Широкоугольный объектив

Как избежать ошибок при использовании широкоугольного объектива

Широкоугольные объективы часто неправильно используются или выбираются по ошибочным причинам. Многие новички покупают действительно хороший объектив с широким углом, 50-миллиметровый (потому что кто-то посоветовал) и более длинный зум-объектив. Но самой большой ошибкой является непонимание того, как они работают, почему вам нужен конкретно каждый из них и для какой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать следующих пяти наиболее распространенных ошибок, которые допускают фотографы.

  • Все на изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива.
  • Отсутствует четкий объект съемки.
  • Широкоугольный объектив используется только для того, чтобы поместить больше объектов в кадр.
  • Съемка неудачных фотографий людей.
  • Съемка с широкоугольным объективом без причины.

Что такое широкоугольный объектив?

Технически это любой объектив, который имеет более широкий угол обзора, чем человеческий глаз. Еще во времена пленки 50-миллиметровый объектив считался “нормальным”, потому что он дает картинку, которая ближе всего к той, которую видит человек. Теперь с “цифрой” это немного сложнее – 50 мм считается нормальным для полнокадровых камер, что соответствует приблизительно 35 мм для APS-C или кроп-сенсоров (для того же угла обзора).

Таким образом, все объективы, фокусное расстояние которых превышает 50 мм (полный кадр) или 35 мм (APS-C), считаются широкоугольными объективами. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет кадр, например; 15 мм, который является сверхшироким (полный кадр) или 10 мм (специальный объектив, сделанный только для камер APS-C). Еще более широкие объективы считаются объективами “рыбий глаз”, при съемке изображение становится практически круглым.

Что делает широкоугольный объектив?

Широкоугольные объективы искажают предметы и улучшают перспективу: объекты, расположенные ближе к камере, кажутся более крупными, чем те, которые находятся дальше, даже если они одинакового размера в реальности.

Посмотрите на фотографию знака метро выше; обратите внимание, насколько больше его часть, расположенная ближе к камере, по сравнению с дальней. Это результат работы широкоугольного оптического объектива. То же самое видно на фотографии с Бруклинским мостом сверху и со зданиями ниже.

Давайте сравним изображения ниже, снятые при помощи широкоугольного и телеобъектива соответственно.

17-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (для получения этого угла обзора вам нужно использовать 11 мм на APS-C)

75-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (50-мм объектив на фотоаппарате APS-C даст вам примерно тот же угол обзора)

Посмотрите на размер трактора на двух изображениях. Обратите внимание, насколько визуально больше трактор на первом фото по сравнению с объектом на заднем плане. Посмотрите, как изменилось соотношение размеров на втором изображении? Трактор не двигался между снимками, расстояние между объектами тоже не менялось. Единственное, что изменилось – объектив, который использовал фотограф, а также расстояние между объектом и камерой.

5 ошибок начинающих при использовании широкоугольного объектива

  • Все на вашем изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива

Чтобы использовать широкоугольный объектив правильно, вам нужен какой-то объект на близком расстоянии к объективу.

Это было снято с 24-миллиметровым объективом. Здесь отсутствует объект, потому что все элементы находятся на одном и том же расстоянии от камеры. Сравните с изображением трактора выше, особенно с широкоугольным снимком: трактор на нем буквально оживает

Теперь посмотрим на два изображения велосипеда ниже. На снимке слева нет ничего выделяющегося. По мере приближения фокус переходит на велосипед. Фотограф находился всего лишь в нескольких дюймах от передней шины, когда делал второй снимок.

Вы не можете оставаться незаметным, когда занимаетесь широкоугольной съемкой. Чтобы сделать ваши снимки более интересными, иметь больше глубины и перспективы – вам нужно приближаться к снимаемым объектам. Попытайтесь найти объект на очень близком расстоянии к объективу, что-то еще на среднем расстоянии, а фон оставить еще дальше. Это придаст вашей фотографии глубины.

Изображение выше было снято с бедра (буквально), когда фотограф пересек улицу в Нью-Йорке. Готовое изображение было обрезано и обработано следующим образом.

Истинный Нью-Йорк – шумный центр деятельности. И перспектива, полученная при помощи широкоугольного объектива, переносит зрителя в самую гущу. Вы чувствуете хаос через фото?

Еще один пример.

Красивый восход солнца, но может показаться, что ему чего-то не хватает

Лучше всего добавить человека в кадр, близость к камере вносит глубину

  • В изображении нет четкого объекта

Эта ошибка тесно связана с первой. Когда все находится на равном расстоянии от объектива, все объекты выглядят маленькими и несущественными. Как только вы приблизитесь, чтобы сделать объект в кадре более крупным, он начнет визуально выделяться.

В этих примерах фотограф начал с 17-мм и очень низкого угла съемки. Он хотел подчеркнуть перспективу через сходящиеся линии железнодорожных путей.

В первом снимке (выше) этого не удалось достичь, в нем нет четкого объекта, на котором бы зритель мог задержать взгляд. Затем фокус был сделан на гвозде, который торчал из доски. Вышло лучше, но потом обнаружился торчащий из гнилых досок желтый лист. Подсвеченный солнцем, он действительно выделялся на фото. Лист стал фокусной точкой изображения не только из-за своего размера в кадре, он яркого теплого цвета, не центрирован, а также на него падает свет определенным образом.

Какую историю вы хотите рассказать в своей фотографии?

Используйте все свои чувства, чтобы проникнуться тем, что происходит вокруг вас, когда вы фотографируете. Как вы можете связать это с вашим изображением?

Изображение выше было сделано в Базилике Нотр-Дам в Монреале.

Широкоугольный объектив был использован, чтобы сосредоточить больше внимания на статуях и кафедре и меньше – на главном алтаре. Глаз зрителя “идет” к ним из-за их размера в кадре.

Наконец, продумывайте композицию и освещение. Если объект съемки будет размещен не в центре, фотография будет интереснее. Убедитесь, что он хорошо освещен, а задний план не отвлекает зрителя.

  • Ошибка №3 – попытка вместить слишком много всего в кадр

Уличный продавец в Гаване, Куба; 17-миллиметровый объектив (полный кадр)

Выберите что-то интересное на прилавке, чтобы сфокусироваться, пока остальная его часть будет играть роль фона. Необходимо выбрать какой-то один объект, а не всю комнату, рынок или другое место. Ваш посыл будет разбавленным, если вы попытаетесь вместить как можно больше вещей в кадр.

Упрощайте – упрощайте – упрощайте. Часто в фотографии, меньше – это больше. Скажите больше с меньшим количеством вещей в своих изображениях. Посмотрите, насколько просты, но в то же время графичны, фотографии ниже?

  • Снимаете неудачные фотографии людей

Широкоугольные объективы искажают объекты в кадре. Таким образом, нос человека на фото будет удлиняться, челюсть будет торчать, а голова – выглядеть просто громадной!

17-миллиметровый объектив – не очень удачное фото модели

Такая съемка, как правило, не подходит большинству людей. Если вы хотите удачно сфотографировать человека, просто не используйте широкоугольный объектив. Вам нужно понять, какой эффект он будет производить на фото и использовать с мудростью.

35 мм – немного лучше

70 мм – другое дело. 85 мм является общим фокусным расстоянием для портретных фотографий. Лицо выглядит приятно, отображается меньше фона, внимание зрителя фокусируется на лице модели

160 мм – отлично подходит для съемки головы

Поэкспериментируйте со всеми объективами, которые у вас есть, подумайте, если бы фотографировали вас, то вы бы хотели в итоге получить изображение, снято с каким объективом? С ним и фотографируйте.

Используйте широкоугольный объектив, чтобы фотографировать людей, которые показывают свое окружение (вспомните владельца магазина в приведенном выше примере), добавьте веселья или даже немного юмора, расскажите историю. Но знайте, что это фото, вероятно, не будет лестным для модели.

Если вы намерены сделать лестный для модели портрет – выберите объектив чуть длиннее обычного в коротком телефото диапазоне (85-135 мм в полноэкранном режиме, 60-90 мм APS-C).

Широкоугольный вид показывает всю картину целиком. Это путеводитель и шаман в Перу, играющий в Мачу-Пикчу. Задний план в данном случае очень важен – он рассказывает часть истории

Юмор и широкоугольная съемка отлично сочетаются

Дети – очень важный объект съемки, с которыми вы можете немного повеселиться. Пусть в них проснется дух исследователей, и они приближаются к широкоугольному объективу. Это добавит ощущение игривости и веселья всем фотографиям.

  • Съемка с широкоугольным объективом хороша просто “потому что хороша”

Последняя ошибка заключается в использовании широкоугольного объектива только потому, что “он классный”. Часто, когда люди покупают новый объектив, какое-то время только его и используют, причем где нужно и не нужно.

Успех с широким объективом

Выберите свой объектив, отталкиваясь от эффекта, который вы хотите получить в своих снимках.

Сходящиеся линии длинного коридора ведут зрителя к сцене

Подходите ближе, находите четко определенный и понятный объект съемки, не старайтесь поместить в кадр как можно больше вещей, правильно фотографируйте людей с широкоугольным объективом и принимайте осознанные решения о его использовании в целом.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Почему широкоугольный объектив так популярен среди профессиональных фотографов?

Приветствую, дорогой читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. На моем блоге уже много было рассказано о тушках фотоаппарата, о построении композиции, об экспозиции. Настало время затронуть не менее важную часть – объективы. Наверняка, каждый из вас задавался вопросом, для чего нужен широкоугольный объектив? Именно в этой статье я расскажу о его предназначении, особенностях и случаях применения.

Для начала нужно разобраться, что такое широкоугольный объектив. Как правило, широкоугольным объективом или, как говорят фотографы, «шириком» принято считать комплект линз, фокусное расстояние которых находится в пределах 24-35мм, что справедливо для полнокадровых фотокамер. Для кроп-матриц параметр будет несколько большим, причём зависит это от кроп-фактора, о котором вы уже могли прочитать ранее.

Читайте также:  Для чего подходит объектив Canon EF 75-300 f

Объективы со сверхшироким углом по концепции напоминают рассматриваемые в статье, однако, назвать их однотипными нельзя. Связано это с кардинально различающимися результатами при работе с каждым из типов. Здесь же стоит отметить, что сверхширокий угол связывают с «бочкообразной» аберрацией, а чем короче фокусное расстояние – тем сильнее она проявляется.

Если же говорить о сухих цифрах, то сверхшироким принято считать объектив с фокусным расстоянием 14-21 мм.

Применение

Неопытные фотографы часто не понимают, как профессионалы пользуются широкоугольными объективами. Сразу стоит отметить, что новичок не всегда может правильно поставить перед собой задачу и, как следствие, не полностью раскрыть потенциал аппаратуры.

Так вот, первые обычно используют рассматриваемый в статье тип линз из-за отсутствия возможности отдалиться от снимаемого объекта. Профессионалы же используют их для приближения. Иначе говоря, последние не планируют максимально отдаляться от предмета.

Происходит всё из-за того, что только опытный фотограф знает об одной из главных особенностей: широкоугольные объективы обладают специальными линзами, из-за которых основной объект может казаться слишком большим, а фоновые – слишком маленькими. Если говорить проще, то ширики косвенно искажают реальность, что иногда бывает крайне полезно.

Перспектива

Сейчас стоит поговорить поподробнее об этом параметре. Чаще всего, пользователи играют именно с перспективой для получения интересного результата. Описанная выше особенность связана именно с перспективой. Наиболее наглядно эту особенность показывает следующие изображения:

Итак, почему же реальность искажается косвенно? Дело в том, что сам по себе ширик перспективу особо не меняет. Здесь всё зависит только от фотографа, а если точнее – от его расположения относительно снимаемого предмета. Если максимально приблизиться к нему, то остальные объекты будут казаться слишком маленькими.

Для чего это нужно? Чаще всего эта особенность применяется для лучшей демонстрации снимаемого предмета с сохранением красивого фонового изображения. На прикреплённом ниже фото видно, что лодки получились несоразмерно большими, если сравнивать их с катамаранами, находящимися немного левее. Этот эффект был достигнут именно за счёт широкого угла.

Кроме всего прочего, следует помнить: при съёмке фотокамеры с широким углом нужно в центр кадра на передний план помещать какой-нибудь объект, иначе снимки будут казаться перегруженными и глазу зрителя будет не за что зацепиться.

Искажение вертикалей

Да, даже вертикальные объекты могут показаться наклонными при съёмке таким типом объективов. Чтобы избежать этого, следует выбирать правильное направление камеры – строго по горизонту. Если же направить его выше или ниже, то на изображении изначально вертикальные линии начнут сходиться.

Такое утверждение применимо для всех типов комплектов линз, даже для телевиков. Однако, на последних похожая закономерность менее заметна, чем на широком угле. В основном, из-за этого данный тип считается самым сложным в освоении, но эти огрехи легко выправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в более ранних статьях.

Несмотря на частое избегание эффекта схождения вертикалей, его можно использовать и как искусство. Это отлично видно на снимке, фотографируя в лесу: деревья будто сходятся ближе к своим кронам, хотя, в действительности, они расположены абсолютно параллельно друг другу.

Конечно, есть масса способов для избегания этого эффекта, если он нежелателен:

  1. Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
  2. Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
  3. Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
  4. Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.

Простые советы

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Съемка портретов на ширик

А как вы думайте, можно ли использовать широкоугольный объектив для съемки портретов? И почти уверен, что вы скажите нет. Вы скажите, что изображение будет искаженным. И от части, вы будете правы. Но я вам скажу, что портреты данным объективом делать можно. Я раньше тоже так же считал, что это полный бред, пока не ознакомился работами, знаменитого фотографа Джо Макнелли. Джо и сломал этот стереотип.

Он рекомендует снимать данным объективом почти вплотную. И если фотографировать с очень близкого расстояния, то видимых искажений на портрете не будет. Искажения в виде растянутости возможны, только по краям фотографии, что не очень существенно важно. Это всего лишь дополнительные объекты, которые только будут придавать изюминку фотографии. Поэтому, все в ваших руках, экспериментируйте.

Если вы хотите узнать больше не только про объективы, а также про основные моменты фотографии, как правильно фотографировать, на что обращать внимание при съемке, и многое другое, тогда в помощь вам видеокурс « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую данный курс, особенно начинающим.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для поклонников CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для поклонников NIKON.

Итак, это было всё, что я знаю о широкоугольных объективах и для чего их использую. Надеюсь, вам понравилась статья, и она была полезной для вас. Если я прав, то покажите эту статью друзьям и подпишитесь на наш блог, так как позднее вы сможете прочитать очень много статей на фототематику. До скорой встречи!

Сверхширокоугольный объектив Мир-47

Использование широкоугольных объективов с матрицами разных размеров и программы обработки полученных изображений

Часто слышу, что критерием выбора камеры является наличие широкоугольного объектива. Чем больше угол охвата, тем лучше. А то, — говорят мне, — бродил я по узким уличкам, и такая там роскошная архитектура, а я ничего снять не сумел. В общем, классическая ситуация: хочу Царь-пушку. И уж блоху — так подковать, чтобы по льду не скользила, а то, что она лапками шевелить перестала — подковы тяжелые — забывают. Со сверхширокоугольными объективами ситуация очень похожая, хотя вещь это, безусловно, очень интересная. Но большой угол приводит часто к совсем не тем результатам, которых от него подсознательно ждут. Хотели запечатлеть все сразу, а на фотографии здание, которое трудно узнать. Проблема усугубляется еще тем, что когда мы выходим за пределы естественного восприятия, привычная прямолинейная проекция перестает быть естественной.

Сначала повторим некоторые азбучные истины. Изображение, получаемое обычным объективом, эквивалентно изображению, получаемому с помощью дырочной камеры, дырка которой находится на фокусном расстоянии от пластинки. Человеческий глаз охватывает неподвижным зрачком примерно 40 градусов, что соответствует фокусному расстоянию объектива 50 мм, работающего с кадром 24×36 мм. Проблем с более длиннофокусными объективами, как с построением изображения, так и с восприятием не возникает. В конце концов, ситуация вполне естественная: бинокль, подзорная труба, замочная скважина, в конце концов. С более широкоугольными объективами все не так очевидно. Можно быстро вращать глазами, можно смотреть в кривое зеркало, но в случае прямолинейной проекции крайние лучи будут практически скользить по фотопластинке, и изображение будет сильно искажаться, хотя линии останутся прямыми. Я здесь не останавливаюсь на особенностях цифровой фотографии, когда матрице очень трудно регистрировать скользящие лучи. Эта проблема давно решена в конструкции так называемых обратных телеобъективов, и хотя изображение в них соответствует дырочке, расположенной очень близко от пластинки, реально лучи, выходящие из объектива, уже не параллельны входящим, и падают на матрицу не под столь острым углом. Проблема катастрофического ухудшения качества на краях кадра при работе со сверхширокоугольными объективами связана не столько с несовершенством конструкции объектива, сколько с самой постановкой задачи: мы стремимся зарегистрировать скользящие лучи. Мне представляется, что стремление сделать сверхширокоугольные объективы, работающие в нормальной (прямолинейной, а в некоторых статьях ее называют прямоугольной) проекции, связано с желанием сохранить привычную проекцию в непривычных условиях. Альтернативой являются объективы «Рыбий глаз», дающие совсем другую проекцию, но при компьютерной обработке одна проекция может быть легко преобразована в другую, и необходимость сразу получить искомое изображение перестает быть решающим аргументом при выборе объектива цифровой камеры. Т.е. при цифровой обработке объективы «Рыбий глаз» могут успешно использоваться вместо сверхширокоугольных объективов, строящих изображение в прямолинейной проекции. Сравним два объектива с близкими фокусными расстояниями, но разными принципами построения изображения. Фокусное расстояние объектива Мир 47 и объектива Зенитар отличается всего на 4 мм. Внешне и оптические схемы кажутся похожими, но результаты разительно отличаются.

Обращаю внимание, что хотя светофильтры у обоих объективов ставятся после задней линзы, но у Зенитара он ставится вместо плоскопараллельной пластины. Поскольку толщина пластины и фильтра одинакова, то изменения в траектории хода лучей не происходит. Без фильтра или пластины этот объектив не удастся сфокусировать на бесконечность. У объектива Мир-47 фильтры ставятся как дополнительный элемент, их толщина достаточна мала, чтобы не внести существенных изменений в фокусировку.

Зенитар — это «Рыбий глаз», и строит изображение он в соответствии с принципом: равному углу соответствует равный отрезок изображения в фокальной плоскости. В результате края кадра кажутся прорисованными более детально. У объективов «Рыбий глаз» проблемы ухудшения качества по краям кадра связаны действительно со сложностью конструкции и трудностью создать идеальную оптическую схему.

Читайте также:  Никкор 12-24 или 14-24 для Никон Д80?

В каталоге Canon самый широкоугольный «нормальный» объектив имеет фокусное расстояние 14 мм и угол обзора по длинной стороне кадра 104°. Если посмотреть на ЧКХ, приведенную в книжке Canon TF Lens Work II, объектива EF 14 mm f/2,8L USM, то мы увидим, что не только на расстоянии 20 мм от центра контраст тонких линий падает почти до нуля, и не спасает даже диафрагмирование, но и кривая изменения контраста имеет в промежутке между центром и краем кадра несколько локальных минимумов. Следующий объектив в каталоге Canon имеет фокусное расстояние 20 мм и относительное отверстие 1:2,8. Его ЧКХ также напоминает пляски пьяных гусениц и не внушает оптимизма по поводу качества на краях. По формальным признакам наш герой, Мир-47, имеет точно такие же характеристики: фокусное расстояние 20 мм, угол зрения 94° по диагонали, 84° по горизонтали и 62° по вертикали, относительное отверстие даже чуть лучше, 1:2,5. Про родословную известно только то, что небольшая партия была выпущена Красногорским заводом в 1982 году. По данным сайта Красногорского завода, расчет сделан ГОИ. А выпускался объектив ЛОМО, а потом его производство было передано на Вологодский оптико-механический завод (ВОМЗ), чью продукцию я сегодня и тестирую. По конструкции вологодский объектив отличается от красногорского.

КМЗ для своего объектива указывает разрешение по ТУ центр/край: 60:17 линий/мм. К сожалению, этого ТУ у меня нет, а ГОСТ 25502-82 предполагает построение графика зависимости и, учитывая стремительное ухудшение разрешения к краю изображения, информация типа центр/край, когда неизвестно, где этот край, становится мало информативной, поскольку, если 17 линий/мм на расстоянии 19 мм от центра кадра, то объектив сравним с продукцией Canon; а если на расстоянии 21 мм — то много лучше. Напомню, что диагональ кадра 43 мм, т. е. самый-самый угол находится на расстоянии 21,5 мм от центра кадра.

Заканчивая описание конструкции, немного остановлюсь на механике. У объективов с резьбовым соединением М42 при вращении кольца выбора диафрагмы ее диаметр не изменяется, а только перемещается упор ограничителя. Конструкция рассчитана таким образом, что не вращение кольца перемещает лепестки диафрагмы, а шток, на который нажимает аппарат в момент спуска затвора, чтобы закрыть диафрагму до рабочего положения. При использовании переходного кольца EOS-M42 шток все время нажат и диафрагма все время закрыта до рабочего положения. В этом случае при вращении кольца изменения диафрагмы ее лепестки часто залипают, дырка теряет правильную форму и значения диафрагмы не всегда устанавливаются одинаково. Поскольку при использовании с цифровыми камерами автоматика закрытия диафрагмы не используется, я в своем экземпляре удалил механизм толкателя и поставил более мощную пружину. В результате при вращении кольца установки диафрагмы диаметр дырки стал изменятся более предсказуемо 🙂

Чтобы проиллюстрировать возможности широкоугольной оптики, мы с Сергеем Щербаковым взяли аппарат Canon 5D с полноразмерной матрицей 24×36 мм и Canon 350D с матрицей размером 14,8×22,2 мм и нашу коллекцию широкоугольных объективов. С одной точки было снято здание. После этого полученные снимки сравнивались.Поскольку используемые объективы давали изображения в разных проекциях и по-разному искажали перспективу, мы в данном случае, «для чистоты эксперимента», решили сравнивать фотографии только в прямолинейной проекции, с максимально возможной компьютерной коррекцией искажений. Как правило, мы использовали программы, основанные пакете PanoTools, который разработал в 1998 году профессор физики Хельмут Дерш (Helmut Dersch).

Canon 5D

Вот что видит камера Canon 5D с точки съемки через объектив «рыбий глаз» Пеленг.

А такой угол охвата можно вытянуть из этого объектива в прямолинейной проекции

10 лучших широкоугольных объективов

Характеристика в рейтинге

1Canon EF 17-40mm f/4L USMЛучший по мнению покупателей
2Sigma AF 16mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony EПрочнейшая модель для путешествий
3Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S NikkorЛучшая люксовая модель
4Tamron 17-35mm f/2.8-4 Di OSD (A037) Nikon FЛегкий и очень надежный
5Nikon 10mm f/2.8 Nikkor 1Лучшая компактная модель
6Fujifilm XF 35mm f/2 R WRИдеальное сочетание эргономичности и качества
7Canon EF 28mm f/1.8 USMМировой бестселлер бренда
8Canon EF 11-24mm f/4L USMПрофессиональный объектив с максимумом возможностей
9Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OISСамый мягкий ход, автоматическая и ручная фокусировка
10Panasonic 7-14mm f/4.0 AsphericalВысокая резкость, минимум вибраций

Скорректировать размеры на снимке и придать глубину способны широкоугольные объективы. Они считаются одними из самых мощных, но при этом сложных инструментов в освоении. Объектив называется широкоугольным, если фокусное расстояние превышает 35 мм. Чем ниже этот параметр, тем сильнее видны преимущества устройства. И тем сложнее фотографу справиться с ним.

Каждый, кто рассматривал широкоугольные объективы разных брендов, знает о сильных различиях в цене. Некоторые устройства стоят несколько тысяч, другие переваливают за шестизначное число. Дороговизна во многом влияет на качество и ценность прибора, однако это не значит, что бюджетные варианты всегда хуже остальных. Многие детали внутри объективов похожи, отличаются функции. Мы собрали 10 лучших моделей всех ценовых категорий, разобрали их сильные стороны, учитывая отзывы покупателей.

Топ-10 лучших широкоугольных объективов

10 Panasonic 7-14mm f/4.0 Aspherical

Panasonic 7-14mm f/4.0 Aspherical создан для камер Micro 4/3. Его главными плюсами являются минимальное количество аберраций и лучшая резкость. Сверхширокоугольный объектив подходит для пейзажей, мероприятий, репортажей. Автофокус перестраивается за доли секунды, предметы “схватываются” практически мгновенно. Лучшие результаты получаются с расстояния в 0.25 метра. Покрытие линз снижает количество бликов, позволяет снимать при контровом свете. В комплекте идет бленда.

Профессионалы и любители делятся потрясающими снимками пейзажей, неба, архитектуры. На фото нет бликов, раздвоенных объектов. Panasonic достаточно прост в освоении, подходит новичкам. Его широкое поле зрения и способность преувеличивать перспективу открывают уникальные возможности для творчества. Светосила позволяет с комфортом работать при низком освещении. Она же отвечает за яркость в видоискателе.

9 Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OIS

Сверхширокоугольный объектив Fujifilm XF 10-24mm f/4 R OIS предназначен для камер Fujifilm X Mount. На всех фокусных расстояниях (15-36 мм) он обеспечивает максимальную диафрагму F/4. Регулировка осуществляется с помощью широкого резинового кольца. У него очень плавный ход, нет ощущения рывка. Во время увеличения оправа остается неподвижной, это обеспечивает бесшумную перестройку прибора. Углубляется центральная часть, все происходит довольно быстро.

У Fujifilm очень мягкое кольцо ручной фокусировки. С ним легко производить мельчайшую настройку. Фокусировка не лагает, работает отзывчиво. На объективе установлен переключатель с красной буквой А. Она обозначает автоматическое определение диафрагмы. В этом случае вращение кольца не изменит настройки. Получается удобно: достаточно однажды выставить характеристики, чтобы потом за одно нажатие кнопки получить идеальный снимок.

8 Canon EF 11-24mm f/4L USM

Самый дорогой объектив рейтинга, одна из лучших моделей в мире Canon EF 11-24mm f/4L USM предлагает полный набор функций для профессионалов. Весь спектр сверхширокоугольных опций в одном устройстве. За такую стоимость пользователи получают идеальные снимки пейзажей, интерьеров, архитектуры. Фокусное расстояние варьируется в пределах 11-24 мм. Ультранизкая дисперсия позволяет достичь максимальной четкости. На объектив нанесены 3 вида покрытий: для устранения бликов, от пыли и влаги.

Профессионалы отмечают возможность варьировать соотношение между задним и передним планами, получать интересные эффекты. Canon регулируется кольцом, действует бесшумно. Настройка производится прямо во время съемки. Объектив фокусируется за доли секунды, обладает высокой светосилой. Весит он довольно солидно: 1.2 кг, при этом в длину занимает всего 132 мм. Путешествовать с прибором неудобно, это его главный минус.

7 Canon EF 28mm f/1.8 USM

Фотографы по всему миру высоко оценивают характеристики Canon EF 28mm f/1.8 USM. Этому объективу отлично удаются снимки местности, панорамные виды, городские пейзажи. Лучшая сторона прибора – автоматическая фокусировка, он сам настраивается на самый резкий предмет. Угол обзора позволяет захватить много пространства, фотографу не требуется отодвигаться. Это спасает в узких помещениях. Максимальной четкости можно достичь на расстоянии в 0.25 м. При такой мощности широкоугольный объектив весит всего 310 грамм.

Фокусировка работает почти бесшумно, помехи не слышны при видеосъемке. Профессионалы в преимущества отнесли компактность, объектив не привлекает внимания во время путешествий. Хвалят возможность снимать фото и видео в помещении. Canon предлагает достойное качество изображений, отличную цветопередачу, контрастность. Резкость уступает люксовым моделям, но ее достаточно для большинства сюжетов.

6 Fujifilm XF 35mm f/2 R WR

За приемлемую стоимость Fujifilm XF 35mm f/2 R WR предлагает неплохие характеристики: угол обзора, сравнимый с человеческим глазом, и диафрагму F2.0. Прибор выдает четкие изображения, позволяет получить красивый эффект боке. Оптическая конструкция отвечает за качество. Производитель смог добиться времени автофокусировки в 0.08 секунды, добавив шаговый мотор. Корпус с защитой от пыли и брызг работает при температурах до минус 10 градусов. Асферические элементы нейтрализуют аберрации.

Управление объективом осуществляется с помощью кольца на корпусе. На нем отмечены значения от f/2.0 до f/16. Пользователь может произвести настройку один раз, прибор все запомнит. Светосильная модель справляется со съемкой в темных помещениях, позволяет делать фото после заката. Судя по отзывам, даже у новичков получаются красивые блики и эффекты боке. По характеристикам модель не уступает более дорогим конкурентам.

5 Nikon 10mm f/2.8 Nikkor 1

Среди компактных моделей по-настоящему высокое качество съемки предлагает Nikon 10mm f/2.8 Nikkor 1. Он создан для путешественников и тех, кто находится в постоянных поисках идеального кадра. Прибор настолько тонкий, что помещается в карман. 10 мм фокусного расстояния делают модель Никон лучшей для фотографирования пейзажей, ограниченного пространства. Главным достоинством является дизайн: металлический корпус с защищенным байонетом. Линзы обеспечивают правильный контраст и резкость.

У объектива Никон на удивление тихий автофокус, присущий более дорогим моделям. С ним удобно записывать видеоролики. Плавная настройка диафрагмы позволяет добиться желаемой резкости. Элементы управления на корпусе помогают за секунды выставить кадр. В комплекте идут защитные крышки, а чехол и дополнительную бленду нужно докупать отдельно. Широкоугольный объектив можно использовать в темных помещениях, хотя качества люксовой модели он не выдаст.

4 Tamron 17-35mm f/2.8-4 Di OSD (A037) Nikon F

Летом 2018 года свет увидел Tamron 17-35mm f/2.8-4 Di OSD (A037) Nikon F, созданный под зеркальные фотоаппараты Никон и Canon. Производитель обновил автофокус. По сравнению с предыдущими моделями, объектив быстро и плавно перестраивается во время фото- и видеосъемки. Передняя линза обработана фтористым покрытием от жира, грязи и влаги. Резиновые уплотнители защищают модель от дождя и снега. Главной фишкой является технология BBAR, которая убирает ореолы и блики. В оптическую конструкцию входят низкодисперсные и асферические элементы.

Читайте также:  Плюсы и минусы Pentax K20D по сравнению с Canon 50D

Широкоугольный объектив совместим с консолью Tamron TAP-in, благодаря чему настройку можно осуществлять через компьютер. Диафрагма раскрывается до F/2.8 – очень достойное значение для этого ценового сегмента. Профессионалы рекомендуют Tamron тем, кто еще не сталкивался с широкоугольными объективами. Прибор мало весит, подходит для путешествий.

3 Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Сверхширокоугольный объектив Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor предлагает лучшее из мира фотографии, однако и стоит соответствующе. Прибор совместим с моделями DX. Он позволяет получить потрясающую четкость и резкость, имеет 5.8-кратное приближение. Бленда обработана нанокристаллическим покрытием. Это убирает блики солнца. Линзы снижают вероятность цветовых искажений. Объектив Никон выстраивает автофокус, не меняя размеров. При этом работает бесшумно.

У модели лучший угол захвата, что позволяет делать фото в 84 градуса. Она отлично справляется со съемкой в темных помещениях. Nikon создан для профессионалов, кто печатает фото в большом размере. Даже при сильном наклоне камеры объектив не погнет горизонт. Однако пользователям предстоит научиться применять перспективные искажения. При правильном подходе модель выдает лучшие снимки пейзажей, архитектуры с выраженным передним планом.

2 Sigma AF 16mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony E

Японская модель 2017 года Sigma AF 16mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony E имеет высочайшее качество сборки, что и принесло ей место среди лучших. Это первый в мире объектив такого уровня для беззеркальных камер Sony E. Он имеет светосилу F1.4 и фокусное расстояние 35 мм. Это вторая модель производителя, она учитывает огрехи первого поколения. Оптическая схема имеет 16 элементов, объектив обладает высоким разрешением. Главной фишкой является плавный фокус во время съемки.

Байонет прорезинен, что обеспечивает повышенную защиту от пыли и влаги. Sigma AF – незаменимый помощник для любителей художественной фотографии. Он максимально облегчает работу человека, достаточно настроить фокусное расстояние. Поэтому его рекомендуют новичкам. Оптическая конструкция позволяет производить видеосъемку в движении. Объектив умеет распознавать лица, автоматически фокусируется на людях.

1 Canon EF 17-40mm f/4L USM

Положительные отзывы покупателей принесли Canon EF 17-40mm f/4L USM первое место. Объектив предлагает максимальную диафрагму и лучшее качество изображения. Мощная начинка скрыта в легком корпусе, с прибором удобно путешествовать. Байонет окружен резиновым кольцом, на резьбе установлены фильтры. Они дают лучшую защиту от пыли и влаги. Бренд Канон обозначил в качестве главного применения съемку пейзажей со штативом. Хотя покупатели успешно используют его для архитектурных и интерьерных фотографий.

На широкоугольный объектив устанавливаются фильтры с резьбой 77 мм. Металлический корпус покрыт приятным на ощупь пластиком. С фокусировочным кольцом удобно работать как голыми руками, так и в перчатках. Детали соединены плотно, но не туго. Прибор не боится сильных морозов и жары, переживает дожди, ветры, снегопады. Для достижения лучших результатов покупатели рекомендуют взять пластинчатые градиентные фильтры.

5 ошибок новичка с широкоугольным объективом

Казалось бы, с широкоугольниками все просто и понятно – больше предметов в кадре, возможность снимать природу и улицы города, и многое другое. Однако, даже их можно используют не совсем правильно.

Часто новички в фотографии приобретают качественное широкоугольное стекло (чаще всего, по чьему-либо совету), объектив 50мм и зум-объектив в надежде, что с таким ассортиментов объективов они закроют все базы съемки. В принципе, так оно и есть, но всегда стоит учитывать, что даже самая обширная коллекция аксессуаров и камер не гарантирует того, что снимки получатся удачными. Именно поэтому мы и поговорим о том, какие пять самых распространенных ошибок допускают новички, снимая на широкоугольный объектив.

Итак, для начала нужно понять, что именно делает широкоугольник. Основная его функция – расширение пространства в кадре. То есть, он искажает пространство, углубляя тем самым перспективу. То есть то, что находится ближе к камере, будет выглядеть значительно больше, чем то, что расположено дальше, даже если предметы в реальности одного размера.

Еще один результат, который дает использование широкоугольного объектива – это искривление прямых линий. То есть все здания, если их снимать снизу, будут как бы сходиться в круг наверху.

Эти функции в руках хорошего фотографа помогут фото приобрести более глубокий смысл, поскольку широкий угол объектива позволяет создать ощущение погружения – зритель видит себя как бы частью изображения.

Как же правильно использовать широкоугольный объектив?

Главное – знать когда и как применить объектив, чтобы создать привлекательное изображение и вызвать у зрителя восторг. А лучший способ разобраться с тем, как сделать правильно – рассмотреть самые распространенные ошибки.

    Все в изображении находится на одном расстоянии от объектива

Еще раз внимательно перечитайте параграф о том, какие результаты дает широкоугольник. Искажение и растяжение перспективы. Поэтому, чтобы получить требуемый эффект, основной предмет или центр композиции должен находиться ближе к объективу. Намного ближе!

Самые впечатляющие фото, снятые на широкоугольный объектив – это фото, на которых объект съемки находится на расстоянии нескольких дюймов от камеры.

Ниже – два примера фотографий, на которых снят один и тот же объект – велосипед. На фото слева ничего из кадра особенно не выделяется, поэтому смысла фото практически не несет и до конца не понятна суть изображения.

Второе фото – справа, напротив, выделяет велосипед, то есть он находится ближе к камере и съемка ведется от него в перспективу. Появляется и боке, и более выделенное, контрастное пространство.

Конечно, со стороны вы можете выглядеть весьма подозрительно, но анонимность и стелс – скорее враги при съемке на широкоугольный объектив.

Для того, чтобы кадр стал интереснее, ему нужно добавить глубину и перспективу, а для этого нужно подбираться ближе к предмету съемки. То есть, центр композиции должен находиться ближе, второстепенный элемент – чуть поодаль и дальше всего – фон. Благодаря такому подходу создается многослойность картинки, на нее хочется смотреть дольше, рассматривать и исследовать то, что происходит в кадре.

Отсутствие главного действующего лица (или предмета)

Эта ошибка идет рука об руку с предыдущей. Когда все предметы находятся на одинаковом расстоянии от камеры, все выглядит одинаково небольшим и незначительным (или все выглядит одинаково большим, но и это, в свою очередь, аннулирует значимость).

Например, два фото ниже. На первом фото, роль играет только глубина резкости, поэтому снимок строится исключительно на текстуре дерева и металла, находящихся в фокусе. Тем не менее, изображению чего-то не хватает.

А вот так выглядит изображение, если сфокусироваться на листке, который прорастает через доски. На фотографии сразу начинает играть свет, центр композиции смещается на листок, он же выделяется цветом и взаимодействует с солнцем, бликующим сверху.

Здесь стоит еще отметить, что иногда лучше не цепляться за изначальную задумку кадра, а адаптироваться к условиям и прямо на месте, с камерой в руках искать наиболее удачные варианты. Они, как известно, могут появиться в самых неожиданных местах.

Помните о том, что даже профессионалы не снимают шедевров с первого раза.

Наоборот, сначала делается кадр, потом он внимательно оценивается, а после принимается решение, стоит его оставить, или же лучше что-то изменить. Композиция основана не только на строгих правилах, но и на интуиции и инстинктах. С ними и стоит работать.

Попытка вместить в кадр слишком много деталей

Лучше меньше – да лучше, правило, которое отлично срабатывает в фотографии и еще лучше вписывается в съемку на широкоугольный объектив. Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная, ведь она напрямую вытекает из первоочередной функции широкого угла.

Например, в путешествии вы идете по открытому уличному рынку и решаете запечатлеть торговца, перед которым разложены разнообразные фрукты и овощи. Конечно, первое, что нужно сделать – спросить разрешение на съемку. Ну а дальше вся ответственность ложится уже на фотографа. Сразу же стоит вспомнить о тех правилах, что перечислены выше – выбрать один основной объект, второстепенные элементы и фон. Если в кадре происходит слишком много всего – зритель отвлечется от основной идеи.

Поэтому никогда не бойтесь упрощать суть фотографии.

Сказать больше всегда можно меньшим количеством деталей.

Фотографии людей в неудачных ракурсах

Помните торговца, у которого мы только что просили разрешения на съемку? Чего точно не стоит делать, так это совать камеру прямо ему в лицо. Результат определенно никого не порадует.

Очень распространенная ошибка – это съемка портретов на широкоугольный объектив. Поскольку одна из основных функций ширика, как мы уже говорили – это искажение, фотографии людей получаются весьма непривлекательными – длинный и диспропорциональный нос, вытянутая голова, крупные щеки – совсем не то фото, которое вы поставите в рамку. Так что, если хотите снимать лестные портреты – забудьте о широкоугольном объективе и выберите что-нибудь из нашей подборки лучших портретных объективов.

Очень важно помнить, что каждое стекло имеет собственные функции и подходит для определенных жанров. Широкий угол хорош для пейзажей и природы, не для художественных или психологических портретов.

Тем не менее, это не значит, что портретные фотографии совсем нельзя снимать на широкий угол. Если ваша цель – забавный или юмористический кадр, широкий угол может напротив, сыграть на руку. Как на фото ниже:

Иногда широкий угол хорошо срабатывает в репортажной съемке:

Съемки на широкий угол просто ради съемок

Фотография – это, конечно, в первую очередь процесс. Но любой процесс должен служить какой-нибудь цели. Именно поэтому не стоит снимать на широкоугольный объектив просто так. Выбирайте предметы, которые по смыслу и в окружении требуют тех эффектов, которые можно достичь при помощи широкого угла. Подводите зрителя к композиционному центру изображения, намеренно искажайте размер предмета, чтобы обозначить его важность, искривляйте линии, чтобы создать эффект погружения.

Ну а главное – старайтесь не допускать вышеперечисленных ошибок и снимайте, снимайте, снимайте!

Оцените статью
Добавить комментарий