Второй фотоаппарат

Содержание статьи

Камеры: основная, запасная, вторая

Главным отличием профессионала от любителя является возможность снимать и продолжать фотосъемку в любых ситуациях.

У профессионала нет возможности сказать “Я забыл карту памяти дома”, “Аккумулятор разряжен”, или “Что-то случилось с фотоаппаратом”. Съемка должна продолжаться. Show must go on!. Для этого у профи есть запасная или вторая камера.

Хочу внести ясность:

  • Основная камера – камера, которой выполняется вся съемка.
  • Запасная камера – та камера, которая служит только для подмены основной камеры. Эта камера не снимает до тех пор, пока основная камера не выйдет из строя.
  • Первая, вторая, третья и т.д. камера – камеры, которые могут дополнять друг друга или работать наравне.

Основная камера

Это та рабочая лошадка, которая должна пахать каждый день. Это именно тот фотоаппарат, к работе с которым стоит привыкать, оттачивать мастерство его владением. Нужно знать все трюки, все капризы и все тонкости своей основной камеры.

Ключевой момент – чем чаще работаешь с основной камерой, чем чаще обрабатываешь с нее снимки, тем более изящными становятся все действия, тем более продуманным и гармоничным становится процесс съемки и обработки.

Запасная камера

Самым больным местом во время отказа фототехники является поломка фотоаппарата. Поломку объектива или периферийных устройств можно легко пережить. Например, в фотосумке у меня всегда есть другой объектив, другая карта памяти, другой аккумулятор и т.д. В случае их поломки почти всегда съемку можно продолжить, при этом качество снятого материала может и вовсе не измениться. В случае с отказом фотоаппарата ситуация кардинально меняется.

Для меня запасная камера – это та камера, которая достается из кофра всего несколько раз в год. И лучше такую камеру вообще не доставать.

Ключевой момент: запасной камерой может быть любая, но той же системы и типа, что и основная камера. Например, если я снимаю на беззеркальную систему Fuji, то запасной камерой также должна быть системная беззеркальная камера Fuji. Это может быть самая дешевая камера. Главной задачей запасной камеры – довести фотосъемку до конца.

Работая фотографом и имея в наборе камеры нескольких систем (Nikon DSLR, Canon DSLR, Sony ILCE) я столкнулся с проблемой того, что использовать запасную камеру другой системы очень неудобно. Если на съемке у меня откажет основная камера определенной системы, то мне будет очень неудобно продолжать съемку, используя камеру другой системы.

Если брать конкретику, то запасной камерой для моей основной камеры Nikon D700 была камера Nikon D200. Причина проста: обе камеры используют одни и те же аккумуляторы, карты памяти, переферийные устройства (вспышки и прочее) и имеют на 80% смежный функционал. Со временем большой вес Nikon D200 мне надоел и я поменял ее на Nikon D80. Несколько раз мне даже приходилось продолжать съемку на Nikon D40, при этом заказчик никак не почувствовал разницу в качестве отданного материала.

Я рекомендую делать так, чтобы основная и запасная камеры были максимально совместимы по комплектующим. идеальном варианте запасная камера должна быть той же модели, что и основная камера. Свои наборы основная/запасная камера указывайте в комментариях.

Вторая камера

Вторая камера одновременно может являться и запасной камерой, но не наоборот. Вторая камера подразумевает, что фотограф периодически использует несколько камер. Обычно разные камеры служат для разных задач.

Мой излюбленный вариант, когда используется две камеры с разными объективами. Все знают, что не существует объективов, которые бы идеально подходили для всех типов съемки. Из-за этого иногда приходиться обзаводиться целой коллекцией ;). Используя разные объективы на разных фотоаппаратах можно существенно улучшить качество и разнообразие снимков. Правда, лишь некоторые профессионалы используют две камеры одновременно.

Я больше люблю работать в паре со своим коллегой – в итоге мы снимаем на два фотоаппарата. Снимать же одному на два фотоаппарата непросто. Если я бы снимал на два фотоаппарата постоянно, то это были бы две полноформатные камеры с объективами 85/1.4 и 24/1.4.

По понятным причинам я не рекомендую делать из “запасной” камеры “вторую” камеру. Уже долгое время я использую метод “1 основная + 1 запасная”, но в будущем обязательно планирую перейти на методологию съемки “две камеры”.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Фотоаппарат ФЭД-2 обзор и инструкция

Автор: Иван · Опубликовано 01.04.2018 · Обновлено 05.11.2019

Сегодня мы рассмотрим советский фотоаппарат ФЭД-2.

Я как-то говорил, что не очень интересуюсь эволюцией механических дальномеров этого бренда. Однако, если уж претендовать не некую полноту информации на сайте, то линейку ФЭДов нельзя все-таки обойти вниманием.
Напомню, что вся история советских узкоформатных дальномеров началась с довоенного аппарата ФЭД (без номера). Камера была копией немецкой Leica II и производилась силами Харьковской детской трудкоммуны имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной из бывших беспризорников известным педагогом Антоном Макаренко.

Впоследствии, на базе нескольких мастерских трудкоммуны был создан Харьковский машиностроительный завод «ФЭД».

Не очень широко известно и удивительно, но довоенные аппараты ФЭД были обеспечены отличным парком оптики и аксессуаров отечественного производства. В качестве примера, у меня есть обзор зеркального автоспуска, а в ближайшем будущем я планирую более плотно пройтись по довоенной технике ФЭД.

После Великой Отечественной Войны выпуск копий Leica II был продолжен, причем сразу на двух советский предприятиях — в Харькове на заводе ФЭД и в Красногорске на КМЗ.

Интересно, что оба предприятия выпускали совершенно одинаковый аппарат. Это была довоенная модель ФЭД. Красногорске дальномеры первых выпусков даже носили название ФЭД с эмблемой КМЗ. Потом камеры начали маркировать как ФЭД-Зоркий. И только еще позже аппарат получил собственное имя Зоркий, оставаясь при этом все еще копией довоенного ФЭД.

В общем, старт обоих предприятий был совершенно одинаковый.

Но время не стоит на месте, советская фото-промышленность в те годы развивалась действительно очень быстро. Мне стало интересно немного восстановить ход конструкторской мысли и хронологию конкуренции двух советских фото-гигантов.

Итак, первые Зоркие и послевоенные ФЭДы выпускались до 55-56 годов.

Но еще в 1951 году КМЗ начал выпускать аппарат Зоркий-3. Третий он был потому, что создавался на основе Leica III.

По третьему Зоркому у меня есть обзор, рекомендую поинтересоваться.

Зоркий-3 не был копией немца и его конструкция содержала несколько серьезных преимуществ.

Прогресс налицо. Впервые начав в 1948 году производство копий Leica II по готовым, обкатанным на ФЭД технологиям, КМЗ уже спустя 3 года начинают выпуск аппарата значительно более высокого уровня. Причем не копии, а аппарата с существенной долей самостоятельных конструкторских решений.

Зоркий-3 был аппаратом продвинутым, недешевым и выпуск его был невелик — около 87 тыс. штук. А как же массовый фотолюбитель?

Простой фотолюбитель увидел новинку сильно позднее.

В 1954 году вышел Зоркий-2. Аппарат визуально сильно походил на первый Зоркий (он же ФЭД, он же Leica II). Из улучшений имел автоспуск и позволял менять выдержку до взвода затвора. Фото из Инета.

Харьковчане к этому времени не представили никаких новинок ни в продвинутом ни в бюджетном сегментах дальномеров.

В 1955 году появляются аппараты Зоркий-С и Зоркий-2С. Это модификации соответствующих аппаратов с добавленным синхроконтактом. Зоркий-С также позволял менять выдержку до взвода затвора. Фото из Инета.

На тот момент линейка более простых Зорких имела съемную нижнюю панель. Задняя стенка снималась только у Зоркого-3. Кроме того, обращаю внимание, что все простые модели Зорких имели дальномер не совмещенный с видоискателем. Совмещены они были также только у продвинутого Зоркого-3.

Читайте также:  Фотографии со вспышкой получаются размытые

Наконец, в том же 1955 году вышел герой этого обзора — аппарат ФЭД-2.

Нужно отметить, что второй ФЭД выпускался в разное время в нескольких модификациях, которые существенно отличались. Предприятие совершенствовало конструкцию.

С первых же выпусков ФЭД-2 получил видоискатель, совмещенный в одном поле зрения с дальномером, диоптрийную коррекцию и съемную заднюю стенку. База дальномера была 67 мм, к слову.

Этим ФЭД-2 смотрелся вполне выигрышно против Зорких-С, -2, -2С. У последних, напомню, видоискатель и дальномер — это были разные вещи и картинку оба давали мелкую.

Поэтому, конкретно в 1955 году ФЭД-2 смотрелся вполне себе свежо и актуально. Зоркий-3 был, конечно, круче, но сколько их было и кто их видел?

Были у ФЭД-2 и временные недостатки. Только в через год в 1956 году аппарат получил синхронизатор и возможность устанавливать выдержку до взвода затвора. И только в 1958 году у ФЭД-2 появился автоспуск.

С этого момента аппарат стал вполне зачетным, но вот только уже в 1956 году вышел Зоркий-4, — самый, по моему мнению, удачный дальномер от КМЗ.

Техническое лидерство ФЭД-2 в сегменте массовых дальномеров продлилось всего ничего.

Не исключаю, правда, что цена на ФЭД-2 была все-же ощутимо ниже, чем на Зоркий-4. Я не знаю этого, но вероятность такая есть. Неспроста ведь Мир появлялся.

В общем, при равном старте, линейка ФЭД буквально со второй модели заняла нишу добротных, неплохо сбалансированных, но далеко не передовых аппаратов.

Как история развивалась дальше мы разберем позже, а пока давайте рассмотрим камеру подробнее.

Фотоаппарат ФЭД-2

ФЭД-2 выпускался на Харьковском производственном машиностроительном объединении «ФЭД» с 1955 по 1970 год. Всего было выпущено более 1,6 млн этих аппаратов и в процессе производства конструкция и внешний вид их основательно поменялись.

В обзоре представитель третьего выпуска, имевшего место в 1958-69 годах.

Штатный объектив — Индустар-26М 2,8/50

Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом.

Вес моего экземпляра без объектива 500 грамм.

Элементы управления:

Спереди, помимо объектива, имеем:
— прямоугольное окошко видоискателя;
— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска;
— круглый глазок дальномера;
— гнездо проводного синхроконтакта.
База дальномера ФЭД-2 —большая — 67 мм. Зоркий-6 имел 65 мм. Дальномерные Киевы с их 90 мм, конечно, вне конкуренции, но и такой базой как у ФЭД-2 могли похвастаться единичные конструкции.

Сзади только окуляр видоискателя.

Видоискатель у ФЭД-2 средненький по показателям. Чтоб его оценить нужно четко понимать с чем сравнивать. Зоркому-3 он однозначно проигрывает в пух и прах, но сравнивать с третьим Зорким некорректно.
У более простых Зорких, которые тут упоминались, он выигрывает и смотрится на их фоне отлично. Скажу больше. Мне визуально показалось, что видоискатель ФЭД-2 дает картинку крупнее и ничуть не тусклее, чем ФЭД-5, который вовсю продавался в начале 90-х….

Снизу аппарата имеются два замка задней крышки и штативное гнездо старого стандарта резьбы в 3/8 дюйма.
Основные элементы управления сосредоточены на верхней панели, которая имеет довольно сложную форму. Все элементы хорошо вписаны и упрятаны в рельефе.
Слева направо располагаются:
— головка обратной перемотки, в основании которой помещен рычаг диоптрийной коррекции;
— «холодная» скоба для вспышек;
— головка выдержек;
— кнопка спуска, вокруг которой расположена втулка отключения затвора при обратной перемотке;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра со счетчиком кадров в основании и памяткой типа и чувствительности пленки на вершине.

Головка выдержек небольшая и манипуляции ею нельзя назвать комфортными. Все типично для аппаратов подобного типа. Чтобы поменять выдержку, головку нужно оттянуть вверх, повернуть до совмещения нужного значения выдержки с точкой в центральной части головки и опустить.

При взводе затвора головка вращается, но точка всегда указывает на установленную выдержку, это удобно.

На представленном в обзоре аппарате менять выдержек можно как до, так и после взвода затвора. Но существовали и иные версии, будьте внимательны.
Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Отношение к камере:
ФЭД-2 в той версии, который представлен в обзоре, — это хорошо сбалансированная, функциональная, надежная и достаточно эргономичная камера. Сохранившая при этом часть шарма самой первой модели ФЭДа. Дизайн более поздних ФЭДов был узнаваемым, но уже совершенно другим.

Мне ФЭД-2 весьма импонирует.

Для середины 50-х аппарат смотрелся отлично. Уступая в чем-то 3-й и 4-й модели Зоркого, второй ФЭД наверняка был куда доступнее, что очень важно.

P.S. Объективы от многих советских фотоаппаратов, в том числе от этого, можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. И не забывайте про кроп-фактор.

ТипБрендСсылка на переходник
ЗеркалкиNikonM39-Nikon F
CanonM39-Canon EF
SonyМ39-Sony/Minolta
PentaxM39-pentax K
БеззеркалкиSonyM39-NEX
Оlympus/ PanasonicM39-m 4/3
FujiM39-FX
NikonM39-Nikon 1

Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть 2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Все указанные переходники также можно купить с кэшбэком. Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.

На этом у меня все, удачи!

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Вторая фотокамера на съемке, услуга запасного свадебного фотографа

Зачем фотографу на съемке свадьбы две фотокамеры?

Если ваш фотограф таскает на себе две фотокамеры или больше, это свидетельствует о том, что ваш свадебный фотограф ответственный человек, который очень дорожит своей репутацией. Неужели репутация фотографа напрямую связана с второй камерой на его плече? — Конечно же нет. Но сам факт наличия у свадебного фотографа второй фотокамеры свидетельствует о том, что:

  1. Он подстраховал себя от неприятного случая — внезапного выхода из строя фотокамеры, который может случиться с любой камерой, не зависимо от её цены и уровня;
  2. Он не будет терять драгоценное время на замену объективов, так как на каждой из двух фотокамер установлены объективы с разными фокусными расстояниями.

Таким образом у него повышаются шансы снять все важные моменты вашей свадьбы.

Почему у фотографа две совершенно одинаковые фотокамеры?

Навряд ли это так. Это только издалека они могут выглядеть как совершенно одинаковые. На самом деле эти две камеры могут быть совершенно разными по функционалу и техническим возможностям. Но даже если они окажутся одной марки и серии, объективы у этих двух фотокамер скорей всего будут разными. Скажу больше, это даже хорошо что фотокамеры (body) одной марки и серии, так как фотографу не нужно подстраиваться всякий раз под разные интерфейсы управления.

У нашего свадебного фотографа только одна фотокамера, это плохо?

По большому счёту, вас не должно беспокоить количество висящих фотокамер на плечах вашего свадебного фотографа. Он может быть обвешан фотоаппаратами как новогодняя ёлка гирляндами, или держать в руке одну маленькую невзрачную фотокамеру. Ваш свадебный фотограф несет полную материальную и моральную ответственность за проведение фотосъемки вашей свадьбы, а также за качество конечного продукта — ваши свадебные фотографии.

Читайте также:  Какой объектив Tamron 90мм макро подойдёт для камеры Nikon D 5500?

Поэтому, если камера фотографа внезапно выйдет из строя, вся ответственность за срыв фотосъемки ложиться на плечи вашего фотографа. Он будет обязан возместить понесенный вами моральный и материальный ущерб, который связан с срочным поиском второго фотографа или фотокамеры, а также за безвозвратно потерянные важные моменты происходящих событий.

Чтобы подстраховать себя от таких форс-мажоров, не поленитесь составить и подписать письменный договор с фотографом на предварительной встрече, чтобы в случае чего, можно было вернуть деньги за срыв торжественного мероприятия. Если свадебный фотограф не удосужился приобрести вторую фотокамеру (купить или взять в аренду), возможно, это начинающий фотограф, который вчера взял камеру в руки а сегодня заявляет всему миру что он фото-гуру, или же просто безответственный человек, для которого свадебная фотосъемка и съемка своих друзей на вечеринке — одно и то же.

Нужно ли спрашивать у фотографа на предварительной встрече сколько у него будет фотокамер?

Как я уже писал выше, это не ваша забота, если в самый ответственный момент фотокамера фотографа откажется работать. Но если свадебный фотограф — ваш друг или родственник, в случае чего, вам трудно будет требовать возмещение потерянных средств за срыв фотосъемки.

Скорей всего, вы не станете закатывать скандал, и примите эту ситуацию как должное. Но если вы не желаете попадать в такие форс-мажоры, хотите обезопасить свою нервную систему от срыва, не стесняйтесь спросить у вашего свадебного фотографа о том, что он будет делать если вдруг чего. И уже исходя из его ответа делайте выводы.

Нам нравиться стиль и цена фотографа но у него только одна фотокамера, как быть?

Если уж так случилось, что ваш свадебный фотограф не заработал на вторую фотокамеру и не хочет брать её в аренду, но вы желаете видеть на своей свадьбе только его и никого другого, в таком случае можете подстраховать себя и вашего фотографа.

Возможно, у некоторых из ваших гостей будут зеркальные фотокамеры начального или среднего уровня с штатным объективом. Спросите у ваших родственников и друзей, которые будут присутствовать на вашей свадьбе, смогут ли они в критической ситуации одолжить фотографу свою камеру? А также спросите какие именно у них фотокамеры?

Обладая этой информацией, фотограф сможет выбрать ту камеру, которая хоть как-то сможет заменить его рабочий инструмент. Не лишним будет попросить друзей чтобы они полностью зарядили аккумуляторы к камере, а также прихватили с собой зарядное устройство и дополнительную карточку памяти.

Как обезопасить свадебную фотосессию от форс-мажора?

Если под форс-мажором имеется ввиду внезапный выход из строя единственной камеры фотографа, я могу посоветовать следующее:

  1. Приглашайте на фотосъемку вашей свадьбы только профессионального фотографа, в арсенале которого есть взаимозаменяемая фототехника.
  2. Не поскупитесь, и пригласите второго свадебного фотографа, который в случае чего, сможет продолжать фотосъемку важных событий.
  3. Если не хотите приглашать дорогого профи или второго фотографа, наймите запасного фотографа, который сможет в день вашей свадьбы быть начеку, и терпеливо ждать вашего звонка весь рабочий день.

Услуга запасного фотографа платная, но намного дешевле чем нанимать второго фотографа на весь день.

Что значит термин взаимозаменяемая фототехника?

Взаимозаменяемая фототехника — это такая техника, которая совместима с разными моделями/сериями устройств. То есть может быть использована на устройствах разного класса, но с одинаковыми креплениями, посадочными гнездами и пр. Например, на фотокамере Nikon D90 (кроп) вышел из строя горячий башмак (отвалился от удара вместе со вспышкой).

И если у вас есть вторая фотокамера, например, Nikon D800 (полный формат), вы устанавливаете отвалившуюся вспышку на эту камеру и спокойно продолжаете свадебную фотосъемку. Если вы используете фототехнику разных производителей, например, Nikon и Canon, в случае поломки горячего башмака, работать будет только один комплект фототехники, потому что контакты горячих башмаков этих производителей разные.

По этой причине, большинство фотографов работают с фототехникой одного производителя или применяют универсальное фотооборудование на фотосъемке, которое совместимо с продукцией разных брендов.

Подробнее об услуге запасного свадебного фотографа

Услуги запасного свадебного фотографа практически ничем не отличаются от услуг основного фотографа, за исключением некоторых нюансов. Как обычно, находите фотографа в Сети интернет. Смотрите его портфолио и цены на фотоуслуги. Если все подходит, предлагаете ему посидеть денёк на скамейке запасных поработать запасным фотографом.

Основное выдвигаемое условие — он должен находиться не слишком далеко от места проведения свадьбы, желательно, в нескольких минутах езды, максимум полчаса, и обязательно в полной “боевой” готовности. Не важно кто это, местный житель или приезжий, главное чтобы он в этот день находился рядом (возможно, даже в поле зрения заказчика).

После согласования даты и времени ожидания, оплачиваете услуги фотографа за весь съемочный день, например, с 10:00 до 20:00. Оплата за бронирование рабочего дня (прибл. 10 часов съемки важных событий) осуществляется в день заключения договора или в любой другой, но не позднее чем за неделю до дня вашей свадьбы. Рассчет стоимости: 2$ за 1 час ожидания.

Таким образом, вы застрахованы от любых форс-мажоров на 100%. Будете уверены, что свадебная фотосъемка произойдет даже в том случае, если основной фотограф случайно провалиться в открытую канализацию )).

Кому принадлежат авторские права если фотограф снимает на камеру гостей?

Допустим, у фотографа вышла из строя его единственная фотокамера и он одолжил фотоаппарат у кого-то из ваших гостей. Ситуация не приятная, но вполне возможная. Кто-то может заявить, что авторские права в таком случае принадлежат хазяину фотоаппарата, но это не так.

Не важно на чьей камере сделан снимок, автором фотографии является тот человек, который нажал на спусковую кнопку. В мире есть забавные примеры, когда макака украла у фотографа-путешественника Дэвида Слэйтера фотокамеру и нащелкала около сотни своих автопортретов.

В данном случае, с точки зрения законодательства, авторские права принадлежат этой макаке, но хазяин этой камеры считает иначе. Он выложил эти фото в интернет и заработал на этом кучу денег, не отстегнув макаке ни копейки за её селфи. Эта история выглядит смешно и забавно, но здесь попахивает нарушением авторских прав этой черной макаки )).

Кому принадлежит авторство если на камеру фотографа снимает один из гостей?

Допустим, вы свадебный фотограф, вам захотелось сняться с молодыми и решили сделать групповой снимок при помощи кого-то из гостей. Гость взял вашу фотокамеру в руки, прищурив левый глаз, нажал на спусковую кнопку. В данном случае, автором фотографии будет гость, которого вы попросили снять вас.

Такая же история с авторством, если на улице вас просят снять на их фотоаппарат. Конечно же вы не станете требовать от этих людей соблюдения авторского законодательства по отношению к вам. Скорей всего, вы о них забудете через минуту. Но вы должны знать, что именно вы автор этой фотографии.

Как знать, возможно, через некоторое время цена этого снимка, по какой-то причине, будет довольно высокая. Например, в момент съемки портрета, на задний план кадра залетит какое-то НЛО. И вот тогда вы сможете заявить о своих авторских правах, и потребовать выплаты авторского гонорара.

К сожалению, на практике не реально или очень тяжело будет доказать в суде что именно вы автор того или иного снимка, ведь фотокамера, в которой сохранен данный файл, принадлежит не вам.

Двойные камеры в смартфонах: чем они хороши и как работают?

В феврале прошлого года я уже писала в блоге о том, что двойные камеры станут новым трендом в мире смартфонов . Так, собственно, и произошло (я не ведущий аналитик, если что, просто и так очевидно было:)). В конце концов, мобильную фотографию надо куда-то развивать, просто наращивать мегапиксели неэффективно. А раз физически небольшие размеры сенсоров телефонных камер и ограничения на оптику не позволяют «развернуться», приходиться искать альтернативные решения.

Читайте также:  Универсальный компакт

Сегодня флагманы со сдвоенными камерами есть у HTC, LG, Huawei, Xiaomi, ASUS, ZTE, Lenovo и, конечно, же Apple (конечно, не только у них). Пожалуй, лишь в Samsung этот тренд почему-то проигнорировали. Возможно, из-за технических проблем. Ведь недавно «пробегала» новость о том, что ранний прототип Galaxy S8 все же имел двойной модуль.

Нельзя не отметить, что сама по себе технология не нова. Если помните, в 2010-2011 годах наблюдался бум домашнего 3D. И это коснулось не только телевизоров, но и смартфонов. Модели HTC Evo 3D и LG Optimus 3D оснащались сдвоенными модулями камер для съемки трехмерного видео, а их экраны отображали «безочковый» 3D-контент. На рынке это веяние не прижилось даже по части телевизоров. А уж телефоны вовсе выдавали «вырвиглазное» изображение и никому не понравились. Двойные камеры в них использовались только для создания стереофото и видео. Но пользы от технологии на самом деле больше.

Чем же хороши две основные камеры?

Во-первых, две камеры расширяют «поле зрения». Если модуль один, то он универсальный — подходит для и для пейзажной съемки, и для макро. А вот второй модуль можно установить с широким углом обзора и снимать классные панорамы без «софтовой» склейки.

Во-вторых, двойной модуль повышает четкость и контрастность фотографий. Каждая камера может снимать немного по-разному, делая акцент на разных деталях. Затем два кадра объединяются для получения идеальной картинки.

В-третьих — оптический зум. При желании его можно установить и для одного модуля камеры, но это увеличит габариты смартфона, что не на руку производителю. Когда объектива два, то один может быть широкоугольным (захватывает в кадр больше), а второй — длиннофокусным («видит» дальше). Таким образом можно получить 2-3-кратный зум без ухудшения качества изображения.

Ну и четвертое — красивое боке (размытие заднего плана). В принципе и смартфоны с одним модулем могут делать что-то подобное, но у двойных камер эффект гораздо круче. Все потому что, что первая камера фокусируется на выбранном объекте, а вторая эффектно размывает фон. Затем снимки склеиваются.

Вот и все основные преимущества сдвоенных модулей. Тем не менее, каждый производитель реализует технологию по-своему, так что давайте углубимся в особенности.

Как известно, двойной камерой «одарен» только старший айфон — 7 plus. В первую очередь этим шагом Apple решила важную проблему мобильного мира — сложность использования полноценного оптического зума. Как уже описывалось выше, вторая камера имеет длиннофокусный объектив и, по сравнению с первой, обеспечивает зум без цифрового приближения. Все работает очень четко, спасибо ПО.

От того, что две камеры имеют разное фокусное расстояние, выиграла и опция съемки портретов. Опять же выше уже писала про эту «фичу» — изображения с двух камер соединяются, в итоге снимаемый объект максимально четкий, а фон художественно размыт. Может быть, порой эффект кажется слишком «искусственным», но все равно две камеры реализуют его гораздо лучше, чем чисто программные решения.

Есть у Apple и подражатели. Новая модель ASUS Zenfone 3 Zoom (была представлена в начале этого года) тоже имеет двойную камеру. И в отличие от своего предшественника ZenFone Zoom (в нем использовалась система из нескольких линз) дает 2-кратный зум чисто за счет разного фокусного расстояния. Модель тоже поддерживает съемку портретов в «боке», а еще выделяется супершустрым фазовым автофокусом.

LG

Задолго до того, как свет увидел седьмой айфон, был представлен модульный флагман LG G5 со сдвоенной камерой. Правда, мало кто об этом факте вообще вспомнит, так как телефон почти не был замечен на рынке. G6 постарались сделать совсем другим, но вот две основные камеры у него остались.

Любопытно, что LG используют «двухкамерность» иначе, чем другие производители. Второй объектив тут не длиннофокусный, а наоборот широкоугольный — с углом обзора аж 125 градусов. Аналога оптического зума нет, зато можно снимать шикарные панорамы — в кадр умещается ОЧЕНЬ много! Правда, края могут быть «замылены», но не для всех это критично.


Этот бренд стал одним из первых, «возродивших» двойную камеру в смартфоне. Модель Honor 6 Plus вышла в продажу еще в начале 2015 года. С тех пор флагманы Huawei всегда выходили с двойными модулями. В том числе и популярный P9, и новейший P10. И здесь есть очень интересная особенность: одна камера снимает исключительно монохромное изображение. Это означает, что она улавливает больше света, выдает лучшую резкость, а еще идеально снимает в условиях слабого освещения. В итоге изображение с двух камер объединяется в качественную картинку.

«Побочный» плюс — можно снимать черно-белые фото в отличном качестве (то есть лучше, чем программно «обесцвеченные» обычные).

Впрочем, не только Huawei использует такую технологию. Прошлой осенью «железный» гигант Qualcomm анонсировал платформу Clear Sight — еще одно воплощение той же идеи с монохромными фото. Камеры поставляются в готовом «чипе», использовать без труда его могут любые производители смартфонов. В частности, технологией Clear Sight может похвастаться Xiaomi Mi 5s Plus.

Прошлое, настоящее и будущее двойных камер

Как уже упоминалось во вступлении, нынешний бум двойных камер не первый в своем роде. Когда-то пионерами по части технологии выступили корейцы — еще в 2007 году была представлена модель Samsung SCH-B710 для внутреннего рынка. Она оснащалась двумя камерами (по 1 МП), а дисплей мог воспроизводить стереофоническое изображение. Видимо, популярным телефон не стал, раз продолжения не было.

В 2011 году продавались «тридэшные» LG Optimus 3D Max и HTC Evo 3D. Внимания покупателей нишевые модели почти не привлекли. А так как две основные камеры использовались исключительно для съемки не ставшего популярным 3D, то и развивать идею не стали.

В 2014 году HTC в тщетных попытках вернуть интерес к своей продукции опять вспомнила про технологию двух камер. Флагман HTC One M8 оснащался основной и вспомогательной камерами (4 МП UltraPixel + 2 МП). Вторая была годна лишь для размытия заднего плана. И то делалось это опционально — после съемки в галерее.

Ту же технологию тогда же использовали ZTE в серии Axon и фаблете Grand X Max 2, Xiaomi в Redmi Pro. Плюс еще несколько китайских производителей. Актуальна она и сегодня. У Huawei есть подобная реализация «двухкамерности» в бюджетной модели Honor 6X. Один модуль полноценный 12-Мп, второй — вспомогательный 2 Мп (полезен разве что для “боке”, но все равно интересная «фича» для выделения среди конкурентов).

Иногда две камеры устанавливаются и на передней панели смартфона. Здесь актуальна функция «зума» — можно делать обычные и групповые селфи без труда. Такая реализация встречается в LG V10/V20, Vivo X9.

О нынешних флагманах выше уже говорилось — iPhone 7+, LG G6, Huawei P9/P10.

Что же ждет двойные камеры в будущем? Интересную технологию в начале этого года представила компания Oppo. Она называется 5X Precision Optical Zoom — как несложно понять, речь про 5-кратный оптический зум. Тут тоже используется два фото-сенсора, но на корпусе смартфона нет двух объективов. Один из сенсоров спрятан внутрь корпуса, использована подвижная система линз, расположенная под углом 90 градусов. Благодаря этому удается сохранить предельно тонкий корпус смартфона. В целом конструкция напоминает перископ (свет на сенсор попадает через специальную призму и стеклянное окошко).

Конечно же, при таком увеличении любое дрожание рук размажет кадр. Поэтому в OPPO также разработали продвинутую систему оптической стабилизации как для фотосенсора, так и для призмы: коррекция ведется с шагом 0,0025 градусов. Пока еще не выпущены смартфоны с поддержкой суперзума OPPO, ждем.

Еще одна технология, использующая несколько камер в смартфонах, была разработана в недрах проекта Google Tango. Речь здесь дополненной реальности. Правда, камер требуется больше — три или более. И все они используются для сбора информации о происходящем вокруг и моделирования виртуальной реальности. К слову, смартфоны на платформе Tango уже существуют, например, Asus ZenFone AR. Думаю, идея вполне может «взлететь», не зря же ей Google занимается.

В любом случае использование нескольких основных камер в смартфонах — тема интересная и многообещающая. А вы также считаете? Хотели бы смартфон с двойной камерой? Или баловство все это.

Оцените статью
Добавить комментарий