Установка оптики M42 на разные камеры

Содержание статьи

Статья про объективы, фотографию

Старые советские и зарубежные объективы на современных фотоаппаратах

В этой статье рассказывается как использовать старые советские и зарубежные объективы (байонеты m42, m39, Olympus Om, Contax/Yashiсa, Leica R, Leica M, Pentacon 6 и др.) на современных цифровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах.

Содержание:

Зачем это нужно, или что хорошего в старых объективах?

На сегодняшний день все больше и больше фотографов начинают присматриваться к старым советским и зарубежным объективам. А многие уже давно и активно используют их как на пленочной фототехнике, так и на цифровой. Этому есть объективные причины:

Рисунок объектива

Изображение, формируемое старыми объективами чаще всего обладает большей пластичностью, объемом, лучшей проработкой тональных переходов, более гармоничным боке. У этих объективов более выражены аберрации, но именно они и дают такие эффекты. Иными словами старые объективы обладают своим уникальным характером, художественным оптическим рисунком.

Большинство современных же объективов в погоне за резкостью и разрешением, использовании супер-мультипросветлений, устранении всех мыслимых аберраций – пришли к тому, что картинка стала чрезмерно резкой, контрастной, жестковатой, что хорошо далеко не для каждого вида и жанра съемки. Например, для портретной съемки – вообще противопоказано.

Конструктив объектива

У большинства старых советских и зарубежных объективов – надежный металлический конструктив и только настоящие стекла в оптической схеме. Это дает большой запас прочности. Что мы и наблюдаем на вторичном рынке. Многие объективы 50-70-хх годов, несмотря на активное, многолетнее использование, и сейчас находятся в превосходном состоянии. Зачастую только косметические потертости указывают возраст такого объектива.

У современных объективов, если это не элитные серии, как правило, ненадежная пластиковая оправа, люфты и пр. механические недостатки. Время жизни такого объектива редко превышает 10 лет.

Илл. 1. Старые советские и зарубежные объективы. Металл и стекло. Образец надежности и долговечности.

Оптические схемы

Сейчас никого не удивляют оптические схемы объективов, состоящие подчас под час чуть ли не из 30 линз. Даже объективы с постоянным фокусным расстоянием сейчас можно встретить с 10 линзами и более.

В старых же объективах, количество линз стремились свести к минимуму и добавляли новые только в случае крайней необходимости, если без этого никак нельзя было добиться заданных качественных характеристик объектива. Ведь каждая новая отдельная линза – это неизбежные дополнительные потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле. Даже суперсовременные мультипросветляющие покрытия не решают должным образом этой проблемы.

У большинства лучших старых советских и зарубежных объективов-фиксов использовалось всего 3-7 линз.

Цена старых объективов

Ну и, безусловно, самым главным козырем старых советских и зарубежных объективов является их цена. Как, правило, старый объектив в несколько раз дешевле аналогичного современного.

А некоторые объективы, как например Юпитер-37А или Гелиос-44, выдают отличную картинку, а стоят вообще просто «смешные» деньги.

Справедливости ради и забегая немного вперед надо отметить, что к цене объектива надо еще прибавить цену переходника и чипа, но чаще всего переходник с чипом берется один раз и используется на нескольких объективах одной системы.

Конечно, при всех плюсах старых объективов у них есть и существенные недостатки:

Отсутствие автофокуса

Что ни говори, а удобство работы с автофокусом не заменит ничто. Кроме того, и оперативность съемки при работе с автофокусом всегда выше. Тут надо сказать, что, например, широкоугольные объективы можно установить на гиперфокальное расстояние и вообще снимать, не заботясь о фокусировке. В фокусе будет все от определенного небольшого расстояния до бесконечности.

Отсутствие автоматического управления диафрагмой с камеры

Имеется в виду применение на современных цифровых камерах. Справедливости ради надо сказать, что ручное управление диафрагмой при некотором привыкании никак не напрягает и позволяет даже делать спецэффекты, например при видеосъемке.

Проблемы со съемкой при контровом и боковом свете

Старые советские и зарубежные объективы, особенно без просветления или с однослойным просветлением плохо держат боковой и контровой свет. Возникают блики и сильное падение контраста. И если от бокового света может защитить бленда, то от контрового она почти не защитит.

Ну что ж, разобравшись с достоинствами и недостатками старой оптики, пойдем дальше.

Особенности разных систем. Рабочий отрезок.

Итак, мы решили попробовать старые мануальные объективы в действии. Для начала нужно немного дополнительной информации. Далеко не все старые объективы легко можно установить на любую современную фотокамеру. А все дело в одной из ключевых характеристик объектива – Рабочем отрезке.

Нам нужно убедиться, что рабочий отрезок потенциального объектива можно привести в соответствие с рабочим отрезком нашей камеры.

Узнать подробнее о рабочем отрезке, а также посмотреть таблицы рабочих отрезков можно в этой статье на Lens-club.ru.

Переходники с одной системы на другую

Байонеты у разных камер разные. Для того чтобы использовать объектив с другой системы на своем фотоаппарате нам необходим переходник. Часто еще такой переходник называют Адаптером.

Идея простая. Адаптер с одной стороны надевается на резьбу или байонет объектива, а с другой стороны уже на необходимую резьбу или байонет камеры. При этом если рабочий отрезок совпал, объективом можно пользоваться на полной шкале расстояний, до бесконечности включительно.

Переходники изготавливаются как серийно на заводах там и собственноручно или через знакомого токаря. В свое время в журналах Советское фото часто публиковались подробные чертежи разных переходников, да и сейчас при необходимости их несложно найти в Интернете.

Самые часто-используемые переходники легко можно купить в Интернете, в том числе на аукционах.

Илл. 2. Переходник фирмы Jolos для использования объективов с резьбой m42 на фотоаппаратах Canon EOS

Обычно на современных камерах неродные объективы можно использовать только в ручном режиме и в режиме приоритета диафрагмы.

Причем в чистом виде, фокусироваться можно только по матовому стеклу видоискателя или дисплею, без каких либо подтверждений фокусировки. Забегая вперед скажу, что эта проблема с успехом решается с помощью чипа.

Понятно, что в Exif камера информацию об объективе, фокусном расстоянии, диафрагме и т.д. тоже не запишет, если только не использовать переходники с чипом.

Чип подтверждения фокусировки («Одуванчик»)

Современный цифровой фотоаппарат, прежде всего – очень сложное электронное устройство. Электроника управляет и экспозамером, и фокусировкой, и диафрагмой и многими другими параметрами. Соответственно и современные объективы также напичканы электроникой, и возникает множество связей в системе фотоаппарат-объектив: управление фокусом и диафрагмой, подтверждение фокусировки, передача данных о диафрагменном числе и других параметрах в Exif и т.д.

Естественно у старого объектива никакой электроники нет (а если и есть, она скорее не совместима), и эта связь нарушается. Фотоаппарат не может получить никакие сведения об объективе.

Тут на помощь приходят специальные электронные чипы, которые устанавливаются на переходник и «обманывают» электронику фотоаппарата, заставляя считать поставленный объектив своим «родным»!

Впервые такой чип спроектировал и создал в 2005 году Виктор Лушников. Он же дал ему название «Одуванчик», которое сейчас прижилось и является синонимом для такого чипа.

Фактически одуванчик представляет собой микросхему с позолоченными контактами, которую прикрепляют к адаптеру. Форма и расположение контактов при этом повторяет контактную группу оригинального объектива. Дальше одуванчик входит в контакт с электроникой фотоаппарата, принимает запросы, отвечает на них и т.д. То есть, объектив с точки зрения камеры начинает вести себя «как родной» и возможна полноценная работа с ним.

Илл. 3. Чип подтверждения фокусировки “Одуванчик”. С сайта filmprocess.ru

Сейчас массовый выпуск одуванчиков налажен в Китае, и поэтому на рынке много недорогих, но не всегда качественных предложений.

Современные одуванчики, как правило, программируемые. Вы можете запрограммировать, что будет записываться в Exif файл, сделать юстировку объектива, настроить блокировку кнопки спуска и настроить еще множество других полезных параметров.

После установки неродного объектива с одуванчиком появляется режим звукового и визуального подтверждения датчиков фокусировки (фактически получается тоже самое, что и в случае использования родного объектива в ручном режиме).

Точное наведение мануального объектива на фокус

Одними из самых «лакомых кусочков» в оптике прошлых лет – являются старые портретные объективы. Как правило, эти объективы в силу своих особенностей используются на больших диафрагменных числах от 0.7 до 4. Глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП) при этом очень мала и получается очень большой процент брака от непопадания в фокус.

С этой проблемой сталкиваются, например, многие пользователи популярного портретного объектива Гелиос 40-2, особенно при съемке на диафрагме 1.5.

Причем одуванчик тут тоже не сильно помогает, так как фотограф по инерции может совсем чуть-чуть перекрутить кольцо фокусировки после сигнала подтверждения фокусировки или наоборот не докрутить его. Но даже это «чуть-чуть» безвозвратно бракует потенциально хороший снимок.

Что ж, с динамичными сюжетами тут уже ничего особо не сделаешь (только зажимать диафрагму или снимать на гиперфокале), а с более менее статичными, к которым можно отнести портретную съемку, съемку натюрмортов и т.д. можно постараться улучшить результаты.

Решение 1

Использовать для фокусировки не оптический видоискатель, а жидкокристаллический экран. К слову сказать, на некоторых беззеркальных цифровых фотоаппаратах, например Sony Nex, это режим по умолчанию. А на современных цифровых зеркалках уже почти повсеместно внедрен режим Live View.

Преимущество фокусировки по экрану в том, что там доступны увеличения вплоть до 20 крат, чего без труда хватает, чтобы точно навести фокус, скажем, на ресницы даже на сверхсветосильных объективах.

При наводке таким методом удобно использовать ремень камеры, чтобы значительно уменьшить вероятность сдвига камеры после фокусировки. Ремень одевается на шею и руками камера отводится вперед перед собой до натяжения ремня. Сохраняя это натяжение мы минимизируем сдвиги и дрожание камеры во время съемки. Иногда приходится укоротить ремень для съемки таким способом. Ну и, конечно, никто еще не отменял штативы 🙂

Кстати, в наводке по экрану есть еще один несомненный плюс. На экране вы видите снимок полностью таким, каким он будет после нажатия кнопки спуска. Яркость, тона, рисунок зон нерезкости (боке), цвета – все это можно наглядно увидеть и оценить на жидкокристаллическом экране еще перед созданием снимка. Из всего перечисленного самое удобное – это контроль рисунка Боке.

Читайте также:  Фотоаппарат Sony DSLR-A580, ну либо DSLR-A550

Решение 2 (только для зеркальных фотоаппаратов)

Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов поддерживает смену фокусировочного экрана . Сама процедура смены экрана занимает 5-10 минут. Важно при этом использовать резиновые перчатки и пинцет, чтобы не касаться экрана пальцами. Обратите внимание, как правило, после смены экрана, чтобы все корректно заработало, в настройках камеры необходимо указать параметры нового экрана.

Стандартные экраны, устанавливаемые на современных цифровых зеркальных фотокамерах, адоптированы для автофокуса. И представляют собой просто обычную пластинку из стекла или пластика с матовым покрытием.

Рекомендую установить на свой фотоаппарат комбинированный фокусировочный экран, в котором возможно вести фокусировку тремя способами: матовое стекло, микрорастр, клинья Додена (по ссылкам можно узнать всю необходимую информацию про эти методы).

Илл. 4. Комбинированный фокусировочный экран. D – клинья Додена, R – микрорастр, M – матированная поверхность. С сайта Zenitcamera.com

При этом на объектах имеющих четкую линейную структуру очень удобно и точно можно фокусироваться по клиньям (пожалуй, лучший вариант – диагональные клинья). На объектах, имеющих сложную структуру удобно фокусироваться с помощью макрорастра.

На многих фокусировочных экранах кроме всего прочего нанесены линии золотого сечения, облегчающие компоновку будущего кадра.

Фокусировочные экраны стоят совсем недорого, и я очень рекомендую их использование всем любителям старых советских и зарубежных мануальных объективов.

Старые советские и зарубежные объективы

В заключение я хочу дать несколько ссылок на выборки популярных мануальных объективов из базы данных сайта Lens-Club.ru

Я надеюсь, что приведенная в статье информация поможет вам с комфортом открыть для себя удивительный мир старой фотооптики! Удачных кадров!

Полезные ссылки:

(с) 2010 Сергей Бородин

14048411

Matrasoff :: 08.06.2014 21:41:24

Ур. 1 (Lens-Learner)

Ответ для Yuriy_G (10.12.2010 05:48:59):

Совершенно верно. Пентакс видимо больше уважает своих потребителей и потому любая оптика, которую можно повесить на камеру выполняет максимум функционала из возможного. С оптикой М42 работает центрально-взвешенный и точечный замер, стабилизатор, подтверждение фокусировки. С советской и импортной оптикой с байонетом К – то же, плюс привод диафрагмы, с импортной оптикой с байонетом КА – дополнительно приоритет выдержки, матричный экспозамер, передача данных диафрагмы в екзиф-файл.

Переходник М42 – EOS с программируемым чипом. Инструкция

Программирование и настройка переходника Canon М42 – EOS с программируемым чипом.

Внимание! Запрограммировать и настроить можно лишь программируемый чип!
Рекомендуется использовать переходник с программируемым чипом только на одном объективе. Практика показывает, что гораздо удобнее и функциональнее оснастить каждый мануальный (старый ручной объектив с резьбой М42) переходником с программируемым чипом и настроить переходник под параметры данного объектива, чем каждый раз перекручивать переходник на другой объектив. Это связано с тем, что программируемый чип позволяет очень точно настроить точку подтверждения фокуса, а так же значение диафрагмы и фокусного расстояния под конкретный объектив. При установке уже запрограммированного переходника на другой объектив точность подтверждения фокусировки может быть нарушена, а значения диафрагмы и фокусного расстояния – не соответствовать действительности.

Программируемый

M42 Canon Программируемый

Обычный переходник, не программируемый

M42 Canon обычный

У программируемого переходника больше контактов. Оба переходника фирмы Pixco

Что позволяет сделать переходник М42-EOS с программируемым чипом:
1. установить объектив с присоединительной резьбой М42 (Зенит, Praktica, Pentax, Carl Zeiss, Mayer, а так же многих других марок) на фотоаппараты Canon с байонетом EF и EF-S (система EOS);
2. задать фокусное расстояние данного объектива (от 1мм до 65535мм);
3. задать минимальное значение диафрагмы (светосилу) для данного объектива;
4. установить точность подтверждения фокусировки;
5. чип сохраняет последние настройки;
6. данные о диафрагме и ФР будут прописаны в EXIF фотографии;
7. работа в режиме М и Av;
8. совместим со всеми Canon, в том числе 5D mark III, 6D, 650D.

Фокусное расстояние объектива и минимальное значение диафрагмы (светосила), записанные в программируемый чип, будут записаны в EXIF фотографии. На подтверждение фокусировки эти параметры НЕ ВЛИЯЮТ! Их следует задавать лишь для того, чтобы в дальнейшем Вы могли определить каким объективом был сделан снимок. Значения светосилы от 1.1 до 2.0, записанные в чип, могут влиять на экспозамер. Поэтому желательно прописывать в чип минимальное значение диафрагмы (светосилу) конкретного объектива.

Наиболее важной и полезной особенностью программируемого чипа является возможность точной корректировки подтверждения фокуса (юстировки). Точно настроенный под конкретный объектив чип позволяет точно и быстро фокусироваться вручную по любой фокусировочной точке видоискателя Вашего фотоаппарата.

Подтверждение фокусировки будет работать на всех фотоаппаратах системы EOS при полунажатии кнопки спуска затвора. Иными словами, Вы можете использовать любой объектив с резьбой М42 на фотоаппарате Canon как автофокусный, переведенный в режим MF. При этом фокусироваться и закрывать диафрагму придется вручную, однако при попадании объекта в фокус фотоаппарат подтвердит фокусировку звуковым сигналом и горением сигнала фокусировки (зеленый кружок в видоискателе). Это значит, что объект в выбранной фокусировочной точке видоискателя находится в фокусе – и можно снимать!

Один важный нюанс: если фактическая светосила Вашего объектива менее 8, подтверждение фокуса работать не будет. Это связано с техническими особенностями принципа фокусировки камеры.

Инструкция по программированию Canon М42.

Запись информации в чип сводится к четырем простым операциям:

1. ввод чипа в режим программирования;
2. выбор нужного параметра программирования;
3. ввод данных;
4. выход из режима программирования.

Для программирования чипа Вам понадобится сам переходник с программируемым чипом, объектив М42, а так же фотоаппарат Canon системы EOS. Никаких дополнительных инструментов не требуется.

Прежде всего – включите фотоаппарат!=)

Убедитесь, что в Вашем фотоаппарате установлен шаг изменения экспозиции 1/3 EV. Это важно!
Переведите фотоаппарат в режим М и установите выдержку не длиннее 1/60.
Не используйте режим серийной съемки! Используйте только покадровую съемку.
Установите переходник на объектив и присоедините к камере.
Теперь можно начать программирование чипа.

КАК ВВОДИТЬ ЗНАЧЕНИЯ

Ввод информации в чип сводится к вводу некоторых чисел. Каждому вводимому числу соответствует определенное значение диафрагмы:

f/2.0 – 0
f/2.2 – 1
f/2.5 – 2
f/2.8 – 3
f/3.2 – 4
f/3.5 – 5
f/4.0 – 6
f/4.5 – 7
f/5.0 – 8
f/5.6 – 9
для ввода нужного числа – необходимо нажать кнопку спуска затвора

Чип имеет 3 режима настройки:

0 – ввод светосилы объектива
1 – ввод фокусного расстояния объектива
2 – ввод поправки фокусировки (юстировка).

1. Для входа в режим программирования:

1. фотоаппаратом (колесиком) установите диафрагму f64 – нажмите кнопку спуска затвора
2. установите (колесиком) диафрагму f57 – нажмите кнопку спуска затвора
3. установите (колесиком) диафрагму F64 – нажмите кнопку спуска затвора.
Теперь переходник перешел в режим программирования – можно перейти к выбору нужной операции.

2. Для выбора соответствующей операции введите:
• f/2.0 (соотв. числу 0) – для ввода светосилы – и нажмите кнопку спуска затвора;
• f/2.2 (соотв. числу 1) – для ввода фокусного расстояния – и нажмите кнопку спуска затвора;
• f/2.5 (соотв. числу 2) – для корректировки фокуса – и нажмите кнопку спуска затвора.

3. Теперь, когда Вы перевели переходник в выбранный режим, можно ввести данные.

• Для установки мин. значения диафрагмы объектива (светосилы) выберите соответствующую диафрагму. Когда выбрали – нажмите кнопку спуска затвора.
• Для ввода фокусного расстояния – введите 5 чисел от 1 до 65535 (например, если у вас объектив 135 мм, то необходимо ввести: 00135; это делается так: f/2.0+спуск затвора, f/2.0+спуск затвора, f/2.2+спуск затвора, f/2.8 +спуск затвора, f/3.5+спуск затвора).
• Для ввода коррекции фокусировки необходимо ввести значение от 0 до 31. Это значение должно быть получено тестовым путем. Делайте тестовые снимки и подбирайте коррекцию фокусировки на их основе. Можно добиться очень точного попадания. Пример ввода: Вы хотите ввести юстировочное значение 8. Для этого введите сочетание 08: f/2.0+спуск затвора, f/5.0+спуск затвора. Если Вы хотите ввести юстировочное значение, например, 15: введите f/2.2+спуск затвора, f/3.5+спуск затвора.

После того, как Вы перевели чип в режим программирования, выбрали параметр программирования и ввели его значение, перейдите к пункту 4 – выход из режима программирования.

4. Для выхода из режима программирования установите диафрагму f/57 – нажмите спуск затвора, установите диафрагму f/64 – нажмите спуск затвора, установите диафрагму f/57 – нажмите спуск затвора.

Теперь Ваш переходник с чипом для Canon запрограммирован.

Вы хотите ввести светосилу объектива, равную 2.8. Для этого:
1. f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора (переводим чип в режим программирования);
2. f/2.0+ спуск затвора (переходим в раздел ввода диафрагмы);
3. f/2.8+спуск затвора (установили мин. знач. диафрагмы f/2.8);
4. f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора (выводим чип из режима программирования, он запоминает введенные данные).

Вы хотите ввести фокусное расстояние объектива, равное 135мм. Для этого:

1. f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора (переводим чип в режим программирования);
2. f/2.2+ спуск затвора (переходим в раздел ввода фокусного расстояния);
3. вводим 00135: f/2.0+спуск затвора, f/2.0+спуск затвора, f/2.2+спуск затвора, f/2.8 +спуск затвора, f/3.5+спуск затвора (ввели в чип фокусное расстояние объектива 135мм);
4. f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора (выводим чип из режима программирования, он запоминает введенные данные).

Вы хотите ввести корректировку фокусировки, равную 9. Для этого:

1. f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора (переводим чип в режим программирования);
2. f/2.5+ спуск затвора (переходим в раздел ввода коррекции фокусировки);
3. вводим 09: f/2.0+спуск затвора, f/5.6 +спуск затвора (вводим коррекцию фокусировки, равную 9);
4. f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора (выводим чип из режима программирования, он запоминает введенные данные).
5. Проверяем точность подтверждения фокусировки тестовыми снимками. При необходимости – повторяем программирование данного параметра.

На этом программирование чипа закончено. При необходимости чип может быть перепрограммирован неограниченное количество раз. Процедура программирования занимает от 5 до 30 минут.
По умолчанию в чипе прописано: 50мм F/1.4, пожалуйста, измените параметры по спецификации вашего объектива.

Если при программировании Вы ввели недопустимые значения для данного режима программирования – чип выйдет из режима программирования, а введенные настройки запомнены не будут.

Корректировка фокуса:

Значение по умолчанию для коррекции фокуса =27. Числа коррекции фокуса идут в следующем порядке: (front)16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15(back)

1. Не прикасайтесь к контактам чипа переходника.
2. Не используйте при обычной съемке сочетание f/64+спуск затвора, f/57+спуск затвора, f/64+спуск затвора – это может перевести чип в режим программирования.

Купить переходник в нашем интернет магазине Переходное кольцо Canon М42 программируемое

Видео инструкция по программированию М42 Canon

О совместимости камер и объективов различных фотосистем. – Retro Camera

  • Главная
  • Фототехника
    • Камеры
      • Nikon
        • Общая информация
        • Nikon F
        • Nikon F2
        • Nikon F3
        • Nikon F4
        • Nikon F5
        • Nikon F100
        • Nikon F6
        • Nikon FM2
        • Nikon FM3A
        • Принадлежности
      • Olympus OM
        • Общая информация
        • Olympus OM-1
        • Olympus OM-2
        • Olympus OM-3
        • Olympus OM-4
        • Принадлежности
      • Pentax
        • Общая информация
        • Pentax MX
        • Pentax LX
        • Pentax SFX
        • Pentax MZ-S
        • Принадлежности
      • Praktica/Pentacon
        • Общая информация
        • Praktica MTL 5B
        • Praktica MTL 50
        • Pentacon Six
        • Принадлежности
      • Советские камеры
    • Объективы
      • Nikon
        • Общая информация
        • Сверхширокоугольные
        • Широкоугольные
        • Нормальные
        • Телеобъективы
        • Специальные
        • Зум-объективы
      • Olumpus OM Zuiko
        • Общая информация
        • Сверхширокоугольные
        • Широкоугольные
        • Нормальные
        • Телеобъективы
        • Специальные
        • Зум-объективы
      • Pentacon
        • Общая информация
        • Среднеформатные
          • Carl Zeiss Jena
          • Meyer-Optik Gorlitz
        • На формат кадра 24х36
          • Carl Zeiss Jena
          • Meyer-Optik Gorlitz
      • Советские объективы
        • Общая информация
        • Среднеформатные
        • На формат кадра 24х36
  • Тесты объективов
    • Что и как тестируем
    • Готовые тесты
    • Планируемые тесты
    • Заказать тест
    • “Полтинники” OM Zuiko
      • 50mm/1.2 – 55mm/1.2
      • 50mm/1.4
      • 50mm/1.8
      • 50mm Macro (2.0/3.5)
      • Сравнительный тест
    • “Полтинники” Nikon F
      • 50mm/1.4
      • Сравнительный тест
    • Сравнительные тесты
  • Статьи о фототехнике
    • О совместимости
    • Адаптеры без оптики
    • Адаптеры с оптикой
    • Светофильтры, насадки
    • Влияние МС просветления
    • Оценки состояния
    • Хранение оптики и камер
    • Olympus OM-1 vs Nikon F2
  • Фотошкола
    • Основы фотографии
    • Форматы кадров камер
    • Фокусное расстояние
    • Поле зрения объектива
    • Разрешение, контраст
    • Светосила, диафрагма
    • Глубина резкости
    • Боке
    • Аберрации
    • Дисторсия
    • Виньетирование
    • Кома
    • Экспозиция
    • Освещение
    • Портрет
    • Пейзаж
    • Макросъёмка
    • Основы композиции
  • Разное
    • Помощь сайту
    • Что, где и как покупать
      • Что, где и как покупать
      • Мультиметры RichMeters
    • Новости
    • Внимание! Розыск!
    • F.A.Q.
    • Полезные ссылки
    • Фотолитература
      • Книги по фотографии
      • Журналы по фотографии
      • Инструкции, каталоги
      • Правообладателям
    • Клуб “Умелые руки”
    • Контакты
  • Комиссионка
    • Фотокамеры
    • Фотообъективы
    • Фотопринадлежности
    • Условия торговли

О совместимости камер и объективов различных фотографических систем

Прежде всего, надо определиться с понятиями. Помимо оптических характеристик объектива, таких как фокусное расстояние и максимальное относительное отверстие (максимальная диафрагма), очень важными, с точки зрения возможности установки какого-либо “неродного” объектива на камеру, являются ещё три характеристики. Первая из них – это рабочий отрезок объектива и камеры, вторая – задний отрезок объектива, и третья – это площадь покрытия объектива (или, что по сути тоже самое – формат кадра камеры). Мы не рассматриваем в этой статье ещё одну характеристику – диаметр посадочного байонета (или резьбы) объектива, поскольку если в продаже имеется готовый адаптер-переходник с одной фотографической системы на другую, а мы будем ориентироваться именно на те адаптеры, которые можно просто купить в фотомагазинах или через интернет, то эта характеристика в таком переходнике уже учтена. К примеру, на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha) можно установить объективы с резьбовым креплением М42х1, но вот какой-либо байонетный объектив от узкоформатных систем (Canon FD, Olympus OM, Nikon F, . ) “прикрутить” не получится именно из-за нехватки места по диаметру посадочного отверстия. Вопросов по какой-либо механической доработке того или иного объектива, связанных с его разборкой и переделкой мы касаться не будем, потому как подобное вмешательство требует определённых навыков и специальных инструментов. Вся информация, приведённая в этой статье подразумевает, что объектив устанавливается на камеру без какого-либо вмешательства в его конструкцию. Что касается особенностей использования конкретных адаптеров-переходников, то с ними Вы можете ознакомиться на страницах “Адаптеры без оптики” и “Адаптеры с оптикой” .

Рабочий отрезок камеры и объектива

Рабочим отрезком камеры или объектива называют расстояние от опорной поверхности объектива (камеры) до светочувствительного элемента (плёнки или цифровой матрицы). Рабочий отрезок для всех камер и объективов одной фотографической системы всегда остаётся неизменным. Измерять рабочие отрезки принято в миллиметрах с точностью до сотых долей.

Теперь остановимся подробнее на рабочем отрезке и на том, как его величина влияет на выбор того или иного объектива. В конце этой статьи приведена таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем, как самых современных, так и снятых с производства. Все они расположены по мере увеличения рабочих отрезков. Таблица даёт представление о том, какой объектив можно использовать в той или иной фотографической системе без применения адаптеров с оптическими элементами, а какой установить вряд ли получится (а если и получится, то с определёнными ограничениями).

Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.

Зарегистрируйтесь!Зарегистрированным пользователям баннерная реклама не показывается!
Вы сможете:
  • добавлять новые темы в форумах
  • участвовать в их обсуждении
  • вступать в сообщества
только если Вы зарегистрированы

Сообщество –

Как создать сообщество?

Как вступить в сообщество?

Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.

Поиск:
Найдено: 12 сообщенийПоказаны: с 1 по 12
Jamocca
автор темы
сообщений: 9
в Клубе: 5932 дня
Днепропетровск
14.12.2004 00:02:04 | Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста механический фотоаппарат, на который можно ставить объективы с резьбой М42. Не только Зениты, если кто знает.

Anarchist
(e-mail)
Гость
Hell
14.12.2004 09:44:00 | Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Не очень хороший вариант – Praktica.
Лучший – Спотматик. Но совместимость со всей оптикой М42 под вопросом (с некоторыми на моем экземпляре механизм прыгалки клинит затвор).

Live free or die

Dmitriy M. Reznitskiy

сообщений: 9163
фотографий: 132
в Клубе: 6329 дней
Moscow
WWW
14.12.2004 09:57:54 | Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Mamiya делала под m42

WBR, Dmitriy M. Reznitskiy http://cyber.miem.edu.ru/

Anarchist
(e-mail)
Гость
Hell
14.12.2004 10:02:36 | Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Dmitriy M. Reznitskiy писал(а):

Да.
Хорошие камеры.
Но их слишком мало.
В том, чтобы искать именно их не вижу смысла.
Иметь в виду – да, надо.

Live free or die

Dmitriy M. Reznitskiy

сообщений: 9163
фотографий: 132
в Клубе: 6329 дней
Moscow
WWW
14.12.2004 10:37:40 | Re: Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Anarchist писал(а):

Да.
Хорошие камеры.
Но их слишком мало.
В том, чтобы искать именно их не вижу смысла.
Иметь в виду – да, надо.

На ebay.de – много, равно как и причиндалов к ним, и объективов.

Исправлено Dmitriy M. Reznitskiy 14.12.2004 10:37:59

Vanya
сообщений: 9822
в Клубе: 6362 дня
14.12.2004 10:52:39 | Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
из новых..по моему бесса выпустила такой аппарат..но как называется хоть убей не помню..

Yurasha
сообщений: 374
фотографий: 4
в Клубе: 5856 дней
Екатеринбург
WWW
14.12.2004 11:06:09 | Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Bessaflex выпущен Cosina Japan под маркой Voigtlander, подробная статья и тест в одном из последних Фотомагазинов.

Зенит и всякие ГДР-овские поделки отсечь не глядя!

Из неновых аппаратов самый лучший вариант это Pentax Spotmatic с большим парком оптики Takumar.

http://www.yurasha.com/

Yurasha
сообщений: 374
фотографий: 4
в Клубе: 5856 дней
Екатеринбург
WWW
14.12.2004 11:11:12 | Re: Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
ну и не надо забывать о такой возможности как:
механический аппарат любой известной фирмы (Nikon, Contax и т.д.) + адаптер.

Такой вариант дает возможность войти в мир другой оптики известной фирмы и время от времени использовать советские объективы (чтобы понять что по настоящему хороших среди них очень мало).

Адаптеры для оптики М42 существуют у всех известных производителей узкопленочной зеркальной фототехники.

http://www.yurasha.com/

Mik_S

сообщений: 13399
фотографий: 30
в Клубе: 6187 дней
Москва. Зеленоград
14.12.2004 11:23:17 | Re: Re: Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Yurasha писал(а):

ну и не надо забывать о такой возможности как:
механический аппарат любой известной фирмы (Nikon, Contax и т.д.) + адаптер.

Такой вариант дает возможность войти в мир другой оптики известной фирмы и время от времени использовать советские объективы (чтобы понять что по настоящему хороших среди них очень мало).

Адаптеры для оптики М42 существуют у всех известных производителей узкопленочной зеркальной фототехники.

только относиться к нему надо с осторожностью.
скажем, как раз Никон – это самое нетривиальное.
на более-менее новых “любительских” АФ-моделях (от F50 до F80, исключение F70) – с не-АФ оптикой не рабоатет замер (и с М42 через переходник тоже).
А кроме того из-за разницы рабочих отрезков – начинаются неприятности с фокусировкой на бесконечности. Которые корректируются линзой в переходнике, но это как-то глупо.

С Пентаксом – все нормально, но есть небольшая кучка проблем с переходниками как таковыми. Ибо они бывают родные, зенитовские, не пойми какие – и у каждого свои причуды. Хотя в целом вроде ставится.

С canon EOS заметных проблем вроде нет, с Минолтой – не знаю.

Так что тоже не все так просто.

Ах, обрыдла мне вся эта музыка, Это автоматное столетие! (Александр Аркадьевич Галич)

Serg_O
сообщений: 2077
в Клубе: 6206 дней
14.12.2004 12:00:50 | Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Anarchist писал(а):

Поддерживаю, спотматик – это ВЕЩЬ !
Для особых фетишистов можно еще порекомендовать:
Voigtlander Bessaflex Silver TM, ну это если деньги совсем некуда деть.

Anarchist
(e-mail)
Гость
Hell
14.12.2004 12:09:27 | Re: Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Serg_O писал(а):

Поддерживаю, спотматик – это ВЕЩЬ !

Мамия тоже должна быть очень хороша.

Live free or die

Евгений Бес
сообщений: 5415
в Клубе: 5867 дней
Питер
WWW
14.12.2004 15:14:42 | Re: Re: Re: Re: Re: Фотоаппараты с резьбой М42. Подскажите.
Mik_S писал(а):

только относиться к нему надо с осторожностью.
скажем, как раз Никон – это самое нетривиальное.
на более-менее новых “любительских” АФ-моделях (от F50 до F80, исключение F70) – с не-АФ оптикой не рабоатет замер (и с М42 через переходник тоже).
А кроме того из-за разницы рабочих отрезков – начинаются неприятности с фокусировкой на бесконечности. Которые корректируются линзой в переходнике, но это как-то глупо.

С Пентаксом – все нормально, но есть небольшая кучка проблем с переходниками как таковыми. Ибо они бывают родные, зенитовские, не пойми какие – и у каждого свои причуды. Хотя в целом вроде ставится.

С canon EOS заметных проблем вроде нет, с Минолтой – не знаю.

Использование старой оптики на современных фотокамерах

Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% каждый год. Хороший объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – гораздо больше. Брать объектив в аренду – хорошее решение для экспериментов с неизведанной оптикой, но весьма расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.

Использование «классических» объективов с ручной фокусировкой может оказаться отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Более того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, старый объектив может дать результат ничуть не хуже того, который можно получить с помощью объектива за 15 тысяч рублей.

Взглянем на цены. Новый фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит около 12 тысяч рублей, новый объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей. Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже. Профессиональные зум-объективы вроде Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене примерно 55 тысяч рублей. Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной найти на барахолках за гораздо меньшие деньги. Например, мне удалось купить объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще можно купить рублей за 300. В общем, разница в цене огромна – тут ничего не попишешь. Поэтому главная причина, по которой стоит использовать старую оптику – банальная экономия.

Какая старая оптика будет работать с цифровой камерой?

Каждый объектив спроектирован под собственный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F. Производители идут на такой шаг осознанно – это позволяет помимо камеры продать и собственные объективы, “привязав” фотографа к своей системе, что называется, «обратив в свою религию». Ну а поскольку срок службы объектива значительно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер. Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.

Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сразу же во время съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами попросту не будет работать на другой зеркальной системе.

Вместе с байонетом, каждый объектив создается таким образом, чтобы обеспечить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это расстояние называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.

Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, эффективный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер сильно увеличивает рабочий отрезок, задняя часть объектива становится сильно отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.

Наоборот, если задняя часть объектива слишком близко к зеркалу, он может испортить внутренние компоненты камеры и помешать ее работе.

Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.

Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, однако рабочий отрезок – ключевой фактор работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное кольцо толщиной 2.5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!

Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой просто потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите значительно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.

Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon достаточно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть друг с доступом к станкам с ЧПУ. Но еще проще будет купить такой – его цена составляет около 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.

Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это совершенно другое ощущение и опыт съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе. Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях. Многие мои знакомые специально переводят свои объективы на режим ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И после таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно новый уровень.

Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет назад для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно высокий спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит обратить внимание на старую оптику для байонета M42. Эти объективы выпускаются с 1940 года и были весьма популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России. Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были даже Carl Zeiss и Voigtlander.

Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью установить M42-объектив на камеру Canon, но его нельзя установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой. То есть установить объектив, конечно, можно, однако он позволит фокусироваться лишь на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно. Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.

Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца также достаточно дешевы и их можно найти в продаже на Amazon.com и многих других интернет-магазинах.

Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете этот аспект и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.

Переходное кольцо для объективов Nikon

В конструкции переходного кольца есть корректирующая линза

Установленный адаптер M42-Nikon А на зеркальной камере Nikon

Мануальная оптика на байонете Nikon F камеры Fujifilm S5 Pro

Объективы M42 достаточно часто можно встретить в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит около 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.

Как снимать с ручной оптикой?

Объектив, установленный через адаптер, может работать только в полностью ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны. Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сейчас изображение. Поэтому для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).

  1. Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
  2. Смотрите через видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет становиться или ярче, или светлее, также вы заметите изменение глубины резкости – особенно это заметно при портретной съемке.
  3. Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
  4. Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого вполне достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
  5. Как только ваш объект в фокусе, нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если много или мало – примите соответствующие меры.
  6. Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытаскивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.

После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.

Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет разобраться с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.

Фокусировочный экран держится защелкой перед пентапризмой

Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это сразу замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный контроль фокусировки, не в пример хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.

Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View. Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заменить стандартный фокусировочный экран на специально предназначенный для ручного наведения на резкость. Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Кроме того, в продаже можно найти специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.

Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала. Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы брать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии. Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.

Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с полностью электронной связью с камерой, объективы с процессорами постепенно отвоевывали место под солнцем у ручной оптики. Но тут возникает еще одна проблема – даже используя хороший объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или менять ISO.

Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый «одуванчик». Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.

Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка «думает», что на нее установили родной объектив. Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной. «Одуванчики» выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и полностью готовыми к работе.

Оцените статью
Добавить комментарий