолжительных раздумий я решил, что на Никон для меня наиболее предпочтительным было бы 15 мм (в случае с Кэнон – 14 мм).

Выбор сравнительно недорогих объективов на кроп всё равно остается весьма велик, но тут уже началось отсеивание по тем или иным характеристикам. Какие-то объективы мне показались недостаточно резкими на интересующих фокусных, у каких-то уровень аберраций оказался слишком высок. В конце концов я остановился на трех моделях, изображения которых начинают данную заметку:
Tokina AF 12-24 mm f/4 AT-X Pro DX (первая безмоторная версия)
Sigma 8-16 mm f/4.5-5.6 DC HSM
Samyang 14 mm f/2.8 ED AS IF UMC (улучшенная версия Samyang 14 mm f/2.8 IF ED MC Aspherical)

Разумеется пришлось остановить свой выбор на одной модели, но должен заметить, что все три претендента по-своему хороши и я не могу утверждать, что какой-либо из этих объективов является очевидным лидером. Как ни парадоксально, выбирать один из этих объективов приходится скорей не из-за достоинств перед конкурентами, а из-за не столь значительных недостатков относительно прочих вариантов. Итак попробуем сравнить представленные модели.

Конструктив
Все три объектива имеют добротную конструкцию. Однако надо помнить, что у стороннего производителя часто хромает контроль качества, поэтому необходимо обязательно проверять объектив при покупке. Байонетное соединение должно сидеть плотно, без люфта. Какой-либо угол снимка не должен подмыливать сильней других – это является следствием нарушения положения линз и может стать причиной испорченных снимков. Хорошо бы проверить шкалу расстояний – например на Самьянге она частенько не соответствует действительности, что хоть и не фатально, но неприятно. Стоит обратить внимание на то, что у Самьянга и Сигмы несъемные бленды и нет возможности установить светофильтр. Точней на Самьянг фильтры установить можно, но это потребует дополнительных затрат и, возможно, некоторой доработки напильником, о чем я напишу в ближайшее время. В плане возможности поставить светофильтры я бы выделил Токину, затем Самьянг и на последнем месте – Сигму, но если использовать светофильтры не предполагается, то особой разницы я не вижу. Также хотел бы обратить внимание на фокусные – Самьянг является фиксом и это может создать определенные сложности при построении кадра относительно конкурентов-зумов, но одновременно это может заставить более вдумчиво подходить к съемке. Сигма обладает сенсационным фокусным 8 мм – на любителя угол, но мало ли, вдруг пригодится? Токина-же, на мой взгляд, предлагает наиболее удобные и используемые фокусные. Пожалуй в плане целесообразности и удобства я бы отдал предпочтение Токине, однако настораживают отзывы владельцев о конструктивном просчете – судя по всему у этого объектива слишком короткий шлейф автофокуса и при активном использовании он может повредиться.

Разрешение
Все три объектива безупречно резкие с открытой диафрагмы и максимальное разрешение по всему кадру дают на диафрагме 5.6. Сигма в плане разрешения по центру выглядит лучше конкурентов, но разницу в реальной съемке едва ли удастся увидеть. Токина от неё почти не отстаёт по разрешению центра, а вот Самьянг, демонстрируя чуть меньшее разрешение по центру, лучше других моделей прорабатывает края и углы снимка, что не удивительно, учитывая его полнокадровость. Лидера в этой номинации нет, что не удивительно, так как определяясь с моделями объективов, я в первую очередь обращал внимание именно на разрешающую способность. Должен заметить, что Самьянг, как и большая часть светосильных и резких с открытой объективов, показывает заметное снижение разрешения на 8 диафрагме, оставаясь впрочем очень резким.

Светосила
Тут всё понятно – Самьянг с диафрагмой 2.8 является самым светосильным из рассматриваемых объективов и, что немаловажно, он совершенно рабочий прямо с открытой диафрагмы (первая версия Samyang 14 mm f/2.8 IF ED MC Aspherical этим похвастаться не может, но у него, впрочем, дисторсия гораздо меньше) . Края и углы, разумеется, на поджатой диафрагме выглядят лучше, но и на открытой к ним нет особых претензий. Если нужна максимальная светосила, то один стоп экспозиции относительно Токины и два по сравнению с Сигмой могут сказать в пользу корейского объектива, если-же светосила не критична, то фаворитов нет.

Хроматические аберрации
Ожидаемо самый незначительный уровень аберраций у фикса от Самьянга. Немного хуже показала себя Сигма и слабей прочих выступила Токина. Должен заметить, что уровень ХА первой безмоторной Токины хоть и неприятен, но не столь велик, как у последующих версий, поэтому в случае, если выбор пал на Токину, я бы рекомендовал именно первую безмоторную.

Дисторсия
Искажения являются проблемой Самьянга. Я думаю, что это его основная проблема, однако на кропе дисторсия проявляется не так сильно, как на полном кадре. Съемка архитектуры этим объективом может создать сложности, но для пейзажей он хорош, особенно в случае, если горизонт не виден или проходит через центр кадра. У Сигмы дисторсия наблюдается от небольшой бочкообразной на коротком конце до незначительной подушкообразной на длинном. Лучше всего исправлена дисторсия у Токины. Вердикт – если предполагается снимать архитектуру, то лучше выбрать между Сигмой и Токиной, а если объектив приобретается для съемки пейзажей, то особой разницы нет.

Кома
Данная аберрация превращает светящиеся точки по краям и углам снимка в своеобразные “кометы”. Самьянг на кропе показывает полное отсутствие комы, у Сигмы её проявление заметно и хуже прочих дела у Токины. В случае, если предполагается снимать ночное небо, Самьянг будет наиболее предпочтителен из-за отсутствия комы и высокой светосилы. В противном случае разницы нет.

Виньетирование
Начну с Самьянга – на полном кадре виньетирование является его проблемой, но на кропе эта проблема исчезает. Очень хорошо справляется с виньетированием Токина и наибольшие проблемы возникают у Сигмы.

Контровый свет
Лучше остальных в контровом работает Токина, Сигма тоже вполне неплохо справляется. Самьянг в этом плане показывает довольно скромные результаты, но на закате или рассвете это не станет особой проблемой.

Автофокус
Сигма установила на свой объектив ультразвуковой мотор фокусировки. Учитывая фокусные, целесообразность этого решения спорна, тем более оно наверняка привело к удорожанию объектива. Тем не менее фокусируется он очень быстро и точно. Токина первой версии фокусируется “отверткой”, но я знаю, что некоторые владельцы данного объектива предпочитают отключать автофокус, наводясь вручную на гиперфокал. Ну и наконец корейский Самьянг – он мануальный и автофокусировки не предусматривает. Если кому-то удобно использовать автофокус, то лучше обратить внимание на Токину или Сигму.

Цена
Токина первой версии снята с производства и купить её можно только с рук по вполне умеренной цене. Новый Самьянг стоит примерно на 50% дороже, а подержанный так-же, как Токина. Сигма дороже конкурентов и с рук купить её проблематично.

В результате выбор может оказаться довольно сложным. Если нужен сверхширокий угол 8-12 мм, то у Сигмы не будет конкурентов, но если потребуется установить на объектив светофильтр, вряд ли что-то можно будет придумать. Если требуется высокая светосила, низкие хроматические аберрации и кома, а также нет требований относительно низкой дисторсии и отсутствует нужда в изменении фокусного расстояния, то вполне может устроить Самьянг. Токина, на мой взгляд, наиболее удобный и сбалансированный в плане качества объектив, но кого-то он может расстроить уровнем ХА. Я в своё время очень долго размышлял над покупкой Токины и в конце концов взял Самьянг. Не потому, что корейский объектив лучше, просто он, как мне тогда показалось, более соответствует имеющимся требованиям.

Почему широкоугольный объектив так популярен среди профессиональных фотографов?

Приветствую, дорогой читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. На моем блоге уже много было рассказано о тушках фотоаппарата, о построении композиции, об экспозиции. Настало время затронуть не менее важную часть – объективы. Наверняка, каждый из вас задавался вопросом, для чего нужен широкоугольный объектив? Именно в этой статье я расскажу о его предназначении, особенностях и случаях применения.

Для начала нужно разобраться, что такое широкоугольный объектив. Как правило, широкоугольным объективом или, как говорят фотографы, «шириком» принято считать комплект линз, фокусное расстояние которых находится в пределах 24-35мм, что справедливо для полнокадровых фотокамер. Для кроп-матриц параметр будет несколько большим, причём зависит это от кроп-фактора, о котором вы уже могли прочитать ранее.

Объективы со сверхшироким углом по концепции напоминают рассматриваемые в статье, однако, назвать их однотипными нельзя. Связано это с кардинально различающимися результатами при работе с каждым из типов. Здесь же стоит отметить, что сверхширокий угол связывают с «бочкообразной» аберрацией, а чем короче фокусное расстояние – тем сильнее она проявляется.

Если же говорить о сухих цифрах, то сверхшироким принято считать объектив с фокусным расстоянием 14-21 мм.

Применение

Неопытные фотографы часто не понимают, как профессионалы пользуются широкоугольными объективами. Сразу стоит отметить, что новичок не всегда может правильно поставить перед собой задачу и, как следствие, не полностью раскрыть потенциал аппаратуры.

Так вот, первые обычно используют рассматриваемый в статье тип линз из-за отсутствия возможности отдалиться от снимаемого объекта. Профессионалы же используют их для приближения. Иначе говоря, последние не планируют максимально отдаляться от предмета.

Происходит всё из-за того, что только опытный фотограф знает об одной из главных особенностей: широкоугольные объективы обладают специальными линзами, из-за которых основной объект может казаться слишком большим, а фоновые – слишком маленькими. Если говорить проще, то ширики косвенно искажают реальность, что иногда бывает крайне полезно.

Перспектива

Сейчас стоит поговорить поподробнее об этом параметре. Чаще всего, пользователи играют именно с перспективой для получения интересного результата. Описанная выше особенность связана именно с перспективой. Наиболее наглядно эту особенность показывает следующие изображения:

Итак, почему же реальность искажается косвенно? Дело в том, что сам по себе ширик перспективу особо не меняет. Здесь всё зависит только от фотографа, а если точнее – от его расположения относительно снимаемого предмета. Если максимально приблизиться к нему, то остальные объекты будут казаться слишком маленькими.

Для чего это нужно? Чаще всего эта особенность применяется для лучшей демонстрации снимаемого предмета с сохранением красивого фонового изображения. На прикреплённом ниже фото видно, что лодки получились несоразмерно большими, если сравнивать их с катамаранами, находящимися немного левее. Этот эффект был достигнут именно за счёт широкого угла.

Кроме всего прочего, следует помнить: при съёмке фотокамеры с широким углом нужно в центр кадра на передний план помещать какой-нибудь объект, иначе снимки будут казаться перегруженными и глазу зрителя будет не за что зацепиться.

Искажение вертикалей

Да, даже вертикальные объекты могут показаться наклонными при съёмке таким типом объективов. Чтобы избежать этого, следует выбирать правильное направление камеры – строго по горизонту. Если же направить его выше или ниже, то на изображении изначально вертикальные линии начнут сходиться.

Такое утверждение применимо для всех типов комплектов линз, даже для телевиков. Однако, на последних похожая закономерность менее заметна, чем на широком угле. В основном, из-за этого данный тип считается самым сложным в освоении, но эти огрехи легко выправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в более ранних статьях.

Несмотря на частое избегание эффекта схождения вертикалей, его можно использовать и как искусство. Это отлично видно на снимке, фотографируя в лесу: деревья будто сходятся ближе к своим кронам, хотя, в действительности, они расположены абсолютно параллельно друг другу.

Конечно, есть масса способов для избегания этого эффекта, если он нежелателен:

  1. Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
  2. Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
  3. Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
  4. Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.

Простые советы

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Съемка портретов на ширик

А как вы думайте, можно ли использовать широкоугольный объектив для съемки портретов? И почти уверен, что вы скажите нет. Вы скажите, что изображение будет искаженным. И от части, вы будете правы. Но я вам скажу, что портреты данным объективом делать можно. Я раньше тоже так же считал, что это полный бред, пока не ознакомился работами, знаменитого фотографа Джо Макнелли. Джо и сломал этот стереотип.

Он рекомендует снимать данным объективом почти вплотную. И если фотографировать с очень близкого расстояния, то видимых искажений на портрете не будет. Искажения в виде растянутости возможны, только по краям фотографии, что не очень существенно важно. Это всего лишь дополнительные объекты, которые только будут придавать изюминку фотографии. Поэтому, все в ваших руках, экспериментируйте.

Если вы хотите узнать больше не только про объективы, а также про основные моменты фотографии, как правильно фотографировать, на что обращать внимание при съемке, и многое другое, тогда в помощь вам видеокурс « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую данный курс, особенно начинающим.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для поклонников CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для поклонников NIKON.

Итак, это было всё, что я знаю о широкоугольных объективах и для чего их использую. Надеюсь, вам понравилась статья, и она была полезной для вас. Если я прав, то покажите эту статью друзьям и подпишитесь на наш блог, так как позднее вы сможете прочитать очень много статей на фототематику. До скорой встречи!

Оцените статью
Добавить комментарий