Выбор светосильного фикса

5 шагов для выбора подходящего фикс-объектива

У объективов с фиксированным фокусным расстоянием есть много плюсов. Один из них – это то, что с помощью объектива, в котором не спрятано ещё 10 других объективов, можно получить умопомрачительно резкие и качественные фотографии. Я люблю говорить, что объективу с фокусным расстоянием 50мм не нужно пытаться быть чем-то другим, нежели объективом с фокусным расстоянием 50мм. Ему только нужно сконцентрироваться на том, чтобы быть именно объективом с фокусным расстоянием 50мм. Конечно, существует достаточно хороших фантастически резких зум объективов, но при их покупке заплатите вы не только за качество, но и за их гибкость в использовании. Фикс-объективы не такие универсальные, но то, чего им не хватает в этом аспекте, они могут наверстать в вопросах качества. И останетесь вы с вопросом: «И я раньше снимал на зум?»

Как выбрать

Как же выбрать объектив с фиксированным фокусным расстоянием, который идеально подойдёт именно вам, когда вокруг так много вариантов? Вы можете поступить как я и купить на пробу невероятное количество объективов (14 за 5 лет), потратив бешеные деньги, а можете попробовать следовать вот этим 5 шагам:

  1. Выберите один из ваших зум-объективов
  2. Выставьте какое-либо фокусное расстояние и не меняйте его
  3. Фотографируйте примерно в течение недели только на нём. Почувствуйте, что такое использовать свои ноги вместо зума. Фотографируйте те же объекты, которые вы фотографируете большую часть времени, и смотрите, как вам данное фокусное расстояние.
  4. Повторите упражнение с другим фокусным расстоянием.
  5. Оцените ваш опыт съёмки на разных фокусных расстояниях. Фокусное расстояние, работать с которым вам было наиболее комфортно, станет отличным ориентиром, показывающим с чего начать при подборе идеально подходящего для вас объектива с фиксированным фокусным расстоянием.

И ещё один совет!

Если вы пользуетесь большим количеством объективов или просто несколькими объективами, существует классный способ, позволяющий видеть в редакторе Lightroom фотографии, сделанные с помощью какого-то конкретного объектива. Сначала убедитесь, что вы находитесь в модуле «Library» (Библиотека). Нажмите «all photos» (все фотографии) слева (под небольшим изображением предпросмотра). Затем на верхней панели нажмите «metadata» (метаданные). Вы увидите множество настроек сортировки, позволяющих точно определить, какие фотографии вы будете видеть. Где-то посередине меню вы найдёте блок, в котором указаны все объективы, с помощью которых были сделаны все фотографии в вашем каталоге (если вы не видите этот блок, воспользуйтесь выпадающим меню, чтобы выбрать «объектив» (lens)). Здорово ведь? Теперь вы можете отсортировать снимки по фокусным расстояниям и посмотреть, какое же из них вы используете чаще всего.

Мой окончательный выбор

Как я уже упоминала ранее, я экспериментировала с большим количеством объективов. Что качается объективов с фиксированным фокусным расстоянием, через мои руки прошли следующие модели объективов от компании Canon: 50mm f/1.8, 50mm f/1.4, 50mm f/1.2, 85mm f/1.8, и 24mm f/2.8. Из них в моей коллекции остался только 50mm f/1.2. Лично я люблю портретные фотографии, которые были сделаны с достаточно близкого расстояния, поэтому объектив с фокусным расстоянием 24мм, хоть я и считаю, что качество фотографий, сделанных с его помощью, было фантастическим, оказался для меня слишком широкоугольным. У объектива с фокусным расстоянием 85мм были феноменальные резкость и качество изображения, но я продала его, чтобы достать деньги на объектив с фокусным расстоянием 50мм. Объектив с фокусным расстоянием 50мм отлично подружился с моим полнокадровым фотоаппаратом, что видно как на более широких семейных снимках, так и на портретах, сделанных с близкого расстояния. Его диафрагма f/1.2 позволяет работать с очень слабым освещением, а резкость просто вызывает восторг. Этот то объектив и стал для меня идеальным объективом с фиксированным фокусным расстоянием.

Теперь ваша очередь подобрать себе объектив с фиксированным фокусным расстоянием! А если вы уже влюбились в какой-то конкретный объектив, расскажите об этом в комментариях!

Про Фото

Обзоры и тесты, просто о сложном

Что такое светосила. Какой светосильный объектив выбрать.

Наверняка, если вы покупали объектив, то не раз слышали такое понятие как светосила объектива. Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы и конечно же продавец старался вам продать более дорогой объектив именно ссылаясь на этот мистический параметр – светосила, как-будто он решит все ваши проблемы 😉

Вначале давайте разберемся что такое светосила объектива, и с чем её едят. Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива – тем больше света через него может проходить, тем больше возможности при съемке в плохом освещении без использования вспышки или штатива.

Светосила объектива зависит от следующих параметров:

  • диафрагма
  • фокусное расстояние
  • качество оптики

Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (так называемой геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают у себя на объективах, наверняка вы встречали следующие подписи – 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.

Для заметки, самый светосильный объектив в мире, был сделан в 1966 году для NASA которые использовали его в целях съемки темной стороны луны. Называется он Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и светосила у него равна 1:0.7, таких объективов было выпущено всего десять.

Каждый фотограф, будь-то он начинающий или профи, знает – самые светосильные объективы это портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. И конечно же, каждый уважающий себя фотограф имеет в арсенале такой объектив. Ещё один плюс, светосильных фиксов – то что они относительно недорогие, к примеру если сравнивать с светосильными зум-объективами, но не менее качественные.

Светосильные объективы идеально подходят для портретной съемки, потому что они дают малую глубину резкости, что очень важно для портретной съемки.

Какой портретный объектив выбрать, со светосилой 1.2, 1.4 или 1.8?

Существует тот факт, что новички хотят купить себе более светосильный объектив, и конечно же продавцы с радостью им продают этот объектив, который стоит в разы дороже. Вопрос только нужно ли переплачивать за диафрагму f/1.4 если вы ей практически не будете ей пользоваться!

Глубина резкости (ГРИП) напрямую зависит от светосилы вашего объектива, поэтому фотографируя с диафрагмой f/1.2, f/1.4 и f/1.8 фокусная плоскость очень мала, и вы рискуете тем, что ваш объект съемки будет вне фокусной плоскости, вот как здесь:

Этот кадр я сделал давно, я его испортил. Испортил тем, что фотографировал с максимально открытой диафрагмой f/1.2 и конечно же, в фокус я не попал, момент упустил, а кадр испоганил т.к. он не резкий (см. статью как сделать фото резким).

Потом я сфотографировал ещё один, в котором все хорошо: лицо в фокусе а фон размытый, но диафрагма уже была f/2.8.

Я много перепортил кадров, до того, как я понял, что f/1.2 нужно использовать только в случае если не хватает света для съемки и то, это не всегда помогает, проще повысить ISO, особенно если у вас полноформатная цифровая камера. Порой, даже на 50мм фикс с диафрагмой f/2.8 – можно промахнуться и многие детали окажутся не в фокусе, поэтому я всегда перестраховываюсь, особенно когда фотографирую моделей, при хорошем освещении использую диафрагму не меньше чем f/3.2.

Как видите, глубина резкости вполне ощутима.

Вывод

Светосильный объектив идеально подходит для портретной съемки, поэтому любой уважающий себя фотограф обязательно должен иметь такой в арсенале.

При покупке светосильного объектива, не покупайтесь на заявленные 1:1.2 либо 1:1.4. Использовать максимально открытую диафрагму вы будете крайне редко, поэтому, если у вас есть выбор между светосильным портретным объективом 1:1.2, 1:1.4 и 1:1.8 не делайте ошибку и не тратьте лишние деньги покупая максимально доступный светосильный объектив, вам вполне достаточно портретника со светосилой 1:1.8.

Спасибо за прочтение и до новых встреч.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект “Про Фото”, это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

А как же луну снимали на такой светосильный объектив? Луна ведь далеко, а значит ГРИП должен быть большой?!

Вот именно что далеко, а значит там глубина резкости даже на открытой диафрагме огромная.

Добрый вечер) Взял объектив 50 мм Никон AF f/1.8 к фотоаппарату Nikon d3200 .К сожалению фотоаппарат блокируется при значении диафрагмы 22. Означает ли это что объектив перестает быть светосильным и работает только с одним значением диафргамы?

Похоже на то, что автор статьи не знает и не понимает четко, что же такое светосила, и лишь благодаря большой практики научился интуитивно использовать этот параметр объектива, а, возможно, и не заморачивается его пониманием, «отдаваясь» полностью автоматике фотокамеры. В этом незнании нет ничего страшного, если оно касается только самого автора статьи. Тем более, что незнание это не мешает делать вполне приличные (для любителя) кадры. Но вот отвечать грамотно, доходчиво и понятно, на вопросы, касающиеся светосилы, автор статьи, как вижу, не может. Поэтому и ограничивается односложными «Да» и «Нет». Но если автор претендует на роль учителя и просветителя сотен, если не тысяч любителей фотографии, то ошибки не допустимы.
Во-первых, дробные величины 1:1; 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1,5,6; 1:8 и т.д. это вовсе не значения светосилы при различных отверстиях диафрагмы. Эти отношения называются величинами относительного отверстия. Т.е. это есть относительные отверстия объектива при различных диаметрах диафрагмы. И равны они отношению светового диаметра объектива (диаметра диафрагмы) к его фокусному расстоянию. А светосила это несколько иное. Ну, хотя бы потому, что светосила численно равна квадрату относительного отверстия. Таким образом, светосила, упомянутого автором объектива Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, равна (1:0,7)^2 = 1:0,5 = 2. Кто-то, вероятно, возразит, какая разница в квадрате или нет, если величины относительных отверстий, в принципе, характеризуют светосилу. И, казалось бы, это будет верным замечанием. Да относительное отверстие в некоторой степени характеризует светосилу, но ровно в такой же степени, в какой степени сторона квадрата характеризует его площадь. Но ведь не станем же мы утверждать, что сторона квадрата равна его площади. Так и с относительным отверстием и светосилой. Нельзя утверждать, что одно равно другому, поскольку эти параметры характеризуют разные свойства объектива.
Во-вторых, что же такое светосила. Это вовсе не то, что считает и не то как объясняет автор статьи: «Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива – тем больше света через него может проходить,» Если поверить в это определение, то можно прийти к выводу что самый большой из существующих объективов со световым диаметром в 1 метр, является и самым светосильным. Ведь именно этот объектив собирает и пропускает через себя наибольшее количество света. Но это не так, потому, что светосила зависит не только от количества прошедшего через объектив света. На светосилу влияет и фокусное расстояние объектива. И если бы в своем определении автор упомянул бы, что все сказанное касается объективов с одинаковыми фокусными расстояниями, то все стало бы точно и на свои места. Если теперь «почти научно», то светосила это величина, которая характеризует яркость изображения в плоскости фотоприемника и показывает в какой степени, яркость изображения отличается от
яркости предмета.
В-третьих, надо четко понимать, что светосила, найденная как квадрат относительного отверстия, это есть геометрическая светосила, которая дает весьма приблизительное представление о светосиле объектива реальной, физической. Конечно, если фотограф всегда при съемке использует автоматику, то знать такие тонкости не обязательно. Автоматика сама определит оптимальную экспозицию измерив световой поток, падающий на фотоприемник, и выберет оптимальные значения выдержки и диафрагмы. Но
тем, кто планирует отключать автоматику, полезно знать, что физическая светосила равна произведению геометрической светосилы на коэффициент пропускания объектива. Им так же полезно знать, что все сказанное выше касается случаев, когда фотографируемый предмет находится далеко и расстояние от объектива до плоскости фотоприемника равно или близкО к фокусному расстоянию объектива. Если же это расстояние превышает фокусное, то светосила уменьшается. Так, например, при макросъемке на двойном фокусном расстоянии, когда размер изображения становится равным размеру предмета, светосила (следовательно, и яркость изображения) уменьшается в 4 раза в сравнении со светосилой при фокусировке на бесконечность.
Если теперь обобщить все сказанное выше, то ответ на Ваш вопрос будет: «Да, может». А неверный ответ автора статьи опять показывает, что он не знает, что же такое светосила, и не имеет морального права поучать других

Читайте также:  Выбор фикса для Canon

На самом деле 0,7 – не самый сверхсветосильный объектив:
–Объектив «Carl Zeiss Super Q Gigantar» 40/0,33 для фотоаппарата «Contarex Bullseye»: 0,33;
–Зеркально-линзовый объектив «ЧВ» 20/0,5, разработанный ГОИ в 1948 году: 0,5;
–Военный объектив «Signal Corps Engineering» 33/0,6: 0,6;
–Объектив «Искра-3» 72/0,65, разработанный ГОИ: 0,65;
–Специальный объектив для космической программы НАСА Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7: 0,7;

Объектив «Carl Zeiss Super Q Gigantar» 40/0,33 для фотоаппарата «Contarex Bullseye»: 0,33;
^^^^
Это была просто глупая шутка инженеров, а вы схавали 🙂

Выбор объективов для Nikon FX

Настоящая статья посвящена выбору объективов для полнокадровых фотоаппаратов Nikon FX. Рекомендации по выбору объективов для камер с кроп-фактором (Nikon DX) находятся здесь.

Для каждого из объективов я указываю ориентировочную цену, вес объектива и диаметр резьбы для фильтров. Удобство и качество объектива, т.е. наиболее важные его свойства, нельзя, к сожалению, выразить одной-двумя цифрами, но я буду вставлять развёрнутые комментарии там, где это необходимо. Кроме того, параметрам фотографических объективов всецело посвящена статья «Критерии выбора объективов». О том, что означают буквы в названиях объективов, можно прочитать в статье «Маркировка объективов Nikon».

На полнокадровые фотокамеры Nikon FX целесообразно ставить исключительно полнокадровые объективы. Несмотря на заявленную Никоном взаимную совместимость FX и DX систем, использование DX объективов на FX камере лишено всякого смысла, поскольку размер изображения, проецируемого DX объективом, недостаточен для покрытия полноразмерной матрицы, и края кадра неизбежно будут обрезаны.

Лучшие объективы для Nikon FX

В статье «Сколько нужно объективов?» описаны основные классы объективов, которые теоретически должны присутствовать в сбалансированной фотографической системе. Рассмотрим каждый из этих классов применительно к системе Nikon FX.

Стандартный зум

Зум среднего диапазона бывает хорош сам по себе, но в составе системы он становится лишним, поскольку начинает функционально конкурировать с более специализированными объективами. Впрочем, это моё субъективное мнение, и если лично вам нравятся стандартные зумы, то кто я такой, чтобы мешать вам?

Наиболее доступный среднедиапазонный зум – AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR (440 $, 465 г, 72 мм), – лёгкий универсальный объектив. Для большинства сюжетов вам его будет более чем достаточно.

Суперзум AF-S Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR (870 $, 800 г, 77 мм) покрывает весь, сколько бы то ни было разумный диапазон фокусных расстояний. Это крупный объектив, но всё-таки компактнее той сумки с объективами, которую он в состоянии заменить в одиночку. Оптически 28-300 недурён, но лишь настолько, насколько это возможно для суперзума. Это означает, что на 16 мегапикселях резкость будет отличной, на 24 – приемлемой, а на 36 – довольно посредственной.

Профессиональным стандартом считается AF-S Nikkor 24-70mm f/2.8E ED VR (2100 $, 1070 г, 82 мм), – узкоспецифический инструмент свадебного фотографа. Имейте в виду, что любой штатный полтинник не менее резок и пропускает в три-четыре раза больше света, будучи при этом в несколько раз легче и дешевле.

Стандартный светосильный фикс

Некогда классический полтинник был самым распространённым типом объективов, однако и сегодня он вполне актуален.

Наилучший вариант – AF-S Nikkor 50mm f/1.4G (430 $, 280 г, 58 мм).

Более дешёвый AF-S Nikkor 50mm f/1.8G (190 $, 185 г, 58 мм) имеет несколько меньшую светосилу, но на практике разница между f/1.4 и f/1.8 совершенно не существенна. Если же покупка полнокадровой камеры опустошила ваш кошелёк, то я бы советовал вам присмотреться к вполне бюджетному AF Nikkor 50mm f/1.8D (125 $, 155 г, 52 мм), – объективу предыдущего поколения, который проигрывает современным полтинникам только по скорости работы автофокуса. Оптически он ничуть не хуже 50mm f/1.8G и даже обладает меньшей дисторсией.

Широкоугольный зум

AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED (800 $, 385 г, 77 мм) – отличный широкоугольный зум-объектив, резкий и лёгкий.

Более тяжёлый и дорогой AF-S Nikkor 16-35mm f/4G ED VR (1050 $, 680 г, 77 мм) имеет постоянную светосилу f/4 и снабжён оптическим стабилизатором. Это, вероятно, наиболее резкий широкоугольный зум из когда-либо выпущенных под маркой Nikkor.

Громадный AF-S Nikkor 14-24mm f/2.8G ED (1500 $, 970 г) – специализированный профессиональный объектив, и большинству фотографов стоит остановиться на более практичном 16-35mm VR.

Широкоугольный фикс

На сегодняшний день лучшим широкоугольным объективом является AF-S Nikkor 24mm f/1.4G ED (1600 $, 620 г, 77 мм). Впрочем, «лучшим» не значит оптимальным.

Если вам не нужна светосила f/1,4 (а она мало кому по-настоящему нужна), то можно выбрать один из более скромных f/1,8 объективов: AF-S Nikkor 20mm f/1.8G ED (770 $, 355 г, 77 мм), AF-S Nikkor 24mm f/1.8G ED (900 $, 355 г, 72 мм) и AF-S Nikkor 28mm f/1.8G (620 $, 330 г, 67 мм).

Промежуточное положение между действительно широкоугольными и нормальными объективами занимают умеренно широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 35 мм: подороже – AF-S Nikkor 35mm f/1.4G (1450 $, 600 г, 67 мм), подешевле – AF-S Nikkor 35mm f/1.8G (540 $, 305 г, 58 мм).

Для пейзажной съёмки светосильная оптика обычно ни к чему, поскольку диафрагма всё равно постоянно оказывается закрыта до f/8-11, а вот лёгкость и компактность оборудования становятся весьма желанными свойствами. В качестве походных объективов очень хорошо себя зарекомендовали AF Nikkor 20mm f/2.8D (520 $, 260 г, 62 мм) и AF Nikkor 24mm f/2.8D (390 $, 270 г, 52 мм).

Длиннофокусный зум

AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR (920 $, 680 г, 67 мм) – весьма достойный телеобъектив. Старшие модели будут стоить значительно дороже.

Профессиональные репортажные телезумы представлены AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8E FL ED VR (2600 $, 1430 г, 77 мм) и его младшим братом AF-S Nikkor 70-200mm f/4G ED VR (1150 $, 850 г, 67 мм). От 70-300 они отличаются большей механической надёжностью и несколько лучшей резкостью при полностью открытой диафрагме.

Лучший объектив для фотоохоты – AF-S Nikkor 200-500mm f/5.6E ED VR (1550 $, 2090 г, 95 мм). Это инструмент для человека, который собирается действительно охотиться, а не просто меряться объективами. Решающую роль в съёмке дикой природы всегда играет умение подобраться к животному поближе. Умение же это достигается многолетней практикой и не зависит от длины объектива.

Портретный объектив

Для съёмки портретов нужен не слишком длинный телеобъектив с большой светосилой.

AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED (2300 $, 985 г, 82 мм) – лучший на сегодняшний день вариант, хотя он и довольно дорог. AF-S Nikkor 85mm f/1.4G (1500 $, 595 г, 77 мм) короче, но доступнее.

85-мм объективы со светосилой f/1.8 стоят заметно дешевле. Можно взять либо более современный AF-S Nikkor 85mm f/1.8G (450 $, 350 г, 67 мм), либо его предшественника AF Nikkor 85mm f/1.8D (450 $, 380 г, 62 мм). Второй объектив фокусируется не столь быстро, но по качеству сборки превосходит новинку. Качество изображения примерно одинаковое.

Эстеты, уделяющие большое внимание характеру размытия заднего плана, могут присмотреться к одному из объективов серии DC (Defocus Control), позволяющих тонко настраивать вид боке – AF DC-Nikkor 105mm f/2D (1100 $, 640 г, 72 мм) и AF DC-Nikkor 135mm f/2D (1150 $, 815 г, 72 мм). Разница между двумя объективами лишь в фокусном расстоянии. Оптически они оба безукоризненны.

Макрообъектив

AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED (840 $, 750 г, 62 мм) – наиболее сбалансированный и универсальный макрообъектив.

Фотографу, который относится к макросъёмке с предельной серьёзностью, подойдёт AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED (1350 $, 1190 г, 62 мм). Этот макрообъектив идеален для съёмки в контролируемых условиях, например, в студии. Большое фокусное расстояние при отсутствии стабилизатора делает его малопригодным на пленере.

Прочие объективы

В настоящем обзоре мы не будем подробно останавливаться на супертелеобъективах, тильт-шифт объективах, а также объективах типа «рыбий глаз». Тот, кому они действительно нужны, может обойтись и без моих советов, а тому, кто без моих советов обойтись не может, думать о подобной экзотике пока не стоит. При желании любой нетрадиционный объектив можно взять в аренду и определиться с тем, нужен он вам или нет.

Типовые комплекты объективов

В качестве примера я постараюсь подобрать несколько минималистичных наборов оптики для фотокамер Nikon FX. Моё мнение вовсе не является безапелляционным и должно служить лишь ориентиром при составлении вашей собственной системы.

Универсальный комплект

Большинству фотолюбителей будет достаточно следующего набора:

При желании 18-35mm f/3.5-4.5G можно заменить на светосильный фикс 20mm f/1.8G или 24mm f/1.8G.

Бессмысленно включать в набор среднедиапазонный зум вроде 24-85mm f/3.5-4.5G VR, – вы будете использовать его слишком редко, поскольку он, по большому счёту, будет дублировать функции других объективов. К тому же 50mm f/1.8G легче любого зума и имеет бо́льшую светосилу.

Читайте также:  Не работает вспышка фотоаппарата ''EXILIM''

Вместо трёх объективов можно взять один единственный 28-300mm f/3.5-5.6G VR, но он будет проигрывать описанной выше комбинации и в светосиле, и в качестве изображения, и в совокупном диапазоне фокусных расстояний, выигрывая лишь в удобстве.

Если вы собираетесь регулярно ходить в пешие фотопоходы, то в качестве стандартного объектива имеет смысл взять более лёгкий 50mm f/1.8D, а в качестве широкоугольного – 20mm f/2.8D или 24mm f/2.8D. Но, говоря откровенно, полнокадровые фотокамеры слишком велики, чтобы можно было всерьёз рассуждать о «лёгких» FX комплектах. Кропнутый Nikon D5500 в комплекте с 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II и 55-200mm f/4-5.6G VR DX II всё-таки лучше подходят на роль туристической системы.

Профессиональный комплект

Традиционно фотографы-профессионалы, снимающие часто и помногу, используют два объектива – теле-зум и широкоугольный зум, – как правило, на двух отдельных фотоаппаратах. Это позволяет им работать очень быстро. Если фотограф планирует снимать при слабом свете, он может захватить с собой нормальный светосильный фикс вроде 50mm f/1.4G, но основу системы всегда составляют два зума.

  • 14-24mm f/2.8G
  • 70-200mm f/2.8E VR

Это классический бескомпромиссный набор фоторепортёра. Подавляющему большинству фотографов он совершенно ни к чему, и вот как можно его модифицировать:

  • 16-35mm f/4G VR
  • 70-200mm f/4G VR

Светосила f/2.8 нужна лишь при съёмке спортивных соревнований ночью. В адекватных условиях f/4 будет вполне достаточно, особенно учитывая помощь стабилизатора.

Разумеется, Никон хочет, чтобы вы играли по его правилам и купили полный набор профессиональных зумов: 14-24, 24-70 и 70-200. На практике же, в компании длиннофокусного и короткофокусного объективов стандартный зум часто оказывается лишним и может быть с успехом заменён небольшим фиксом. А если вы не собираетесь пользоваться широким углом, то вполне можно обойтись парой 24-70mm f/2.8E VR и 70-200mm f/2.8E VR.

Набор фиксов

У Никона имеются две линейки светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием – мажорная, со светосилой f/1,4, и бюджетная, со светосилой f/1,8.

Нет никакого смысла собирать полную коллекцию – вам вполне хватит трёх объективов: широкоугольного (20/24/28/35mm), нормального (35/50mm) и длиннофокусного (85/105mm). Можно и вовсе ограничиться двумя объективами, исключив середину.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Объективы. Мифы и реальность.

Раньше, материал описанный ниже, был частью статьи про типы объективов, но статья выросла и разломалась на две отдельные части.

Объективы. Мифы и реальность.

При выборе фото объектива многие пользователи фототехники сразу хотят получить светосильный 50-ти кратный суперзум объектив с возможностью макросъемки, красивым боке и ‘бритвенной’ резкостью. К сожалению, ни одного такого объектива для фотоаппаратов со сменной оптикой пока не существует. Виной всему законы физики и сложности изготовления.

Про зум-объективы:

  • Практически нет светосильных универсальных объективов для полноформатных камер с относительным отверстием F2.8 и обладающизх зумом больше 3Х. Почти все фото объективы с постоянным значением числа F2.8 имеют зум с кратностью не больше трех (3Х). К таким объективам можно отнести диапазоны: 11-16мм, 14-24мм, 20-35мм, 20-40мм, 24-70мм, 28-70мм, 28-80мм, 70(80)-200(210) – все подобные объективы имеют кратность зума до 3Х. Вывод очень прост – светосильных суперзумов не существует. Самым большим зумом, равным 3.75Х и светосилой F/2.8 обладает объектив Tamron SP AF Aspherical LD [IF] 28-105mm 1:2.8 276D.
  • Нет дешевых автофокусных светосильных зум объективов с F/2.8.
  • Зум-объективы с большой кратностью зума и постоянным значением числа F не обладают высокой светосилой и стоят очень дорого. К таким объективам можно отнести Nikon 24-120mm F/4G VR и Canon EF 24-105mm F/4 L IS USM.
  • Нет легких автофокусных светосильных теле-объективов с постоянной диафрагмой F/2.8.
  • Практически не существует суперсветосильных зум-объективов. Обычно, все светосильные зум-объективы ограничены числом F/2.8. Ограничение в F/2.8 – это серьезный недостаток зумов. В качестве исключения могу привести только Sigma 18-35/1.8 и то, этот объектив рассчитан только на работу с APS-C камерами.
  • В некоторых случаях вместо одного универсального тяжелого суперзум объектива, по типу 18-200мм, 18-270мм, 18-300мм, можно использовать несколько зум объективов, например 18-300мм можно заменить связкой 18-55мм + 55-300мм. Иногда набор из нескольких объективов может быть дешевле, чем один супер зум.
  • В общем случае, у зум объективов наблюдается ухудшения показателей качества изображения с увеличением кратности зума. Чем больше зум – тем хуже качество. Но бывают и исключения.

Про фикс объективы:

  • Только фикс объективы обладают диафрагмой F2.0, F1.4, F1.2 и ниже. Это означает, что если нужен суперсветослиьный объектив, то на помощь может прийти только фикс.
  • Самый дешевый светосильный автофокусный фикс объектив Nikon 50mm F1.8D за 100 у.е. будет иметь в 2.5 раза большую светосилучем самый дорогой Nikon 70-200VR F2.8, который стоит дороже 2000 у.е. Такие вот пироги, потому, когда смотрите на супербольшие и супердорогие зумы у других фотографов, всегда помните, что маленький, суперлегкий объектив может положить на лопатки профессиональный зум по светосиле. Часто, то же самое утверждение справедливо и для качества изображения, например, относительно темный Индустар-50-2 F3.5 (но супер дешевый) – может легко ‘уделать’ по резкости легендарные объективы серии 24-70mm F/2.8.
  • Я не советую гоняться за профессиональными зумами по типу 80-200 F2.8, 70-200 F2.8, 24-70 F2.8 и т.д. Они очень тяжелые, их сложно транспортировать, они не всегда помещаются в кофр. Такие зумы нужны в основном для профессиональной съемки. Мне приходится часто снимать, и я знаю, что за 1 день от тяжелой связки объектив + камера + вспышка, руки очень сильно устают. Очень часто фикс со средним значением фокусного расстояния весит в несколько раз меньше и с его помощью можно сделать все то же самое. Например, на замену объектива класса 70-200мм можно взять один фикс на 135мм, на замену 24-70 можно взять супер качественный полтинник 50мм. На замену 14-24 можно взять 20мм. В идеальном варианте, зум разбивается на несколько фиксов. Я никоим образом не агитирую переходить на фиксы, просто делюсь некоторыми соображениями по этому поводу.
  • Огромная светосила фикс объективов в большинстве случаев не используется при съемке. Но большАя светосила таких объективов позволяет более точно работать автоматической системе фокусировки, и дает яркое изображение в оптическом видоискателе, что важно при ручной наводке на резкость.

Говорить о качестве изображения – очень скользкая тема. Мое мнение, что нельзя просто сравнивать объективы разных классов и типов. Можно сравнивать только определенные их параметры (резкость, светосилу, цветопередачу), но говорить о качестве изображения в общем – нельзя. Нельзя сравнивать зумы и фиксы – у них разные задачи и само собой, разное формируемое изображение. Нельзя сравнивать объективы с разными фокусными расстояниями – у них разные задачи.

Мифы про объективы:

  1. С помощью фикс объектива можно сразу получить шедевр – это заблуждение. Фикс объективы имеют лучшие показатели качества изображения, светосилы – но не больше. Чтобы получить хороший снимок, нужен определенный подход. Отсутствие зума у фикс объективов компенсируется ногами фотографа. Есть даже такое шуточное понятие: “на фикс нужно зумить ногами“. Самый сложный фикс в моей практике – это Гелиос-40-2.
  2. Удобство зумов. Удобное использование зумов не всегда такое “удобное” как пишут. Зумы почти всегда тяжелее чем фикс объективы, их сложно транспортировать. Мой 70-300VR еле помещается в кофр. Большим зум объективом сложнее управляться, от него больше устают руки. При динамической съемке с перебежками, большим зумом легче зацепиться и сломать его. Лично я за свою практику калечил объективы. Принято говорить, что зумы чаще ломаются, так как имеют больше подвижных частей, имеют больше проблем (с высовыванием хобота, и функцией “пылесоса”).
  3. Неудобство фиксов. Фиксы не всегда такие неудобные, как про них говорят. Фиксы, в основном, гораздо легче зумов. Например, снимая портрет на 100мм фикс Вы всегда знаете, что не будет никакой дисторсии, если же снимать на зум (к примеру 18-105мм) – то часто подходишь к объекту съемки, случайно уменьшаешь фокусное расстояние, в итоге получаешь ‘бочку’ (бочкообразную дисторсию) и в результате не самую приятную картинку. Потому, используя зум объективы приходится дополнительно следить за фокусным расстоянием. Для теле-зумов нужно еще тщательно следить за выдержкой, так как на объектив 70-200мм в положении 70мм можно снять на 180 с, а вот при зумировании на 200мм снять на 180с не всегда получится.
  4. Самый дешевый фикс лучше дорогого зума. Контрпример, для широкого угла зум 18-70мм подойдет куда лучше нежели дешевый 50мм фикс. Все зависит от ситуации и нужд.
  5. Светосила – всегда хорошо. На самом деле, в солнечный день на ISO 100, очень сложно использовать диафрагму ниже F1.8, так как света очень много и дозировать его с помощью выдержки не всегда возможно. Ряд камер имеет ограничение по выдержке в 1/4000 секунды, и если днем установить F1.4, то без пересвета не обойтись. Чтобы понизить количества пропускаемого света но сохранить маленькую ГРИП, следует пользоваться нейтральными фильтрами. Также, супер светосила дает очень маленькую глубину резко изображаемого пространства. Для некоторых целей маленькая ГРИП неприемлема.
  6. Темный объектив – всегда плохо. Это не всегда является правдой. Например, для студии вполне можно использовать китовый “темный” объектив. В студии можно использовать много света и чаще всего съемка проходит на диафрагмах F5.6-F16.0. В связи с этим, темный объектив – это хорошо, так как можно сэкономить денег на дорогом светосильном объективе.
  7. Нужно иметь полный набор объективов в спектре 14-200мм или около того. Это не так, мои коллеги часто обходятся двумя, тремя объективами и у многих не закрыт какой-то диапазон фокусных расстояний. Лично у меня нет сверширокоугольного диапазона, я ограничиваюсь 17-85мм на кропе и 28-135 на полном кадре. Я перепробовал кучу объективов, так как пишу обзоры фототехники и сделал выводы для моих нужд. Другие люди сделают свои выводы. Не попробуете – не узнаете, потому, я не рекомендую принимать близко к сердцу размышления на разного рода фото-форумах. В истории много фотографов, которые снимали на один объектив всю жизнь и ни капли сил не тратили на выбор техники.

Личный опыт:

Меня постоянно спрашивают, чем я пользуюсь для съемки. Мне нравятся фиксы и для меня не составляет труда для перекомпоновки кадра бегать туда-сюда. В то же время я пользуюсь и зум объективами, они реально могут упростить жизнь фотографу. Какими типами и наборами объективами пользоваться, каждый должен решить сам для себя.

Выводы:

Очень сложно найти один объектив, с помощью которого можно осуществлять съемку разных типов. Часто приходиться использовать набор из нескольких объективов.

Читайте также:  Широкоугольный объектив для кропнутого Canon

↓↓↓ Ставим лайк обзору и делимся ссылкой в соцсетях ↓↓↓. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал

Какой объектив купить на смену «китовому»

1. ЗУМ или ФИКС?

Зум объективы (zoom — приближать-отдалять) — это объективы с переменным фокусным расстоянием, т.е. такие объективы покрывают сразу несколько фокусных расстояний. Например, 24-70 мм или 70-200 мм. Если сказать очень примитивно, то это те объективы, у которых можно крутить кольцо выбора значения фокусного расстояния, при этом объекты в кадре визуально приближаются или отдаляются. Большинство китовых объективов — это зум объективы, например, 18-55 мм.

Фикс объективы (fix — закреплять, устанавливать) — это объективы с постоянным фокусным расстоянием. Для того чтобы визуально приблизить или отдалить предметы в кадре с таким объективом, необходимо физически подойти ближе или отойти дальше. Это все равно, что глаза человека — чтобы рассмотреть что-то крупнее, необходимо просто сделать шаг вперед. Примером фикс объективов могут служить 50 мм, 85 мм, 100 мм, 35 мм, 24 мм и т.д.

Хорошо, а как это поможет при выборе объектива? И у той, и у другой категории объективов есть свои плюсы и минусы. Давайте разберемся.

Преимущество зумов в основном заключается в удобстве и универсальности — буквально не сходя с места, например, можно сфотографировать портрет в полный рост, поясной портрет и даже крупный план на один объектив. Поэтому зумы приходят на выручку при съемке репортажей, событий, свадебной съемке (церемония, сборы, банкет), когда некогда или невозможно бегать вокруг с фиксом. К тому же, приобретая зум, вы сразу «покупаете» целый диапазон фокусных расстояний, что выходит дешевле, чем аналогичный по ФР набор из 3-4 фикс объективов.

Основной недостаток зум объективов по сравнению с фиксами — это нехватка резкости, а зачастую и светосилы. Из-за особенностей конструктива зум объективы предполагают наличие подвижных частей, которые не позволяют добиться резкости, сравнимой с фиксами. К тому же вы не найдете зум объектив со светосилой 1.8, 1.4 или 1.2, поэтому для любителей открытых диафрагм фиксы — настоящая находка.

2. СВЕТОСИЛА

Светосила объектива напрямую влияет на то, до какого значения вы сможете максимально открыть диафрагму. Светосила объектива обычно указывается в маркировке модели в виде диафрагменного числа. Например, на объектив 50 мм 1.4 вы сможете снимать с максимально открытой диафрагмой 1.4, а на объектив 24-70 2.8 — с диафрагмой 2.8 (т.е. диафрагмы 2.5, 2.0, 1.8 и т.д. будут недоступными в силу особенностей конструкции объектива).

Объективы с постоянной светосилой — это все фиксы и зум объективы, которые позволяют максимально открывать диафрагму на одно и то же заданное значение, независимо от выставленного фокусного расстояния. Так, объектив 70-200 f4 позволит вам сделать кадр с диафрагмой f 4.0 и с фокусным расстоянием 70 мм, и 85 мм, и 135 мм, и 200 мм. Объективы с постоянной светосилой предпочтительнее, так как они позволяют снимать с одинаковыми настройками экспозиции, независимо от выбранного фокусного расстояния.

Объективы с переменной светосилой — это обычно более бюджетные варианты зум объективов. Их основная особенность заключается в том, что они позволяют максимально открывать диафрагму до разных значений на разных фокусных расстояниях. Обычно на «коротком» конце объектива (меньшее значение фокусного расстояния, более широкий угол) такие объективы позволяют сильнее открыть диафрагму, чем на «длинном конце» (большее фокусное расстояние).

Хороший пример — тот же самый китовый объектив 18-55 мм f3.5-5.6, что означает, что в положении 18 мм диафрагма откроется до значения 3.5, а в положении 55 мм вы сможете снять только со значением f5.6. В результате накладываются ограничения на параметры экспозиции и настройки фотоаппарата, в зависимости от выбранного фокусного расстояния. А если вы снимаете в Мануальном режиме, то при простом изменении фокусного расстояния с 18 мм до 55 мм (без корректировки настроек экспозиции) вы пропустите в 2 раза меньше света (за счет использования более закрытой диафрагмы), что отразится на конечном результате (кадр получится темнее). Поэтому о такой особенности нужно постоянно помнить во время съемки, а это не совсем удобно.

3. СТАБИЛИЗАТОР ИЗОБРАЖЕНИЯ

Быть или не быть? Нужен или не нужен? Здесь вопрос не только принципа, но и денег, поскольку объективы со встроенным стабилизатором стоят примерно на 30% дороже, чем их аналоги без стабилизатора. Тут у меня подход такой: если хватает денег, лучше купить со стабилизатором, хуже не будет, а в ситуациях с недостаточным освещением при съемке с рук на довольно длинной выдержке стабилизатор ой как пригодится. Если же вы снимаете исключительно со штативом или только в студии, то на стабилизатор можно не тратиться. А вот тем, кто чаще снимает с рук, а тем более на ходу, в спешке (путешественники, свадебные фотографы, репортажники), то лучше потратить лишнее и быть уверенным в результате.

Для каких объективов стабилизатор жизненно необходим?

В принципе, можно наплевать на стабилизатор в объективах с фокусным расстоянием до 70 мм. С такими объективами можно без боязни появления шевеленки снимать с рук на выдержках 1/80 сек и короче. А если принять удобную позу, хорошо зафиксировать торс и положение рук, плавно нажать на кнопку спуска, то можно получить резкий кадр без штатива и на выдержках до 1/30 сек (у особо натренированных может получиться и дольше — дело сноровки). Для шириков типа 15-24 мм и фишаев стабилизатор вообще не нужен.

Другое дело, когда вы идете снимать с объективом типа 70-200 мм со светосилой f4, а сумерки сгущаются… Подняли ISO, открыли диафрагму на максимум, а света все равно не хватает. Приходится удлинять выдержку, а объектив хороший, такой весомый, качается во все стороны, и на 200 мм даже уже на выдержках 1/125 — 1/160 сек лезет шевеленка.

Вывод: чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем важнее наличие встроенного стабилизатора изображения.

4. ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ФОТОРЮКЗАКА и мои рекомендации по набору объективов:

Набор «Универсальный классический» — для портретной съемки, для студийных, репортажных и свадебных фотографов

1. Универсальный штатный светосильный зум объектив — типа 24-70 мм 2.8 или его аналоги 28-75 мм 2.8 и т.п.

Рабочая лошадка — «и в пир, и в мир, и в добрые люди», снимать практически все — от пейзажей, архитектуры, групповых портретов до крупного плана. Опять же зум — удобно быстро переключаться, менять угол обзора, перспективу и композицию в кадре. Постоянная светосила позволяет снимать с одними и теми же настройками экспозиции на разных фокусных расстояниях. Неплохое значение светосилы 2.8 облегчает работу в условиях недостаточного освещения и дает возможность работы с малой глубиной резкости, особенно на фокусном расстоянии 70 мм.

Если еще есть встроенная функция «макро», то такой объектив позволяет сфокусироваться с меньшего расстояния, чем стандартные объективы, что создает «псевдо макро» эффект.

Особенность на кропе — иногда может не хватать широкого угла на 24 мм, которые на кропе превращаются примерно в 38 мм.

2. Хотя бы один светосильный фикс — лично мой выбор — это 50 мм 1.4 (можно 1.8) на кропе или 85 мм 1.4 (можно 1.8) на фулфрейме.

Резкий, морозно-звонкий на средних диафрагменных значениях (f4.0 — f8.0), с красивым боке на открытых диафрагмах (1.4 — 2.0) — у новичков вызывает эйфорию после китового объектива. Замечательное решение для портретного объектива и для фотографий с красивым боке и размытием. Отлично работает в студии.

Если предпочитаете снимать портреты на длиннофокусный объектив, возможны варианты фикса 100 мм 2.0 или 135 мм 2.0.

Если наоборот склонны к широкому углу, то ваш выбор — 35 мм 1.4, 28 мм 1.8 и т.д. Помните, что на кропе угол обзора всегда будет меньше, то есть в кадр влезет меньше, чем с таким же фокусным расстоянием на фулфрейме. Поэтому широкий угол для кропов можно брать с запасом — не 28 мм, а 15 — 20 мм, например.

3. Длиннофокусный зум — 70-200 мм 2.8 (можно 4.0) — лично я использую для портретной съемки

Мне нравится качество боке (размытие заднего плана), отделение модели от фона, компрессия в кадре (сужение пространства). Не нравится вес и габариты, но от этого никуда не денешься. Кому-то, наоборот, чем больше объектив, тем больше весомости и авторитета. У меня под конец свадебного дня отказывают суставы на правой руке )

Можно брать и до 300 мм — снимать живую природу или просто удаленные предметы и события.

4. Широкоугольный объектив 10-20 мм — зум или фикс для меня не принципиально. Лично для меня это объектив «на всякий случай», когда нужен один классный кадр архитектуры, пейзажа или портрета в тесном помещении.

У меня в качестве бюджетного ширика работает даже не ширик, а фишай, причем российский — Зенитар f16 2.8. Достаю я его раз в несколько месяцев, когда действительно есть необходимость снять что-то эпическое (ну или комичное с его смешными искажениями пространства).

Если кто-то увлекается съемкой архитектуры, пейзажей, городских зарисовок, или у кого-то стиль съемки требует широкий угол, тогда выбирайте себе широкоугольный объектив по душе. На личном опыте что-то посоветовать не могу, но много хороших отзывов про Sigma 10-20 мм с исправленными геометрическими аберрациями (снимает без искривлений).

5. Макрообъектив типа 100 мм 2.8 Macro или просто набор макроколец, которые из уже существующих объективов сделают макро с небольшой потерей в качестве и удобстве съемки.

Это абсолютно опционально и зависит от ваших предпочтений — не все снимают макро, и не всем это нужно. Но если вы занимаетесь свадебной фотографией, то для съемки деталей (обручальных колец, украшений и проч.) макро очень даже красиво впишется в ваш набор техники. Лично у меня набор макро колец +1, +2, +4 и +10, которые работают прелестно. По диаметру они совпадают с 2мя моими объективами (накручиваются на резьбу), для использования с другими объективами я просто придерживаю их левой рукой перед передней линзой.

Если же вы всерьез хотите заниматься макро съемкой (а не так, от случая к случаю), то конечно лучше вложиться в полноценный макро объектив (фикс) с масштабом съемки 1:1 — так называемое «реальное макро».

Помните, что это только примерный набор объективов, конечный выбор зависит только от ваших предпочтений в фотографии.

Также порядок приобретения указанных объективов зависит от того, чего вам «не хватает» и что хочется попробовать в первую очередь. Лично у меня первым появился светосильный фикс, потом длиннофокусный зум, потом фишай, а китовый объектив все это время работал на подстраховке как штатный объектив, пока я его не заменила на светосильный универсальный зум.

Надеюсь, что я сняла добрую половину ваших вопросов или, наоборот, породила новые. Можете задавать их в комментариях под статьей.

Смотрите видео «Какие бывают объективы» для тех, кто плохо понимает разницу между длиннофокусным и широкоугольным объективами

Оцените статью
Добавить комментарий