Совместимость объектива

Содержание статьи

Совместимость объектива

Поздравляю всех фотолюбителей с Новым 2016 годом!

Поздравляю всех фотолюбителей со Старым Новым годом! –>

Байонеты

Байонет (от французского baionnette — штык) — способ крепления объектива на фотоаппарате и предназначен для быстрой смены объективов. Это разъёмное соединение, при повороте которого деталь с выступом входит в деталь с вырезом, и стопорится. У каждой камеры и объектива имеется подобная “деталь” и речь идёт о механической совместимости. Т.е. объектив с байонетом F подойдёт только к фотоаппарату с байонетом F — его не поставишь на фотокамеру Canon и наоборот. Даже техника одной и той же фирмы не всегда совместимы друг с другом.

Важной характеристикой байонета является рабочий отрезок, который равен расстоянию от плоскости крепления объектива до плоскости плёнки или матрицы. Возможна установка объектива одной системы на камеру другой системы через переходник, если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры.

Если рабочий отрезок объектива меньше, то будет невозможна фокусировки на бесконечность, такой объектив можно использовать только на близких расстояниях и в макро-режиме. Или применить переходник с компенсирующей линзой, но это ухудшит качество изображения.

Байонет KAF-2 (разновидность байонета K Pentax). Видна красная метка, которая служит для совмещения с такой же меткой объектива при его установке. Слева внизу — группа из 7 контактов для передачи в камеру информации о фокусном расстоянии, состоянии диафрагмы, расстоянии до объекта съемки и т.д. Справа внизу видна отвёртка автофокуса. Остальное — крестообразные винты крепления.

Байонеты и рабочий отрезок

Байонетное креплениеРабочий отрезокРазмер матрицы
Байонет F (Nikon)46,5 мм36×24 мм
Байонет K (Pentax)45,5 мм36×24 мм
Байонет EF (Canon)44 мм36×24 мм
Байонет EF-S (Canon)44 мм22,3×14,9 мм
Байонет A (Sony)44,5 мм36×24 мм
Байонет E (Sony NEX)18 мм23,4×15,6 мм
Байонет 4:3 (Olympus)38,67 мм17,3×13 мм
Байонет Micro 4:3 (Olympus)20 мм17,3×13 мм
Байонет NX (Samsung)25,5 мм23,4×15,6 мм

Байонет F (Nikon)

— байонетное соединение объектива и зеркальных фотоаппаратов фирмы Nikon (с 1959 года и по настоящее время). Рабочий отрезок байонета: 46,5 мм. Байонет предназначен для 35 мм фотокамер. За всю историю фототехники лишь два крепления сумели пережить внедрение автофокусной системы: Nikon F и байонет К от Pentax. Все другие крепления утратили совместимость с ранее выпущенной техникой и были заменены. Поэтому вполне можно установить старый “плёночный” (т.е. полнокадровый) объектив F на цифровой фотоаппарат Nikon с меньшей матрицей (формата APS-C). Но в случае с камерами D40, D40x и D60 фокусироваться придётся вручную (в этих камерах “для удешевления” убрали вал (т.н. “отвёртку”) привода автофокуса) — и получилась “новая камера с новыми возможностями!” 🙂

Полезно учитывать тем, кто уже имеет набор старых полнокадровых объективов, в т.ч. и советские линзы с байонетом H (подойдут для никоновского байонета F). Например, Зенитар Н, Гелиос Н и другие.

Можно наоборот — установить объектив, выпущенный под фотоаппарат с меньшей матрицей (формата APS-C) на полнокадровую зеркалку Nikon. Мы вообще живём в свободном обществе, где можно всё!:) Но при этом объектив будет давать сильное затемнение по углам кадра:) Это естественно, ибо эти линзы кроют меньшее поле, чем 36х24 мм.

Байонет K (Pentax)

— стандартизированное крепление объектива для 35 мм пленочных и цифровых однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Рабочий отрезок байонета: 45,5 мм. Предложен фирмой Pentax (в то время Asahi Optical) в 1974 году в качестве основы для единого стандарта, который до сих пор используется для всех выпускаемых Pentax малоформатных зеркалок. Кроме того, с байонетом “K” выпускалось и выпускается до настоящего времени множество других камер и объективов сторонних разработчиков: Зенит, Cosina, Vivitar, Sigma, Samsung, Tamron, и другие. Я снимал на камере Pentax K10D объективом Гелиос 44к-4 58/f2 (буква “К” в названии как раз и говорит о байонете К) и не знал проблем ни с автофокусом, ни с диафрагмой. Копеечная советская оптика может давать вполне приличные результаты, если её использовали и хранили должным образом.

У Pentax и на поздних модификациях байонета (KAF, KAF-2) есть поддержка объективов без ультразвукового мотора, т.е. всех автофокусных объективов, которые были выпущены компанией для 35мм. Всё остальное аналогично Nikon: “маленькие” объективы можно поставить на “большие” камеры (с кадром 36х24) и также снимать дозволено — имея виньетирование по углам. А вот “большие” объективы (кроющие поле 36х24) можно без проблем использовать на цифровых фотоаппаратах с меньшей матрицей (формата APS-C).

Байонеты Canon

Фирма отказалась от старых байонетов (R, FL, FD, FDn), имеющих подвижные механические соединения между камерой / объективом и перешла на электронное управление через специальные контакты, с помощью которых электроника камеры производит фокусировку объектива и управляет диафрагмой. Зеркалки Canon имеет 2 типа байонетов обозначаемых EF и EF-S.
Байонет Canon EF
Canon EF — байонетное крепление объектива полнокадровых (35 мм) фотоаппаратов Canon EOS, а также название соответствующих объективов. Рабочий отрезок — 44 мм. Диаметр байонета 54 мм, тип крепления — штыковой (три несимметричных направленных внутрь лепестка). Название EF происходит от английского Electro-Focus.
Байонет Canon EF-S
— байонет, разработанный для использования с фотоаппаратами Canon EOS с меньшей матрицей (формата APS-C). Рабочий отрезок: 44 мм. Буква «S» в названии EF-S означает «Short back focus». Это подразумевает, что объективы EF-S не могут устанавливаться на камеры с байонетом Canon EF, т.к. задний оптический элемент объектива EF-S расположен ближе к матрице, чем в полнокадровых (EF) зеркальных фотоаппаратах и может упереться в зеркало. Практически специальный предохранитель не позволит вам установить эти объективы, чтобы не нанести повреждение. Здесь речь идёт о полной несовместимости.

Байонет Minolta A (Sony A)

— Байонет Minolta A обеспечивает электрическую и механическую связь камеры с объективом. Рабочий отрезок 44.5 мм. Этот байонет нашёл применение в фотоаппаратах, выпускаемых с 1985 года компанией Minolta, позже — Konica Minolta и в настоящее время — Sony. Все объективы и камеры с байонетом Minolta A выпущенные с 1985 года компаниями Minolta, Konica Minolta и Sony совместимы между собой. Некоторые объективы и камеры имеют ограничения (снимать будут, но определенные функции могут быть недоступны). Для байонета Minolta A также выпускаются объективы от сторонних производителей, таких как Tamron, Sigma, Tokina.

Байонет E (Sony NEX)

— байонетное крепление объектива для беззеркальных фотокамер серии Alpha NEX компании Sony. Рабочий отрезок 18 мм. Впервые байонет “E” был реализован в камерах серии Sony NEX (NEX-3 и NEX-5) в 2010 году. Крепление включает цифровой контактный интерфейс для управления объективами Sony. Эта система призвана не уменьшая матрицы уменьшить габариты и вес корпуса цифровых фотоаппаратов за счёт удаления из конструкции камеры механизма подъёма зеркала и зеркального видоискателя. Вместо него используется электронный видоискатель, или режим просмотр на экране как в мыльницах. Это дает ряд преимуществ, таких как 100-% соответствие будущего снимка наблюдаемому изображению, усиление изображения в условиях низкой освещённости, возможность вывода большого количества служебной информации в поле зрения. Недостатки фокусировки по экранчику тоже известны — потеря скорости фокусировки. Разумеется, эти объективы не подойдут к байонету Sony A и наоборот (только через дорогостоящий адаптер). Если эти недостатки удастся когда-либо устранить, то смысл у новой системы появится и зеркалки Sony потерпят крах:)

Байонет Four Thirds System (Стандарт 4:3)

— 4:3 стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданные компаниями Olympus и Kodak. Тип крепления: трёхлепестковый байонет, рабочий отрезок: 38,67 мм, размер сенсора: 17,3х13 мм. Название — от соотношения сторон 4:3. Кроп = 2, площадь матрицы примерно в 4 раза меньше площади 35 мм плёночного кадра. Стандарт 4:3 не основывается ни на каком предыдущем стандарте и подразумевает полную совместимость камер и объективов от разных производителей. Этот байонет был поддержан фирмами Kodak, Fujifilm, Leica, Olympus, Panasonic, Sanyo и Sigma. Впрочем, Кодак уже ничего не поддерживает, поскольку разорился:) А вот остальные японские гранды — Canon EF, Nikon F, Pentax K и Sony A (Minolta) — “совмещаться” не торопится, и более совместимы с плёночными камерами.

Минусы системы 4:3 сводятся по сути к маленькой матрице: выше шумы, а большая ГРИП затрудняет фотосъёмку портретов. Плюс 4:3 — большая ГРИП облегчает съёмку пейзажей:)

Байонет Micro Four Thirds System (Olympus и Panasonic)

— стандарт Микро, созданный фирмами Olympus и Panasonic в 2008 г. для разработки и производства совместимых цифровых фотоаппаратов, видеокамер и оптики к ним. Байонеты Микро 4:3 имеет уменьшенный диаметр и рабочий отрезок (20 мм) по сравнению с байонетом 4:3. Стандарт включает байонет с электронным интерфейсом и является модификацией стандарта 4:3, но не является открытым стандартом (не удовлетворяет требованию свободного использования любым производителем). Размер сенсора остаётся тем же, что и в системе 4:3. Стандарт Микро призван уменьшить габариты и вес корпуса цифровых фотоаппаратов за счёт удаления из конструкции камеры механизма подъёма зеркала и зеркального видоискателя без потери качества получаемых снимков. По этой причине рабочий отрезок уменьшается в два раза, толщина корпуса фотоаппарата соответственно уменьшается. Вместо зеркального видоискателя используется электронный или режим просмотр на экране как в мыльницах. Недостатки фокусировки по экранчику тоже известны — потеря скорости фокусировки. Разумеется, объективы Микро не подойдут к байонету 4:3 и наоборот (только через дорогостоящий переходник!). Так как рабочий отрезок фотоаппаратов Микро 4:3 составляет всего 20 мм, в качестве сменных могут быть применены объективы многих производителей (только через соответствующий адаптер!), однако применение адаптеров не гарантирует сохранения функций автофокусировки, стабилизации изображения и автоматики диафрагмы. Если все вышеперечисленные недостатки удастся когда-либо устранить, то смысл у новой системы появится и зеркалки Olympus и Panasonic потерпят крах:)

Читайте также:  Как размыть фон?

Байонет NX (Samsung)

— байонетное крепление объективов для беззеркальных фотокамер серии NX компании Samsung с матрицей 23,4х15,6 мм. Рабочий отрезок: 25,5 мм. Samsung выпускает специальный адаптер для объективов с байонетом K (Pentax).

Резьбовое соединение M42х1

— устаревшее резьбовое соединение объектива и зеркальных фотоаппаратов с диаметром резьбы 42 мм и шагом резьбы 1 мм. Рабочий отрезок 45,5 мм. Разработано немецким инженером Зигфридом Бёмом в 1947 году. Кроме фотоаппаратов, резьбовое соединение M42х1/45,5 применялось на кинокамерах “Красногорск-3” производства КМЗ. Рабочий отрезок крепления М42х1 равен рабочему отрезку байонета “К” (Pentax) — 45,5 мм. Это даёт возможность использовать через адаптер-переходник объективы с резьбовым креплением M42х1 с ручным управлением диафрагмой. Pentax, КМЗ, ЛОМО и другие производители поставляют адаптеры для установки объективов с резьбовым креплением M42х1 на камеры с байонетом К. Недостатки резьбового крепления объектива относительно байонетного крепления:
менее оперативные установка и снятие объектива с камеры;
неоднозначность положения управляющих элементов объектива при соединении с камерой.
М42 внедрено в СССР на серийной модели «Зенит-Е» с 1967 г. до этого на зеркалках был стандарт M39х1/45,2 который и заменили на М42, т.к. резьбу M39х1/45,2 путали с резьбой M39х1/28,8 для дальномерных камер.

M39х1/28,8

Рабочий отрезок 28,8 мм. Распространён как резьбовое соединение дальномерных фотоаппаратов ФЭД, «Зоркий» и «Ленинград».

На этой странице очень часто повторяется слово “стандарт”. Поскольку большинство из “стандартов” не подходит к другому без переходников, адаптеров, и прочих ограничений, а то и вовсе не подходит, то единого стандарта нет, а несовместимость объективов с фотоаппаратами вредят фотолюбителям. Нередко, даже аккумуляторы одной и той же фирмы не подходят к разным фотокамерам (той же фирмы!), чтобы потребитель не мог воспользоваться ничем из купленного ранее, не заплатив за это ещё раз! Такие, с позволения сказать, стандарты наносят вред обществу, природе (отходов больше), тормозят развитие прогресса (далеко не только в фототехнике) и, самое главное, подрывают веру в светлое будущее человечества! 🙂

Совместимость с объективами

Существует три типа объективов для камер Canon со сменными объективами: EF, EF-S и EF-M. При выборе объектива необходимо убедиться в его совместимости с вашей камерой.

Как узнать о совместимости?

Самый простой способ узнать, какие объективы совместимы с вашей камерой — посмотреть на индикаторы на креплении объектива в передней части камеры.

Просто снимите объектив с камеры, нажав на кнопку разблокировки объектива и повернув объектив против часовой стрелки.

Если вы увидите на креплении объектива красный кружок, камера совместима с объективами EF.

Если вы увидите красный кружок и белый квадрат, камера также совместима с объективами EF-S.

Если вы увидите белый кружок, камера совместима только с объективами EF-M.

Какие существуют типы объективов?

Первая система камер EOS была выпущена в 1987 году. В ее основе лежало крепление объектива EF, которое впервые обеспечивало полное электронное соединение с корпусом камеры. Кроме физического соединения этих двух компонентов, вся связь осуществляется электронным образом и гарантирует высокоточную передачу данных в режиме реального времени. Canon стал первым производителем, создавшим мотор, который управляет фокусировкой внутри объектива, а не внутри корпуса камеры. Несмотря на непрерывное совершенствование систем фокусировки, технологий стабилизатора изображения, специальных объективов и защиты от погодных условий, оригинальное крепление EF остается неизменным. Все объективы EF совместимы со всеми когда-либо созданными камерами EOS, включая новую серию EOS M при использовании адаптера для крепления EF к EOS M.

Объективы EF-S специально созданы для цифровых зеркальных камер EOS, оснащенных неполнокадровым датчиком изображения, — а потому являются легкими, универсальными и портативными. В линейке EF-S инженеры Canon использовали преимущества датчика размера APS-C для создания объективов, которые не только легче и компактнее, но и обеспечивают значительно более широкий выбор широкоугольных объективов. Владельцы камер с креплением EF-S могут использовать весь ассортимент легких объективов с фокусным расстоянием от 16 до 400 мм (эквивалент для 35-мм пленки).

Объективы EF-M были созданы для оригинальной линейки камер EOS M в 2012 году. Они являются еще более компактными по сравнению с объективами EF и EF-S и созданы исключительно для камер EOS M. Благодаря компактным размерам эти объективы, от сверхширокоугольных до телефото и макро, можно взять с собой куда угодно. Идеальный выбор для тех, кто привык использовать творческий подход к повседневной съемке.

В чём разница между байонетами Nikon F и Canon EF?

Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам –…

Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам – и лично я считаю такие дискуссии глупыми – существует несколько явных отличий между этими двумя системами, которые стоит отметить, особенно для тех, кто только стоит перед выбором системы.

Некоторые различия связаны с текущим уровнем развития технологий, и когда одна компания догонит и перегонит другую – всего лишь вопрос времени. Например, владельцы Nikon и Sony часто хвастаются удивительным динамическим диапазоном, который способны захватить их камеры, указывая на слабую сторону зеркалок Canon в этом плане. И в настоящее время это действительно так – Canon в плане динамического диапазона смотрится слабее своих прямых конкурентов. Тем не менее, это именно та область, в которой Canon в будущем может потенциально обойти своих соперников, начав использовать сенсоры с более высокой производительностью в плане передачи динамического диапазона изображения.

Другие различия имеют более постоянный характер и со временем могут переходить в разряд фирменного отличительного признака. Одним из таких отличий можно считать крепление объектива – оба рассматриваемых нами производителя используют байонеты разных размеров. Какой из них лучше и почему? Давайте попробуем это выяснить, поговорив подробнее о различиях между байонетами Nikon F и Canon EF.

Я много лет подряд снимаю на Nikon, и сейчас я нисколько не жалею о своём выборе. Несмотря на некоторые недавние проблемы Nikon с контролем качества, мне нравятся мои зеркалки Nikon и объективы Nikkor из-за их превосходной производительности, и я стараюсь постоянно обновлять свое фотооборудование по мере выхода новинок. Тем не менее, были времена, когда я не был уверен, что Nikon – это правильный выбор, особенно в начале, когда я обнаружил некоторые из слабых сторон байонета Nikon F.

Итак, в чем же дело? У Nikon F в сравнении с Canon EF есть несколько как преимуществ, так и недостатков, поэтому мне хотелось бы подробно их разъяснить.

Nikon F: Механический рычаг диафрагмы

Один из самых существенных недостатков байонета Nikon F является механический рычаг диафрагмы, который присутствует на большинстве объективов Nikon. Этот рычаг вы можете найти и на классических мануальных объективах Nikkor, и на более новых объективах D-серии, и на новейших объективах G-серии. Именно при помощи этого рычага камера Nikon устанавливает диафрагму для каждого снимка, если только не выбрана самая широкая диафрагма.

Когда вы демонтируете объектив, подпружиненный рычаг переходит в стандартное положение, которое обычно соответствует минимальному отверстию диафрагмы. Как только вы установите объектив на камеру, соответствующий рычаг в корпусе камеры сместит рычаг на объективе, открыв диафрагму до заданного значения.

Механический рычаг управления диафрагмой объектива Nikon

Как правило, при установке объектива на камеру его диафрагма остается максимально открытой для того, чтобы до видоискателя и системы автофокусировки доходило как можно больше света. Следовательно, на DSLR-камере диафрагма изменяется непосредственно перед съемкой кадра. После того как снимок сделан, рычаг возвращается в исходное положение, и диафрагма вновь раскрывается максимально широко, пропуская максимальное количество света в камеру. Это означает, что при использовании объективов, оснащенных такими механическими рычагами, диафрагма закрывается и открывается каждый раз посредством физического воздействия на рычаг объектива. Поскольку рычаг контролируется камерой посредством механического воздействия на него, то он должен быть чрезвычайно точным, чтобы быть способным обеспечить точное получение требуемой яркости и глубины резкости. Тем не менее, при постоянной съемке на высокой скорости, точность работы рычага может падать, поскольку ему может просто напросто не хватать времени на перемещение из одного положения в другое. Кроме того, если рычаг неточно откалиброван или уже изношен, каждый кадр может иметь неверные значения диафрагмы и яркости.

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что объективы с механическими рычагами сложно использовать с другими системами через переходники сторонних производителей. Если до этого момента вы были удивлены, почему адаптеры для объективов Nikon сложны в использовании и не обеспечивают возможности полной и точной регулировки диафрагмы, то теперь вы знаете ответ. Камеры сторонних производителей просто-напросто не имеют необходимого механизма управления рычагом диафрагмы объектива. Адаптер, способный механически перемещать рычаг, должен быть оснащен приводом с электронным чипом, что делает такое решение неоправданно затратным.

Совсем другое дело – объективы, комплектующиеся электромагнитными диафрагмами. В них нет механических рычагов, а управление размером диафрагмы происходит посредством электронных команд, передаваемых камерой объективу через контакты на байонете. Такой способ управления диафрагмой более предпочтителен, поскольку объективы с электромагнитными диафрагмами способны более точно и последовательно устанавливать отверстия диафрагмы, без вариативности от снимка к снимку.

Как упоминалось выше, использование механического рычага для изменения диафрагмы потенциально может приводить к несогласованности в экспозиции и проблемам с механизмами как в камере, так и в объективе. В Canon это осознали и с некоторого времени полностью перешли на электронное управление диафрагмой на обоих типах байонета: EF и EF-S. Nikon же лишь недавно начал модернизировать свои объективы Е-серии, оснащая их электромагнитной диафрагмой. К сожалению, линейка таких объективов ограничена супер телефото и топовыми зум-объективами. Так что, несмотря на очевидные недостатки, Nikon все еще продолжает выпускать многие современные объективы G-серии с механическими рычагами.

Читайте также:  Широкоугольный объектив для кропнутого Canon

Байонеты Nikon F и Canon EF: Различия размеров

Еще одним ключевым отличием является физический размер крепления объективов – диаметр байонета Nikon F составляет 44 мм, в то время как Canon EF – 54 мм. Эта разница в 10 мм может показаться незначительной, но когда дело доходит до конструкции объектива, она становится крайне важной. Именно в этой особенности конструкции кроется ответ на вопрос, почему у Nikon нет светосильного f/1.2 объектива с автофокусом, в то время как у Canon есть отличные объективы: 50mm f/1.2L и 85mm f/1.2L II. Попытка разработать f/1.2-объектив с автофокусом из-за ограниченного пространства на задней части объектива была бы для Nikon экономически нецелесообразной.

Такая конструктивная особенность байонета накладывает ограничения на фокусное расстояние – оно не может превышать 60 мм – и даже в этом случае контакты микропроцессора придется размещать прямо на заднем оптическом элементе. В самом деле, если вы посмотрите на заднюю часть Canon 85mm f/1.2 L II, которая существенно больше задней части любого объектива Nikkor, то увидите, что инженерам Canon пришлось разместить контакты прямо на поверхности линзы. Взгляните на изображение ниже:

Canon 85mm f/1.2 L II (слева) и Nikon 85mm f/1.4 G (справа)

Различия в размерах очевидны. Следовательно, компания Nikon не сможет сделать подобный объектив из-за меньшего диаметра байонета Nikon F. Конечно, спроектировать короткофокусный f/1.2-объектив возможно, но это потребует врезки контактов непосредственно в линзу, что усложняет и разработку и производство такого объектива, делая его неоправданно дорогим, а его производство нерентабельным с точки зрения массовых продаж. Такой объектив должен изготавливаться в ограниченных количествах на заказ подобно некоторым экзотическим супер-телеобъективам.

Canon же в этой области имеет преимущество – его инженерам гораздо проще разработать и сконструировать короткофокусные объективы f/1.2 в диапазоне 50 мм и более, поскольку диаметр байонета достаточно большой для того, чтобы вместить такие оптические конструкции. В самом деле, байонет Canon EF позволяет конструировать объективы 50mm f/1.0 и 200mm f/1.8 (и в прошлом мы видели такие объективы). Для байонета Nikon F это остается практически невозможным. Большой диаметр байонета не является необходимым условием для создания светосильных фиксов, но он потенциально может упростить конструкторам задачу.

Еще одно преимущество, которое отмечают пользователи – долговечность. Поскольку байонет Canon EF физически больше, то некоторые полагают, что он более долговечен. Я не стал бы придавать этому преимуществу большое значение, потому что байонет Nikon F достаточно большой для того, чтобы быть довольно прочным, и я сомневаюсь, что у Canon EF в этом плане есть сколь-либо заметное преимущество…

Байонеты Nikon F и Canon EF: Варианты установки

Из-за вышеупомянутых различий в размерах байонетов, объективы Canon EF не могут использоваться на DSLR-камерах Nikon, в то время как объективы Nikon посредством адаптеров могут быть использованы на зеркалках Canon. Это еще один недостаток байонета Nikon F, поскольку это не дает владельцам Nikon использовать объективы Canon, в то время как обладатели камер Canon могут наслаждаться объективами Nikon на своих зеркалках. Действительно, до тех пор, пока Canon не выпустила свой отличный, но дорогой EF-объектив 11-24mm f/4L USM, многим владельцам Canon нравились результаты, которые они получали с Nikkor 14-24mm f/2.8G в сочетании с адаптером.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Особенности монтажа

При монтаже объективов Nikon, вы вращаете их по часовой стрелке – если смотреть со стороны камеры. Объективы Canon всегда устанавливаются в обратном направлении – против часовой стрелки. Не слишком существенная деталь, но при переходе с одной системы на другую, конечно же, может потребоваться время, чтобы привыкнуть к этому.

Байонет Nikon F: Старый и обратно совместимый

До этого момента я указывал на недостатки байонета Nikon F, но это не значит, что он лишен преимуществ. И одно из главных его преимуществ, обусловленное его возрастом — обратная совместимость. Байонет Nikon F увидел свет в 1957 году и с тех пор, почти любой объектив с байонетом Nikon F был совместим с любой недавно выпущенной камерой Nikon. То есть вы можете взять какой-нибудь действительно старый мануальный объектив и установить его на современную зеркалку. В случае с байонетом Canon EF у вас это не получится. Представив в 1987 году новый байонет EF, Canon не позаботился об обратной совместимости с объективами, выпущенными до этого. Многие владельцы камер Canon были недовольны этим, поскольку им приходилось начинать с нуля – все старые объективы на новых камерах стали бесполезны – в то время как владельцы Nikon благополучно избежали этой проблемы. Таким образом, в то время как сегодня Canon может предложить фотографам больше возможностей своих объективов, общее количество линз, доступных к установке на камеру, у Nikon существенно больше.

Совместимость объективов Canon EF и EF-S

Хотя у байонетов EF и EF-S одинаковый диаметр, который по идее должен был бы обеспечить совместимость со всеми современными зеркальными камерами этого производителя, Canon ввёл ограничения на возможность использования EF-S объективов на полнокадровых камерах. То есть если вы соберетесь перейти с зеркалки с APS-C сенсором на полнокадровую камеру, то вам придется сменить все объективы с байонетом EF-S на объективы с байонетом EF. У Nikon нет таких ограничений – DX-объективы будут работать на всех полнокадровых камерах, но будут выдавать очень сильное виньетирование. Избежать виньетирования можно, активировав в полнокадровой камере кроп режим. Иногда DX-объективы на определенных фокусных расстояниях могут фактически покрывать весь круг изображения полнокадровой камеры, т.е. объектив может быть использован в режиме полного кадра без проблем. Это существенное преимущество для пользователей Nikon – перейдя на полнокадровую камеру, первое время можно использовать объективы, оставшиеся от неполнокадровой камеры, постепенно приобретая новые объективы.

Вывод

В конце концов, и Nikon и Canon предлагают широкий выбор объективов для практически любой цели. В то время как некоторые владельцы Nikon хотел бы видеть светосильный f/1.2 объектив с автофокусом, можно достаточно уверенно утверждать, что такой объектив был бы сложен в использовании в плане точности автофокуса (спросите любого владельца Canon 50mm f/1.2 L). Кроме того, проектирование и производство такого объектива было бы крайне сложным и неоправданно дорогим. И если говорить о стоимости, я не думаю, что можно было бы ожидать большой спрос на объектив Nikon 50mm f/1.2 стоимостью более 2 000 долларов, когда за существенно меньшие деньги можно приобрести превосходный Sigma 50mm f/1.4 Art.

Еще раз обращаю внимание, что целью этой статьи не было дать начало очередным дебатам Nikon против Canon, а осветить различия между байонетами двух гигантов фотоиндустрии. Я знаю, что о каждом из плюсов и минусов, обозначенных в статье выше можно долго рассуждать, и уверен, что опытные фотографы, работающие с камерами обоих производителей, могут раскрыть еще больше преимуществ и недостатков каждого из типов байонета. Если у вас есть что добавить, или вы просто хотите высказать свое мнение – напишите об этом в комментариях ниже.

Автор: Насим Мансуров

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

О совместимости камер и объективов различных фотосистем. – Retro Camera

  • Главная
  • Фототехника
    • Камеры
      • Nikon
        • Общая информация
        • Nikon F
        • Nikon F2
        • Nikon F3
        • Nikon F4
        • Nikon F5
        • Nikon F100
        • Nikon F6
        • Nikon FM2
        • Nikon FM3A
        • Принадлежности
      • Olympus OM
        • Общая информация
        • Olympus OM-1
        • Olympus OM-2
        • Olympus OM-3
        • Olympus OM-4
        • Принадлежности
      • Pentax
        • Общая информация
        • Pentax MX
        • Pentax LX
        • Pentax SFX
        • Pentax MZ-S
        • Принадлежности
      • Praktica/Pentacon
        • Общая информация
        • Praktica MTL 5B
        • Praktica MTL 50
        • Pentacon Six
        • Принадлежности
      • Советские камеры
    • Объективы
      • Nikon
        • Общая информация
        • Сверхширокоугольные
        • Широкоугольные
        • Нормальные
        • Телеобъективы
        • Специальные
        • Зум-объективы
      • Olumpus OM Zuiko
        • Общая информация
        • Сверхширокоугольные
        • Широкоугольные
        • Нормальные
        • Телеобъективы
        • Специальные
        • Зум-объективы
      • Pentacon
        • Общая информация
        • Среднеформатные
          • Carl Zeiss Jena
          • Meyer-Optik Gorlitz
        • На формат кадра 24х36
          • Carl Zeiss Jena
          • Meyer-Optik Gorlitz
      • Советские объективы
        • Общая информация
        • Среднеформатные
        • На формат кадра 24х36
  • Тесты объективов
    • Что и как тестируем
    • Готовые тесты
    • Планируемые тесты
    • Заказать тест
    • “Полтинники” OM Zuiko
      • 50mm/1.2 – 55mm/1.2
      • 50mm/1.4
      • 50mm/1.8
      • 50mm Macro (2.0/3.5)
      • Сравнительный тест
    • “Полтинники” Nikon F
      • 50mm/1.4
      • Сравнительный тест
    • Сравнительные тесты
  • Статьи о фототехнике
    • О совместимости
    • Адаптеры без оптики
    • Адаптеры с оптикой
    • Светофильтры, насадки
    • Влияние МС просветления
    • Оценки состояния
    • Хранение оптики и камер
    • Olympus OM-1 vs Nikon F2
  • Фотошкола
    • Основы фотографии
    • Форматы кадров камер
    • Фокусное расстояние
    • Поле зрения объектива
    • Разрешение, контраст
    • Светосила, диафрагма
    • Глубина резкости
    • Боке
    • Аберрации
    • Дисторсия
    • Виньетирование
    • Кома
    • Экспозиция
    • Освещение
    • Портрет
    • Пейзаж
    • Макросъёмка
    • Основы композиции
  • Разное
    • Помощь сайту
    • Что, где и как покупать
      • Что, где и как покупать
      • Мультиметры RichMeters
    • Новости
    • Внимание! Розыск!
    • F.A.Q.
    • Полезные ссылки
    • Фотолитература
      • Книги по фотографии
      • Журналы по фотографии
      • Инструкции, каталоги
      • Правообладателям
    • Клуб “Умелые руки”
    • Контакты
  • Комиссионка
    • Фотокамеры
    • Фотообъективы
    • Фотопринадлежности
    • Условия торговли

О совместимости камер и объективов различных фотографических систем

Прежде всего, надо определиться с понятиями. Помимо оптических характеристик объектива, таких как фокусное расстояние и максимальное относительное отверстие (максимальная диафрагма), очень важными, с точки зрения возможности установки какого-либо “неродного” объектива на камеру, являются ещё три характеристики. Первая из них – это рабочий отрезок объектива и камеры, вторая – задний отрезок объектива, и третья – это площадь покрытия объектива (или, что по сути тоже самое – формат кадра камеры). Мы не рассматриваем в этой статье ещё одну характеристику – диаметр посадочного байонета (или резьбы) объектива, поскольку если в продаже имеется готовый адаптер-переходник с одной фотографической системы на другую, а мы будем ориентироваться именно на те адаптеры, которые можно просто купить в фотомагазинах или через интернет, то эта характеристика в таком переходнике уже учтена. К примеру, на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha) можно установить объективы с резьбовым креплением М42х1, но вот какой-либо байонетный объектив от узкоформатных систем (Canon FD, Olympus OM, Nikon F, . ) “прикрутить” не получится именно из-за нехватки места по диаметру посадочного отверстия. Вопросов по какой-либо механической доработке того или иного объектива, связанных с его разборкой и переделкой мы касаться не будем, потому как подобное вмешательство требует определённых навыков и специальных инструментов. Вся информация, приведённая в этой статье подразумевает, что объектив устанавливается на камеру без какого-либо вмешательства в его конструкцию. Что касается особенностей использования конкретных адаптеров-переходников, то с ними Вы можете ознакомиться на страницах “Адаптеры без оптики” и “Адаптеры с оптикой” .

Читайте также:  Sony SLT a68k vs Canon EOS 750D vs Nikon D5300?

Рабочий отрезок камеры и объектива

Рабочим отрезком камеры или объектива называют расстояние от опорной поверхности объектива (камеры) до светочувствительного элемента (плёнки или цифровой матрицы). Рабочий отрезок для всех камер и объективов одной фотографической системы всегда остаётся неизменным. Измерять рабочие отрезки принято в миллиметрах с точностью до сотых долей.

Теперь остановимся подробнее на рабочем отрезке и на том, как его величина влияет на выбор того или иного объектива. В конце этой статьи приведена таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем, как самых современных, так и снятых с производства. Все они расположены по мере увеличения рабочих отрезков. Таблица даёт представление о том, какой объектив можно использовать в той или иной фотографической системе без применения адаптеров с оптическими элементами, а какой установить вряд ли получится (а если и получится, то с определёнными ограничениями).

Какой объектив подойдет к вашей зеркальной фотокамере Nikon? Совместимость объективов

Какие объективы подходят к моей фотокамере? Такой вопрос часто приходится слышать от начинающих фотографов, ищущих замену «китовому» объективу из комплекта к камере. Конечно, идеальным вариантом покупки будет проверка объектива лично в магазине. Но многие покупают технику через интернет и боятся купить кота в мешке. На что нужно обратить внимание в описании объектива, чтобы не ошибиться с выбором? Давайте узнаем.

Байонет — всему голова!

Байонет — специальное крепление, отвечающее за установку объектива на фотоаппарат. Оно нужно как для физического закрепления объектива на камере, так и для обмена данными между ними, для чего в современных байонетах предусмотрены специальные контакты.

Фотокамера Nikon D610 с байонетом Nikon F

Nikon F — байонет зеркальных фотокамер Nikon. Все объективы, имеющие этот байонет, можно будет как минимум физически установить на фотоаппарат. Название байонета, под который сделан объектив, всегда указано в его характеристиках. Байонет Nikon F разработан компанией Nikon ещё в середине XX века. Таким образом, на свой современный фотоаппарат с этим байонетом вы сможете установить даже очень старые объективы Nikon, выпущенные десятки лет назад. Это будет особенно интересно любителям старинной оптики.

Итак, к вашей зеркальной камере Nikon подойдёт любой объектив, имеющий байонет Nikon F. В принципе, статью на этом можно было бы и закончить, если бы не одно «но». Сам по себе байонет Nikon F будет гарантировать только физическую совместимость камеры и объектива. Но как узнать, будет ли работать при этом автоматика камеры, автофокус. К тому же сегодня некоторые объективы рассчитаны только на кропнутые камеры. Как их отличить от остальных, и подойдут ли они для полнокадровых фотоаппаратов? Для этого нужно научиться читать название объектива. И в особенности обратить внимание на некоторые аббревиатуры. Не зря названия объективов такие длинные — в них содержится много полезной информации!

  • Как узнать, рассчитан ли объектив только на «кроп» или перед вами полнокадровая оптика?Напомним, что зеркальные аппараты разделяются по размеру установленных в них светочувствительных сенсоров на полнокадровые (имеющие сенсоры размером с кадр обычной фотоплёнки) и кропнутые, то есть обрезанные (в них установлен сенсор чуть меньшего размера). Некоторые объективы рассчитываются так, что могут спроецировать изображение только на меньшую, кропнутую матрицу. Таким образом производители облегчают и удешевляют их конструкцию.

В случае с объективами производства Nikon всё просто. Кропнутые объективы имеют в своём названии аббревиатуру DX. Полнокадровые же объективы её не имеют. К примеру, объектив Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor рассчитан только на «кроп», тогда как Nikon AF-S 35mm f/1.8G ED Nikkor создан в расчёте на полнокадровые камеры.

Объектив Nikon AF-S 35mm f/1.8G ED Nikkor – полнокадровый. Он подойдет как к полнокадровым аппаратам, так и к “кропнутым”.

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor рассчитан на “кропнутые” аппараты. Об этом сообщает соответствующая аббревиатура в названии.

  • Можно ли установить кропнутый объектив на полнокадровую камеру? Да. С аппаратами Nikon это вполне возможно! Но нужно помнить, что рассчитанная на «кроп» оптика на полнокадровых аппаратах будет давать сильное виньетирование — затемнение по краям кадра. Кстати, сила затемнения будет зависеть от конкретной модели объектива. При этом полнокадровые аппараты Nikon распознают, когда на них установлен DX-объектив и просто обрезают кадр под размер кропнутой матрицы. Так полнокадровая камера как бы превращается в кропнутую. Эту функцию, кстати, можно отключить в меню фотокамеры и получать полнокадровые снимки с сильным затемнением по краям. В принципе, это затемнение можно даже использовать как своеобразный творческий приём!

Сильное затемнение по краям кадра или виньетирование можно использовать как художественный прием. Тем самым в кадре можно выделить главные объекты, расположенные в центре кадра.

Конечно, если вы имеете полнокадровую камеру, вряд ли стоит специально покупать к ней кропнутый объектив. Однако если вы перешли с «кропа» на полный кадр и у вас остался кропнутый объектив, имейте в виду, что вы сможете продолжить его использовать с новым аппаратом.

Можно ли установить полнокадровый объектив на кропнутую фотокамеру? Безусловно! При этом сохранятся все его функции. Единственное, что стоит учитывать — кроп-фактор. На кропнутых аппаратах все объективы «приближают» сильнее. Это стоит помнить при выборе оптики, дабы не оказалось так, что снимаете вы в тесном помещении, а объектив не позволяет взять общий план.

Будет ли работать автоматическая фокусировка? Возможностями автофокуса наделены все современные объективы Nikon, имеющие в названии аббревиатуры AF и AF-S. Но тут есть тонкости.

Объективы с маркировкой AF для наведения на резкость пользуются мотором, расположенным внутри фотоаппарата: моторчик крутится и перемещает линзы объектива для фокусировки. Такой вид привода автофокуса в народе называется «отвёрточным» из-за сходства детали, которая выступает из байонета и отвечает за перемещение линз в объективе, с концом отвёртки. «Отвёрточного» привода автофокуса нет в самых доступных и компактных фотоаппаратах серий 3xxx и 5xxx (например, Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D5500). Так что если вы поставите на такой фотоаппарат объектив, рассчитанный на «отвёрточный» автофокус, автофокусировка просто не будет работать — придётся наводиться вручную. При этом будет работать функция подтверждения фокусировки. Она работает следующим образом: фотограф выбирает нужную точку автофокуса, после чего вручную поворачивает кольцо фокусировки на объективе. Встроенный в камеру дальномер (он присутствует во всех современных камерах Nikon) подскажет, в какую сторону крутить кольцо фокусировки объектива, высвечивая соответствующие индикаторы в видоискателе камеры (они располагаются в левом нижнем углу). Работают они и при автоматической фокусировке, но при ручной наводке на резкость становятся наиболее полезными.

Условные обозначения процесса фокусировки в видоискателе:

(мигает)Автоматика не может определить точность фокусировки. Такое бывает при недостаточном освещении или попытке навестись на очень однородный, малоконтрастный объект (например, белый потолок). В таком случае попробуйте совместить точку фокусировки в видоискателе с каким-то контрастным объектом на вашем будущем кадре.

Впрочем, «отвёрточные» объективы постепенно уходят в прошлое, давно уступив место более современной серии объективов с ультразвуковыми моторами, находящимися непосредственно внутри объектива. Такие объективы обозначаются аббревиатурой AF-S, и работают они быстрее и гораздо тише «отвёрточных» аналогов.

С объективами AF-S автофокус будет работать на всех современных камерах Nikon.

Байонет Nikon F без “отверточного” привода фокусировки. Такой вариант можно встретить на младших моделях фотоаппаратов. На таких аппаратах поддерживется автофокус только у объективов с маркировкой AF-S

Байонет Nikon F, оснащенный “отверткой”. Им оснащены все остальные зеркалки, начиная с моделей серии D7xxx и “старше”. К примеру, Nikon D7200, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810. На таких аппаратах будут работать любые автофокусные объективы Nikkor.

С объективом Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor автофокус будет работать на всех современных фотоаппаратах.

C объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor автофокус бует работать только у фотокамер, имебщих “отверточный” привод фокусировки.

Пример использования старого “отверточного” объектива Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor с фотокамерой Nikon D810. Автофокус работает вполне корректно.

Можно ли использовать с зеркальным фотоаппаратом Nikon объективы других производителей? Да, если эти объективы имеют байонет Nikon F. Но стоит помнить, что «родные» объективы, как правило, качественнее и надёжнее аналогов от третьих производителей.

Можно ли установить старинные объективы Nikkor без автофокуса на современные фотоаппараты? Да, вполне. Они будут полностью работоспособны. В зависимости от модели аппарата и объектива будет работать даже замер экспозиции и подтверждение фокусировки. Но, разумеется, пользоваться современной оптикой удобнее, к тому же она совершеннее в плане качества изображения.

Можно ли устанавливать старые отечественные объективы (от фотоаппарата «Зенит») на Nikon? Советские объективы выпускаются с разными вариантами крепления. Чаще всего речь идёт об объективах с резьбой м42 (от фотоаппарата «Зенит»). Их можно установить, пользуясь специальными переходниками. Однако простые переходники не позволят наводить объектив на бесконечность, ограничивая максимальную дистанцию фокусировки несколькими метрами (в зависимости от фокусного расстояния объектива). Более сложные переходники, оснащённые оптическим элементом, позволяют наводиться на бесконечность. Но качество оптического элемента в таких переходниках, как правило, не так высоко. Это сказывается и на без того неидеальном качестве изображения с данных объективов. Хочется подытожить: да, возможность установки таких объективов есть, но смысла в этом нет. Вы потратите много сил и времени в поисках подходящих переходников, после чего будете мучиться, фокусируя старый объектив вручную. Эта задача не так проста, как кажется, особенно при работе со светосильной оптикой.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED

Помните, что весь свой потенциал современная фотокамера сможет проявить только в паре с правильно подобранной современной оптикой!

Определить совместимость телеконвертеров и объективов Nikon поможет краткая таблица.

Скачать подробную таблицу по совместимости фотокамер и линз Nikon можно по ссылке, выбрав файл в формате Excel.

Оцените статью
Добавить комментарий